Методы клинической психологии для детей и подростков

Клиническая психология детей и подростков

4. НИИДПО. Курс «Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии»

Страница курса

Стоимость Форма обучения Срок обучения Документ
58600 ₽ Дистанционная 1340 ак. часов Диплом о проф. переподготовке

Скриншот НИИДПО

Описание

Курс переподготовки от АНО НИИДПО предназначен для педагогов и людей без педагогического образования, желающих освоить специальность логопеда. Программа разработана в соответствии с профессиональным стандартом педагога и с ФГОС ВО по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».

Обучение строится как на изучении теоретической части, так и на разборе практических примеров. Слушатели могут консультироваться с экспертами-преподавателями по видеосвязи, изучать огромный архив вебинаров по темам. В финале каждой изученной дисциплины проходит контрольное тестирование.

Диплом о профпереподготовке принимают как работодатели, так и аттестационные педагогические комиссии. Есть возможность трудоустройства как в образовательные учреждения (школы, детские сады), так и в медицинские и реабилитационные центры.

Курсы, выбранные нашей командой экспертов

Перейти в каталог

Академия современных технологий
Дистанционная

Логопедия

502 часа

30 000 ₽

Узнать больше

Национальная академия современных технологий
Дистанционная

Логопедия, дистанционная программа обучения

520 часов

20 800 ₽

Узнать больше

РостБизнесКонсалт
Дистанционная

Медицинская логопедия, дистанционная программа обучения

506 часов

79 000 ₽

Узнать больше

АНО ДПО «Образовательный центр «Премьер»
Дистанционная

Логопедия. Специальное (дефектологическое) образование по профилю: нарушения речи

264 часа

18 000 ₽
9 000 ₽

Узнать больше

Диагностический аспект

И здесь возникает необходимость в методиках, которые не только бы являлись доступными для дошкольников с различными расстройствами и патологиями, но так же которые могли бы быть интересны маленьким детям, не утомляли их внимание. Исследуя тревогу и страх у старших дошкольников (5-7 лет) с различной патологией (с задержкой психического развития, с хроническими соматическими заболеваниями), мы обращались к оценочным методам, учитывая, что их эмоциональное развитие соответствует более младшему возрасту

К старшему дошкольному возрасту у таких детей проявляется нарушения внимания, импульсивность, трудность в понимании и выполнении словесной инструкции, нарушения в оценке результатов, повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к аффективным вспышкам и конфликтам. Незрелость эмоциональной сферы и недоразвитие познавательной деятельности имеют качественные особенности, обусловленные этиопатогенетическими факторами, ведущими к аномалиям развития. Поэтому стандартные диагностические методы трудны для таких детей и нуждаются в адаптации и модификации

Исследуя тревогу и страх у старших дошкольников (5-7 лет) с различной патологией (с задержкой психического развития, с хроническими соматическими заболеваниями), мы обращались к оценочным методам, учитывая, что их эмоциональное развитие соответствует более младшему возрасту. К старшему дошкольному возрасту у таких детей проявляется нарушения внимания, импульсивность, трудность в понимании и выполнении словесной инструкции, нарушения в оценке результатов, повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к аффективным вспышкам и конфликтам. Незрелость эмоциональной сферы и недоразвитие познавательной деятельности имеют качественные особенности, обусловленные этиопатогенетическими факторами, ведущими к аномалиям развития. Поэтому стандартные диагностические методы трудны для таких детей и нуждаются в адаптации и модификации.

Клинико-психологическое интервью (беседа)

Определение 2

Клинико-психологическое интервью (беседа) ‒ это метод получения сведений о психологических и индивидуальных качествах личности и состояниях психики.

Принципы клинико-психологического интервью:

  • однозначность и корректность вопросов;
  • доступность;
  • проверяемость и адекватность;
  • беспристрастность.

Интервью (беседа) складывается из двух частей. Первая часть ‒ нахождение психологического контакта. Это сложный и важный этап, способный воздействовать на качество результатов, которые буду получены.

Вторая часть интервью ‒ беседа во время эксперимента ‒ большей частью присуща для нозологической парадигмы клинической психологии.

Клинико-психологическое интервью может быть полуструктурированным и свободным.

Полуструктурированное интервью содержит в себе обязательный список особых вопросов, относящихся к установленной проблемы, по поводу которой обратились за помощью к психологу.

Свободные клинико-психологические интервью дают возможность собрать наиболее полные сведения об актуальных проблемах ребенка и условиях, в которых он находится. Свободное интервью дает возможность детям и взрослым спонтанно формулировать собственные актуальные, не навязанные психологом чувства и мысли, как это и бывает с ними в ежедневном общении.

Анализ истории жизни

Анализ истории жизни ребенка содержит в себе сбор сведений о потенциально важных этапах формирования и жизненных событиях, которые оказали воздействие на проявление симптомов расстройства.

Такие сведения, как правило, относятся к следующему кругу вопросов:

рождение ребенка и связанные с этим события;
развитие ребенка (возраст, в котором ребенок сделал первые шаги, начал говорить, приобрел навыки самообслуживания);
медицинская история;
история и характеристика семьи;
социальные навыки ребенка;
история образования ребенка;
информация о досуге и личных отношениях с ровесниками (если речь идет о подростковом возрасте);
описание попыток преодолеть расстройство до обращения к психологу;
ожидания окружающих людей в отношении этого ребенка.

Таким образом, в клинической психологии применятся различные методы, которые дают возможность объективизировать, дифференцировать и квалифицировать разные варианты патологии и нормы. Выбор методики зависит от задачи, которая стоит перед психологом, психического состояния пациента, образования пациента, уровня сложности нарушения психики.

Эксперимент в клинической психологии

Определение 4

Эксперимент ‒ это метод, который предполагает активное вмешательство исследователя в действия участника эксперимента с задачей формирования условий для проведения проверки какой-либо гипотезы.

Психологический эксперимент представляет собой модель жизненной ситуации, которая может раскрывать (объективировать) особенности, как отдельных функций психики, так и свойств личности, установок, мотивов деятельности пациентов. Формируются условия, в которых могут четко выявляться особенности психики пациента, которые интересуют специалиста.

Проведение эксперимента выделяется от экспериментально-психологического изучения здоровых людей. Заболевание накладывает отпечаток на темп и прочие динамические свойства деятельности психики, на восприятие смысла вопросов и отношение пациента к процедуре обследования

Психолог должен принимать во внимание взаимосвязь данных условий

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально разработанных обстоятельствах, а действия участников обусловливаются инструкцией; естественным, когда исследование осуществляется в естественных условиях (в частности, формирование слепоглухонемых детей); констатирующим, когда исследуются явления психики; формирующим, если на его протяжении формируются установленные качества психики у участников эксперимента.

Слайд 44Закономерности аномального развитияАномальный ребенок развивается по законам нормы;НО! Его развитие имеет

свои качественные особенности:1. при аномальном развитии стадии растянуты во времени, новообразования психики появляются позже;2. Аномальное развитие характеризуется специальными особенностями;3. Происходит дивергенция (расхождение) 2х планов развития: биологического и психического. В норме ребенок, биологически созревая, на каждом возрастном этапе достигает определенного уровня психического развития. Аномальный ребенок, развиваясь физически, в плане психики отстает все больше без специального обучения.4. Выявляемые у ребенка дефекты не хаотичны, а взаимосвязаны и поддаются структурированию. Л.С. Выготский сформулировал в понятие о сложной структуре дефекта при нормальном развитии психики.

Слайд 11Виды практической деятельности (типы задач) специалиста ДКП:клинико-диагностическая — это выявление и

описание структуры дефекта; конкретные формы зависят от использования диагностических методик;коррекционная — это система мер психологической помощи, направленная на улучшение протекания отдельных психических функций или их структурных элементов, обеспечивающих поведение (например, обучение определенным социальным навыкам и т. д.) и обучение детей и подростков с проблемами (концентрация внимания, объем памяти и т. п.);экспертная — это оценка уровня развития ребенка с помощью качественного и количественного анализа и с применением соответствующих методик (клинических, проективных, психометрических и т. п.);консультативная — это консультирование детей и их родителей по проблемам развития ребенка, коррекции выявленных нарушений и психотерапевтической поддержки, поддержка и консультирование семьи;психотерапевтическая — это участие в психотерапевтических сеансах, кратковременных и долговременных, с детьми и подростками и их семьей и окружением;деятельность сопровождения — психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушенным развитием, ограниченными возможностями здоровья и детей с особыми образовательными потребностями.

Слайд 43Общие закономерности психического развития (по Л.С. Выготскому)1. Интеграция – объединение разрозненных

в начале психических процессов в устойчивые, но гибкие функциональные системы;2. Неравномерность психического развития:2.1. для каждой психической функции существуют оптимальные сроки (сензитивные периоды:0-1- восприятие, сенсорика;1-3 – непроизвольная память;2-5- речь;Дошкольный возраст – наглядные формы мышления и воображения;Школьный возраст – словесно-логическое мышление.2.1. в норме для каждой психической функции существуют оптимальные сроки развития

Формируются они в определенной последовательности (например, сперва непроизвольное внимание, затем произвольное).3

Пластичность, податливость к воздействиям, что особенно важно в коррекционной работе

Тест «Страхи в домиках»

В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но существуют случаи, когда страхи накапливаются, нарастают и мешают личностному развитию, создают адаптационные, невротические проблемы и др.

В работе А. И. Захарова «Психотерапия неврозов у детей и подростков» в 1982 году были предложены возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и годам).

Из всех страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. У городских современных детей эта норма доходит до 15 страхов. Методика А. И. Захарова проста в применении, но при использовании могут возникнуть некоторые сложности. Например, демонстративные дети на поставленный вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься…? Постоянно отвечают: «Я ничего не боюсь!» Безусловно, физиологические и другие реакции подсказывают психологу о внутреннем проявлении страха у ребенка. Но очень трудно удержаться от субъективности в интерпретации даже опытному профессионалу.

3 стр., 1133 слов

Классификация страхов и тревожности

… течение длительного периода, плохо приспособляемы и не являются специфическими для определенного возраста и уровня развития. Все перечисленные понятия, такие как страх, фобия, тревога и тревожность, являются неотъемлемой частью нормального …

В практике встречаются дети, которые могут при перечислении страхов постоянно твердить о боязни всего. «Я всего боюсь!» — говорят они. И как здесь отследить истинное количество страхов?

Учитывая эти трудности, мы предлагаем использовать методику А. И. Захарова в соединении с тестом «Красный дом — черный дом».

Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком, индивидуально.

После выполнения задания ребёнку предлагается закрыть страшный дом на замок, который он может сам нарисовать, или заштриховать страхи, чтобы они сидели в домике и больше никого не пугали (тем самым психолог несколько успокаивает актуализированные страхи).

Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

Инструкция.

1) страх, когда остаешься дома один;

2) страх нападения, бандитов;

3) страх заболеть, заразиться;

4) страх умереть;

5) страх того, что умрут твои родители;

6) бояться каких-то людей;

7) бояться маму или папу;

8) страх наказания;

9) страх Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

10) страх опоздать в детский сад;

11) страх перед тем, как заснуть;

12) боязнь страшных снов;

13) страх темноты;

14) страх волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15) страх машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16) страх бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17) страх, когда очень высоко (страх высоты);

18) страх, когда очень глубоко (страх глубины);

19) страх находиться в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

20) страх воды;

21) страх огня;

22) страх пожара;

23) страх войны;

24) страх находиться на больших улицах, площадях;

25) бояться врачей (кроме зубных);

26) страх крови (когда идет кровь);

27) страх уколов;

28) страх боли (когда больно);

29) бояться неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет;

30) страх ошибиться, сделать что-то неправильно;

31) страх не успеть.

Общее количество страхов у старших дошкольников с ЗПР и с хроническими соматическими заболеваниями значительно превышает возрастные нормы (среднее число равно 19 страхам, при норме (по Захарову) — 9-14 страхов.)

Слайд 46Важнейшие следствия теорииОчень малое количество с тяжелыми дефектами не имеют потенциальной

возможности для обучения в виде ЗБР. При постановке вопроса об «обучаемости» тяжелого ребенка специалисты должны скорректировать собственно содержание обучения, определив уровень, который ребенок может достигнуть. Минимальный уровень обучения – простейшие навыки социально-бытового самообслуживания.Обучение дефектного ребенка происходит в ограниченной ЗБР, поэтому обязательным компонентом коррекционной работы являются: активизация познавательного интереса; формирование многообразных способов сотрудничества;; обучение умению выполнять аналогичные задания.

Детская клиническая психология

Определение 1

Детская клиническая психология ‒ это направление в медицинской психологии, которое занимается оценкой состояния психики ребенка, разработкой и реализацией плана ее коррекции и программы по реабилитации.

В детском и подростковом возрасте достаточно сложно провести отчетливую границу между болезненными нарушениями и возможными отклонениями в формировании психики, так как психика и личность ребенка еще только формируются. В детской клинической психологии, которая придерживается нозологического принципа диагностики расстройств, срабатывает нормативистский подход к установлению психической патологии и нормы, который состоит в следующем: нормой является то, что отвечает социально обусловленным задачам формирования личности ребенка на каждом этапе развития.

Так же детская клиническая психология формируется на следующих принципах при изучении детей и подростков: сравнительность, комплексность, системный качественный анализ психической деятельности, принцип динамического исследования ребенка. В зависимости от задачи изучения психолог может применять проблемный и/или психодиагностический подходы к изучению.

Клиническая психология располагает следующими методами исследования:

  • беседа с ребенком;
  • наблюдение за особенностями взаимодействия с окружающими;
  • эксперимент, который состоит в направленном использовании ряда методик диагностики, дающих возможность обнаружить отклонения в формировании ребенка или его поведении, дать оценку степени их выраженности;
  • анализ жизни ребенка. Для сбора информации проводятся беседы с родственниками и изучаются медицинские карты.

Эффективность психологического воздействия без дополнительных знаний из смежных сфер невозможна, так как детская клиническая психология находится в тесной связи с другими научными дисциплинами, такими как неврология, педагогика, детская физиология, психиатрия и др.

Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

Сайт: https://niidpo.ruТелефон: 8 (800) 707-52-87, 8 (495) 150-17-11Стоимость: курс проф. переподготовки — 18 600 р.
Промокод promo5 дает 5% скидки на курс!

Курс проф. переподготовки: Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы»

Квалификация: «Учитель-логопед (логопед)». Продолжительность обучения: 620 ч., 24 недели.

В программу входит изучение следующих разделов:

  • Основы специальной психологии и педагогики
  • Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения у детей
  • Развитие речи в норме и недоразвитие речи
  • Основы логопедии
  • Психология лиц с нарушением речи (логопсихология)
  • Нарушения фонационного (внешнего) оформления высказывания
  • Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания
  • Нарушения письменной речи
  • Логопедические технологии коррекции нарушений устной речи
  • Формы логопедической работы с детьми
  • Взаимодействие логопеда и родителей в процессе организации коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи

Кем вы сможете работать после получения доп. образования:

  • В образовательных учреждениях: логопед в детском саду (логопедические группы), на дошкольном логопункте, на школьном логопункте, в специальной коррекционной школе 5 вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи)
  • Частная практика
  • Здравоохранение: в логопедическом кабинете поликлиники, в реабилитационной центре, стационаре
  • Социальная сфера: логопед в интернате, психоневрологическом санатории

Что входит в стоимость программы:

  • Лекции от преподавателей (текстовые и видеолекции)
  • Тестирование после каждой дисциплины
  • 30 практических заданий и кейсов
  • Общение с преподавателями
  • Более 15 видов схем анализа, конспектов, алгоритмов проведения занятий
  • Диплом о профпереподготовке после успешного прохождения итогового тестирования

Направления повышения квалификации для специалистов в области логопедии:

  • Нейропсихологические технологии в диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста (144ч)
  • Запуск речи у неговорящих детей. Специфика организации и проведения логопедической работы (108ч)
  • Логоритмика: коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста (108ч)
  • Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения. Технологии постановки звуков (144ч)
  • Организация процесса и технологии обучения чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста (210ч)
  • Общее недоразвитие речи у детей (ОНР). Содержание работы логопеда (36ч)
  • Афазия. Содержание работы логопеда по восстановлению речевых функций (36ч)
  • Заикание (логоневроз) у детей и подростков. Содержание работы логопеда (36ч)
  • Использование it-технологий в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (36ч)
  • Частная практика логопеда. Организация и содержание работы логопедического кабинета (108ч)
  • Дизартрия у детей и подростков. Направления и содержание работы логопеда (36ч)
  • Ринолалия у детей и подростков. Направления и содержание работы логопеда (36ч)
    и другие программы

Слайд 33Типология отклоняющегося развития Натальи Яковлевны и Михаила Михайловича СемагоI. Недостаточное развитие.

Дефицит произвольной регуляции психической активности и пространственно-временных представлений, которое отражают состояние регуляторного обеспечения психической активности и ментальных структур, определяющих развитие познавательной деятельности. Аффективная организация важна, но для выделения этой группы второстепенна, поскольку влияет не столько на характер развития, сколько на его особенности внутри группы.II. Асинхронное развитие. Специфика сформированности в первую очередь структуры аффективной организации и соответствующих феноменологических проявлений, а также произвольной регуляции. Сформированность пространственно-временных представлений, отражающих состояние ментальных структур носит второстепенный характер.III. Поврежденное развитие. Характерны особенности дальнейшего развития базовых структур психического в условиях последствий органического повреждения.IV. Дефицитарное развитие. Недостаточность анализаторных и опорно-двигательных систем, изначально существующей или возникшей в раннем возрасте и приводящей к специфичной дефицитарности базовых структур.

Метод оценки тревоги

В настоящее время специальные психологи активно используют тесты со стимульным материалом (карточки с изображением) и при оценке тревоги обращаются к тесту Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амена. Однако мало кто знает историю и возможности данного теста, его сильные и слабые стороны.

«Тест тревожности»

Данный тест удобен в использовании и в обработке, но позволяет диагностировать тревогу у старших дошкольников с 5-7 лет с различной патологией (с задержкой психического развития, с хроническими соматическими заболеваниями), только с предварительными техниками, которые выясняют способность ребёнка визуально воспринимать и осознавать эмоцию. А так же существует ряд трудностей, которые необходимо учитывать и устранять при работе с данным тестом:

6 стр., 2526 слов

Хронические заболевания легких у детей: современные аспекты диагностики …

… хронических заболеваний легких у детей разных возрастов. Исследование было основано на статистической выборке. В соответствии с поставленной целью, были определены следующие задачи: Изучить особенности течения хронических заболеваний легких у детей; Установить частоту встречаемости хронических заболеваний …

1. Данный тест выявляет не личную тревожность, а ситуативную тревогу детей.

2. Дети с нарушениями восприятия мимики (реальной и рисуночной) не отражают в тесте тревогу, с ними требуется проводить дополнительное исследование.

3. Дети с высокой личностной тревожностью требуют объяснения причин отсутствия лица на рисунке.

4. Некоторые дети делают выбор, не анализируя ситуацию на картинке, а учитывая пространственное соотношение (какое ближе, чередование и т.д.).

В связи с этими трудностями предлагается применять на практике следующую авторскую модификацию данного теста, состоящую из 2-х частей.

Слайд 2 Термин «детская клиническая психология» появился ближе к середине XX века.

Развитие этой области тесно связано с формированием детской психиатрии и дефектологии. В конце XVIII века были выделены нарушения в связи с сенсорной патологией (слепота, глухота), а к началу XIX века единственной формой патологии у детей считалась умственная отсталость.

Жан-Этьен Доминик Эскироль (1772-1840) – ученик Филиппа Пинеля (также французского психиатра, который ввел понятие «идиотия»), автор одного из первых научных трудов об умственной отсталости: ввел понятие «умтсвенная отсталость»; «идиотия» — не болезнь, а состояние, при котором умственные способности не проявляются или не развиваются в течение жизни; создал симптоматическую классификацию УО, определив в качестве ведущего показателя речевые способности; разграничил врожденное от приобретенного слабоумия;

Слайд 19онтогенез —индивидуальное развитие живого организма от момента зарождения до конца жизнистадия

онтогенеза до рождения – пренатальный онтогенезстадия онтогенеза после рождения – постнатальный онтогенездизонтогенез (аномальное развитие)— отклоняющееся от условно принятой нормы развитие, «болезнь развития»психический онтогенез – формирование основных структур психики индивида преимущественно в детском и подростковом возрасте (до достижения зрелости морфологических систем организма)психический дизонтогенез – нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер психики и различных компонентов внутри этих сфер

Слайд 25Тотальные трудности развития – это психический дизонтогенезВ результате дефекта качественно изменяется

социальная ситуация развития ребенка;Ребенок не может соответствовать социально-психолгическому нормативу;Социально-психологический норматив – это система требований, которые общество предъявляет человеку на каждой ступени его развития;Заключаются в несоответствии большинства показателей психического развития ребенка возрастным нормативам, качественном своеобразии всех сфер его психики;Результатом становится специфичность и неполноценность формирования любой деятельности и недостаточная адекватность поведения;Без специальной коррекционно-развивающей работы адаптация к социуму невозможна.

Институт современных психологических технологий

Институт более 20 лет занимается дополнительным образование в сфере психологии и логопедии и предлагает дистанционную программу переподготовки «Логопедия и детская психология». Программа имеет 2 варианта: для слушателей с любым высшим образованием (554 ак.ч.) и для слушателей, имеющих психологическое или педагогическое образование (452 ак.ч.).

Целью обучения является подготовка специалистов к практической деятельности в рамках логопедии и психологического консультирования детей. Занятия проходят в форме «живых» вебинаров, в конце слушатели сдают междисциплинарный экзамен в режиме онлайн.

По окончании обучения выдается:

  • диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации «Логопед»,
  • удостоверение о повышении квалификации по программе «Интегративная сказкотерапия как метод работы практического психолога» (обучение включает этот авторский курс И. Вачков).

Слайд 37Высшие психические функции -это сложные психические процессы, формирующиеся при жизни, в

ходе обучения и воспитания (высшие формы восприятия, память, мышление, речь). Они имеют рад общих характеристик.У всех ВПФ есть 2 этапа развития:1. Интерпсихологический (=внешний) этап познания через внешнее предметное взаимодействие с другими людьми, предметами, объектами;2. Интрапсихологический (=внутренний) этап осуществления мысленных действий.Сложным механизмом перехода от внешнего внутреннему плану называется интериоризацией. Особое значение имеет промежуточный этап проговаривания, затем свертывания внутрунней речи при выполнении мыслительных действий и операций.В практических и речевых действиях иногда возможен обратный процесс – эстериоризация.

Слайд 52особенности диагностикиМУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ исследования/диагностики (совместная работа психологов, психиатров, нейрофизиологов, нейропсихологов, математиков);МЕТОДЫ КЛИНИЧЕСКОЙ

ПСИХОЛОГИИ в комплексном использовании:психодиагностический, экспериментально-психологический, нейропсихологический и других, метод анализа медицинской документации и методы математической статистики;МЕТОДИКИ — авторские варианты психодиагностических и экспериментально-психологических отечественных и зарубежных методик и их модификации; НОРМАТИВНЫЕ ДАННЫЕ для методик при количественной оценке, учет возрастной специфики и клинических данных испытуемых в широком диапазоне;ПРИОРИТЕТ КАЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА (анализ ошибок, стратегий, отношения к исследованию и т.п.), традиционный для отечественной школы клинической психологии;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «УЗКОЙ» И «ШИРОКОЙ» НАПРАВЛЕННОСТИ каждой методики, учет данных наблюдения, отношения к исследованию (мотив экспертизы), отношения к психологу, специалисту (вопросы комплайенса);МЕТОД ДИНАМИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ за индивидуальным развитием ребенка –оптимальные возможности полноценного прогноза развития ребенка, определения его образовательной и социальной стратегии; ПРОТОКОЛЬНАЯ ЗАПИСЬ обязательна, в том числе необходимо отражать диалог с испытуемым и особенности его поведения, работы с материалом, эмоционального реагирования и т.п.;ЗАКЛЮЧЕНИЕ с квалификацией психического дизонтогенеза/нормального онтогенеза, определением динамики развития, рекомендации по дальнейшему курированию и социальной адаптации ребенка (подростка) как итог диагностики.

Слайд 53Список литературы:1. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания.2. Бехтерев В.М. Проблемы развития и

воспитания человека: Избранные психологические труды.3.   Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства.4.   Дружиловская О.В. Научно-историческое наследие Г.Я. Трошина и его значение для современной специальной психологии и педагогики.5.   Зверева Н.В. Патопсихология эндогенных психозов детского возраста .6.   Зверева Н.В., Горячева Т.Г. Клиническая психология детей и подростков.7.   Зверева Н.В., Казьмина О.Ю. Каримулина Е.Г. Патопсихология детского и юношеского возраста.8.   Зверева Н.В., Рощина И.Ф. Проблемы дизонтогенеза в клинической психологии .10.   Коробейников И.А. Сусанна Яковлевна Рубинштейн: К 100-летию со дня рождения.11.   Лебединская К.С., Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей и подростков. 12.   Специальная психология / под. ред. В.И. Лубовский. 14.   Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. – М.: «Флинта», НОУ ВПО «МПСИ», 2010.15.   Основы специальной психологии под ред. Л.В. Кузнецовой.17.   Рубина Л.П., Фесенко Ю.А. Самуил Семенович Мнухин Медицинская психология в России.18.   Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования. 19.   Симсон Т.П., Модель М.М., Гальперин Л.И. Психоневрология детского возраста. 20.   Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: Питер, 1999, 2004.21.   Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. !!! Зверева Н.В., Горячева Т.Г. Детская клиническая психология: история и современное состояние

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: