Кто такой нейропсихолог?

Нейропсихология детей: что это такое и зачем нужно?

Подробнее о функциях этого специалиста

Многие родители, услышав рекомендацию показать своего ребенка детскому нейропсихологу, недоумевают, не зная, что он лечит, чем вообще занимается этот врач, и для каких целей детей водят к нему на консультации. Чтобы разобраться в этих вопросах, нужно подробнее изучить специфику работы детского специалиста по нейропсихологии.

Мозг человека, тем более ребенка, является пластичной структурой, у которой есть огромные возможности для компенсации различных проблем и развития. Главной функцией детского нейропсихолога считается умение понять и разобраться, в чем состоят истинные проблемы ребенка в школе, в поведении, в отношениях с родителями и сверстниками, а после – предложить лучшие методы работы и упражнения для компенсации пробелов.

Конечно, детские нейропсихологии не могут быть волшебниками, и помочь детям с абсолютно любым уровнем нарушений они не могут (при выявлении более глубоких проблем, с ребенком занимаются врачи дефектологи, психотерапевты и другие, в зависимости от патологии).

Как проводится диагностика?

Нейропсихологическая диагностика осуществляется в светлом просторном кабинете, где нет посторонних людей или отвлекающих факторов и специалист остается с ребенком один на один.

При этом обстановка должна быть спокойной и доброжелательной: ребенок должен чувствовать себя комфортно.

Нейропсихолог общается с ребенком короткими фразами, простым языком. Это нужно для того, чтобы малыш лучше понимал, что от него хотят.

Диагностика проводится в игровой форме, в виде тестов и упражнений. Длительность ее проведения составляет:

  • не более 30 минут для детей дошкольного возраста;
  • 40-50 минут для учащихся в начальной школе;
  • 1-1,5 часа для детей 10-12 лет.

Нейропсихологическая диагностика включает в себя исследования:

  • двигательных функций;
  • письма, счета и чтения;
  • способности узнавать предметы с помощью органов чувств;
  • уровня интеллектуального развития;
  • памяти;
  • речевых функций;
  • межполушарной асимметрии (праворукость и леворукость).

Чем нейропсихолог отличается от других специалистов, работающих с детьми

Нейропсихологическая коррекция

Нейропсихологическая коррекция носит сугубо индивидуальный характер. Схема занятий подбирается после тщательной диагностики и детального изучения полученных результатов.

Систематические занятия с детским нейропсихологом позволяют влиять на развитие крохи.

Через игры, комплекс двигательных упражнений и специальным образом простроенный курс занятий происходит активное развитие высших психических функций. Со временем ребенок обретает способность контролировать психическую деятельность, у него формируется зрительное и слуховое восприятие, а выявленные ранее нарушения психических функций корректируются

Важно выполнять все предписания нейропсихолога и заниматься с ребенком дома, ведь это поможет не только добиться скорейших результатов, но и укрепит доверительные отношения в семье

Нейропсихологическое обследование детским нейропсихологом

Диагностика нарушений в развитии проводится детским нейропсихологом в соответствии со следующими этапами:

  • исследование функциональных нарушений мозга;
  • определение особенностей физического развития;
  • тестирование уровня умственного развития ребенка;
  • изучение эмоциональных проявлений;
  • изучение наличия патологий в функциональной асимметрии полушарий мозга;
  • исследование двигательных особенностей;
  • диагностика зрительной и пространственной ориентации, способности узнавать предметы;
  • исследование уровня развития речи и памяти, определение уровня интеллекта, навыков чтения и письма;
  • оценка праворукости и леворукости.

Подобная всесторонняя диагностика занимает много времени, требует специальных навыков. Примерная длительность обследования детей в зависимости от возраста:

  • дети в возрасте до 7 лет — от 60 до 90 минут;
  • дети в возрасте от 7 лет — до 90 минут;
  • дети старше 10-12 лет могут проходить обследование около 1,5 часов.

Именно такой подход позволяет оценить уровень развития всех психических функций конкретного ребенка, их сочетание. Это дает возможность правильно поставить диагноз, а также составить такую коррекционную программу, которая будет восстанавливать развитие, не перегружая ребенка, а также учитывая сочетание всех индивидуальных показателей.

Нейропсихологическая диагностика детским нейропсихологом проводится индивидуально. Для этого в центре оборудован отдельный кабинет, где нет отвлекающих звуков и посторонних людей, что помогает сконцентрироваться. Специалисты центра создают спокойную и доброжелательную обстановку, которая не будет дополнительным стрессором. С детьми общаются простым и понятным языком, используются короткие фразы и простые слова, что помогает любому ребенку понимать инструкции и правильно их выполнять. Все дети до 10 лет обследование проходят в игровой форме.

В чем поможет нейропсихолог

Нейропсихолог для детей поможет скорректировать следующие проблемы:

  • Нарушения психомоторного и речевого развития, нехватка навыков;
  • Трудности с обучением: неусидчивость, трудности усвоения информации, проблемы с концентрацией внимания;
  • Нарушения поведения: агрессия, стеснительность, замкнутость;
  • Сложности адаптации в коллективе, проблемы с общением;
  • Стойкие трудности в обучении и общении.

Если ребенку тяжело дается процесс обучения и адаптации к школе, предлагаем вам ознакомиться с принципами нейротренеровок в нашей статье.

Первым этапом будет определение причин возникших у ребенка трудностей, вторым — разработка и реализация лечебно-коррекционной программы.

Консультация детского нейропсихолога рекомендуется при следующих диагнозах:

  • ЗПР (задержка психического развития);
  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности);
  • Расстройства аутистического спектра;
  • Сенсомоторная алалия, дизартрия, дислексия, дисграфия;
  • ДЦП (детский церебральный паралич);
  • Перинатальные поражения, сотрясения или травмы головного мозга, нейроинфекции в анамнезе.

Нейрореабилитация помогает достичь существенных улучшений при данных состояниях. Многие нарушения поддаются эффективной коррекции при нейропсихологическом подходе, который рассматривает физиологию мозга и функционирование психики в комплексе.

Нейропсихологические синдромы

Рассмотрим основные из них.

Дисгенетический

Он включает в себя нарушения в подкорковых и стволовых образованиях, исходя из этого и выделяют:

Такие малыши быстро устают от деятельности любого вида, отличаются низкой работоспособностью.

Нарушения функциональности височных отделов

Такой синдром характеризуется повреждением слухоречевой памяти, когда при повторении названных слов ребенок заменяет одни слова на другие, нарушает их порядок.

Также малыш испытывает сложности со звуками, которые похожи друг на друга: он их часто путает, а при письме часто может перепутать гласные.

Недостаточности затылочных отделов

При таком нарушении ребенок обычно не может различать пространственные факторы, у него проявляется зеркальность.

Есть проблемы с ориентированием в пространстве, малыш с трудом может показать где право, а где лево и часто путает стороны.

При письме ему сложно выдерживать строчку, слова прыгают или сама линия строки наклоняется в какую-то сторону.

Недостаточности лобных отделов

Характеризуется тем, что все упрощается: письмо, чтение, речь.

Ребенку сложно запомнить даже самые простые правила.

Он может не дописывать слова или пропускать при письме предлоги.

Словарный запас очень маленький, речь невыразительна. Само построение фраз отличается простотой, например, «я играю», «хочу гулять», «я поел», то есть когда малыш, выражая свои мысли, использует только односложные предложения.

Детский нейропсихолог осуществляет деятельность, направленную на поведение и психические процессы ребенка, и основанную на знаниях о закономерностях развития и особенностях функционирования нервной системы в детском возрасте.

Он работает с детьми в возрасте от 3 до 12 лет (в этом возрасте функции мозга лучше всего поддаются корректировке), у которых встречаются следующие нарушения:

  • проблемы с усвоением школьной программы и выполнением учебных заданий (неаккуратный почерк, частые ошибки, отставание от сверстников);
  • неустойчивость эмоционального состояния (резкие перепады настроения, обидчивость, ранимость);

Задача детского нейропсихолога заключается в осуществление полноценной диагностики (с помощью специально разработанных упражнений и тестов), выявлении нарушений и отклонений, разработки лечения и коррекционной деятельности.

Что происходит на консультации?

В качестве основных методов коррекции нейропсихолог использует физические упражнения и интеллектуальные задачи. В большинстве случаев, если нет тяжелых заболеваний, которые требуют постоянного приема препаратов, никакие медикаменты не назначаются. Во время первой консультации врач обследует ребенка, предлагая ему выполнить несложные задания: сложить разрезанную картинку, нарисовать рисунок на заданную тему, запомнить цепочку слов или предметов, ответить на ряд вопросов и т. д. Родители должны заранее подготовить следующую информацию:

  • особенности беременности и родов;
  • как развивался ребенок в раннем детстве;
  • перенес ли он какие-либо заболевания и т. д.

В конце приема нейропсихолог сообщит вам, какие именно есть нарушения, объяснит способы их коррекции и предложит план занятий.

Нейропсихологическая коррекция в

В первом приёме детский нейропсихолог проводит обследование ребёнка. Диагностика позволяет определить уровень развития ВПФ малыша, его потенциал и имеющиеся проблемы. В зависимости от выявленной патологии нейропсихологом разрабатывается индивидуальная программа коррекции. Она также учитывает возраст малыша, особенности его характера и личности. Индивидуальная коррекционная программа задействует классические методики нейропсихологии детского возраста, сенсорно-ориентированную терапию и приёмы из смежных наук (логопедии, психологии, педагогики, неврологии и пр.).

Занятия включают:

  • дыхательные упражнения;
  • физическую активность;
  • когнитивные игры;
  • сенсорные массажи;
  • логопедические упражнения;
  • задачи на развитие памяти, внимания и концентрации;
  • обучение чтению, письму, счёту и так далее.

Специалист концентрируется не на последствиях, а на причинах, вызывающих сложности в обучении. Например, ребёнок допускает множество ошибок при письме. Это может быть связано не только с безграмотностью, но и с нарушением фонематического слуха, сложностями при концентрации, быстрой утомляемостью и так далее. Выявив причину проблемы, специалист подбирает наиболее эффективный способ её устранения. Заставляя малыша учить правила и переписывать диктанты по несколько раз, вы не добьётесь желаемого результата. Это только приведёт к отторжению, протестному поведению и возникновению комплексов.

Если вы хотите узнать подробнее, что такое нейропсихология детского возраста, запишитесь на консультацию в . Наши специалисты всегда готовы помочь родителям получить ответы на желаемые вопросы. Ваш малыш быстро устаёт, плохо ладит со сверстниками, постоянно приносит домой плохие отметки, забывает выполнить домашнее задание? Возможно дело не в его характере, а в особенностях функционирования головного мозга. Обратившись в наш Центр, вы сможете решить подобные проблемы. При этом ребёнок не будет подвергаться стрессу. Занятия проходят в комфортной и доброжелательной атмосфере. Такой подход только мотивирует ребёнка стремиться к новым знаниям.

Важно!

В начале курса нейропсихокоррекции иногда наблюдается ухудшение: имеющиеся проблемы обостряются. Почему так происходит? Это связано, прежде всего, с перестройкой связей и привыканием к новым механизмам взаимодействия и деятельности

Крайне важно перетерпеть этот непростой период и продолжать ходить на занятия. Старайтесь сохранять спокойствие и поддерживать малыша

В последнее время детская нейропсихология получила большую популярность.

Ее даже начали включать в психологическую службу некоторых образовательных учреждений.

Давайте же подробно разберемся, что это такое и зачем вообще нужно.

Она также включает в себя диагностику и коррекционное лечение, если есть такая необходимость.

Постепенная коррекция

Во время каждого нового этапа взаимодействия дети постигают пользу дыхательных и двигательных упражнений, постепенно переходя к более сложным задачам. Врач поможет им восполнить утраченный запас энергии, возродит интерес к окружению и инициативность, а также подберет методики для избавления от быстрой утомляемости.

После появления первых достижений можно будет перейти к следующей ступени коррекции поведения. Нейропсихолог плавно перейдет к работе над сенсорным восприятием, моторикой и двигательной координацией. После окончания курса у ребенка заметно улучшится память, появится чувство ритма и преобразуется представление о мире.

Заключительные тренинги будут включать в себя более глубокие занятия по самоконтролю и самоуспокоению. Благодаря предыдущим успехам ребенок сможет усвоить и применить на практике общепринятые нормы,, условности и алгоритмы.

Во время взаимодействия со специалистом, особенно на первых уроках, может наблюдаться отсутствие настроения, снижение успеваемости или утомляемость. Это абсолютно нормально — ребенок во время начала коммуникации с чужим человеком и выполнения упражнений будет привыкать к ним. Постепенно все показатели придут в норму, а спустя несколько недель принесут ощутимые результаты.

В каких случаях следует обратиться к детскому нейропсихологу?

Чаще всего функциональная незрелость структур головного мозга у ребенка, который здоров в неврологическом отношении, проявляется в следующих ситуациях:

  • наступает возрастной кризис;
  • начинается обучение в детском саду, школе;
  • резко возрастает умственная или эмоциональная нагрузка.

Положение усугубляется стрессом или сложной жизненной ситуацией, например, развод родителей, утрата близкого родственника, переезд в другой город и т. д. Функциональная незрелость структур мозга часто возникает из-за того, что детей в раннем возрасте слишком перегружают «развивашками». Бывает, трехлетний карапуз ходит и на китайский, и на музыку, и в театральный. В результате происходит то же самое, когда высотное здание возводят на слабом фундаменте: оно рушится.

Родители удивляются, почему ребенок, формально полностью готовый к обучению, то есть умеющий читать, считать, писать, начинает плохо себя вести, получать неудовлетворительные оценки, испытывает трудности при нахождении в коллективе. Большинство родителей начинают обращаться за помощью к репетиторам или наказывать ребенка, когда как на самом деле настоящая причина кроется вовсе не в детской лени, а в отсутствии прочного «фундамента» для успешного обучения.

Показать ребенка детскому нейропсихологу необходимо в следующих случаях:

  • малыш не может контролировать себя, «не слышит» замечаний взрослых;
  • его поведение взрывное, импульсивное;
  • ему свойственна гиперактивность или излишняя медлительность;
  • плохо координирует свои действия, не ориентируется в пространстве, в возрасте старше 6 лет не знает, где право и лево;
  • у ребенка неразборчивый почерк, он путает написание похожих букв, смешивает глухие и звонкие звуки, пишет «зеркально»;
  • не может выделить основные признаки предмета: цвет, размер, вес, форму, предназначение);
  • он плохо запоминает материал, а потому учеба дается ему тяжело;
  • он не в состоянии самостоятельно выполнить задание в классе или дома;
  • ребенок быстро устает, легко отвлекается, с трудом сосредотачивается на задании;
  • он «не видит» строчку, не понимает простейшие формулировки заданий, не умеет выполнять действия по заданному алгоритму;
  • с трудом овладевает чтением, письмом, счетом.

Кроме того, помощь нейропсихолога необходима, если ребенок давно занимается с логопедом с практически нулевым результатом, или у него выявлено отставание в развитии – умственном, речевом, психическом, психоречевом.

Детский нейропсихолог начинает свою работу с диагностики.

Это специальная процедура с использованием диагностических проб и методик, в ходе, которой выявляется связь между уровнем развития психических процессов и состоянием определенных участков мозга. По результатам диагностики составляется индивидуальная коррекционная программа, выстраиваемая таким образом, чтобы так называемые слабые звенья подтянулись за счет сильных звеньев.

Коррекционные занятия состоят из набора двигательных и когнитивных упражнений, подобранных исключительно исходя из особенностей развития ребенка. Нейропсихологическая коррекция осуществляется по «методу замещающего онтогенеза» А.В. Семенович.

Чем нейропсихолог отличается от других специалистов

Причины обращения к специалисту

Чтобы определить, нужен ли ребенку нейропсихолог, надо проанализировать, какие аспекты его поведения вызывают беспокойство. Поводом для обращения к специалисту является:

  1. Ощущение, что не получается справиться с ребенком. Опасение, что малыш отстает в развитии, и одними родительскими усилиями это невозможно изменить. Или он с трудом общается со сверстниками. Беспокоит родителей наличие у ребенка навязчивых действий: он не может находиться в состоянии покоя, раскачивается, грызет ногти, карандаши и т.д.
  2. Неспособность ребенка освоить велосипед, самокат, разбалансированность походки, частые падения. Он не может определиться с ведущей рукой.
  3. Жалобы воспитателей или учителей на рассеянность. Педагоги объективно относятся к подопечным, поэтому замечают то, что проходит мимо сознания родителей. В таких случаях необходимо установить первопричину жалоб, что и делает нейропсихолог во время консультации.

Следует обратиться к специалисту, если в жизни ребенка чересчур много обид и стрессов, страхов. Настораживать должно чрезмерное увлечение планшетами, компьютером и прочими гаджетами в ущерб общению со сверстниками. И безусловной причиной обращения к нейропсихологу является афазия (расстройство речи).

Развитие внимания и памяти с нейропсихологом протекает легче и эффективней, чем с родителями.

Как проводится диагностика?

Нейропсихологическая диагностика осуществляется в светлом просторном кабинете, где нет посторонних людей или отвлекающих факторов и специалист остается с ребенком один на один.

При этом обстановка должна быть спокойной и доброжелательной: ребенок должен чувствовать себя комфортно.

Нейропсихолог общается с ребенком короткими фразами, простым языком. Это нужно для того, чтобы малыш лучше понимал, что от него хотят.

Диагностика проводится в игровой форме, в виде тестов и упражнений. Длительность ее проведения составляет:

  • не более 30 минут для детей дошкольного возраста;
  • 40-50 минут для учащихся в начальной школе;
  • 1-1,5 часа для детей 10-12 лет.

Нейропсихологическая диагностика включает в себя исследования:

  • двигательных функций;
  • письма, счета и чтения;
  • способности узнавать предметы с помощью органов чувств;
  • уровня интеллектуального развития;
  • памяти;
  • речевых функций;
  • межполушарной асимметрии (праворукость и леворукость).

Причины обращения к специалисту

Чтобы определить, нужен ли ребенку нейропсихолог, надо проанализировать, какие аспекты его поведения вызывают беспокойство. Поводом для обращения к специалисту является:

  1. Ощущение, что не получается справиться с ребенком. Опасение, что малыш отстает в развитии, и одними родительскими усилиями это невозможно изменить. Или он с трудом общается со сверстниками. Беспокоит родителей наличие у ребенка навязчивых действий: он не может находиться в состоянии покоя, раскачивается, грызет ногти, карандаши и т.д.
  2. Неспособность ребенка освоить велосипед, самокат, разбалансированность походки, частые падения. Он не может определиться с ведущей рукой.
  3. Жалобы воспитателей или учителей на рассеянность. Педагоги объективно относятся к подопечным, поэтому замечают то, что проходит мимо сознания родителей. В таких случаях необходимо установить первопричину жалоб, что и делает нейропсихолог во время консультации.

Следует обратиться к специалисту, если в жизни ребенка чересчур много обид и стрессов, страхов. Настораживать должно чрезмерное увлечение планшетами, компьютером и прочими гаджетами в ущерб общению со сверстниками. И безусловной причиной обращения к нейропсихологу является афазия (расстройство речи).

Развитие внимания и памяти с нейропсихологом протекает легче и эффективней, чем с родителями.

Общие сведения

Нейропсихология – это отрасль медицинской (клинической) психологии, к сфере деятельности которой относятся выявление и коррекция психических процессов, связанных с особенностями функционирования головного мозга человека.

Это междисциплинарная отрасль находится на стыке нейронауки (совокупности научных дисциплин, которые занимаются изучением нейронных процессов) и психологии. Основной задачей нейропсихологии является изучение связи психических процессов и поведения со структурой и функционированием головного мозга.

Психические процессы в нейропсихологии рассматриваются так же, как и в когнитивной психологии – как процессы обработки информации, но нейропсихология при этом обращает внимание на особенности развития, структуры и функционирования мозга человека. К задачам нейропсихологии как науки относится изучение:

К задачам нейропсихологии как науки относится изучение:

  • роли мозга в психической деятельности, а также механизмов, которые влияют на осуществление различных психических процессов;
  • влияния травм и патологий развития мозга на психику;
  • особенностей и этапов развития мозга;
  • нейропсихологических особенностей, которые свойственны детям;
  • методов коррекции различных нарушений психических процессов.

Учитывая различные направления и задачи, присущие данной науке, ее подразделяют на нейропсихологию:

  • Возрастную (детскую или нейропсихологию развития). Этот раздел изучает особенности высших психических функций (ВПФ) и их мозговую организацию у детей, поскольку ВПФ ребенка отличаются от ВПФ взрослого (отличаются более определенным и устойчивым представительством в определенном участке мозга) и меняются от возраста к возрасту. Детская нейропсихология занимается изучением латеральной асимметрии правого и левого полушария, выявляет СДВГ-синдром, минимальную мозговую дисфункцию и другие причины школьной неуспеваемости, а также корректирует выявленные у детей проблемы.
  • Клиническую. Этот раздел занимается изучением нейропсихологических синдромов, которые возникают при поражении определенного участка мозга, и устанавливает связи между травмой, опухолью или кровоизлиянием и происходящими при этом изменениями в психических процессах.
  • Диагностическую, помогающую выявить значение индивидуальных взаимоотношений, которые складываются между полушариями мозга. Нейропсихологический метод помогает решать общие задачи психодиагностики, к которым относятся выявление одаренности, поведение в экстремальных ситуациях и другие индивидуальные различия личности человека.
  • Реабилитационную. Направлена на разработку методов восстановления нарушенных высших психических функций, возникших в результате заболевания как на остром его этапе, так и в виде отдаленных последствий. Нейрореабилитация является комплексной системой, включающей восстановление всех видов высшей психической деятельности (речь, движения и т.д.) и социального статуса пациента.
  • Экспериментальную, которая занимается изучением поведения людей и животных при локальных поражениях мозга. Так, эксперименты А.Р. Лурия позволили изучить и классифицировать нарушения речи и памяти, а в настоящее время этот раздел при помощи нейропсихологических диагностических методов изучает познавательные процессы и эмоциональную сферу человека.
  • Старческого возраста, которая направлена на изучение и терапию различных старческих дегенераций мозга.

Отдельным направлением является нейрокоучинг, позволяющий раскрыть потенциал человека и его когнитивные способности, снизить уровень тревожности и решить другие психологические проблемы с учетом психофизиологических особенностей его развития.

Поскольку нейропсихолог занимается коррекцией психических процессов, его часто путают с психологом. Но эти специалисты отличаются объектом изучения и коррекции – психолог сосредоточен на эмоционально-волевой сфере человека и его эмоционально-личностных проблемах (тревожности, поведенческих нарушениях и т.д.), а нейропсихолог изучает анатомию и физиологию мозга, заболевания ЦНС и корректирует нарушения в развитии, связанные с глубинными мозговыми механизмами.

Нейропсихолог – это специалист, получивший базовое психологическое образование (обычно это клиническая психология) и дополнительное образование по специальности «Нейропсихология».

Кому нужна помощь нейропсихологов?

Родители часто бывают настороженными, когда замечают, что развитие их ребенка не соответствует общепринятым возрастным характеристикам. Задержки в развитии речи, отсутствие желания общаться с другими детьми в саду и на площадке, а также генетические заболевания, такие как синдром Дауна и ДЦП — такие проблемы могут вызвать у родителей сильную тревогу. Но не стоит молчать и ждать, что все наладится само собой — своевременная помощь и поддержка специалистов могут значительно улучшить развитие и будущее ребенка.

Различия в поведении и способностях могут вызвать множество вопросов у окружающих. Но что, если корень проблемы кроется в головном мозге? Тут на сцену выходит нейропсихология — наука, которая изучает мозг и его функции в контексте различных психических процессов.

Дети и взрослые, которые сталкиваются с трудностями в обучении, взаимодействии со сверстниками или просто испытывают дискомфорт, могут обратиться к нейропсихологу. Но если у детей головной мозг еще формируется, то взрослые уже имеют свой устоявшийся путь. Нейропсихолог поможет выявить проблемы и разработать индивидуальный план коррекции. Нейропсихологическая диагностика может понадобиться, если у человека есть следующие признаки:

  • проблемы с зрительной памятью, слухом или речью;
  • постоянная усталость, плохое настроение, вялость и частые сны;
  • нестабильность эмоций, плохая ориентация в пространстве, повышенная чувствительность к болезням;
  • проблемы с чтением и письмом, трудности с перерисовкой, ориентацией в речи и реакциями на стресс.

Если вы замечаете такие признаки у себя или близких, не стоит ждать, пока проблемы вырастут в гору. Нейропсихологическая помощь может стать ключом к успешному развитию и самопознанию. Нейропсихологи — настоящие волшебники, которые могут привести головной мозг в порядок. Они ищут сильные стороны нашего мозга и тщательно работают над тем, чтобы дефицитарные области выровнялись с остальными. Психологи, занимающиеся возрастной психологией, изучают, как развиваются познавательные процессы у детей и подростков, и помогают им догнать возрастные нормы. Взрослые же уже имеют сформированный психический аппарат, а дети и подростки находятся в процессе становления. Если что-то идет не так с работой мозга, нейропсихологи всегда найдут причины и помогут поправить ситуацию.

Основные направления нейропсихологии

Современная нейропсихология делится на следующие направления:

  • Клиническая нейропсихология – это научная дисциплина, которая изучает глубинные поражения мозга и их влияние на психические функции человека. Она также занимается диагностикой психических функций до и после лечения, что позволяет оценить эффективность терапии и определить дальнейшие шаги в лечении.
  • Реабилитационная нейропсихология — восстановление психических функций мозга после травмы — процесс, направленный на реабилитацию и восстановление здоровья.
  • Экологическая нейропсихология — исследование взаимосвязи между экологическими проблемами и поражениями мозга: новые данные и выводы.

Нейропсихология — это наиболее объективное и доказательное направление в исследовании нашего внутреннего мира

Это наука о том, как работают наш мозг и все познавательные процессы, такие как память, внимание и воображение. Конечно, нейропсихолог не сможет решить за вас, как справиться с обидой или что делать, чтобы сохранить ваш брак, но он может дать научно-достоверный ответ на такие вопросы, как: почему ваш ребенок не говорит, как он должен, или почему вы не можете восстановиться после травмы или болезни

Нейропсихология может помочь найти сбой в обработке информации в вашем мозге и предложить способы восстановления его нормальной работы. Это может привести к тому, что ваш ребенок начнет говорить более четко или ваша память станет лучше после прошлой болезни. Таким образом, нейропсихология может дать новые возможности для преодоления трудностей, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни.

Психолог

Психология является наукой, изучающей человеческое поведение и ментальные процессы. Таким образом, детские психологи работают с расстройствами личности, эмоциональными и поведенческими нарушениями.

Страхи

Сам по себе страх является важной составляющей функций человека и выполняет защитную функцию, заставляя человека действовать в опасных ситуациях. Однако детские страхи немного отличаются, ведь в большинстве ситуаций они вызваны не реальной угрозой, а выдуманными поводами и фантазиями

В силу отсутствия достаточного опыта ребенок не может рационализировать свои эмоции, за счет чего страх может прогрессировать и привести к серьезным эмоциональным проблем в будущем

Однако детские страхи немного отличаются, ведь в большинстве ситуаций они вызваны не реальной угрозой, а выдуманными поводами и фантазиями. В силу отсутствия достаточного опыта ребенок не может рационализировать свои эмоции, за счет чего страх может прогрессировать и привести к серьезным эмоциональным проблем в будущем.

Агрессивное поведение

В определенном возрасте (как правило, до трех лет), дети учатся понимать грани допустимого, поэтому могут капризничать, злиться и истерить, смотря на реакцию родителей. Однако если ребенок часто сердится, проявляет агрессию по отношению к другим детям и животным, ломает вещи и игрушки, а на просьбы и воспитательные меры со стороны родителей не реагирует — это серьезный повод для посещения детского психолога.

Запущенная проблема может стать чертой характера, что приведет к проблемам с социализацией и комфортной жизнью в будущем.

Непослушание

Любой ребенок проходит возрастные кризисы, поэтому даже идеальные на первый взгляд дети, могут выйти из-под контроля. Если вы чувствуете, что не справляетесь, обратитесь к психологу, и он поможет найти причину, сформировать стратегию поведения и справиться с проблемой.

Стеснительность

Застенчивость не всегда является проблемой. В возрасте до двух лет дети могут прятаться от чужих людей, плакать и отказываться от контакта с посторонними. Такая реакция считается нормальной и не требует коррекции.

Проблемой стеснение считается тогда, когда уже в более позднем возрасте оно становится постоянной реакцией на любые коммуникации и незнакомые ситуации.

Консультации психолога в детском возрасте помогут предотвратить развития застенчивости в фобии (например, боязнь толпы, публичных выступлений, боязнь отношений с противоположным полом и т.д.), а также помогут ребенку развить социальные навыки и уверенность в себе.

Особые ситуации

Важно понимать, что психика ребенка намного уязвимее, чем у взрослого человека, поэтому консультация психолога может потребоваться при возникновении различных сложных ситуаций — развод родителей, переезд, смерть близкого человека, появление второго ребенка в семье, поступление в детский сад или школу и т.д. Даже если кажется, что событие не сильно повлияло на ребенка, психолог поможет узнать, насколько оно затронуло малыша, и справиться с травмирующими ситуациями

Также, кроме проработки различных проблем, консультации психолога стоит проходить и деткам, у которых нет никаких эмоциональных и поведенческих нарушений. В ходе занятий специалист сможет выделить сильные и слабые стороны личности и выявить потенциальные возможности.

Методы нейропсихологии

Методы нейропсихологии подбираются с учетом конкретных задач и направленности диагностических или лечебных мероприятий.

Для того чтобы оценить нейропсихологические синдромы, ассоциация нейропсихологов Москвы рекомендует применять наиболее распространенную и успешную систему – Лурия, которая позволяет диагностировать и описать существенные психические потери при поражениях определенных участков мозга:

документально описывается клинический случай (с описанием истории болезни, результатов инструментальных и лабораторных исследований);
описывается психическое состояние больного с акцентом на особенности его сознания, способности к ориентации в пространстве и времени, критичности и эмоциональном статусе;
исследуется произвольное и пассивное внимание;
изучается эмоциональный фон больного;
исследуются особенности визуального восприятия (с использованием реальных предметов, объектов, букв, цифр, цвета, контурных рисунков);
исследуется тактильное восприятие пациента (он распознает объекты по ощупыванию или прикосновению);
исследуется слуховое восприятие в различных ситуациях;
исследуется двигательная активность, координация движения, способность к воспроизведению определенных поз, копированию движений;
исследуются навыки речи (способность больного к пониманию речи, повторению звуков и слов, созданию логико-грамматических конструкций);
анализируются особенности письма;
исследуется чтение, память, система счета, интеллектуальные процессы.

За последние годы в «копилку» методов нейропсихологии добавились инновационные разработки, основанные на модернизации известных методик и внедрении в практику передовых инструментальных исследований.

Нейропсихологические исследования направлены не только на выявление нарушения деятельности мозга, но и на распознавание его патогенетических механизмов.

Записаться на приём

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: