Склонность к виктимному поведению на подростковом этапе социализации

5 признаков того, что ребенок — ведомый и поддается негативному влиянию сверстников

Какие последствия, если мама в позиции жертвы?

Что случается, если мама надолго «застревает» в позиции жертвы?

Ребенок, чтобы не потерять связь с вами, начнет принимать роль спасателя, роль “мамы для мамы”. Дети-спасатели вырастают либо во взрослых без контакта со своими чувствами, зависимыми, не умеющими чувствовать и удовлетворять свои потребности, стесняющиеся проявляться.

Либо ребенок вырастает хронической жертвой, поскольку для него это был единственный способ получить внимание, который он усвоил в семье. Такой взрослый не берет ответственность, обвиняет всех вокруг, много болеет, манипулирует

И в дополнение – с хроническим чувством вины.

Также важно понимать, что пока родитель находится по отношению к ребенку в позиции жертвы, эмоциональные потребности ребенка не удовлетворяются. Но психика штука вредная – она «не мытьем, так катаньем» возьмет свое

Если здоровым путем эмоциональные потребности не удовлетворяются, психика найдет «любые другие» способы эти потребности удовлетворить: истерики, болезни, девиантное поведение.

Это последствия для ребенка, если мама в позиции жертвы.

А какие последствия у нас, родителей, если мы застреваем в позиции жертвы?

Психосоматика – вина должна быть наказана, поэтому мы часто «наказываем» себя через тело, одиночество, неудовлетворенность жизнью, отсутствие свободы, ощущение «Я вынуждена».

Понять, чтобы избавиться от груза пережитой боли

Системно-векторная психология предлагает понимание человека таковым, как он есть. Эти знания помогут любому разобраться в себе, в своих жизненных приоритетах, решить внутренние конфликты и психотравмы.
Даже дети, пережившие насилие, смогут осознать причины и последствия всех жизненных событий, которые привели их в положение жертвы насилия в семье. И таким образом, простить родителей и перестроить свою жизнь. Читайте результаты бесплатного тренинга Юрия Бурлана:

Автор Екатерина Бондаренко

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Просмотров:
1 726

Поделитесь этим с другими:

Как избавиться от виктимности

С психологической точки зрения виктимность – это отклонение от нормы, и оно поддается лечению. Конкретного лекарства от расстройства нет, и подход будет зависеть от причин его возникновения. Виктимность поведения можно устранить двумя способами:

  1. Медикаментозно (седативные препараты, транквилизаторы, антидепрессанты и пр.).
  2. С помощью психотерапии. Коррекция производится с помощью исправления поведения или чувств, обучения самоконтролю и других техник.

Предрасположенность человека попадать в неприятные ситуации – не всегда его вина. И тем более феномен не оправдывает агрессора (например, насильника или убийцу) и не перекладывает его вину на жертву. Если проблема в действиях и поступках, нужно научиться их контролировать. Осознав неправильность поведения, есть шанс его исправить, чтобы не совершать глупости и не находить проблему на пустом месте.

Когда ребенок в семье играет роль жертвы

В связи с этим почти всегда у членов такой дисфункциональной семьи есть трудности в построении здоровой коммуникации: они ожидают, что другой будет угадывать их желания и поступать в соответствии с ними — никогда не говорят прямо о своих потребностях, а только подразумевают, жалуются, обвиняют; в их картине мира преобладает пессимизм или, напротив, недооценка опасности. Они убеждены, что другой должен быть подконтролен их прихотям, бесцеремонны к границам других; не способны донести свою мысль, чтобы не ранить человека; постоянно сравнивают, обесценивают; эмоционально закрыты, дистанцированы или, напротив, чересчур навязчивы в своём внимании; часто срываются на крик и физическое насилие.

В таких семьях в человеке ценится его польза, много говорится о долге, много манипуляций чувством вины с полным отсутствием уважения к личности и её интересам. Родители призывают ребёнка быть альтруистом для них, однако сами ведут себя крайне эгоистично. Они говорят, что поступают во благо ребёнка, но он не чувствует себя счастливым и любимым.

В дисфункциональной семье привязанность формируется болезненная или не формируется вовсе, т.к. ребёнку все время приходится сталкиваться с предательством, когда, например, мать обещает прийти к нему на утренник и не приходит, когда бросает его одного с пьяным и злым отцом, когда говорит о хорошем отношении и тут же обесценивает, называет обузой…

Когда мать и отец ненавидят друг друга, их ребёнок выступает как громоотвод, на которого обрушивается злость и ненависть двух сторон, а то и больше, если в травлю включается детский сад или школа.

Бывает, что мать или отец видят в ребёнке нелюбимые черты свекрови или тёщи, и не могут отделить ребёнка от своих проекций, смещая свою неприязнь на него как на наиболее безопасный, зависимый объект, который не сможет дать сдачи.

Мать-одиночка может винить ребёнка в своей неудавшейся жизни, превращая его в козла отпущения.

Пока ребёнок не находится с кем-либо ещё в близких отношениях, кроме родителей, ему такое их поведение кажется нормальным, хоть где-то в глубине души он чувствует нелюбовь.

Именно в период такого осознавания или проработки детских травм в психотерапии, отношения с родителями могут ухудшиться. Человек понимает, что он уже не зависит от родителей как раньше, растождествляется с образом подконтрольного ребёнка, которого в детстве учили, что родителям надо всё прощать и что у кого-то жизнь во много раз хуже, начинает больше любить себя, заботиться о своих личных границах.

Если родитель не имеет органической патологии или серьёзного психического расстройства, то он вполне способен переучиваться и менять свое поведение, при условии, что ему дорого общение с ребёнком.

Боль неизбежна, страдание добровольно

Мы выбираем, чувствовать ли себя жертвами. Это происходит только в нашем сознании. Как бы цинично это ни звучало, в конце концов, наверное, все скажут: «Я не хочу страдать! Но… », но именно наши суждения и обвинения в головах позволяют попасть в ловушку роли жертвы. Тиранический ребенок, глупая свекровь, гуляющий муж, злой работодатель, корпоративная культура, общество, политика … Так мы оказываемся в роли жертвы.

Мы отказываемся от нашей власти. Обстоятельства дела, предполагаемые виновные. Мы лишаем себя силы и становимся жертвами. Наши страдания возникают из-за того, что мы не видим альтернатив и не думаем, что у нас они есть. Деструктивные и ограничивающие мысли занимают все больше места: «Я бы хотел, но не могу…» или «Постоянные конфликты, хотя я делаю и отдаю все!». Распространяются отчаяние, чрезмерные требования и беспомощность.

Если мы возьмем на себя роль жертвы в отношениях с нашим ребенком, мы уклонимся от своей ответственности. Бремя, на которое ребенок не имеет права и которое он вообще не может нести. Мы также ограничиваем себя, отравляя отношения с детьми.

Понятие виктимность

Виктимность это стремление постоянно чувствовать себя жертвой обстоятельств или окружающих. В психологии виктимизация это осознанное стремление подставить себя «под удар», чтобы потом наслаждаться страданием. Основные особенности этой патологии:

  • человек постоянно попадает в неприятные ситуации;
  • эти ситуации могут быть самыми разнообразными: от стихийного бедствия и техногенной катастрофы до крупного семейного или рабочего конфликта;
  • личность, желающая играть роль жертвы, намеренно провоцирует окружающих на агрессивное поведение;
  • человек желает во всем подчиняться кому-либо и целенаправленно ищет себе «хозяина», «господина».

Виктимность в ее крайне извращенной форме проявляется как мазохизм – стремление причинять себе вред и терпеть боль, причиняемую окружающими.

Виктимность как социально-психологическое явление

Виктимность это в психологии и социальных науках многогранное явление, имеющее социальный подтекст. Такое поведение часто характерно для неуверенных в себе девушек (женщин), которые росли в неблагополучных семьях и страдали от детских и юношеских комплексов. Разумеется, они не знают, что это такое виктимность, но испытывают явное удовольствие от того, что попадают в неприятные ситуации.

Как социально-психологическое явление этот феномен на данный момент недостаточно изучен. Однако установлена четкая закономерность: чем моложе человек, тем больше у него тяга к жертвенному поведению. Поэтому такое расстройство часто отмечается у подростков, постоянно попадающих в плохие компании и поддающихся дурному влиянию более сильных сверстников.

Такое состояние часто возникает у детей, страдающих от сильной опеки родителей. Если родители внушают ребенку, что он ничего не может сделать самостоятельно, подросток так и будет покорно «плыть по течению», слушаясь тех, кто сильнее морально и физически. Это очень опасно, поскольку именно такие представители молодежи чаще всего попадают в компании, нарушающие закон. Для коррекции состояния рекомендуется своевременное обращение к психологу или психотерапевту. Самостоятельно справиться с синдромом вечной жертвы вряд ли получится, потому что для этого человек должен полностью изменить свой тип мышления.

Интересно. «Вечного страдальца» часто называют крылатым выражением «козел отпущения». Этот термин имеет ветхозаветные корни: по большим праздникам иудеи приносили в жертву козла и считали, что на него переходят все грехи еврейского народа.

Виктимность может проявиться в любом возрасте, при любых условиях

Дети, ставшие жертвами насилия

В случае, еслинасилие происходит в семье, то выявить его всегда бывает сложнее, чем насилие над ребенком со стороны, так как жертва не имеет защиты и возможности поделиться данными событиями. Чаще всего, дети, подверженные домашнему насилию чувствуют себя брошенными и им не к кому пойти за помощью. Хотя на самом деле, они больше всего нуждаются в психологической поддержке и помощив разрешении ситуации.

Бывает и так, что ребенок и вовсе может не осознавать, что над ним совершаютнасильственные действия. Нужно учитывать тот факт, что ребенок не может пожаловаться, потому что его шантажируют и обвиняют самого в происходящей ситуации. Порой, такие дети терпят неприемлемое отношение к себе годами. А никто вокруг не может догадаться о проблеме, потому что она не озвучена. В таком случае надежда на спасение ребенка из такой семьи ложиться на учителей в школе, дальних родственников или бдительных соседей.

Раскрыть подобное преступление особенно сложно, потому чторебенок, ставший жертвой насилия, часто отказывается свидетельствовать против своих родителей или других членов семьи, совершающих противозаконные действия против него. Зачастую, если в семье насилию подвержен один ребенок со стороны одного взрослого, дети не могут пожаловаться второму родителю. А бывает так, что второй родитель не верят их словам. В данный момент возникает совершенно патовая ситуация, распутывание которой занимает много времени, и требует постоянной психологической помощи детям (жертвам насилия).

Кто обижает детей

Склонность к агрессии не зависит от социального, профессионального статуса или возраста. Агрессором может выступить тот, кто чувствует власть или желание подчинить себе другого человека.

Получив удовлетворение от беспокойства и унижения жертвы, агрессоры чувствуют свою власть, «удовольствие» от собственной влиятельности и желание повторить социальный эксперимент, чтобы испытать эти эмоции вновь. Им гораздо легче выделиться на фоне падения другого, чем самому сделать что-то стоящее.

Каждый преследователь — это в чем-то ущемленный человек, носитель комплекса неполноценности или неуравновешенного характера. Чаще всего он сам воспитывался в условиях манипуляций, угнетения, необходимости доказывать свои права и способности.

Преследователь может не понимать отдаленного эффекта своих действий: например, деспотичный учитель или требовательная мать номинально действуют из благих намерений. Ущерб физическому и психическому здоровью они не считают большой проблемой. Главное, что объект воспитания становится подчиняемым, предсказуемым и успешным — с их точки зрения. 

Профилактика виктимности

Предупреждение формирования жертвенной установки должно проводиться на разных уровнях. Первичная профилактика осуществляется государством, включает законы для защиты прав личности, меры по снижению криминальной обстановки в стране.

Вторичная профилактика предполагает работу с людьми, находящимися в группе риска, по следующим направлениям:

  • Развитие критического мышления будет способствовать формированию умения разносторонне оценивать ситуацию, самостоятельно принимать решения.
  • Работа по осознанию собственных чувств, анализу своего поведения поможет сформировать адекватную самооценку, а также умение отказывать.
  • Развитие навыков управления эмоциональным состоянием пригодится в стрессовых ситуациях.
  • Повышение социального интеллекта и коммуникативной грамотности поможет противостоять манипуляциям и избежать конфликтов.

Задачи вторичной профилактики эффективно решаются с помощью групповых методов работы.

Профилактика виктимного поведения должна начинаться в детском возрасте и обязательно захватывать подростковый период.

Третичная профилактика проводится с теми, кто стал жертвой преступления, направлена на предупреждение рецидивов. Включает в себя помощь по преодолению последствий травмы. Здесь уместны индивидуальное консультирование и психокоррекция.

Виктимность — устойчивая черта личности, на формирование которой оказывают влияние условия воспитания, окружение, опыт психотравмирующих ситуаций. Внешне она проявляется через поведенческие стереотипы, приводящие к тому, что человек становится жертвой насилия. Риск формирования виктимной позиции можно снизить, если с ранних лет формировать у ребенка критическое мышление, адекватное самовосприятие, уважение к своим чувствам и эмоциональным проявлениям других.

Мне нравится1Не нравится

Читайте далее:

Кто такой индивид: признаки, поведение, отличие от личности

Что такое гнев: 5 стадий гнева человека с точки зрения психологии

Асоциальный человек

Целеустремленность

Что такое лицемерие простыми словами: 7 примеров двуличных людей

Что такое инфантильность: примеры инфантилизма мужчин и как перестать быть инфантильным

Как избавиться от виктимности

Избавление от виктимного поведения требует осознания и работы над собой. Вот несколько стратегий, которые могут помочь:

— Повышение самосознания: Важно осознать свои мысли, эмоции и паттерны поведения, связанные с виктимностью. Развивайте наблюдательность и умение анализировать свои реакции

— Развитие позитивного мышления: Переориентируйте свое мышление на позитивные и конструктивные аспекты жизни. Замечайте свои достижения, умения и ресурсы.

— Преодоление страхов: Работайте над собственными страхами и тревогами, которые поддерживают виктимное поведение. Изучите свои ожидания и перспективы, и попытайтесь переоценить ситуации с более реалистической точки зрения.

— Принятие ответственности: Важно принимать ответственность за свою жизнь и свои действия. Осознайте, что вы имеете возможность влиять на собственную судьбу и принимать активное участие в процессе преобразования своей жизни

— Обращение за помощью: Если виктимное поведение сильно влияет на вашу жизнь и взаимоотношения, обратитесь за поддержкой к профессиональному психологу или психотерапевту. Они помогут вам разобраться в корнях виктимности и разработать стратегии для преодоления ее.

Виды виктимности

Склонность к жертвенному поведению бывает 2 видов:

Индивидуальная предполагает высокую вероятность отдельно взятой личности стать жертвой преступления. Она связана с набором качеств, пережитыми психотравмами и особенностями воспитания

Групповая, или массовая, виктимность характеризует категории населения с общими признаками (например, дети, беженцы, люди с особенностями развития), которые привлекают внимание агрессоров, мошенников, насильников

Психологи выделяют 2 типа жертвенного поведения:

Пассивно-подчиняемый. Робкие, неуверенные в себе люди, которые готовы выполнять все требования нападающей стороны. Они не пытаются сопротивляться, демонстрируют неуверенность, страх, часто жалуются, подчеркивая статус жертвы. Провоцирующий

К этому типу относятся люди, демонстрирующие вызывающие поведение, всячески привлекающие к себе внимание. Они проявляют агрессию по отношению к тем, кто слабее

Когда сталкиваются с более сильным человеком автоматически занимают жертвенную позицию.

Иногда говорят о смешанном типе, когда пассивно-подчиняемое поведение чередуется с вызывающим.

Как помочь ребенку пережить развод родителей

 

Сохранять семью только ради детей однозначно не следует, ведь развод папы и мамы скажется на психике ребенка гораздо меньше, чем годы жизни в атмосфере тревоги, недовольства и вербальной или даже физической агрессии. Многие психологи даже считают, что развод родителей для ребенка не так страшен, как это представляют большинство далеких от психологии людей. Чтобы морально не травмировать детей и помочь им принять развод родителей, и папе, и маме нужно придерживаться нескольких простых правил:

  • Не настраивать ребенка против другого родителя
  • Не отводить ребенку роль арбитра или судьи в разваливающихся отношениях родителей
  • Объяснить ребенку причину развода, учитывая его возраст, однако не посвящать его во все подробности ситуации (к примеру, ребенку 4-5 лет можно просто сказать, что папе и маме грустно вместе и теперь они будут жить отдельно, но он сможет видеться с отцом, когда захочет; детям постарше уже можно сказать, что отец (мать) встретил другого человека и полюбил его, однако он все равно любит ребенка и всегда будет рад его видеть)
  • Дать ребенку понять, что папа и мама любят его так же сильно, как и до развода 
  • Не делать из развода трагикомедию с публичными скандалами, обоюдными обвинениями и делением кружек и половичков
  • Не препятствовать общению ребенка с тем родителем, который после развода будет жить отдельно от уже бывшей семьи
  • Постараться наладить с бывшим супругом дружеские или хотя бы просто ровные доброжелательные отношения.

Стать агрессором может даже мама

Это женщина, которая воспитывает детей в условиях гиперопеки. Она придирчива, язвительна, вечно недовольна и все делает для того, чтобы из ребенка вырос «правильный человек».

Например, от природы сын полный, медлительный, застенчивый. Мать хочет в нем видеть стройного, решительного, смелого. Женщина диктует ему каждый шаг, не позволяя проявлять инициативу, не стесняется в выражениях, называя ребенка  «неудачником», «идиотом», «уродом». И мальчик с детства привыкает к ярлыкам. Он не видит в них унижения, начинает верить в собственную никчемность, без матери не решается сделать ни шагу.

Токсичная мать может «уничтожить» ребенка взглядом, неделями демонстрировать недовольство молчанием. Она создает тягостное эмоциональное давление, от которого маленькому человеку становится плохо физически. Эмоциональные манипуляции действуют на детей иногда пагубнее физического действия.

Каким вырастет этот ребенок

Ребенок, раздавленный молчанием матери, согласится на любое условие, чтобы вызвать ее расположение, чтобы стать «быстрее, выше, сильнее». Мать, не понимающая, что она манипулятор и преследователь, будет гнуть воспитательную политику, а ребенок — зарабатывать комплекс неполноценности, несамостоятельности, чувство вины перед матерью, страх перед обществом и будущим. Очевидно, что мать через ребенка пытается самореализоваться, не понимая, что запас психической прочности очень индивидуален. Кто-то неуязвим, а кто-то «ломается» быстро.

Как ребенок растет жертвой

Прожив в условиях внутрисемейных манипуляций, ребенок привыкает зарабатывать расположение и поощрение — «просто так его любить не за что». Он строит с окружающими созависимые отношения.

Жертва буллинга не может:

  • радоваться, не выслужившись;

  • быть смелым, не спросив разрешения;

  • быть личностью, не ожидая наказания.

Каждую критику воспринимает болезненно; понимает, что критика неизбежна; ненавидит себя за неуспешность. Поэтому эмоциональный буллинг чаще коварнее. Его невозможно быстро выявить. Деформация личности сохраняется с человеком навсегда.

Каждая вторая девочка-подросток с эпизодами аутоагрессии, суицидальными расстройствами, трудностями социальных контактов, депрессиями и так далее на приеме у психиатра называет причиной болезни «токсичные» отношения с матерью или семьей.

  • «Меня никогда не хвалили».  

  • «Я боялась быть собой».  

  • «Меня не понимали».

Как понять, что ребенок подвергается травле

Признаки буллинга — это признаки эмоционального стресса: подавленность, тревожность, замкнутость, нарушение питания, сна, способности к обучению. Меняется поведение школьника. Ранее раскрепощенный и открытый, он перестает делиться переживаниями и не выходит из комнаты. Одни дети открыто говорят об обидчиках и своих чувствах. Другие стесняются и скрывают все, в том числе свежие самопорезы на руках.

Во время доверительной беседы с ребенком важно объяснить ему, что такое буллинг, разложить происходящее по деталям. Вот ты, согласившийся на роль жертвы

Вот он, выбравший себя преследователем. Но обидчики — сами люди ущемленные, свободный от комплексов человек не будет цепляться к другим и самоутверждаться за счет других. Вот вся его примитивная травля, разве ее стоит бояться?

Принципиальный момент в том, чтобы не отвечать насилием на насилие. Правильнее отвечать эмоциональным отпором — не бояться, не реагировать, игнорировать агрессора

Важно поддержать у ребенка уверенность в себе, дать ему чувство защищенности

После разговора с ребенком родителям нужно обратиться к воспитателю, учителю, руководителю коллектива, в котором возник этот конфликт, и попросить разобраться в ситуации.

Обсессивно-компульсивное расстройство

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) связано с тревожностью и приводит к частым навязчивым мыслям, порой негативным (это обсессия). Нередко люди в таком состоянии пытаются контролировать поток размышлений, повторяя одни и те же действия (а это уже компульсия). Отчасти зацикливание приносит облегчение.

Навязчивые мысли могут быть такими:

  • Произойдёт что-то ужасное.
  • Кажется, что ты неприятно пахнешь, чем-то болеешь или одежда у тебя испачкалась.
  • Ты беспокоишься, что другие люди из-за тебя пострадали.
  • Что-то ужасное случится с людьми, которых ты любишь.
  • Ты беспокоишься, что теряешь контроль над собой.

Как проявляется ОКР?

Вот несколько типичных признаков и привычек:

  • Постоянная, навязчивая проверка вещей, иногда необходимо сделать с ними что-то строго определённое «магическое» число раз.
  • Перестановка предметов, пока они не займут «правильные» места.
  • Навязчивая чистоплотность, постоянное мытьё себя или предметов.
  • Прокручивание в голове особых ритуальных фраз, чтобы прекратить поток навязчивых неприятных мыслей.
  • Избегание любой ситуации, где можно утратить контроль над собой, испачкаться или чем-то заразиться.
  • Постоянные попытки узнать мнение окружающих о себе (например, назойливые вопросы «Я что-то делаю не так?» или «Со мной всё в порядке?»).

Когда обращаться за помощью?

Если ты осознаёшь, что в попытке справиться с ситуацией многократно повторяешь одни и те же действия, поговори с надёжным взрослым. Запишись на приём к врачу . Сделай это, если твоё поведение:

  • отнимает у тебя много времени — как минимум час каждый день
  • мешает жизни, дружбе и учёбе
  • приводит к сильной тревожности, стрессу и беспокойству

Как развитое критическое мышление пригодится в жизни

Если говорить о детях, то умение придирчиво относится к информации, пригодится им везде: и в учебе, и в общении, и в повседневной жизни.

Ребенок с развитым критическим мышлением будет:

  • Всегда иметь свое мнение. Дети часто берут пример с других и копируют модели поведения одноклассников, друзей, блогеров. К сожалению, чаще всего это не самые лучшие примеры. Ребенок с развитым критическим мышлением сможет отличать плохое от хорошего и не поддаваться негативному влиянию.
  • Меньше подвержен стрессам. Умение «фильтровать» и анализировать информацию даже в самых трудных ситуациях помогает сохранять устойчивое эмоциональное состояние и правильно оценивать ошибки.
  • Уметь красиво и логично выражать свои мысли. Как можно убедить кого-то в своей правоте? Например, взрослого. Верно, нужно привести убедительные доводы и отстоять свое мнение. Критическое мышление помогает не только логично мыслить, но рассуждать и убеждать.
  • Хорошо учиться. Благодаря умению вникать, структурировать и обобщать информацию, детям легче дается школьная программа и дальнейшее обучение.

Как можно развивать критическое мышление у ребенка

Первое, с чего нужно начинать – расширение кругозора. Чтобы уметь оценить ситуацию с разных сторон, ребенку нужно много знать. А для этого нужно постоянно пополнять свою «базу данных» с помощью:

  • чтения художественной и научно-популярной литературы. Как говорят, кто много читает, тот много знает;
  • смотреть познавательные Youtube-каналы с документальными фильмами и передачами;
  • наблюдать за поведением людей, чтобы понимать, какие мотивы ими движут в тех или иных ситуациях, делать выводы и вырабатывать свои модели поведения;
  • побольше общаться и обмениваться опытом.

Как перестать быть жертвой

Чтобы перестать быть вечным «козлом отпущения», необходимо:

  • ежедневно воспитывать уважение к себе;
  • твердо указать другим на свою способность постоять за себя;
  • избавиться от повышенной тревожности и неуверенности к себе;
  • работать над повышением собственной самооценки;
  • перестать смотреть на окружающих как на потенциальных агрессоров и недоброжелателей.

Также человек должен перестать получать удовольствие от страданий и грубой агрессии. Для этого нужно найти другой источник положительных эмоций. Это монут быть хобби, увлечения или новые отношения, в которых нет места господину и жертве, а оба партнера равноправны.

Перестать быть виктимной личностью непросто, особенно, если состояние такого типа длится уже долго. Однако при низком уровне виктимности это вполне возможно сделать в короткий срок.

Чтобы выйти из замкнутого круга, нужно проявить позитивное мышление

Столкнувшись с виктимным поведением друга, коллеги или родственника, не стоит проявлять слишком сильное сочувствие. Такое явление понравится жертве, и патологическое поведение от этого только усилится. Лучше всего отнестись к «вечному страдальцу» спокойно и нейтрально. Возможно, именно тогда человек задумается, стоит ли вообще играть на публику, изображая жертву. Если отношения виктимные, у них нет будущего, поэтому с таким поведением надо бороться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: