Взаимодействие и связи по должности
5.1. Анализ запросов специалистов службы, оценка их содержания с позиции сферы компетенции психолога и определение стратегий работы с ними;
5.2. Обращение к специалистам других учреждений по запросам, не входящим в сферу профессиональной компетенции психолога;
5.3. Участие в подготовке и работе психолого-педагогических консилиумов, педсоветов, родительских собраний;
5.4. Консультативная и развивающая работа по запросу социального педагога с социально-неорганизованными детьми и их семьями;
5.5. Совместная работа по программам социально-психологического сопровождения детей, профилактике неблагоприятного развития;
5.6. Информирование участников образовательного процесса (педагогов, родителей) о результатах диагностической, развивающей работы.
Кто такой психолог?
Педагог-психолог в детском саду является очень важным специалистом для деток, их родителей и персонала учреждения. Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает психолог — он не врач и не ставит диагнозы деткам. Его задачи иные.
Трудится психолог в трех направлениях:
Работа с ребенком. Специалист оценивает личностные характеристики малыша, его психотип, особенности психики и поведения, его природные наклонности, страхи. Зная особенности каждого конкретного ребенка, психолог в детском саду помогает адаптироваться к новым условиям, найти общий язык со сверстниками и воспитателями, решить конфликтные ситуации и помочь, если у малыша проблемы. Работа психолога с детками объединяет функции психологического ведения и педагогики.
Работа с родителями ребенка. Пожалуй, детский садик является для родителей малыша стрессом даже большим, чем для самого воспитанника. В задачи психолога входит работа с мамами и папами в нескольких направлениях: помочь осознать новый статус ребенка, объяснить, как вести себя с ним, как работать в области развития своего малыша, решать конфликтные ситуации. Специалист подсказывает родителям дальнейший путь воспитания. Также в задачи психолога входит выявление отклонений в развитии и сообщение родителям о том, что их чадо нуждается в консультации врачей.
Работа с персоналом детского садика. Есть мнение, что труд воспитателя низкоквалифицированный, простой, не требующий особых сил и специальных навыков. Это огромная ошибка. Психолог в детском саду как раз осуществляет работу с воспитательским составом, помогает с проблемными детками и выполняет наставнические функции по части работы с ребятами. Каждый педагог должен найти общий язык со всей группой малышей, подобрать ключик к маленькому сердечку, стать другом, покровителем и наставником.
Должностные обязанности:
Педагог-психолог обязан:
2.1. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции;
2.2. Знать новейшие достижения психологической науки, детской, педагогической и практической психологии. Применять надежные, валидные, научно обоснованные методы диагностической, развивающей, психопрофилактической и психокоррекционной работы. Постоянно (не реже 1 раза в 5 лет) повышать свою профессиональную квалификацию);
2.3. Принимать участие в работе методического объединения психологов образовательных учреждений города (района).
2.4. В решении профессиональных вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития. Осуществлять профессиональную деятельность, направленную на сохранение психологического благополучия детей;
2.5. Проводить работу по выявлению детей с интеллектуальными и эмоциональными нарушениями и детей «группы риска» на ранних этапах развития;
2.6. Проводить коррекцию индивидуальных случаев неблагоприятного развития ребенка в дошкольном учреждении.
2.7. Проводить психодиагностическую и психокоррекционную работу с детьми только с согласия родителей или лиц, их заменяющих;
2.8. Оказывать необходимую помощь администрации, педагогическому коллективу, родителям в решении проблем, связанных с обеспечением психологического благополучия детей;
2.9. Выполнять распоряжения и запросы администрации дошкольного учреждения строго в пределах своей профессиональной компетенции;
2.10. Принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести и достоинству всех участников воспитательного процесса;
2.11. Хранить профессиональную тайну, соблюдать требования конфиденциальности;
2.12. Вести запись и регистрацию всех видов работ по установленной форме в соответствии с профилем дошкольного учреждения;
2.13. Представлять отчетную информацию о профессиональной деятельности в форме, исключающей идентификацию личности клиента;
2.14. Формировать психологическую культуру педагогов и родителей;
2.15. Участвовать в работе педагогического совета дошкольного учреждения и совещаниях, проводимых администрацией;
2.16. По итогам учебного года представлять аналитический отчет о своей деятельности руководителю дошкольного учреждения и руководителю методического объединения психологов города (района).
Пособие для психологов и педагогов
Уважаемые коллеги! Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является переработанным в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.) вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Веракса Александр Николаевичкандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, магистр в сфере психологического консультирования (Манчестерский университет, Великобритания), лауреат гранта Президента РФ. Автор более 50 публикаций по вопросам психологии развития и дошкольного образования.Гуторова Мария Федоровнапедагог-психолог ДОУ ЦРР № 1777, автор публикаций по вопросам детской практической психологии.
Эта книга в первую очередь предназначена для психолога, который только начинает свою работу в детском саду. Попадая в детский сад, молодой психолог часто теряется, сталкиваясь с двумя основными проблемами. Первая из них связана с тем, что полученные им теоретические знания сложно перенести на практику. О специфике работы образовательного учреждения не рассказывают в рамках курсов по психологии, и очень скоро молодому специалисту начинает казаться, что он не может работать в детском саду.
направления деятельности психологаПсихологическое просвещение —Психологическая профилактика —Психологическая диагностикаРазвивающая и психокоррекционная работа —Психологическое консультирование —и и Среди должностных обязанностей педагога-психолога выделяют следующие:Годовой план работы.Таблица 1Пример перспективного плана работы педагога-психолога на первое полугодие_учебного годаАналитический отчет. Таблица 2Пример отчета педагога-психолога о проделанной работе за_учебный годПримечание. 1. График работы на неделю.Таблица 3Психологическая карта ребенка. Рекомендуемая литератураТаблица 4Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждениеПрогноз адаптации (по среднему числу баллов):
Материал на тему: Документация педагога-психолога ДОУ
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОУ №
______________________
Недельный план работы психолога МДОУ №
на 0,75 ставки
Понедельник: 12.00 – 13.30 – подготовка к педсоветам, консультациям
13.30 – 14.30 – консультация педагогов
14.30 – 15.00 – подготовка к диагностическому обследованию,
к коррекционно-развивающим занятиям.
15.00 – 15.30 – наблюдение за адаптацией в ясельной группе.
15.30 – 16.30 – групповые коррекционно-развивающие занятия
( в соответствии с общим планом).
16.30 – 17.00 – индивидуальные занятия, диагностика.
17.00 – 18.00 – консультирование родителей, сбор запросов.
18.00 – 19.00 – методическая работа в библиотеке, изучение метод.
литературы.
Среда: 12.00 – 14.00 – взаимодействие со специалистами (логопедом,
медсестрой), непосредственное наблюдение за
режимными моментами, психосоматическими
проявлениями.
14.00 – 14.30 – подготовка к консультированию родителей.
14.30 – 15.30 –подготовка к коррекционно-развивающим занятиям,
диагностическому обследованию детей
15.30 – 16.30 – групповые коррекционно-развивающие занятия
( в соответствии с общим планом).
16.30 – 17.00 – индивидуальные занятия, диагностика
17.00 – 18.00 – консультирование родителей, педагогов,
выступление на родительских собраниях.
18.00 – 19.00 – оформление документации, заключений, карт
развития, компьютерная обработка результатов.
Четверг: 8.00 – 8.30 – наблюдение за адаптацией в ясельной группе
8.30 – 9.00 – подготовка к занятиям, диагностическому
обследованию
9.00 – 10.00 – непосредственное наблюдение детей
(по плану, запросам)
10.00 – 12.30 – индивид. коррекционно-развивающие занятия
(по плану, запросам)
12.30 – 14.00 – методическая часть: заполнение и оформление
документации.
Пятница: 12.00 – 14.00 – взаимодействие со специалистами (логопедом,
медсестрой), непосредственное наблюдение за
режимными моментами, психосоматическими
проявлениями.
14.00 – 14.30 – подготовка к консультированию родителей.
14.30 – 15.30 –подготовка к коррекционно-развивающим занятиям,
диагностическому обследованию детей
15.30 – 16.30 – групповые коррекционно-развивающие занятия
( в соответствии с общим планом).
16.30 – 17.00 – индивидуальные занятия, диагностика
17.00 – 18.00 – консультирование родителей, педагогов,
выступление на родительских собраниях.
18.00 – 19.00 – оформление документации, заключений, карт
развития, компьютерная обработка результатов.
Педагог – психолог _____________
Консультирование
В процессе консультирования в рамках воспитательного процесса рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования — максимально содействовать психическому, личностному развитию каждого ребенка. Заведующие детскими садами, воспитатели, родители и другие люди получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.
С какими проблемами работает детский психолог:
— Социальные ситуации: ребенок идет в детский сад или школу, развод родителей, смерть кого-то из близких, появление нового члена семьи, случаи сексуального или психического насилия над ребенком, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей, переезд на новое место жительства и т.д.
— Агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, и т.д.
— Страхи и тревожность ребенка.
— Школьная неуспеваемость и неуспешность: не хочет учиться, не усваивает материал, неразвитость орфографической зоркости, невнимательность, испытывает трудности при решении математических задач, испытывает трудности в пересказывании текста, неусидчив, плохая работа в классе при отличной работе дома, и т.д.
— Проблемы адаптации.
— Проблемы общения со сверстниками.
— Патологические привычки: кусание или грызение ногтей, сосание предметов, онанизм и т.д.
— Уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка.
— Проблемы логопедического характера (устранение психологических последствий).
— Задержка психического развития, аутизм и др.- Беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией. Автор статьи — Антонова Наталья Викторовна, руководитель Школы Творческого Мышления, г
Иркутск, ул. Чкалова 39А, зал 210 (ост. Сквер Кирова/Ин.Яз.)
Телефон: 89641013377
Автор статьи — Антонова Наталья Викторовна, руководитель Школы Творческого Мышления, г. Иркутск, ул. Чкалова 39А, зал 210 (ост. Сквер Кирова/Ин.Яз.)
Телефон: 89641013377
Фото Вениамин Вахрушев
Топ 5 книг для работы начинающим психологам в ДОУ
334
Выбор методической литературы психолог осуществляет самостоятельно. Но как же выбрать действительно полезную литературу для работы среди такого многообразия?
Когда я только пришла работать в детский сад начала скупать всю литературу, где только упоминалось работа психолога с детьми дошкольного возраста. И как результат этих моих покупок у меня сформировалась достаточна большая библиотека книг, которую я могу распределить по двум полкам. На первой полке стоит та литература, которую я не выпускаю из своих рук. Она меня очень выручает в работе, я на неё опираюсь. На второй полке стоит литература, которую я использую крайне редко, от случая к случаю, а некоторые из этих книг мной открыты, только в день покупки.
Эта статья начало цикла статей о полезной литературе в работе психолога ДОУ. В ней я хочу рассказать о тех книгах, которые являются незаменимыми помощниками в работе начинающего психолога и очень полюбились мной.
1
Экспресс-диагностика в детском саду
Авторы: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.
Данное пособие представляет собой структурированный по возрастам диагностический комплект. В нём имеется протоколы, методическое пособие с подробной инструкцией и интерпретацией. Пособие отлично подходит для диагностики с детьми от 3 до 7 лет.
Подробнее
2
Данная программа является незаменимым помощником в проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми от 3 до 7 лет. В ней даны подробные конспекты занятий, а также имеется рабочая тетрадь. На её основе педагог-психолог может создавать свои рабочие программы.
3
Адаптация детей при поступлении в детский сад
Данная книга отличное пособие для сопровождения адаптационного процесса в ДОУ. В ней вы найдёте для себя конспекты совместных занятий родителей и детей, занятия с детьми, памятки, анкеты для родителей, консультации и семинары.
Подробнее
4
Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к детскому саду
Само название книги говорит его содержание. В ней даны подробные конспекты занятий педагога-психолога с детьми. Также в ней представлена методика наблюдения за детьми в адаптационный период.
Подробнее
5
Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ
Данное пособие я открыла для себя сравнительно недавно. Оно отличается от книг по адаптации представленных мной выше. Если в предыдущих книгах игры могут повторяться, то здесь совершенно другие занятия. Также имеются разработанные семинары, памятки для родителей и воспитателей.
Подробнее
Помогла статья? Добавь её в закладки!
Педагогическая
Психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:
- разрабатывают развивающие и обучающие программы для деток всех возрастных категорий;
- составляют график развивающих игр;
- проводят игровые психотесты для контроля за развитием деток;
- разрабатывают методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие);
- проводят обучающую работу с персоналом;
- беседуют с родителями деток;
- разрабатывают мероприятия по адаптации проблемных ребят (с поведенческими нарушениями, без серьезных психических либо физических расстройств).
Законодательно-правовые акты и нормативные документы педагога — психолога
Законодательно-правовые акты и нормативные документы:
Это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят:
Законодательные акты, определяющие работу педагога-психолога в детском саду
МЕЖДУНАРОДНЫЕ
- Конвенция о правах ребенка
- Международная классификация болезней (МКБ 10).
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
- Конституция РФ законы о правах человека и правах детей
- Закон об образовании. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Типовые функциональные обязанности. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
- Профстандарт педагога. Приказ Министерства труда Российской Федерации от 18.10.2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
- ФГОС ДО. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Инструктивное Письмо Министерства образования РФ от 24.12.2001 г. №29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»
- Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69
- Приказ Минобрнауки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2075 г. Москва «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников». Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Регистрационный N 19709.
- Приложение к инструктивному письму Минобразования от 01.03.99 № 3 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536