Виды дидактических игр
Виды игр
Описание
Игры с предметами (игрушками)
Данный вид игры основан на взаимодействие детей с предметами. Таким образом дети учатся сравнивать предметы, устанавливать сходства и различия между ними, знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.
Настольно-печатные игры
С помощью этих игр ребёнок знакомится с окружающим миром, миром животных и растений, эмоциональным миром и т.д. Настольно-печатные игры могут быть представлены в виде: «лото», «домино», «парных картинок»
С их помощью можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
Словесные игры
Словесные игры представляют собой эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
Далее я предлагаю вам познакомиться с настольно-печатными играми, разработанными мной для работы с детьми дошкольного возраста.
Что такое «психологическая акция»?
Разработанная выше неделя психологии в детском саду включает такие мероприятия, как «Радуга настроения», «Дружеская открытка», «Корзина пожеланий». Проводятся они в формате психологической акции. Что же это такое? Это развивающая игра, в которой принимают участие как дети и их родители, так и педагоги. Такая деятельность направлена на диагностику внутреннего состояния участников, определение внутренних проблем коллектива ДОУ.
Подробнее о некоторых указанных видах деятельности:
- Акция «Радуга настроения». Неделя психологии в детском саду имеет основную задачу — оценить уровень комфорта пребывания в ДОУ всех участников. Данное мероприятие направлено именно на решение таких задач. Форма реализации деятельности может быть самой разной. Например, можно у входа в детский сад с утра поставить две большие вазы (одна — розовая, другая — серая), а рядом — корзину с цветами (можно изготовленными детьми). Каждому, кто входит в садик, предлагается поставить цветок в одну из ваз. Так, розовая символизирует хорошее настроение, а серая — плохое.
- «Дружеская открытка» проводится таким образом: изготавливается большая открытка и устанавливается в холле детского сада. Все желающие оставляют на ней свои пожелания друг другу.
- Акция «Корзина улыбок» направлена на подведение итогов всей тематической недели, ее оценки. Участникам предлагается написать пожелания, рекомендации, отзывы на открытке и положить ее в корзину.
4 Опасности волшебного леса
Юного игрока ждет увлекательное путешествие по волшебной игре, в котором полно загадок и опасностей. Хозяевами сказочного леса являются 6 смешных гномов: Злюкодав, Неправин, Бояськин, Поболтушка, Добролина и Смехотун. В эту «настолку» одновременно могут играть от 2 до 6 человек. Ведущий — взрослый, но он также должен быть вовлечен в процесс.
Цель игры — научить ребенка выражать свои эмоции и проработать страхи. Здесь не запрещено злиться, бояться, быть смешным. Также тут не ругают за ошибки и болтовню. За каждую озвученную эмоцию отвечает конкретный гном.
Злюкодав попросит игроков злиться, раздражаться и даже ругаться, Неправин — дурачиться и делать все шиворот-навыворот, Бояськин — пугаться и пугать других, вспоминая, чего же можно бояться, Поболтушка — улыбаться и рассказывать истории, Добролина — благодарить других игроков и говорить комплименты, а Смехотун — хихикать от души и смешить партнеров по игре.
Не пропустите
Не пропуститеКак ребенку легко выучить таблицу умножения: 5 шагов, 3 игры и еще 5 лайфхаков для родителей
Правила
На игральных карточках представлены задания от каждого из гномов. Понять, кто именно выпал игроку, можно по «рубашке» карты — на ней изображен портрет определенного гнома.
Каждая карточка включает в себя шесть равнозначных заданий, так что у игроков будет богатый выбор. Если же разным игрокам достанется одно и то же задание, это тоже неплохо. Так дети не только выполнят его сами, но и смогут увидеть, как то же задание выполняет другой игрок. Кроме того, ведущий может пополнить арсенал карточек, подготовив новые задания в соответствии с потребностями детей.
Цена: 792 рубля.
5 Помогатели
Психологическая «настолка» для развития эмоционального интеллекта. Цель игры — научить ребенка находить выход из сложных ситуаций, отслеживать собственные чувства, развить эмпатию и не бояться обратиться за помощью, когда она необходима.
Правила
В ходе игры ребенку будут предложены разные сценарии, а вместе с ними и варианты развития событий. Размышляя, дети смогут найти ответы, в том числе на такие вопросы, как: «Что делать, если не знаешь, как попросить помощи у друзей и родителей?» или «Как поддержать друга, который тоже столкнулся с трудностями?».
В набор входит 50 карт и инструкция.
Цена: 500 рублей.
2 Эмоции и поступки
В центре внимания этой «настолки» находится моральное значение действий и поведения детей. В процессе игры, согласно задумке авторов, ребенок должен научиться контролировать свои эмоции и быть чутким по отношению к тем, кто рядом с ним.
Цель психологической игры — психическое, эмоциональное и нравственное развитие ребенка. Родителей данная «настолка» учит вниманию и терпению, а также напоминает, что эмоциональное и моральное развитие идут вместе. Одно невозможно без другого!
Карточки в этой игре иллюстрированные и яркие. В набор входит 60 игровых карточек, 60 карточек-картинок, 16 таблиц «категории».
Цена: 1500 рублей.
Дидактическая игра «Паровозик»
Игра направлена на развитие наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению, подбирать обобщающие слова, развитие зрительной памяти, развитие внимания.
В комплект входят:
- 8 паровозиков;
- набор вагончиков с дикими животными, домашними животными, фруктами, овощами, одеждой, посудой, игрушками, мебелью.
В игре могут принимать участие от 1 до 8 детей. Игра ориентирована на детей в возрасте от 4 до 7 лет.
Правила игры: Перед ребёнком выкладываются вагончики, перевёрнутые вниз. Затем педагог предлагает брать по одному вагончику и прикреплять их к определённому паровозику. Заранее с ребёнком обговаривается, что к синему паровозику будут прикрепляться вагончики, например, с домашними животными, а к оранжевому с дикими животными (вместо животных можно использовать другой вариант для классификации, например, фрукты и овощи). Далее педагог может предложить ребёнку закрыть глаза, а в это время перевернуть, какие-то вагончики и предложить ребёнку вспомнить, что было в этих вагончиках, либо он может поменять вагончики местами и спросить, что изменилось.
Скачано: 1606, размер: 1.7 MB, дата: 14 Апр. 2020
Результаты
Сейчас многие дети дошкольного возраста не могут самостоятельно связно и достаточно подробно рассказать о том, что они нарисовали. Затруднения вызывает и построение диалога. Ребята ограничиваются простыми односложными предложениями: «Домик, солнце, я иду с мамой…» В такой ситуации «Друдлы» оказываются очень ценными помощниками в работе педагога-психолога в детском саду. На первых этапах игры, конечно, возникают небольшие трудности: дети с непривычки видели в рисунках-друдлах лишь «полосочки, круги, треугольники…». Но мы не сдавались, вновь и вновь играли с этими «каракулями». Несколько раз подряд рассматривали одни и те же картинки. И с каждым разом дети видят все больше вариантов, все больше рассказывают о том, что они увидели. Многие стали предлагать развернуть картинку, чтобы получилось совсем иное изображение. Постепенно я стала вводить новые друдлы. И дети уже активно включались в игру.
Следующим этапом нашей с детьми игры стало рисование картин из предложенных друдлов. Я раздавала нарисованные мной друдлы, а ребята подрисовывали что-то свое. В результате получались очень интересные картины, о которых мы подолгу беседовали (рис. 2).
Рисунок 2. Варианты работы дошкольников над друдлом №2
Каждый хотел рассказать о своем произведении, о том, что он увидел, что решил изобразить. Со временем мы перешли на новый уровень игр и ребята стали уже сами рисовать друдлы.
Результаты:
- развитие у детей образного и логического мышления,
- расширение сознания, снижение боязни проявлять инициативу,
- повышение интеллектуального уровня,
- развитие воображения,
- развитие коммуникативных навыков и речи в целом, так как во время рисования я говорю о том, что рисую. При занятиях с ребенком в паре без общения не обойтись.
После нескольких занятий с применением друдлов ребенок-дошкольник преодолевает скованность, застенчивость, постепенно развивает логику мышления, речевую и общую инициативу.
Эта техника не имеет возрастных ограничений, помогает общению взрослых и детей, дает возможность вместе пофантазировать и посмеяться.
Давайте вместе учиться видеть необычное в обычном!
1 Семейные псикреты
Уже по названию понятно, что эта «настолка» ориентирована на семейное сплочение. В процессе игры мама, папа, дети, бабушки и дедушки, а также другие родственники узнают друг друга лучше, делясь своими «псикретами». Иными словами, рассказывая о своих внутренних переживаниях. Тех самых, которые многие взрослые чаще всего замалчивают (так что игра пойдет на пользу не только детям).
Важно на собственном примере (пусть и в игровом формате) показать ребенку:
что если тебя что-то тревожит, то можно и нужно говорить об этом;
насколько важно уметь определять эмоции близких людей;
учиться находить правильные слова, чтобы выразить свои и поддержать чужие эмоции
Цель игры заключается в «прокачке» доверия и эмпатии внутри семьи, а ценность — в том, что в ней никто никого не побеждает.
В набор входят: 104 карты с фразами; 8 пустых карт и инструкция.
Правила игры
Перетасуйте карточки и положите их «рубашкой» вверх. Первый ход делает самый младший участник. Ребенок берет карту, читает то, что на ней написано вслух. Дальше то же самое с этой же картой проделывают остальные игроки.
Если карта никому не подошла, то она кладется в «корзину для мусора» (в отдельную стопку). Когда сценарии заканчиваются, каждый участник зачитывает вслух свои «психологические портреты» — карточки, которые остались у них на руках.
Важно! Ребенок должен услышать, «какой он на самом деле» от лица значимого взрослого — пусть его карточки ему зачитает, например, мама или папа. Цена игры: 600 рублей
Цена игры: 600 рублей.