Психолого-педагогические особенности подготовки к школе детей с ммд

Минимальная мозговая дисфункция у детей или сокращённо «ммд»

Симптомы ММД у ребёнка

Первоначальные клинические симптомы заболевания «минимальная мозговая дисфункция» могут начать проявляться у ребёнка, как после родов, так и уже в дошкольном или школьном возрасте. Для каждой возрастной группы характерными являются различные симптомы и проявления.

В 1 год жизни ребёнка с синдромом ММД особенно сильно проявляются неврологические симптомы. Появляется нехватка тонуса, особо сильно заметна мышечная неразвитость, проявляется тремор, миоклонические сокращения, гиперкинезия. Симптом может возникнуть неожиданно и даже необоснованно, предугадать наступление приступа практически невозможно.

Для этого возраста при заболевании неотъемлемой частью является плохой сон, отсутствие аппетита, проблемы со зрением и пробелы в психическом развитии. С 8 по 12 месяц у ребёнка начинаются проблемы с моторикой и нервами; на этом фоне плохо себя чувствует ЖКТ, поэтому чередование диареи и запоров – обыденность для ММД в раннем детском возрасте. Характерным и свойственным можно также назвать регулярную тошноту и рвоту.

С 1 года до 3 лет симптомы незначительно меняются, принимая иную форму. Повышается возбудимость, появляется чрезмерная моторная активность, нарушается сон, аппетит может незначительно понизиться, либо совершенно отпасть, как правило, ребёнку очень трудно уснуть, зато он крайне быстро просыпается. В этом возрасте особенно отчётливо виден недостаток массы в теле, замедленное развитие речи.

В 3 года ребёнок становится неуклюжим, быстро утомляется, он неуправляем, импульсивен, проявляются проблемы с восприятием, когда он необоснованно не слушается родителей, таким образом, формируется негативизм. Ребёнок постоянно двигается, правда хаотично и, казалось бы, бессмысленно, всё это сильно смешивается с неуклюжестью.

Дети в возрасте 3 лет, страдающие от синдрома ММД крайне неусидчивы, часто им сложно сконцентрироваться на одной задаче или интересе, их легко может отвлечь любой шум, звук или другая игра, появившаяся на горизонте. Часто встречаются приступы от слишком яркого света, громких шумов, звона, жары. Дети зачастую страдают от поездок в автобусах, ведь их укачивает, у них кружится голова, проявляется свойственная укачиванию тошнота.

На максимальном уровне минимальная мозговая дисфункция проявляется в более позднем возрасте, когда ребёнок попадает в коллектив, в детский сад (возраст от 4 до 6 лет). У таких детей можно заметить чрезмерную возбудимость, моторику, как замедленную в развитие, так и чересчур активную; растерянность и рассеянность; плохую память, проблемы с восприятием информации и её пониманием; трудности в освоении образовательной программы в детском саду и школе. Детям с ММД трудно научиться писать, читать и считать даже простые числа, решать примеры.

Посещая школу, ребёнку начинает сложнее уживаться со своими симптомами, так как он начинает их осознавать, а также замечает за собой странности, не свойственные другим детям. Он начинается закрываться от общества, предпочитая проводить свободное время в одиночестве, становится эгоистичным, понижается самооценка и уверенность в собственных силах. Но и в данных случаях случаются отклонения от правил. К примеру, на фоне заболевания ребёнок может почувствовать себя лидером, но и это будет лишь симптом, относящийся к эгоизму и отстранённостью от социальных норм.

Психодиагностика детей с ММД

Страница 1

Психодиагностика – раздел психологической науки, в котором рассматривается комплекс способов распознавания личности, т.е. методов, перспективы изменения развития личности.

Наиболее важный возраст для диагностики детей с ММД – 3-6 лет. В качестве диагностического материала используются:

· Вопросники для родителей и учителей;

· Специальная диагностическая система Гордона для непосредственного обследования ребенка;

· Диагностика интеллекта и познавательной сферы ребенка

1. Тест Векслера (вербальная и невербальная креативность);

2. Матрица Ровена;

3. Визуально-моторный тест Бендер-Гештальта (уровень интеллектуального развития);

4. Экспресс-диагностика “Лурия-90”, разработанная Э.Г. Симерницкой, направленная на диагностику специфических трудностей в обучении детей младшего школьного возраста

· Диагностика видео-моторной коррекции (рисунок “Дом – дерево – человек”, “Несуществующее животное”);

· Диагностика эмоционального развития (тест на уровень тревожности, тест руки и т.д.).

Другая классификация диагностического материала:

1) нейрофизиологические методы (электроэнцефалография, в том числе нейрокартирование в период новорожденности, реоэнцефалография, эхоэнцефалография);

2) нейропсихологические методы (прогнозированная программа нейропсихической диагностики для возрастных этапов: от 1 месяца до 1 года; 1-5 лет, с 5 и дальше);

3) рентгенологическое (по показаниям рентгенография черепа, шейного отдела позвоночника для исключения органических заболеваний)

4) нейросонография у детей дошкольного возраста

5) прочие (исследование глазного дна, биохимические и клинические исследования).

Диагностика имеет определенные критерии:

I. Дефицит внимания (4 из 7)

1) часто переспрашивает

2) нуждается в спокойной тихой обстановке, не способен к работе и возможности сконцентрировать внимание

3) легко отвлекается на внешние раздражители

4) путает детали

5) не заканчивает то, что начал делать

6) слушает, но не слышит

7) трудности в концентрации внимания, если не созхдана ситуация “один на один”

II. Импульсивность (3 из 5)

1) выкрикивает в классе, шумит

2) чрезвычайно возбудим

3) трудно переносит время, когда ждет своей очереди

4) чрезвычайно разговорчив

5) задевает других детей

III. Гиперактивность (3 из 5)

1) карабкается на шкафы, мебель

2) всегда готов идти, чаще бегать, чем ходить

3) суетлив, извивается, корчится

4) если что-нибудь делает, то с шумом

5) должен всегда что-нибудь делать

Другие критерии диагностики:

1. проявление симптомов до 7 лет

2. продолжительность симптоматики до 6 месяцев

Диагностику необходимо проводить при возникновении детского паралича, шизофрении, синдрома Гелгера и Краймера-Полинова, сенсорной депривацией, нарушении интеллекта, социальной нестабильности, после черепно-мозговых травм.

Клинический пример:

Родители Брюса обратились за помощью в клинику, когда мальчику было 4 года, из-за ярко выраженной гиперактивности ребенка и проблем в его поведении. Его ранние развитие было несколько заторможенным, особенно сильной была задержка речи. В четыре года имел место ночной энурез. В 18 месяцев с ним случился эпилептический припадок, а в течение двух лет было отмечено более 20 подобных припадков. Большинство из них проходило в форме сильных судорог, но один носил психомоторный характер: сначала у мальчика появились боли в животе, потом у мальчика остекленел взгляд, началось обильное слюноотделение, и он стал произносит различные бессмысленные глупые слова. С того момента, как Брюс научился ходить, он был очень активен, весь день проводил на ногах, носился по дому и вечно во все вмешивался. Обычно он чрезвычайно быстро переключался с одного предмета или события на другое, а в 4 года (в момент обследования) он, кроме этого, без умолку болтал. В клинике Брюс произвел впечатление жизнерадостного, дружелюбного, но очень расторможенного и непоседливого мальчика. Психологическое тестирование интеллекта показало, что он находится на пограничном уровне между средним и низким показателем. Брюс был единственным ребенком в благополучной обеспеченной семье. Мать сильно любила сына, но оба родителя не знали как быть с мальчиком, который имел явное отклонение в развитии.

Страницы: 1 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: