Личность детей с ЗПР
Почти все исследователи указывали на большой риск возникновения у ребенка с задержкой психического развития соответствующих форм нарушения поведения
Тем не менее, в настоящее время уделено недостаточное внимание данному вопросу (в частности, проблеме коррекции поведения). Безусловно, эти дети являются «трудными», начиная дезорганизовывать учебно-воспитательный процесс в детском саду и школе
Они могут оказаться в «группе риска», поскольку без специальной помощи нарушение поведения становится патохарактерологическим.
Стойкие патологические личностные изменения способны приводить ребенка с ЗПР в антисоциальную среду. Очень часто это ведет к криминальным последствиям. Так, статистика показывает, что у многих несовершеннолетних правонарушителей, которые состоят на учете, были обнаружены различные психические отклонения. Это может быть умственная отсталость, ЗПР, психофизический инфантилизм и др.
Кроме подверженности вовлечению в преступную деятельность, у детей с ЗПР часто отмечается деструктивное поведение. Для них характерны такие качества, как упрямство, агрессия, лживость, склонность к воровству. Среди общих особенностей личности, на первый план у детей с ЗПР выдвигается общее недоразвитие личности. Они эмоционально незрелы и неустойчивы, имеют неадекватную самооценку.
У ребенка с ЗПР не сформировано волевое поведение, не т достаточной способности к произвольной деятельности, не сформированы базовые предпосылки ведущей деятельности. Они показывают динамические нарушения в любых видах деятельности, включая познавательную и речевую. К возникновению эмоциональных нарушений приводят мотивационная незрелость, отсутствие объективной самооценки, эмоциональная неустойчивость и незрелость. Все это может быть отягощено неврологической симптоматикой.
Для ребенка с невротическими проявлениями присущи следующие личные особенности:
- Эмоциональная незрелость и неустойчивость;
- Тревожность;
- Напряженность;
- Чувство вины;
- Обидчивость;
- Подозрительность и др.
Ученые установили, что дети с ЗПР показывают полюсные переживания — положительные и отрицательные, они недифференцированы в тонких оттенках переживаний, неадекватны и непропорциональны влиянию внешнего мира. Вместе с общей эмоциональной незрелостью при наличии разных форм ЗПР можно наблюдать специфические эмоциональные нарушения.
Обучение
Дошкольники и младшие школьники, отличающиеся несоответствием возрастным нормам в области организации мыслительной деятельности, в отличие от своих ровесников с нормативным развитием, испытывают затруднения в образовательной деятельности. Можно выделить характерные симптомы задержки психического развития у детей, влияющие на успешность обучения:
- проблемы с концентрацией внимания;
- замедленность или реактивность реакции;
- быстро наступающая усталость;
- несформированность способности к кратковременному и долговременному запоминанию;
- сложности с восприятием размера предметов, вкуса, цвета, материала, геометрической формы;
- затруднения при выполнении таких мыслительных операций, как сравнение предметов, распределение на группы, выделение существенных отличий;
- нежелание выполнять задания, требующие использования различных мыслительных операций и др.
Особенности образовательной деятельности являются следствием комплексных расстройств восприятия, познавательной сферы, мелкой моторики, речи (таблица).
Речевая сфера | Несоответствие норме фонетической, грамматической, лексической стороны речи | Задержка развития навыка продуцирования связной речи, построением грамматически правильных форм слов и синтаксических конструкций | Малый словарный запас |
Мелкая моторика | Сложности с выполнением заданий по лепке и конструированию | Сложности с выявлением звуков и букв в составе слова и составлением их характеристики | Отсутствие базовых навыков счета, малое количество базовых познаний о человеке и окружающем мире |
Восприятие | Несформированность графических умений | Особенности восприятия букв и цифровых знаков, зеркальность письма и чтения | Проблемы со всеми видами запоминания |
Познавательная сфера | Затруднения с освоением навыков рисования и письма | Большое количество ошибок в распознавании букв и цифр | Неспособность выполнять творческие задания |
Требует особого внимания речь детей с задержкой психического развития и ее особенности. У детей с ЗПР заметно по сравнению со сверстниками снижена речевая активность, присутствуют повторы произнесенных окружающими слов и звуков (эхолалия), комплексные нарушения в произношении звуков, построении словосочетаний и предложений, проблемы с восприятием и пониманием звучащей речи и отсутствие интереса к ней.
Ученик с ЗПР может выполнять задание в течение 4-5 минут, после чего ему требуется смена деятельности и обязательный перерыв через каждые 0,5 часа. На занятии или уроке детям с задержкой психического развития необходимы подробные пошаговые инструкции, помощь взрослых для успешного выполнения учебного или другого задания, они работают в медленном темпе и не успевают за одноклассниками. При этом маленький человек понимает свои особенности, знает, что неуспешен, у него вырабатывается низкая самооценка, боязнь наказания за плохую успеваемость, утрата и без того слабого интереса к учебной деятельности.
На занятии в детском саду и на уроке в школе дети с ЗПР отличаются следующими особенностями:
- могут, используя механизмы механического запоминания, выучить и рассказать правило, но не могут применить его на практике;
- отличаются невнимательностью и отсутствием организованности, пропускают части заданий, нарушают порядок их выполнения, не видят большого количества собственных ошибок, обнаруженные ошибки исправляют неаккуратно;
- с интересом выполняют небольшие задания технического характера, не требующие значительного количества времени на завершение.
Сущность и проявления ЗПР (задержки психического развития)
Задержка психического развития представляет собой сложное полиморфное нарушение. Когда оно происходит, то начинают страдать различные составляющие психической и физической деятельности. У ребенка с задержкой развития можно увидеть различные этиопатогенетические варианты, для которых характерна низкая степень психической активности (корковая незрелость), дефицит внимания, связанный с гиперактивностью ( незрелость подкорковых структур), вегетативную лабильность.
Категория «задержка психического развития» используется для характеристики отклонений, характерных для познавательной сферы педагогически запущенных детей. В этой ситуации причинами задержки психического развития могут быть неблагополучные условия воспитания и культурная депривация.
Проявление ЗПР, прежде всего, проявляется в медленном темпе психического развития, которое проявляется в виде следующих симптомов:
- Ограниченность представлений об окружающих людях и мире;
- Низкая активность мыслительных процессов;
- Недостаточная направленность интеллектуальной деятельности;
- Низкая степень общей осведомленности;
- Низкий уровень коммуникативной и социальной компетентности.
При наличии задержки психического развития, имеющей конституциональное происхождение, в структуре проявлений начинают доминировать признаки эмоциональной и личностной незрелости, такие как аффективность поведения, эгоцентризм, истерия в реакциях.
Личностные особенности ребенка с ЗПР
Если у ребенка наблюдается задержка психического развития, то его эмоциональная сфера расположена на более низшей ступени развития. Она начинает соответствовать психическому складу детей в более раннем возрасте. Среди прочих мотивов у такого школьника преобладает мотив получения удовольствия.
При ЗПР церебрально-органического генезиса могут проявляться нарушения в эмоциональной сфере. У ребенка (подростка) пропадает живость и яркость эмоций, начинает наблюдаться склонность к эйфории. Во внешнем мире это создает впечатление их жизнерадостности и привязанности. Тем не менее, эмоциональные переживания характеризуются меньшей глубиной и дифференцированностью.
У ребенка преобладает негативный эмоциональный фон. Он робок и постоянно испытывает страх. При задержке психического развития, имеющего соматогенный характер, можно наблюдать боязливость, которая связана с ощущением собственной неполноценности. Если ЗПР имеет психогенное происхождение, то наблюдается боязливость и застенчивость при коммуникации с взрослыми. Это происходит по причине психотравмирующих условий воспитания.
В качестве проявлений изменения эмоционального состояния выступает высокая возбудимость аффектов, появление импульсивных поступков, проявление исступленного гнева и немотивированной агрессии. Данные состояния могут углубляться, усложняться и повторяться. Их регистрируют в основном среди относительно узкого контингента (так называемая «группа риска»).
Коррекция гиперактивного поведения детей с ЗПР
Многие малыши при ЗПР страдают и от гиперактивности. Она тоже мешает развитию и нормальному вливанию в наш социум. Что с этим можно сделать?
Соблюдаем четкий распорядок дня. На самом деле он нужен всем деткам с ЗПР. Это организует их, дает точную картину происходящего, помогает верно распределить свою энергию, не создает непредсказуемых ситуаций, в которых ребенок поведет себя неадекватно. Кстати, четкий распорядок организует и самих родителей, которые часто куда-то спешат и третируют своих заторможенных ЗПРчиков фразами «скорее», «сколько можно копаться», «бежим, а то опоздаем» и т.д. Согласитесь, многие взрослые сами недостаточно уравновешены и организованны, но требуют идеальности от своих особенных детей.
Не будьте слишком жестким или мягким в воспитании ребенка с психической задержкой. В первом случае вы ломаете ему психику еще больше и невротизируете беднягу, во втором – сажаете на шею и делаете из него еще менее способного к самостоятельности человечка. Выбирайте что-то среднее. Как говорится, держите авторитет, чередуя «кнут и пряник».
Дайте ребенку выплеснуть энергию в течение дня. Если ваш тормоха весь день занят сам собой или смотрит мультики, к вечеру ждите разгрома и плохого засыпания полночи. Необходимо давать ребенку возможность растратить энергию. Гуляйте, играйте, меняйте виды деятельности, насыщайте общение эмоционально, уделяйте ему время индивидуально. Пусть к вечеру он валится с ног от усталости, а не ходит на ушах, раздражая всех домашних. Спорт – неплохое решение, если ребенок может осилить какой-то его вид.
Избегайте двойных стандартов в воспитании. Я уже писала, что любому ребенку вредно иметь возможность выбирать между двумя, а то и тремя подходами взрослых к одной ситуации. Если вы запрещаете мультики во время еды, то папа, бабушка, тетя, брат, сестра тоже должны придерживаться этих правил. Никаких поблажек и двойных стандартов. Как только ребенок понимает, что есть пространство, где можно разгуляться, он начнет манипулировать вами, следовательно, истерик и повышенной возбудимости не избежать.
Контролируйте объем полученных впечатлений. Не перенасыщайте день эмоциями и новыми образами. Это тоже ведет к плохим последствиям. Если вы ходили в кино, не посещайте зоопарк. К вам пришли гости? Тогда не включайте много мультиков и не идите утром в ТЦ на аттракционы. Дети устают от множества впечатлений!
При агрессивном и гиперактивном поведении мне всегда помогает переключение внимания. Я беру дочку за руки и предлагаю на что-то посмотреть или хлопаю в ладоши, чем-то восхищаясь. Могу даже предложить конфетку или пироженку. Она сразу забывает о своих обидах и включается в предложенную тему)))
Вам может показаться, что ребенок ничего не слышит или не понимает. Это не так. Дети с ЗПР многое понимают и оценивают, но совладать с нахлынувшими эмоциями им сложнее, чем обычной ребятне. Я бы еще рекомендовала говорить короткими и понятными фразами, так как долгие и витиеватые выражения теряют для них свою привлекательности и часто понимаются лишь частично (выборочно и на их собственный лад).
Если агрессия у ребенка идет на другой предмет, живой объект, можно разыграть сценку, где он нанес непоправимый вред. Кинул машинку об стенку? Машинка умерла – ее больше нет. Ударил вас? Изобразите то же самое. Это может вызвать шок, но действует чаще всего безотказно!
Я понимаю, что настоять на своем очень сложно. Мы тоже живые люди и сами начинаем закипать, нервничать, срываться… Потому желаю мамам особенных деток нескончаемого терпения и холодного рассудка, так как именно эти две составляющие максимально полезны в подобных вопросах и дополняют нашу материнскую любовь, ежедневно творящую чудеса!
Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!
Характеристика на ребенка раннего возраста с задержкой психо-речевого развития. материал по теме
Предлагаю Вашему вниманию образцы характеристик на детей раннего дошкольного и младшего дошкольного возраста с задержкой психо-моторного, речевого развития. Одна из характеристик составлена на ребенка со сложной структурой деффекта.
Министерство здравоохранения Калининградской области
государственное бюджетное учреждение здравоохранения
«Специализированный дом ребенка
Калининградской области №2»
238050, г. Гусев, Калининградской области, ул. Школьная, д. 30
Главный врач ГБУЗ
«Специализированного дома ребенка
Калининградской области №2»
______________ Н.П. Тростянская
на ______________________________________ _____г.р.
Мальчик легко и быстро вступает в контакт, проявляет в нём заинтересованность, контакт стабилен. Эмоционально уравновешен.
У ребенка частично сформированы культурно-гигиенические навыки, мальчик самостоятельно кушает и пьёт из чашки, моет и вытирает руки, частично одевается / раздевается. Самостоятельно садится и встает с горшка, но на него не просится. Предметами личной гигиены пользуется при помощи взрослых. Хорошо ориентируется в группе, мальчик знает свою кровать, место за столом и шкафчик.
Запас знаний и представлений об окружающем формируется медленно, но результат стабильный. Интерес к окружающему проявляет, но поверхностный. Сенсорное восприятие обеднено, но динамика в развитии устойчивая .
Даниил научился собирать пирамидку (кольца одинаковые), двухсоставную матрешку. Основные цвета не знает и не соотносит. Строит из кубиков башенку, дорожку. Собирает крупную мозаику. С помощью взрослого при непосредственном сопоставлении дифференцирует предметы по величине (большой – маленький). Моторная активность снижена. Захват предмета осуществляется всей кистью. Игровой интерес выражен недостаточно. Игра кратковременна и сводится к воспроизведению разученных игровых действий.
Пассивный и активный словарный запас беден. Понимание речи на бытовом уровне. Начинает проявлять заинтересованность при просмотре иллюстраций и чтении потешек, инсценировок с игрушками. Мальчик по просьбе взрослого находит сам или при помощи нужные предметы (показывает рукой или берет в руки), выполняет игровые действия (“Покорми куклу”, “Положи куклу в кроватку” и т.д.). Речь состоит из отдельных звукоподражаний и нескольких общеупотребительных слов, типа: «Ам – ам», «Би-би», «Иди», «Дай», «На», «Нет», «Бах» и др.
Прогноз обучаемости положительный при условии дальнейшего сочетания коррекционно-педагогической и логопедической работы.