Речевой статус
В основе речевых проблем у людей с ЗПР лежат трудности с формулированием мыслей и использованием слов. Эти проблемы проявляются в непонимании языка, проблемах с формированием предложений и произношением.
Некоторые испытывают трудности в понимании сложных предложений, они не воспринимают абстрактные понятия и нюансы языка: иронию и сарказм.
Проблемы с формированием предложений также характерны для людей с ЗПР. У них сложности с грамматикой, лексиконом и структурой предложений. В результате их речь может быть неполной или неправильно построенной.
Бывают проблемы с произношением: трудности с артикуляцией, ритмом и тоном. Наконец, у людей с ЗПР возникают проблемы с использованием языка для коммуникации. Им сложно поддерживать беседу, понимать социальные правила.
Психологические параметры задержки психического развития
Формы ЗПР |
Клинико-психологические проявления |
Нейропсихологические особенности |
Психо- физический инфантилизм |
Относительная сформированность психических процессов, но замедленный темп их становления. Недоразвитие мотивации учебной деятельности. Личностная незрелость |
Нарушение динамики умственной работоспособности. Снижение объема памяти и внимания вследствие недостаточной мотивации деятельности |
Соматогенная форма ЗПР |
Сформированность психических процессов. Астения, раздражительная слабость |
Снижение динамики умственной работоспособности. Повышенная истощаемость внимания. Уменьшение объема памяти в зрительной и слуховой модальностях |
Психогенная форма ЗПР |
При сохранности психических процессов выраженное снижение мотивации учебной деятельности. Снижение продуктивности учебной деятельности в связи с патологическим развитием личности (тревожная мнительность, эгоцентризм и др.) |
Возможна «иррегулярность» в психическом развитии. Неравномерное развитие психических процессов |
ЗПР церебро-органического генеза |
Недоразвитие психических процессов и функций, что приводит к нарушению интеллектуальной продуктивности Частичное (парциальное) недоразвитие отдельных психических функций |
Нарушение умственной работоспособности. Недоразвитие устойчивости, переключения, объема внимания. Снижение объема памяти во всех модальностях. Недоразвитие ориентировочной основы деятельности. Недоразвитие зрительно-пространственного гнозиса и праксиса Выраженная дефицитарность в развитии отдельных свойств: внимания, памяти, гнозиса, праксиса |
Таким образом, учитывая психолого-педагогические параметры, можно выделить четыре основные группы детей с ЗПР.
1. Дети с относительной сформированностью психических процессов, но со сниженной познавательной активностью. В этой группе наиболее часто встречаются дети с ЗПР вследствие психофизического инфантилизма и дети, соматогенной и психогенной формами ЗПР.
2. Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности. Эту группу составляют дети с легкой формой ЗПР церебрально-органического генеза, с выраженной ЗПР соматогенной формы и с осложненной формой психофизического инфантилизма.
3. Дети с явным нарушением интеллектуальной продуктивности, но со сформированной познавательной активностью. В эту группу входят дети с ЗПР церебрально-органического генеза, у которых наблюдается выраженная дефицитарность отдельных психических функций (памяти, внимания, гнозиса, праксиса).
4. Дети, для которых характерно сочетание низкого уровня интеллектуальной продуктивности и слабовыраженная познавательная активность. В эту группу входят дети с тяжелой формой ЗПР церебрально-органического генеза, у которых наблюдается первичная дефицитарность в развитии всех психических функций: внимания, памяти, гнозиса, праксиса и др., а также недоразвитие ориентировочной основы деятельности.
Наиболее характерные отклонения в зависимости от возраста
Каждый период развития ребенка предусматривает свои нормы психического и физического развития.
Симптомы задержки психического развития у дошкольников
Период характеризуется тем, что младенцы не могут разговаривать и неопытным родителям трудно выявить характерные черты отклонения в развитии своего чада, но некоторые подсказки помогут это сделать вовремя:
ребенок в возрасте после 4 месяцев должен реагировать на появление в поле зрения своих родителей, если при этом от него не слышно никаких звуков, то следует обратиться к специалисту за помощью;
к полутора годам малыш должен понимать свое имя, произносить простые, часто повторяемые слова и понимать, когда от него требуют простых действий, отсутствие способности к таким действиям настораживает родителей;
если в два года у малыша очень скудный набор слов, он не может запомнить новых слов, не понимает побуждения к действию, такие симптомы говорят о задержке психического развития;
симптомами ЗПР считается ситуация, если к двум с половиной годам малыш не может составить простые фразы и не может показать знакомые предметы по названию;
в трехлетнем возрасте родители должны насторожиться, если малыш не составляет предложения и не может повторить только что сказанное, быстро лепечет или, наоборот, замедлено произносит слова.
в возрасте четырех лет ребенок связно не разговаривает, не различает понятия, нарушено внимание, слуховая и зрительная память отсутствует.
Отдельное внимание стоит обратить на эмоциональные проявления, обычно дошкольники подвержены гиперактивности, утомление наступает быстро, память слабая, внимание рассеяно на разные предметы. Со взрослыми и сверстниками они трудно общаются, при проведении обследования с помощью энцефалографии наблюдаются нарушения функций центральной нервной системы
Симптомы ЗПР в младшем школьном возрасте
При поступлении в первый класс специалист, проводящий тесты, в обязательном порядке обнаружит, если у ребенка есть задержка психического развития в сторону замедления. Но опытные родители могут и раньше обнаружить такие признаки:
- если школьник с трудом совершает или у него совсем не получается самостоятельная еда, надевание одежды, застегивание и шнуровка обуви, умывание и другие процедуры личной гигиены;
- малыш не любит участвовать в совместных играх, с настороженностью относится к другим детям, проявляет замкнутость и нежелание общаться;
- во всех действиях ребенок проявляет нерешительность, излишнюю агрессию;
- часто боится простых ситуаций и тревожно ведет себя.
Очень редко случаются такие ситуации, когда малыш с задержкой психического развития ничем не проявляет себя в кругу сверстников, чаще всего отставание в развитии заметно, и трудно не обратить внимания на такое обстоятельство. Но окончательный диагноз ставит специалист, самостоятельно родители не могут лечить ребенка без рекомендаций доктора.
Отличия ЗПР от умственной отсталости
Если к возрасту 10–11 лет у ребенка не проходят признаки задержки развития, то врачи настаивают на диагнозе умственной отсталости, сокращенно УО или подозревают конституциональный инфантилизм. Основными отличиями от замедленного развития являются:
- при умственной отсталости недоразвитость физического и психического характера носит необратимое направление, если же у ребенка задержка развития, то при правильной профилактике и должном уходе все замедленные реакции постепенно приходят в норму;
- дети с ЗПР могут адекватно реагировать на предоставленную помощь и использовать полученный опыт в решении подобных задач;
- ребенок с диагнозом ЗПР старается понять смысл сказанного или прочитанного, чувствует удовлетворение от проделанной работы, а ребята с выявленным инфантилизмом даже не пытаются постичь новые знания.
Прогноз последствий и осложнений
Отставание в психическом плане последовательно отражается на личностном развитии малыша в дальнейших жизненных ситуациях. Вовремя не принятые меры по преодолению задержки развития оставят значимый отпечаток на существовании индивидуума в социуме.
Равнодушное отношение к корректировке развития приводит к усугублению всех проблем ребенка уже в старшем возрасте. Дети отделяются от сверстников и замыкаются в себе, иногда к ним относятся как к изгоям, что формирует неполноценность собственной личности и понижает самооценку. Совокупность событий влечет за собой трудности адаптации и невозможность общения с противоположным полом.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Характеристика детей с ЗПР
У некоторых детей с ЗПР есть трудности с обучением. Они усваивают знания медленнее сверстников, им трудно понимать сложные задания.
Дети с ЗПР испытывают проблемы с коммуникацией. Их речь непонятна, они сами плохо понимают, что говорят другие. Им сложно выражать мысли и чувства.
Наблюдаются проблемы с физическим развитием. Дети неуклюжи или медленны, у них трудности с координацией, или мало силы и выносливости.
Часть пациентов сталкивается с проблемами в социальном и эмоциональном развитии. У них трудности с налаживанием дружбы, пониманием эмоций других или управлением чувствами и поведением.
Основные направления психологической помощи детям с задержкой психического развития
Основной целью психологической коррекции детей и подростков с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.
Важным принципом психологической коррекции познавательных процессов и личности детей является учет формы и степени тяжести задержки психического развития.
Например, у детей с психофизическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтому психокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. А у детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдается тотальное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания
В связи с этим в коррекционном процессе все внимание отдано формированию этих психических процессов, развитию навыков самоконтроля и регуляции деятельности
Для удобства анализа нарушения познавательной деятельности целесообразно выделить три основных блока психокоррекционного процесса: мотивационный, регуляторный и’ блок контроля самоконтроля.
Причины
Задержка психического развития у детей — сложная проблема с множеством причин.
- Генетика. Это может быть синдром Дауна или синдром ломкой Х-хромосомы.
- Условия во время беременности и родов. Инфекции или плохое питание матери, заболевания щитовидной железы, диабет у беременной женщины влияют на развитие мозга ребенка. Роды могут быть тяжелым или проходить с осложнениями, что также приводит к задержке развития.
- Проблемы неонатального периода, заболевания сердца и инфекции, полученные в новорожденном возрасте.
- Неподходящие условия жизни, например, недостаточное взаимодействие родителей с новорожденным, отсутствие стимуляции интеллектуальных потребностей ребенка, стресс в семье.
- Воздействие токсических веществ, таких как свинец.
Существуют и другие потенциальные причины задержки психического развития у детей, и в некоторых случаях причина может оставаться неизвестной. Иногда врачи используют термин «идиопатическая ЗПР» для обозначения случаев, когда причина не установлена.
Российский психиатр К. С. Лебединская выделила четыре вида болезни:
- Задержка психического развития конституционального происхождения. Даже незначительные факторы, такие как внутриутробные нарушения питания, могут привести к замедлению созревания мозговых структур.
- Задержка психического развития соматогенного происхождения. Результат заболеваний, перенесенных в раннем детстве. К ним относятся хронические инфекции, аллергии, дистрофия и другие. Эти заболевания снижают психическую активность ребенка.
- Задержка психического развития психогенного происхождения. Дети с этим диагнозом обычно физически здоровы, но их психическое развитие замедлено из-за неблагоприятных условий воспитания.
- Задержка психического развития церебрально-органического происхождения. Связана с грубыми нарушениями созревания мозга, в том числе недоразвитием коры больших полушарий головного мозга. Причинами могут быть различные факторы, включая патологию беременности, тяжелый токсикоз, грипп, гепатит, алкоголизм родителей, родовые травмы, недоношенность, а также тяжелые инфекционные заболевания в первый год жизни.
Из-за каких физических состояний возникает ЗПР:
- эпилепсия и эпилептические энцефалопатии,
- гидроцефалия,
- краниостенозы,
- новообразования головного мозга,
- пороки развития головного мозга — дисгенезии мозолистого тела, голопрозэнцефалия, арахноидальные кисты,
- фенилкетонурия, гистидинемия, гомоцистинурия,
- митохондриальные заболевания,
- синдром Дауна, фрагильная Х-хромосома,
- нейрокожные синдромы — нейрофиброматоз, туберозный склероз, энцефалотригеминальный ангиоматоз, врожденные эндокринные заболевания,
- аутистические расстройства — синдром Канера, Аспергера, Ретта,
- болезни сердца, почек,
- снижение зрительной и слуховой функции.
Эмоциональная сфера
Дети с ЗПР испытывают более интенсивные эмоции, чем сверстники. Гнев, радость, грусть и страх возникают быстро и остро. Из-за отсутствия саморегуляци эти эмоции сложно контролировать.
Дети с ЗПР способны к эмпатии. Однако у них бывают трудности с пониманием эмоций других или выражением собственных. При этом уровень тревожности у них зачастую выше. Они испытывают страх перед новыми ситуациями или изменениями в обычном распорядке дня.
Некоторые дети страдают от нарушений настроения — депрессии. Это проявляется в виде повышенной утомляемости, потери интереса к активностям или постоянных негативных мыслей.
В то же время юные пациенты с ЗПР могут быть любящими, добрыми и сопереживающими.
Осложнения
- Проблемы с обучением. ЗПР часто связан с трудностями в усвоении информации и навыков.
- Поведенческие проблемы. Дети испытывают эмоциональные проблемы и проблемы с дисциплиной.
- Сложности с общением. Речевые задержки и проблемы с социальными навыками являются обычными для ЗПР.
- Проблемы со здоровьем. ЗПР иногда сопровождается другими заболеваниями, включая проблемы с пищеварением, сердечно-сосудистой системой и дыхательной.
- Трудности в социальной адаптации. Люди с ЗПР испытывают проблемы во взаимодействии с другими.
- Семейные проблемы. ЗПР вызывает стресс у родителей, приводя к конфликтам и проблемам с психическим здоровьем. В том числе у самого ребенка.
- Проблемы с уверенностью в себе. ЗПР влияет на самооценку и вызывает ощущение постоянной неудачи.
Признаки ЗПР у детей
Как проявляется ЗПР в раннем возрасте? У малыша до 3-х лет можно заподозрить задержку психологического развития на основании ряда признаков. У детей наблюдают отставание в формировании речи, они позже других начинают гулить, лепетать. У них не вызывают интерес игры по возрасту, прослушивание сказок, стихов, просмотр мультиков
Внимание концентрируют на очень короткое время. Проблемы с моторикой могут проявляться поздним началом ползания, ходьбы, прыжков и бега
Малыши эмоционально лабильны, нередко раздражительны, капризны, плаксивы, плохо идут на контакт с окружающими. Они не могут выполнять просьбы, состоящие из нескольких действий, например, пойти в другую комнату, открыть шкаф и взять определенный предмет.
Однако основные симптомы ЗПР проявляются трудностями в обучении у детей в более старшем возрасте. К особенностям развития детей с ЗПР после 4 лет можно отнести следующие нарушения:
Внимание — кратковременное, поверхностное, при обучении ребенок постоянно отвлекается, не может выполнять несколько задач одновременно.
Восприятие — возникают сложности при формировании мыслительных образов, поэтому в процессе обучения лучше использовать наглядные пособия, могут появиться трудности с ориентацией в пространстве, с узнаванием предметов в незнакомой обстановке.
Память — избирательна, мозаична, зрительные образы запоминаются гораздо лучше, чем слуховые.
Мышление — при ЗПР наблюдаются сложности со сравнением, логикой, анализом и обобщением фактов.
Моторика — характерна неуклюжесть, маленькие пациенты испытывают трудности с координацией движений, часто выявляют тики и гиперкинезы.
Речь — задержка психоречевого развития проявляется искажением произношения звуков, снижением словарного запаса, речь простая, с множеством грамматических и лексических ошибок.
Эмоциональная сфера — выявляется склонность к частой смене настроения, иногда дети агрессивны, конфликтны, тревожны, часто безинициативны, легко внушаемы.
ЗПР у подростков имеет те же клинические проявления, что и у детей начального школьного возраста. Для подросткового периода чаще применяют термин конституциональный инфальтилизм или другие адекватные формулировки.
Мнение эксперта
«Понимание, что в основе психического страдания в первую очередь лежит материальная причина – последствие тяжелых родов, травм, инфекционных заболеваний нервной системы, интоксикационное воздействие, даже экология мегаполисов, влияющая на развитие мозга, – диктует соответствующий подход к оказанию помощи, — объясняет детский психиатр Северин Гречанин. — Лечение строится на коррекции остаточных проявлений органического поражения мозга и создании лечебно-ограничительного режима, предполагающего временное облегчение нагрузок на нервную систему ребенка, снижение требований к результатам обучения и интеллектуальным достижениям.
Предпочтение отдается лекарствам, улучшающим обменные процессы в мозговой ткани, питание и кровоснабжение мозга в противовес «взрослым» психофармакологическим средствам, таким как антипсихотики, антидепрессанты. Примечательно, что упомянутые лекарственные средства, влияющие на метаболизм мозга, в итоге купируют и явные психиатрические симптомы, такие как возбуждение, агрессия, которые у детей скорее носят характер «вспышки», кратковременной реакции, чем устойчивого психотического состояния».
Почему у детей может возникнуть отставание в развитии
Классификация задержки развития
Влияние наследственных и социальных факторов на формирование задержки психического развития
С целью выяснения особенностей этиопатогенеза ЗПР было обследовано 625 семей, в которых воспитывались дети с ЗПР дошкольного и школьного возраста (1 группа). В качестве контрольной группы было изучено 104 семьи, имевших детей с нормальным уровнем интеллектуальных возможностей, обучавшихся в обычном классе общеобразовательной школы (2 группа).
Для изучения этиопатогенеза ЗПР была использована специально разработанная нами анкета (см
приложение 2,3), в которой значительное внимание уделялось уровню образования родителей, их успеваемости, материальной обеспеченности семьи, особенностям воспитания, наличию наследственных заболеваний, подробно исследовался перинатальный анамнез, заболевания, перенесенные ребенком в детском возрасте и т.д. Интересны данные об уровне образования родителей в обеих группах (см
табл. 3.1 и 3.2).
В экспериментальной группе была неизвестна информация об образовании и профессиональном статусе 13 (1,6%) родителей (из них 10 — отцы). В контрольной группе мы не получили сведения о 4 (2,9%) родителях (из них 3 — отцы). По результатам исследования, оказалось, что среди матерей детей с ЗПР было достоверно больше (р 0,05) лиц с незаконченным средним образованием — 89 (14,2%) человек, в контрольной группе — 1 (0,9%) и достоверно меньше (р 0,01) с высшим образованием — 57 (9,1%), во 2 группе — 27 (26%) и незаконченным высшим образованием -11 (1,8%) и 6 (5,8%) — соответственно. Не отмечалось достоверных различий только в группе матерей со средним и средним специальным образованием.
Среди отцов наблюдалась примерно такая же картина: в 1 группе было достоверно больше (р 0,05) лиц с незаконченным средним образованием — 48 (7,7%), во 2 группе — 1 (0,9%) и средним образованием — 227 (36,3%) и 20 (19,2%) — соответственно; достоверно меньше (р 0,01) с высшим образованием — 38 (6,1%) и 21 (20,3%) и незаконченным высшим образованием — 10 (1,6%) и 7 (6,7%). Не было достоверных различий в группе отцов со средним и средним специальным образованием.
Обращает на себя внимание то, что среди матерей, имеющих детей с легким интеллектуальным отставанием, большее количество имело незаконченное среднее образование по сравнению с отцами, но, с другой стороны, среди них больше лиц с высшим образованием, т.е. эта группа в целом была более разнородна по уровню полученного образования, чем группа отцов
В целом, образовательный уровень родителей детей с ЗПР был значительно ниже (р 0,05), чем у родителей контрольной группы.
При исследовании успеваемости родителей детей с ЗПР в сравнении с успеваемостью родителей контрольной группы, которая оценивалась со слов родителей (см. табл. 3.3), оказалось, что среди них достоверно чаще (р 0,05) встречались родители со слабой успеваемостью, обучавшиеся в основном на «3», — 377 (30,1%), в контрольной группе — 31 (14,9%) и достоверно реже (р 0,05) — родители успешные в обучении, обучавшиеся на «4» и «5», — 197 (15,8%) и 53 (25,5%) — соответственно. Интересно то, что успеваемость среди женщин была выше, чем среди мужчин. Мы понимаем, что полученные данные во многом носят субъективный характер, т.к. многие из родителей предпочитают завышать собственную успеваемость, чтобы не создавать о себе негативного мнения, но и в этой субъективности прослеживается общая закономерность, т.к. давая сведения о своей успеваемости, родители контрольной группы также могли завышать реальную успеваемость.
Диагностика и лечение ЗПР у детей
Диагностика ЗПР проводится с участием детского психолога, невролога, логопеда и других специалистов
Важно провести обследование головного мозга, чтобы своевременно выявить возможные нарушения. Врачи Клинического Института Мозга рекомендуют родителям предоставить все необходимые данные анамнеза, которые могут иметь значение при постановке диагноза
Открытые и закрытые черепно-мозговые травмы, конфликтные ситуации в семье и коллективе, стрессы и другие факторы, которые могли бы повлиять на нормальное развитие ребенка имеют огромную диагностическую ценность. Кроме того, понадобится энцефалограмма и другие исследования, которые позволят оценить степень развития и уровень работы нервной системы ребенка.
Лечение ЗПР включает работу с профильными специалистами, в том числе логопедом и психологом
Важно соблюдать их рекомендации и продолжать занятия в домашних условиях. Также имеет значение социальная адаптация ребенка в детских коллективах, которую можно обеспечить только посещением общеобразовательных и дошкольных учреждений
При сохранении диагноза в младших классах рекомендуется посещение специализированной школы. Программа в таких учреждениях остается общей, но небольшое количество детей в классах и наличие дополнительных коррекционных занятий позволяют провести полноценную работу с детьми.
Интеллектуальная сфера
Дети с ЗПР часто испытывают трудности в обучении. Однако это не значит, что они не способны учиться. Они просто учатся иначе. Многие из них обладают впечатляющими способностями к восприятию, и их способность запоминать и вспоминать информацию может быть даже сильнее, чем у детей без ЗПР.
Второе важное свойство интеллекта детей с ЗПР — это их эмоциональное и социальное понимание. Дети с ЗПР испытывают трудности в понимании эмоций других, управлении своими и социальной адаптации
Но с подходящей поддержкой и обучением они развивают эти навыки и становятся более эмоционально и социально компетентными.
Третье свойство интеллекта детей с ЗПР — их способность к фантазированию. Они отличаются оригинальным мышлением и способностью находить необычные решения проблем.
Интеллект детей с ЗПР столь же сложен и разнообразен, как и у любого другого ребенка.
Классификация
В медицинской литературе ЗПР классифицируют:
- По степени тяжести. ЗПР бывает легкой, умеренной, тяжелой и глубокой. Степень определяется профессионалами с использованием специализированных инструментов и оценок.
- Типу затронутых областей развития. Это могут быть задержки в физическом развитии, развитии речи и языка, социально-эмоциональном, когнитивном или адаптивном.
- Времени начала. Они бывают врожденными — начинающимися до или во время рождения — или приобретенными — начинающимися после рождения.
- Причинам. Это может быть генетическое расстройство, воздействие во время беременности или рождения, заболевания после рождения или условия окружающей среды.
Прогноз и профилактика
При ранней диагностике и коррекции дети добиваются значительного прогресса. Навыки общения, учебы и самообслуживания улучшаются. Дети приспосабливаются к самостоятельной жизни в обществе.
Без подходящей коррекции пациенты сталкиваются с большими трудностями. Их уровень самообслуживания остается низким. Общение и обучение становятся проблематичными.
Профилактика расстройства:
- Здоровое питание беременных женщин. Особенно важны фолиевая кислота и другие витамины.
- Отказ от курения и алкоголя во время беременности. Эти вещества наносят вред мозгу плода.
- Регулярные пренатальные визиты к врачу. Мониторинг здоровья матери и плода помогает выявить и предотвратить проблемы на ранних стадиях.
- Вакцинация. Защита от опасных инфекций предотвращает многие причины ЗПР.
- Здоровый образ жизни матери. Физическая активность и умеренное питание способствуют правильному развитию плода.
- Бережное отношение к ребенку. Избегайте травм, которые могут повредить мозг.
- Совместные занятия. Повышение активности ребенка, обучение и игра помогают развитию мозга.
- Уважение к режиму сна ребенка. Правильный сон способствует развитию мозга.
- Регулярные визиты к педиатру. Врачи отслеживают развитие ребенка и вовремя обнаруживают признаки ЗПР.
- Здоровый семейный климат. Любовь, поддержка и позитивные эмоции способствуют здоровому развитию ребенка.