Введение
Нейропсихология является единственной дисциплиной психологии, изучающей соотношение психических явлений и процессов с физиологическими структурами головного мозга. Иными словами, нейропсихология изучает психическую деятельность человека в нормальном и патологическом состоянии с точки зрения ее мозговой организации
Отсюда вытекает основная функция нейропсихолога: рассматривать любой психологический феномен (не важно, в норме или патологии) в конкретном половозрастном и социокультурном аспекте с позиций его церебрального обеспечения.
Нейропсихологическое обследование позволяет установить степень нарушения когнитивных функций, и то, как это приводит к нарушению повседневной активности, а также выявить вероятные причины наступивших изменений. В дальнейшем полученные данные помогут специалистам НДЦ Клинической психиатрии контролировать ход лечения, ориентируясь на степень выраженности когнитивных нарушений и их изменение входе фармакотерапии, а также подобрать поведенческие методы коррекции когнитивных расстройств.
Психологический центр «Дом» (ЦАО)
Выдаваемый документ: Удостоверение о повышении квалификации МГУТУ им.К.Г.Разумовского
Цели программы: повышение квалификации специалистов в области нейропсихологической диагностики и коррекции. Отработка полученных знаний на практике. Супервизия применения методик нейропсихологической диагностики и коррекции.
Слушатели программы: лица, имеющие высшее психологическое, педагогическое или медицинское образование. Программа также может быть полезна для специалистов – клинических психологов.
Нейропсихологические методики диагностики позволяют получить комплексную картину развития ребенка, выявить его способности и предпочтения, определить проблемы.
- Основы нейропсихологии.
- Общие закономерности развития психики, законы онтогенеза и патогенеза.
- Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития.
- Особенности двигательного, познавательного и доречевого развития детей первого года жизни.
- Индивидуально-топологические свойства нервной системы и др.
Факультет повышения квалификации МГППУ (СВАО)
Программа предназначена для психологов, педагогов, логопедов, дефектологов, специалистов ЛФК и врачей, работающих в проблемном поле психологического онтогенеза человека в массовых и специализированных детских учреждениях. Необходима она также специалистам и методистам, разрабатывающим образовательные программы в рамках инклюзивного образования.
Программа рассчитана на широкий круг специалистов и представляет собой вариант модели междисциплинарного подхода, в основе которого лежит идея единства психического и психосоматического развития ребенка, базирующегося на универсальных законах формирования мозговой организации его психической деятельности.
Цель программы — совершенствование профессиональных компетенций обучающихся в области нейропсихологического подхода к диагностике, коррекции, профилактике, прогнозированию и абилитации процессов развития в норме, субнорме и патологии.
Профессиональная переподготовка
Наставничество
Во время учебы и год после, наставник помогает делать первые шаги в новой профессии
Настоящая практика
Вы подключаетесь и присутствуете на реальных онлайн-занятиях наших специалистов
Требования к образованию: Высшее профессиональное психологическое образование без предъявления требований к стажу работы.
- Диплом
- Практика
- Супервизия
- Видеолекции
- Сертификаты
- Пособия
- Доступ к электронной библиотеке
Цель курса
Подготовка слушателей к выполнению профессиональных обязанностей учителя-логопеда и достижению необходимого уровня профессиональной компетентности в области специального (дефектологического) и инклюзивного образования, ведение профессиональной деятельности в области нейропсихологии.
Уникальность курса
Слушатели обеспечены настоящей практикой. На протяжении всего обучения Вас сопровождают логопеды-наставники. После окончания обучения выпускнику открывается безлимитная карта логопеда. Карта даёт возможность за счёт института пройти курс повышения квалификации, в течение года посещать логопедическую практику, супервизию и просматривать видеоархив лекций.
Результаты и перспективы
В результате освоения данной программы профессиональной переподготовки выпускник сможет работать учителем-логопедом в организациях образования, социального обслуживания (социально-реабилитационные центры, санатории), вести профессиональную деятельность в области нейропсихологии.
Центр практической психологии (ЦАО)
В центре реализуются следующие направления:
- психологическое консультирование
- нейропсихологическая диагностика, коррекция и реабилитация
- преодоление речевых нарушений у взрослых и детей
- восстановление физической активности людей, перенесших травмы и имеющих заболевания ЦНС
- коррекционная работа с детьми
- развивающее направление для детей
- образовательная площадка для специалистов, желающих быть в курсе передовых мировых тенденций в направлении психической и физической реабилитации.
Преподаватели разрабатывают комплексные программы помощи таким людям, включающие информационную поддержку, когнитивную и физическую реабилитацию, психологическое консультирование. Практически в такую же ситуацию попадают родители, имеющие ребенка с особенностями развития. Они ходят по центрам, специалистам и не находят там комплексного подхода. Центр предлагает комплексный подход, все элементы которого направлены на адаптацию человека к социальным условиям.
Институт психологии им. Выготского РГГУ (ЦАО)
Основанный в 1995 году Институт психологии является одним из ведущих образовательным учреждением по всем уровням образования по направлению «Психология» и «Психология образования».Тесные связи объединяют институт со старейшими научными школами таких выдающихся психологов как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, Г.М. Андреева, М.Г. Ярошевский.
Кафедра нейро- и патопсихологии создана в Институте психологии им. Л.С. Выготского РГГУ в 2000 году на факультете медицинской психологии. В настоящее время кафедра является структурным подразделением факультета психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.
Базовые курсы по общей психологии, психологии личности и индивидуальности. Углубленная подготовка по социальной, клинической, возрастной психологии, психологии личности, психологической диагностике и консультированию, психологии образования. Практические занятия для овладения навыками диагностической, консультативной, психокоррекционной, профилактической работы.
Высшая школа «Среда обучения»
Нейропсихология Срок обучения: 10 месяцев (2 семестра)
Программа реализуется Московским институтом психоанализа. По итогам обучения и успешного прохождения итоговой аттестации вы получите Диплом о профессиональной переподготовке установленного в НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» образца.
Программа предусматривает обучение нейропсихологии в дистанционном формате: вы получите профессиональные знания и диплом о профессиональной переподготовке.
Обучение основано на знаниях и опыте специалистов в области нейропсихологии. В онлайн-формате вы освоите методы практической нейропсихологии, необходимые для оказания профессиональной помощи детям и взрослым в области трудностей в обучении, нейропсихологической диагностики, реабилитации, коррекции и экспертизы.
Компетенции по итогам обучения
- Владение современными подходами в нейропсихологической диагностики
- Проведение нейропсихологического анализа нарушений психической деятельности и личности при трудностях в обучении, заболеваниях и травмах
- Знание производства и специфики судебных экспертиз (с участием нейропсихолога) в уголовном и гражданском процессах
- Современный подход к написанию нейропсихологического заключения
Российский Университет Дружбы Народов (ЮЗАО)
В ходе изучения курса слушатели приобретают понимание принципов созревания мозга и формирования психической деятельности в онтогенезе, умение учитывать специфику методов нейропсихологического синдромного анализа и методики нейропсихологического обследования детей и подростков.
- Теоретические и практические предпосылки возникновения нейропсихологии детского возраста.
- Морфогенез мозга. Функциогенез различных мозговых структур.
- Генез психических функций
- Нарушение психических функций при локальных поражениях мозга в онтогенезе
- Пролонгированные нарушения психических функций органического генеза
- Синдром дефицита внимания
- Нейропсихологический подход к оценке нормального формирования психических функций в онтогенезе
- Методы нейропсихологического исследования психических функций в онтогенезе
- Практикум по детской нейропсихологической диагностике
- Практикум по детской нейропсихологической коррекции
Учебный центр «Логопед Мастер» (СВАО)
Основы нейропсихологии. Нейропсихология нормы. Нейропсихология нарушений высших психических функций (ВПФ у детей и взрослых), а также направления, приемы, методы коррекционно-восстановительного обучения и нейрореабилитации» Обучающий курс, разработанный Т.Г. Визель, является авторским. Он содержит большой объем не только традиционного (в рамках нейропсихологии А.Р. Лурии), но и нового, оригинального.
Благодаря этому курсу вы станете гораздо более результативно работать в разных областях профессии, так как получите важные преимущества перед специалистами, не владеющими основами нейропсихологии. Полученные знания поднимут вас на новый уровень работы с самыми тяжелыми контингентами пациентов:
- детьми с задержками психического и речевого развития;
- безречевыми детьми;
- заикающимися;
- детьми с аутизмом;
- детьми с дефицитом внимания, гипердинамическим и гиподинамическим поведением.
Центр «НейроПрактик» (ЮАО)
«Нейропсихология детского возраста. Диагностика и коррекция» (повышение квалификации, удостоверение гособразца на 72 часа)
Программа повышения квалификации направлена на приобретение слушателями практических знаний в области клинической и образовательной практики работы с детьми, имеющими особенности развития.
Общая продолжительность занятий составляет 72 часа, из них 36 часов приходится на аудиторную работу, 16 часов на работу с кейсами, 20 часов на самостоятельную работу.
Занятия ведет руководитель Центра «НейроПрактик» Пунина Юлия Сергеевна. По окончании программы выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца на 72 часа.
Институт организационной и клинической психологии (СВАО)
Программа готовит сертифицированных клинических психологов со специализацией «нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение». Программа сочетает в себе теоретический, технологический и практический аспект подготовки нейропсихолога. Обучение насыщено практическими заданиями и кейсами, опыт выполнения которых окажет значительное влияние на формирование профессиональных компетенций нейропсихолога.
Занятия ведут преподаватели- клинические практики с фундаментальной теоретической подготовкой, научными степенями, большим преподавательским опытом в профильных государственных ВУЗах.
Программа рассчитана на 8 месяцев.
Нейропсихологическое обследование
Нейропсихологическая диагностика проводится со следующими целями:
- выявление у ребенка функциональных нарушений мозга;
- выявление особенностей психических процессов, которые определяют уровень физического, умственного и эмоционального развития ребенка;
- определение психофизиологических характеристик деятельности мозга и выявление патологий в функциональной асимметрии полушарий мозга, которые обеспечивают психическую деятельность человека (т.е. определение преимущественной латерализации патологического процесса);
- выявление поврежденных и сохраненных звеньев психических функций.
Комплексная нейродиагностика включает:
- исследование двигательных функций ребенка,
- диагностику зрительного и зрительно-пространственного гнозиса (способности узнавать предметы с помощью органов чувств),
- исследование речевых функций,
- исследование памяти,
- уровня интеллекта,
- чтения и письма.
С помощью специальных тестов производится исследование межполушарной асимметрии (оценка праворукости и леворукости).
Такая всесторонняя диагностика позволяет специалисту понять особенности развития данного ребенка, составить полную карту всех системно-динамических перестроек, происходящих в его мозге, определить уровень его психического развития и при необходимости составить индивидуальную программу нейропсихологической коррекции, соответствующую особенностям психического развития данного ребенка.
В нашем Центре для обследования детей применяется метод нейропсихологической диагностики, разработанный основателем нейропсихологии Александром Романовичем Лурия. В настоящее время этот метод является наиболее достоверным и позволяет точно и всесторонне определить состояние психических функций пациента.
Нейропсихологическая диагностика ребенка производится в отдельном кабинете, в доброжелательной и спокойной обстановке и при отсутствии посторонних людей. Наши специалисты общаются с детьми простым и понятным языком, короткими фразами. Обследование детей младшего возраста, дошкольников и младших школьников производится в игровой форме. Длительность обследования детей дошкольного возраста составляет от 20 до 30 минут, диагностика школьников начальных классов занимает от 40 до 50 минут, время обследования детей старше 10 – 12 лет может занимать от 1 до 1,5 часов.
Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
Повышение квалификации расширит ваши профессиональные возможности, способствует формированию компетенций, которые позволят вам заниматься реабилитацией больных с локальными поражениями мозговых структур. Вы можете успешно работать с такими пациентами в реабилитационных центрах и стационарах, санаториях.
Курсы по специализации нейропсихология
- Детская нейропсихология. Диагностика и коррекция высших психических функций у детей, имеющих нарушения различного генеза с присвоением квалификации «Нейропсихолог» (340ч)
- Нейропсихология взрослых. Диагностика и реабилитация лиц, имеющих нарушения высших психических функций различного генеза с присвоением квалификации «Нейропсихолог» (340ч)
- Нейропсихология детского возраста (144ч)
- Нейропсихология больных с локальными и сосудистыми поражениями головного мозга (при травмах головного мозга и инсультах у взрослых): диагностика и реабилитация (144ч)
- Нейропсихологические методы диагностики, коррекции высших психических функций и абилитации отклоняющегося поведения (108ч)
- Нейропсихология взрослых. Принципы и алгоритмы психологической помощи и реабилитации (108ч)
- Нейропсихологические технологии в профилактике речевых нарушений у детей младенческого и раннего возраста (108ч)
Московский государственный университет имени М. Ломоносова (ЦАО)
Цель программы. Профессиональная теоретическая и практическая подготовка к проведению нейропсихологической диагностики и коррекционно-развивающей работы по преодолению или профилактике трудностей обучения детей с парциальными отклонениями в развитии ВПФ (включая детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности – СДВГ).
Преподаватели. Обучение проводят проф. Т.В. Ахутина и Е.Ю. Матвеева (Обухова), квалифицированный специалист в области детской нейропсихологии, канд. психологических наук
Слушатели программы. Программа ориентирована на лиц, имеющих высшее психологическое, педагогическое и медицинское образование, заинтересованных в получении знаний и практических навыков в области детской нейропсихологии, а также специалистов — нейропсихологов, желающих повысить свою профессиональную квалификацию.
Выдаваемый документ. Удостоверение о повышении квалификации в МГУ по программе «Детская нейропсихология: методы диагностики и коррекции».
Срок обучения. Объем программы – 72 акад. часа. Продолжительность обучения – 4,5 месяцев.
Национальная академия дополнительного профессионального образования
Тип образования: Профессиональная переподготовка (Официальный диплом московского учебного заведения) Длительность обучения: 6 месяцев (850 часов) Форма обучения: Заочная с применением дистанционных образовательных технологий
Нейропсихолог владеет методами диагностики и реабилитации нарушений высших психических функций у детей и взрослых, умеет применять их в работе с клиентами.
Цель программы – показать слушателю суть профессии нейропсихолога, дать теоретические знания и практические инструменты, необходимые для успешного выполнения трудовых обязанностей.
По окончании обучения регистрационные данные выданных документов вносятся в Федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».
Нейропсихологический центр Норма плюс (ЮАО)
Краткое содержание курса:
- Демонстрация полной нейропсихологической диагностики высших психических функций ребёнка – показ правильной подачи проб.
- Разбор каждой пробы: на что направлена диагностическая проба, подробная инструкция, возрастные особенности, выявляемые симптомы.
- Анализ всей картины диагностики: связи между пробами, разбор анамнеза.
- Написание нейропсихологического заключения.
Принципы нейропсихологической диагностики, сферы исследования. Анализ анамнестических сведений и наблюдений. Общая характеристика ребенка. Исследование латерализации моторных и сенсорных функций, доминантности полушарий. Значение латерализации и доминантности в повседневной жизни. Исследование двигательной сферы (праксис). Пробы, симптомы, значение. Исследование гностических функций. Пробы, симптомы, значение.
Психологический клуб «Познай себя» (ЮЗАО)
Как у нас проходит обучение?
Для того, чтобы пройти обучение с получением сертификата, необходимо иметь высшее профессиональное образование по одной из указанных специальностей: клинический психолог, психолог, врач, логопед, дефектолог.
С учетом того, что метод Замещающего онтогенеза утвержден и рекомендован Министерством образования для применения в школах, приглашаем также педагогов на обучение в модуле психомоторной коррекции.
За время обучения слушатели получают тестовые, бланковые, видео материалы для последующего применения в своей практике.
Все предлагаемые методики и упражнения применимы к обеим категориям — к детям и взрослым.
Занятия проходят в формате однодневных семинаров по 5 академических часов. Расписание фиксировано по датам и известно сразу на весь учебный год.
Институт психотерапии и клинической психологии (ЦАО)
Для кого этот курс:
Курс рассчитан на психологов, врачей, педиатров, педагогов, студентов медицинских и психологических факультетов, социальных работников и всех интересующихся этой темой.
- формирование знаний о специфическом вкладе разных отделов мозга в реализацию психической деятельности;
- ознакомление с историей и современными представлениями о мозговой организации психических функций; основными нейропсихологическими синдромами, формирующимися при очаговых поражениях коры и подкорковых образований;
- изучение методологии и методик нейропсихологического синдромного подхода и методик
- нейропсихологического исследования, специфики нейропсихологической диагностики и ее соотношением с другими видами психодиагностики;
- знакомство с возможностями применения знаний по нейропсихологии в различных областях практической деятельности психолога.
Глава 2. Клиентский случай
2.1. Проведение нейропсихологического обследования, написание заключения
Нейропсихологическое обследование проводилось по диагностическому альбому Н.Я.Семаго.
Ф.И. ребенка: Варвара.
Возраст: 6 лет 8 мес. (д.р. 17.10.2008)
Дата обследования: 09.06.2015
За консультацией обратилась мама девочки с жалобами на трудности чтения и заниженную самооценку.
В результате проведенного обследования были выявлены следующие особенности психологического развития.
Девочка хорошо идет на контакт, инструкции к заданиям понимает и усваивает с первого предъявления, работать начинает торопливо, часто не дослушав вопрос, при беседе периодически проявляются запинки в речи. Эмоциональные реакции и поведение адекватны ситуации обследования.
Запас общих знаний и представлений несколько ниже возрастной нормы: не может назвать полностью ФИО, адрес проживания.
Выявляется преимущественное доминирование левого полушария, в обработке поступающей информации, правая рука, правый глаз, правое ухо, правая нога превалирующие, чем свидетельствует выполнение проб на исследование мануальных и сенсорных предпочтений.
В сфере движений и действий отмечается недостаточная ловкость пальчиков и кистей рук. Проба на реципрокную координацию выполняет со стуком, не может одновременно изменять движение обеих рук, кулак заворачивает. Кинетический праксис при вхождении в деятельность нарушен, после смены стереотипа ошибки были незначительные. В начале деятельности было расширение программы деятельности.
В зрительно-предметном восприятии проявляется инверсия вектора восприятия. Сканирование предметов хаотичное. Наблюдаются трудности при опознании как наложенных, так и перечеркнутых фигур (использует перцептивно близкие замены).
Слабость пространственного фактора обусловливает зеркальное восприятие и выполнение движений, графических заданий, затрудняет понимание предложных конструкций («в», «на», «за», «под» и т.д).
Восприятие ритмов и их воспроизведение в норме, были единичные нарушения при воспроизведении ритма из-за импульсивности. Восприятие бытовых шумов за окном распознает. Путает звуки (Б-П, Д-Т, З-С, Г-К – воспроизводит, БПБ, ДТД, ЗСС – меняет местами, может вставить другую букву).
Слухоречевая память соответствует возрастным нормативам. Кривая заучивания слов: 6,7,6,6,7. Единичные замены близких по значению слов (кот-кошка, брат-сын).
Ребенку доступны основные мыслительные операции, обобщает и исключает с опорой на категорийные признаки, последовательно составляет рассказ по серии сюжетных картинок, умеет построить самостоятельный связный рассказ с выделением основной мысли.
Выраженное нарушение экспрессивной речи – ограниченное словарное развитие, использование небольшого набора шаблонных слов, плавность речи нарушена, на фоне этого могло появиться заикание в частности в тревожных ситуациях. Понимание речи не затруднено. Характерно адекватное использование невербальных реплик, жестов, стремление к общению.
Уровень самооценки у девочки в норме, но можно говорить о тревоге, эмоциональной зависимости, чувстве дискомфорта, что особенно проявлялось в начале деятельности.
На фоне дефицита работы указанных факторов выявляются хорошо развитые функциональные системы, являющиеся компенсаторными в отношении ослабленных:
- фактор «образов-представлений» позволяет девочке достаточно хорошо распознавать существенные признаки предметов и ориентироваться на зрительные образы.
- фактор слухоречевой памяти и объема акустического восприятия, характеризуется хорошими возможностями запоминать достаточно большой объем информации, правильно его дифференцировать на слух.
- мыслительные особенности развиты в пределах возрастной нормы, девочке доступны операции обобщения и сравнения с опорой на категорийные признаки, хорошо понимает связи и отношения по аналогии.
Вывод: на фоне хорошего развития интеллекта и эмоционально-личностной сферы, выявляется недостаточное развитие следующих факторов:
- недостаточность пространственного фактора;
- дефицит кинетического и кинестетического факторов.
- Дефицит энергетического компонента психической активности.
Рекомендации:
1) психолого-педагогическая коррекция, включающая активизацию сенсомоторного уровня, развитие пространственных представлений, речи и саморегуляции;
2) занятия с логопедом.
79900 49900₽
До 16 мая
Чтобы убедиться в качестве
Рассрочка 4158 р. / 12 мес.
Важные преимущества
В процессе прохождения профессиональной переподготовки всем слушателям выдается безлимитная карта, которая является уникальной разработкой Института коррекционной педагогики Дефектология Проф. С картой Вы дополнительно получите:
Диплом и удостоверение
В карту входит любой курс повышения квалификации, который Вы бесплатно сможете пройти в любое время, когда Вам будет удобно. Таким образом, помимо диплома о профессиональной переподготовке, Вы сможете получить и удостоверение о повышении квалификации.
Наставничество
Выпускникам часто требуется помощь после окончания обучения и мы это знаем. Вы сможете разбирать с наставниками, которых Вам предоставит институт бесплатно, занятия со своими учениками, задавать любые вопросы в течение года.
Практика
Вы сможете подключаться к учебным веб-комнатам, в которых наши логопеды и дефектологи проводят онлайн-занятия и просматривать эти занятия в прямом эфире. А также просматривать занятия с учениками в записи от момента диагностики до выпуска, чтобы проследить динамику.
Видеоархив с сертификатами
Вам будет доступен самый большой видеоархив в котором более 1200 профильных видеозаписей лекций. К каждой лекции доступны для скачивания сертификаты и методические материалы.
Портфолио с веб-кабинетом
Вы получите персональную страницу на сайте Института с красиво оформленными сертификатами, удостоверениями. Причем, Вам не нужно эти документы сканировать, Институт всё это сделает за Вас. А также Институт может подключить Вам веб-кабинет для того, чтобы Вы смогли заниматься онлайн со своими учениками.
Нейропсихологическое заключение
По итогам всестороннего нейропсихологического обследования составляется нейропсихологическое заключение. Данное заключение может включать следующие сведения:
- анамнез (общая характеристика пациента);
- динамику развития отдельных психологических симптомов (как дополнение к анамнезу);
- результаты экспериментального психологического исследования высших психологических функций ребенка, которые проводились с помощью методик нейропсихологической диагностики;
- характеристика внимания;
- состояние и особенности гностических процессов;
- состояние праксиса (наличие или отсутствие его нарушений), в том числе праксиса позы пальцев, праскиса пространственного, орального и динамического;
- характеристика памяти;
- характеристика интеллектуальной деятельности;
- характеристика счета;
- особенности и характеристики речевых процессов (чтения, письма);
- характеристика эмоциональных реакций;
- оценку полученных данных специалистом по детской нейропсихологии.;
- характеристику синдрома и указание локализации этого синдрома;
- итоговую оценку особенностей развития ребенка или выявленных нарушений мозговой деятельности, а также вывод о локализации поражения мозга, если оно было выявлено в процессе обследования.