Клинико–педагогическая классификация
Клинико-педагогическая классификация опирается на медицинский аспект нарушения, и на основе психолого-лингвистических критериев выделяет две группы нарушений: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.
Виды нарушений устной речи
Нарушения внешнего высказывания
- Дисфония (афония) — отсутствие голоса или расстройство речи вследствие патологических изменений голосового аппарата: голос либо совсем отсутствует (афония), либо происходят различные изменения и нарушения в силе и тембре, выражающееся в охриплости, слабости голоса, гнусавости.
- Брадилалия — патологически медленный темп речи вследствие поражения головного мозга. При брадилалии речь сильно замедляется, становится нечеткой, теряется способность издавать расчлененные звуки, растягиваются гласные.
- Тахилалия — патологически быстрый темп речи (около 20–30 звуков в секунду, это примерно в два раза выше нормального темпа речи), часто сопровождающийся повторением или пропуском слов, незамеченным говорящим. При тахилалии фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи не нарушаются.
- Заикание — нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата и характеризующееся частым повторением или удлинением звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающее её ритмическое течение.
- Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата, которое проявляется в заменах, искажениях и смешениях звуков родной речи. Это происходит по нескольким причинам: из-за несформированности правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении тех или иных звуков, из-за неправильного усвоения артикуляционных позиций, из-за дефектов самого артикуляционного аппарата.
- Ринолалия (гнусавость) — нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата: струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. При ринолалии речь ребенка становится монотонной, невнятной, гнусавой, нарушается произнесение все без исключения звуков родной речи.
- Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи вследствии поражения центральной нервной системы. Чаще всего дизартрия связана с ранним детским церебральным параличом, но может возникнуть у ребёнка в любом возрасте из-за перенесенных им инфекций мозга.
Нарушения внутреннего оформления высказывания
- Алалия — полное отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии чаще всего являются органические повреждения речевых зон головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесённые ребёнком в доречевом периоде развития. Тяжелые степени алалии выражаются у детей в полном отсутствии речи или в наличии лепетных отрывков слов, в лёгких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченным словарным запасом, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.
- Афазия — речевое расстройство (утрата) уже сформировавшейся речи. Причинами афазии у ребёнка могут быть перенесённые черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания нервной системы.
Виды нарушений письменной речи
- Дисграфия — нарушение письма, не связанное ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма: искажение и замена букв, искажение звукослоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении. Тяжёлая форма дисграфии называется аграфией и проявляется в полной неспособности к овладению письму.
- Дислексия — нарушение речи, вызванное поражением центральной нервной системы, при котором у ребёнка нарушается сам процесс чтения: он не может правильно опознать буквы, в результате чего неверно их воспроизводит и нарушает слоговой состав слов. Из-за этого у малыша искажается весь смысл прочитанного. Крайняя форма дислексии — алексия, неспособность к чтению.
Проявления моторной алалии
Моторная алалия у ребенка
Моторная алалия у детей
Патология появляется из-за недоразвития области Брока. Такое название получила часть коры головного мозга, отвечающая за воспроизведение речи. При этой форме заболевания у ребенка наблюдается слабое развитие моторики.
Явление выражается в следующем:
У ребенка нарушена артикуляция. Пациент с трудом произносит согласные звуки путем работы языка, губ и зубов, также опускания нужного количества воздуха.
Пациент не может выполнять действия, которые связаны с манипуляциями с мелкими предметами. Так, у таких детей наблюдается проблема с зашнуровыванием ботинок или застегиванием пуговиц на одежде. Всё это приводит к тому, что человек, страдающий патологией, не может самостоятельно себя обслуживать.
Присутствует проблема и с совершением других движений. Пациент не может сохранять равновесие, когда двигается по бревну или прыгает на одной ноге
Такой ребёнок не ощущает ритм во время танца.
Наблюдается проблема с концентрацией и вниманием. Ребёнку трудно на чём-либо сосредоточиться
Он не может понять грамматических особенностей языка. Пациент путает единственное число с множественным. Он не различает падежи и неправильно произносит окончания слов. Словарный запас ребенка очень ограничен.
В случае развития этой разновидности заболевания, ребёнок хорошо понимает речь, обращенную к нему. Однако пациентам трудно запомнить нужную последовательность звуков и воспроизвести их. В зависимости от сложности патологии, ребенок может не разговаривать до 5-10 лет. Если лечение отсутствует, болезнь может прогрессировать.
Речь младенцев с алалией первой ступени совершенно непонятна обычному слушателю, например, «ба» означает, что чашка упала. Чтобы понять высказывания ребенка, необходимо учитывать конкретную ситуацию, его жесты и мимику. Часто дети с этой патологией не могут выразить свои чувства с помощью слов, чтобы указать, что ему нужно.
Второй этап развития речи характеризуется появлением способности выражать в более понятной для окружающей среды форме некоторые наблюдения, например, «татья кутил сяк», что означает: «папа купил мяч».
Дети с третьей стадией развития речи используют более подробные фразы, содержащие лексические и грамматические ошибки. Особенностью этой формы алалии является понимание детьми речи, обращенной к ним. Они могут выбрать желаемую картинку с объектом или живым существом, которую родитель просит показать. Больные дети понимают только лексическое значение слова и не способны воспринимать их окончания, предлоги и приставки.
В связи с адекватным реагированием детей на призывы взрослых, выполнением простых инструкций существует опасность пропустить и запустить заболевание. Ведь родители считают, что когда их ребенок все понимает, но не говорит, то ему просто лень.
Диагностика двигательной формы алалии основана на работе с ребенком при выявлении его речевого потенциала. С целью уточнения и дополнения диагноза применяют электроэнцефалограмму. Исследования слуховых и интеллектуальных способностей ребенка также проводятся.
Моторная алалия у детей, ее прогноз зависит от своевременности постановки диагноза, степени тяжести болезни
Коррекция алалии направлена, прежде всего, на развитие механизмов речевой деятельности, создание речевой базы у ребенка, которая в дальнейшем позволит спонтанно развиваться и формировать речь. На всех этапах коррекции значительное внимание следует уделять формированию у ребенка знаний об окружающей среде в соответствии с его возрастом
Диагностика моторной алалии
Для диагностики моторной алалии применяется комплексный подход и работу с ребенком проводят педиатры, логопеды и психологи. Диагноз может ставиться в возрасте 4-5 лет.
Для выявления причин нарушений назначается консультация детского невролога и отоларинголога. Специалисты собирают данные об особенностях протекания гестации и родов, истории раннего развития малыша и перенесенных заболеваниях. Пациенту может назначаться выполнение ЭЭГ, отоакустической эмиссии (ОАЭ) и аудиограммы, УЗИ церебральных сосудов, МРТ головного мозга.
Консультация логопеда помогает оценивать степень речевого развития и выявлять присутствующие нарушения. Специалист применяет для диагностики тесты, помогающие определять величину словарного запаса, фонетико-фонематические процессы и грамматический строй. Логопед исследует артикуляционный праксис и переключения, правильность движений языка и губ.
При общении с психологом оценивается когнитивная и эмоционально-волевая составляющая. Обследование выполняется в форме игры, во время которой специалист может анализировать поведение ребенка.
Лечение алалии
Лечение алалии является сложным процессом, требующим индивидуального подхода и высокой квалификации специалистов.
-
Оценка и планирование лечения.
Первоначальная оценка состояния пациента является ключевым этапом в начале лечения. Врач, специализирующийся на алалии, проводит тщательный анализ клинических данных, результатов тестирования и консультаций с другими специалистами. На основе этих данных разрабатывается индивидуальный план лечения. -
Медикаментозная терапия.
В определенных случаях могут использоваться медикаментозные методы лечения для улучшения речевых функций. Применение препаратов, направленных на улучшение нейромоторных навыков и снижение психологического стресса, может быть частью комплексного подхода. -
Логопедическая терапия.
Логопедическая терапия является основным компонентом лечения алалии. Логопед работает с пациентом, направляя его на развитие и улучшение артикуляции, грамматики, лексики и связной речи. Индивидуальные занятия могут включать в себя упражнения на артикуляцию, работу со словарем и синтаксисом. -
Психотерапия.
Учитывая, что алалия может сопровождаться эмоциональными трудностями и стрессом, психотерапевтическое вмешательство может быть весьма полезным. Психотерапевт помогает пациенту справляться с психологическими аспектами болезни, улучшая его самооценку и уверенность. -
Групповые занятия и семейная терапия.
Участие в групповых занятиях с другими людьми, сталкивающимися с алалией, может способствовать обмену опытом и взаимопониманию. Семейная терапия важна, чтобы вовлечь близких пациента в процесс поддержки и помощи. -
Технические средства и компьютерные программы.
Современные технологии предоставляют разнообразные средства для улучшения речевых навыков. Компьютерные программы и устройства могут быть использованы для тренировки произношения, расширения словарного запаса и улучшения связной речи. -
Индивидуальные уроки по артикуляционной гимнастике.
Артикуляционная гимнастика — это эффективный метод улучшения моторики речевых органов. Индивидуальные занятия с инструктором по артикуляционной гимнастике направлены на тренировку мышц, участвующих в произношении звуков и слов. -
Электронные устройства для речи.
Для тех, кто сталкивается с трудностями в общении, могут быть использованы электронные устройства для речи. Это включает в себя генераторы речи и приложения, которые помогают пациентам выражать свои мысли с помощью технологии. -
Арт-терапия и музыкальная терапия.
Арт-терапия и музыкальная терапия могут быть включены в лечение для стимуляции творческого выражения и развития координации движений, что также может положительно влиять на речевые навыки. - Этапы лечения в зависимости от стадии заболевания.
- Ранняя стадия. На этапе раннего обнаружения акцент делается на стимуляции речевого развития через игровые методики и логопедические занятия.
- Прогредиентная стадия. Сложные техники логопедии, психотерапевтическое вмешательство и семейная поддержка становятся основой лечения.
- Поздняя стадия. Этап позднего лечения фокусируется на использовании технических средств, индивидуальных методах и адаптации для повседневной жизни.
Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных
+7 (495)
121-48-31
Классификация алалии
Этиология моторной алалии
Причины моторной алалии — это органические очаговые повреждения отвечающих за моторику центров головного мозга экзогенного генеза. Данные структуры мозга очень уязвимы на ранних стадиях онтогенеза и различные негативные влияния провоцируют их поражение. В дальнейшем у ребенка развиваются нарушения речевых и неречевых процессов.
Вызывать повреждения моторных центров могут различные факторы, воздействие которых может наблюдаться в разные периоды:
- пренатальные (на протяжении беременности): вирусные инфекции (токсоплазмоз, цитомегаловирус, краснуха и др.), сахарный диабет, тяжелое течение токсикоза, психоэмоциональные и физические травмы на фоне гестации, курение или злоупотребление спиртным и наркотиками, влияние ионизирующего излучения, прием некоторых препаратов, резус-конфликт, гипоксия плода и др.;
- интранатальные (во время родов): асфиксия новорожденного, внутричерепные травмы, обвитие пуповиной, применение акушерских щипцов, преждевременное отхождение вод, стремительные роды, медикаментозная стимуляция родовой деятельности, осложнения во время кесарева сечения;
- ранние постнатальные (после рождения): перенесенные до 1 года ЧМТ, новообразования в зоне Брока, менингиты, энцефалиты, частые инфекции, гипотрофия, рахит.
Публикация «Опыт работы „Особенности работы с детьми с моторной алалией“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Коррекционная работа при моторной алалии отличается от работы при дизартрии. Дети, страдающие моторной алалией, имеют достаточные произносительные возможности / в отличие, от дизартрии/, но они не способны ими пользоваться. Им трудно запомнить артикуляционное движение и переключаемость движений. Поэтому, замены звуков у детей с моторной алалией носят непостоянный характер. Например: звук “П” могут заменять то на “Б“, то на “ Т”, на любой другой звук. В отличие от алалии, замены звуков при дизартрии, носят постоянный характер. При моторной алалии ребенок не может найти правильную последовательность звуков в слове. Поэтому, если при дизартрии работы над простыми согласными, как правило, хватает на фронтальных занятиях по звуковой культуре речи, то при моторной алалии – это требует тщательной индивидуальной работы. Если ребенок поступил с заключением: ОНР 1 уровня, моторная алалия, то есть его речь состоит из отдельных звуков, слогов, слов – практически, неговорящий ребенок, то работу я веду следующим образом.
1. Уточняю артикуляцию гласных звуков: А, У, И, О, Э, Ы.
2. Тщательно отрабатываю артикуляционный уклад звуков в последовательности: М, Б, П, В, Ф, Д, Т, Н, Г, К, Х. Вырабатываю зрительную, слуховую память на звук:
— c помощью зрительной опоры: “Послушай. Посмотри. Запомни. ”
— без зрительной опоры: “Послушай. Почувствуй. Запомни. ”
Вырабатываю быструю переключаемость артикуляционного аппарата с одного звука на другой.
— Важно, постоянно повторять уже пройденные звуки. — Дифференцирую звуки между собой
— Дифференцирую звуки между собой.
3. Соединяю простые согласные звуки с гласными. Отработанный звук + гласный. В дальнейшем добавляю другие пройденные звуки. Соединяю их в слова. Например: ДОМ. БУМ. Соединяю слова в короткие предложения. Ввожу предлоги.
4. Параллельно работаю над сложными звуками /С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Л, ЛЬ, Р, РЬ/. Ввожу отработанные звуки в слова со звуками, которые уже сформированы у ребенка. Если необходимо, веду работу над постановкой йотированных гласных.
5. Постепенно пассивный словарь переходит в активный.
6. Важный момент: проговаривая слова, все время отхлопываем, отстукиваем слоги. При словоизменении голосом выделяем окончания.
7. Нарабатываю глагольный словарь и прилагательные.
8. На основе пройденного материала составляем предложения.
Для того, чтобы приучать детей с моторной алалией к работе в коллективе, стимулировать его речь, этому ребёнку я задаю на фронтальном занятии вопрос ребенку так, чтобы ответ ребенка включал уже имеющиеся у него речевые навыки,.
Классификация алалии
Симптомы, указывающие на сенсорную алалию
Классификация моторной алалии
Форма моторной алалии определяется местом расположения поражения головного мозга:
- Афферентная разновидность алалии провоцируется повреждениями постцентральной зоны нижнетеменной зоны левого полушария. Эта область контролирует кинестетическую составляющую речи, и у ребенка возникают затруднения с выбором артикуляционных поз и озвучиванием слов и предложений.
Классификация экспрессивной алалии проводится в зависимости от ведущих лингвистических нарушений, и патология разделяется на четыре формы:
- по типу артикуляционной апраксии;
- с изменением фонематического анализа;
- с недостаточным развитием системы фонем языка;
- с искажением повторения.
Степени моторной алалии определяют по выраженности симптомов:
- I — общепринятая речь отсутствует;
- II — нарушено произношение слогов, используются наборы лепетных аграмматичных слов;
- III — в бытовом общении возникают неточности фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера.
Публикация «Консультация для педагогов „Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Как правильно играть с ребенком-алаликом:
1. Учтите уровень развития речи и других функций ребёнка. Не настаивайте на проведении слишком сложных для его понимания игр. Отдавайте предпочтение той форме взаимодействия, которую определяет ребенок, но в процессе немного корректируйте ее под свои цели.
2. Обязательно эмоционально подпитывайте игру красочными комментариями, действиями, презентациями. Работа с детьми с алалией не должна проводиться сухим голосом в монотонном режиме
При любом поведении ребенка вам важно оставаться спокойным и невозмутимым. Ваша задача при его уходе в дискомфортное состояние – помочь справиться с этим
3. Для начала понаблюдать за поведением и игрой ребёнка, чтобы со-ставить примерную картину его предпочтений, поведенческих особенностей, реакций, уровня речевой активности. Наблюдать надо внимательно, причем тактично и ненавязчиво
Не надо много двигаться, говорить, перетягивать внимание ребенка на себя, достаточно в нужный момент предложить сначала одну игру, затем вторую, третью и т. д
Во-первых, вы сможете осознать степень его готовности работать в определенном ритме. Во-вторых, завоюете его доверие и положительный настрой контактировать в дальнейшем.
4
Если удалось выявить интересный сюжет в игре, на котором внимание ребенка задержалось, не затягивайте процесс. Дело в том, что дети с алалией имеют слабое и неустойчивое произвольное внимание
Вам необходимо сохранить логическую структуру игры в его памяти, пусть и посредством простейшего сюжета (варка супа для куклы, катание маши-нок, стройка домика должны занимать не более 2-3 минут).
5. Игра у детей-алаликов часто носит стереотипный характер и со-провождается в лучшем случае звукоподражанием или несколькими за-ученными фразами. Старайтесь очень аккуратно увести его в другую сторону, ненавязчиво предложив чуть иное развитие сюжета. При этом обязательно опирайтесь на интересы ребенка, ведь ваша задача – организация ситуации обучения и закрепление ее в игровой деятельности.
6. Если ребенок заинтересован в игре, но сам остается пассивен, не прекращайте развивать события самостоятельно. Обязательно комментируйте все происходящее. Многие дети-алалики сначала наблюдают, усваивают, осмысливают, а затем применяют игровые навыки на практике, если полученные впечатления им понравились.