Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………………3
Глава
1. Теоретические аспекты психомоторики………………………………………….6
1.1. Значение двигательной деятельности в жизни человека…………………………6
1.2 Особенности формирования психомоторных способностей у детей дошкольного возраста с заиканием……………………………………………………………..8
1.3. Состояние проблемы исследования в теории и практике дефектологии..14
Глава
2. Организация исследования психомоторного развития у дошкольников с заиканием……………………………………………………………………….17
2.1. Организация иследования психомоторного развития у дошкольников с заиканием…………………………………………………………………………………………………17
2.2. Методики исследования психомоторного развития у дошкольников с заиканием…………………………………………………………………………………………………18
Глава
3. Качественный и количественный анализ экспериментального процесса…………………………………………………………………………………………………..21
3.1. Результаты констатирующего этапа эксперимента………………………………21
3.2. Анализ результатов коррекционной программы………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………………………………………………….33
Приложения……………………………………………………………………………………………..36
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика при заикании признана одной из самых эффективных. Ещё бы! Ведь тут тренируются мышцы артикуляционного аппарата! Смотрите сами:
- Надуваем щёки, спускаем. Теперь надуваем каждую щёку в отдельности.
- Хлопаем губками друг об друга, как рыбки.
- Язычком надавливаем то на одну, то на другую щёку поочерёдно.
- Надуть щёки и закрыть ротик. Теперь ударяем по щёчкам кулачками, чтобы воздух выходил с шумом.
- Вообразим, что язычок, это зубная щётка! Попросите малыша почистить языком зубки при закрытом ротике.
- Покусать верхнюю, потом нижнюю губу.
Кроме этого можно просить дитя при открытом ротике покашлять несколько раз или позевать. Главное, соблюдайте системность! И не забывайте про комплексность.
Дыхательная гимнастика
Вообще, дыхательная методика — штука очень полезная. Она помогает не только при заикании, но и ускоряет процесс становления речи. Самой распространённой является зарядка Стрельниковой. Суть заключается в том, чтобы при различных физических действиях малыш вдыхал и выдыхал по правилам. Тут довольно много манипуляций, направленных и на расслабление, и на умение контролировать дыхание, и на развитие речевых способностей.
Кроме такой масштабной методики могу предложить варианты попроще, но эффективность их от этого не снижается.
- Пусть кроха ляжет на спинку. Положите ему на животик мягкую игрушку. Теперь нужно сделать вдох, надув живот. Игрушка поднимется вверх. После этого следует выдох, плавный со звуком «пффф». При этом соблюдать дыхание ровное и спокойное.
- Дуем ватные шарики. Сделайте из ваты небольшие комочки, и дуйте вместе с малышом. Сначала манипуляцию можно проделывать на гладком столе. А потом усложнить задачу: постелить махровое полотенце. Кусочки ваты будут цепляться за ворсинки. Тем самым у крохи будет появляться спортивный интерес, он будет набирать больше воздуха, и дуть дольше.
- А мыльные пузыри! Ну какой ребёнок их не любит пускать? И весело, и полезно одновременно!
- Через соломинку можно дуть в воду. Представляете, сколько восторга это доставит карапузу?
Скажите, а вы знаете ещё подобные примеры? Поделитесь? Ну а я пока расскажу про артикуляцию!
Ритмическая гимнастика
Помню, в 5 классе я начала посещать школьные уроки танцев. Там отбирали по таком принципу: учитель ключом настукивала мелодию, а мы должны были повторить. Вот что-то подобное делаем и при лечении заикания.
Начинаем с простого. Стукните 2 раза, потом ещё 2. Пусть дитя повторит. Теперь усложняем задачу: стукните 2, потом 3 раза.
Вместо звуков можно хлопать ладошками под стихи. Например: «ЗАЙку БРОсиЛА ХОзяйка…». берите простые и легко запоминаемые стишки. Да, ещё специалисты советуют распевать народные песенки или потешки.
При постоянном и кропотливом труде, подобные логопедические тренировки дадут отличный результат. Дорогие взрослые, именно от нашего настроя зависит здоровье малыша! Верьте и всё получится!
А теперь расскажите вы, как приходится избавляться от недуга? Какие игровые упражнения знаете? Оставляйте комментарии и становитесь подписчиками блога. До новых встреч. Пока!
Почему ребенок заикается?
- Подробности
- Создано: 15.03.2014 21:52
- Опубликовано: 15.03.2014 21:52
- Просмотров: 1451
Бураченко Ирина Альбертовна,
учитель-логопед
Сложилось устойчивое мнение, что причиной заикания является какая-то психологическая травма (испуг, серьезная болезнь и т.п.) Но все это — только провоцирующие факторы.
Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции, т.е. 2-6-летний возраст детей. Это период становления фразовой речи, во время которого запинки (внезапные остановки в речи) отмечаются у большинства детей. Они называются физиологическими. Кроме того, в данном возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова: «а», «ну», «вот» и т.п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства. Не думайте, что такие запинки пройдут сами по себе, тем более, если заметно, как ребенок старается скрыть их. Не откладывайте свой визит к логопеду и психиатру.
Симптомы заикания
Одними из первых признаков заикания в начальной стадии являются:
- наличие вначале предложения повторов в словах и слогах, затем и буквах;
- попытки превозмочь напряжение в речи ребёнок на инстинктивном уровне начинает молвить нараспев. Еще спустя некоторое время (несколько дней или недель) плавная речь сменяется ускоренной, которая сопровождается неестественным напряжением жевательной и лицевой мускулатуры;
- могут также появляться непроизвольные языковые движения вплоть даже до вытягивания языка из полости рта, когда ребёнок начинает говорить;
- зачастую наблюдаются также проявление ощущения, что дыхание перехватывает, и также неестественного напряжения мышц брюшной стенки.
При условии прогрессивного развития заболевания отмечаются также дополнительные движения головы ребёнка «кивательного» характера, непроизвольное отведение глазных яблок в сторону (вверх) при диалоге, мигание глаз. Начиная говорить, с целью облегчить себе задачу, дети часто резко делают движения ногами или руками. Возможно также изменение цвета на лице ребёнка во время разговора: дитя может бледнеть, если сильно перенапрягается или краснеть, если просто перенапрягается. Заика так же может чувствовать сердцебиение усиленного типа.
Профилактика заикания должна осуществляться комплексно и последовательно. Необходимо учитывать, что устная речь развивается по подражанию, поэтому для ребёнка отрицательную роль могут сыграть лица с заиканием, ускоренной речью и другими речевыми нарушениями.
- Речь окружающих должна быть неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Следует ограничить малыша от контактов с заикающимся.
- Отрицательно сказывается на состоянии речи ребенка неблагоприятная обстановка в семье, скандалы, конфликты.
- Следите за ребенком! Избегайте психических и физических травм (особенно головы).
- Нельзя перегружать ребенка информацией: читать много книг, несоответствующих возрасту, разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Умеренно посещайте театр и цирк,
- Не перегружайте ребенка избыточными впечатлениями. Особенно вредна такая нагрузка в период выздоровления после перенесенного заболевания.
- Не пытайтесь сделать из ребенка вундеркинда! Не опережайте его развитие!
- Не читайте страшные сказки на ночь! Не запугивайте ребенка бабой – ягой, лешим и другими сказочными персонажами.
- Не наказывайте ребенка чрезмерно строго, не бейте, не оставляйте в виде наказания в темном помещении! Если малыш провинился, можно заставить его посидеть спокойно на стуле, лишить лакомства или участия в любимой игре.
- Необходимо создать для ребенка определенный и твердый режим (своевременные занятия, отдых, полноценное питание) и строго следовать ему.
Желаю Вам успехов!
При подготовке статьи использованы материалы сайтов:
Игры и упражнения.doc | 27 Кб |
-
Назад
-
Вперёд
Другие похожие работы
- Реферат — Профилактика простудных заболеваний.
- Курсовая — Социальная медицина как наука об общественном здоровье и здравоохранении
- Реферат — Становление инновационной терапии больных острой внебольничной пневмонией
- Реферат — Биологически активные добавки и их влияние на организм человека.
- Реферат — Военная экстремальная медицина
- Контрольная — История медицины
- Курсовая — Инвентаризация в аптечных организациях. Порядок подготовки и проведения
- Курсовая — Ответственность медицинских работников за незаконные действия по искусственному прерыванию беременности
- Реферат — Патологии эндометрии
- Дипломная — Эфирные масла
Причины неврозоподобного заикания
Неврозоподобную форму еще называют органической. Из второго названия понятно, что речевому расстройству предшествует повреждение центральной нервной системы. Чаще всего страдают дети из неблагополучных семей. Те, чьи матери были больны сифилисом или туберкулезом, курили, принимали наркотические вещества во время вынашивания ребенка.
Заболеванию также подвержены дети из социально безопасных семей. Причина развития дефекта – внутриутробное повреждение плода или во время родов. К неврозоподобной форме заикания приводят такие патологии:
- тяжелый токсикоз беременных;
- внутриутробная гипоксия плода;
- инфекционные заболевания;
- асфиксия при прохождении ребенка по родовым путям;
- черепно-мозговая травма.
Но далеко не все дети, перенесшие перечисленные выше заболевания, страдают от неврозоподобного заикания. Это объясняется наследственной предрасположенностью к речевому дефекту. Существенно повышается шанс развития заикания у ребенка, если есть генетическая отягощенность со стороны ближайших родственников.
Выдержка из текста
Глава
1. Теоретические аспекты психомоторики
1.1. Значение двигательной деятельности в жизни человека
Движение — всемогущее орудие человека. Оно дает возможность не только выполнять удачно мышечную работу. Пластичный, скоординированный человек способен осознавать движение как собственный морфологический орган. Таким образом, личность поднимается на высший культурный уровень движения, когда оно воспринимается и осознается с самой минуты возникновения. Именно тогда движение становится органом в истинном понимании, когда человек настолько владеет собственной психомоторикой, что каждая клеточка его тела существует на уровне готовности к действию, а мозг, получая сигналы от проприорецепторов, открывает путь к саморазвитию .
Действия — это ключевой момент жизни человека, это возбудитель ее переживаний. Для того чтобы научиться правильно действовать, мы должны разобрать элементы, внешние и внутренние, с которых может состоять действие. Как на ненастроенном пианино нельзя передать всю красоту музыки Моцарта, так «ненастроенным» телом не передать все тонкости человеческих переживаний, музыки живой души .
Дети, у которых развиты разнообразные мышечные движения, становятся более быстрыми, выносливыми, настойчивыми. Благодаря поиску вариантов психомоторных движений и образов выполнения совершенствуется мышление, память, воображение, воля. В ходе воссоздания движения через активизацию психомоторных процессов происходит построение сознания ребенка.
Движение поддерживает ритм, пространственно-временное ориентирование. В движении ребенок получает удовлетворение, наслаждение, радость, проявляет индивидуальность.
Маленький ребенок – деятельное существо. От рождения до десяти лет он становится гармонично развитым человеком, у которого работают — воображение, эстетические чувства, образное мышление. Грациозный ребенок может заниматься любым видом творческой и двигательной деятельности, его психомоторная активность достигает своей наивысшей степени .
Движения базируются на слуховом восприятии музыкального ритма: вбирая его в себя, ребенок приводит в деятельное состояние все стороны личности. Здесь от него требуется не только восприятие, а и особая сообразительность, которая создает основу глубокого мышления и развивает его.
Особое внимание, при развития психомоторных способностей, обращают на ритм. Ритм — это естественное движение жизни
Сердцебиение и работа внутренних органов, как правило, проходят ритмично. Ритмичные движения плавно переходят одно в другое. Они выполняются без участия воли и интеллекта . Ритмические движения всегда природные. Ритмичность наблюдается и при заучивании повторяемых движениях, например, во время ходьбы, бега, письма. Ритмичность помогает душевному расслаблению. При наличии ритма человек склонен пассивно сопереживать, без напряжения. Медленное движение выражает душевную гармонию. Такое состояние души имеют грудные дети, когда их убаюкивают, успокаивают ритмическим поглаживанием.
Итак, психические и физические аспекты действия тесно связаны между собой. Каждый миг своей жизни человек что-то ощущает, о чем-то думает. Мы сразу видим, когда кто-то нервничает, задумывается или сосредоточивается. В зависимости этого человек по-разному будет выполнять одни и те же движения. Мы догадываемся о состоянии человека по наименьшим действиям.
Каким бы чувствительным, тонким, духовно богатым не был человек, он не проявит эти качества неуклюжим, неподвижным телом. Поэтому прежде всего надо работать над своим телом. И эта работа не должна останавливаться на протяжении всей жизни.
Использованная литература
- Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие. – М.: Академия, 2003. — 206с.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: учебник для студентов вузов. — М.: Владос, 2002. — 272с.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб.: СОЮЗ, 1998. — 336с.
- Ильина Л.Н. Клинико-психологические факторы, формирующие заикание. Автореф. дисс…. канд. психол.наук. — СПб., 2002. — 24с.
- Куршев В.А. Заикание. — М.: Просвещение, 1973. — 159с.
- Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
- Крупенчук О И Логорифмы: Поэтическое сопровождение коррекции речи у детей. СПб.: СпецДит, 2000. -6, -8 с.
- Кузьмичева Н.А. Новые подходы к оздоровительной работе в коррекционном детском саду / Физическое воспитание дете*г Санкт-Петербурга. СПб.:ЦПИ, 1998. — 36-38 с.
- Курдыбайло С.Ф. Влияние гипокинезии и ампутации конечности на ‘ функциональное состояние организма // Адаптивная физическаякультура и функциональное состояние инвалидов. СПб., 1996.
- Лазарь О.Г. Особенности физического воспитания детей 5-7 лет с отклонениями в состоянии здоровья: Автореф. дисс.канд.пед.наук. -Краснодар, 1998. 30 с.
- Лакин Г.Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1968.
- Левина Р.Е. Проблема преодоления и предупреждения нарушений речи у детей, М. 1963
- Леонтьев А.А. Психолингвистика. Л., 1967.
- Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. М., 1986
- Лохов М.И., Фесенко Ю.А. Заикание и логоневроз. Диагностика и лечение (заикание как модель нарушений при пограничных психических расстройствах). СПб.: Сотис. — 288 с.
- Лукашевич И.П., Мачинская Р.И., Фридман Т.В., Шкловский В.М. Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания. // Дефектология. 2000 -№ 5. С.-9-15.
- Любинская С.М. От заикания к свободной речи. М.: Просвещение, 1970. 14 с.
- Лях С.В. Тесты в физической культуре. М., 1999.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М : ВЛАДОС, 1997. -304 с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн.для ин-тов физ.культ., М., Физкультура и спорт, 1991. -с. 543.
- Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практ.работников детских дошк.учрежд. М.: АРКТИ, 1999. — 89 с.
- Меньшикова С.В. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие • для логопедов и родителей. Казань: Лиана, 1999. — 112с.
- Мещерская J1.H. Современные методы устранения заикания // Дефектология 1988, № 2, с. 88 93.
- Миронова С.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. Сб. Преодоление заикания у дошкольников. М., 1975, с.3-22.
- Миронова С.А. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи: Кн. Для учителя: Из опыта работы. М., Просвещение, 1987. 142 с.
- Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. СПб.: ООО СЛП, 1997. -144 с.
- Митрошина Н.П., Овечкина Т.А. Инновационные подходы к образованию дошкольников в Петербурге // Инновационная деятельность дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга. СПб.: ЦПИ., 2001.
- Москвин В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования // Вопросы психологии,- 1988. № 6. -с. 116-120.
- Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. СПб.: Акцидент, 1995.-36 с.
- Оганесян Е.В. Логопедическая ритмика в коррекционно-педагогической работе со взрослыми заикающимися. Автореф. дисс. канд.пед.наук, Л., 1981.
- Озерецкий И.О., Гуревич Н.И. Психомоторика. М., 1931.
- Рay Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия. Пособие для педучилищ и воспитателей. — М.: Просвещение, 1969. — С.75-82.
- Романова Е.А. Реакция личности ребенка на заикание и ее роль в коррекции речевого расстройства. Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии. // Материалы научно-практич. конференции 20-21 апреля 2000 г. — СПб. Инст. спец. пед. и псих. – С.171-173.
- Самойленко Н.С. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М.: М.: УчПедГИз, 1941. — 80с.
- Тугова Н.А. Воспитание внимания у заикающихся детей на уроках ритмики. // Дефектология. 1970. №6. — С.60-64.
- Фидирко М.А. Пути повышения эффективности физического воспитания дошкольников с заиканием. // Физическое воспитание детей с отклонениями в развитии. Межвузовский сборник научных трудов. — Красноярск КГПИ, 1991. — 78с.
- Шостак Б.И. О некоторых расстройствах моторики при заикании. // В книге: Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1967, вып.3. — С.148-169.
Патогенез речевого дефекта
Патогенез – это этапы и механизмы развития болезни. Появление неврозоподобного дефекта речи связано со снижением активности коры головного мозга. Кора обладает тормозным влиянием на нижележащие структуры нервной системы. При нарушении ее функции подкорковые структуры становятся гиперактивными.
В норме от речевой системы идут импульсы обратно к головному мозгу. Благодаря им речь становится плавной, без запинок. При отсутствии тормозного влияния коры эти связи перестают быть эффективными. Формируются «неправильные» соединения, которые при формировании фразовой речи проявляются заиканием.
Так как в основе неврозоподобного заикания лежит органическое поражение коры, спонтанное выздоровление не характерно. Только усердные занятия с логопедом способны уменьшить выраженность дефекта.
Невротическая форма заикания – о причинах, проявлениях, течении
Невротическая форма заикания появляется внезапно в возрасте 2-6 лет. Это дети, рожденные в срок, без внутриутробной инфекции, без осложнений в родах. Они нормально растут и развиваются согласно возрасту, двигательное развитие не задерживается – ребенок вовремя пополз, вовремя пошел.
Такие дети начинают произносить отдельные звуки, слова, у них оформляется речь отдельными фразами – говорят уже словосочетаниями, предложениями. Первые слова ребенок говорит уже в 10 месяцев, фразы – к полутора годам. За несколько месяцев словарный запас детей резко увеличивается. Дети говорят быстрее, чем их сверстники.
Большинство детей до появления заикания уже имеет определенные личностные особенности – смены настроения, боязнь темных комнат, плаксивость, возбудимость, ночной энурез. В незнакомой обстановке такие дети пугаются, боятся перемен, длительно и сложно адаптируются к детскому саду.
Невротическая форма заикания у детей возникает вследствие острой или хронической психической травмы. Острая психическая травма – это внезапный испуг, хроническая – неблагоприятный климат в семье, скандалы. Невротическое заикание развивается у детей при активном введении второго языка, при двуязычии в семье или при увлечении родителей методиками раннего развития ребенка. В этом случае изучение второго языка сопровождается большим нервным напряжением, которое ребенок не всегда может вынести.
Течение невротической формы заикания может быть благоприятным, когда после изменения окружающей обстановки и проведения лечебных мероприятий наблюдается быстрая обратная динамика – речь ребенка полностью восстанавливается. Неблагоприятное течение характерно для детей с наследственной предрасположенностью к заиканию (заикается мама или папа), на фоне сохраняющегося конфликтного настроения в доме.
Общая моторика детей с невротическим заиканием не нарушено, двигаются грациозно, координация сохраняется, жесты и мимика эмоциональны.
Актуальность проблемы и возраст развития патологии
Заикание не является редкой патологией. От нее страдает 1% взрослого населения и 2-3% детей. Причем мальчики заикаются в 4 раза чаще девочек. В Международной классификации болезней (МКБ) 10-го пересмотра заиканию соответствует код F98.5.
Первые признаки патологии, вне зависимости от формы, появляются в возрасте от 2 до 5 лет. В этот период формируется фразовая речь. Способность говорить становится самой уязвимой психической функцией ребенка.
Первые признаки неврозоподобной формы заикания проявляются в период 3-4 лет. Они нарастают постепенно. В отличие от невротической формы, начало расстройства не сопряжено с влиянием внешних факторов: испуга, стресса.
Прогноз заболевания
При отсутствии терапии с возрастом дефект укрепляется и прогрессирует. Речевые расстройства проявляются не только заиканием. Нарушается формирование произношения в целом. Предложения лишены смысла и логической последовательности, не закреплены базовые речевые навыки.
К возрасту 18 лет формируется психический ответ на собственный дефект. Возможно развитие логофобии. Хотя это патологическое состояние более характерно для невротического заикания.
Адекватная логопедическая помощь предотвращает значительные речевые нарушения, не дает сформироваться дефекту психики. Эффективность занятий зависит от тяжести патологии.
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Глава 1. Теоретические аспекты психомоторики
1.1. Значение двигательной деятельности в жизни человека
Движение — всемогущее орудие человека. Оно дает возможность не только выполнять удачно мышечную работу. Пластичный, скоординированный человек способен осознавать движение как собственный морфологический орган. Таким образом, личность поднимается на высший культурный уровень движения, когда оно воспринимается и осознается с самой минуты возникновения. Именно тогда движение становится органом в истинном понимании, когда человек настолько владеет собственной психомоторикой, что каждая клеточка его тела существует на уровне готовности к действию, а мозг, получая сигналы от проприорецепторов, открывает путь к саморазвитию .
Действия — это ключевой момент жизни человека, это возбудитель ее переживаний. Для того чтобы научиться правильно действовать, мы должны разобрать элементы, внешние и внутренние, с которых может состоять действие. Как на ненастроенном пианино нельзя передать всю красоту музыки Моцарта, так «ненастроенным» телом не передать все тонкости человеческих переживаний, музыки живой души .
Дети, у которых развиты разнообразные мышечные движения, становятся более быстрыми, выносливыми, настойчивыми. Благодаря поиску вариантов психомоторных движений и образов выполнения совершенствуется мышление, память, воображение, воля. В ходе воссоздания движения через активизацию психомоторных процессов происходит построение сознания ребенка.
Движение поддерживает ритм, пространственно-временное ориентирование. В движении ребенок получает удовлетворение, наслаждение, радость, проявляет индивидуальность.
Маленький ребенок – деятельное существо. От рождения до десяти лет он становится гармонично развитым человеком, у которого работают — воображение, эстетические чувства, образное мышление. Грациозный ребенок может заниматься любым видом творческой и двигательной деятельности, его психомоторная активность достигает своей наивысшей степени .
Движения базируются на слуховом восприятии музыкального ритма: вбирая его в себя, ребенок приводит в деятельное состояние все стороны личности. Здесь от него требуется не только восприятие, а и особая сообразительность, которая создает основу глубокого мышления и развивает его.
Особое внимание, при развития психомоторных способностей, обращают на ритм. Ритм — это естественное движение жизни
Сердцебиение и работа внутренних органов, как правило, проходят ритмично. Ритмичные движения плавно переходят одно в другое. Они выполняются без участия воли и интеллекта . Ритмические движения всегда природные. Ритмичность наблюдается и при заучивании повторяемых движениях, например, во время ходьбы, бега, письма. Ритмичность помогает душевному расслаблению. При наличии ритма человек склонен пассивно сопереживать, без напряжения. Медленное движение выражает душевную гармонию. Такое состояние души имеют грудные дети, когда их убаюкивают, успокаивают ритмическим поглаживанием.
Итак, психические и физические аспекты действия тесно связаны между собой. Каждый миг своей жизни человек что-то ощущает, о чем-то думает. Мы сразу видим, когда кто-то нервничает, задумывается или сосредоточивается. В зависимости этого человек по-разному будет выполнять одни и те же движения. Мы догадываемся о состоянии человека по наименьшим действиям.
Каким бы чувствительным, тонким, духовно богатым не был человек, он не проявит эти качества неуклюжим, неподвижным телом. Поэтому прежде всего надо работать над своим телом. И эта работа не должна останавливаться на протяжении всей жизни.
Лечение заикания
Занятия с логопедом – это лишь часть комплекса мер, которыми необходимо заниматься для избавления от логопатии. Среди лечебных процедур могут быть и медикаментозное лечение, психотерапия, нормализация окружения и физиотерапия. При этом огромную роль играет правильный выбор комплекса процедур, и дифференциация всех мер.
Подбирать методику лечения лучше всего в индивидуальном порядке. В свою очередь, родители должны опираться не столько на врача, сколько на собственные силы, и поддерживать полноту комплекса процедур. Одноразовое лечение – не даст положительно результата.
Правила и «зарядка» для нормализации ритма, качества речи
Некоторые врачи-логопеды перед лечебными мероприятиями поясняют упражнения заикающимся, и вместе с ними повторяют слова. Таким образом, создается автоматизация, запоминание правил речи у заикающихся, что способствует, что вскоре пациент сможет получить плавную речь при незначительном заикании или полном отсутствии болезни. Основные двенадцать правил речи были выработаны еще в середине 20-х годов прошлого века специалистами Гуцманами А. и Г., причем они успешно используются и в современной медицине.
- нужно говорить со спокойным темпом, ритмом, выговаривать каждый слог, слово, предложение;
- прежде, чем говорить, следует думать о том, как стоит произносить слова в данной ситуации;
- не стоит говорить слишком громко, и чересчур тихо;
- во время диалога следует держать прямую осанку;
- перед началом речевого акта следует сделать быстрый и глубокий вдох ртом;
- во время говорения нужно следить за расходом дыхания;
- переход в режим произношения гласных должен быть решительным и четко определённым;
- выдох должен быть на согласных звуках;
- не надо делать упор на согласные; если потребуется – растягивать гласные и говорить низким тоном голоса;
- если слово начинается с гласного, то лучше произносить его тише и пониженным тоном, чем обычно;
- следует растягивать гласные в начале предложения, и связывать слова в предложения сразу;
- стараться говорить понятно и благозвучно.
Голосовая гимнастика
А теперь учимся говорить громко и уверенно. На время упражнений просите кроху держать головку прямо и смотреть прямо в ваши глаза
Ведь это так важно в разговоре! Зрительный контакт. Когда дитя привыкнет, он не будет чувствовать скованности и стесняться
Устройте небольшой спектакль только для членов семьи. Потом можно пригласить друзей, которых кроха хорошо знает. Такой метод помогает научиться не бояться говорить громко и открыто на публику.
Наряду с этим применяйте другие нехитрые действия:
- Пение гласных: АОИЕ, любые другие комбинации. При этом регулировать громкость: громко, тихо, громко, теперь всё тише и тише.
- Распевание тех же гласных только менять не громкость, а интонацию: сердито, ласково, грустно, весело.
- Воображаемый мячик бьётся об пол со звуком МО, об стену со звуком МЭ и так далее.
И напоследок отрегулируем чувство такта в речи.