Нейропсихология

Упражнения для младших школьников

Для формирования межполушарных связей необходимы специальные задания. С их помощью вы скоординируете работу правого и левого полушарий, поможете ребенку в формировании высших психических функций. Тренироваться нужно регулярно, рекомендованная длительность занятий — не менее 10 минут.

1. «Ухо-нос»

Попросите ребенка дотронуться до кончика носа указательным пальцем левой руки, а правой рукой — до левого уха. Затем попросите его хлопнуть в ладоши и поменять положение рук: правая рука на носу, левая — на правом ухе. Подобную смену рук нужно проделать несколько раз. Для усложнения задачи можно ускориться.

2. «Зеркальное рисование»

Усадите ребенка за стол, положите перед ним чистый альбомный лист и два карандаша. Работать придется сразу двумя руками. Предложите нарисовать что-то предельно простое, например, круг, квадрат. По мере овладения навыком у ребенка дошкольного возраста должны постепенно расслабиться руки, усилиться зрительный контроль. Это будет говорить о результате.

3. «Колечко»

Дошкольнику нужно пальцами образовывать воображаемые кольца, соединяя поочередно большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем. Образованные колечки нужно приближать друг к другу, оставляя расстояние 1-2 см, меняя порядок движений. Для усложнения можно попробовать действовать с закрытыми глазами.

Занятия проводятся в непринужденной и спокойной обстановке, ничего не должно отвлекать или беспокоить. Психологи рекомендуют заниматься вместе с детьми — подобные тренировки будут полезны и взрослым. Развивать и совершенствовать межполушарные связи можно не только в дошкольном возрасте. Если по прошествии длительного времени вы поймете, что занятия не приносят ожидаемого результата, а признаки недостаточно развитого взаимодействия полушарий усугубляются, обратитесь к нейропсихологу.

Методы нейропсихологии

Рассматривая методические основания нейропсихологии, все многообразие методов, используемых ею как самостоятельной научной дисциплиной, их можно разделить на две группы. К первой следует отнести те методы, с помощью которых были получены основные теоретические знания, а ко второй — методы, которые используются нейропсихологами в практической деятельности.
Что касается первой группы, то здесь выделяют:
1. Сравнительно-анатомический метод исследования — позволяет выяснять зависимость способов жизни, поведения животных от особенностей строения их нервной системы. С помощью данного метода были выяснены принципы работы мозга, а также строение коры больших полушарий, но изучить функции тех или иных структур было сложно
2. Метод раздражения — предполагает анализ особенностей ВПФ в результате воздействия на мозг. Поскольку это воздействие можно оказывать по разному, выделяют:
а) прямое раздражение — предполагает непосредственное воздействие на отдельные участки коры с помощью электрического тока или механически. Однако непосредственное воздействие на мозг имеет ряд ограничений, особенно в отношении человека. Поэтому возникла потребность в более естественном методе изучения функций головного мозга непрямом раздражении или непрямой стимуляции коры
б) непрямое раздражение — предполагает выявление изменения электрической активности тех или иных участков мозга в результате воздействия тех или иных естественных факторов
в) раздражение отдельных нейронов — метод вызванных потенциалов, когда в ответ на определенное внешнее воздействие регистрируют изменения ритмов в спектре электроэнцефалограммы
3. Метод разрушения — заключается в разрушении определенного участка мозга и последующем наблюдении за поведением. Нарушения могут быть как необратимыми (ранение в мозг, нейрохирургические операции), так и обратимыми: когда разрушенный участок «выключается» тем или иным способом (охлаждение, стимуляция, медицинские препараты), а затем снова «включается» в работу.

Так же в практической деятельности нейропсихологов используется предложенный Александром Лурия метод синдромного анализа. Предложенный метод основан на системном подходе к анализу нарушений функции и качественном анализе дефекта и представляет собой набор специальных проб, адресующихся к различным познавательным процессам, произвольным движениям и действиям.

Основные направления научных исследований в нейропсихологии

– Культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности.

– Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

– В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей

Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики

– Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга в результате ранения.

– Разработал теорию локализации высших психических функций,

– сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов,

– создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи,

– изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов,

– изучал мозговые механизмы памяти.

Слайд 4Ни один вид деятельности не может осуществляться без одновременного участия

трёх функциональных блоков мозга (Лурия А. Р.). В случае «поломки»

одного из них процесс развития и обучения ребёнка нарушается.

ЭнергетическийОн отвечает за поддержание тонуса, который необходим для нормальной работы подкорко-корковых полушарий головного мозга, обеспечивает сенсомоторную, познавательную, эмоциональную активность.   вялость, утомляемость, истощаемость, эмоциональная неустойчивость, нарушение двигательной сферы,гипер или гипотонус. 

Прием, переработку и хранение сенсорной информации. Работа соответствующих анализаторных систем позволяет видеть, слышать, а также запоминать и воспроизводить эту информацию, сопоставлять ее с предыдущим опытом.    агнозия, апраксия, афазия; вторично – аграфия, алексия.

Программирование, регуляцию и контроль деятельности.  Он находится в передних отделах больших полушарий организуют сознательную и активную деятельность.   Нарушение лобной доли – это повышенная отвлекаемость вплоть до полевого поведения; нарушения эмоциональной сферы; безразличие ко всякого рода деятельности.

Три функциональных блока мозга

Методы

Нейропсихология как самостоятельная научная дисциплина использует разнообразные методы и подходы — как общенаучные, так и специализированные.

Пример 2

Например, нейропсихологи используют такие общенаучные методы, как описание, наблюдение, анализ, сравнение, индукция, дедукция и другие.

Вот некоторые из ее основных специализированных методов:

Нейроимиджинг — это визуализация мозговой активности в реальном времени с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии, электроэнцефалографии, позитронно-эмиссионной томографии и других техник

Нейроимиджинг позволяет увидеть, какие участки мозга активируются при выполнении определенных задач или воздействии стимулов.

Нейропсихологические тесты — с помощью специальных тестов и методик можно оценить когнитивные функции человека, такие как внимание, память, мышление, речь. Эти тесты помогают выявить нарушения в работе мозга, связанные с патологиями или травмами.

Нейрофизиологические методы — позволяют изучать электрическую активность мозга, связанную с психической деятельностью

Например, методы электрофизиологии (измерение электрической активности), методы стимуляции мозга (транскраниальная магнитная стимуляция и другие).

Нейрохимические методы — позволяют изучать химические процессы в мозговых структурах, связанных с психической деятельностью. Например, методы изучения нейромедиаторов (нейротрансмиттеров), методы фармакологических исследований.

Клинические наблюдения — используются для изучения психических расстройств и изменений в работе мозга у пациентов с различными заболеваниями.

Нейроэксперименты — нейропсихологи проводят экспериментальные исследования для проверки гипотез о взаимосвязи между мозгом и психической деятельностью. Например, это могут быть контролируемые эксперименты с участием здоровых испытуемых или клинических групп.

Комбинирование различных методов позволяет более полно и точно изучать взаимосвязь между мозгом и психикой, а также разрабатывать эффективные методики диагностики и реабилитации.

Методы нейропсихологии

Нейропсихологические методы условно делятся на 2 большие группы. В первую входят методы, используемые в научных исследованиях. Ко второй относятся способы, используемые на практике. Первая группа включает в себя следующие методы:


Наименование метода


Описание

Структурный

Позволяет изучать зависимость между поведением и структурой головного мозга. Благодаря этому методу были изучены принципы строения и работы коры полушарий

Разрушение

Небольшой участок мозга разрушается и ведется наблюдение за действиями пациента. Нарушения бывают необратимые и обратимые

Раздражение

На конкретные участки головного мозга оказывается воздействие, затем оценивают нервно-психические процессы и другие функции.

Основой практической нейропсихологии является синдромный анализ, разработанный А. Р. Лурия. Состояние высших психических функций оцениваются при помощи тестов, по результатам которых выявляется зона поражения мозга и причины нарушения его работы.

Монахова Альбина Петровна

клинический психолог • Стаж 17 лет

Если вы хотите пройти комплексное обследование, но не знаете, где это можно сделать, обратитесь к нашим специалистам за дистанционной консультацией. Наши врачи подберут врачей, клиники для обследования, расшифруют результаты анализов, предоставят второе мнение независимых врачей-экспертов.

Основные направления нейропсихологии

Определение 1

Нейропсихология – это конкретная область знания, изучающая мозговую организацию психических процессов и эмоциональных состояний, возникающих на основе патологий мозга и, прежде всего, его локальных поражений.

Как наука нейропсихология зародилась в 20-40-ые годы прошлого века. Первые нейропсихологические исследования проводил Л.С. Выготский в 20-ые годы.

Основная роль в создании нейропсихологии принадлежит А.Р. Лурия.

Рисунок 1. А. Р. Лурия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Нейропсихология как наука решает свои задачи:

  • изучает психические процессы и их изменение при локальных поражениях мозга;
  • выявляет общие структуры, имеющиеся в разных психических процессах, путем нейропсихологического анализа;
  • делает раннюю диагностику очаговых поражений мозга.

Нейропсихология имеет свои направления развития, различающиеся поставленными перед ними задачами.

Выделяются:

  1. Клиническая нейропсихология, главная задача которой заключается в исследовании больных, с нейропсихологическими синдромами при локальных поражениях мозга. Практическое значение этих исследований для диагностики очень большое, потому что дает психологическое заключение о возможности лечения, восстановления и прогноза больных;

  2. Экспериментальная нейропсихология – решает задачу изучения различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. В этой области создано психофизиологическое направление для изучения физиологических механизмов нарушений высших психических функций;

  3. Реабилитационная нейропсихология занимается решением восстановления ВПФ при локальных поражениях мозга. Более разработанными здесь являются принципы и методы восстановления речи;

  4. Экологическая нейропсихология, задача которой оценить, с позиций нейропсихологии, влияние неблагоприятных экологических факторов на состояние психических функций и эмоционально-личностную сферу человека;

  5. Нейропсихология развития занимается выявлением закономерностей развития мозга;

  6. Нейропсихология детского возраста – новое направление, изучающее специфику нарушения психических функций у детей при локальных поражениях мозга;

  7. Дифференциальная нейропсихология, изучающая мозговую организацию психических процессов и состояний здоровых людей. Данное направление решает практические задачи, связанные с психодиагностикой в целях профотбора, профориентации и др.

Общая информация

Нейропсихология является научной дисциплиной, исследующей взаимодействие между мозгом и психологическими процессами. Она изучает, как нервная система влияет на когнитивные функции, эмоции, поведение и различные психические состояния. Нейропсихологические исследования помогают лучше понять, как работает мозг, раскрыть механизмы, лежащие в основе различных психических расстройств.

Одна из важных областей нейропсихологии — исследование мозговых повреждений и их влияния на психическое функционирование человека. Нейропсихологи помогают пациентам, перенесшим черепно-мозговые травмы, инсульты и другие заболевания нервной системы, восстановить утраченные когнитивные навыки и вернуться к нормальной жизни.

Наука сыграла важную роль в разработке новых методик и подходов к психотерапии. Исследования помогли лучше понять, как мозг справляется в условиях стресса и тревоги, какие методы могут быть наиболее эффективными при лечении психических расстройств.

Фото: Структура нейропсихологии

Когда показать ребенка нейропсихологу

— А когда нужно вести ребенка к нейропсихологу? Что должно родителей насторожить?

— В этом всегда нуждаются дети с особенностями в развитии — речевыми задержками, расстройствами аутистического спектра, генетическими аномалиями. У каждого ребенка, и особого, и нормотипичного, есть свои механизмы трудностей. И с точки зрения нейропсихологического подхода мы их довольно четко вычленяем. И работая с ними, всегда можно добиться более эффективного и интересного результата.

Если мы говорим про речевые задержки, — скорее, да, тоже понадобится нейропсихолог. Речевая система опирается на разные зоны мозга. И если мы четче понимаем, в каком месте или с каким механизмом связана проблема ребенка, мы можем ему быстрее помочь. 

Некоторые логопеды жалуются, что у ребенка либо звуки невозможно поставить, либо звук не автоматизируется. Часто это связано с тем, что ребенок в целом не очень хорошо чувствует свое тело и артикуляционный аппарат в частности. И надо работать с его телом, это называется «кинестетическая переработка информации». 

То есть ребенок не понимает, как мозгу подать сигнал нашим артикуляционным органам что-то сократить, что-то расслабить или как-то поменять артикулирование. Поэтому первое, что должно быть сформировано в речи — умение чувствовать свое тело и артикуляционный аппарат. 

И наша помощь логопеду может быть в определении этих недостаточно сформированных факторов и в их запуске. Не только в речи, но и в движениях, в поведении в целом. Логопеду на фоне этой работы уже будет проще звуки поставить и автоматизировать.

— А поведенческие проблемы?

— Не все поведенческие проблемы наши. Сейчас у нас есть некий культ ребенка, когда все трясутся над своими детьми, все им позволяют, боятся их фрустрировать, расстроить и так далее. К сожалению, дети вырастают очень избалованными и безответственными. 

У нейропсихологов это называется «несформированной произвольной регуляцией». Дети сложно воспринимают инструкции, потому что они привыкли действовать, как хотят; им тяжело подчиняться требованиям; они абсолютно не готовы контролировать свое поведение. 

И если это действительно имеет под собой некие мозговые механизмы, нейропсихолог может отчасти помочь справиться. Но, скорее, в работе с психологом, потому что и родителям надо менять свои поведенческие стратегии, свой стиль воспитания.

— Перед школой всех детей нужно показывать нейропсихологу? Или это тоже зависит от того, какой ребенок?

— Перед школой действительно хорошо показать ребенка нейропсихологу, чтобы понять, какие проблемы возможны и где можно соломку подстелить. Конечно, лучше зимой, за полгода до первого класса показаться для того, чтобы был люфт времени для занятий. 

Например, родители могут заметить, что ребенок с трудом осваивает навык чтения. Сейчас многие родители уже с пяти, а то и с четырех лет стараются научить ребенка читать — знакомят с буквами, учат соединять их в слоги и слова. Иногда на этот процесс уходит 2–3 года, а ребенок так и не научился читать даже по слогам. 

Это бывает из-за несформированности некоторых механизмов нашей психической деятельности — у каждого своих. Может быть, процессов переработки зрительной информации, может быть, слухо-речевой, а может — из-за трудностей переключения от буквы к букве, от слога к слогу или из-за недостаточности оперативной памяти. 

Литература

  • Нейропсихология / Большая Российская энциклопедия // научно-редакционный совет: председатель — Ю. С. Осипов и др. — Москва : Большая Российская энциклопедия, Т. 23: Николай Кузанский — Океан. Т. 23. — 2013. — 766 с. — ISBN 5-85270-320-6
  • Нейропсихология / Большая советская энциклопедия // Глав. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — Москва : Сов. энциклопедия, Т. 18: Никко-Отолиты. — 1974. — 631 с.
  • Нейропсихология / Большая медицинская энциклопедия // гл. ред. акад. Б. В. Петровский ; . — 3-е изд. — Москва : Сов. энциклопедия, Т. 17: Ниландера проба — Остеопатии. — 1981. — 511 с.
  • Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. — 8-е изд., стер. — Москва : Академия, 2013. — 380 с. — ISBN 978-5-7695-9819-7

Инструменты нейропсихологии

  • Функциональная магнитно-резонансная томография — разновидность магнитно-резонансной томографии, которая проводится с целью измерения гемодинамических реакций (изменений в токе крови), вызванных нейронной активностью головного или спинного мозга. Этот метод основывается на том, что мозговой кровоток и активность нейронов связаны между собой. Когда область мозга активна, приток крови к этой области также увеличивается.
  • Позитронно-эмиссионная томография — радионуклидный томографический метод исследования внутренних органов человека или животного. Метод основан на регистрации пары гамма-квантов, возникающих при аннигиляции позитронов с электронами.
  • Электроэнцефалография — неинвазивный метод исследования функционального состояния головного мозга путём регистрации его биоэлектрической активности
  • Компьютерная томография — метод неразрушающего послойного исследования внутреннего строения предмета, основан на измерении и сложной компьютерной обработке разности ослабления рентгеновского излучения различными по плотности тканями. В настоящее время рентгеновская компьютерная томография является основным томографическим методом исследования внутренних органов человека с использованием рентгеновского излучения.
  • Магнитно-резонансная томография — способ получения томографических медицинских изображений для исследования внутренних органов и тканей с использованием явления ядерного магнитного резонанса. Способ основан на измерении электромагнитного отклика атомных ядер, находящихся в сильном постоянном магнитном поле, в ответ на возбуждение их определённым сочетанием электромагнитных волн.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: