Буква Р
Существует несколько вариантов неверного произношения буквы Р:
- дети могут не произносить этот звук вообще (корова — коова),
- может быть замена твердой буквы Р на мягкую (рука — рюка),
- иногда букву Р заменяют другими буквами (рука-лука, дука, люка, йюка и т.д.).
Как же заниматься с ребенком, чтобы научить его верному произнесению буквы Р?
- Артикуляционные упражнения подготовят мышцы губ и языка к занятиям. Их нужно проводить ежедневно.
- «Варенье». Ребенок должен приоткрыть рот и водить языком вправо и влево по верхней губе. Чтобы заинтересовать малыша, можно намазать рот чем-то сладким.
- «Маляр». Нужно водить языком вперед и назад по нёбу, как это делает маляр своей кистью.
- «Гриб». Ребенку надо открыть рот, улыбнуться и прижать язык полностью к нёбу, удерживая его от 3 до 10 счетов.
- Дыхательные упражнения помогут с нужной интенсивностью направлять струю воздуха, чтобы получился верный звук. Вдох должен быть строго через нос, а выдох — через рот. Повторять упражнение больше 4 раз не надо.
- «Свеча». Нужно задуть горящую свечу. Делать это можно короткой, сильной струей воздуха, можно, наоборот, слабой. Или задувать с близкого расстояния, с каждым разом увеличивая дистанцию.
- «Снежинка». Ребенок должен растянуть губы в улыбке и расположить язык на нижней губе. Нужно сдуть кусочек бумажки («снежинку») на кончике языка.
- «Буря». Понадобится стакан с водой и трубочка. Ребенку надо выдохнуть в трубочку, опущенную в стакан. Так в воде получится настоящая «буря».
- Вибрация языком — учимся чувствовать и воспроизводить.
Нужно сесть вместе с ребенком перед зеркалом. Он должен видеть положение языка и губ взрослого. Так будет проще повторить правильный звук. Стоит попробовать произносить букву Р, рыча как тигр, или мурлыча, как кошка. Упражнения будут более результативными, если ребенку будет интересно выполнять задания.
Можно научиться произносить букву Р, используя другие буквы. Например, ребенок может протяжно произносить звук З, держа язык в верхнем положении. Затем надо быстро проводить языком по бугоркам за верхней челюстью. Получится звук СР.
Также можно поработать с другими буквами. Например, учиться произносить Р через хорошо отработанные Д, Ж, С. Постепенно можно будет уйти от лишних букв, автоматизировав произношение буквы Р. Для этого нужно часто использовать в речи слова, содержащие проблемную букву Р.
Игры с буквой Р
Чтобы закрепить эффект от упражнений, важно в течение дня возвращаться к отработке навыков
- «Волшебный мешочек». Дети достают из мешочка предметы или картинки с изображениями предметов. Надо произнести название предмета, четко выговаривая букву Р.
- Игры с крупами. Они хорошо стимулируют мелкую моторику, а, значит, и речь. Можно изображать предметы, в названии которых есть буква Р. Например, коРРРРона из гРРРРРечки.
- Повторить слог наоборот. Ар-ра, ур-ру и т.д.
- Закончить фразу. Потребуются картинки с подсказками. Например, ро-ро-ро — перо.
- Короткие песенки или стихотворения. Например:
Барашек, барашек, Покажи рога. Дам тебе я сахару, Кусочек пирога!
Скороговорки с буквой Р
- Красный краб кричит «Ура!» Резать торт пришла пора.
- Проворонила ворона вороненка.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Три сороки-тараторки тараторили на горке.
- Разъяренный крокодил раздражен и нелюдим.
- Грянул гром — гроза в разгаре.
- Боря Ире дал Ириску. Ира Боре — барбариску.
- Тридцать три трубача трубят тревогу.
Этап 3. Работа над постановкой шипящих
Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно
Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков , , , настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.
Упражнения для губ
«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.
«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:
1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;
2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.
«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».
«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.
Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.
Гимнастика для языка
«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.
Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».
По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.
«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.
«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).
«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.
«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.
«Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.
Дыхательная гимнастика
«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.
«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук , сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук , а не .
«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.
«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
ФНР – фонетическое недоразвитие речи
Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.
Такие расстройства могут проявляться:
- в пропуске звука – «хлеб» — «леб»
- в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное и т.д.
Неправильное произношение может быть замечено в отношении всех согласных звуков, но реже происходит нарушение артикуляции у звуков, которые легко произносятся и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).
А вот чаще всего нарушаются:
- свистящие звуки – С, З (и их мягке пары), Ц
- шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ
- сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)
- заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)
Буква С
Причины неправильной артикуляции
Основная причина проблем с буквой Ш, как и при произнесении многих других звуков, это различные физиологические особенности органов артикуляции:
- неправильный прикус (в том числе из-за долгого и активного сосания соски);
- высокое нёбо;
- неверное положение зубов;
- короткая или неэластичная подъязычная уздечка
- слишком крупный язык и др.
Однако нередки случаи, когда искажение произношения у детей вызвано другими факторами.
- «Сюсюкание» родителей. Слишком утрированные родительские «нежности» приводят к тому, что ребенок слышит и воспроизводит такое же сюсюкание.
- Дефекты речи родителей. Если мама или папа сами произносят звук с дефектом, малыш берет с них пример.
- Отставание в психоречевом развитии. Часто оно сопровождается и физическим отставанием. Причин тут может быть много, а коррекция при этом самая сложная, зачастую требующая медикаментозного лечения.
- Завышенные требования. Случается, что родители донимают своих детей требованием «скажи – шуба», при этом не объясняя им, как правильно расположить зубы или язык. А те могут сами этого просто не понимать.
- Нарушение физиологического или фонематического слуха. В первом случае дети просто плохо слышат, во втором затрудняются дифференцировать шипящие или другие звуки в речи. Это осложняет и их правильное произношение. Коррекция здесь тоже будет достаточно сложной – для начала нужно научить малыша (конечно же, в игровой форме) распознавать проблемную фонему в речи. И только после этого – заниматься артикуляцией.
Автоматизация звука ш
Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш начинается с того, ребёнку предлагают сказать, на что похожа буква Ш, в чём помогут картинки с её изображениями.
Далее занятия по автоматизации строятся в такой последовательности: поставить звук изолированно, затем автоматизация звука Ш в слогах, потом идёт проговаривание слов, предложений со звуком Ш и уже в конце учат логопедические стихи, чистоговорки, скороговорки.
Автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях
Для дошкольников занятия по постановке звука становятся интересными и ожидаемыми, если логопедическое занятие начать в игровой форме. Например, предложить отыскать букву «ш» на картинке, рассказать забавный стишок про букву «ш».
Автоматизация в слогах начинается из проговаривания тех сочетаний, где «ш» стоит сначала: ша, шо, шу.
После освоения идут обратные слоги — аш, уш и т. д.
Затем слоги, закрытого и открытого типа, сопряжённые с другими звуками: што, шут, штат.
Слова на букву «ш» — следующий этап. Тренировать нужно произношение слов со звуком «ш» в конце и в середине.
Звук ш в словосочетаниях.
Звук ш в предложениях: начинайте с коротких и продолжайте к более сложным.
Если ребёнок уже читает, в качестве рабочего материала может послужить конспект индивидуального занятия, а именно — его фрагмент со слогами и словами, чтобы он читал их самостоятельно.
Автоматизация в стихах, пословицах, скороговорках, загадках
Есть много забавных стихотворений, потешек, пословиц и скороговорок, которые помогут добиться автоматизации этого звука.
Стихи:
Чистоговорки:
Игры на закрепление звука
Предлагаем ряд игр на автоматизацию звука «ш»:
«Змейка»: на картинке нарисована змейка, которая хочет попасть в домик. Он находится по другую сторону лабиринта. Задача малыша — помочь змейке доползти домой, ведя пальчиком по лабиринту и проговаривая звук «ш».
«Помоги мышонку»: сюжет игры — мышонок убегает от кошки. Ребёнку нужно последовательно читать слоги, а потом и слова с буквой ш, чтобы грызун мог убежать от кота. Первый раз делать упор на правильное произношение, а потом можно предложить увеличить скорость бега мышки, читая слоги, слова быстрее.
«Логопедические сказки с картинками»: придумать или взять с интернета готовую сказку, где есть множество слов со звуком «ш». Задача ребёнка — прочитать сказку, верно произнеся звуки.
Автоматизация звука «Ш» в слогах
Произносим слоги, следим за правильным произношением звука «Ш».
Задание 1
- Ша — ша — ша, Ша — ша — ша.
- Шо — шо — шо, Шо — шо — шо.
- Ше — ше — ше, Ше — ше — ше.
- Шу — шу — шу, Шу — шу — шу.
- Ши — ши — ши, Ши — ши — ши.
Задание 2
- Ша — шо — шу — ши, Ша — шо — шу — ши.
- Ше — ша — шо — шу, Ше — ша — шо — шу.
- Ша — ше — шо — ши, Ша — ше — шо — ши.
- Шо — шу — ше — ша, Шо — шу — ше — ша.
Задание 3
- Аш — аш — аш, Аш — аш — аш.
- Ош — ош — ош, Ош — ош — ош.
- Уш — уш — уш, Уш — уш — уш.
- Ыш — ыш — ыш, Ыш — ыш — ыш.
Задание 4
- Яш — яш — яш, Яш — яш — яш.
- Ёш — ёш — ёш, Ёш — ёш — ёш.
- Юш — юш — юш, Юш — юш — юш.
- Иш — иш — иш, Иш — иш — иш.
- Еш — еш — еш, Еш — еш — еш.
Задание 5
- Аш — ош — уш — ыш, Аш — ош — уш — ыш.
- Яш — ёш — юш — иш, Яш — ёш — юш — иш.
- Еш — аш — яш — уш, Еш — аш — яш — уш.
- Юш — яш — аш — юш, Юш — яш — аш — юш.
Как правильно осуществить постановку звуков у ребенка: общие рекомендации
Усилия ребенка должны быть естественными – это очень важно в постановке звуков. Последовательность постановки определяют по физиологическому ходу формирования произношения звуков
Изменения и коррективы в эту последовательность вносить можно, если учитываются индивидуальные особенности ребенка и есть уверенность в их эффективности.
Стандартная последовательность работы над звуками выглядит так:
- Сначала ставят свистящие «С» и «СЬ», «Ц», «З» и «ЗЬ».
- Ставят «Ш» – шипящий звук.
- Сонор «Л».
- Разбирают «Ж» – шипящий.
- Соноры «Р» и «РЬ».
- Заканчивают постановкой шипящих «Ч» и «Щ».
Оптимальным возрастом для коррекции звукопроизношения считается 4-5 лет, для звука «Р» – 6-летний возраст. Работу обычно начинают над шипящими звуками, так как они не требуют четкого фокусирования струи воздуха.
Чтобы поставить твердые звуки, для слога используют гласную «А» (для «Л» – «Ы»), для мягких – «И». Автоматизацию звука, который удалось исправить, начинают с произношения прямых и обратных слогов, только затем со стечения согласных.
В целом работу над постановкой звуков должен проводить логопед. Он же определит, есть ли у ребенка отклонения в звукопроизношении, какие методы использовать для постановки звуков, как часто заниматься, он составит схему занятий, в которые включит различные, самые действенные в этом случае, приемы. Помните, что самодеятельность в исправлении нарушений звукопроизношения у детей может навредить. Только логопед знает, как правильно и эффективно организовать работу.
Автоматизация звуков
В прямых открытых слогах
Произносим ша, са, шу, су …
В обратных слогах
Уч, ус, уз, цш …
Со стечением согласных
Шус, мышь, час..
В начале слова
Сова, щука…
В конце слова
Укус, груз..
В середине
Колесо, тяжело..
В словосочетаниях, фразах, предложениях
Для упражнений можно использовать следующие вспомогательные тексты:
Са, са – вот летит оса.
Су-су – книгу принесу.
Сы, сы – у меня усы.
Ста- сто – сту
Сна – сну -сны
Самокат принесу, сани вынесу.
Десять дней Айболит не есть, не пьет, не спит.
Синие шары, синее небо, синее сосны – это весна!
- Пересказ текст
- Самостоятельное составление текстов по картинкам
Работа по устранению дефектов речи должна вестись под строгим контролем логопедов, родителей. Повторение упражнений в домашних условиях приносит несомненную пользу малышу. Родителям стоит внимательно следить за звукопроизношением детей, заставлять их работать над исправлением ошибок. Только таким путем произойдет автоматизация звуков, избавление от сигматизма.
Где получить бесплатную логопедическую помощь: обзор разных форматов занятий
В зависимости от тяжести речевых нарушений и желаемой схемы работы родители могут выбрать один из 5 форматов получения логопедической помощи:
- на логопункте;
- в логопедическом классе/группе;
- в специализированном детском саду/школе;
- в детской городской поликлинике;
- в центрах медико- психолого-педагогического сопровождения.
В логогруппы или логопедические детские сады детей принимают если есть показания. Например, диагнозов ОНР (общее недоразвитие речи) или ЗРР (задержка речевого развития), либо в сопровождении неврологических проблем.
Таблица Куда обращаться для получения бесплатных занятий у логопеда
Где найти | Кому подходит | Как попасть | Особенности занятий | |
Логопункт | На базе школы или детского сада | Детям без серьезных речевых нарушений | Детей отбирает учитель-логопед на основании экспресс-диагностики | Групповые занятия
1-2 раза в неделю |
Логопедическая группа/класс | На базе школы или детского сада | Детям, которым нужна интенсивная помощь специалиста | Получить заключение ПМПК, содержащее указание на потребность в логопедической помощи | Групповые и индивидуальные занятия несколько раз в неделю |
Специализированный детский сад или школа | Дошкольное или школьное образовательное учреждение | Детям с серьезными нарушениями речи | Пройти комиссию ПМПК и получить заключение о потребности в логопедическом детском саду/классе | Ежедневные занятия с адаптированной программой |
Детская городская поликлиника | Поликлиника по месту прикрепления ребенка | Детям, которые хотели бы пройти диагностику и понять тяжесть нарушений речи | Получить направление от педиатра или самостоятельно записаться онлайн | Логопеды в детских поликлиниках встречаются редко и в основном занимаются выдачей направлений на ПМПК и осмотром детей перед школой |
Центры медико-психолого-педагогического сопровождения | Центры есть во многих крупных городах, на их базе обычно работает ПМПК | Детям, которые нуждаются в помощи специалистов | Обычно нужно заранее записаться на прием | Групповые и индивидуальные занятия. Помимо логопедах в центрах есть психологи, дефектологи |
О том, как попасть в логопедический сад и какие преимущества это имеет, мы писали в отдельном материале — Как попасть в логопедический сад: пошаговая инструкция по зачислению
Причины неправильного произношения
- Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушения прикуса, отсутствие зубов, высокое небо.
- Нарушение центральной регуляции дыхания. Нарушены ритм, координация вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос при горловом произношении. Дефекты обусловлены изменениями мышечного тонуса, ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.
- Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в бытовых ситуациях, нет тренировки грамотности. Взрослые осознанно подражают его произношению, изменяя звуки, не исправляют некорректное звучание. Дошкольнику не читают литературных произведений, не ведут с ним долгих бесед.
- Нарушение фонематического слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, плохо понимает речь окружающих.
Дисграфия и дислексия: трудности с письмом и чтением, которые важно своевременно распознать
Дети с дисграфией с большим трудом обучаются навыкам письма. В тетрадках таких школьников множество грамматических ошибок. В упражнениях и диктантах отсутствуют заглавные буквы, спутаны слова и слоги, неправильно написаны знаки и символы. Дисграфики имеют плохой почерк и пишут крайне медленно, даже если очень стараются выполнить задание аккуратно и быстро. Со временем такие дети начинают всеми способами пытаться пропускать уроки и перестают выполнять письменные задания.
Очень часто дисграфия развивается в паре с дислексией. У малышей-дислексиков формирование навыков чтения происходит с особыми сложностями. Читая текст, дети пропускают звуки, неправильно произносят слова, путают слоги. Скорость восприятия информации при этом крайне низкая. Любые работы по русскому языку такие школьники выполняют очень неохотно, будь то чтение, изложение или пересказ.
Если родители ребенка своевременно не обращаются к специалисту чтобы распознать дисграфию или дислексию, у школьника начинает развиваться депрессия, чувство собственной неполноценности, а также появляются проблемы с коммуникацией со сверстниками. Более того, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить такие нарушения. Поэтому, ключевой задачей является обнаружение, диагностика и преодоление расстройств письменной речи с целью недопущения их развития и перехода на следующие этапы обучения.
При артикуляции звука [ ц ]
Оценка уровня произношения
Выговаривание любого звука может быть неправильным. В таком случае, самый простой вариант — это отсутствие звука . Тогда речь ребенка будет звучать примерно так: апка, ина, маина и т.п.
Чаще встречается искажение звука. При щечном произношении воздух проходит не через язык и губы, а уходит в щеки. В итоге на выходе получается глухой шум. Визуально видно, как надуваются щеки ребенка.
Иногда ребенок можно произносить шипящие в «нижнем» положении. В таком случае к твердому небу приближается не кончик языка, а средняя часть его спинки. В таком случае получается нечто похожее на .
Если малышу будет удаваться произносить задней часть языка, которая сближается с твердым небом. На выходе можно услышать нечто напоминающее фрикативное или звонкое южнорусское .
Важно! Точно нарушение сможет выявить только логопед. Когда ребенок учится разговаривать, то он может заменять один звук на другой
Часто замена группы шипящих идет на свистящие — до четырех лет — это физиологическая норма
Когда ребенок учится разговаривать, то он может заменять один звук на другой. Часто замена группы шипящих идет на свистящие — до четырех лет — это физиологическая норма.
При проблемах дошкольник начинает менять на . В таком случае вместо «шапки» он говорит «сапка», вместо «машина» — «масина».
Автоматизация звука Ш в открытом слоге.
Напоминаем, что открытыми называются слоги типа «согласный+гласный».
Также напоминаем, что приступать к автоматизации можно лишь после того, как ребенок научился правильно произносить изолированный звук. Подробнее о том, что такое автоматизация звука, можно прочитать здесь.
Организуем автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15-20 минут для детей до 4,5 лет, старше — 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.
Произносить слоги.
ша — шо — шу
ши — ше — ша
шо — шу — ша
шу — ши — ша
шу — шо — ша
ше — ши — шо
Произносить слова.
1. С ударными слогами.
Ша: шаг, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, мышата, большая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, шахматы, лапша.
Шо, шё: шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, большой, мышонок, шел, шелк, шепот, ушел, нашел, пришел, вошел.
Ши: ширь, шило, шина, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили.
Шу, ше: шум, шут, шуба, шутка, мишутка, дышу, ношу, тушу, прошу, шея, мишень, ошейник, решение.
2. С безударными слогами.
Ша: ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Леша, Паша, Миша, Алеша, Наташа, Андрюша.
Шу, ши: шуруп, шутить, чешуя, шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина.
3. Со стечением согласных в слоге.
Швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкурка, шла, шлак, шланг, шлем, шли, шлюпка, шляпа, шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпагат, шпион, шпиль, штаб, штамп, штопать, штора, штопор, штука, штурвал, штык.
Произносить предложения.
Наташа пишет. Вот Маша. У Маши шляпа. У Леши ландыши. Ландыши хороши. Миша и Паша едут на лошадке. У реки камыши. Река широкая. Малыши шагают в школу. Школа большая. Миша нашел камешек. На дороге шумит машина. У шиповника шипы. Шипы колючие. В шалаше пять ребятишек. Паша и Наташа, прошу не шуметь. Хороша уха из ершей. Гриша и Миша гоняют шайбу. Леша ел пшенную кашу. Ум хорошо, а два лучше.В гостях хорошо, а дома лучше. Дальше в лес — больше дров.
Произносить тексты.
Потешки.
Петушок, петушок, отдай Маше гребешок!
Мы кормим нашу Машу. Маша, Маша, кушай кашу.
Тише, мыши, тише, мыши! Кот пришел на нашу крышу.
Шалун Миша.
Миша — шалун. Шалил с котенком. Котенок мяукал. Бабушка отняла котенка. Ушел Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошел Миша домой.
Ландыши.
Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей — и домой. Хороши ландыши!
Желаю удачи!
Школьник
Автоматизировать звук Ш с 7-летнего возраста проще, так как ребенок уже может самостоятельно не только читать нужные слова и предложения, но и составлять рассказы, пересказывать. Начинать необходимо как всегда со слогов. Сначала идут слоги простые: аш, ош, уш, ыш, иш. Школьнику следует не просто говорить звукосочетание, а протягивать, выделять нужный звук. После переходят на слоги, где Ш стоит в закрытой позиции: ша, шо, ши, шу, ше. Полезно читать на скорость слоги, вразброс, по порядку, составлять из них слова.
Со школьниками можно поиграть в игру «Сочини слова». Взрослый говорит слог, ребенок пробует составить с ним слово: ша − шар, ши − широко, шу − пишу и т. д. Актуальной остается работа по карточкам. Детям от 7 до 11 лет можно показывать предметы, явления природы, профессии, в которых встречается нужная буква. После следует переходить на работу с предложениями, сочинять из данных слов словосочетания и предложения.
Например: шахтёр (карточка) + хороший = хороший шахтёр (получилось словосочетание). Добавляется еще одно слово, не обязательно с буквой Ш и получается предложение: шахтёр работает в хорошей шахте.
После работы над словами и предложениями, можно использовать скороговорки. Они должны соответствовать возрасту и подготовленности ребенка, переходить от простых к сложным.
Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ,
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем,
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши – и не пачкай больше уши.
Можно с ребенком сочинить сказку про букву Ш (со школьником) или про кошку. Это позволяет в процессе сочинения определить, как произносится нужный звук в предложениях, тексте автоматизировано. Школьники читают тексты, где много слов с нужной буквой, пересказывают его.
Причины нарушения произношения звука ш
Отсутствие, искажение звука «ш» в речи называют сигматизмом. Если он заменяется другими звуками, например, из слова «шапочка» получается «тапочка», это носит название парасигматизм. Существует 7 причин, почему не происходит автоматизация звука «ш»:
- Межзубной сигматизм, при котором слова со звуком «ш» получаются с оттенком шепелявости. Объясняется это укороченной подъязыковой уздечкой из-за чего язык не достаёт неба или узостью этого самого нёба.
- Боковой сигматизм: вместо твердого звука «ш» получается хлопающий. Трудности с произношением возникают из-за открытого бокового прикуса, слабости одной стороны языковой мышц, что возникает при дизартрии у детей.
- Носовой сигматизм: ребёнку трудно произнести его из-за напряжения в задней спинке языковой мышцы, поэтому получается «х» с носовым произношением.
- Губно-зубной парасизматизм: «ш» заменяется на «ф». Малышам с неправильным прикусом трудно выговаривать звук «ш». Также искажение возникает из-за нарушения фонематического слуха сниженного тонуса языка.
- Призубной парасигматизм: подмена буквы «ш» на «т». Причины те же, что и при губно-зубном парасигматизме.
- Шипящий и свистящий парасигматизм — твёрдые звуки меняются на мягкие или вместо «ш» проговаривается «с», «з».
Пошаговая инструкция для получения бесплатных занятий у логопеда
Для получения бесплатных занятий у логопеда нужно пройти следующие этапы.
Пройти медицинский осмотр специалистов
Перед прохождением комиссии необходимо обследоваться у педиатра и узких специалистов: невролога, стоматолога, ЛОРа, психолога, окулиста, психиатра (для детей от 3 лет) и пр. Начать осмотр нужно с участкового педиатра, который выдаст направления к другим врачам. Результаты обследования ребенка занесут в расширенную выписку.
Если в текущем году ребенок уже посещал специалистов, то их результаты могут зачесть. Тем самым — сократить время на проведение обследований.
Обратиться за характеристикой в детский сад или школу
Характеристику может подготовить воспитатель, либо логопед или психолог, которые работают в образовательном учреждении.
Собрать документы для комиссии и записаться
Для прохождения комиссии потребуется собрать следующие документы:
- медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка, полученное в поликлинике;
- направление на комиссию от медучреждения или образовательной организации (не обязательно);
- справка бюро МСЭ и ИПРА для детей-инвалидов;
- свидетельство о рождении ребенка;
- паспорт родителя;
- предыдущее заключение ПМПК (если ребенок ранее проходил комиссию);
- характеристика ребенка из детского сада или школы.
Точный перечень документов можно узнать в территориальной комиссии по месту жительства, он может варьироваться по регионам.
Для записи на комиссию нужно лично обратиться с заявлением, либо подать его в электронной форме. В частности, в Москве записаться на ЦПМПК можно в электронном виде (инструкция по записи на комиссию), в Санкт-Петербурге – на региональном портале госуслуг.
Пройти комиссию
В назначенный день нужно прийти на комиссию с документами. Дополнительно обычно просят принести результаты самостоятельной деятельности ребенка (поделки, рисунки), контрольные или письменные работы (если ребенок учится в школе). Родители могут по желанию подготовить дополнительные источники информации о ребенке: например, видеозаписи занятий и выступлений.
Стандартно в состав комиссии входят следующие специалисты:
- логопед (иногда – дефектолог);
- педиатр;
- детский психолог;
- психоневролог или психиатр.
Основной задачей комиссии является определение речевых нарушений и выработка рекомендаций по их коррекции. Специалисты проверят общее развитие речи у ребенка, произношение, умение обобщать, развитие логического мышления, моторику и память и пр.
Процесс обследования ребенка стандартно занимает 15-30 минут. Результаты заносят в протокол.
Дети до 18 лет проходят комиссию в присутствии родителей. Они могут задавать вопросы, высказывать свою позицию по развитию ребенка, получать компенсации специалистов.
Получить заключение ПМПК
В течение 5 дней родителям выдадут заключение ПМПК под личную подпись. В заключении указывают особенности развитии ребенка и рекомендации индивидуальной программы обучения, занятий со специалистами, а также срок действия (обычно – это 1-2 года). Заключение нужно передать в образовательное учреждение, где и назначат расписание занятий с логопедом.
Бывает так, что комиссия не находит у ребенка логопедических нарушений, требующих коррекции. Если родители не согласны с полученным заключением, они могут его обжаловать Для этого нужно обратиться с жалобой в ПМПК или департамент образования.