Психологические игры для детей двух-трех лет

Дидактические игры в работе психолога с детьми

Виды дидактических игр

Виды игр
Описание
Игры с предметами (игрушками)
Данный вид игры основан на взаимодействие детей с предметами. Таким образом дети учатся сравнивать предметы, устанавливать сходства и различия между ними, знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.
Настольно-печатные игры
С помощью этих игр ребёнок знакомится с окружающим миром, миром животных и растений, эмоциональным миром и т.д. Настольно-печатные игры могут быть представлены в виде: «лото», «домино», «парных картинок»

С их помощью можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
Словесные игры
Словесные игры представляют собой эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Далее я предлагаю вам познакомиться с настольно-печатными играми, разработанными мной для работы с детьми дошкольного возраста.

Что такое «психологическая акция»?

Разработанная выше неделя психологии в детском саду включает такие мероприятия, как «Радуга настроения», «Дружеская открытка», «Корзина пожеланий». Проводятся они в формате психологической акции. Что же это такое? Это развивающая игра, в которой принимают участие как дети и их родители, так и педагоги. Такая деятельность направлена на диагностику внутреннего состояния участников, определение внутренних проблем коллектива ДОУ.

Подробнее о некоторых указанных видах деятельности:

  1. Акция «Радуга настроения». Неделя психологии в детском саду имеет основную задачу — оценить уровень комфорта пребывания в ДОУ всех участников. Данное мероприятие направлено именно на решение таких задач. Форма реализации деятельности может быть самой разной. Например, можно у входа в детский сад с утра поставить две большие вазы (одна — розовая, другая — серая), а рядом — корзину с цветами (можно изготовленными детьми). Каждому, кто входит в садик, предлагается поставить цветок в одну из ваз. Так, розовая символизирует хорошее настроение, а серая — плохое.
  2. «Дружеская открытка» проводится таким образом: изготавливается большая открытка и устанавливается в холле детского сада. Все желающие оставляют на ней свои пожелания друг другу.
  3. Акция «Корзина улыбок» направлена на подведение итогов всей тематической недели, ее оценки. Участникам предлагается написать пожелания, рекомендации, отзывы на открытке и положить ее в корзину.

4 Опасности волшебного леса

Юного игрока ждет увлекательное путешествие по волшебной игре, в котором полно загадок и опасностей. Хозяевами сказочного леса являются 6 смешных гномов: Злюкодав, Неправин, Бояськин, Поболтушка, Добролина и Смехотун. В эту «настолку» одновременно могут играть от 2 до 6 человек. Ведущий — взрослый, но он также должен быть вовлечен в процесс.

Цель игры — научить ребенка выражать свои эмоции и проработать страхи. Здесь не запрещено злиться, бояться, быть смешным. Также тут не ругают за ошибки и болтовню. За каждую озвученную эмоцию отвечает конкретный гном.

Злюкодав попросит игроков злиться, раздражаться и даже ругаться, Неправин — дурачиться и делать все шиворот-навыворот, Бояськин — пугаться и пугать других, вспоминая, чего же можно бояться, Поболтушка — улыбаться и рассказывать истории, Добролина — благодарить других игроков и говорить комплименты, а Смехотун — хихикать от души и смешить партнеров по игре.

Не пропустите

Не пропуститеКак ребенку легко выучить таблицу умножения: 5 шагов, 3 игры и еще 5 лайфхаков для родителей

Правила

На игральных карточках представлены задания от каждого из гномов. Понять, кто именно выпал игроку, можно по «рубашке» карты — на ней изображен портрет определенного гнома.

Каждая карточка включает в себя шесть равнозначных заданий, так что у игроков будет богатый выбор. Если же разным игрокам достанется одно и то же задание, это тоже неплохо. Так дети не только выполнят его сами, но и смогут увидеть, как то же задание выполняет другой игрок. Кроме того, ведущий может пополнить арсенал карточек, подготовив новые задания в соответствии с потребностями детей.

Цена: 792 рубля.

5 Помогатели

Психологическая «настолка» для развития эмоционального интеллекта. Цель игры — научить ребенка находить выход из сложных ситуаций, отслеживать собственные чувства, развить эмпатию и не бояться обратиться за помощью, когда она необходима.

Правила

В ходе игры ребенку будут предложены разные сценарии, а вместе с ними и варианты развития событий. Размышляя, дети смогут найти ответы, в том числе на такие вопросы, как: «Что делать, если не знаешь, как попросить помощи у друзей и родителей?» или «Как поддержать друга, который тоже столкнулся с трудностями?».

В набор входит 50 карт и инструкция.

Цена: 500 рублей.

2 Эмоции и поступки

В центре внимания этой «настолки» находится моральное значение действий и поведения детей. В процессе игры, согласно задумке авторов, ребенок должен научиться контролировать свои эмоции и быть чутким по отношению к тем, кто рядом с ним.

Цель психологической игры — психическое, эмоциональное и нравственное развитие ребенка. Родителей данная «настолка» учит вниманию и терпению, а также напоминает, что эмоциональное и моральное развитие идут вместе. Одно невозможно без другого!

Карточки в этой игре иллюстрированные и яркие. В набор входит 60 игровых карточек, 60 карточек-картинок, 16 таблиц «категории».

Цена: 1500 рублей.

Дидактическая игра «Паровозик»

Игра направлена на развитие наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению, подбирать обобщающие слова, развитие зрительной памяти, развитие внимания.

В комплект входят:

  • 8 паровозиков;
  • набор вагончиков с дикими животными, домашними животными, фруктами, овощами, одеждой, посудой, игрушками, мебелью.

В игре могут принимать участие от 1 до 8 детей. Игра ориентирована на детей в возрасте от 4 до 7 лет.

Правила игры: Перед ребёнком выкладываются вагончики, перевёрнутые вниз. Затем педагог предлагает брать по одному вагончику и прикреплять их к определённому паровозику. Заранее с ребёнком обговаривается, что к синему паровозику будут прикрепляться вагончики, например, с домашними животными, а к оранжевому с дикими животными (вместо животных можно использовать другой вариант для классификации, например, фрукты и овощи). Далее педагог может предложить ребёнку закрыть глаза, а в это время перевернуть, какие-то вагончики и предложить ребёнку вспомнить, что было в этих вагончиках, либо он может поменять вагончики местами и спросить, что изменилось.

Скачано: 1606, размер: 1.7 MB, дата: 14 Апр. 2020

Результаты

Сейчас многие дети дошкольного возраста не могут самостоятельно связно и достаточно подробно рассказать о том, что они нарисовали. Затруднения вызывает и построение диалога. Ребята ограничиваются простыми односложными предложениями: «Домик, солнце, я иду с мамой…» В такой ситуации «Друдлы» оказываются очень ценными помощниками в работе педагога-психолога в детском саду. На первых этапах игры, конечно, возникают небольшие трудности: дети с непривычки видели в рисунках-друдлах лишь «полосочки, круги, треугольники…». Но мы не сдавались, вновь и вновь играли с этими «каракулями». Несколько раз подряд рассматривали одни и те же картинки. И с каждым разом дети видят все больше вариантов, все больше рассказывают о том, что они увидели. Многие стали предлагать развернуть картинку, чтобы получилось совсем иное изображение. Постепенно я стала вводить новые друдлы. И дети уже активно включались в игру.

Следующим этапом нашей с детьми игры стало рисование картин из предложенных друдлов. Я раздавала нарисованные мной друдлы, а ребята подрисовывали что-то свое. В результате получались очень интересные картины, о которых мы подолгу беседовали (рис. 2).

Рисунок 2. Варианты работы дошкольников над друдлом №2

Каждый хотел рассказать о своем произведении, о том, что он увидел, что решил изобразить. Со временем мы перешли на новый уровень игр и ребята стали уже сами рисовать друдлы.

Результаты:

  • развитие у детей образного и логического мышления,
  • расширение сознания, снижение боязни проявлять инициативу,
  • повышение интеллектуального уровня,
  • развитие воображения,
  • развитие коммуникативных навыков и речи в целом, так как во время рисования я говорю о том, что рисую. При занятиях с ребенком в паре без общения не обойтись.

После нескольких занятий с применением друдлов ребенок-дошкольник преодолевает скованность, застенчивость, постепенно развивает логику мышления, речевую и общую инициативу.

Эта техника не имеет возрастных ограничений, помогает общению взрослых и детей, дает возможность вместе пофантазировать и посмеяться.

Давайте вместе учиться видеть необычное в обычном!

1 Семейные псикреты

Уже по названию понятно, что эта «настолка» ориентирована на семейное сплочение. В процессе игры мама, папа, дети, бабушки и дедушки, а также другие родственники узнают друг друга лучше, делясь своими «псикретами». Иными словами, рассказывая о своих внутренних переживаниях. Тех самых, которые многие взрослые чаще всего замалчивают (так что игра пойдет на пользу не только детям).

Важно на собственном примере (пусть и в игровом формате) показать ребенку:

что если тебя что-то тревожит, то можно и нужно говорить об этом;
насколько важно уметь определять эмоции близких людей;
учиться находить правильные слова, чтобы выразить свои и поддержать чужие эмоции

Цель игры заключается в «прокачке» доверия и эмпатии внутри семьи, а ценность — в том, что в ней никто никого не побеждает.

В набор входят: 104 карты с фразами; 8 пустых карт и инструкция.

Правила игры

Перетасуйте карточки и положите их «рубашкой» вверх. Первый ход делает самый младший участник. Ребенок берет карту, читает то, что на ней написано вслух. Дальше то же самое с этой же картой проделывают остальные игроки.

Если карта никому не подошла, то она кладется в «корзину для мусора» (в отдельную стопку). Когда сценарии заканчиваются, каждый участник зачитывает вслух свои «психологические портреты» — карточки, которые остались у них на руках.

Важно! Ребенок должен услышать, «какой он на самом деле» от лица значимого взрослого — пусть его карточки ему зачитает, например, мама или папа. Цена игры: 600 рублей

Цена игры: 600 рублей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: