Положение на животе
Теперь поговорим о положении ребенка на животе, когда перед ним открывается хороший обзор. Это положение весьма удобно для разглядывания окружающего мира. Именно из-за более широкой перспективы многие малыши с удовольствием лежат на животике, ведь в положении на спине они могут видеть лишь потолок или те объекты, которые показывают взрослые. Не забывайте, что самостоятельно перевернуться на живот малыш сможет только к 6-ти месяцам, поэтому вашей задачей является выкладывать его на живот достаточно часто, как я уже говорила, на твердую, безопасную поверхность.
Сначала новорожденный лишь ненадолго отрывает свою голову от поверхности, чтобы посмотреть перед собой, уже к 3-ем месяцам он высоко удерживает голову в течение минуты, опирается при этом на предплечья и приподнимает от опоры грудку.
К концу 5-го месяца малыш сможет оторвать от опоры руки, чтобы поиграть, к полугоду он начнет отнимать от поверхности таз и ползать по-пластунски.
Семимесячный ребенок поднимется на карачки, а к 8 – 10-ти месяцам поползет на четвереньках и сядет, из положения сидя или стоя на четвереньках он будет хвататься за опору и вставать на ноги. К 12 – 14-ти месяцам пойдет.
ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ?
Понятие психомоторного развития достаточно широкое и включает в себя оценку зрения, слуха, разных типов чувствительности и пр. Также сюда можно отнести социальные контакты дошкольника, двигательную активность.
Оценивая развитие малыша, нужно понимать, что вывод об успешном овладении крохой тем или иным навыком можно сделать только при наличии у него умения совмещать нескольких действий одновременно. То есть если малыш может взять ложку, он должен уметь зачерпывать ей пищу и подносить ее ко рту. Только в этом случае можно говорить о навыке ребенка есть самостоятельно.
Что влияет на психомоторное развитие ребенка?
Развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от регулярного общения с мамой и родными. Постепенно усложняющееся общение с крохой станет залогом его гармоничного психомоторного развития. Недостаток внимания, неправильное воспитание станут для малыша основными причинами сбоев в процессе познания окружающего мира.
Результатом этого может стать задержка психического развития, а также последующее отставание в освоении новых двигательных навыков. Если не изменить линию воспитания, то в конечном итоге у малыша может проявиться слабоумие и неспособность к социальной адаптации в окружающем мире.
Как оценивают психомоторное развитие?
Сразу после рождения ребенок имеет определенные навыки, по которым оценивают уровень его психомоторного развития. Для удобства медики отобрали пять основных признаков, по которым кроху оценивают каждый месяц в течение года. Малыш сдает своеобразный экзамен, каждый раз получая оценку. Если оценка высокая, это означает, что уровень психомоторного развития у него соответствует возрасту.
Если малыш с легкостью справляется с поставленными задачами в своем возрасте, в качестве эксперимента можно предложить ему выполнить задание, рассчитанное на детей более старшего возраста. Если кроха и с ним справится без проблем, значит, его психомоторное развитие протекает с опережением.
Таким же способом можно выявить у детей отставание в области психомоторного развития. Если кроха не справляется с заданиями, рассчитанными на его возраст, можно для него их слегка упростить и понаблюдать за результатом. Малыш должен будет справиться с более простым вариантом, и тогда родители смогут сделать вывод о том, насколько сильно отстает их кроха.
При обнаружении у малыша признаков отставания в развитии следует прежде всего проанализировать воспитательный процесс и характер общения с крохой. Возможно, взрослые намеренно ограничивают его движение, не дают активно знакомиться с миром. Малыш должен иметь возможность изучать пространство как на улице, так и дома, сталкиваясь с минимальным количеством запретов.
Ниже мы рассмотрим таблицу норм психомоторного развития у детей дошкольного возраста, согласно которой можно будет дать примерную оценку состояния ребенка и в случае необходимости проконсультироваться у невропатолога.
Нет ли отклонений?
В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них. Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей. Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.
Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.
Возраст |
Область развития | Показатели |
1 год и 3 месяца | Пассивная речь | Быстро растет число понимаемых слов |
Активная речь | Растет словарный запас | |
Сенсорное развитие |
Ребенок может отличить предметы по размеру с интервалом 3 см | |
Игры | Повторяет знакомые действия | |
Движение | Активно ходит, может приседать, пятиться назад | |
Навыки | Сам ест ложкой жидкую еду | |
1 год и 6 месяцев |
Пассивная речь |
Может обобщить предметы по значимым признакам |
Активная речь | Использует в общении сложные слова | |
Сенсорное развитие |
Знает простые формы: шар, мяч, кубик, кирпичик | |
Игры |
Копирует часто повторяемые действия взрослых | |
Движения |
Может перешагивать препятствия (ступеньки) приставными шагами | |
Навыки | Может сам кушать ложкой жидкую пищу | |
1 год 9 месяцев | Пассивная речь | Воспринимает рассказ по картинке |
Активная речь |
Употребляет глаголы, отвечает на простые вопросы | |
Сенсорное развитие |
Различает предметы по размеру с разницей в 3 см | |
Игры |
Может строить башенки, домики из кубиков | |
Движения |
Может ходить по бруску шириной около 20 см, приподнятому от земли на 15–20 см | |
Навыки |
Частично может надеть на себя простые предметы одежды при помощи родителей | |
2 года |
Пассивная речь |
Может понять простой рассказ взрослого о прошедших событиях |
Активная речь |
Использует в речи глаголы, местоимения, прилагательные | |
Сенсорное развитие |
Может подобрать предметы по образцу, найти похожие и отличные | |
Игры |
Воспроизводит цепочку простых последовательных игровых действий | |
Движения |
Преодолевает чередующимися шагами ступени высотой около 15 см | |
Навыки |
Частично одевается сам, частично – с помощью родителей |
Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице. Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто. Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).
И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.
Список литературы
//URL: https://psychoexpert.ru/referat/osobennosti-psihomotornogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta/
психомоторный развитие ребёнок нервный
1.Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Медицина, 1977. — 303 с
2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Цветкова Л. С., Семенович А. В., Котянина С. Н. и др.; Под ред. Цветковой Л. С. — М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2001. — 272 с.
3. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 216 с.
4. Бадалян Л. О. Детская неврология. — 3-е изд. — М.: Медицина, 1984. — 567с.
5. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Просвещение; Учебный лист, 1996. — 158 с.
6. Воспитание детей раннего возраста: пособие для воспитателей дет. садов и родителей / Е. О. Смирнова Н. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова и др. — М.: Просвещение; Учеб. лит., 1996. — 158 с.
7 стр., 3292 слов
Особенности развития детей в раннем возрасте
… в раннем возрасте. 3. Изучить роль предметной деятельности в психическом развитии детей раннего возраста. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ Раннее детство охватывает возраст от 1 до 3 лет и …
7. Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. — М.: Медицина, 1981. — 270 с.
8. Кешинян Е. С. Психомоторное развитие детей на первом году жизни (пособие для врачей).
— М.: 2000. — 47 с.
9. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М.: Педагогика, 1973. — 143 с.
10. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. — М.: Просвещение, 2003. — 253 с.
11. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. — М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997. — 304 с.
Развитие речи ребёнка
Самым первым средством выражения желаний ребенка и привлечения внимания к своим потребностям является крик. Развитие речи ребенка проходит несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. Ко второму месяцу жизни малыши начинают активно гулить – то есть произносить отдельные звуки. Изначально этот процесс носит кратковременный характер, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Такие проявления говорят о том, что ребенок хорошо себя чувствует и испытывает положительные эмоции. Постепенно увеличивается количество произносимых ребенком звуков, появляется умение использовать всевозможные интонации. В этот период, как и на протяжении всего первого года жизни ребенка, важную роль играет возможность взаимодействия со взрослыми. Многие замечают, что ребенок гулит даже тогда, когда остается в помещении один или не видит никого из родных, однако при появлении в поле зрения близких людей, его эмоции проявляются более ярко и отчетливо.
С течением времени гуление ребенка заменяется на лепет. Примерно в 6-7 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги.
В семь-восемь месяцев появляется способность понимать некоторые элементы речи взрослых и устанавливать связь между услышанным словом и конкретным образом. Проявляется это поворотом головы в нужную сторону при задаваемых вопросах. Так выражается поисковая зрительная реакция. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, ребенок пытается подражать услышанным звукам, он часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.
Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннадцать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов или упрощенных звуковых подражаний.
К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова «надо» и «нельзя».
Степени задержки
Чему учится ребенок с 10 до 12 месяцев
- появляются первые самостоятельные шаги без поддержки;
- уверенно и быстро ползает на четвереньках;
- появляется «пинцетный» захват: берет маленький предмет вытянутым указательным и большим пальцами;
- собирает пирамидку, кладет игрушки на место, закрывает ящики, играет в кубики и др.;
- по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку;
- выполняет простые поручения;
- очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке;
- легко вступает в контакт, подражает действиям других людей;
- взаимодействует с другим ребенком, сопровождая это смехом или лепетом;
- по просьбе обнимает родителей, стремится к одобрению, любят похвалу;
- реагирует на музыкальные звуки танцевальными движениями по просьбе и самостоятельно;
- с удовольствием выполняет разные известные действия: «сорока», «ладушки», «до свидания»;
- по просьбе показывает части своего или чужого лица и тела;
- голосом или жестом сигнализирует о своих желаниях;
- ориентируется в понятиях «можно», «нельзя», понимает запреты: «сиди тихо», «не бери».
На что обратить внимание родителям
- отставание в росте, весе;
- при общении с близкими взрослыми не проявляет положительной эмоциональной и двигательной реакции;
- проявляет слабую или, наоборот, преувеличенно сильную реакцию на изменения внешнего мира (звуки, яркий свет и т.п.);
- ребенок не выполняет и не усваивает двигательные навыки в соответствии с возрастом;
- в выражении своих потребностей и желаний не используется указательный жест;
- не проявляет заинтересованности в контакте с близкими людьми, не выделяет чужих.
Нормы психомоторного развития ребёнка первого года жизни
Возраст | Моторное развитие | Социальное развитие | Зрительные реакции | Слух и речь | Сон |
0 мес | Ручки и ножки согнуты, голова на уровне с туловищем | Успокаивается, когда берут на руки | Жмурится на свет, кратковременно сосредотачивает взгляд | Вздрагивает на резкие звуки. Крик громкий, звонкий | Спит, просыпается на время кормления |
1 мес | Поднимает и держит голову, лёжа на животе | Успокаивается, когда берут на руки, ответная улыбка | Следит за предметом | Прислушивается к звукам. Крик громкий, звонкий | Спит, просыпается на время кормления. Ночной сон 5–6 часов |
2 мес | Держит голову в положении на животе, вертикально — ещё не уверенно | Улыбается в ответ, успокаивается при общении | Следит за предметом и звоном игрушки, глядя вверх, вниз, и в сторону | Слушает звук колокольчика или погремушки, начальное гуление | Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 18 часов |
3 мес | Держит голову, тянется к игрушке | Активное бодрствование, комплекс оживления при общении | Следит за предметом, переводит взгляд на разные предметы | Ищет источник звука глазами, певучее гуление | Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 16 часов |
4 мес | Поворачивается со спины на бок или на живот; «присаживается» | Берёт игрушку, рассматривает свои ручки | Певучее гуление, смех | ||
5 мес | Поворачивается со спины на живот и с живота на спину; «присаживается» | Активное бодрствование, комплекс оживления, эмоции страха | Берет игрушку, тянет её в рот | Певучее гуление, смех, хныканье. Оживляется на голос матери | Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 14 часов |
6–7 мес | Сидит с поддержкой, лёжа на животе — поднимается на руках | Поворачивается на голос, познавательный интерес | Берёт игрушку, перекладывает из руки в руку, стучит по игрушке | Активный лепет, узнаёт голоса близких | |
8–9 мес | Сидит сам, ползает на четвереньках, встаёт у опоры | Игровой контакт со взрослым, общение с помощью жестов | Берёт игрушку, мелкие предметы двумя пальцами | Активный лепет, слоги | Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 12–14 часов |
10–11 мес | Ходит у опоры, первые шаги | Хлопает в ладоши, машет ручкой, пьёт из чашки | Удерживает три мелких предмета, «пинцетный» захват | Слоги, 2–3 слова | |
12 мес | Ходит сам, приседает и встаёт. Кормит куклу, строит башню из двух кубиков | Избирательное отношение к окружающим. Пьёт из чашки, черпает ложкой | 3 слова, узнаёт картинки |
Чему учится ребенок с 4 до 6 месяцев
- поворачивается со спины на живот, а затем и обратно;
- в положении на животе – уверенная опора на предплечья, а позже – на ладони выпрямленных рук;
- стоит при поддержке за подмышки, опирается на кончики пальцев;
- при поддержке за туловище, на твердой основе пружинит ножками;
- четко находит источник звука в пространстве поворотом головы;
- тянется к игрушке и рассматривает ее, держа в своей руке, перекладывает из руки в руку;
- частое длительное, нараспев, «гуление» разными звуками;
- громко смеется в ответ на эмоциональное обращение;
- узнает мать, радуется при ее появлении.
Как играть с ребенком в возрасте от 0 до 6 месяцев
Играя с ребенком, выполняя необходимые процедуры по уходу за ним, ласково разговаривайте, старайтесь поймать его взгляд, вызвать на общение. Сопровождайте свои действия песенками, потешками. Берите малыша на руки, плавно покачивайте, улыбайтесь ему – все это укрепляет взаимосвязь между мамой и ребенком.
Основные особенности психомоторики
Психомоторика рассматривает двигательный акт как ответную реакцию на сенсорный сигнал. Выделяют несколько видов реакций:
- Простая (мгновенный ответ привычным движением на неожиданно появившийся, но знакомый сигнал).
- Сложная (ответное действие создается при выборе его из нескольких возможных вариантов).
- Сенсомоторная координация (сложные движения в ответ на меняющееся сенсомоторное поле).
Выделяют 2 основных типа психомоторных процессов: идеомоторные и сенсоречевые.
- Идеомоторные процессы проявляются в том, что представление о предстоящем движении вызывает едва заметное движение органов тела (головы, глаз и т.д.). Сами движения могут носить непроизвольный характер, т.е. человек может совершать их не обдуманно, а рефлекторно.
- Сенсоречевая реакция предполагает, что в ответ на действие раздражителя происходит речевое действие. Данная реакция имеет определенное значение в разного рода профессиях: для операторов при считывании показаний с приборов, для руководителей при отдаче указаний и распоряжений.
Важные аспекты проблемы
Развитие психомоторики особенно важно в младшем школьном возрасте. В этот период происходит формирование личности ребенка, он осваивает правильные навыки коммуникации
На первых этапах жизни ребенка именно двигательная активность играет наибольшую роль в развитии психомоторики. Любое движение (осознанное или неосознанное) представляет собой опыт для человека. Оно сопровождается ощущениями, которые исходят от окружающих предметов, а также от ощущения собственных мышц, которые участвуют в движении. Соответственно, есть прямая связь между двигательной и познавательной сферой и если у ребенка есть задержка в развитии двигательной сферы, то становление высшей нервной деятельности так же запаздывает.
- речевому развитию;
- повышению умственной работоспособности;
- формированию произвольных действий и движений, которые лежат в основе двигательного поведения человека.
Без движения ребенок попросту не вырастит здоровым. По мнению врачей, двигательная активность является хорошим профилактическим средством при заболеваниях дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой системы.
Двигательная активность также способствует комплексному формированию личности ребенка. Ребенок познает таким образом окружающий мир, учится взаимодействовать в нем. В движениях просматриваются первые личностные качества, которые в дальнейшем будет формироваться и развиваться.
Игра – это основной вид деятельности детей в раннем возрасте, при этом игра напрямую связана с активными движения. Можно смело сказать, что через игру у ребенка развиваются высшие психические функции. Отсутствие необходимых условий для развития двигательной сферы приводит к возникновению стереотипных актов движения: сосание пальцев, раскачивание тела из стороны в стороны. Если не проводить работу с ребенком, то такая стереотипность движений войдет в привычку.
Оценка уровня развития психомоторики
Уровень развития психомоторики может стать объективным критерием отставания, выявления легких отклонений в развитии и сложностей обучения в дальнейшем.
Оценка уровня психомоторного развития предполагает оценку социальной адаптации ребенка, развитие его речи, эмоциональной сферы, оценку общей и мелкой моторики.
Уровень развития психомоторики у детей младшего возраста оценивается с различной частотой в каждом из возрастных периодов. Связано это со скоростью психоэмоционального и физического развития в дошкольном возрасте, а также замедлением этих темпов в более взрослый период.
Оценка уровня психомоторного развития проводится:
- На первом году жизни – каждый месяц.
- С 1 до 2 лет – каждые три месяца.
- С 2 до 6 лет – каждый год.
По результатам этой оценки выявляется либо соответствие уровня развития текущему возрасту, либо отставание или опережение развития.
Источник
Важность основных этапов развития
Заключение
Первые три года жизни являются критическими в плане развития ребенка. В этот период закладывается фундамент будущей личности, формируются основы физического и психического здоровья. Поэтому информированность родителей о закономерностях развития ребенка является предпосылкой их сознательного отношения к формированию его личности, ответственности за его благополучие и полноценную реализацию потенциальных возможностей.
Ранний возраст ребенка характеризуются совершенно уникальными процессами, которые проявляются в приобретении ребенком множества психических и моторных навыков. К ним относятся целенаправленность действий, ходьба, формирование абстрактного мышления, ассоциаций, игровой деятельности и социального контакта, речи и многое другое. За столь короткий промежуток жизни малыш знакомится со своим телом, осваивает окружающее пространство, учится общению с другими людьми и из абсолютно беззащитного новорожденного превращается в очаровательного, активного, подвижного и любознательного человечка. Все это происходит в результате реализации сложнейших процессов формирования внутриполушарных и межполушарных связей головного мозга, связи с периферическими центрами, нервно-мышечной передачи сигнала, слаженной работы нервной и эндокринной систем и многого другого, чего мы, к сожалению, не знаем и что является великим таинством развития.