Профилактика и коррекция cиндрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей

«они не агрессивны, их просто надо учить выражать негативные чувства»: правда и мифы об сдвг

Как лечить синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Справиться с дефицитом внимания помогают психолог и невролог

Работа психолога направлена на то, чтобы корректировать эмоции, поведение и когнитивные функции: мышление, внимание и память. Для этого проводят сеансы когнитивно-поведенческой терапии

На них ребенка обучают, как правильно воспринимать окружающую обстановку и контролировать себя.

Чаще всего психотерапевтические сеансы проводят в формате игр, в ходе которых воспроизводят определенные жизненные ситуации. Вместе с ребенком в обучении могут участвовать родители или другие дети с дефицитом внимания. Для улучшения когнитивных функций эффективна арт-терапия: занятия рисованием, лепкой, игрой на музыкальных инструментах.

В отличие от психолога, невролог — это дипломированный врач, прошедший подготовку для диагностики и лечения нервной системы. При синдроме дефицита внимания с гиперактивностью невролог назначает лекарства для улучшения функции головного мозга4.

Один из них — препарат Проспекта. В качестве действующего компонента это лекарство содержит вещество, которое регулирует активность специального мозгоспецифического белка. Этот белок в норме присутствует в головном мозге и необходим для нормальной мозговой активности, а также обладает свойством  влиять на активность нервных клеток головного мозга и защищать их от повреждения. Средство способствует снижению до нормы избыточно выраженных функций и улучшению угнетенных, связанных с дефицитом внимания, уменьшению гиперактивности, улучшению мышления, внимания и памяти.

Форма выпуска препарата – таблетки для рассасывания. При СДВГ принимают по 1 таблетке 2 раза в день между приемами пищи. Курс лечения длится 8 недель. Спустя 1–2 месяца врач может назначить повторный курс. Таблетки  Проспекта можно принимать детям, начиная с 7 лет.

1Глозман Ж.М., Шевченко И.А. Проблемы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и подходы к его коррекции. СибСкрипт. 2013. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sindroma-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-i-podhody-k-ego-korrektsii (дата обращения: 17.12.2023)

2 Абшилава Э.Ф. Клинико-психопатологические и патопсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). URL:
  https://cyberleninka.ru/article/n/kliniko-psihopatologicheskie-i-patopsihologicheskie-osobennosti-detey-s-sindromom-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-sdvg (дата обращения: 17.12.2023)

3 Фесенко Ю.А., Фесенко Е.В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Диагностика и коррекция нарушений. Практическое пособие. 2019. URL:
  https://azon.market/image/catalog/v_1/product/pdf/377/3764391.pdf?ysclid=lq9n63c8kt313303078 (дата обращения: 17.12.2023)

4 Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в диагностике и лечении. Журнал медико-биологических исследований. 2014. URL:
  https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-novoe-v-diagnostike-i-lechenii?ysclid=lq9n5ovyzx512724311 (дата обращения: 17.12.2023)

Как лечить СДВГ у детей и как помочь своему ребенку?

Лечением СДВГ занимается целая команда: детский психиатр (или невролог), психолог, поведенческие терапевты, а наиболее эффективной стратегией при работе с детьми с СДВГ является комплексный подход. В чем он состоит:

  • выявление основных поведенческих трудностей и дефицитов у ребенка;

  • анализ всех видов активности ребенка для того, чтобы структурировать их и организовать в соответствии с потребностями малыша;

  • поведенческие вмешательства;

  • психообразование для родителей;

  • выявление и диагностика коморбидных (сопутствующих) состояний (тики, энурез, тревожность, головные боли и прочее);

  • медикаментозная терапия.

Необходимо четко понимать: СДВГ — это особенность развития и функционирования мозга. Его нельзя вылечить, но с ним можно научиться жить. Дети очень нуждаются в помощи со стороны окружающих их взрослых. Поэтому семья должна принимать максимальное участие в жизни ребенка, для того чтобы успешно адаптировать его к среде и помочь стать самостоятельным и независимым.

Чрезвычайно важным для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью является наличие четкого распорядка дня

Ежедневная, строго соблюдаемая рутина является для ребенка, которому трудно концентрировать внимание, «маячком», который дарит чувство уверенности и стабильности

Понимание особенностей развития поможет родителям вести взаимодействие с ребенком таким образом, чтобы не вызывать у него тревогу и вспышки гнева, а также агрессию и раздражительность у родителей. Например, зная, что ваш сын или дочь не могут выполнить поручение, состоящее из нескольких этапов (пойти на кухню, поставить чайник на плиту и принести стакан воды маме), родители могут делить просьбу на несколько этапов, чтобы ребенку было проще ее выполнить. Можно использовать систему визуального подкрепления (таблицы, плакаты, стикеры на стене), чтобы на виду всегда был алгоритм действий.

Особое внимание стоит уделить взаимодействию ребенка с коллективом — в классе или группе детского сада, а также со взрослыми там. Ребенок, имеющий трудности с вниманием, активностью, импульсивностью, может подвергаться насмешкам со стороны сверстников, притеснениям со стороны педагогов

Важно контролировать, как проходит коммуникация ребенка с другими участниками процесса. Постоянные замечания со стороны учителей, трудности с успеваемостью могут заметно отразиться на самооценке ребенка

Поэтому стоит интересоваться всем, что происходит с ребенком, следить за ним, его поведением, настроением, мыслями.

Медикаментозная терапия назначается только тогда, когда особенности поведения ребенка мешают как ему самому, так и окружающим. Единственным препаратом, применяемым непосредственно при СДВГ, является атомоксетин.

Это лекарственное средство, чья эффективность и безопасность доказана крупными международными исследованиями, используется во всем мире. Остальные группы лекарственных средств, которые нередко назначаются детям с СДВГ (например, ноотропные препараты, гомеопатия, фитотерапия), на сегодняшний день не имеют подтверждения своей эффективности.

Помимо атомоксетина, детям с СДВГ могут назначаться препараты, которые направлены на устранение сопутствующих состояний: противовоспалительные средства при головных болях, антидепрессанты и противотревожные препараты при депрессивно-тревожном расстройстве, лекарства для коррекции нарушений сна и т. д.

Но еще раз стоит проговорить: лекарства при СДВГ нацелены не на исцеление от этого расстройства, а на снижение проявления клинических признаков нарушения развития.

Коррекция СДВГ

Так как сложности у школьника с этим синдромом — комплексные и затрагивают не только учёбу, но и здоровье, дружбу, общение с родными, поэтому, как мы говорили ранее, лечение гиперактивности и дефицита внимания у детей также должно быть комплексным.

Каких врачей нужно посетить 

Важно записаться на прием к следующим специалистам:

  1. Педиатр. Он оценит общее состояние здоровья школьника, поможет выявить хронические заболевания, направит, при необходимости, к врачам-специалистам.
  2. Невролог. Он проверит, как работает нервная система школьника, нет ли органических повреждений мозга, например, в результате родовой травмы, может исключить эпилепсию, направить на электроэнцефалограмму (оценить активность мозга), допплер (состояние сосудов) и т. д. Может назначить лечение.
  3. Психолог. Обычно на физиологические проблемы накладываются и поведенческие. Задача психолога в данном случае — увидеть, какие поступки школьника мешают ему и окружающим и предложить способы, которые помогут школьнику изменить модель поведения: сосредоточенно учиться, контролировать эмоции и так далее.
  4. Психиатр. Этот врач занимается не только «психами», в его зоне компетенции все заболевания, которые меняют поведение человека, в том числе и СДВГ. Также психиатр поможет исключить другие расстройства типа аутизма или депрессии. Может назначить медикаментозное лечение.

Помимо этих врачей вам могут предложить посетить нейропсихолога, дефектолога или психоневролога.

А что же делать родителям, если их дети гиперактивные, помимо посещения врачей?

Что могут сделать родители ​

Школьнику будет очень сложно справиться с проблемами без участия родителей

Поэтому важно не только лечить гиперактивность у детей школьного возраста таблетками, но и помогать им адаптироваться к школьной жизни. Что для этого нужно делать?

  1. Не забывайте о себе. Нередко родители терзаются чувством вины, испытывают стыд за своего «неправильного» ребёнка, тревожатся, впадают в депрессию.

Что здесь может помочь:

  • общение с психологом;
  • медикаментозное лечение в случае необходимости;
  • поиск мам с похожими проблемами, поддержка и общение.

2. Создайте спокойную обстановку в семье. Проблемы школьника с СДВГ сами по себе вносят хаос и сумбур в семейную жизнь. Но лучше относиться к состоянию ребёнка с пониманием

Лечение важно, но межличностные отношения и атмосфера безусловной любви позволяют детям добиться самых больших результатов. Обратитесь за помощью к психологу, если что-то мешает вам принять и любить своего ребёнка таким, какой он есть

3. Внедрите простые и понятные правила. Чем более структурирована жизнь школьника, тем проще ему будет адаптироваться и контролировать себя. Режим, распорядок дня, семейные традиции сделают жизнь ребёнка более предсказуемой и спокойной.

4. Говорите детям о том, что с ними происходит. Часто дети пугаются своего состояния и расстраиваются из-за того, что не могут вести себя также спокойно, как другие дети. Понимание того, что с ними происходит, уже может улучшить состояние и уменьшить тревогу

Важно говорить об СДВГ со школьниками очень корректно , не обвинять их и не вешать ярлыки

5. Подключите психологическую терапию. Даже если ваш врач не направил ребёнка к психологу, найдите хорошего специалиста сами. Комплексное исследование MTA, которое было призвано проанализировать все методы лечения СДВГ и выделить наиболее эффективные из них, показало, что именно поведенческая терапия даёт очень хорошие результаты в сочетании с медикаментозным лечением (лучше, чем просто приём лекарств или просто терапия). В итоге дети, проходившие курс поведенческой терапии, принимали меньше лекарств и лучше адаптировались к школьной жизни.

А в ситуациях, когда диагноз СДВГ поставлен ошибочно, и реального нарушения в работе мозга нет, поведенческая терапия может стать эффективным способом помочь гиперактивному ребёнку изменить своё поведение.

Почему именно такой вид терапии работает лучше?

Поведенческая психология направлена не на поиск причин (а причины в этом случае органические — нарушение работы мозга), а на изменение поведения. Например, импульсивный школьник сможет освоить приёмы, которые помогут ему сдерживаться и контролировать вспышки гнева.

Научим умению быть спокойным и внимательным

Записаться на консультацию

Прохождение курса коррекции СДВГ позволит вам высвободить чуть больше времени для того, чтобы позаботиться о себе и восстановить силы.

Коррекция СДВГ

Полностью вылечить синдром дефицита внимания и гиперактивность – нельзя. Однако патология поддается коррекции. При системном подходе удается существенно снизить ее проявления и предупредить возникновение рецидива.

Чаще всего пациентам с СДВГ требуется поведенческая психотерапия, медикаментозное лечение, а также различные вспомогательные методы. Обо всех способах необходимо сказать подробнее.

Поведенческая психотерапия

Один из наиболее эффективных методов коррекции синдрома СДВГ – психотерапия. Она подразумевает не только непосредственно работу специалиста с ребенком, но и семейные сеансы и тренинги.

С ребенком проводятся занятия по управлению поведением. Они проходят в форме игры. Психотерапевт помогает выбрать манеру поведения для различных ситуаций, включая общение со сверстниками, во время похода в магазин или прогулки на площадке. Таким образом удается социализировать пациента. Облегчить его контакт с другими людьми.

Также с детьми проводятся аутогенные тренировки. В ходе семейных сеансов родителям рассказывают, как правильно вести себя с ребенком и чего категорически нельзя делать. Специалист дает рекомендации по организации учебного процесса и отдыха.

Психотерапия отличается эффективностью. Однако для достижения результата необходимо длительное время посещать специалиста. Минимальный период – 2 месяца.

Медикаментозная терапия

При отсутствии эффекта в результате психотерапии и других немедикаментозных методов, пациенту могут быть назначены препараты. Чаще всего используются ноотропы, психостимуляторы, нейролептики, антидепрессанты. В каждом случае выбор, чем лечить, делает специалист. Он зависит от общей клинической картины. Найти хорошего невропатолога можно в Москве. Он сможет сделать расшифровку анализов и тестов, назначит адекватное лечение. На форумах достаточное количество отзывов о специалистах.

Медикаментозная терапия проводится на протяжении длительного периода. Периодически специалист корректирует дозировку препаратов. Может дополнять или заменять их на другие. Ряд используемых при терапии препаратов имеют побочные эффекты. Их прием приводит к ухудшению психо-эмоционального состояния пациента. В результате требуется замена лекарств на другие.

Вспомогательные методы терапии

В качестве вспомогательных методов терапии используются:

  • Физиотерапия. Пациенту может быть назначено инфракрасное прогревание, электрофорез позвоночника и шейного отдела. Процедуры направлены на улучшение мозгового кровообращения.
  • Гимнастика, упражнения в воде. Имеют общеукрепляющий и расслабляющий эффект.
  • Сеансы массажа. Направлены на улучшение кровообращения в шейном отделе, нормализацию внутричерепного давления пациента.
  • БОС-терапия. Методика предполагает использование специальных датчиков, которые закрепляются на теле ребенка и фиксируют биоритмы. Во время сеанса пациент выполняет определенные задания. При получении правильного ответа звучит звуковой сигнал или возникает картинка. Таким образом ребенок учится контролировать свое поведение.

Также возможно применение других процедур. Их назначают на основании обследования.

Как диагностируют СДВГ

Для выявления расстройства следует обратиться к психиатру или неврологу. Диагностику синдрома дефицита внимания и гиперактивности у взрослых и детей проводят на основе сбора анамнестических сведений, опроса и проведения специальных тестов. 

Основные направления диагностики:

  1. Комплексная психологическая оценка. Врач использует стандартизированные тесты и анкеты для оценки поведения, психического здоровья и когнитивных способностей взрослого или ребенка. Эти тесты помогают определить, соответствуют ли симптомы диагнозу.
  2. Наблюдение и опрос. Специалисты часто полагаются на мнение родителей, учителей или других лиц, которые могут предоставить ценную информацию о поведении ребенка и симптомах в различных условиях. Также требуется непосредственный опрос пациента.
  3. Дифференциальная диагностика. Иногда нужно исключить осложнения после черепно-мозговой травмы, неврологические расстройства и другие патологии со схожими проявлениями. Для этого специалист при необходимости назначит электроэнцефалограмму, визуализацию головного мозга или другое исследование.

Диагноз обычно ставят на основании наличия множественных симптомов в течение длительного периода времени и с учетом того, насколько существенно они влияют на повседневное функционирование и качество жизни.

Почему возникает СДВГ

Заблуждений о причинах возникновения этого синдрома много. Одно из основных заключается в том, что этот синдром целиком и полностью результат поведенческих проблем ребёнка — не так воспитали, не научили, не выставили границы. Но это не так. Повторяем, СДВГ — нарушение работы мозга.

Даже строение мозга у людей с СДВГ может отличаться — более тонкая кора, которая обеспечивает внимание и контроль за своим поведением. Также наблюдаются нарушения в выработке дофамина, который помогает мозгу переключиться с одной задачи на другую и концентрировать внимание

И когда школьник говорит, что не может сосредоточиться, он действительно не может сосредоточиться, потому что, например, мозг не обеспечил выработку достаточного количества «химии» для концентрации внимания или плохо использует её. Конечно, ошибки в воспитании могут усугубить симптомы, но не послужить причиной развития этих нарушений.

Иногда СДВГ воспринимают как расстройство замедленного созревания , так как поведение детей и взрослых с этим синдромом кажется незрелым и присущим более младшему возрасту (например, если ребёнок в 3-4 года не может долго сидеть на одном месте — это физиологическая норма, но такая же неусидчивость у школьника 8-9 лет воспринимается как нарушение поведения).

Так что же является причиной возникновения этих нарушений?

Однозначного ответа нет, но есть факторы риска, которые повышают вероятность развития СДВГ.

  1. Наследственность. СДВГ у родителей увеличивают вероятность возникновения этого же синдрома у детей. Может наследоваться как строение мозга, так и особенность выработки различных гормонов.
  2. Курение матери или отца во время беременности. Вред материнского курения очевиден, но оказывается, что курение отца, а также пассивное курение беременной женщины увеличивают риск возникновения СДВГ. Это же касается и других заболеваний, например, порока сердца .
  3. Депрессия у родителей или сильный стресс матери во время беременности также увеличивает риск развития СДВГ.
  4. Ограничения в питании во время беременности.
  5. Низкая масса тела или недоношенность , сложное протекание беременности.
  6. Общее состояние экологии . Предположительно, воздействие на организм во время беременности пестицидов, свинца или других токсинов может повлиять на формирование мозга.

Симптомы синдрома дефицита внимания

Распознать синдром дефицита внимания можно по трем характерным признакам:

Нарушение концентрации внимания. Невнимательность. Ребенку сложно сконцентрироваться на чем-то определенном. Он не может закончить начатое – дочитать книгу, выполнить домашнее задание, собрать пазл и т.д. Такие дети часто теряют свои вещи и не помнят, где их оставили. Их сложно заинтересовать выполнением задач, которые требуют усидчивости и умственных усилий. Они плохо усваивают программу обучения.
Импульсивность. Ребенку сложно ждать. В школе он выкрикивает ответ с места

При общении с людьми — часто перебивает и пытается привлечь внимание к себе. Не готов подчиняться правилам

Подвержен резкой смене настроения.
Гиперактивность. Детям с синдромом сложно спокойно сидеть на одном месте даже непродолжительное время. Они крутятся, ерзают. Также у них наблюдается нарушение сна. В младшем возрасте они мало спят или вообще не спят днем. Дети беспокойные. Они могут постукивать ногами или пальцами, перебирать в руках предметы, покачиваться. Много говорят и двигаются.

Также у детей с СДВГ могут наблюдаться неврологические проблемы и небольшие невротические нарушения – подергивания мышц, нарушение координации, нарушение восприятия, повышенная утомляемость, плаксивость и беспокойство. Они могут делать бессмысленные передвижения, когда это неуместно: вставать на уроке, передвигаться по классу или просто выходить из него, бегать, громко выражать свои мысли и т.д.

Если у ребенка наблюдается хотя бы несколько из перечисленным симптомов, его обязательно необходимо показать невропатологу. Только врач может поставить правильный диагноз и поможет скорректировать поведение.

Разделы

  • *Авторы блога
  • *Задать вопрос специалистам…
  • *Новости сообщества
  • *О сообществе
  • *Обсудим? Охотно! (форум)
  • *Спрашивали? Отвечаем!
  • >»Особые» дети
  • >Методики диагностики
  • >Развитие ребёнка
  • >Рекомендации специалистов
  • >Шпаргалка для родителей
  • Говорят дети
  • Дистанционное обучение детей-инвалидов
  • Поверь в своё дитя!
  • Почемучки
  • Развиваемся, играя
  • Родительские хитрости
  • С детьми интересно! (игры, мастерилки, развлекалки…)
  • Учимся? Легко! ВМЕСТЕ!
  • Шкатулка полезностей
  • Эврика!
  • Добавить публикацию

Последние…

  • Формирование фонетически правильной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Рекомендации по коррекции нарушений моторных функций у обучающихся с ЗПР
  • Рекомендуемый список литературы по особенностям развития детей с задержкой психического развития
  • Ребенок с ЗПР в школе. О чем надо знать взрослым.
  • Причины возникновения задержки психического развития

Архивы

  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Ноябрь 2017
  • Октябрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Январь 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Сентябрь 2016
  • Август 2016
  • Июль 2016
  • Июнь 2016
  • Май 2016
  • Апрель 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Ноябрь 2015
  • Октябрь 2015
  • Июль 2015
  • Июнь 2015
  • Май 2015
  • Апрель 2015
  • Март 2015
  • Февраль 2015
  • Январь 2015
  • Декабрь 2014
  • Ноябрь 2014
  • Октябрь 2014
  • Сентябрь 2014
  • Август 2014
  • Июль 2014
  • Январь 2014
  • Декабрь 2013
  • Ноябрь 2013
  • Август 2013
  • Июль 2013
  • Июнь 2013
  • Январь 2013
  • Декабрь 2012
  • Ноябрь 2012
  • Октябрь 2012
  • Июнь 2012
  • Май 2012
  • Апрель 2012
  • Март 2012
  • Февраль 2012
  • Январь 2012
  • Декабрь 2011
  • Ноябрь 2011
  • Октябрь 2011
  • Сентябрь 2011
  • Август 2011
  • Май 2011
  • Апрель 2011
  • Март 2011
  • Февраль 2011
  • Январь 2011
  • Декабрь 2010
  • Ноябрь 2010
  • Октябрь 2010
  • Сентябрь 2010
  • Август 2010
  • Июнь 2010
  • Май 2010
  • Апрель 2010
  • Март 2010
  • Февраль 2010

Симптомы расстройства

Сфера движения:

  • выраженное двигательное возбуждение с точки зрения крупной и мелкой моторики;
  • неспособность оставаться неподвижным даже короткое время;
  • вскакивания с места;
  • бессмысленная ходьба;
  • повышенная скорость и частая вариация движений (ощущение постоянной спешки);
  • компульсивное размахивание руками;
  • учащение мелких движений конечностей (удары ногами, громкое топтание, шевеление пальцев, постоянная работа с вещами, находящимися в пределах досягаемости рук или ног, раскачивание на стуле и т. д.);
  • бесцельный бег.

Познавательная сфера:

трудности с концентрацией внимания (неустойчивое внимание, сильно зависит от аффективных факторов);
отсутствие настойчивости в случае небольшого интереса и неспособность ощутить прямую выгоду от действия;
повышенный ориентировочный рефлекс;
поспешность;
значительная утомляемость в умственной работе и связанная с этим неравномерная работа;
поверхностное мышление;
переключение внимания с объекта на объект (неправильные, необдуманные ответы на вопросы или неправильное решение задач);
в исследованиях интеллекта некоторые авторы находят уровень «ниже ожидаемого»;
зрительно-моторные проблемы;

трудности с синтезом в мышлении;

отсутствие навыков планирования.

Трудности с синтезом в мышлении

Многие дети с синдромом дефицита внимания имеют ту или иную форму нарушения речи или языка, в том числе:

  • задержка речевого развития;
  • проблемы с артикуляцией;
  • проблемы со структурой предложения;
  • неправильное расположение звуков;
  • сложно выразить мысли и слова письменно;
  • краткосрочная память.

Эмоциональная сфера:

  • неконтролируемые, иногда очень сильные эмоциональные реакции;
  • усиление выражения чувств;
  • повышенная эмоциональная чувствительность к раздражителям окружающей среды;
  • вспышки гнева;
  • импульсивность действия.

Общие черты личности ребенка с синдромом дефицита внимания:

импульсивное действие;
желание доминировать в группе;
низкая самооценка;
периодически возникающая депрессия;
незрелое поведение;
нарушения сна: просыпается рано, трудности с засыпанием, беспокойный сон;
физическое развитие: высокий уровень физической активности;
социальное развитие: замедленное социальное развитие, трудности в установлении контактов со сверстниками, хвастаются перед сверстниками, чтобы привлечь внимание.

Как диагностируется и лечится синдром

Гиперактивность — это, вопреки распространенному мнению, не характерная особенность поведения многих детей дошкольного и школьного возраста. Это диагноз, и поставить его может только врач – невролог или психиатр — в кооперации с психологом. И этот диагноз поведенческий, а значит, его нельзя определить, сделав, например, медицинский анализ или исследование (ЭКГ, КТ или МРТ). Диагноз ставится в результате комплексной оценки специалистов, которая включает в себя наблюдение за пациентом, беседу с ним и его родителями, учителями и близкими.

Определяющими для постановки диагноза становятся сложности бытового и социального характера, трудности в обучении и повседневном функционировании, которые наблюдаются у ребенка и существенно осложняют его жизнь. Например, детям с СДВГ может быть трудно обучаться из-за неустойчивого внимания, а проблемы с развитием мелкой моторики могут мешать им развивать простейшие бытовые навыки (завязывание шнурков, застегивание пуговиц)

Воспитателям в детском саду, а затем и учителям в школе бывает трудно справляться с поведением, удерживать внимание ребенка и структурировать его активность без специальных знаний об особенностях детей с СДВГ

Чтобы помощь ребенку с СДВГ была эффективной, стоит привлекать разных специалистов: психологов, педагогов, неврологов, психиатров, школьных учителей. Методы и отдельные стратегии помощи выбираются в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его специфических трудностей. Хорошие результаты показывает комплексный подход, сочетающий когнитивно-поведенческую терапию, обучающие программы для родителей и визуальную поддержку. При необходимости врачи назначают медикаментозное лечение, но это делается далеко не всегда. Например, детям до шести лет обычно рекомендуют только поведенческие стратегии вмешательства. 

С возрастом проявления СДВГ становятся менее заметны и могут практически сходить на нет к окончанию подросткового возраста. Но дефицит внимания, импульсивность, эмоциональные нарушения, как правило, никуда не исчезают. Из-за этого, став взрослее, такие люди больше подвержены риску несчастных случаев, ДТП, разного рода зависимостям, конфликтам. Например, в молодом возрасте влияние СДВГ может приводить к увольнениям и частой смене работы. 

Татьяна Морозова
клинический психолог и эксперт фонда «Обнаженные сердца»

Многие люди с СДВГ замечают, что постановка диагноза даже во взрослом возрасте — большое облегчение. Это помогает в принятии себя, своих особенностей, трудностей и сильных сторон. На сегодняшний день существуют эффективные стратегии, помогающие человеку с СДВГ лучше осознавать и регулировать свое эмоциональное состояние, планировать дела, контролировать то, что необходимо сделать, и регулярно проверять результаты работы. Данные стратегии прежде всего используются в когнитивно-поведенческой терапии. Некоторым взрослым людям с СДВГ дополнительно помогает также медикаментозная терапия, но ее никогда не используют отдельно от когнитивно-поведенческих методов. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: