Психологическое развитие и обучение ребенка
Связь между психологическим развитием и обучением ребенка должна рассматриваться через понятие социальной среды. Это окружающий социальный мир, в котором растет малыш, его научные подходы, традиции искусства и культуры, религиозные течения и идеология.
Обучение детей зависит от общества и его развития (школы, детские сады, институты), а также обусловлено традициями в семейном воспитании.
Психологическое развитие и обучение ребенка включает еще одно немаловажное понятие — «сенситивный период развития» (время, когда ученик максимально способен воспринять определенное обучение). То есть помочь школьнику в развитии именно тогда, когда это максимально легко воспримется ребенком
В процессе обучения школьник имеет возможность приобрести знания и опыт поколений. Понятия социальной среды, развития психики и обучение ребенка не могут существовать и рассматриваться отдельно друг от друга.
Психологические функции сначала окружают , а потом становятся его неотъемлемой частью.
Пример: с первых дней малыш не может говорить и отвечать родителям. Но, несмотря на это, речь его сопровождает постоянно и повсюду. Постепенно обучаясь, ребенок овладевает этой функцией. С ее помощью формирует психологическое развитие — мысли, предположения, теории.
При формировании какой-либо функции в процессе обучения вместе — ученик и учитель, она (функция) пребывает в «зоне ближайшего развития» (начало психических процессов). После полного формирования процессов их можно протестировать и выяснить актуальный уровень развития.
Для определения уровня зоны ближайшего развития ученика необходимо:
- Задать подсказывающие вопросы;
- Начать процесс вместе и предложить закончить школьнику самостоятельно;
- Подсказать общую его суть.
Оценка этой работы должна учитывать не только знания, которыми уже владеет ученик, но и только начавшие формироваться знания.
Психологическое развитие и обучение ребенка должны быть едины и ориентироваться на ближайшие знания. Тогда они будут производить развивающий эффект. Другими словами, при обучении должен учитываться потенциал малыша на данном уровне его развития. Ребенок использует свои возможности, тем самым давая толчок для развития других.
Хорошо ли слышит мой ребенок?
Еще в утробе матери, примерно на 26 неделе беременности, ребенок начинает не только слышать, но и анализировать звуки. Это вовсе не означает, что новорожденный ребенок сразу начнет откликаться на свое имя. В роддоме слух проверяют на специальном аппарате, а потом доследуют при плановых осмотрах. Повод для беспокойства на домашнем наблюдении актуален в случае если появились визуальные признаки воспаления, ребенок кричит при легком надавливании на ушную раковину, из слухового прохода появляются выделения обильного характера и необычного цвета.
Также необходимо наблюдать за развитием и заострить внимание, если малыш:
• в возрасте от 2-3 недель никак не реагирует на громкие звуки и голоса родителей
• в 3-6 месяцев не поворачивает голову в сторону источника шума — маминого голоса, музыки, а также если не пытается общаться, агукать, лепетать
• в 8-10 месяцев не произносит членораздельных звуков
• в 1-2 года ребенок не обращает внимание когда его зовут, не реагирует на просьбы, не произносит слова и фразы
Хотя эти факторы являются обязательным и безотлагательным поводом для обращения к врачу, 100% критерием наличия патологии со слухом их назвать нельзя. Причина может скрываться в развитии ребенка, в том, сколько времени ему уделяют родители, каким образом с ним занимаются, как он растет и в какой обстановке.
Второе условие познания: развивающая среда
Но есть два важных условия, чтобы дети развивались. Начнем со второго, потому что это проще. Второе условие – это развивающая среда.
Детям должно быть «обо что» развиваться. Им должно быть, во что играть, на что смотреть, на что удивляться. Если мы ребенка посадим в белую комнату с белыми стенами, без игрушек и книжек, то он будет плохо развиваться, потому что не будет получать никакой стимуляции.
Это не обязательно должно быть что-то невероятное. Ребенка не обязательно возить по всем музеям и картинным галереям мира. Нет, совершенно обычный интерьер, который есть у нас дома, предметы, которые есть у нас на даче, на улице; совершенно обычные игрушки, книжки – этого вполне достаточно, чтобы создать для ребенка вполне богатую впечатлениями среду. Другой вопрос, что у него должно быть время, чтобы этой средой пользоваться в свободном режиме.
К сожалению, сейчас мы очень часто сталкиваемся с тем, что вся жизнь ребенка организована в виде специальных занятий, которые следуют по определенному плану.
Если в группе детского сада сидит двадцать детей, и все они по одному образцу рисуют петушка – «дети, нарисуйте кружочек, потом треугольничек, теперь нарисуем клювик, Петя, почему у тебя клювик зеленый, должен быть желтый, у всех желтый должен быть» — это не развитие. Это время, которое потеряно для развития. Когда ребенок делает то, что ему велят, просто повторяет – это не развивает познавательную активность. Подобные занятия наоборот развивают пассивность – я сижу, голову не включаю, эмоционально не включаюсь, что-то такое делаю…
Гораздо полезнее будет этому Пете просидеть этот час на корточках около лужи, наблюдая червячков и головастиков, занимаясь видом деятельности, из которого состоит, в общем-то, исследование: наблюдение, анализ, сопоставление.
Ребенок развивается, даже когда, по мнению взрослых, ничего не делает. Фото — фотобанк Лори
Одна из важных тем сегодня – чтобы поменьше было действий по образцу, а побольше было возможности потрогать, попробовать, покрутить, сначала сделать, а потом это все объяснить. Мы постоянно даем детям ответы на незаданные вопросы – они ничего про это не спросили, в них не возникло вопроса, первичного импульса познания, первичной любознательности. «Дети, сядьте, сегодня мы проходим параграф номер 14, тема такая-то» — им эта тема где-то далеко.
Совсем другая ситуация при естественном познании: что-то ты сделал, эти штуки куда-то полетели, шарик не падает – и в этот момент у него возникает вопрос: «Почему? Почему этот шарик не падает?» Вместо этого детям говорят: «Запишите формулировку закона Бернулли. Петя, записывай, я сказала, тетрадь открой, сколько можно?» И в результате к этому закону Бернулли будет стойкое отвращение на всю жизнь. А нам бы хотелось другого, нам бы хотелось, чтобы было интересно, чтобы он потом смотрел вокруг и находил проявления этого в каких-то других вещах.
Поэтому богатая среда – это важное условие развития познавательной активности. Тут очень важен также пример родителей
Очень часто родители спрашивают: «Что делать, если ребенок не читает книжки?» «А вы сами-то когда в последний раз книжку читали?» Они смущенно отвечают: «Нам некогда, мы работаем». Если родители только и делают, что тупят у телевизора, то какие могут быть претензии к детям? Дети копируют поведение взрослых
Тут очень важен также пример родителей. Очень часто родители спрашивают: «Что делать, если ребенок не читает книжки?» «А вы сами-то когда в последний раз книжку читали?» Они смущенно отвечают: «Нам некогда, мы работаем». Если родители только и делают, что тупят у телевизора, то какие могут быть претензии к детям? Дети копируют поведение взрослых.
Если родители сами постоянно чему-то учатся, если им многое интересно, если они останавливаются на улице, что-то рассматривают, вглядываются, пытаются понять, если дома идут разговоры о том, что происходит в мире, в науке, почему это так, — то ребенок заражается этой средой, пропитывается этим, для него это становится естественно.
Если нас устраивает пребывание в постоянном анабиозе, мы вечно замотанные, ничем не интересуемся, то сложно ожидать чего-то от ребенка. К счастью, это еще не значит, что дети тоже будут совершенно нелюбопытные – к счастью, у них от природы заложено много любопытства, — но это значит, что нашей заслуги в их любопытстве не будет никакой.
«Ничего не трогай, сломаешь! Сиди смирно!»
Я часто рассказываю про эксперимент, в ходе которого измеряли познавательную активность. Это не про интеллект, а про то, насколько активно человек познает мир. Познавательная активность – это то, что, по современным меркам, определяет успешность человека, в большей степени, чем интеллект.
В ходе эксперимента маму с ребенком 5-6 лет приглашали в кабинет психолога, где повсюду было огромное количество развивающих игр, буквально все полы и полки были уставлены всевозможными интересными вещами. Когда мама с ребенком заходили, психолог-экспериментатор извинялся: «Ой, простите, мне срочно звонят, проходите, располагайтесь, чувствуйте себя как дома», — и выходил. Далее на протяжении 10 минут он наблюдал через зеркало Гезелла (с одной стороны выглядит как зеркало, а с другой стороны прозрачное) за поведением испытуемых.
Оказалось, что все испытуемые разделились на 4 группы.
- В первой группе мама сразу говорила ребенку: «Ничего не трогай, сломаешь! Сядь, сиди смирно!» И сама сидела смирно, и все время шикала на ребенка, чтобы он ни до чего не дотрагивался.
- Во второй группе мама говорила: «Дяденька разрешил все брать – делай, что хочешь», — а сама доставала из сумочки женский журнал и принималась читать.
- В третьей группе мама говорила: «Смотри, сколько интересного! Давай поиграем в эти игры», — и начинала вместе с ребенком все исследовать.
- В четвертой группе мама, забыв про ребенка, с широко открытыми глазами начинала все хватать и рассматривать все эти игры.
- После этого у ребенка по специальной методике измеряли познавательную активность.
Нетрудно догадаться, что наиболее высокой оказалась познавательная активность в четвертой группе. На втором месте, как ни странно – ситуация, когда мама читает журнал и не мешает ребенку заниматься познанием самостоятельно. Случай со строгой мамой, запрещающей что-либо трогать, оказался еще не самым худшим. Но наименьшая познавательная активность обнаруживалась у детей, чья мама брала на себя инициативу и руководила деятельностью ребенка: «Смотри, какая полезная развивающая игра! Покрути вот здесь, а вон ту формочку положи сюда, да не так, ты неправильно делаешь, почему ты не так сделал?»
Фактически, у ребенка притуплялся познавательный интерес из-за постоянных указаний, инструкций и оценок со стороны мамы. А там, где мама показывала пример – ей самой было ужасно интересно – у ребенка включался познавательный интерес.
Зачем нужен комплекс оживления и когда пора бить тревогу
Когда младенец достигает шести месяцев, становится ясно, зачем ему нужен был комплекс оживления: ребенок осознанно пытается взаимодействовать со взрослым окружением, используя различные интонации, позы, мимику и жесты, ежедневно знакомится с новыми предметами и людьми.
Уровень личностного развития младенца напрямую зависит от того, в каком возрасте обнаружился комплекс оживления и насколько ярко он был выражен. Если какое-то структурное звено комплекса проявлялось слабо или вовсе отсутствовало, или если комплекс появился несвоевременно или имеет затяжной характер, это может быть сигналом для родителей обратиться к врачу, так как такие моменты могут отрицательно сказаться на психическом развитии ребенка. Выявить причину и выбрать способ ее устранения может только квалифицированный специалист.
Иногда молодые родители пренебрегают потребностью и желанием младенца общаться, считая, что для крохи важны лишь комфортные условия существования. А некоторые родители просто не умеют общаться с ребенком и не хотят учиться этому, полагая, что в этом возрасте малыши еще не способны ничего понять.
Психологи советуют новоиспеченным родителям ценить каждое мгновение, проведенное со своими детьми. Правильное развитие комплекса оживления провоцируют и ласковые слова, и поглаживания, и поцелуи, и улыбка.
После рассмотрения комплекса оживления у младенцев становится ясно, как важно обеспечить благоприятную психологическую среду для детей. Важным шагом в этом направлении может стать использование сервиса по подбору психологов Alter, который поможет найти квалифицированных специалистов для родителей и детей без лишних хлопот
Консультация психолога онлайн: безопасно и эффективно
Нужна помощь, но вы не знаете, куда обратиться? Найти своего психотерапевта можно в Alter. Услуги подбора специалиста доступны круглосуточно, бесплатно и без регистрации. А если нужно срочно попасть на сеанс — напишите в чат поддержки. Все анонимно и конфиденциально, и никто, кроме выбранного вами специалиста, не узнает детали вашего обращения. Мы поможем найти психолога, который вас поймет.
Что же такое раннее развитие?
Периоды развития и свойственные им виды деятельности:
Игрушки этого периода направлены на развитие органов чувств (зрения, слух, осязание) и моторики пальцев. Уже позже появится освоение предмета, как целостного объекта (цвет, форма, вес, запах, размер).
Задача родителей — приобретать насыщенные и красочные игрушки.
Речь ограничивается произношением звуков и их сочетаний.
С 1 года до 3 лет. Раннему детскому возрасту свойственна предметно-манипуляционная деятельность. Малыш учится общаться и пользоваться окружающими предметами с помощью общепринятых правил. Освоение предметов происходит с поддержкой родителей, которые показывают принцип работы с этим предметом.
Родители, очень важно все делать вместе: чистить зубы, одеваться, кушать. Малышом постигается смысл предмета и что этим предметом нужно делать
Малышом постигается смысл предмета и что этим предметом нужно делать.
В этот момент психологического развития и деятельности ребенка появляется первый кризис — «Я сам» (я личность).
Речь обогащается словарным запасом и выстраивается в предложения.
С 3 до 5 лет. Сюжетно-ролевая (игровая) деятельность является основой этого временного периода. В игре малыш осознает многообразие социальных взаимоотношений и функций в различных ситуациях. Проигрываемые сюжеты из жизни взрослых для ребенка приобретают особые свойства. Он учится замещать предметы, представляя себе функции настоящего объекта. Также малыш активно принимает роль в своем инсценированном сценарии.
Параллельно развиваются наглядно-действенное (наглядно-образное) мышление, произвольность, принятие правил нравственности, чувства и переживания.
Родители, занимайтесь с малышом пересказыванием различных жанров литературы.
Речь — становится более сложной в структуре предложений.
С 5 до 7 лет. Этот возраст играет важную роль в подготовке к школе.
Речь учителя и сверстников должна распознаваться на слух (слуховое восприятие и память).
Задача родителей в подготовке:
- Памяти;
- Речи;
- Чтения и математике;
- Логического мышления;
- Коммуникабельности;
- Дисциплины и режима дня.
С 7 до 11 лет. Психологические особенности развития детей в период учебной деятельности — умение изучать и оперировать приобретенными знаниями. В этом возрасте в связи со значительными изменениями в окружающей социальной сфере у школьника возникает кризис. Большая нагрузка идет на память, которой приходится усиленно работать. Из непроизвольной памяти она превращается в целенаправленную.
Произошедшие изменения:
- Расширение круга авторитетов — учитель;
- Особые требования и правила поведения в школе и на уроке;
- Ученик — объект оценивания;
- Партнерские взаимоотношения.
С 11 до 15 лет. Разные виды деятельности развиваются в этом возрасте (спортивная, трудовая, учебная, художественная). Игра подростков интересует не как процесс, а как результат для самовыражения. Учебная деятельность все же стоит на первом месте, только теперь усложняется спецификой предметов и отношением к этим занятиям. Также этот период кризисный: подросток считает себя взрослым, но он к этому еще не готов.
Вся деятельность ребенка упорядочена по возрасту и не может наступить раньше другого психологического этапа развития, и имеет свойства одного целого.
Все ли в порядке у него с речью?
В списке фобий тревожных родителей, после появления на свет долгожданного малыша появляется множество страшных, незнакомых слов и аббревиатур — ЗПР, ЗРР, аутизм, УО. Они могут развиваться в качестве индивидуальной патологии либо являться симптомами единого заболевания.
ЗРР (задержка речевого развития), помимо отсутствия благоприятной речевой среды и депривации, возникает при билингвизме, педагогической запущенности, стрессах, синдроме гиперактивности и наличии в родовом анамнезе гипоксии плода. Также ЗРР проявляется на фоне травм, при генетических и прочих категориях заболеваний. Характеризуется полным либо частичным отсутствием речевых навыков, а также их дефектов в виде заикания, мутизма, растягивания слов, невозможности формирования связных предложений.
Поводом для обращения к специалистам — логопеду и невропатологу являются отсутствие:
• гуления и лепота в возрасте от 2 до 8 месяцев
• первых слов от года (до 10 четких)
• небольшого словарного запаса от 1,6 до 2 лет в виде 40-60 слов
• первых четко сформулированных предложений к 2,5-3 годам.
Некоторые родители уверяют, что до 5 лет может отсутствовать речь полностью без каких-либо патологий. Это ошибочное мнение и не стоит перекладывать их опыт на своего ребенка. Обнаружив проблемы с несоответствием норм речи, необходимо немедленно обратиться к врачам за консультацией и обследованием.
Узнаем это вместе
– Нынешние дети и игрушек требуют, наверное, современных. Однажды в поликлинике я наблюдала, как маленькая девочка, едва умеющая разговаривать, коротала время в очереди с компьютерной игрой.
– Да, в прошлом году родители хотели дать детям в группу телефоны и планшеты. Я не разрешила. Объяснила причину: с физиологической точки зрения даже развивающими дидактическими играми на планшете можно пользоваться не больше 5-10 минут, и то — под присмотром взрослых. Ребёнок очень увлекается яркими подвижными картинками и уходит в виртуальный мир, замыкаясь в себе. Но малыш не должен быть один в этом мире, наша задача — привить ему навыки общения.
Светлана Васильева расписала стены детского сада. Фото: АиФ/ Татьяна Боева
Конечно, если обеспечить всех детей в группе планшетами, в садике была бы гробовая тишина, но это — путь к деградации! Ребёнок должен находиться в потоке общения, и обязательно — рядом со взрослым, который объяснит, почему и отчего. Ни в коем случае нельзя отмахиваться от детских вопросов — ведь ребятне интересно всё. Наша задача — сделать так, чтобы малыш захотел научиться, а потом самостоятельно нашёл ответ или решил проблему. Пока живая жажда познания у малышей никем не подавлена, её нужно всемерно питать и поддерживать! Даже если не знаешь ответ на вопрос — можно узнать это вместе с ребёнком.
Мы продолжали разговор в группе, пока дети обедали, потом — когда стали укладываться спать. Малыши то и дело подходили к воспитателю.
– Я всё съел!
– Молодец! Раздеваемся и ложимся отдыхать.
– Я не устал! — дети понимают всё буквально.
– Как тебя зовут? (Обращаясь ко мне).
– Татьяна. А тебя?
– Дмитрий Александрович!
– Значит, твоего папу зовут Сашей?
– А откуда ты знаешь моего папу? (С вызовом).
Эмоции и интерес в детских глазах так и плещут.
– У них так целый день, по несколько переходов: радость — горе. Причём, по полной программе. Они не могут расстраиваться чуть-чуть, если проблемы — то глобальные! Для нас — мелочь, ерунда. А для них — катастрофа. Вот недавно у любимой машинки Димы спойлер отломился. Было столько горя! Мы вместе искали клей, потом спросили у папы и договорились, что он приклеит. То есть отложили проблему, но вместе нашли способ её решения. Ни в коем случае нельзя отмахиваться от детских проблем!
Детям всё интересно. Фото: АиФ/ Татьяна Боева
Период раннего детства и стадия младенчества
Психоаналитики считают, что период новорожденности накладывает огромный отпечаток на всю последующую жизнь человека. Процесс появления на свет и первая реакция на окружающий мир наносят новорожденному сильную травму. Это период, когда малыш полностью зависит от матери. Но психологическое единство с нею еще только должно появиться. Комплекс оживленности при виде лица мамы свидетельствует о том, что психическое развитие младенца успешно началось. До этого все движения новорожденного были хаотичными. Первая улыбка на личике малыша — это первая попытка общения. Контакт матери и младенца должен быть эмоционально положительным. Это дает малышу позитивный заряд для дальнейшего успешного физического и психического развития. Тогда как игнорирование мамой малыша воспринимается негативно и отрицательно сказывается на его здоровье.
Отлучение младенца от матери в этот период может серьезно подорвать его здоровье. Такие дети имеют отставание в психическом и физическом развитии в старшем возрасте. Событие может наложить отпечаток на всю жизнь человека. Способность человека любить зависит от того, сколько любви он получил в детстве.
Что должен уметь малыш в 4 месяца
Благодаря правильному проявлению комплекса оживления, к четырем месяцам малыш:
- откликается на свое имя;
- интересуется своим телом, разглядывает ручки и ножки, прикасается к лицу и волосам;
- проявляет зачатки предметно-манипулятивной деятельности, проявляя интерес к игре, труду, рисованию;
- разглядывает себя в зеркале;
- узнает знакомые предметы и реагирует на их появление и исчезновение;
- может сидеть с поддержкой, держа головку прямо;
- умеет самостоятельно переворачиваться со спины на живот и обратно;
- хлопает в ладоши;
- отталкивается от поверхности пальцами ножек;
- способен распознавать простые эмоции, такие как радость, грусть, страх, интерес, удивление, отвращение.
Этапы комплекса оживления
Если родители создали дома подходящую психологическую среду для малыша, то комплекс оживления проявится вовремя. Благоприятная атмосфера включает в себя:
равновесное чередование тишины и активности;
достаточное внимание и заботу;
исключение сильных эмоциональных потрясений в первый месяц жизни.
Если ваш малыш пока не реагирует на игрушки, не расстраивайтесь. Нужно быть терпеливым, ведь вскоре он начнет проявлять интерес к ним. Комплекс оживления сигнализирует о готовности ребенка к исследованию мира вокруг.
Эмоциональное оживление протекает через несколько этапов: появление новых реакций, включая замирание, концентрацию взгляда на лице взрослого, улыбку, активное движение. Затем ребенок начинает различать голоса окружающих, узнает голос матери
Примерно через две недели после завершения периода новорожденности ребенок начинает обращать внимание на яркие предметы и следить за их движением. В начале третьего месяца жизни он реагирует эмоционально не только на голос матери, но и на прикосновения, а также на процесс кормления
К концу третьего месяца ребенок различает близких людей от незнакомых. Если младенец растет в благоприятных условиях, то к 4-5 месяцам его комплекс оживления включает в себя первые признаки саморегуляции, и он начинает контролировать свои эмоции.