Якоря для ориентации в пространстве
Часто таким «якорем» становится ведущая рука. Дошкольнику (или ученику) говорят: «Ты держишь ложку (карандаш, ножницы), допустим, в правой руке. Значит, другая рука будет левая».
Такой способ срабатывает не у всех. Среди моих воспитанников был мальчик, прекрасно знавший, что он левша. Но при этом путал правое и левое. Тогда ему на левую руку была повязана красная шерстяная нитка. Мальчик носил нитку до тех пор, пока накрепко не запомнил «справа и слева». Девочке вместо нитки можно надеть браслетик. Девчонки обожают разные «фенечки». Только надо следить, чтобы браслет не снимался.
Ещё одним «якорем» для детей предшкольного возраста может стать сердце. Этот приём я подсмотрела у логопеда. Мы говорим малышу: «Положи ладошку на грудь и найди, где стучит сердце. Запомни, сердце всегда слева. Рядом с ним все левое: рука, сторона тела»
Нейроигры в работе с дошкольниками
Организация: МБДОУ д/с к/в №1
Населенный пункт: Краснодарский край
Нейропсихологические игры — это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизации речи и помогают сделать взаимодействие правого и левого полушария гармоничным. Они полезны и для гиперактивных детей, и наоборот, чересчур медлительных и пассивных. Особенно активно это нужно
делать в дошкольный период.
Для детей важно движение. При выполнении определённых физических действий в ходе нейроигр‚ и образуются эти нейронные связи, направленные на развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё. тело; развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве; происходит работа над гармоничным взаимодействием полушарий; активизация речи; работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания, повышение продуктивной работоспособности
тело; развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве; происходит работа над гармоничным взаимодействием полушарий; активизация речи; работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания, повышение продуктивной работоспособности.
А значит соответственно, повышается способность к обучению. С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:
Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, буквы, цифры. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем.
Преимущества использования нейронгр и упражнений:
1. Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.
2.Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность
точно направлять движение)
3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног.
4
Развивается слуховое и зрительное внимание
5. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на
ряд задач, и др.
Такие упражнения полезны и детям и взрослым
Виды нейропсихологических игр и упражнений:
Игра «НейроЛадошки»
Под диктовку ребенку необходимо показывать нужные объекты левой или правой рукой. Дотрагиваясь соответствующим пальцем руки, как на картинке Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит, местоимения, синонимы и т.д. Можно играть всем классом или группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем.
Игра « Нейропризнаки»
Одновременно двумя руками находим одной рукой все красные, круглые, маленькие объекты, и зачеркиваем их линией. А другой рукой находим всежелтые, овальные, большие объекты, отмечая их точками.
«Нейротаблица на внимание»
В данной игре необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит, местоимения, синонимы и т.д. Можно играть всем классом или группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем.
Упражнение «Нейроритмика»
Цель упражнения: переключение внимания, умение слушать и держать темп.
Объекты и движения могут быть абсолютно разные. Можно играть всем классом или группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем.
Приложения:
- file0.docx.. 4,7 МБ
Опубликовано: 24.10.2022
Ориентировка в пространстве с помощью игр
«Далеко — близко»
Можно играть в любом месте. Гуляя, рассматривайте предметы вокруг и определяйте, что далеко (высоко, впереди, слева), а что близко (низко, позади, справа). Для детей постарше задачу усложним: что изменится, если повернуться на 90, 180 градусов.
«Дотронься до…»
Популярное у многих логопедов упражнение на ориентировку в схеме тела. Упражнение малой подвижности, поэтому играть можно практически в любых условиях. Ведущий даёт задания:
- дотянись правой рукой через голову до уха слева,
- почеши левой рукой ногу слева,
- надуй щёку справа и т.д.
Задания трудные, несмотря на кажущуюся лёгкость. Не каждый взрослый сможет быстро сориентироваться. Но тренировка полезна, так как развивается не только пространственная ориентация, но и разные стороны внимания
«Весёлая зарядка»
Зарядку или физкультурную паузу на уроке или занятии можно сделать прекрасной тренировкой пространственной ориентации. Занимаемся под музыку и без неё. Пусть дети под вашу команду выполняют задания вроде «Правая рука в сторону (вверх, вперёд) и т. д.» Далее следуют прыжки: «Прыжок назад, два прыжка вперёд, прыжок вправо, четыре прыжка влево». Прыжки заменим шагами. Кроме пространственной ориентации воспитанники учатся чётко выполнять команды. А если играть с группой, то они научатся синхронизировать свои действия.
«Куда змея ползёт»
Играющим надо стать «змейкой». Ведущий даёт команды, а «змейка ползёт» в указанном направлении. Поменяйте «змейку» на другой движущийся предмет, и для дошкольников это будет новая игра. Малыши, например, любят «ездить в автомобиле».
«Найди клад»
Тоже классное упражнение для развития навыка. Играть можно на улице, в помещении. Кладом может быть любая вещь, чем-то ценная для играющего или просто конфеты (если игра на празднике). Заверните всё в бумагу, подпишите КЛАД и спрячьте. Нарисуйте маршрут, по которому клад отыщется. Пройдите по маршруту, считая шаги. Шагайте маленькими (как у ребёнка) шагами. Запишите, чтобы не забыть, количество шагов на каждом этапе маршрута. Инструкция: «Сейчас я буду тебе сообщать в какую сторону сделать сколько шагов. Ты слушай внимательно задания и выполняй точно, как я сказала. Если всё сделаешь правильно, найдёшь клад».
«Поставь игрушки, как я скажу»
Удобнее всего использовать небольшие игрушки. Инструкция: «Поставь игрушки так, как я тебе скажу». Примеры заданий.
- Поставь на столе перед собой собачку.
- Справа от собачки поставь мишку.
- Позади мишки поставь машинку и т.д.
Частое явление, когда пространственная ориентация вроде уже крепко усвоена, но в зеркальном отражении дошкольник (или ученик) продолжает путаться. Как это преодолеть? Об этом далее.