Какие навыки будущего необходимо развивать у ребёнка?
Сегодня мы живем в эпоху технологий, и новые знания и умения постоянно появляются и обновляются
Родителям важно создать основу для развития у своего ребенка навыков, которые помогут ему быть успешным и счастливым в будущем
Мы подобрали 7 основных навыков будущего, которые стоит развивать у детей.
1. Критическое мышление
Критическое мышление позволяет ребёнку анализировать информацию, принимать обоснованные решения и решать сложные проблемы. Для развития критического мышления нужно учить ребёнка задавать вопросы, искать разные точки зрения и отстаивать свое мнение.
2. Гибкость и адаптивность
В быстро меняющемся мире гибкость и способность адаптироваться к новым обстоятельствам становятся ключевыми навыками. Родители могут помочь своему ребёнку развить эти качества, предлагая ему новые виды деятельности, стимулируя его интересы и создавая комфортную обстановку для изучения нового.
3. Общение и эмоциональный интеллект
Умение общаться и понимать чувства других людей становится все важнее в современном мире
Родителям следует обратить особое внимание на развитие у своего ребёнка навыков эмпатии, активного слушания и ассертивности
4
Командная работа
Способность работать в команде и быть полезным членом группы – важное качество для будущего. Ребёнка можно занимать спортом, групповыми проектами или путешествиями, где он научится сотрудничать и взаимодействовать с другими людьми
5. Креативность и инновационность
Мир постоянно меняется, а новые идеи и решения всегда востребованы. Родители могут стимулировать креативность ребёнка, предлагая ему разнообразные материалы для творчества, поощряя эксперименты и фантазии, а также совместно обсуждая новые идеи и проекты.
6. Осознанность и саморегуляция
Умение контролировать свои эмоции, поведение и принимать решения, основанные на здравом смысле и самооценке, является важным навыком для современного человека. Чтобы развить такие качества у ребёнка, родителям стоит разговаривать с ним об эмоциях, поощрять самостоятельность и предлагать ситуации, в которых ребенку предстоит самому выработать решение.
7. Цифровая грамотность
С раннего возраста дети должны учиться использовать современные технологии и развивать свою компьютерную грамотность. Родители могут включить ребёнка в изучение программирования, работы с гаджетами, интернет-безопасности, а также предложить ему обучающие игры и приложения.
Развивая у своего ребёнка навыки будущего, родители помогут ему быть успешным, уверенным и счастливым человеком.
Важно следить за развитием новых компетенций и приспосабливаться к изменяющемуся миру, чтобы поддержать ребёнка в его интеллектуальном и эмоциональном росте
Мои советы молодым родителям
Порой родители пренебрегают удовлетворением детской потребности в общении, полагая, что для малыша важнее физиологический комфорт. Молодые родители часто не знают, как общаться с младенцем, полагая, что он еще ничего не понимает.
Молодым супружеским парам хочется пожелать научиться ценить каждое мгновение, проведенное с ребенком. Ласковые слова, поглаживания, поцелуи, взаимные улыбки – так можно кратко перечислить основные компоненты, стимулирующие открытие комплекса оживления.
Ребенок смеется в ответ на поцелуй мамы – значит, нужно поцеловать еще раз! Крошка протяжно гулит, подзывая маму – стоит ласково пропеть что-нибудь в ответ, нежно наклоняясь к малышу! Малыш пребывает в хорошем настроении – самое время подразнить, пощекотать его!
Четыре типа привязанности
Рассмотрим подробнее каждый из типов привязанности и его особенности.
Безопасный
Ребенок с таким типом привязанности легко успокаивается и чувствует себя в безопасности в присутствии значимого для него взрослого. Если же ребенок испытывает тревожность, он либо поворачивается к опекуну, либо каким-то образом его ищет.
Этот тип формируется, когда ребенок знает, что может рассчитывать на реакцию опекуна, и уверен, что, когда он плачет, его успокоят и о нем позаботятся. Безопасный тип привязанности становится надежным фундаментом для исследования окружающего мира.
Тревожно-избегающий
Дети с таким типом привязанности не имеют связи со своими опекунами, поскольку не чувствуют, что могут на них рассчитывать. Обычно это означает, что их основной опекун либо отсутствовал, когда они в нем нуждались, либо относился пренебрежительно к их потребностям, либо и вовсе отказывал им во внимании.
Если родители эмоционально или физически игнорируют нас в первые несколько лет жизни, нам будет непросто чувствовать себя в безопасности во всем многообразии дальнейших жизненных ситуаций.
Например, мы становимся убеждены, что с нами что-то не так, или же считаем, что мы недостойны любви и внимания. Мы часто не знаем, кому можно доверять, или даже думаем, что никому доверять нельзя.
Эйнсворт сделала вывод, что ребенок с таким типом привязанности в ситуации стресса не будет искать контакта с лицом, оказывающим ему первичный уход. Для таких детей нет особой разницы между их основным опекуном и незнакомым взрослым. Такое отношение складывается из-за того, что дети не знают, поможет ли им хоть кто-то в принципе, и не понимают, кто именно из взрослых сможет предложить им поддержку и защиту.
Тревожно-устойчивый
Детям с таким типом привязанности свойственно быть настойчивыми и навязчивыми во взаимодействии со своими основными опекунами, но, когда значимый взрослый приходит к ним с тем, в чем они нуждались, дети отказываются принимать помощь и с трудом успокаиваются. Так происходит из-за того, что основной опекун ведет себя непредсказуемо, даже обеспечивая нужную поддержку.
Возможно, опекун способен успокаивать и утешать какое-то время, но при этом уже через минуту может причинить вред или прибегнуть к насилию. Когда ребенок хочет, чтобы значимый взрослый его успокоил, он не знает точно, сможет ли тот дать ему необходимое.
Именно поэтому такие дети с трудом успокаиваются, когда родители приходят их утешить; даже в присутствии опекунов им все еще требуется убедиться, что они в безопасности.
Дети, которые растут в семье, где никогда не знаешь, какой будет реакция родителей (успокоят тебя или обидят), становятся взрослыми, которым свойственны проявления повышенной тревожности. Среди них много трудоголиков и перфекционистов
Они уверены, что если бы делали все правильно в детстве, то получали бы любовь и внимание, в которых тогда так отчаянно нуждались
Дезориентированный
Дети с таким типом привязанности демонстрируют противоречивое поведение и могут даже казаться неуверенными или дезориентированными. Считается, что этот тип обусловлен непоследовательностью реакций основных опекунов, то есть такие родители одновременно помогают и утешают, но и внушают страх и даже способны причинить вред.
При дезориентированном типе привязанности у ребенка нет единого паттерна поведения — дети то не хотят иметь ничего общего со своим опекуном, то плачут до тех пор, пока он не появится и не возьмет их на руки, после чего тут же успокаиваются.
По сути, такие дети не знают, что именно они испытывают, равно как и не понимают, могут ли рассчитывать на своего опекуна.
Такой тип привязанности обычно формируется в отношениях, где практикуется насилие и где нет других лиц, способных оказать ребенку основной уход, поэтому опекун ассоциируется у ребенка одновременно с любовью, поддержкой, страхом и болью.
Привязанность как импринтинг
Боулби считал, что привязанность развивается аналогично импринтингу у животных.
Импринтинг — это процесс, посредством которого животные усваивают стимулы, инициирующие их социальные инстинкты.
В частности, детеныши животных узнают, за каким движущимся объектом им надо следовать. Они начинают с готовностью следовать за широким кругом объектов, но этот круг быстро сужается, и в конце периода импринтинга они обычно следуют только за матерью. На этом этапе реакция страха ограничивает способность формировать новые привязанности.
У людей мы можем наблюдать похожий процесс, хотя он развивается намного медленнее. В течение первых недель жизни малыши не могут активно следовать за объектами, перемещаясь с места на место, но они направляют на людей социальные реакции. Они улыбаются, лепечут, цепляются, плачут и т. д. — все это помогает удерживать людей рядом. Сначала малыши направляют эти реакции на любого человека. Однако к 6-месячному возрасту они сужают свою привязанность до нескольких людей, и одного в особенности. Они хотят, чтобы рядом был именно этот человек. На этом этапе они начинают бояться незнакомцев и, когда научаются ползать, следуют за своим основным объектом привязанности всякий раз, когда тот удаляется. Тем самым у них вырабатывается импринтинг на определенного человека; именно он инициирует следование.
Слайд 19Субъектно-субъектные отношенияСодействуют развитию у учеников способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала,
умения конструктивно решать конфликты. Активизируется сложнейшая работа мыслительных процессов, воображения, активизируются знания, отбираются нужные способы, апробируются разнообразные умения. Вся деятельность приобретает личностную значимость для ученика, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами. Учитель при субъектно-субъектном взаимодействии понимает своих воспитанников более личностно, такое взаимодействие получило название личностно-ориентированное. Личностно-ориентированный учитель максимально содействует развитию способности ученика осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для себя. Педагогическая деятельность такого рода взаимодействия носит диалогический характер. М. Бахтин считает, что ученик лишь в диалоге, входя во взаимодействие с другим субъектом, познает себя, через сравнение с другим, через сопоставление его выбора и выбора своего.
Определение понятия в психологии
Ранний постнатальный период жизни плода в возрастной периодизации получил название «новорожденность». Он длится с первого дня жизни и до того момента, когда у младенца появляется комплекс оживления. Как правило, это происходит на пороге 2 месяца жизни.
Новорожденность психологами и физиологами признается кризисным периодом развития ребенка, так как ему необходимо приспособиться к новым условиям существования, адаптироваться к социальной среде. Имея базовый набор врожденных рефлексов, он вырабатывает новые устойчивые формы реагирования на внешние явления и события. В психологии комплекс оживления – это своеобразный сигнал о том, что первичная адаптация малютки к социуму прошла успешно.
Первые проявления комплекса оживления у ребенка появляются в возрасте 3 недель. Его признаками являются:
способность крохи сосредотачивать внимание на предметах и звуках;
замирать при появлении взрослого и отвечать улыбкой на его ласковый голос;
способность выразить радость восторженным вскрикиванием.
Впервые на комплекс оживления у ребенка обратил внимание Н.М. Щелованов в начале 20 века
Суть данного феномена он определил как появление совокупности эмоциональных и двигательных реакций ребенка на обращенные к нему действия родителей или других близких родственников.
Что должен уметь делать ребенок после 4 месяцев
Психофизиологический смысл комплекса оживления становится понятен, когда появляются новообразования 4 месяца жизни:
- умение откликаться на собственное имя;
- интерес к собственному телу, который выражается в разглядывании своих ручек, прикосновениях к лицу, волосам;
- интерес к своему отражению в зеркале;
- зачатки предметно-манипулятивной деятельности;
- способность узнавать знакомый предмет, удивляться его исчезновению из поля зрения и радоваться внезапному появлению;
- способность самостоятельно перевернуться со спинки на животик и обратно;
- способность сидеть с поддержкой взрослого и удерживать голову прямо в положении сидя;
- способность отталкиваться от горизонтальной поверхности кончиками пальцев ног, когда взрослый держит ребенка за корпус;
- умение хлопать в ладоши;
- умение правильно распознавать базовые эмоции.
Актуальная ситуация личностного развития младенца на 5 месяце жизни включает в себя усовершенствованные конструкты комплекса оживления. Психологические компоненты, которые включают в себя комплекс оживления, у ребенка старше 4 месяцев постепенно стираются.
Трудности с установлением контакта
Что такое личность?
Категория «личность» является составным элементом понятийного аппарата большого числа научных направлений. В обычной жизни люди пользуются данным понятием довольно часто. Существует огромное число теорий (например, системно ролевая теория формирования личности ребенка), посвященных проблеме личностного становления.
Что же понимается под личностью и ее развитием? Что влияет на этот процесс? Личность представляет собой качество, приобретаемое человеком в процессе социокультурной жизни. Каждый человек рождается индивидом, то есть имеет набор определенных уникальных характеристик. При взаимодействии с социумом происходит развитие личности.
Данный процесс делится на следующие периоды, которые определяются возрастными границами. Этапы развития личности ребенка включают:
- раннее детское развитие, затрагивающее возраст с рождения до трех лет;
- дошкольное и школьное детство, которое длится с 4 до 11 лет;
- отрочество, продолжительность которого от 12 до 15 лет;
- юношеское развитие — от 16 до 18 лет.
Основания для развития личности формируются в организме ребенка до самого процесса появления на свет. Автором теории базовых перинатальных матриц стал Станислав Гроф. По мнению ученого, именно те переживания ребенка, которые связаны с беременностью, родовой деятельностью и послеродовым периодом, ложатся в основу формирования четырех основных матриц. Последние являются основными условиями дальнейшего развития личности.
При естественном рождении желанного дитя, который не испытал родовую травму, его жизненный потенциал и адаптационные возможности гораздо выше по сравнению с детьми, прошедшими через трудности в период вынашивания и рождения. Взаимодействие с окружающим миром происходит сразу после рождения. Именно это взаимодействие и дает основу для развития личности.
10 навыков будущего, которые нужно развивать у вашего ребенка прямо сейчас
Какие навыки будущего востребованы уже сейчас? Как прокачать именно те, которые будут нужны каждому, вне зависимости от «твердых» профессиональных компетенций?
10 лет назад заботливые родители советовали своим детям поступить на юридический. 20 лет назад в топе профессий были медики. Еще раньше можно было гордиться строчкой «инженер» или «учитель» в дипломе. Одни говорят, сегодня каждому нужно идти в IT, другие спорят: индустрия переполнена, места там больше нет.
Неудивительно, что родители стоят на распутье: какую профессиональную дорогу предложить своему ребенку, чтобы после университета он был востребованным специалистом? Профориентация помогает не всегда — поверхностные тесты в интернете не дают увидеть полную картину и узнать все о талантах и склонностях ребенка.
Никто не может предсказать будущее и предугадать тенденции на рынке труда. Но можно подготовиться иначе и понять, как прокачать навыки будущего, которые будут нужны каждому, вне зависимости от «твердых» профессиональных компетенций.
Значение родителей для личностного развития
Слайд 72 – по субъектам взаимодействия, выстроенных по диадному принципу сторон взаимодействия
(ученик – учитель, ученик – ученик, ученик – класс, ученик – родитель, ученик – администрация, учитель – класс, учитель – учитель, учитель – родитель, учитель – администрация, родитель – администрация, и т.д.).При этом мы понимаем, что во многих ситуациях живой процесс взаимодействия идет по более сложной системе взаимодействий (например, триады «учитель – ученик – родители», или «учитель – ученик – учитель», или «учитель – ученик – класс»), в которой могу быть активно задействованы три и более сторон (как в персонифицированном виде, так и в групповом).3– по типам образовательных учреждений (детские сады разных видов, общеобразовательная школа, центр образования, школа-интернат, лицей, гимназия, специализированные школы разных видов, учреждения дополнительного образования, колледжи, вузы разных видов и т.д.).
2.1. Виды педагогических ситуаций и конфликтов
В процессе педагогической деятельности можно выделить два основных типа ситуаций, требующих разрешения:
- типичная – это часто повторяющаяся при одних и тех же обстоятельствах ситуация. Она имеет сходные источники и причины. Например: опоздание и пропуски занятий учащимися, невыполнение домашних заданий и т. д.
- Нетипичная – ситуация, нехарактерная для данного учащегося или группы. Например: совершение правонарушения, случаи воровства в группе или в общежитии, уход учащегося из училища.
Такие ситуации требуют выявления причин и обоснованного их анализа для организации работы по предотвращению подобных случаев. Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:
- ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
- ситуации (конфликты) поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения;
- ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Фаза 4 (3 года — окончание детства). Партнерское поведение
До 2-3-летнего возраста детей беспокоит лишь их собственная потребность находиться в определенной близости к опекуну; они еще не принимают в расчет планы или цели опекуна. Для 2-летнего малыша знание, что мать или отец «уходят на минуту к соседям, чтобы попросить молока», ничего не значит; ребенок просто захочет пойти вместе с ними. Трехлетка же имеет некоторое понятие о подобных планах и может мысленно представить поведение родителя, когда тот отсутствует. Соответственно, ребенок более охотно позволит родителю уйти. Ребенок начинает действовать больше как партнер в отношениях.
Боулби признавал, что о четвертой фазе привязанности известно немного, и мало высказывался о привязанностях в течение остальной жизни. Тем не менее он сознавал, что они продолжают играть очень важную роль.
- Подростки избавляются от родительского доминирования, но у них формируются привязанности к лицам, заменяющим родителей;
- взрослые считают себя независимыми, но ищут близости с любимыми в периоды кризиса;
- а пожилые люди обнаруживают, что они все больше зависят от более молодого поколения.
В общем, Боулби утверждал, что страх одиночества — один из самых сильных страхов в человеческой жизни. Мы можем считать такой страх глупым, невротическим или незрелым, но за ним стоят веские биологические причины. На протяжении всей истории человечества людям удавалось наиболее эффективно выдерживать кризисы и противостоять опасностям с помощью своих близких. Таким образом, потребность в тесных связях заложена в нашей природе.
Влияние эмоционального общения на развитие детей раннего возраста
Замечание 4
Значимость эмоционального общения ребенка раннего возраста со взрослым состоит в том, что ребенок никогда не сможет овладеть речью самостоятельно, ему необходима для этого поддержка и побуждение со стороны взрослого. Общаясь с ребенком, взрослый ставит перед ним определенную задачу, решение которой возможно только посредством общения.
Например, взрослый показывает ребенку игрушку и просит назвать ее. В случае, если ребенку неизвестна игрушка, то взрослый ее называет и просит повторить. Все это способствует не только развития специфического человеческого общения, но и оказывает положительное влияние на развитие мышление и саморегуляции речи.
Таким образом, основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в этом периоде, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения с взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становится уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Особое значение имеют эмоции, которые сопровождают общение ребенка и взрослого.
Стадии комплекса оживления
Для своевременного появления комплекса оживления у младенца необходимо с первых дней пребывания ребенка в новом доме создать для него благоприятную психологическую обстановку. Следует помнить, что новорожденные дети в тишине и покое нуждаются ничуть не меньше, чем во внимании и ласке. Рекомендуется исключить сильные эмоциональные потрясения в первый месяц жизни.
Некоторые родители расстраиваются, не получив желаемой реакции крохи на яркую погремушку или музыкальную игрушку. Искусственно вызвать эмоции малютки не получится, так как физиологически он еще не способен их показать. Нужно подождать, пройдет всего лишь несколько недель, и ребенок по достоинству оценит игрушки и погремушки. Это произойдет, как только у младенца появится комплекс оживления. Возникновение комплекса оживления свидетельствует о готовности карапуза к познанию окружающего мира.
В состав комплекса оживления входят следующие стадии:
- Появление всей совокупности новых реакций, которые в психологии и называются комплексом оживления, а именно:
Замирание малыша, когда он впервые видит новый предмет или слышит знакомый голос.
Зрительная и слуховая сосредоточенность на лице взрослого или его голосе
Рассматривая подошедшего взрослого, ребенок способен смотреть ему в глаза, удерживая взгляд.
Улыбка и восторженные вскрикивания.
С помощью громких вскрикиваний или протяжного гуления, карапуз обращает на себя внимание взрослого, просит общения.
Двигательная активность, с помощью которой маленький человек старается выразить свою потребность в телесном контакте с родителями. Он тянет руки к маме, поворачивает головку, прогибает спинку, вскидывает ручки
Как только мать берет его на руки, он прижимается к ней, обнимает за шею.
- Практически сразу после появления совокупности эмоционально-двигательных реакций, ребенок начинает дифференцировать голоса, безошибочно выделяя среди них голос мамы.
- Фокусировка внимания на привлекательных ярких предметах. Теперь он способен следить взглядом за движущимся предметом. Эта способность возникает примерно через 2 недели после окончания периода новорожденности.
- К концу второго месяца жизни положительные эмоции у ребенка вызывают не только мамино лицо и ее голос, но и ее прикосновения, кормление грудью. Малыш счастлив, когда мама рядом.
- К концу 3 месяца жизни комплекс оживления видоизменяется. Возникают новые, более сложные формы поведения. На основе комплекса оживления примерно к 4 месяцам складывается умение малыша делить людей на «своих» и «чужих». Это проявляется в его настороженности по отношению к незнакомым, в дифференцировании выражения лица взрослого. Кроме того, комплекс оживления знаменует собой появление такой потребности, как познание окружающего мира. Какой бы привлекательной ни была окружающая действительность, если психологически ребенок не готов к ее изучению, он не будет проявлять интереса к окружающим объектам и явлениям.
Комплекс оживления возникает к концу первого месяца жизни, однако своего максимума он достигает лишь в 3–4 месяца. Психологи считают, что такое явление, как комплекс оживления у ребенка, является признаком его готовности к взаимодействию не только с родственниками, но и с другими людьми.
Умение эффективно учиться
Прежняя парадигма образовательной системы устаревает. По исследованиям Высшей школы экономики, 80% учителей не готовы к новым методам обучения. Сейчас получить информацию можно в любое мгновение. Учитель, который говорит, что он должен давать знания ребёнку, — это вчерашний день. Преподавателям нужно показывать модели, способы или пути получения знаний. Давать ключи от дверей, за которыми кроются знания.
Допустим, у вас спрашивает ребёнок: «Какая температура за окном?» Вы можете предложить ему несколько вариантов. Первый — просто сказать. Второй — попросить посмотреть на термометре. Третий — предложить узнать прогноз погоды. Четвертый — отправить на улицу, чтобы он предположил по своим ощущениям. Когда мы учим ребёнка самостоятельности, мы превращаем его из объекта в субъект образования, в активное, мыслящее начало.
Слайд 20Исследователями выделяются следующие модели общения учителя:Модель первая — учитель как бы возвышается над
Взаимосвязь родителей и детей
Тесная эмоциональная связь между родителями и ребенком начинает формироваться с первых дней появления нового члена в семье. Сначала она базируется на удовлетворении физиологических потребностей маленького человека. Дети быстро научаются использовать доступные их возрасту способы привлечения внимания взрослого.
Эмоциональный контакт между родителями и детьми младенческого возраста является залогом нормального психического и личностного развития. Доверительные отношения в семье рождают у ребенка чувство безопасности и защищенности. В дальнейшем ребенок, который не испытывал в младенчестве дефицита общения, становится любознательным, самостоятельным, инициативным, целеустремленным.