Модель сенсорного воспитания дошкольника с речевыми дефектами
Сенсорное воспитание детей с различными речевыми патологиями реализуется на основании специальной программы, включающей коррекционные мероприятия по устранению или сглаживанию речевого нарушения и активизации сенсорного восприятия.
Период сенсорного обучения ребенка с речевыми отклонениями является более длительным и трудоемким. Дети совершают множество ошибок при назывании признаков объектов. Они не могут легко перенести сенсорные эталоны, которые они выучили, на реальные объекты. Это требует длительной отработки, выполнения большого количества тренировочных упражнений.
Модель сенсорного воспитания дошкольников с речевыми нарушениями может быть представлена, как процесс познания дошкольником свойств объектов через их восприятие в движении. Это означает, что для восприятия активизируется работа двигательного анализатора. Процесс восприятия становится реальным действием, реализуемым ребенком для познания свойств объекта.
Восприятие объектов осуществляется в несколько этапов:
- Проведение визуального осмотра объекта: ребенок обводит глазами контур объекта.
- Очертив объект визуально, ребенок сравнивает его с формами, которые ему известно и относит данный объект к одной из форм.
- Разделение объекта на части и визуальный осмотр с очерчиванием контуров каждой части.
- Определение пространственного расположения каждой части объекта по отношению к его основополагающей детали: расположен «выше», «левее», «справа», «сбоку» и т.д.
- Знакомство с цветовой гаммой объекта и его частей. Ребенок называет цвет всего объекта и каждой его части. Если имеется преобладающий цвет, то это стоит отметить, а также обозначить все цвета и оттенки, имеющиеся у данного объекта.
- Определение пространственной ориентации, рассматриваемого объекта.
Данная модель ориентирована на развитие сенсорного восприятия у детей с хорошо развитым визуальным восприятием. Если имеются отклонения в данной области, то следует обводить контуры объектов, посредством тактильного восприятия.
Замечание 1
Все занятия проводятся в игровой форме и включают в себе логопедическую коррекцию имеющегося речевого дефекта.
Слайд 16Физическое воспитание: третий год обучения (возраст детей и 6-7 лет)Построение: в
шеренгу с равнением; в колонну по одному с равнением, в круг маленький и большой.Ходьба: в колонне; с предметами в руках; с изменением положения рук с предметами и без них; и т.д.Бег: в различных направлениях; с огибанием предметов; «змейкой»; со сменой темпа; зрительному и словесному сигналам; бег в чередовании с ходьбой до 2,5 мин.Прыжки на месте; с поворотами; с продвижением вперед друг за другом;Общеразвивающие упражнения без предметов. Одновременные и попеременные круговые движения рук; разнообразные упражнения сидя, лежа на животе и спине, и т.д.Равновесие. Ходьба по рейке гимнастической скамейки, наклонной доске приставным шагом, на носках, перешагивание через различные предметы, и т.д.Упражнения для формирования правильной осанки. Лежа на животе, разведение рук в стороны с одновременным подниманием ног; движение плавца из положения лежа на животе; и т.д.Подвижные игры с бегом, прыжками, ползанием и лазаньем, бросками и ловлей.
Особенности сенсорного развития ребенка с речевыми дефектами
Сенсорное развитие имеет важное значение в дошкольном возрасте. Оно определяет эффективность подготовки дошкольника к дальнейшему этапу его жизнедеятельности – обучению в школе, поскольку сенсорное развитие отвечает за эффективность восприятия окружающего мира
Сенсорное развитие реализуется в течение всего дошкольного этапа. При этом, оно имеет свои особенности становления в разные возрастные периоды.
Что касается детей с речевыми дефектами, то их сенсорное развитие отличается рядом специфических черт. К ним относятся:
- Снижение темпов восприятия окружающего мира;
- Неточное восприятие, обусловленное сбоями в работе визуального и тактильного восприятия, вызванными речевыми отклонениями;
- Исследование объектов окружающего мира приобретает длительный и затруднительный характер. Исследование объектов осуществляется на основании ряда практических действий, совершения большого количества ошибок;
- Несвоевременное формирование эталонных представлений: трудности освоения оттенков цвета, параметров величины объектов: высота, глубина, длина;
- Полноценный образ объекта, целостное восприятие его свойств формируется в сознании дошкольника в замедленном темпе;
- Плохо развитая способность определения свойств объектов на основе тактильного восприятия: ребенок практически не может правильно сформировать представление об объекте, который он не видит;
- Сложности визуального восприятия объектов окружающего мира, находящихся в нестандартной обстановке;
- Проблемы пространственного ориентирования, подлежащие быстрой компенсации.
Сенсорное развитие дошкольника с различными речевыми патологиями приобретает неравномерный характер. Оно отстает от своего нормального развития и не активизируется в сензитивные периоды. Это требует организации системы воспитания, ориентированной на сенсорное развитие дошкольника в условиях наличия того или иного речевого дефекта.
Динамика показателей физической подготовленности неслышащих детей старшего дошкольного возраста
В процессе физического воспитания неслышащих детей старшего дошкольного возраста необходимо отводить наибольший объём от всех проводимых упражнений на коррекцию наиболее отстающих физических способностей. Комплексная программа адаптивного физического воспитания заключалась в том, что помимо реализации занятий по физическому воспитанию в урочное время, нами проводились занятия физкультурно-оздоровительной направленности с использованием универсального спортивного комплекса, а также лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия во внеурочное время и мероприятия по рациональному питанию. Был чётко определен недельный микроцикл занятий и мероприятий.
Выявлено, что у неслышащих детей старшего дошкольного возраста, занимавшихся по данной программе, реализующей комплексный и мультидисциплинарный подход при решении оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач физического воспитания, произошли положительные изменения в уровне базовых физических способностей по всем тестируемым показателям.
Неслышащие дети старшего дошкольного возраста экспериментальной группы показали наилучшие результаты по сравнению с результатами неслышащих детей контрольной группы. Также, в результате проведённого педагогического эксперимента доказано, что показатели уровня физической подготовленности у неслышащих дошкольников старшего дошкольного возраста экспериментальной группы лучше показателей уровня неслышащих детей старшего дошкольного возраста контрольной группы. Средние показатели уровня физической подготовленности неслышащих детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп, полученные с использованием экспертной системы «Лонгитюд» близки по значению со средними показателями, полученными при использовании тестов общероссийской системы мониторинга физического развития детей, подростков и молодежи и определения ловкости. 1
Анализ научно-методической литературы и педагогическое наблюдение позволяют утверждать, что в программе физического воспитания неслышащих дошкольников не учитывается тенденция к ухудшению физического развития и физической подготовленности неслышащих детей дошкольного возраста и не уделяется достаточное внимание комплексному и мультидисциплинарному подходу. 2
Предварительные исследования, проведённые с 2001 по 2006 год, показали низкий уровень физической подготовленности неслышащих детей старшего дошкольного возраста (уровень ниже среднего — 66%, средний уровень — 33%, уровень выше среднего — 1%). 3. Компьютерная экспертная система индивидуального сопровождения развития «Лонгитюд» позволяет объективно оценить физическую подготовленность неслышащих детей не только качественно, но и количественно, а также эффективность мероприятий комплексной программы адаптивного физического воспитания неслышащих детей старшего дошкольного возраста. 4. В процессе исследования и реализации комплексной программы адаптивного физического воспитания неслышащих детей старшего дошкольного возраста подтверждена эффективность мультидисциплинарного подхода, который включает в себя: — взаимодействие всех специалистов и родителей; — междисциплинарный осмотр и тестирование детей специалистами; — составление и выполнение индивидуальной программы развития ребёнка. 5. Экспериментальная комплексная программа адаптивного физического воспитания неслышащих детей старшего дошкольного возраста позволила достоверно улучшить физическую подготовленность детей экспериментальной группы по всем показателям (Р 0,001): скоростная способность, гибкость, скоростно-силовая способность, сила, ловкость.
Разновидности игровых упражнений, применяемых в сенсорном воспитании
Чтобы познакомить ребенка с различными свойствами объектов, применяются следующие игры:
- «Железный и деревянный». Данная игра ориентирована на различение формы объектов и материалов, из которых они изготовлены. Для этого, детям показываются объекты, выполненные из дерева, металлов, бумаги и т.д. Ребенок осматривает, ощупывает их, запоминая свойства. Затем, он должен назвать эти свойства по названию объекта. Например, ложка – железная, стакан – стеклянный;
- «Художники». Данная игра ориентирована на формирование восприятия форм объектов. Педагог закрывает глаза ребенку и рисует у него на руке объект определенной форме. Ребенок должен угадать, что это за объект или, хотя бы, назвать его форму;
- «Поиск объекта по признакам». Дети ищут объекты, расположенные в комнате на основании признаков, названных воспитателем;
- «Разложение объектов по цветам». Игра направлена на развитие навыков цветового восприятия. Детям предлагает разложить все игрушки или иные объекты в несколько коробок по цветам;
- «Прятки». Игра направлена на формирование навыков пространственной ориентации объектов и различение их форм. Для игры используются фигуры из бумаги разных размеров и форм. Даются задания на прятанье объектов. Например, маленький круг спрятался за большой треугольник.
Слайд 17Игры для детей с нарушением слуха«Поймать Бармалея» —сюжетная играЦель: развитие равновесия,
ловкости, воли и координации коллективных действий.Количество участников произвольно.(Задача играющих: преодолеть все «препятствия» (пройти, проползти, пролезть, удержать равновесие) всей командой)«Месяц»Цель: развитие внимания, мышления, закрепление знаний.Играющие рассчитываются на 1—12 (соответственно количеству месяцев в году) (Задача играющих: ведущий называет, например, — цифру «пять» — игрок или игроки с соответствующей цифрой хлопают в ладоши и произносят название месяца; ведущий называет, например, «июнь», игрок или игроки, соответствующие номеру «6», хлопают в ладоши)