ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ?
Понятие психомоторного развития достаточно широкое и включает в себя оценку зрения, слуха, разных типов чувствительности и пр. Также сюда можно отнести социальные контакты дошкольника, двигательную активность.
Оценивая развитие малыша, нужно понимать, что вывод об успешном овладении крохой тем или иным навыком можно сделать только при наличии у него умения совмещать нескольких действий одновременно. То есть если малыш может взять ложку, он должен уметь зачерпывать ей пищу и подносить ее ко рту. Только в этом случае можно говорить о навыке ребенка есть самостоятельно.
Что влияет на психомоторное развитие ребенка?
Развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от регулярного общения с мамой и родными. Постепенно усложняющееся общение с крохой станет залогом его гармоничного психомоторного развития. Недостаток внимания, неправильное воспитание станут для малыша основными причинами сбоев в процессе познания окружающего мира.
Результатом этого может стать задержка психического развития, а также последующее отставание в освоении новых двигательных навыков. Если не изменить линию воспитания, то в конечном итоге у малыша может проявиться слабоумие и неспособность к социальной адаптации в окружающем мире.
Как оценивают психомоторное развитие?
Сразу после рождения ребенок имеет определенные навыки, по которым оценивают уровень его психомоторного развития. Для удобства медики отобрали пять основных признаков, по которым кроху оценивают каждый месяц в течение года. Малыш сдает своеобразный экзамен, каждый раз получая оценку. Если оценка высокая, это означает, что уровень психомоторного развития у него соответствует возрасту.
Если малыш с легкостью справляется с поставленными задачами в своем возрасте, в качестве эксперимента можно предложить ему выполнить задание, рассчитанное на детей более старшего возраста. Если кроха и с ним справится без проблем, значит, его психомоторное развитие протекает с опережением.
Таким же способом можно выявить у детей отставание в области психомоторного развития. Если кроха не справляется с заданиями, рассчитанными на его возраст, можно для него их слегка упростить и понаблюдать за результатом. Малыш должен будет справиться с более простым вариантом, и тогда родители смогут сделать вывод о том, насколько сильно отстает их кроха.
При обнаружении у малыша признаков отставания в развитии следует прежде всего проанализировать воспитательный процесс и характер общения с крохой. Возможно, взрослые намеренно ограничивают его движение, не дают активно знакомиться с миром. Малыш должен иметь возможность изучать пространство как на улице, так и дома, сталкиваясь с минимальным количеством запретов.
Ниже мы рассмотрим таблицу норм психомоторного развития у детей дошкольного возраста, согласно которой можно будет дать примерную оценку состояния ребенка и в случае необходимости проконсультироваться у невропатолога.
Моторное развитие ребенка до 2-3 лет
В 2 года дети активно исследуют мир вокруг себя через движение, учатся координировать различные части своего тела и развивают мелкую моторику. Они уже могут самостоятельно ходить, бегать, прыгать и лазить. Улучшается координация движений и развиваются основные двигательные навыки.
В возрасте до 2-3 лет уделяйте внимание развитию мелкой моторики. Предлагайте ребенку играть с мелкими предметами, давайте щупать вещи разной текстуры
Рисование пальчиковыми красками, лепка из пластилина, перебирание крупы — все это пойдет на пользу.
Развитие крупной моторики в этом возрасте тоже важно. Больше гуляйте с ребенком, учите кататься на самокате и велосипеде
В этом возрасте детки уже могут начинать посещать спортивные секции и учиться владеть своим телом. Можно подключать домашние тренировку и лечебную физкультуру для укрепления мускулатуры и улучшения осанки.
Дети в этом возрасте улучшают свою способность сохранять равновесие при ходьбе, беге, прыжках и других активностях.
Нет ли отклонений?
В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них. Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей. Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.
Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.
Возраст |
Область развития | Показатели |
1 год и 3 месяца | Пассивная речь | Быстро растет число понимаемых слов |
Активная речь | Растет словарный запас | |
Сенсорное развитие |
Ребенок может отличить предметы по размеру с интервалом 3 см | |
Игры | Повторяет знакомые действия | |
Движение | Активно ходит, может приседать, пятиться назад | |
Навыки | Сам ест ложкой жидкую еду | |
1 год и 6 месяцев |
Пассивная речь |
Может обобщить предметы по значимым признакам |
Активная речь | Использует в общении сложные слова | |
Сенсорное развитие |
Знает простые формы: шар, мяч, кубик, кирпичик | |
Игры |
Копирует часто повторяемые действия взрослых | |
Движения |
Может перешагивать препятствия (ступеньки) приставными шагами | |
Навыки | Может сам кушать ложкой жидкую пищу | |
1 год 9 месяцев | Пассивная речь | Воспринимает рассказ по картинке |
Активная речь |
Употребляет глаголы, отвечает на простые вопросы | |
Сенсорное развитие |
Различает предметы по размеру с разницей в 3 см | |
Игры |
Может строить башенки, домики из кубиков | |
Движения |
Может ходить по бруску шириной около 20 см, приподнятому от земли на 15–20 см | |
Навыки |
Частично может надеть на себя простые предметы одежды при помощи родителей | |
2 года |
Пассивная речь |
Может понять простой рассказ взрослого о прошедших событиях |
Активная речь |
Использует в речи глаголы, местоимения, прилагательные | |
Сенсорное развитие |
Может подобрать предметы по образцу, найти похожие и отличные | |
Игры |
Воспроизводит цепочку простых последовательных игровых действий | |
Движения |
Преодолевает чередующимися шагами ступени высотой около 15 см | |
Навыки |
Частично одевается сам, частично – с помощью родителей |
Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице. Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто. Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).
И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.
Характеристика координации движений как психомоторного качества
Одной из важных качеств психомоторики является координация движений. Впервые понятие «координация» ввел Ч.Шерингтон для определения согласования во времени и пространстве отдельных рефлексов как составных единиц нервной интеграции.
Исследованиями координационных способностей применительно к детскому возрасту занимались В.И.Лях, А.Г.Карпеев, применительно к спорту — А.М.Пидоря, М.А.Годик, А.И.Воронов, В.Н.Платонов и др
Зарубежные специалисты также значительное внимание уделяют проблеме координации (Blume D.D. ; Hirtz P.; Ditrih В. и др.)
Анализ, проведенный С.Н.Мишариной в своем диссертационном исследовании, показал, что практически все авторы, считая координацию движений ведущим компонентом обеспечения целенаправленной двигательной деятельности, все же неоднозначно трактуют понятие координации. Понятие координации Н.А.Бернштейн определяет как «преодоление избыточных степеней движущегося органа за счет целесообразной организации активных и реактивных сил» Этой же точки зрения придерживаются В.Н.Лях и АГ.Карпеев .
В исследованиях Ю.В.Верхошанского координация рассматривается как способность к упорядочению внутренних и внешних сил, возникающих при решении двигательной задачи, для достижения требуемого рабочего эффекта при полноценном использовании моторного потенциала человека.
Под координацией В.И.Лях понимает способность оптимально регулировать двигательные действия, точно, быстро, рационально решать двигательные задачи, осуществлять дозированные движения в условиях дефицита времени. Подобная точка зрения согласуется с исследованиями А.И.Васютиной , Н.А.Розе и др.
В своих работах К.И.Сулейманов под координацией понимает способность к согласованию определенных действий в процессе управления двигательной деятельностью соответственно поставленной цели.
Группа немецких специалистов (P.Hirts, G.Ludwig , B.Ditrth выделяет следующие фундаментальные аспекты проявления координационных способностей:
1) реагирующая способность — способность к проявлению реакции после действия слухового, зрительного, тактильного раздражителя;
2) кинестетическая способность, разновидностью которой являются способности к дифференцированию и точности воспроизведения и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движений;
3) способность к равновесию (статическому и динамическому);
4) способность к переключению — согласование разнонаправленных движений в процессе двигательной деятельности в соответствии с заданной программой действий или изменяющихся в ее ходе реализации ситуации;
5) способность к управлению темпо-ритмовой структурой, благодаря которой в движениях формируется целесообразная последовательность и взаимосвязь акцентированных моментов двигательного действия, являющихся как бы основой всего целостного моторного акта;
6) способность к ориентации в пространстве, под которой понимается способность к определению и изменению положения тела в пространственно-временном поле, особенно с учетом меняющейся ситуации и движущегося объекта.
Занимаясь проблемой координационной способности, D.Blume обосновал представление, в котором выделил семь аспектов: способность к равновесию, связи и сочленению, дифференциации, ориентации в пространстве, ритм, реакция к переключению. P.Hirts классифицировал различные стороны проявления координационных способностей по их взаимосвязи с психофизиологическими функциями.
Под координационными способностями В.Н.Платонов понимает способность быстро, целесообразно, экономично и находчиво, то есть наиболее совершенно решать двигательные задачи.
В понятийном и терминологическом справочнике координация рассматривается как процесс согласования двигательных действий по усилию, во времени и в пространстве для достижения поставленной цели . При этом выделяются три аспекта координации — нервная, мышечная и двигательная. Нервная координация рассматривается как процесс согласования эффекторных нервных процессов, приводящих в конкретных условиях к решению двигательной задачи посредством управления движениями. Мышечная координация рассматривается как процесс согласования напряжений мышц и их силы тяги, которые приложены к звеньям тела. Отмечается, что для мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц и образование относительно постоянных их групповых действий — мышечных синергии. Двигательная координация определяется как процесс согласования движений частей тела по усилию, в пространстве и во времени (одновременное и последовательное), соответствующий решению конкретной задачи в конкретных условиях.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Нормы психомоторного развития ребёнка первого года жизни
Возраст | Моторное развитие | Социальное развитие | Зрительные реакции | Слух и речь | Сон |
0 мес | Ручки и ножки согнуты, голова на уровне с туловищем | Успокаивается, когда берут на руки | Жмурится на свет, кратковременно сосредотачивает взгляд | Вздрагивает на резкие звуки. Крик громкий, звонкий | Спит, просыпается на время кормления |
1 мес | Поднимает и держит голову, лёжа на животе | Успокаивается, когда берут на руки, ответная улыбка | Следит за предметом | Прислушивается к звукам. Крик громкий, звонкий | Спит, просыпается на время кормления. Ночной сон 5–6 часов |
2 мес | Держит голову в положении на животе, вертикально — ещё не уверенно | Улыбается в ответ, успокаивается при общении | Следит за предметом и звоном игрушки, глядя вверх, вниз, и в сторону | Слушает звук колокольчика или погремушки, начальное гуление | Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 18 часов |
3 мес | Держит голову, тянется к игрушке | Активное бодрствование, комплекс оживления при общении | Следит за предметом, переводит взгляд на разные предметы | Ищет источник звука глазами, певучее гуление | Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 16 часов |
4 мес | Поворачивается со спины на бок или на живот; «присаживается» | Берёт игрушку, рассматривает свои ручки | Певучее гуление, смех | ||
5 мес | Поворачивается со спины на живот и с живота на спину; «присаживается» | Активное бодрствование, комплекс оживления, эмоции страха | Берет игрушку, тянет её в рот | Певучее гуление, смех, хныканье. Оживляется на голос матери | Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 14 часов |
6–7 мес | Сидит с поддержкой, лёжа на животе — поднимается на руках | Поворачивается на голос, познавательный интерес | Берёт игрушку, перекладывает из руки в руку, стучит по игрушке | Активный лепет, узнаёт голоса близких | |
8–9 мес | Сидит сам, ползает на четвереньках, встаёт у опоры | Игровой контакт со взрослым, общение с помощью жестов | Берёт игрушку, мелкие предметы двумя пальцами | Активный лепет, слоги | Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 12–14 часов |
10–11 мес | Ходит у опоры, первые шаги | Хлопает в ладоши, машет ручкой, пьёт из чашки | Удерживает три мелких предмета, «пинцетный» захват | Слоги, 2–3 слова | |
12 мес | Ходит сам, приседает и встаёт. Кормит куклу, строит башню из двух кубиков | Избирательное отношение к окружающим. Пьёт из чашки, черпает ложкой | 3 слова, узнаёт картинки |
Характеристика диагностического комплекса по развитию психомоторных качеств ребенка
Параметры оценки психомоторного развития детей раннего возраста для нашего исследования взяты из методики Е.А.Стребелевой, так как данные параметры наиболее адекватны обследованию детей раннего возраста. Оценивание по 4-х балльной шкале в методике Е.А.Стребелевой мы модифицировали в 3-х балльную шкалу. В методике Е.А.Стребелевой 1 балл во всех методиках ставился ребенку, когда ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и вел себя неадекватно. Мы считаем, что первой методики достаточно для установления контакта, сотрудничества. Если ребенок сразу не вступал в контакт, то при проведении последующих методик ему было трудно включиться в процесс обследования и результаты были заведомо не достоверны. Обследование такого ребенка откладывалось на следующий раз. В таблице 3 приведены методики, используемые при диагностике психомоторных качеств детей раннего возраста.
Комплекс диагностических заданий для детей 2-3-х лет начинается с методики Е.А.Стребелевой «Лови шарик», так как задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым. От этого зависит весь ход обследования ребенка, будет ли контактировать ребенок с экспериментатором доверительно, спокойно или ребенок будет вести себя беспокойно и покажет недостоверные результаты. Задание «Лови шарик» направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на понимание ребенком словесной инструкции, прослеживание за двигающимся предметом, развитие мелкой моторики, координации движений. Для проведения задания необходимо иметь желобок и шарик из ящика Е.А.Стребелевой. При проведении обследования экспериментатор кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.
Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т.е. обучение идет по показу. Оценка действий ребенка происходит по следующим параметрам: принятие задания, понимание речевой инструкции, желание сотрудничать (играть) со взрослым, отношение к игре, результат, отношение к результату.
В случае, если ребенок не начал сотрудничать с экспериментатором, обследование не продолжается. При оценке задания «Лови шарик» ставятся следующие баллы.
1 балл — ребенок начал сотрудничать, обучился, но ведет себя несколько неадекватно (бросает шарик, берет в рот и т.д.), пытается катить и ловить шарик, но это не всегда удается практически.
2 балла — ребенок самостоятельно начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный.
3 балла — ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.
Для оценки координации движений нами были отобраны следующие упражнения разных авторов:
1. Методика «Повторение танцевальных движений». Автор музыки Е.Тиличеева, слова Ю.Островской . 2. Задание из Мюнхенской шкалы функционального развития. Автор — Т. Хелльбрюгге «Покажи». 3. Задание «Покати ко мне мяч». Автор — Т.В.Галанова .
Методика «Повторение танцевальных движений». Методика преследует цель — диагностика чувства ритма, координации движений и умения соотносить свои движения со, словами песни, обучение простым движениям. Дети повторяют движения за экспериментатором. В качестве музыкального сопровождения было взято музыкально-ритмическое упражнение «Ручками мы хлопнем». Автор музыки Е.Тиличеева, слова Ю.Островской. (Приложение
1). При оценке задания «Повторение танцевальных движений» ставятся следующие баллы.
1 балл — у ребенка есть стремление что-то повторить, к конечному результату безразличен; нет согласованности действий рук и ног.
Чему учится ребенок с 4 до 6 месяцев
- поворачивается со спины на живот, а затем и обратно;
- в положении на животе – уверенная опора на предплечья, а позже – на ладони выпрямленных рук;
- стоит при поддержке за подмышки, опирается на кончики пальцев;
- при поддержке за туловище, на твердой основе пружинит ножками;
- четко находит источник звука в пространстве поворотом головы;
- тянется к игрушке и рассматривает ее, держа в своей руке, перекладывает из руки в руку;
- частое длительное, нараспев, «гуление» разными звуками;
- громко смеется в ответ на эмоциональное обращение;
- узнает мать, радуется при ее появлении.
Как играть с ребенком в возрасте от 0 до 6 месяцев
Играя с ребенком, выполняя необходимые процедуры по уходу за ним, ласково разговаривайте, старайтесь поймать его взгляд, вызвать на общение. Сопровождайте свои действия песенками, потешками. Берите малыша на руки, плавно покачивайте, улыбайтесь ему – все это укрепляет взаимосвязь между мамой и ребенком.
Второй год жизни
Сенсорные реакции. Сенсорные реакции носят дифференцированный и избирательный характер. Происходит дальнейшее развитие восприятия формы и пространства.
Двигательные функции. Развивается равновесие. Походка приобретает устойчивый характер. Ребенок становится все более подвижным. К концу этого периода ходит вниз и вверх по лестнице. Сначала с поддержкой, а затем и самостоятельно. Залезает на большой стул. Ударяет по мячу ногой и рукой. Точно захватывает и бросает предметы. Переворачивает страницы в книге. Строит башню из кубиков. Хорошо ест ложкой.
Речь. Узнает имена и названия предметов. Понимает слова здесь, сейчас. Говорит 50- 70 слов; более половины употребляемых слов — существительные. В речи преобладают восклицания. Начинает произносить двух- и трехсловные предложения. Появляются личные местоимения.
Психика. Понимает обобщающую речь. Активно играет с игрушками. Дифференцированно относится к окружающим. Начинает проявлять интерес к детям. Развивается игра по подражанию. Начинает формироваться представление о схеме тела.
Лечение задержки моторного развития
Лечение задержки моторного развития — это всегда комплекс мер, направленный на коррекцию и поддержку физического развития детей с нарушениями двигательных навыков.
Основные методы лечения задержки моторного развития:
- физическая терапия
- реабилитация
- специализированные упражнения
- медикаментозное лечение.
Специально разработанные упражнения и комплексы физической терапии помогают улучшить координацию движений, силу мышц, гибкость и баланс у детей с нарушениями двигательных навыков. Физическая терапия проводится под наблюдением специалистов – физиотерапевтов или реабилитологов, которые разрабатывают индивидуальные программы лечения для каждого ребенка.
Массаж, лечебная гимнастика, физиотерапия помогают улучшить функциональные возможности организма, укрепить мышцы, улучшить суставную подвижность и общее состояние пациента. Реабилитация проводится как индивидуально, так и в группах, в зависимости от потребностей и особенностей каждого ребенка.
Могут быть рекомендованы домашние тренировки, ЛФК, занятия на тренажерах, игровые и развивающие занятия, занятия с логопедом или психологом. Специализированные занятия помогают развивать не только двигательные навыки, но и когнитивные и социальные функции у детей с задержкой моторного развития.
Медикаментозное лечение назначается в случаях, когда задержка моторного развития связана с определенными медицинскими состояниями или нарушениями функций организма. Например, при судорожных состояниях или мышечных дистрофиях могут применяться препараты для улучшения мышечного тонуса или контроля над движениями. Медикаментозное лечение всегда назначается индивидуально специалистом и требует постоянного мониторинга. Самолечение недопустимо!
Программу лечения и восстановления при задержке психомоторного развития составляют специалисты – физиотерапевты, реабилитологи, логопеды, психологи
Чтобы добиться лучших результатов и обеспечить полноценное физическое развитие ребенка, важно вовремя обратиться за помощью к врачу, а не пускать ситуацию на самотек
Основные особенности психомоторики
Психомоторика рассматривает двигательный акт как ответную реакцию на сенсорный сигнал. Выделяют несколько видов реакций:
- Простая (мгновенный ответ привычным движением на неожиданно появившийся, но знакомый сигнал).
- Сложная (ответное действие создается при выборе его из нескольких возможных вариантов).
- Сенсомоторная координация (сложные движения в ответ на меняющееся сенсомоторное поле).
Выделяют 2 основных типа психомоторных процессов: идеомоторные и сенсоречевые.
- Идеомоторные процессы проявляются в том, что представление о предстоящем движении вызывает едва заметное движение органов тела (головы, глаз и т.д.). Сами движения могут носить непроизвольный характер, т.е. человек может совершать их не обдуманно, а рефлекторно.
- Сенсоречевая реакция предполагает, что в ответ на действие раздражителя происходит речевое действие. Данная реакция имеет определенное значение в разного рода профессиях: для операторов при считывании показаний с приборов, для руководителей при отдаче указаний и распоряжений.
Важные аспекты проблемы
Развитие психомоторики особенно важно в младшем школьном возрасте. В этот период происходит формирование личности ребенка, он осваивает правильные навыки коммуникации
На первых этапах жизни ребенка именно двигательная активность играет наибольшую роль в развитии психомоторики. Любое движение (осознанное или неосознанное) представляет собой опыт для человека. Оно сопровождается ощущениями, которые исходят от окружающих предметов, а также от ощущения собственных мышц, которые участвуют в движении. Соответственно, есть прямая связь между двигательной и познавательной сферой и если у ребенка есть задержка в развитии двигательной сферы, то становление высшей нервной деятельности так же запаздывает.
- речевому развитию;
- повышению умственной работоспособности;
- формированию произвольных действий и движений, которые лежат в основе двигательного поведения человека.
Без движения ребенок попросту не вырастит здоровым. По мнению врачей, двигательная активность является хорошим профилактическим средством при заболеваниях дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой системы.
Двигательная активность также способствует комплексному формированию личности ребенка. Ребенок познает таким образом окружающий мир, учится взаимодействовать в нем. В движениях просматриваются первые личностные качества, которые в дальнейшем будет формироваться и развиваться.
Игра – это основной вид деятельности детей в раннем возрасте, при этом игра напрямую связана с активными движения. Можно смело сказать, что через игру у ребенка развиваются высшие психические функции. Отсутствие необходимых условий для развития двигательной сферы приводит к возникновению стереотипных актов движения: сосание пальцев, раскачивание тела из стороны в стороны. Если не проводить работу с ребенком, то такая стереотипность движений войдет в привычку.
Оценка уровня развития психомоторики
Уровень развития психомоторики может стать объективным критерием отставания, выявления легких отклонений в развитии и сложностей обучения в дальнейшем.
Оценка уровня психомоторного развития предполагает оценку социальной адаптации ребенка, развитие его речи, эмоциональной сферы, оценку общей и мелкой моторики.
Уровень развития психомоторики у детей младшего возраста оценивается с различной частотой в каждом из возрастных периодов. Связано это со скоростью психоэмоционального и физического развития в дошкольном возрасте, а также замедлением этих темпов в более взрослый период.
Оценка уровня психомоторного развития проводится:
- На первом году жизни – каждый месяц.
- С 1 до 2 лет – каждые три месяца.
- С 2 до 6 лет – каждый год.
По результатам этой оценки выявляется либо соответствие уровня развития текущему возрасту, либо отставание или опережение развития.
Источник
Младший школьный возраст (от семи до одиннадцати лет)
Двигательные функции. Эти функции получают весьма значительное развитие. Совершенствуется координация движений. Часто в этом возрасте дети начинают заниматься различными видами спорта (плавание, гимнастика, легкая атлетика и др.).
Речь. В» процессе систематического обучения получает значительное развитие устная и письменная речь. Дети овладевают все более совершенным употреблением слов и предложений. Возрастает словарный запас. Дети начинают употреблять значительное количество слов не только в устной, но и в письменной речи. Качественное изменение обоих видов речи оказывает большое положительное влияние на интеллектуальное развитие школьников.
Психика
В процессе обучения развивается зрительное и слуховое внимание. Дети оказываются в состоянии запоминать сравнительно большее количество словесного и другого материала
Запоминание приобретает все более осмысленный характер. Переход к школьному обучению знаменует переход к новому типу познания. Школьники овладевают значительным объемом знаний на основе словесных объяснений, а также путем чтения учебной и внеучебной литературы.
Во время обучения в школе дети овладевают системой понятии. Каждое из понятий определенным образом связано с другими понятиями. Постепенно у учащихся возникает первоначальное понимание таких категорий, как объем понятий, соотношение между более общими и менее общими понятиями. С третьего класса учащиеся начинают обнаруживать дифференцированное отношение к изучаемым предметам (чтение, письмо, математика и др.).
Со временем обычно усиливается интерес к какому-нибудь предмету. Большую положительную роль в психическом развитии учащихся младших классов играют занятия по труду. Ведущую роль теперь играет учебная деятельность. Однако игра (во внеучсбное время) продолжает выполнять весьма важную роль. В это время у детей возникает интерес к новым для них играм (шашки, шахматы и др.).
Развитие личности младшего школьника происходит преимущественно в коллективе сверстников. Дети начинают относиться к учебе не только как к сугубо личному, но и как к общественному делу. У школьников формируются такие нравственные качества, как чувство долга, товарищества
Важное значение в формировании личности ребенка имеет выполнение им общественной работы
Младший школьный возраст характеризуется большими переменами в социальной жизни ребенка — он становится школьником и начинается формирование его социальной роли. Это очень важный момент в жизни ребенка, оказывающий огромное влияние на развитие его личности. С одной стороны, отмечается ломка его жизненного стереотипа, увеличиваются физические и психологические нагрузки,- изменяется ритм и теми жизни, с другой стороны, его нервная система не всегда выдерживает эти изменения. Большое значение имеет ограничение двигательной активности, требование соблюдать школьную дисциплину. Нередко это приводит к повышенной утомляемости, отвлекаемости, рассеянности внимания.
К тому же с началом обучения в школе могут проявиться скрытые дефекты, связанные с перенесенными в раннем детстве очаговыми поражениями мозга,— нарушения чтения, письма, счета, а также дефекты зрения и слуха. Результатом всего этого может явиться низкая успеваемость в школе. Кроме того, от природы застенчивые, робкие, дети хотя и с хорошим умственным развитием, могут показаться на первый взгляд умственно отсталыми, плохо усваивающим школьную программу. Характерная для детей дошкольного возраста шаловливость может продолжаться и в школе, быть неправильно понятой, отсюда — особое отношение к таким детям как к злостным хулиганам, нарушителям дисциплины.
Это также может сказаться на школьной успеваемости. Строгий подход к первым неудачам школьника как со стороны родителей, так и со стороны педагогов и сверстников может подавлять активность ребенка, приводить его к замкнутости, к внутренним противоречиям и к еще большим неудачам в учебе.
Таким образом, низкая успеваемость еще не есть показатель низкого умственного развития. Педагогу-дефектологу необходимо знать особенности детской психики и помнить об этом при оценке психического развития и психологического состояния ребенка младшего школьного возраста.
9