Анатомо-физиологические особенности новорожденных

Первый месяц жизни ребенка

Изменения на 1 неделе жизни

Познавать мир человечек начинает с помощью обострившихся органов чувств. Он и раньше, в утробе матери, слышал неясные звуки извне. Теперь малыш может слышать, видеть окружающий мир, осязать и обонять его, познакомиться со своими родителями (рекомендуем прочитать: когда впервые начинают видеть и слышать новорожденные дети?).

У новорожденного зрение развито слабо, он видит только крупные предметы. Зрение пока не фокусируется и все выглядит расплывчатым – таким образом организм защищается от обилия впечатлений, появляющихся сразу после рождения. Зато слух и обоняние развиты хорошо. Они появились у зародыша еще у мамы в животе.

Самое значительное изменение происходит у новорожденного в способе питания. Если раньше он получал питательные вещества из организма мамы в любой момент, теперь придется ждать, пока его покормят. В первое время ребенок почти все время находится у матери на руках и постоянно требует грудь.

Он еще не научился хорошо сосать, да и молока у мамы маловато. Его выработка в достаточном количестве наладится постепенно. Самое же главное во время кормления грудью – малыш чувствует свою физическую связь с мамой. Это его успокаивает, а не только насыщает.

Наиболее волнительный момент для молодых родителей – первое купание младенца. Если вы все сделали правильно, вода в ванночке имеет нужную температуру, кроха лежит в ней так, как ему удобно, все будет хорошо. Малыш полюбит купаться и не будет капризничать.

Рост, вес и движения

Дети в первые десять дней своей жизни теряют (а затем набирают) несколько десятков граммов — около одной десятой веса при рождении. Далее вы можете ожидать, что ребенок будет прибавлять по 20—30 граммов ежедневно, или 0,5-1 килограмму за месяц. В месяц он будет вырастать чуть меньше чем на полтора сантиметра. Здесь, разумеется, возможны варианты — все зависит от того, как он ест, и от наследственности, которая в конечном счете и определит, на кого будет похож ваш отпрыск — на балерину или на футбольного защитника. Во время каждого медицинского осмотра малыша будут взвешивать, измерять его рост и окружность головы и все эти данные занесут в медицинскую карту — они очень важны для того, чтобы сделать выводы, правильно ли развивается малыш.

В первые три месяца вы заметите, насколько сильно изменились движения младенца. Сразу после рождения он молотил и сучил руками и ногами, подбородок у него мог подергиваться, а ручки дрожать. Многие его движения до сих пор рефлекторны — например, сосание и хватание. Кроме того, вы можете наблюдать тонический шейный рефлекс: если голову ребенка повернуть в одну сторону, то рука с этой стороны сделается напряженной, а другая, напротив, расслабится, будто малыш собирается фехтовать

Если вы будете осторожно держать ребенка в вертикальном положении, поддерживая головку, а затем опустите вниз так, чтобы его ноги коснулись твердой поверхности, он сделает несколько шагательных движений. Эта «ходьба» не имеет никакого отношения к тому, как скоро малыш действительно пойдет, и так называемый шагательный рефлекс исчезает к двум месяцам

Но все же он, когда не спит и активен, будет довольно энергично работать ногами, лежа на спине или на животе.

Движения руками и ногами постепенно станут менее дергаными и покажутся вам почти осознанными. Между двумя и тремя месяцами большую часть времени кулачки малыша будут уже открыты, и он начнет подносить руки корту или к лицу, так что создастся впечатление, что он внимательно их изучает. Он еще не будет обладать достаточно хорошей координацией, чтобы точно дотянуться до интересующего его предмета, хотя и не преминет крепко зажать в кулачке ту вещь, которая сможет там уместиться. И вам придется помочь малышу ее отпустить.

В два месяца он научится настолько хорошо контролировать мышцы шеи, чтобы, лежа на спине, удерживать головку в одном положении. Он сможет ненадолго ее поднять и повертеть ею из стороны в сторону. Но правильно держать голову он научится только к трем-четырем месяцам, так что ее надо обязательно придерживать, когда вы берете его на руки и носите.

Корочки на голове

Практически все родители новорожденных деток сталкиваются с таким явлением, как корочки на голове у крохи. Они имеют вид желтоватых чешуек и очень быстро разрастаются, если их не убирать. Корочки растут с неимоверной скоростью и уже к концу первого месяца жизни вся голова крохи покрыта одной сплошной большой коркой.

Какова причина возникновения этих корочек – достоверно неизвестно даже врачам. Однако медики все же слоняются к версии об аллергической природе возникновения данного явления. Либо же, как второй возможный вариант – реакция организма новорожденного крохи на транзитный дисбактериоз кишечника, о котором пойдет речь немного ниже.

Для того чтобы избежать массового разрастания корочек, родителям придется приложить немного усилий. Примерно за пятнадцать минут до купания нанесите на кожу головы крохи немного кипяченого масла, предварительно остудив его до комнатной температуры, а после деньте на кроху теплый чепчик. Купая малыша, протрите головку мягкой губкой, а после слегка потрите полотенцем – большинство корочек легко отваливаются. Только не стоит слишком сильно усердствовать и сдирать корочки с головы насильно – под ними могут быть ранки.

Сроки

Вес новорожденного ребенка

Потеря веса новорожденного ребенка является очень популярным поводом для панического страха огромного количества молодых мамочек. Примерно на вторые сутки медики диагностируют у новорожденного ребенка значительную потерю массы тела – примерно около пяти процентов. Разумеется, что мама не может не переживать за своего кроху, однако на самом деле эти опасения практически во всех случаях абсолютно беспочвенны – вес новорожденного ребенка очень быстро вернется в норму.

Объясняется эта потеря веса достаточно просто. Кишечник ребенка полностью освобождается от мекония, который, как уже говорилось, очень плотный и имеет достаточно большую массу. А, кроме того, в первые несколько суток ребенок чрезвычайно мало ест, что также отражается на массе его тела. Однако подобная потеря является абсолютно нормальным физиологическим весом и не должна служить поводом для беспокойства.

Кстати говоря, очень многие мамы постоянно задают один и тот же вопрос. Как правильно считать прибавку веса? От того веса, который был при рождении или же от веса при выписке из родильного дома? Врачи отвечают на данный вопрос однозначно – от веса при рождении, а на вес при выписке вообще не стоит обращать особого внимания, если потеря веса не превышает 10 %.

Каковы особенности новорожденного ребенка?

Сразу после рождения нельзя не заметить физиологические особенности новорожденного ребенка. Первый крик малыша запускает работу многих систем, которые до этого момента находились в состоянии ожидания. Они не могут сразу начать работать в полную силу, для этого требуется время. Рассмотрим, каковы же основные физиологические особенности новорожденного:

  • Кожа ребенка при рождении нежная и тонкая. Ее отличительной особенностью является повышенная чувствительность, поэтому раздражения и ссадины на коже малыша не редкость. К моменту рождения младенец имеет хорошо выраженный подкожный жировой слой. Кожа пронизана большим количеством капилляров, поэтому ребенок быстро краснеет при перегревании или крике.
  • Система терморегуляции сразу после рождения еще не развита. Это приводит к тому, что малыш быстро перегревается, или, наоборот, остывает. Определить, тепло или холодно малышу, можно по внешнему виду его кожных покровов. Если ребенку холодно, кожа бледнеет и покрывается мелкими пупырышками, если же ему жарко, то на коже может выступать мелкая испарина. Нужно сказать, что новорожденный гораздо хуже переносит перегрев, чем переохлаждение.
  • Мышечно-связочный аппарат у новорожденного также еще не развит. Наблюдается ограничение двигательной активности, сгибательно-разгибательные мышцы постоянно напряжены, поэтому ручки и ножки младенца все время находятся в полусогнутом состоянии. Ребенок не может держать головку, а первые несколько месяцев после родов стремится принять позу, в которой находился в утробе матери.
  • Еще одной анатомо-физиологической особенностью новорожденных детей является рыхлость костной ткани, хотя скелет к моменту родов уже полностью сформирован. В результате этого кости ребенка мягкие и легко деформируются. Некоторые кости представляют собой хрящи и лишь со временем они укрепляются и становятся столь же прочными, как у взрослого человека.
  • Строение черепа – одна из наиболее заметных анатомо-физиологических особенностей новорожденного. Он состоит из отдельных костных долей, которые соединяются между собой мягкой тканью. Такое строение позволяет головке малыша легко пройти сквозь родовые пути. На темени и в лобно-теменной области черепа находятся так называемые «роднички», представляющие собой впадины, закрытые мягкой тканью. По мере роста малыша они закрываются костной тканью. Малый родничок закрывается к 7-8 месяцам, а большой к году.
  • Система кровообращения новорожденного испытывает большую нагрузку, чем у взрослого человека. Частота сердечных сокращений ребенка в спокойном состоянии составляет 120-140 ударов в минуту, а во время крика может повышаться до 160-180 ударов в минуту.
  • Анатомо-физиологические особенности новорожденного затрагивают также и органы дыхания малыша. Гортань и носовые ходы выстланы слизистой оболочкой, насыщенной кровеносными сосудами. При этом гортань и носовые ходы короткие, что делает их очень чувствительными к воздействию холода и тепла. Рыхлая слизистая быстро разбухает, что вызывает отек и затрудняет дыхание малыша. Дыхание новорожденного чаще, чем у взрослого примерно в 3 раза. Так, малыш делает от 40 до 60 вдохов в минуту, в то время как взрослый человек всего 18-20 вдохов.
  • Отличается по своему строению и желудочно-кишечный тракт новорожденного. Пищевод у малыша короткий, а размер желудка равен размеру сжатого кулачка ребенка. У детей плохо развит клапан, расположенный между пищеводом и желудком, что приводит к частому забросу пищи из желудка в пищевод, который проявляется у малыша в виде срыгиваний. Тонкий кишечник малыша длинный, но его стенки отличаются проницаемостью для разного рода токсических веществ. Поэтому малейшие нарушения в питании приводят к возникновению проблем.

Особенности развития новорожденного ребенка

Основная роль или так называемая доминанта, на ранних этапах развития новорожденного ребенка принадлежит сенсорным ощущениям, т.е. полному телесному контакту. Как известно, восприимчивость к прикосновениям наиболее развитое чувство у новорожденных из всех существующих

Именно поэтому так важно общаться с ребенком не только при помощи слов и жестов, но и путем касания, обнимания, поглаживания и прочих тактильных приемов

О том, что тактильное общение играет основополагающую роль в нормальном развитии новорожденного, досконально описано в довольно жестоком эксперименте, поставленном четой Деннисов. Это исследование стало основополагающим в изучении психологии взросления. Оно заключалось в наблюдении за двумя девочками-близняшками, находящимися в полной автономии от социального вмешательства. План был такой: на протяжении 14 месяцев строго ограничить контакты детей как друг с другом, так и с окружающим миром. Комната, в которой находились девочки, имела окно с видом на небо и крону близрастущего дерева и мебель, зато в ней не было украшений и игрушек. За время эксперимента (с 1-го по 15-ый месяц) супруги Деннис входили в комнату только для ухода за новорожденным, ограничив или исключив вообще словесный контакт. Чтобы малыши не видели друг друга, между кроватками была сделана специальная перегородка.

Процесс принятия пищи, к сожалению, описан не так подробно, как хотелось бы. Однако, известно, что кормили малышей, держа их на руках, а так же использовали поглаживания и щекотку. Появление каждого нового действия у детей тщательно фиксировалось.

За период исследования их возникло 154, и по сравнению с другими 40 новорожденными, которые воспитывались в обычных социальных условиях, особого отставания в развитии замечено не было. Сомнения вызывали только три навыка: дети неуверенно хватали находящийся в подвешенном состоянии предмет, сидели не без поддержки и не очень твердо стояли на ногах. Исправление возникших проблем не заняло, однако, много времени: для полного восстановления оказалось достаточно простого комплекса упражнений. Впоследствии сестры не просто хорошо развивались, но по-настоящему эмоционально были привязаны к тем, кто их воспитывал.

Развитие детей по месяцам

Эритема новорожденных

Порой у новорожденных малышей встречается такое явление, как физиологическая эритема. Характеризуется эритема покраснением кожи, которое вызывается тем, что сосуды у крохи значительно расширяются, а приток крови усиливается в разы. Характерный красный оттенок кожа начинает приобретать уже в первые часы после родов. Нарастание красноты продолжается несколько дней, достигая своего пика на вторые – третьи сутки.

Физиологическая эритема не требует ровным счетом никакого лечения и проходит самостоятельно, примерно к 7 – 10 дню жизни новорожденного малыша. Единственное, что врачи рекомендуют делать молодым мамам, это ежедневно выкладывать раздетого малыша для принятия воздушных ванн. Ванна должна длиться примерно 60 минут, но рекомендуется разделить это время на 4 приема.

Обязательно следите за температурой окружающей среды – помните о том, что она должна быть не ниже +20 градусов. Система терморегуляции новорожденного еще незрелая и несовершенная, поэтому при низкой температуре воздуха не исключена возможность переохлаждения крохи и, как следствие, малыш может заболеть.

Токсическая эритема встречается немного реже, но также достаточно часто. Токсическая эритема характеризуется появлением на коже новорожденного ребенка красных прыщиков, напоминающих пузырьки, с жидким содержимым внутри. Как правило, токсическая эритема не является самостоятельным заболеванием, а возникает как осложнение физиологической эритемы новорожденных. Как правило, такое осложнение возникает в том случае, если ребенок перегревается, или же происходит раздражение кожи, например, сильным растиранием полотенцем.

При токсической эритеме, также как и при физиологической, врачи назначают новорожденному крохе воздушные ванны. Кроме того, очень полезны ванночки с раствором марганцовки. Но ни коем случае не пытайтесь самостоятельно диагностировать и лечить данное заболевание. Опасность токсической эритемы заключается в том, что очень велик риск возникновения на ее фоне пиодермии. Пиодермия характеризуется появлением на коже многочисленных гнойных высыпаний.

В роддоме

Хорошо, если малыша после рождения сразу отдадут маме. Тогда он снова услышит стук любящего сердца, почувствует знакомый запах, услышит родной голос. Мама прижмет кроху к себе, сразу станет тепло и спокойно. А если унесут далеко от мамы на долгое время, тогда в первые дни новорожденному придется туго. Как справиться одному со всеми изменениями?

К счастью, многие роддома перешли на систему “мама с ребенком”. По этой системе первые дни жизни новорожденного проходят рядом с мамочкой. Сразу после рождения его кладут ей на живот, а потом крошка и мама находятся в одной палате. В итоге малыш не получает стрессовой ситуации, как раньше, когда все новорожденные лежали в детской палате и на кормление их приносили по часам.

По новой системе мать прикладывает малыша к груди не тогда, когда принесут, а как только он проголодается. Это правильно по медицинским показателям и психологически комфортнее маме и ребенку. У новорожденного не возникает стрессов, ведь его не переносят в другое помещение. И мама может держать свое счастье на руках. В результате лактация появляется быстрее, обильнее, а молочко – полезнее.

Характеристика младенчества в разных психологических школах

Изучение формирования психических процессов у детей позволило понять принципы и закономерности становления мышления, восприятия личности ребенка. Многие концепции и исследования легли в основу современных методик раннего развития и воспитания.

Культурно-исторической теории

В теории Выготского младенец рассматривается, как максимально социальное существо. Это связано с его беспомощностью — без содействия родителей он не может взаимодействовать с миром. Основа психической жизни в первый год жизни — взаимодействие с матерью, другими родными. При этом младенец активный участник этого взаимодействия. Он влияет на поведение матери и других взрослых в его окружении.

Еще один адепт культурно-исторической теории Эльконин предложил рассматривать младенца и его психическое развитие в системе «ребенок в обществе». В ее рамках окружение и малыш не рассматриваются отдельно и изолированно, они воспринимаются как единая система.

Психоанализ

Основоположник теории Фрейд наделял младенцев врожденными влечениями (инстинктами). Именно их удовлетворение, по его мнению, становится основным движущим стимулом поведения младенца, да и взрослого впоследствии.

Теория выделяет несколько этапов развития, которые происходят последовательно. Дети с рождения до полутора лет пребывают в оральной стадии. Это связно с тем, что наибольшее наслаждение они получают от кормления, сосания груди. Таким образом, Фрейд определяет центр удовольствия в области рта.

Эриксон дополняет теорию, рассматривая весь комплекс общения с матерью или взрослым, заменяющим ее. Доброта, забота, отзывчивость к нуждам малыша формируют у него доверие к миру. Отсутствие психологического контакта приводят к обратному, настороженному отношению. И тот и другой сценарий отражается на дальнейшей жизни ребенка, да и взрослого.

Психогенетика

Рассматривает психическое развитие и поведение с точки зрения влияния наследственности и окружения. Один из ведущих авторов теории Пиаже главную роль в формировании психики отводил интеллекту. От его развития зависит быстрота и полноценность адаптации к окружающей среде. Теория дала миру близнецовый метод анализа влияния генетики и среды на развитие. Психогенетика не учитывает личные мотивы, потребности, чувства.

Бихевиоризм

Теория рассматривает поведение, как объективный феномен развития психики. Оно формируется за счет так называемого социального научения. Его определяет среда, которая основной источник психического развития человека. Исследованию подвергается только поведение, без учета эмоций, интеллекта. Основоположник теории Уотсон во главу угла ставил психический уход за младенцем. Он определял его, как более важный, нежели физический. Ведь именно он формирует характер и поведение. Под психическим развитием он понимал приобретение новых связей между стимулами и реакциями на них, умений, форм взаимодействия с окружающим миром.

Гештальтпсихология

Теория полагает, что психика младенца формируется по мере вызревания гештальтов. Они формируют постоянство и осмысленность тех или иных психических процессов. Так у младенцев впервые месяцы жизни есть только смутный размытый образ взрослого, ухаживающего за ним. Ближе к полугоду формируется более полный и отчетливый портрет.

Развитие новорожденного по месяцам

Первый месяц развития новорожденного

Положение ребенка очень похоже на то, в котором он находился в утробе: конечности согнуты, ладошки сжаты в кулачки, голова «смотрит» в бок, чтобы можно было дышать. Если новорожденного перевернуть на живот, то он некоторое время пытается поднять и повернуть головку, однако эти попытки пока безуспешны. Такие вещи как хватание, сосание или вздрагивание при резких звуках проявляются очень сильно. Фиксирование взгляда на поднесенном предмете осуществляется на несколько секунд при условии, что предмет находится на расстоянии около 35 см. Появляется способность узнавать родные лица и голоса и реагировать на них, ведь лицо человека – это первый атрибут, который ребенок начинает различать.

Второй месяц развития новорожденного

Положение на животе приобретает новые оттенки: ребенок может опереться на предплечья или ручки, приподнимая тело на несколько сантиметров. Фиксирование лиц и предметов происходит уже увереннее. Узнавание родных голосов и обличий сопровождается улыбкой, что является свидетельством нормального психологического развития ребенка. Проявление эмоций, появление отдельных звуков и определенных движений знаменует окончание периода новорожденности и начало младенчества, ходя медицина, считает этот этап завершенным с первым приростом веса (после 10 дней жизни).

Впереди еще много интересных и развивающих статей! Не пропусти!

Рубрика: Психология воспитания

Общение младенцев со взрослыми

Первый год жизни ребенок полностью зависит от окружающих взрослых. Его базовая потребность — чувство защищенности. Именно это ощущение дает малышу понять, что с ним все в порядке, нет угроз. Если эта потребность удовлетворена полностью, он открыт к миру, готов к полноценному контакту с ним.

В психологии для этапа младенчества введено понятие «Диада мать-дитя» или «Пра-мы». Оно определяет психическую общность младенца и заботящегося о нем взрослого. Ребенок в этот период не осознает себя, неспособен не только выделить свое Я, но и собственные конечности воспринимает как посторонние предметы. Поэтому взрослый становится центром взаимодействия с ребенком и ребенка с миром.

Для первого полугодия характерно ситуативно-личностное общение между младенцем и мамой. Оно проявляется как комплекс оживления, который знаменует завершение кризиса новорожденности

Для него характерно сосредоточение взгляда на лице мамы, приветственная улыбка, активные движения, привлекающие внимание взрослого. Это исключительно эмоциональное общение

Доброжелательность мамы к малышу в этот период — залог нормального психического и когнитивного развития в дальнейшем.

Для второй половины периода характерно ситуативно-деловое общение. Оно закладывает основы предметной деятельности. Ребенок переходит на этот этап после того, как научится хватать предметы. В процессе контакта со взрослым он использует не только мимику и звуки, но и жесты, позы, различные вещи. Он может показывать, приближать, удалять, бросать, требовать какую-либо игрушку. Малыши начинают испытывать потребность в совместной с мамой деятельности.

В этот период происходит формирование привязанности. Она является залогом психологического здоровья малыша. Выделяют три этапа ее становления:

  1. Младенец ищет контакт и близость с любым взрослым в поле зрения.
  2. Начинает отличать «своих» от «чужих».
  3. Формируется привязанность к наиболее значимым взрослым.

Именно полноценное общение с младенцем позволяет ему успешно развиваться физически, психически, умственно.

Зрение

В течение первых нескольких недель ребенок лучше фокусирует взгляд на предметах, находящихся в 20—40 сантиметрах от его лица. Вы можете обнаружить, что он, вытянув руку, внимательно рассматривает свой кулачок. Он будет отдавать предпочтение изучению простых, контрастных, черно-белы) объектов, таких как полоски, клетки или спирали, или же склоненному над ним лицу. Он может напряженно всматриваться в маленькое небьющееся зеркальце, прикрепленное к его кроватке. Но его любимыми предметами для подробного изучения станут лица, находящиеся сантиметрах в тридцати от его глаз. Несколько недель он не будет отвечать на улыбки, но видеть их ему просто необходимо, и чем больше, тем лучше.

Поначалу младенец сможет следить глазами за каким-то предметом очень недолго. Потренируйте его, приблизив к нему лицо или какой-то яркий предмет и медленно двигая им из стороны в сторону. Где-то месяца в два он уже сможет останавливать взгляд на привлекательных для него объектах. Его заинтересуют более сложные формы, и он сможет достаточно хорошо держать головку, чтобы сосредоточиться на простых, контрастных предметах, развешанных перед ним в кроватке. К трем месяцам он начнет различать предметы, находящиеся дальше, и узнает вас с расстояния в несколько метров.

Когда минуют первые недели, малыш станет различать цвета. Поначалу он отдаст предпочтение ярким, очень контрастным расцветкам. Как ни забавно, но мягкие тона, которые обычно используют при оформлении детских комнат, на первых порах младенцу совершенно неинтересны. Должно пройти несколько месяцев, прежде чем его цветовое зрение окажется настолько развитым, что он станет различать всю палитру цветов и все многообразие оттенков.

Время от времени все дети, учась следить взглядом за движущимися предметами, слегка косят. Но если окажется, что ребенок часто косит по достижении им шести месяцев, нужно показать его педиатру и офтальмологу. Если глаза малыша постоянно посылают мозгу два изображения, а не одно, и мозг их не согласовывает, то в результате у ребенка разовьется амблиопия, или «ленивый глаз» (отсутствие бинокулярного зрения).

3 недели

Малыш по-прежнему спит большую часть времени, кушая до 12 раз за сутки, поскольку размер его желудка чрезвычайно мал. К возрасту 20 дней младенец прибавит еще примерно 150–200 г, подрастет на несколько мм. Суточная норма молока в этом возрасте равна пятой части веса крохи, и такой она останется еще три недели. Кстати, сейчас младенец начинает срыгивать, т. к. пищеварительная система перестраивается на новый тип питания. Стул ребенка обретает более выраженную консистенцию и маслянисто-молочный запах. При искусственном вскармливании он имеет зеленоватый или коричневый оттенок и более резкий запах, частота опорожнения кишечника в этом случае в несколько раз меньше.

Активность ребенка постепенно растет. На этой неделе к вечеру начинает проявляться раздражительность из-за большого количества дневных впечатлений. Лучшим способом снять напряжение становится плач (теперь более резкий). Обостряется обоняние и реакция на звуки (учащаются пульс и сосательные движения, малыш замирает, может моргать или вздрагивать)

Важное значение имеет осязание. У ребенка должна быть возможность постоянно касаться разных поверхностей телом и конечностями

Что сейчас умеет кроха? Держать головку около 10 секунд, цепляться за пальцы взрослых, пытаясь подтянуться, лежать на животике, поворачивать головку на звук, улыбаться (правда, пока еще рефлекторно), ненадолго останавливать взгляд на крупном предмете или лице мамы, улавливая ее эмоции. У младенца появляется первая мимика и первые воркующе-чмокающие звуки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: