Ведущие факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание

Описание основных факторов влияющих на развитие личности: что формирует людей

Критерии развития

Из описанного выше можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:

  • усиление субъектности;
  • целостность и интегрированность в мир;
  • рост продуктивности;
  • развитие душевных (духовных) качеств и способностей.

Характерная черта зрелой личности – преодоление эгоцентризма и приобретение широкой идентичности (способность отождествлять себя с миром, обществом, ситуациями, природой; ощущение общности и понимания).

  • У детей и подростков развитие личности оценивается по характеристикам социализации и рефлексии.
  • У взрослых – по способности к самоактуализации, умению принимать ответственность и выделяться из общества, сохраняя связь с ним.

Факторы, влияющие на формирование личности

Личностное развитие каждого человека обусловлено взаимным влиянием друг на друга определенных компонентов. Так, факторы, влияющие на формирование личности, а к ним следует относить: особенности воспитания, наследственность и практическую деятельность человека, создают немалый вклад в развитии индивидуальности каждого из нас.

Факторы формирования личности человека

В настоящее время взгляды ученых относительно того, какие факторы являются приоритетными в личностном развитии, раскололись на две группы. Одни считают, что наследственность определяет будущее новорожденного, отбрасывают при этом немаловажную роль воспитания и окружающей среды. Другие же, в свою очередь, придерживаются мнения, что основными факторами формирования личности является сочетание социальных и биологических компонентов. Рассмотрим каждый из них более детально:

1. Социальная среда. Общение и деятельность, направленная на улучшение жизни общества, помогают создать для личности все условия жизни, помогая тем самым формировать познание и создать все необходимые условия для самореализации. Именно приобретение новых коммуникативных навыков свидетельствует о личностной активности человека. Но, пожалуй, негативным качеством данного фактора есть порой непреднамеренное, стихийное влияние социума на развитие каждого из нас.

2. Воспитание порой способно полностью изменить человеческую природу. Отменным считается только то воспитание, которое опережает развитие. Иными словами, ведущим фактор формирования личности, независимо от ее возраста, выступает самовоспитание.

3. Биологические факторы формирования личности:

  • биохимические особенности организма (обмен веществ и пр.);
  • предрасположенность к определенным болезненным состояниям;
  • вредное воздействие пагубных привычек родителей, родственников на развитие плода;
  • тип высшей нервной системы, передаваемый по наследству;
  • врожденные индивидуальные человеческие свойства (темперамент, от которого зависят совершаемые личностью поступки, принятые решения);
  • анатомо-физиологические особенности каждого организма (некоторые задатки способностей, передаваемые, опять же, по наследству: строение головного мозга, органов движения и чувств).

Продолжая тему о задатках способностей каждой личности, следует отметить, что их наличие еще не гарантирует, что в вас живет гений. Без ежедневного упорного труда, направленного на овладение определенными навыками, вам не удастся стать великим математиком, астрофизиком и т.п.

Направление развития

Результатом развития личности является формирование человека как физического и как социального субъекта. В связи с этим можно выделить два направления развития: физическое и социальное.

Физическое развитие

Понятие физического развития как непрерывно протекающих биологических процессов характеризуется комплексом взаимосвязанных морфологических, биохимических, физиологических и других свойств организма, а также обусловленных ими запасом физических сил.

Морфологические свойства обусловлены наследственными качествами, и активно влиять на них сложно (за исключением массы тела в целом и соотношения жировой и мышечной ткани в частности). Вряд ли человек способен целенаправленно отрастить длинные музыкальные пальцы, если у всех его предков они были короткими.

Но уже на уровне биохимии такое воздействие вполне реально (правильное питание, полноценный сон и отдых, здоровый образ жизни активно влияют на обменные процессы в организме).

Становление человека в современном обществе протекает в противоречивых условиях. С одной стороны, научно-технический прогресс дает новые возможности для развития человека, с другой — усиливаются факторы, препятствующие его полноценной физиологической адаптации (в первую очередь — малоподвижный образ жизни). Физическая культура обеспечивает развитие жизненно важных физических качеств и способностей.

Здоровье человека является основой для его трудоспособности, самореализации личности и напрямую зависит от его физического развития. Задача общества — создать условия и поддержку его членов в стремлении вести здоровый образ жизни, развивать свое физическое строение.

Социальное развитие

Социальное развитие личности построено на единстве психического, духовного и эмоционального развития.

За время жизни человек последовательно проходит разные этапы психосоциального развития и приобретает свойственный этим фазам опыт и качества:

  1. Младенчество (развивается энергичность и доверие к окружающему миру).
  2. Раннее детство (развитие волевых качеств).
  3. Дошкольное детство (формирование намерений).
  4. Школьный возраст (приобретение компетентности).
  5. Юность (развитие таких моральных качеств, как преданность и верность).
  6. Молодость (человек учится любить и выражать любовь в широком смысле этого понятия).
  7. Зрелость (активная забота о своем окружении, потомстве).
  8. Старость (достижение мудрости благодаря накопленному жизненному опыту).

Духовное развитие — это путь, который должен пройти каждый человек, чтобы осмыслить свое предназначение, развить духовную составляющую, внутренние качества и принципы.

В этом смысле средствами духовного развития являются:

  • чтение тематической литературы и размышление над ней, осмысление;
  • занятия духовными практиками;
  • занятия специфическим физическими упражнениями, укрепляющими дух — йогой, дыхательными упражнениями.

Также под духовным развитием подразумевают овладение нравственными ценностями и качествами. В связи с этим выделяют такие высшие духовные ценности:

  • общечеловеческие (стремление к гармонии, забота об экологии, изучение наследия мировой науки и культуры, содействие их развитию);
  • национальные (изучение родного языка, культуры и традиций, понятие большой и малой Родины, национальная гордость, патриотический образ жизни и общественное поведение);
  • семейные (знание родословной своей семьи, почитание семейных традиций, уважение к старшему поколению, понятие отчего дома);
  • личностные и индивидуальные (уважение жизни отдельного человека, его чести и достоинства, прав, в том числе прав ребенка).

Эмоциональное развитие личности — это процесс, в ходе которого человек учится контролировать свои эмоции и управлять ими.

Человек в своем эмоциональном развитии проходит несколько этапов:

  1. Расширение спектра переживаний, накопление эмоционального опыта.
  2. Появление осознанности переживаний. Часто выражается в художественном творчестве (стихи, музыка, живопись, сценическое мастерство) для передачи своего состояния другим людям.
  3. Приобретение способности контроля над поведением. Особое значение это имеет в отношении негативных эмоций. Эмоционально развитая личность способна адекватно воспринимать критику со стороны окружающих и действовать разумно, вопреки эмоциям.

Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемые и неуправляемые.

Развитие ребенка– означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и т.д.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми) проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.

4 стр., 1685 слов

Влияние эмоций на деятельность человека

… работы: познать влияние эмоций на человека и его деятельность. Я определил для себя следующие задачи: изучение понятия эмоций; определение роли и функции эмоций; определение … любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Актуальность данной работы определяется тем, что эмоции являются повседневным спутником человека, оказывающий постоянное влияние на все …

Взаимодействие наследственности и влияния семьи в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни

Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности

Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов — и наследственности, и среды.

Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.

Детерминанты развития

Детерминанты – факторы и условия, оказывающие ведущую роль в развитии чего-либо. В нашем случае это ведущие факторы становления личности.

Наследственность

В статье «Понятие личности в психологии: сущность и структура» мы выяснили, что феномен человека как личности подразумевает рассмотрение обоих элементов: биологического и социального. Врожденные особенности человека, то есть темперамент и конституция тела, задатки и другое, несомненно, вносят свою лепту в формирование личности.

  • Изначально в теориях о личности придерживались только этого подхода. Было принято считать, что наследственность передает гены, гены формируют гормональный фон, тот – телосложение и психику, они – придают форму личности.
  • Чуть позже стало ясно, что индивидуальные особенности вносят свою лепту, но на личностное формирование большее влияние оказывают социальные факторы.

Окружение

Личность формируется под влиянием психологии группы, с членами которой она находится на равных позициях. Окружение влияет на формировании личности через:

  • культуру;
  • установки;
  • нормы и ценности семьи, круга друзей, других социальных групп;
  • устройство страны.

Социальное окружение формирует характер, который является одним из элементов структуры личности.

Интересный факт: научно доказано, что даже порядок рождения ребенка играет важную роль в формировании личности. Так, дети, рожденные первыми и в дальнейшем имеющие брата или сестру, чаще:

  • заботятся о социальном принятии или непринятии;
  • трудолюбивы и ответственны;
  • склонны к сотрудничеству, подчинению авторитетам;
  • не стремятся нарушать правила;
  • отличаются честолюбием;
  • склонны к чувству вины и беспокойству.

Ситуация

Этот фактор стали выделять в отдельную категорию не так давно. Предполагается, что он сдерживает и социальное, и природное в человеке. Это своеобразный регулятор личности.

  • Не секрет, что некоторые ситуации диктуют стиль поведения и границы допустимого или недопустимого. Чем чаще человек оказывается в ситуации вынужденного поведения, тем проще ему потом постоянно показывать себя в таком виде.
  • Однако именно из-за ситуативности нельзя судить о личности человека изолированно.

В настоящее время предпринимаются попытки выделения конкретных ситуаций, их описания и сути влияния на личность. Но практически сделать это очень сложно. Пока для оценки личности остается необходимым иметь сведения о его поведении в различных ситуациях.

Деятельность как условие формирования личности

Основное условие формирования личности – деятельность:

  • трудовая,
  • учебная,
  • игровая,
  • общение.

Каждая деятельность специфична и оказывает определенную роль в развитии человека, отвечает его возрастным потребностям, развивает определенные компоненты личности. Подробнее о деятельности можно прочитать в статье «Деятельность человека – что это в психологии. Виды деятельности и их характеристика».

Кто такая сформированная личность

Психологией доказано, что личностью не рождаются, а становятся. Однако вопрос о том, кого можно считать личностью, так и остается открытым. До сих пор нет единого списка требований, описания свойств или классификации критериев. Но некоторые черты, свойственные сформированной личности, выделить можно.

  1. Активность. Подразумевает произвольность деятельности, умение управлять своей жизнью в любой ситуации.
  2. Субъектность. Предполагает контроль над своей жизнью и ответственность за выбор, то есть занимаемая роль автора жизни.
  3. Пристрастность. Умение оценивать окружающую действительность, принимать что-то или не принимать, то есть не быть равнодушным к миру и своей жизни.
  4. Осознанность. Способность выражать себя в общественных формах.

Движущие силы развития личности

Движущей силой развития личности являются противоречия и другие формы психологических феноменов, провоцирующих индивида к самосовершенствованию, к работе над собой. Таким феноменом может служить конфликт между вновь образовавшимися у человека потребностями и отсутствием у него возможности их удовлетворения.

Противоречия могут возникать между:

  • имеющимися способностями и потребностями более высокого порядка;
  • поведением и сознанием;
  • старыми формами взаимоотношений и новыми духовными потребностями;
  • возрастными изменениями физических способностей и их несоответствием привычному образу жизни.

Противоречия подталкивают индивида к деятельности, позволяющей выработать нужные ему свойства и качества личности. Человек активно стремится поменять что-то в своем характере, поведении, образе жизни. Наличие желаний стимулирует постановку и достижение целей. Ради этого человек может поменять социальное окружение, географическое положение, работу, получить дополнительное образование, сменить социальный статус (создать семью, подняться по карьерной лестнице), заняться спортом, избавиться от вредных привычек и приобрести полезные привычки, навыки и умения.

В случае, когда возрастные изменения меняют физические способности не в лучшую сторону, человек вынужден пересмотреть свой привычный образ жизни и найти новые способы самореализации (например, сменить активные занятия спортом на развитие духовного начала или повышение уровня интеллекта и образованности).

В каком возрасте происходит развитие личности

Психологи утверждают, что в разные периоды жизни человек развивается неравномерно. До определенного возраста дети активно учатся новому, после чего их развитие замедляет темп.

Как меняется развитие в разном возрасте:

  • В дошкольном возрасте ребенок усваивает от родителей и воспитателей общие знания, которые послужат основой для дальнейшего развития;
  • В возрасте 6-16 лет на ребенка влияют все факторы становления полноценной личности, главную роль играют воспитание и социализация. Формируются убеждения, собственное мнение и взгляды на жизнь;
  • С 17 до 26 лет наблюдаются максимальная восприимчивость к обучению, способность анализировать и делать выводы. Именно в этом возрасте человек получает высшее образование в выбранной сфере деятельности;
  • В промежутке между 26 и 30 годами процессы замедляются, наблюдаются упадок внимания, снижение памяти;
  • К 30-34 годам может произойти новый скачек в развитии, когда человек начинает осваивать выбранную профессию на практике, его мозг активно работает;
  • В 35-40 лет индивид продолжает развиваться по прежней схеме, но в замедленном темпе;
  • После 40 лет происходит снижение уровня мышления, памяти и внимания.

Обратите внимание! Возраст не может ограничить личное желание. Кто-то с 18 до 25 лет активно развивается, после чего идет на спад

Некоторые к 30 годам находят своё место в жизни, меняют работу и круг общения.

В течение всей жизни люди растут, получают новые знания и умения. В педагогике факторы развития полноценной личности – это движущие силы, способствующие реализации человека. Успешный тип личности не передается по наследству, на развитие человека в большей степени влияют воспитание и окружающая среда.

3.Влияние семьи на развитие способностей.

Окружающая среда – понятие более широкое. В него входит вся совокупность условий, в которых мы живем: культура, социум, экология, образование, семья и многое другое. Ученые разных направлений, психологи, педагоги, социологи и др., сходятся в том, что одним из основных средовых факторов, определяющих развитие способностей ребенка, является семья. Как показывают исследования в современном российском обществе семья (родители, бабушки и дедушки, другие родственники) проявляет все большую заинтересованность в развитии ребенка.

В связи с этим с особой остротой встает вопрос о том, которую роль играет семья в развитии способностей ребенка, как она влияет на этот процесс, чем может помочь в развитии интеллекта и креативности дошкольника. Можно выделить несколько факторов семейного воспитания, влияющих на развитие способностей ребенка:

  1. Позиция родителей по отношению к развитию ребенка и способы воздействия на него;

  2. Отношение к развитию способностей ребенка;

  3. Стили детско-родительских отношений;

  4. Стиль контроля и руководства ребенком;

  5. Состав семьи и отношения внутри нее;

1.Ребенок лучше всего развивается, если родители читают ему, много разговаривают, занимаются сами или посещают развивающие занятия, а также активно участвуют в жизни дошкольного учреждения. Если родители активно развивают ребенка и делают это в доступных и интересных для дошкольника формах, способности развиваются в наибольшей степени. Дети демонстрируют не только высокие достижения в интеллектуальной сфере, но и в воображении, в речи, памяти, внимании. Помимо этого у них высокая познавательная активность, что обеспечивает не только сегодняшние результаты, но и успехи в будущем, в школе, в дальнейшей жизни.

Если родители активны, но при этом направлены на акселерацию развития, стремятся раньше времени сделать из малыша школьника, читают с ним, учат писать, знакомят со сложными школьными задачами, проводят длительные занятия – способности развиваются хуже. Ребенок может демонстрировать высокий уровень осведомленности, много знать, уметь читать и считать, но его способности будут слабо развиваться. Познавательная активность у этих детей снижается, им ничего не интересно. Зачастую такие дошкольники не хотят идти в школу, основной их мотив – получение хороших отметок, а не познание нового.

2 стр., 828 слов

Развитие способностей ребенка в семье

… Ребенок, привыкший испытывать такие раздражители, не способен к целеустремленной деятельности. Развитие способностей ребенка в семье В семье все способности ребенка … Требования, которые родители предъявляют к ребенку, должны быть едины внутри семьи, и не расходиться с требованиями, предъявляемыми в образовательных учреждениях (Рис.1). Только в единстве требований, подходов и методов воспитания …

Пассивная позиция родителей – нежелание заниматься развитием своих детей, так же приводит к невысокому уровню развития способностей. Дошкольники не чувствуют потребности в познавательной деятельности, с удовольствием реализуют себя в игре, что оказывается недостаточным. У них также как и в предыдущем случае слабо развита познавательная активность. Они неуспешны на занятиях, что в свою очередь отталкивает их от дальнейшего развития.

Следовательно, наиболее благоприятной для развития способностей дошкольников является активная позиция родителей, учитывающая возрастные особенности ребенка и направленная на расширение возможностей дошкольника.

2. При положительном отношении родители всячески поощряют его интеллектуальное развитие, радуются успехам в этой области, поддерживают и творческую активность. В этом случае у ребенка появляется стимул к дальнейшему самосовершенствованию, что положительно сказывается на уровне его умственного развития. Если же родители никак не выражают своего отношения к способностям ребенка, а тем более, если высказывают недовольство тем, что ребенок отличается от других, то в этом случае у ребенка отсутствует стимул к достижению новых результатов, к стремлению познать, научиться чему-либо новому, а следовательно не происходит активного познавательного развития.

Таким образом, можно утверждать, что положительное отношение родителей к познавательному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка в этой области помогает дошкольнику развивать свои интеллектуальные и творческие способности.

3.

4.

5.

Послесловие

Р°Ã·Ã²Ã¸ÃÂøõ ûøÃÂýþÃÂÃÂø â ÿÃÂþÃÂõÃÂàÃÂÃÂÃÂôýÃÂù ø ÿÃÂþÃÂøòþÃÂõÃÂøòÃÂù, ÿÃÂþÃÂõúðÃÂÃÂøù òÃÂàöø÷ýÃÂ. ÃÂÃÂÃÂðýþòúð ò ÃÂð÷òøÃÂøø ÃÂÃÂõòðÃÂð ôõóÃÂðôðÃÂøõù ø ÃÂðÃÂÿðôþü ûøÃÂýþÃÂÃÂø.

äþÃÂüøÃÂþòðýøõ ûøÃÂýþÃÂÃÂø â ÃÂõûõýðÿÃÂðòûõýýÃÂù ø þÃÂóðýø÷þòðýýÃÂù ÿÃÂþÃÂõÃÂÃÂ. ÃÂýðÃÂðûõ õóþ þÃÂóðýø÷ÃÂÃÂàÃÂþôøÃÂõûø ø þúÃÂÃÂöõýøõ ÃÂõñõýúð, ÿþ÷öõ â ÃÂðü ÃÂõûþòõú ø þúÃÂÃÂöõýøõ.

âðúøü þñÃÂð÷þü, ÃÂþÃÂüøÃÂþòðýøõ ø ÃÂð÷òøÃÂøõ ûøÃÂýþÃÂÃÂø ÿÃÂþøÃÂÃÂþôøàò ÿÃÂþÃÂõÃÂÃÂõ ò÷ðøüþôõùÃÂÃÂòøàÃÂõûþòõúð àþúÃÂÃÂöðÃÂÃÂøü üøÃÂþü ø ûÃÂôÃÂüø. ÃÂôýðúþ ôûàÃÂþóþ, ÃÂÃÂþñàÃÂÃÂðÃÂàûøÃÂýþÃÂÃÂÃÂÃÂ, ýÃÂöýþ ýðÃÂÃÂøÃÂÃÂÃÂàÃÂÃÂðòøÃÂàóÃÂðýøÃÂàüõöôàÿþýøüðýøõü ëÃÂõñÃÂû ø ëýõ ÃÂõñÃÂû.à çÃÂþ ÿþôÃÂð÷ÃÂüõòðõÃÂ:

  • ÃÂÃÂðÃÂÃÂøõ ò öø÷ýø þñÃÂõÃÂÃÂòð, ýþ ýõ ÃÂþÃÂðûÃÂýþõ ÃÂðÃÂÃÂòþÃÂõýøõ ò ýõü;
  • ÃÂüõýøõ ÿÃÂþÃÂøòþÃÂÃÂþÃÂÃÂàø ÃÂþÃÂÃÂðýÃÂÃÂàøýôøòøôÃÂðûÃÂýþÃÂÃÂÃÂ.

àÿþÃÂûõôýõõ òÃÂõüàðúÃÂÃÂðûÃÂýþ óþòþÃÂøÃÂàýõ ÃÂþûÃÂúþ þ ÃÂþ÷øôðÃÂõûÃÂýþü ÃÂûõüõýÃÂõ ûøÃÂýþÃÂÃÂø, ýþ ø ÃÂòþÃÂÃÂõÃÂúþü ýðÃÂðûõ, ÿþô ÃÂõü ø ÿþôÃÂð÷ÃÂüõòðõÃÂÃÂàëñÃÂÃÂàÃÂòþÃÂÃÂþü öø÷ýøû.

ÃÂþ ÃÂøàÿþàýõ ÿþÃÂÃÂðòûõýð ÃÂþÃÂúð ò òþÿÃÂþÃÂõ óÃÂðýøàòûøÃÂýøàñøþûþóøÃÂõÃÂúþóþ ø ÃÂþÃÂøðûÃÂýþóþ ò ÃÂõûþòõúõ ÿÃÂø ÃÂð÷òøÃÂøø ûøÃÂýþÃÂÃÂø. ÃÂÃÂþôþûöðÃÂÃÂÃÂàøÃÂÃÂûõôþòðýøàóõýþò. ãÃÂõýÃÂõ ýõ øÃÂúûÃÂÃÂðÃÂÃÂ, ÃÂÃÂþ ò ñÃÂôÃÂÃÂõü úðúøõ-ÃÂþ ÃÂõýþüõýÃÂ, ÿÃÂø÷ýðýýÃÂõ ÿÃÂøþñÃÂõÃÂõýýÃÂüø, ñÃÂôÃÂàÃÂðúÃÂøÃÂõÃÂúø ÿõÃÂõòõôõýàò úðÃÂõóþÃÂøàýðÃÂûõôÃÂÃÂòõýýÃÂÃÂ.

çÃÂþñàôõÃÂðûÃÂýþ ÃÂðÃÂÃÂüþÃÂÃÂõÃÂàòþ÷ôõùÃÂÃÂòøõ þÿÃÂõôõûõýýÃÂàÃÂðúÃÂþÃÂþò ýð ÃÂð÷òøÃÂøõ ûøÃÂýþÃÂÃÂø, ýõþñÃÂþôøüþ ÃÂð÷þñÃÂðÃÂàúðöôÃÂù ø÷ ýøàò þÃÂôõûÃÂýþÃÂÃÂø ÃÂÃÂþÃÂüÃÂûøÃÂþòðò ÃÂõÃÂúþõ ø ÃÂþþÃÂòõÃÂÃÂÃÂòÃÂÃÂÃÂõõ þÿÃÂõôõûõýøõ.

Биологический фактор: наследственность

Определение 2

Наследственность – биологическое свойство организма передавать от родителей к детям определенные особенности и качества.

Основными носителями наследственности являются гены. Именно наследственность обуславливает то общее, что делает человека человеком, и в тоже время отличает людей между собой.

По наследству могут передаваться:

  1. Видовые признаки человека, как представителя своего рода
  2. Физические особенности свойственные человеку в зависимости от расы, пола, национальности и т.д.
  3. Физиологические особенности (обмен веществ, артериальное давление, резус-фактор и т.д.)
  4. Строение нервной системы и ее особенности
  5. Аномалии организма
  6. Предрасположенность к ряду заболеваний, имеющих наследственный характер

Наследственность необходимо отличать от врожденных особенностей человека, которые связаны с изменениями генотипа, произошедшего в результате неблагоприятных жизненных условий.

Одним из важнейших вопросов, касающихся развития личности является вопрос наследственности готовых способностей к определенному виду деятельности или же наследуются только задатки. То есть, что наследуется способности или задатки? В настоящее время установлено, что наследуются только задатки.

Определение 3

Задатки – анатомо-физиологические особенности организма человека, которые являются предпосылками развития у него способностей.

По своей сути, задатки обеспечивают предрасположенность к занятию той или иной деятельностью.

Принято различать два вида задатков:

  1. Общечеловеческие – присущи конкретно человеческому виду (строение мозга, нервной системы и т.д.).
  2. Индивидуальные – присущи определенному человеку (умственная работоспособность, строение анализаторов, коры головного мозга, отдельных органов и т.д.)

Определение 4

Способности – это индивидуальные особенности личности человека, которые являются субъективными условиями успешности осуществления различных видов деятельности

Способности отражаются быстротой, глубиной и прочностью овладения определенными приемами и способами деятельности.

Замечание 1

Высший уровень развития способностей – это гениальность и талант

Способности являются прижизненными образованиями, которые формируются на протяжении всей жизнедеятельности человека. Необходимо понимать, что наследуются только задатки, которые человек уже в процессе воспитания и обучения развивает или нет.

Таким образом, задатки являются индивидуально-природной основной способностей. Однако они недостаточны для полноценного развития способностей. Необходимо присутствие соответствующих внешних условий и адекватной самостоятельной деятельности.

Неразвитость определенных способностей, не говорит о том, что у личности нет для этого задатков, это может говорить о том, что не достаточно было направлено сил и стараний на их развитие.

В настоящее время основное внимание со стороны современной педагогики, направлено на выявление у человека, в первую очередь, специальных задатков. Специальные задатки – задатки к конкретному виду деятельности

Специальные задатки – задатки к конкретному виду деятельности.

В качестве специальных задатков можно назвать музыкальные, художественные, лингвистические, спортивные и т.д.

В процессе исследования специальных задатков, было установлено, что люди, которые ими обладают, достигают высоких результатов и продвигаются быстрыми темпами в определенных видах деятельности.

Специальные задатки могут проявляться у человека, как в детстве, так и во взрослом возрасте, важным фактором их проявления является создание необходимых условий.

Таким образом, специальные задатки наследуются из поколения в поколение. Примером тому могут быть семьи музыкантов, актеров, художников и т.п.

Среда

Среда, а именно внешние условия влияния на развитие личности, является социальным фактором. Данный фактор был недооценен приверженцами концепции биологического развития индивида. Среда включает в себя несколько составляющих, в той или иной степени оказывающих влияние на личность и ее формирование:

  • Социальная.
  • Национально-этническая.
  • Географическая.
  • Школьная.
  • Семейно-родственная.
  • Культурная.
  • Религиозная.
  • Материально-экономическая и другие.

Также среда может быть разделена на три основные группы:

Многие исследователи задаются вопросом, что формирует личность, наследственность или среда, но единственно правильным решением будет определение этих двух факторов как взаимосвязанных. Среда по своей сути является реальной действительностью, в которой происходит формирование человеческой личности. Отмечается, что в детском возрасте особое значение имеет семейно-родственная, домашняя и окружающая среда. Под воздействием этих факторов закладываются базовые нравственные и социальные качества индивида.

Наименее изученной на сегодня является искусственно созданная среда обитания и ее степень влияния на человека до конца не определена

Также не отрицается важность этой среды в современном обществе

Изучая средовой фактор влияния на становление личности человека, учитывается не только степень и характер воздействия внешних обстоятельств, но и уровень активности самого индивида, его реакция на те, или иные обстоятельства.

Формирование устойчивости личности к негативным внешним воздействиям положительно сказывается на развитии в целом. Исходя из этого, еще одним ведущим фактором в становлении человека как личности является воспитание, которое требует более детального рассмотрения.

Как влияют социализация и окружение

Социализация – процесс развития человеческой личности в соответствии с правилами поведения в обществе. Процесс социального становления начинается с раннего детства и приостанавливается, когда человек в состоянии нести ответственность за свои действия. Этот процесс не заканчивается – в течение всей жизни индивид дополняет и закрепляет свои знания.

Человек в коллективе

Общество формирует социальные стандарты и стереотипы поведения (в школе, в институте, на работе), чтобы не остаться в стороне, личность обязана усвоить эти правила. Сначала индивид приобретает общие черты поведения социальной группы, в которой он находится. Со временем вырабатываются индивидуальные черты, которые позволяют реализовать задатки и возможности, заложенные в его генотипе.

Этапы социализации на примере обучения в университете:

  1. Адаптация. Подросток попал в новую среду и изучает правила поведения;
  2. Интеграция. Поняв принципы работы, студент вливается в новый коллектив, обязуется соблюдать принятые правила;
  3. Саморазвитие. Привыкнув к новым правилам, студент начинает получать знания, развиваться;
  4. Саморегулирование. Студент самостоятельно контролирует свои действия и успеваемость.

Окружение может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на индивида. Например, если ребенок со средней успеваемостью попадает в класс с более развитыми детьми, его успеваемость вырастет в краткие сроки. В обратной ситуации, попадая в коллектив троечников, школьник перестанет учиться, и его успеваемость падает.

С возрастом человек в состоянии самостоятельно выбирать окружение, если прежняя среда его не устраивает. Какие характеристики окружения помогают развитию личности:

  • Успех. Доказанный факт – люди, которые добиваются значительных успехов, вдохновляют и заставляют развиваться остальных;
  • Уважение. Невозможно развиваться, если со стороны общества поступают оскорбления. Это правило работает для школы, работы и семьи;
  • Высокий интеллект и уровень культуры. Окружив себя умными и рассудительными людьми, человек начинает на них равняться и заниматься своим развитием;
  • Здоровье. Окружая себя спортивными и здоровыми людьми, индивид стремиться поддерживать свою физическую форму. Курильщик в компании здоровых людей со временем начинает думать о том, чтобы избавиться от вредной привычки.

Обратите внимание! Факторы, влияющие на формирование и развитие личности ребенка, во многом зависят от родителей. У детей нет возможности выбирать своё окружение самостоятельно

Они могут выбрать, с кем общаться в классе, но в какой школе они будут учиться, выбирают родители. Следует обращать внимание на то, как к ребенку относятся его одноклассники и учителя.

Роль воспитания родителями

Личность всегда формируется под воздействием множества факторов, но главную роль среди них играет воспитание. От родителей зависят, будет ли ребенок тянуться к знаниям, его сосредоточенность и желание познавать мир. В раннем детстве дети начинают усваивать правила и нормы поведения в обществе.

Семья читает книгу

Воспитание бывает стихийным (хаотичным) и целенаправленным. Стихийное воспитание находится во взаимосвязи с повседневной жизнью, знания ребенок получает методом проб и ошибок. Целенаправленное воспитание – упорядоченный процесс обучения родителями и педагогами с целью привить ребенку хорошие манеры, правила поведения и жизненные ценности.

Что влияет на успешность воспитательного процесса в семье:

  • Осознанность родителей является главным критерием успешного процесса. Супруги должны понимать цели и задачи воспитания своего ребенка;
  • Соответствие семейного воспитания с программой детского сада и школы. Зачастую желание родителей привить ребенку положительные качества совпадает с общепринятыми системами обучения, но их действия должны быть параллельными. Например, если в школе учат правилам этикета, дома они должны практически подкрепляться;
  • Семейный уклад и равенство. Супруги должны действовать сообща, воспитывать ребенка по одним правилам. Например, если мама запрещает есть сладкое, а папа – нет, ребенок не будет разбираться, каково правильное решение, а кто не прав. Мама для него будет строгой, а папа добрым;
  • Умение родителей сочетать в своем отношении любовь, уважение и строгость. Воспитание в строгости формирует в ребенке комплексы, а постоянная ласка и потакание всем желаниям делают из него эгоиста;
  • Наличие родительского авторитета в глазах ребенка. Дети должны уважать своих родителей, для этого мама и папа обязаны показывать хороший пример. Авторитет формируется, когда дети видят, как родители успешно совмещают работу и общественную деятельность. Супруги должны интересоваться жизнью ребенка, они могут указать на его ошибки и помочь их исправить;
  • Взаимоотношения родителей. Дети должны расти в семье, где супруги уважают мнение друг друга. В противном случае ребенок будет проявлять неуважение к сверстникам и учителям.

Обратите внимание! Если ребенок подвергался насилию со стороны отца или матери, в будущем он может также поступать с окружающими и стать преступником

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: