Психокоррекция девиантного поведения подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Девиантное поведение

Дошкольный возраст

Несовершеннолетний уязвим к любой пропаганде.

Девиантное поведение и явление дезадаптации

Сначала необходимо дать определение явлению дезадаптации – это потеря человеком способности приспосабливаться под окружающую среду. Один из признаков дезадаптации — эмоциональное неблагополучие, которое, в свою очередь, порождает один из трёх типов отклонений:

  • Агрессивность, которая резко и сильно вспыхивает, затем также стремительно исчезает.
  • Устойчивое негативное отношение к окружению.
  • Страхи, возникшие в качестве ответа организма на внешние угрозы.

Пpизнaки

Один из главных признаков девиации – стремление получить материальные блага или самоутвердиться любой ценой. Физические отличия (худоба, лишний вес и т.д.) могут стать поводом для насмешек детей с девиантным поведением, что также может порождать новые девиации.

Худоба является одним из признаков отклонения

Дети с девиацией и особенности работы с ними

Работа с детьми дошкольного возраста, имеющими девиации, ставит своей целью устранение сформировавшихся стереотипов и изменение принципов, на которых строятся отношения с окружающими:

  • Формирование интереса к окружающим.
  • Закрепление навыков общения и презентации самого себя окружающим.
  • Твёрдое знание правил поведения.
  • Формирование правильной самооценки и способности к самоконтролю.
  • Развитие коммуникабельности.

Сущность девиантного поведения

Отклоняющееся (девиантное, асоциальное) поведение определяется тем, что оно всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий с распространенными в обществе нормам и правилам поведения. Каждая социальная группа определяет свои правила поведения, стереотипы и установки, а также ценностные ориентации, которые должны поддерживаться членами группы. в противном случае, это может привести к тому, что человек будет признан неадекватным, наказан или изгнан из общества.

Сущность девиантного поведения ориентирована на понятие нормы.

Определение 1

Социальная норма является исторически сложившейся мерой допустимого поведения отдельной личности, более широкой социальной группы или организации в целом.

Социальные нормы возникают как результат отражения в сознании личности объективных закономерностей функционирования общества. В желании соответствовать им, человек стремится освоить правила этикета, нормы морали и юридические нормы. Они помогают человеку регулировать свое поведение, избегать возможных нарушений и, как следствие, осуждения со стороны других членов общества.

Социальные нормы выполняют следующие функции:

  • Функция оценки и ориентации личности и общности;
  • Функция регулирования поведения и социального контроля за поведением человека.

В обществе существует множество примеров того, как отклоняющееся поведение могло регулироваться именно благодаря социальным нормам и санкциям. Это значит, что коррекция поведения происходит тогда, когда человек сам начинает его регулировать и осознает свою ответственность перед обществом. Это помогает ему избежать множества проблем, адаптироваться к новым социальным и культурным условиям, не чувствовать себя изгоем.

В социологии девиантного поведения следует выделить несколько направлений, которые определяют причины его возникновения. Так, в начале 20 века были распространены биологические и психологические трактовки причин девиантного поведения человека. Так, исследователи отмечали, что между преступным поведением и биологическими особенностями человека есть прямая связь. Р. Мертон определял девиантное поведение через аномию, которая может считаться причиной несогласованности между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые человек использует для их достижения.

Проституция и гомосексуализм в молодежной среде

Предоставление сексуальных услуг за деньги или бесплатно, к сожалению, не является чем-то необычным в подростковой среде. Основная причина этого – желание заработать деньги, улучшить собственное материальное положение, если родители не в состоянии удовлетворить все прихоти ребенка, стремящегося к продиктованной модой и продвигаемой СМИ «красивой жизни». К этому можно добавить низкий уровень подростковой культуры и ее социальную распущенность, проблемы в семье и равнодушие взрослых. 

Проституция становится своего рода спасением от трудностей и невзгод. С целью снижения уровня детской проституции до минимума рекомендуется разработать специальные программы по половому воспитанию, выравниванию социального неравенства, повышению культуры населения.

Что касается гомосексуализма, то в большинстве случаев это врожденная предрасположенность. Признавая, что он не такой, как другие, подросток впадает в депрессию, начинает употреблять большое количество наркотиков и алкоголя, страдает неврозами и психическими расстройствами. Такие изменения требуют квалифицированной помощи специалиста.

Среднестатистический подросток и девиант

Как было сказано, подросток не равно девианту. Но переходной период так же характеризуется некоторыми чертами девиантности.

  1. Это желание делать все не так, как делают родители.
  2. Это резкие высказывания по отношению к старшим по возрасту.
  3. Это и перепады настроения и эмоциональная замкнутость.
  4. Это повышение авторитета себе подобных, желание принадлежать к какой-то социальной группе единомышленников.

Все вышеперечисленное является нормой в переходном периоде, когда ребенок превращается во взрослого, ищет себя, расширяет свои границы, смотрит на возможности.

Задача взрослого – не мешать и очень тактично и почти незаметно направлять.


Поэтому, если ваш ребенок вам однажды нахамил, скажите о том, что это было неприятно и больно. Потом обнимите. Переходный возраст пройдет, и ваш повзрослевший ребенок будет вам благодарен за понимание.

ТАТЬЯНА БЕЛОКОНСКАЯ, специально для Evrikak.ru

Формы девиантного поведения и примеры

Группы девиантного поведения классифицированы российским психиатром и психотерапевтом В. Менделевичем. В их основе — особенности нарушений, которыми проявляется антиобщественное поведение. Всего различают пять видов девиантного поведения:

  • Аддиктивный. У подростка появляется стремление убежать от действительности, используя для этого химические вещества или действия. На этой почве формируется склонность к употреблению алкоголя и наркотиков, может развиться токсикомания. В ряде случаев возникает склонность к беспорядочной половой жизни, зависимость от мастурбации, азартных или компьютерных игр.

  • Делинквентный. Один из наиболее опасных видов. Примерами девиантного поведения такого типа становятся насильственные действия по отношению к окружающим, воровство, грабеж.

  • Психопатологический тип. Обусловлен наличием у подростка определенных психических нарушений. Например, из-за депрессии ребенок становится безразличным ко всему, а на фоне биполярного расстройства может проявиться гипомания, при которой повышенное настроение сменяется вспышками раздражительности и апатии.

  • Патохарактерологический. Является следствием проявления акцентуаций характера, приводит к стойкому нарушению поведения и сложностям с социальной адаптацией. Различают шизоидную, параноидную, истерическую и другие психопатии, каждая из которых проявляется своими признаками.

  • Гиперспособности. Самый редкий вид девиации. Характерен для одаренных детей и подростков, которые используют свои таланты для совершения эпатажных поступков и действий.

Субъективные факторы

К субъективным факторам относят те индивидуально-психологические особенности личности подростков, которые служат предпосылками различных асоциальных форм поведения. Мы выделяем следующие:

  1. нарушение адаптационного потенциала:  несформированность коммуникативных навыков, непринятие моральных норм и правил, принятых в обществе, неумение регулировать собственное поведение;
  2. несформированность самооценки (заниженная или завышенная самооценка), тревожность;
  3. нервно-психическая неустойчивость;
  4. акцентуации характера.

Система работы психолога с учащимися, склонными к девиантному поведению.

Е. В. Федосенко

Читайте далее:Методы выявления девиантного поведения

На ту же тему:

«Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков» — презентация

Суть явления

Необходимо знать основные понятия девиации.

Понятие девиантного поведения

Есть несколько значений термина «девиантное поведение детей», но общий признак всего один. Девиация это любое поведение, отклоняющееся от общественных норм, как положительное, так и отрицательное.

Девиация широко распространена среди молодежи

Обратите внимание. Девиации могут быть и положительными

Героизм – тоже отклонение.

Причины возникновения

Дошкольный возраст отличается тем, что девиантное поведение чаще всего связано с незнанием. Ребёнок просто подражает действиям тех, кто для него является авторитетным, и может при этом совершенно не понимать сути и последствий этих действий.

Дополнительная информация. Схожая проблема с восприятием может возникнуть и при недостатке знаний. Яркий пример – карго-культ тихоокеанских аборигенов, соорудивших деревянные макеты аэродромов, чтобы призвать самолёты с грузом.

Причины девиантного поведения подростков определяются уже совсем иными факторами. Если в дошкольном возрасте возникновение отклонений происходит неосознанно, то подросток совершает выбор сам, хоть и под действием многих факторов.

Героизм, одна из форм отклонения

Формы

Девиантные формы поведения детей могут проявляться как протест или попытка повысить свой статус в глазах окружения. В некоторых случаях проявляется алкоголизм, курение, наркомания и агрессия.

Диагностика

Для установления диагноза девиантного поведения подростку требуется пройти консультацию у психиатра и медицинского психолога. Органические причины девиантного поведения встречаются достаточно редко. Поэтому первая линия диагностики — это психологические методики и опросники: 

беседа с пациентом

В ходе опроса для врача важно узнать не только симптомы, но и условия жизни пациента, его увлечения и привычки. Параллельно с разговором специалист оценивает поведенческие ответы, а также общее и эмоциональное состояние подростка; 
общение с родственниками пациента

Подростки с девиантным поведением часто не могут критически оценивать свое состояние. Многие из них считают, что медицинская помощь не требуется. Близкие родственники позволяют более объективно оценить состояние подростка, сделать выводы о поведении вне врачебного кабинета;
психологическое тестирование. После сбора жалоб и анамнеза психиатр направляет подростка на консультацию с клиническим психологом. Данный специалист использует для оценки состояния специальные опросники и тесты. С их помощью могут быть выявлены акцентуации личности и черты характера подростка;
проективные методики. Данные методики также применяются клиническим психологом. С их помощью у пациента могут быть выявлены скрытые, подавленные эмоции (страх, тревожность, агрессия). 

При постановке диагноза девиантного поведения привлекается большое количество людей. Врачу требуется школьная характеристика, выписки из амбулаторной карты педиатра, а также участкового (если ребенок замечен в преступной деятельности и нарушении закона). Только комплексный подход к диагностике и детальная оценка состояния пациента могут дать объективные данные о заболевании

Также важно помнить о том, что чем раньше была выявлена патология, тем выше шансы справиться с ней и не допустить закрепления патологической модели поведения на всю жизнь. 

Коррекция девиантного поведения

Лечение патологии

Причины девиантного поведения подростков​

Причины девиации в подростковом возрасте

Характерной особенностью девиантного поведения является то, что оно формируется под действием не только биологических, но и социальных факторов. Таким образом все причины общественно порицаемого поведения можно разделить на 2 группы. 

Биологический субстрат для развития патологии: 

  • особенности пубертата. В этот период происходит колоссальная перестройка организма под воздействием гормонов. Одновременно с этим завершается процесс созревания коры головного мозга. Все имеющиеся асоциальные черты человека усиливаются и проявляются более ярко;
  • патологии центральной нервной системы. Нейроны головного мозга сильно уязвимы на протяжении всех этапов развития. Поэтому патологическое воздействие на них может стать причиной снижения адаптивной функции, а также эмоциональной лабильности;
  • отягощенная наследственность. Некоторые патологические состояния могут передаваться по наследству. Таким образом, у подростка выше риск девиантного поведения, если его родственники страдают от алкоголизма, умственной отсталости или имеют антисоциальные черты характера. 

Социальный субстрат для развития девиантного поведения: 

  • неполные семьи. Одному родителю сложнее сформировать здоровые отношения со своими детьми, показать им образец адекватных отношений с противоположным полом. Поэтому в таких семьях выше риск доминантности родителя и виктимности ребенка;
  • конфликты в семье. Антисоциальные тенденции в семье находят свое отражение в заострении патологических черт характера ребенка. На незрелую психику негативно влияют не только алкоголизм родителей и девиантное поведение, но и бытовые ссоры и отсутствие взаимопонимания между членами семьи;
  • ошибки в воспитании. В воспитании подростка важную роль играют не только родители, но и школьные учителя. Неумение наладить контакт с ребенком, вовлечь его в образовательный процесс нередко приводят к развитию девиации. 

Зачастую причиной формирования девиантного поведения становится сочетание биологических и социальных факторов. Поэтому при лечении патологии необходимо воздействовать на организм комплексно.

Классификация девиации у подростков

Нарушения поведения у подростков очень разнообразны. В зависимости от того, как ребенок взаимодействует с окружающим миром, выделяют следующие виды патологического поведения: 

  • делинквентный тип. Поведение подростков нарушает действующее законодательство. Они могут воровать, применять насилие и устраивать разбои;
  • аддиктивный тип. Подростки стремятся уйти от реальности и используют для этого вредные привычки. Для того чтобы достичь состояния измененного сознания, могут использоваться алкоголь, наркотики, никотин и различные токсиканты. Помимо этого может происходить фиксация на выбранных стимулах (мастурбация, транс);
  • патохарактерологический тип. Формируется за счет неверного подхода к воспитанию и обучению. У подростков формируются патологические акцентуации характера, а также психопатологические черты;
  • гиперспособности. Этот тип поведения многим людям не кажется девиантным, ведь  ребенок одаренный и талантливый. Но данные черты проявляются действиями, которые также отклоняются от рамок нормального поведения. 

Референтная группа.

Наряду с влиянием важнейших институтов социализации семьи и школы, значимым фактором в формировании девиантных форм поведения является сфера межличностных отношений. Здесь речь идет, прежде всего, о контактах подростков со сверстниками (в структуре группы, дворовой компании и т. п.). Референтная группа становится «ведущим механизмом социализации», и именно она дает возможность удовлетворить характерную для подростков потребность в общении и, главное, позволяет самоутвердиться.

Однако утрата связи с системой позитивно ориентированных отношений в различных коллективах (класс, секция) способствует попаданию подростка в асоциальные стихийные группы с особой иерархией отношений, своими нормами и ценностями.

Таким образом, выраженная потребность подростка в общении со сверстниками (возрастные закономерности, «реакция группирования» по А. Е. Личко, 1983) и невозможность реализовать данные потребности в системе взаимоотношений с одноклассниками способствует вовлечению подростка в неформальные группы. В итоге неформальная группа может выступать звеном в цепи неблагополучия, следующим за неблагополучной семейной ситуацией и школьной дезадаптацией.

Что такое девиантность

Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.

Каждая научная дисциплина по-своему определяет понятие девиантного поведения:

  • В социальных науках девиантность – это некоторые социальные явления, представляющие угрозу социальному и физическому выживанию человека в ближайшем окружении, определенной общественной среде. Эти явления нарушают процесс усвоения и воспроизведения норм и ценностей, становятся преградой для саморазвития и самореализации в социуме.
  • В медицине отклоняющееся поведение рассматривается с точки зрения нервно-психического здоровья.
  • В психологии девиантное поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба окружающим и себе.

Что такое девиантное поведение и отклонения поведения?

Девиантное поведение – это устойчивое поведение, отличающееся от нормы, обычаев, правил и традиций. Часто имеют дело с такими людьми социальные работники и врачи. Чаще всего это бездомные, наркоманы, алкоголики. Негативное девиантное поведение связано с применением формальных и неформальных санкций –  изоляции, лечения, исправления, наказания. Индивидуальные девиации изучаются психологами

Отклонение от поведения – это действия и поведение людей, отличающееся от большинства норм, принятых в обществе. Но что такое социальные нормы? Как правило, они возникают в ходе исторического развития общества, создавая границы дозволенного.

Абсолютно идеального общества не бывает: часто обходятся каноны, не выполняются поставленные задачи. Но поведение нарушителей не всегда агрессивное или деструктивное, а причины их поступков – скрытность, лень, жадность и другие черты характера. Вред себе и окружающим в таких случаях незначителен.

Еще один пример отклонения от общепринятых норм поведения – извращенное поведение. Примеры из жизни показывают, что оно самым негативным образом сказывается не только на умственном и физическом развитии человека, но и на его социализации. И что особо опасно – от этого может пострадать другой человек.

В основе аномального поведения лежат:

  • Эгоистичные цели. Деятельность, направленная на получение материальной выгоды: воровство, грабеж, спекуляция, мошенничество.
  • Агрессивные проявления. Это действия против личности: сексуальное, физическое и моральное насилие.
  • Социально-пассивное отношение к жизни. Отказ от полноценной жизни в обществе, отсутствие интереса к происходящим событиям: бродяжничество, пьянство, суицид.

Подросток и его проблемы — взгляд науки

Специалисты советуют начинать работу психолога с подростками с 11-12 лет, когда нет явно выраженных проблем взаимного непонимания, комплексов. Такой возраст обусловлен началом мощных психофизиологических трансформаций вчерашнего ребенка.

По своей сути они представляют череду изменений всех сфер жизни:

  • резко увеличивается объем получаемых знаний, практического опыта;
  • появляется больше жестких черт характера: бескомпромиссность, решительность, усиливается ощущение собственного достоинства;
  • утрачивается «детское» ощущение мира — проявляется большая осознанность, на плечи человека ложатся первые элементы ответственности;
  • обостряется реакция на мнение окружающих о действиях, мыслях, целях молодого человека, проявляется фактор отрицания авторитетов, происходит формирование «Я», столь же ценного, весомого, как у взрослых людей;
  • происходит половая самоидентификация, самовыражение которого может приобретать более острые черты.

Все эти процессы усугубляются неустойчивым гормональным фоном, из-за которого возникает ощущение тревоги, неуверенности, обесценивания способностей. Все это продолжается до 15-16 лет, иногда до 19-летнего возраста.

Оставлять человека, вошедшего на стадию активного взросления, наедине с проблемами — огромная ошибка. Можно потерять ценного члена общества из-за неправильно выстроенных, зачастую попросту разрушенных социальных коммуникаций.

Именно поэтому крайне важна комплексная работа психолога с трудными подростками, а также юношами, которые испытывают проблемы познания и принятия себя.

Стадии болезни

Девиантное поведение развивается не внезапно. Его проявления нарастают постепенно. Они проходят несколько последовательных этапов:

Стадия дезориентации. Подросток оказывается в необычных, новых для него условиях жизни. Под влиянием различных факторов рушатся привычные стереотипы.

Появляются первые тревожные симптомы: непослушание, игнорирование требований в школе и семье. Поведение становится импульсивным, трудно объяснимым и предсказуемым.

  • Попытки восстановления. Ребенок и родители пытаются вернуть привычное состояние психики и поведения. Неудачи оборачиваются неуверенностью в своих возможностях, нарастанием раздражения и недовольства. Формируется основа для видимых нарушений.
  • Ребенок осознает недостижимость своих целей, находится в ситуации полного непонимания происходящего (в состоянии фрустрации). Он не знает, как поступить правильно, утрачивает логичность и последовательность своих действий. 
  • Асоциальное поведение. Возможны 2 варианта развития патологии. В первом случае ребенок воспроизводит подсмотренные негативные модели, но осознает их ошибочность. Самооценка снижается, развиваются неврозы, бессонница, энурез. Все они требуют медицинской коррекции.

При втором варианте подросток осознанно прибегает к дерзким поступкам и не мучается угрызениями совести. Он стремится достичь личной выгоды — именно так он самоутверждается.

Вероятность самостоятельного преодоления аморального поведения крайне низка. При отсутствии коррекции девиантные поступки часто повторяются. Они держатся стойко и не исчезают со временем. При первых симптомах аномалии обратитесь к специалисту клиники психического здоровья.

Коррекция нарушений

Работа с детьми дошкольного возраста с девиантными формами поведения направлена на устранение сложившихся стереотипов и на перестроение отношений с ровесниками. Для этого существуют следующие способы:

  • формирование у ребенка интереса к окружающим людям, желания понимать их поведение и эмоции;
  • закрепление коммуникативных навыков;
  • знание элементарных правил поведения;
  • обучение ребенка правильной самооценке;
  • изучение и тренировка основ самоконтроля;
  • развитие коммуникабельности посредством разных форм.

Дети дошкольного возраста положительно реагируют на сказки, они идентифицируют себя с главным героем, формируя понятия о добре и зле, усваивая моральные нормы, правила и ценности. Помимо игровых занятий, малышу нужен твердый режим дня – контроль за просмотром телевизора и рациональное питание.

Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантных расстройств поведения должна дополнять психологическую поддержку. Необходимы групповые занятия в группе или школьном классе на выработку доверия между детьми, на устранение насмешек и пренебрежения, на объединение учащихся в одну социальную группу, без деления на лидеров и изгоев.

Особенности работы с детьми с девиантными отклонениями в поведении (в возрасте 11-15 лет) состоят в разработке особой программы. Она должна включать следующие пункты:

  • воспитательно-профилактические программы, направленные на процесс социализации подростков и на работу с появившимися отклонениями;
  • организация досуга;
  • индивидуальные занятия по устранению негативных и антисоциальных установок;
  • привлечение к здоровому образу жизни;
  • увеличение числа детских клубов;
  • экстренные службы психологической помощи для молодежи, оказавшейся в трудных жизненных ситуациях.

Для того чтобы вовремя распознать и скорректировать девиантные расстройства в поведении ребенка, родители должны знать особенности его характера, уделять достаточное время общению, вырабатывать отношения, основанные на доверии. Зная тип характера и темперамента ребенка, подбирая варианты погашения конфликта и избегая негативных социально-психологических воздействий, можно вовремя предотвратить отклонения в поведении и развитие девиаций.

Автор статьи: Ермакова Марина Леонидовна, практический психолог, специалист по возрастной психологии

Борьба и профилактика

Если поведение уже стало отклоняться от общественных норм, необходимо определить степень и формы девиации.

Коррекция и профилактика девиации

У девиации есть симптом и обычно не один:

  • Чрезмерная импульсивность, безрассудство, непостоянство.
  • Протест, грубость, несоблюдение дистанций. Семья перестаёт представлять ценность для подростка.
  • Драчливость, неконтролируемая ярость, жестокость, стремление держаться обособленно.
  • Тяга к нахождению в сомнительных компаниях.
  • Делинквентное поведение.

Увлечение компьютером — не отклонение

Последнее стоит отметить отдельно, так как оно несёт серьёзный социальный вред. Оно может характеризоваться следующим:

  • Отсутствие эмпатии.
  • Ницшеанство.
  • Антиобщественные взгляды, представления и ценности.
  • Повышенная агрессивность.
  • Увлечение криминальной культурой.
  • Вредные привычки.

Обратите внимание. Увлечение компьютерными играми девиацией не является, что подтверждено исследовательскими институтами по всему миру, на эту тему было написано много рефератов, курсовых, дипломных работ и диссертаций

В истории был период, когда причиной отклонений точно так же объявляли безвредные кинематограф и литературу.

Предупреждение девиаций гораздо проще, чем путь их преодоления, а поэтому необходимо знать краткий список методов профилактики делинквентного поведения. Впрочем, не всякий подобный проект сможет осуществить один человек, часто потребуется и поддержка государства:

  • Программы социализации.
  • Индивидуальные занятия по устранению антиобщественных взглядов.
  • Психологическая помощь молодёжи, оказавшейся в тяжёлой ситуации.
  • Привитие сознательного отвращения к криминальной культуре и противоправной деятельности.
  • Пропаганда вреда алкогольных, табачных и наркотических изделий, жёсткое ограничение либо полный запрет их сбыта.
  • Организация досуга молодёжи.

Важно. «От нечего делать» — распространённый мотив преступлений среди подростков (около 26%)

Если серьёзные девиации уже возникли, при принятии дальнейших мер необходимо учитывать следующее:

  • Необходимо развеять уверенность в безнаказанности подростка.
  • Нужна установка контроля и надзора за деятельностью.
  • Коррекция девиации должна начаться как можно раньше, чтобы избежать лавинообразного распространения, причём и среди жертв асоциального насилия, у которых девиации могут развиться вплоть до суицидальных наклонностей или ответного насилия
  • Если делинквентное поведение связано с психическими расстройствами, стоит обратиться к человеку, у которого есть диплом психиатра.
  • Если делинквентное поведение уже привело к совершению преступления, мера наказания может быть определена только судом.

Обратите внимание. Любые запреты будут бесполезны, если не предлагать альтернатив

Есть возможность сократить количество девиаций или снизить их общественную опасность. Этими возможностями должно пользоваться как государство, так и отдельные граждане.

Причины отклонений

Причины девиантного поведения детей настолько разнообразны, что сложно выделить одну главную и ведущую из них. В большинстве случаев провоцирующими факторами выступает целый комплекс проблем, как биологической природы, так физиологического и психического плана. Специфика окружения, в котором растет и развивается ребенок, также играет немаловажную роль в возможном проявлении девиантных форм поведения детей.

Медико-биологические факторы включают в себя врожденные, приобретенные в течение жизни и наследственные причины. Врожденные факторы – это внутриутробные травмы плода в период беременности, токсикоз у матери, отравление химическими препаратами, болезни инфекционной и соматической природы у будущей роженицы, а также употребление спиртного, наркотических и табачных изделий в период вынашивания ребенка. Такие причины негативно сказываются на созревании и развитии нервной системы плода, впоследствии это может привести к появлению возрастных кризов и проявлениям отклоняющегося поведения.

К наследственным факторам развития девиантного поведения детей относят генетические нарушения, в частности, мутации хромосом и патологический обмен, в результате чего могут развиться патологии умственного развития, дефекты зрительной и слуховой систем, а также проблемы нервно-психического развития ребенка. Наследственные причины напрямую влияют на характеристики малыша, его темперамент, социальную приспособленность, умение подстраиваться к условиям жизни и контактировать с окружающими.

Приобретенными причинами называют длительные заболевания неврологической и соматической этиологии, в результате чего возникают задержки эмоционального, психического, речевого развития, а личность ребенка формируется с патологическим уклоном – он растет агрессивным, неустойчивым и социально неприспособленным.

Признаки девиантных форм поведения у детей дошкольного возраста возникают по следующим причинам:

  1. Неблагополучная обстановка в семье – отсутствие одного из родителей, неполная или конфликтная семья. Часто девиации развиваются у детей, растущих в семье, где родители пьют, ведут паразитарный образ жизни, совершают незаконные поступки. Часто в таких условиях к ребенку проявляется излишняя строгость или, наоборот, безразличие и скрытая безнадзорность.
  2. Педагогические ошибки в воспитании – неумение родителей аргументировать запреты и прививать дисциплину, постановка жестких рамок поведения и нарушение этих же рамок самими родителями, злоупотребление запретами. Все это приводит к конфликтам и появлению девиантных форм поведения у детей и подростков.
  3. Психологические причины – вспышки гнева, капризы, требование внимания к себе. Такое поведения считается нормой до 5 лет. При правильном поведении родителей в таких ситуациях и умении подавлять скачки агрессии у ребенка, отклонений в его дальнейшем поведении может не сформироваться.

https://youtube.com/watch?v=o-WY3Qs5-XM

Как выбрать специалиста

Чтобы подарить школьнику шанс стать ценным членом социума, необходимо внимательно отнестись к выбору психолога или психотерапевта.

На что обратить внимание:

  • специализацию психолога — в описании деятельности должна упоминаться работа с трудными подростками, семейная психотерапия, работа над коммуникациями, самооценкой;

  • образование, опыт работы — резюме специалиста должно содержать информацию о вузе, специальности, переподготовках, повышении квалификации. Виды образования должны быть связаны с психологией, психотерапией, педагогикой;

  • перечень применяемых психотерапевтических, коррекционных методик — они должны соответствовать вашим запросам, быть приемлемыми для вас.

После стартовой консультации у ребенка и родителей должно остаться положительное ощущение. Напряжение, беспокойство, желание закрыться означают, что коммуникация «пациент — доктор» не была налажены. В этом случае стоит продолжить поиск своего психолога.

Найти профессионального специалиста для помощи можно на сайте 7hands.com!

Патогенез болезни

Возрастной кризис подростков обусловлен не только внутренней перестройкой организма, но и необходимостью социального самоопределения. Ребенок в этот период ищет свое место в жизни и способы самовыражения. Желание доказать свою «взрослость» и значимость приводят к своеобразному бунту

Чтобы привлечь внимание окружающих, подростки могут использовать действия не только аморального, но и противоправного характера. 

Поэтому механизм развития девиантности очень сложен. Социальные ценности и нормы воспринимаются подростком иначе, возникает дезадаптация. 

Формированию отклонений способствует неблагоприятная обстановка. Если у ребенка нет поддержки взрослых, нет правильных моральных ориентиров, то ему легче закрепить патологические шаблоны поведения.  

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: