Что называют речевой деятельностью
Речевая деятельность — это основной и многофункциональный способ коммуникации людей, представляющий собой процесс целенаправленного взаимодействия, обусловленного конкретной ситуацией и опосредованного языком. Это процесс превращения мысли в слово, то есть её, своего рода, материализации.
Именно благодаря речи происходит передача общественного социального опыта человечества от предыдущих поколений последующим. Овладевая речью и применяя её на практике, человек получает информацию о том общественно-историческом опыте, который был накоплен его предками за весь период существования и развития цивилизации.
Кроме этого речевая деятельность:
- является важнейшим средством постижения человеком окружающего мира. Она выступает и как способ познания, и как его условие;
- играет огромную роль в интеллектуальной деятельности человека, прямо или косвенно участвуя в формировании и развитии остальных высших психических функций;
- являясь основной высшей психической функцией, организует и связывает все психические процессы.
Чтение
Чтение – это восприятие текстов, написанных от руки или напечатанных. Это основная форма получения информации в ряде случаев. Например, значительная часть учебной информации воспринимается именно в процессе чтения.
Обычно именно таким образом мы знакомимся с произведениями художественной литературы.
Качественное чтение требует владения некоторыми компетенциями. Например, необходимо уметь вычленять главную информацию.
Обычно выделяют три вида чтения:
- ознакомительное;
- поисковое;
- изучающее.
В первом случае читающий стремится получить общую информацию о содержании текста.
Во втором – просматривает текст с целью найти интересующую информацию, которая часто не является основным содержание текста.
Изучающее чтение предполагает скрупулезное восприятие всех вопросов, поднятых в тексте со стопроцентным усвоением материала.
Небрежное, невнимательное чтение, конечно, бывает, но не является одним из видов чтения, так как оно не приводит к выполнению коммуникативной задачи – восприятию текста.
Найдено научных статей по теме — 15
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Забусова Е.И., Лазарева А.Ю., Колодченко В.В.
Речевая деятельность осуществляется в течение всей жизни человека. Она объединяет людей. Общение невозможно представить, не осуществить вне речевой деятельности
Текстовая деятельность vs речевая деятельность
Карих Татьяна Владимировна
Описана проблема сходств и различий между речевой и текстовой деятельностью
Особое внимание обращено на диалог, контакт и сотрудничество в процессе межкультурной коммуникации.
Детское речевое развитие в деятельности стихосложения
Грехова Ирина Петровна
В статье рассматривается одна из важнейших проблем психологии развития проблема развития речи как одной из высших психических функций.
Речевая деятельность и системно-деятельностный подход
Сычёв Роман Владимирович
Обосновывается необходимость преодоления классического понимания системы и деятельности, рассматривается проблема методологического отрыва человека от его собственной деятельности, предлагаются возможные пути преодоления такого ра
Развитие речевой деятельности детей с нарушениями речи
Сунагатуллина И.И.
Целью статьи является привлечь внимание учителей начальных классов к нарушениям устной и письменной речи у младших школьников, раскрыть влияние этих нарушений на успеваемость, в первую очередь по родному языку, и организовать их у
Методы, приёмы и принципы обучения речевой деятельности
Негматова М.М.
В статье автор рассматривает одну из самых актуальных проблем современной лингводидактики методы и приёмы совершенствования речевой деятельности учащихся.
Обучение видам речевой деятельности в национальной школе
Магомед-Касумов Грозбек Магомедрасулович
Статья посвящена обучению нерусских учащихся различным видам речевой деятельности, между которыми существует неразрывная связь: умения говорить и слушать представляют устную форму речи, а читать и писать письменную.
Нейропсихологический подход к анализу речевой деятельности
Карпенко Диана Алексеевна
В статье автором предпринята попытка анализа строения и развития речевой деятельности с позиции различных психологических подходов и взглядов видных ученых-психологов.
УЧЁТ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Исроилова Ёкутой Баходыровна
в статье показана роль информационно-коммуникационных технологий. Раскрыт учёт когнитивных процессов в речевой деятельности студентов, изучающих английский язык.
Взаимосвязь видов речевой деятельности при обучении слушанию
Паклина А.В.
В статье анализируется проблема обучения дошкольников слушанию, выделены особенности слушания как вида речевой и учебной деятельностиThe article analyzes the problem of teaching listening to pre-school children.
О ресурсе речевой коммуникации в педагогической деятельности
Ворожцова Ирина Борисовна
В статье рассматриваются проблемы речевой коммуникации как одного из основных аспектов деятельности педагога.
Проявление типа характера человека в его речевой деятельности
Валиулина В. Р., Чеботарева Е. Ю.
В статье анализируется связь между типом характера человека и особенностями его письменной речевой деятельности, а также описываются речевые проявления основных типов характера.
Взаимосвязанное обучение нескольким видам речевой деятельности
Соболева Инесса Николаевна
Даются рекомендации о необходимости учета темперамента студентов при работе над иностранным языком и целесообразности обучения студентов технических вузов разговорному языку. Библиогр. 2 назв.
Дидактическая игра как технология развития речевой деятельности
Валеева Р. З.
The article deals with the problem of language education of correspondent students. The author represents the theoretical positions of bilingualism in Russian and foreign pedagogics.
Сочетание видов речевой деятельности в концепции А. Г. Баранова
Никитина Екатерина Евгеньевна
В статье представлены факты из биографии крупного специалиста в области методики обучения чтению Алексея Григорьевича Баранова, которые оказали существенное влияние на формирование его взглядов как исследователя.
Типы и формы речи
Вслед за А. Р. Лурия можно выделить, по крайней мере, четыре психологически различных типа языка. Это, во-первых, аффективная речь. «Аффективная речь» относится к восклицаниям, междометиям или привычным высказываниям: да — да — да; да, конечно; черт возьми! На самом деле, в основе этих форм речи вообще нет никакой идеи, они выражают не мысль, а привычные внутренние аффективные состояния и отношение к ситуации. В этих элементарных формах высказывания часто используется интонация…». Аффективная речь может сохраняться у афазиков при нарушении других форм речи.
Вторая форма — устная, диалогическая речь. В нем «первоначальным предшественником или стимулом к речи является вопрос одного собеседника; из него (а не из внутренней идеи) исходит ответ второго собеседника». Это, кстати, порождает возможность наложения реплик — один собеседник еще не закончил говорить, а другой уже начал и перебивает первого. Этот тип речи по некоторым признакам очень похож на так называемый синхронный перевод.
Принцип организации диалогической речи несколько отличается от принципа организации развернутых, монологических форм речи. С самого начала в нем задействован фактор, вызывающий нарушение нормального грамматического порождения — фактор контекста (ситуации), о котором мы упоминали ранее. Анализируя различия в грамматической структуре диалогической речи, мы видим, что этот фактор в некотором смысле первичен по отношению к механизму грамматического порождения, видимо, этот фактор учитывается на этапе «зачатия», что соответствует некоторым данным, полученным современными американскими психолингвистами.
Следующий тип речи — монологическая речь, наиболее типичная, о которой психолингвисты (и лингвисты тоже) говорят 99% времени, забывая о существовании других типов устной речи. Наконец, четвертый тип — письменная монологическая речь. Он также имеет свои психологические особенности, поскольку, во-первых, максимально адиалогичен (собеседник в этом случае обычно совершенно не знаком с темой высказывания и почти произвольно отделен от пишущего в пространстве и времени); во-вторых, максимально осознан и допускает определенную работу над высказыванием, постепенное нахождение подходящей формы выражения.
Если мы называем аффективную речь, диалогическую речь и т.д
типами речи, то второй по важности классификацией является классификация типов речи по функциям. Таким образом, ученые выделяют следующие адиалогические (т.е
не обязательно реализуемые в каждом речевом акте) функции языка или речи: эстетическая, этическая (выражение определенного отношения к собеседнику), магико-мифическая и логико-алфическая (выражение мировоззрения). Р. Якобсон выделяет следующие функции в соответствии с шестью компонентами речевого акта (отправитель, адресат, контекст, код, контакт, сообщение): эмотивная (выражение чувств и воли говорящего), конативная (ориентация на модальность речи), референциальная (обозначение объектов внешнего мира), металингвистическая, фатическая (установление контакта) и поэтическая. Однако эти и другие классификации имеют прежде всего чисто лингвистическое значение, позволяя охарактеризовать с функциональной стороны типы языка, различающиеся по своей формальной организации. Только некоторые элементы этих классификаций связаны с психологическими свойствами высказывания. В частности, психологической спецификой обладают поэтическая речь (приведенная еще Д. Н. Овсянико-Куликовским в конце XIX века), магическая речь и, прежде всего, речь, соответствующая метаязыковой функции языка. Гораздо более существенным с психологической стороны является деление, сделанное К. Бюлером, на симплектическую и симфизическую речь (Male и Marks). Симплектическая речь — это речь, которая встроена в неязыковую ситуацию; симфизическая речь — это речь, которая функционирует как обозначение вещи.
Структура нарушений произношения
Речь — это язык в действии. Нарушения произношения — это отклонение речи говорящего от принятой нормы речи в данной речевой среде. Механизм речевых нарушений относится к природе отклонений в функционировании процессов и операций, вызывающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Инвалидностью речи считаются только те отклонения от языковой нормы, которые характеризуются некоторыми особенностями:
- они не совпадают с возрастом говорящего. По мнению Р.Е. Левиной, речевые нарушения следует отличать от возрастных особенностей речевого развития. Таким образом, до определенного возраста, неправильное произношение звуков, ограниченный словарный запас, неформулированные предложения представляют собой явление, сопровождающее нормальное овладение речевой функцией (физиологическое явление). Его нельзя смешивать с патологическими нарушениями в развитии речи. Человек не учится читать и писать, орфографии, овладевает письменностью вообще, сразу и не без трудностей и ошибок. Однако эти трудности следует отличать от аномального течения речи и развития письменности, которые требуют специальной логопедической терапии. Поэтому особую сложность в использовании языка можно считать языковым дефицитом только в том случае, если учитываются возрастные нормы. Однако для различных языковых процессов возрастная граница может не совпадать, что зависит от возраста, в котором языковое образование заканчивается нормальным развитием.
- языковые расстройства не включают в себя особенности иностранного языка, национального языка говорящего или особенности диалектной нормы.
- не являются проявлением языковой нормы социальной среды или выражением незнания языка.
- речевые нарушения постоянны, часто влияют на умственное развитие ребенка и формирование письменности, не исчезают сами по себе или в результате общепедагогических воздействий на речь ребенка, что требует специальной логопедической работы.
Речные расстройства могут проявляться как один или несколько симптомов нарушения различных аспектов речи. При различных речевых расстройствах в картине их проявления могут присутствовать различные симптомы и их различные комбинации, знание которых позволяет определить структуру речевого расстройства.
Презентация о структуре речевого расстройства невозможна без учета разработанной Л.С. Выготским теории о сложной структуре аномального развития ребенка с расстройством. Согласно этой теории, наличие дефекта любого анализатора или органа не приводит к потере функции, а приводит к ряду отклонений, в результате чего складывается общая картина своеобразного нетипичного развития. Сложность структуры речевого расстройства, как и других видов нарушений развития, заключается в наличии первичного дефекта и вторичных нарушений. С учетом доктрины Л.С. Выготского под первичной симптоматикой понимаются расстройства, которые возникают непосредственно в связи с биологической природой заболевания (детский церебральный паралич, врожденные или приобретенные патологии артикуляторного аппарата, органические поражения коры головного мозга и т.д.). Вторичные нарушения возникают косвенно под влиянием первичного дефекта в процессе роста и развития ребенка.
Появление речевых расстройств во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов
Для успешного проведения логопедического вмешательства и коррекции речевых нарушений в каждом отдельном случае важно определить этиологию, механизмы и симптоматику нарушения, выявить опережающие нарушения, что позволяет оценить взаимосвязь первичной и вторичной симптоматики в структуре нарушения
Структура речевого общения
В речевом общении есть три стороны: интерактивная, коммуникативная, перспективная. Коммуникация единица взаимного обмена информацией и воздействия собеседников друг на друга с учетом отношений между ними, все это приводит не только к движению информации, но и к уточнению и обогащению знаний, которыми обмениваются люди Средствами общения могут быть различные знаковые системы. Одним из самых древних способов является язык.
По характеру отношений между участниками различают межличностную, групповую, массовую коммуникацию; по средствам — вербальную, паралингвистическую, материально-знаковую. Межличностные отношения — это взаимная готовность партнеров по общению к определенному типу взаимодействия и общения. Готовность сопровождается эмоциональным переживанием и реализуется в поведении участников общения, и тогда устанавливаются отношения определенного типа: дружеские, напряженные. «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже наши поступки, — писал М.Д. Ушинский, — не выражает так ясно и верно нас самих и наших отношений к миру, как наши чувства; в них слышится характер не одной мысли, а всего содержания нашей души и ее устройства». Мы можем ошибаться в своих мыслях, но наши чувства скажут нам, какие мы есть: не те, какими мы хотели бы быть, а те, какие мы есть на самом деле!
Совокупность индивидуальных характеристик речевого и невербального поведения, влияющих на особенности общения — стиль общения. Существуют различные стили общения:
- Коммуникация — Ликвидация.
- Общение — флирт.
- Общение с четко определенной дистанцией.
- Общение дружелюбного отношения
- Общение — общая страсть к познавательной деятельности.
Восприятие, понимание и оценка человека — это перцептивный компонент вербальной коммуникации. Узнав других людей, можно лучше оценить перспективы совместной деятельности с ними. Эффективность общения зависит от того, насколько человек представляет себе реальные условия общения и в соответствии с ними определяет или корректирует свое речевое поведение. Как правило, человек делает это интуитивно, не задумываясь. Для того чтобы общение состоялось, собеседникам необходим канал связи — это органы речи и слуха, то есть слуховой канал, форма и содержание письма воспринимается через визуальный канал.
Стратегия речевого общения включает в себя всю сферу построения коммуникативного процесса, когда целью является достижение каких-то долгосрочных результатов. Стратегия речевого общения включает в себя ориентацию в ситуации общения, планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личности коммуникантов, а также реализацию планов, т.е. ведение разговора.
Эффективность речевой коммуникации заключается в достижении адекватного смыслового восприятия и интерпретации передаваемого сообщения.
Условиями, способствующими эффективному объему информации, являются потребность в общении, настроенность на мир собеседника, способность слушателя проникнуть в намерение, знание норм речевого этикета
Очень важно знать положительный коммуникативный климат, который помогает установить контакт и отношения в процессе общения. В процессе речевого взаимодействия недостаточно просто знать язык
Собеседники должны придерживаться определенных правил ведения беседы. Принципы речевого общения включают:
- Принцип согласованности — семантическое соответствие ответа, то есть ожидание ссылки соответствующего типа;
- Принцип предпочтительной структуры — специфика речевых фрагментов с утвердительными или отрицательными ответными репликами;
- Принцип вежливости состоит из набора максим: максимы такта, максимы великодушия и согласия, максимы согласия. Критерий правдивости и критерий искренности признаны важными критериями при составлении коммуникативного кода.
Сущность речевой деятельности как вида деятельности
Я хотел бы обсудить концепцию деятельности в целом, как она представлена в работах школы Л.С. Выготского. Деятельность здесь определяется как «сложная совокупность процессов, связанных общей направленностью на достижение определенного результата, который одновременно является объективным мотивом определенной деятельности, т.е. тем, что конкретизирует определенную потребность субъекта». Из этого определения становится понятным целерациональный характер деятельности: она предполагает наличие определенной цели (это результат успешного акта деятельности) и мотива, определяющего определение и достижение этой цели. От соотношения мотива и цели нам придется отказаться позже, когда мы будем говорить о понятии смысла.
Второй отличительной чертой деятельности является ее структурированность, ее особая внутренняя организация. Это проявляется, во-первых, в том, что акт деятельности состоит из отдельных актов («относительно самостоятельных процессов, подчиненных сознательной цели»). Одни и те же действия могут содержаться в разных видах деятельности, и наоборот — один и тот же результат может быть достигнут разными действиями. Это, кстати, подтверждается «метрической» природой человеческого действия (Н.А. Бернштейн), которая позволяет использовать различные способы достижения поставленной цели и в ходе реализации намеченного плана менять эти способы в соответствии с изменившейся ситуацией.
Языковая деятельность — один из самых сложных видов деятельности по всем своим параметрам.
Прежде всего, в его организации. Прежде всего, речевая деятельность очень редко является самостоятельным законченным актом деятельности: обычно она включается как часть деятельности более высокого уровня. Например, типичное речевое высказывание — это высказывание, которое тем или иным образом регулирует поведение другого человека. Однако это означает, что деятельность не может считаться завершенной до тех пор, пока такое регулирование не будет успешным. Например, я прошу соседа по столу передать мне кусок хлеба. Акт деятельности, рассматриваемый как единое целое, не является завершенным: Цель не достигнута, пока сосед не передаст мне хлеб. Поэтому, говоря о речевой деятельности, мы не совсем правы: нас интересует не весь акт речевой деятельности, который мы рассмотрим далее, а лишь совокупность речевых актов, промежуточная цель которых подчинена цели деятельности как таковой. Речевая деятельность изучается различными науками. Речевая деятельность — это объект, изучаемый лингвистикой и другими науками: Язык — это специфический объект лингвистики, который реально существует как компонент объекта (речевой деятельности) и моделируется лингвистами как особая система для определенных теоретических или практических целей.
Языковая культура развивает навыки отбора и использования языковых средств в процессе речевого общения, способствует формированию сознательного отношения к их использованию в языковой практике в соответствии с коммуникативными задачами.
Быть современным и в области устной речи — значит отталкиваться от норм, принятых в настоящем, и те, кто хочет влиять на других через свою речь, не могут позволить себе нестандартные элементы. Знание норм — необходимое условие для грамотной и выразительной речи, для свободного и интересного общения.
«Для полноценного общения, — пишет А.А. Леонтьев, — человек должен обладать рядом навыков. Он должен быстро и правильно ориентироваться в условиях общения; уметь правильно планировать свою речь, правильно выбирать содержание акта общения, находить подходящие средства для передачи этого содержания, уметь давать обратную связь. Если любое из звеньев акта коммуникации прервано, он не является эффективным.
Что будет с человеком без речевой деятельности?
Поскольку речевая деятельность при кажущейся простоте явления представляет собой симбиоз сложнейших психических процессов, в которых она является и субъектом и объектом воздействия, то становление всесторонне развитой человеческой личности без неё не представляется возможным.
В связи с тем, что речь непосредственно влияет на сложные мыслительные процессы (речевое мышление), она служит опорой для формирования у человека культурных принципов, а также привития ему социальных и нравственных норм, присущих конкретному обществу. Как правило, все эти понятия имеют абстрактную форму и передаются исключительно на основе речевой деятельности.
Далее, поскольку речевая деятельность человека это полностью социальное явление, то при её отсутствии все процессы социализации и адаптации последнего будут очень затруднительны. Любая человеческая деятельность прямо или косвенно пронизана речью, поэтому обучение, передача накопленного опыта, разъяснение причинно-следственных связей – это всё будет требовать речевого сопровождения, её восприятия и воспроизведения.
Коммуникативная сторона человеческой жизни при отсутствии речевой деятельности также будет существенно ограничена, так как всё межличностное общение сведётся к примитивным формам взаимодействия.
Следовательно, без речевой деятельности существование человека нельзя назвать ни комфортным, ни полноценным. Это будет одинокое примитивное существо, по своему развитию недалеко ушедшее от животного мира, не имеющее полноценного общения, интеллектуального развития, образования и неспособное к получению сложных профессиональных навыков.
Факторы, влияющие на процесс овладения грамотностью.
Если в начале периода обучения грамоте упущен благоприятный момент для предотвращения трудностей и нарушений в чтении и письме, то в конце периода обучения грамоте необходимо признать их существование, и, как показывает практика, на устранение этих первичных и вторичных нарушений уходит много месяцев. Если мы не обеспечим детям низкую грамотность, необходимые условия для успешного старта в школе, важнейшим из которых считается создание специальной программы обучения, то мы неизбежно обрекаем этих детей на дальнейшую неуспеваемость в школе, на развитие вторичных личностных изменений.
Условно все факторы, влияющие на процесс распространения грамотности, можно разделить на психологические и физиологические. Психологические факторы включают в себя такие причины, как пренебрежительное отношение к образованию, неблагоприятная языковая среда и т.д. Физиологические факторы в большей степени влияют на процесс обучения чтению и письму. Например, такой фактор, как аналитические расстройства, значительно усложняет процесс обучения грамоте, но из всех физиологических нарушений, слуховые и речевые расстройства оказывают особое влияние на обучение ребенка грамоте. Известно, что нарушения слуха приводят к нарушениям произношения речи, следовательно, речевые нарушения приводят к нарушению процесса овладения грамотой.
Исследователи обнаружили четкую связь между языковыми нарушениями и отклонениями в овладении ребенком письмом. Суть этой связи заключается в том, что успешное овладение письменностью во многом зависит от качества курса предыдущего развития языка, подготовленного им. Еще до поступления в школу, в период овладения устным языком, ребенок формирует практические обобщения о звуковом и морфологическом строении слов, которые в дальнейшем способствуют их изучению при переходе к чтению и правописанию. Таким образом, нарушения в формировании устного языка приводят к дефициту мастерства письма. Незавершенность развития языка, нарушающая правильное взаимодействие его фонетической и лексико-грамматической составляющих, приводит к аномальному ходу процесса овладения письменностью.
Процесс приобретения навыков чтения и письма представляет собой сложный психофизический процесс, который определяется наличием у ребенка некоторых особых способностей. Нарушение процесса овладения чтением и письмом может быть вызвано различными факторами, но особое влияние оказывают нарушения произносящей стороны речи, поэтому для успешной коррекции нарушений процесса овладения чтением и письмом необходимо избавиться или свести к минимуму все нарушения произносящей стороны речи.
Письмо
Это процесс создания собственного письменного текста.
Таким образом создаются тексты разных функциональных стилей, в том числе разговорного.
Приведем примеры жанров, существующих в рамках этого вида речевой деятельности.
Разговорный стиль:
- дружеское письмо;
- записка.
Научный стиль:
- диссертация;
- энциклопедическая статья.
Официально-деловой стиль:
- заявление;
- акт приемки товара.
Публицистический стиль:
- очерк;
- полемическая статья.
Стиль художественной литературы:
- поэма;
- сказ.
Письменная речь характеризуется продуманностью и четкостью формулировок, а также смысловой и стилистической цельностью и композиционной организованностью.
Что мы узнали?
Выделяют четыре вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Два первых предполагают использование устной речи, два последних – письменной. Устной речи свойственны спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис. Письменной – продуманность и стилистическое единство. Существует три вида чтения: поисковое, ознакомительное, изучающее. В письменной речи тексты создаются в большом разнообразии стилей и жанров.
-
/10
Вопрос 1 из 10