Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Личность детей с ЗПР

Почти все исследователи указывали на большой риск возникновения у ребенка с задержкой психического развития соответствующих форм нарушения поведения

Тем не менее, в настоящее время уделено недостаточное внимание данному вопросу (в частности, проблеме коррекции поведения). Безусловно, эти дети являются «трудными», начиная дезорганизовывать учебно-воспитательный процесс в детском саду и школе

Они могут оказаться в «группе риска», поскольку без специальной помощи нарушение поведения становится патохарактерологическим.

Стойкие патологические личностные изменения способны приводить ребенка с ЗПР в антисоциальную среду. Очень часто это ведет к криминальным последствиям. Так, статистика показывает, что у многих несовершеннолетних правонарушителей, которые состоят на учете, были обнаружены различные психические отклонения. Это может быть умственная отсталость, ЗПР, психофизический инфантилизм и др.

Кроме подверженности вовлечению в преступную деятельность, у детей с ЗПР часто отмечается деструктивное поведение. Для них характерны такие качества, как упрямство, агрессия, лживость, склонность к воровству. Среди общих особенностей личности, на первый план у детей с ЗПР выдвигается общее недоразвитие личности. Они эмоционально незрелы и неустойчивы, имеют неадекватную самооценку.

У ребенка с ЗПР не сформировано волевое поведение, не т достаточной способности к произвольной деятельности, не сформированы базовые предпосылки ведущей деятельности. Они показывают динамические нарушения в любых видах деятельности, включая познавательную и речевую. К возникновению эмоциональных нарушений приводят мотивационная незрелость, отсутствие объективной самооценки, эмоциональная неустойчивость и незрелость. Все это может быть отягощено неврологической симптоматикой.

Для ребенка с невротическими проявлениями присущи следующие личные особенности:

  • Эмоциональная незрелость и неустойчивость;
  • Тревожность;
  • Напряженность;
  • Чувство вины;
  • Обидчивость;
  • Подозрительность и др.

Ученые установили, что дети с ЗПР показывают полюсные переживания — положительные и отрицательные, они недифференцированы в тонких оттенках переживаний, неадекватны и непропорциональны влиянию внешнего мира. Вместе с общей эмоциональной незрелостью при наличии разных форм ЗПР можно наблюдать специфические эмоциональные нарушения.

Обучение

Дошкольники и младшие школьники, отличающиеся несоответствием возрастным нормам в области организации мыслительной деятельности, в отличие от своих ровесников с нормативным развитием, испытывают затруднения в образовательной деятельности. Можно выделить характерные симптомы задержки психического развития у детей, влияющие на успешность обучения:

  • проблемы с концентрацией внимания;
  • замедленность или реактивность реакции;
  • быстро наступающая усталость;
  • несформированность способности к кратковременному и долговременному запоминанию;
  • сложности с восприятием размера предметов, вкуса, цвета, материала, геометрической формы;
  • затруднения при выполнении таких мыслительных операций, как сравнение предметов, распределение на группы, выделение существенных отличий;
  • нежелание выполнять задания, требующие использования различных мыслительных операций и др.

Особенности образовательной деятельности являются следствием комплексных расстройств восприятия, познавательной сферы, мелкой моторики, речи (таблица).

Речевая сфера Несоответствие норме фонетической, грамматической, лексической стороны речи Задержка развития навыка продуцирования связной речи, построением грамматически правильных форм слов и синтаксических конструкций Малый словарный запас
Мелкая моторика Сложности с выполнением заданий по лепке и конструированию Сложности с выявлением звуков и букв в составе слова и составлением их характеристики Отсутствие базовых навыков счета, малое количество базовых познаний о человеке и окружающем мире
Восприятие Несформированность графических умений Особенности восприятия букв и цифровых знаков, зеркальность письма и чтения Проблемы со всеми видами запоминания 
Познавательная сфера Затруднения с освоением навыков рисования и письма Большое количество ошибок в распознавании букв и цифр Неспособность выполнять творческие задания

Требует особого внимания речь детей с задержкой психического развития и ее особенности. У детей с ЗПР заметно по сравнению со сверстниками снижена речевая активность, присутствуют повторы произнесенных окружающими слов и звуков (эхолалия), комплексные нарушения в произношении звуков, построении словосочетаний и предложений, проблемы с восприятием и пониманием звучащей речи и отсутствие интереса к ней.

Ученик с ЗПР может выполнять задание в течение 4-5 минут, после чего ему требуется смена деятельности и обязательный перерыв через каждые 0,5 часа. На занятии или уроке детям с задержкой психического развития необходимы подробные пошаговые инструкции, помощь взрослых для успешного выполнения учебного или другого задания, они работают в медленном темпе и не успевают за одноклассниками. При этом маленький человек понимает свои особенности, знает, что неуспешен, у него вырабатывается низкая самооценка, боязнь наказания за плохую успеваемость, утрата и без того слабого интереса к учебной деятельности.

На занятии в детском саду и на уроке в школе дети с ЗПР отличаются следующими особенностями:

  • могут, используя механизмы механического запоминания, выучить и рассказать правило, но не могут применить его на практике;
  • отличаются невнимательностью и отсутствием организованности, пропускают части заданий, нарушают порядок их выполнения, не видят большого количества собственных ошибок, обнаруженные ошибки исправляют неаккуратно;
  • с интересом выполняют небольшие задания технического характера, не требующие значительного количества времени на завершение.

Сущность и проявления ЗПР (задержки психического развития)

Задержка психического развития представляет собой сложное полиморфное нарушение. Когда оно происходит, то начинают страдать различные составляющие психической и физической деятельности. У ребенка с задержкой развития можно увидеть различные этиопатогенетические варианты, для которых характерна низкая степень психической активности (корковая незрелость), дефицит внимания, связанный с гиперактивностью ( незрелость подкорковых структур), вегетативную лабильность.

Категория «задержка психического развития» используется для характеристики отклонений, характерных для познавательной сферы педагогически запущенных детей. В этой ситуации причинами задержки психического развития могут быть неблагополучные условия воспитания и культурная депривация.

Проявление ЗПР, прежде всего, проявляется в медленном темпе психического развития, которое проявляется в виде следующих симптомов:

  • Ограниченность представлений об окружающих людях и мире;
  • Низкая активность мыслительных процессов;
  • Недостаточная направленность интеллектуальной деятельности;
  • Низкая степень общей осведомленности;
  • Низкий уровень коммуникативной и социальной компетентности.

При наличии задержки психического развития, имеющей конституциональное происхождение, в структуре проявлений начинают доминировать признаки эмоциональной и личностной незрелости, такие как аффективность поведения, эгоцентризм, истерия в реакциях.

Личностные особенности ребенка с ЗПР

Если у ребенка наблюдается задержка психического развития, то его эмоциональная сфера расположена на более низшей ступени развития. Она начинает соответствовать психическому складу детей в более раннем возрасте. Среди прочих мотивов у такого школьника преобладает мотив получения удовольствия.

При ЗПР церебрально-органического генезиса могут проявляться нарушения в эмоциональной сфере. У ребенка (подростка) пропадает живость и яркость эмоций, начинает наблюдаться склонность к эйфории. Во внешнем мире это создает впечатление их жизнерадостности и привязанности. Тем не менее, эмоциональные переживания характеризуются меньшей глубиной и дифференцированностью.

У ребенка преобладает негативный эмоциональный фон. Он робок и постоянно испытывает страх. При задержке психического развития, имеющего соматогенный характер, можно наблюдать боязливость, которая связана с ощущением собственной неполноценности. Если ЗПР имеет психогенное происхождение, то наблюдается боязливость и застенчивость при коммуникации с взрослыми. Это происходит по причине психотравмирующих условий воспитания.

В качестве проявлений изменения эмоционального состояния выступает высокая возбудимость аффектов, появление импульсивных поступков, проявление исступленного гнева и немотивированной агрессии. Данные состояния могут углубляться, усложняться и повторяться. Их регистрируют в основном среди относительно узкого контингента (так называемая «группа риска»).

Коррекция гиперактивного поведения детей с ЗПР

Многие малыши при ЗПР страдают и от гиперактивности. Она тоже мешает развитию и нормальному вливанию в наш социум. Что с этим можно сделать?

Соблюдаем четкий распорядок дня. На самом деле он нужен всем деткам с ЗПР. Это организует их, дает точную картину происходящего, помогает верно распределить свою энергию, не создает непредсказуемых ситуаций, в которых ребенок поведет себя неадекватно. Кстати, четкий распорядок организует и самих родителей, которые часто куда-то спешат и третируют своих заторможенных ЗПРчиков фразами «скорее», «сколько можно копаться», «бежим, а то опоздаем» и т.д. Согласитесь, многие взрослые сами недостаточно уравновешены и организованны, но требуют идеальности от своих особенных детей.

Не будьте слишком жестким или мягким в воспитании ребенка с психической задержкой. В первом случае вы ломаете ему психику еще больше и невротизируете беднягу, во втором – сажаете на шею и делаете из него еще менее способного к самостоятельности человечка. Выбирайте что-то среднее. Как говорится, держите авторитет, чередуя «кнут и пряник».

Дайте ребенку выплеснуть энергию в течение дня. Если ваш тормоха весь день занят сам собой или смотрит мультики, к вечеру ждите разгрома и плохого засыпания полночи. Необходимо давать ребенку возможность растратить энергию. Гуляйте, играйте, меняйте виды деятельности, насыщайте общение эмоционально, уделяйте ему время индивидуально. Пусть к вечеру он валится с ног от усталости, а не ходит на ушах, раздражая всех домашних. Спорт – неплохое решение, если ребенок может осилить какой-то его вид.

Избегайте двойных стандартов в воспитании. Я уже писала, что любому ребенку вредно иметь возможность выбирать между двумя, а то и тремя подходами взрослых к одной ситуации. Если вы запрещаете мультики во время еды, то папа, бабушка, тетя, брат, сестра тоже должны придерживаться этих правил. Никаких поблажек и двойных стандартов. Как только ребенок понимает, что есть пространство, где можно разгуляться, он начнет манипулировать вами, следовательно, истерик и повышенной возбудимости не избежать.

Контролируйте объем полученных впечатлений. Не перенасыщайте день эмоциями и новыми образами. Это тоже ведет к плохим последствиям. Если вы ходили в кино, не посещайте зоопарк. К вам пришли гости? Тогда не включайте много мультиков и не идите утром в ТЦ на аттракционы. Дети устают от множества впечатлений!

При агрессивном и гиперактивном поведении мне всегда помогает переключение внимания. Я беру дочку за руки и предлагаю на что-то посмотреть или хлопаю в ладоши, чем-то восхищаясь. Могу даже предложить конфетку или пироженку. Она сразу забывает о своих обидах и включается в предложенную тему)))

Вам может показаться, что ребенок ничего не слышит или не понимает. Это не так. Дети с ЗПР многое понимают и оценивают, но совладать с нахлынувшими эмоциями им сложнее, чем обычной ребятне. Я бы еще рекомендовала говорить короткими и понятными фразами, так как долгие и витиеватые выражения теряют для них свою привлекательности и часто понимаются лишь частично (выборочно и на их собственный лад).

Если агрессия у ребенка идет на другой предмет, живой объект, можно разыграть сценку, где он нанес непоправимый вред. Кинул машинку об стенку? Машинка умерла – ее больше нет. Ударил вас? Изобразите то же самое. Это может вызвать шок, но действует чаще всего безотказно!

Я понимаю, что настоять на своем очень сложно. Мы тоже живые люди и сами начинаем закипать, нервничать, срываться… Потому желаю мамам особенных деток нескончаемого терпения и холодного рассудка, так как именно эти две составляющие максимально полезны в подобных вопросах и дополняют нашу материнскую любовь, ежедневно творящую чудеса!

Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!

Характеристика на ребенка раннего возраста с задержкой психо-речевого развития. материал по теме

Предлагаю Вашему вниманию образцы характеристик на детей раннего дошкольного и младшего дошкольного возраста с задержкой психо-моторного, речевого развития. Одна из характеристик составлена на ребенка со сложной структурой деффекта.

Министерство здравоохранения Калининградской области

государственное бюджетное учреждение здравоохранения

«Специализированный дом ребенка

Калининградской области №2»

238050, г. Гусев, Калининградской области, ул. Школьная, д. 30

Главный врач ГБУЗ

«Специализированного дома ребенка

Калининградской области №2»

______________ Н.П. Тростянская

на ______________________________________ _____г.р.

Мальчик легко и быстро вступает в контакт, проявляет в нём заинтересованность, контакт стабилен. Эмоционально уравновешен.

У ребенка частично сформированы культурно-гигиенические навыки, мальчик самостоятельно кушает и пьёт из чашки, моет и вытирает руки, частично одевается / раздевается. Самостоятельно садится и встает с горшка, но на него не просится. Предметами личной гигиены пользуется при помощи взрослых. Хорошо ориентируется в группе, мальчик знает свою кровать, место за столом и шкафчик.

Запас знаний и представлений об окружающем формируется медленно, но результат стабильный. Интерес к окружающему проявляет, но поверхностный. Сенсорное восприятие обеднено, но динамика в развитии устойчивая .

Даниил научился собирать пирамидку (кольца одинаковые), двухсоставную матрешку. Основные цвета не знает и не соотносит. Строит из кубиков башенку, дорожку. Собирает крупную мозаику. С помощью взрослого при непосредственном сопоставлении дифференцирует предметы по величине (большой – маленький). Моторная активность снижена. Захват предмета осуществляется всей кистью. Игровой интерес выражен недостаточно. Игра кратковременна и сводится к воспроизведению разученных игровых действий.

Пассивный и активный словарный запас беден. Понимание речи на бытовом уровне. Начинает проявлять заинтересованность при просмотре иллюстраций и чтении потешек, инсценировок с игрушками. Мальчик по просьбе взрослого находит сам или при помощи нужные предметы (показывает рукой или берет в руки), выполняет игровые действия (“Покорми куклу”, “Положи куклу в кроватку” и т.д.). Речь состоит из отдельных звукоподражаний и нескольких общеупотребительных слов, типа: «Ам – ам», «Би-би», «Иди», «Дай», «На», «Нет», «Бах» и др.

Прогноз обучаемости положительный при условии дальнейшего сочетания коррекционно-педагогической и логопедической работы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: