Сказкотерапия для детей: как сказки могут учить и лечить

Сказкотерапия как метод психологической коррекции. примеры сказок

Направления в сказкотерапии

Методы работы со сказкой очень разные, так как любое явление может быть описано в форме волшебной истории . При этом каждый специалист использует сказку в собственном ключе. Тем не менее есть несколько популярных форм работы со сказкой, которыми пользуется большинство терапевтов.

Диагностика с помощью сказки

Основа методики – реакция пациента. Именно благодаря ей терапевт делает выводы о состоянии человека, его проблемах и жизненной ситуации.

Для этого требуется соблюсти несколько условий:

  • Создать доверительную атмосферу во время сеанса.
  • Выказать пациенту искреннюю заинтересованность его проблемами.
  • Искренность и открытость самого терапевта.

Формы с работы со сказкой:

1. Рассказывание сказки. Суть в том, чтобы именно рассказывать историю, а не читать. Здесь очень важны настоящие чувства и переживания. Во время сеанса психолог наблюдает за реакцией и комментариями ребенка. Иногда ребенок перебивает, задает вопросы, сочиняет другую сюжетную линию и т. д. Это важнейшие моменты в работе, именно они характеризуют психо-эмоциональное состояние пациента.

2. Сочинение сказки. Здесь терапевт и ребенок вместе сочиняют историю, вкладывают туда свои чувства, драматизируют, меняют сюжет. Здесь можно все: переделать старую сказку на новый лад, поменять местами добрых и злых героев, поставить себя на место одного из них. Методика помогает ребенку раскрыться, выявляет скрытые эмоциональные состояния, которые не отражаются в поведении.

3. Рисование сказки. Как правило, эта методика используется как второй этап работы со сказкой. Пациенту предлагают нарисовать, слепить или сделать аппликацию на тему услышанной истории. Здесь он может выплеснуть свои чувства и тревоги, освободится психологически. При плохом состоянии пациент рисует чудовищ мрачные картины, в рисунке преобладают темные цвета. Но при систематическом прохождении сеансов, каждый следующий рисунок становится ярче и позитивнее. Для рисования можно использовать любые подходящие материалы: гуашь, акварель, карандаши, фломастеры и т.д.

4. Изготовление кукол. Основа метода – включение механизма самоисцеления, заложенного в психике каждого человека. Изготавливая куклу, пациент расслабляется, уходит стресс, тревога, страх. Человек входит в легкое медитативное состояние. Он как бы ассоциирует куклу с одним из аспектов своей личности. В сказкотерапии психолог предлагает пациенту создать куклу по мотивам сказки.Это может быть любой герой понравившийся пациенту. Методика может использоваться и как диагностика и как терапия. Результат — осознание проблемы пациентом и поиск решения через расслабление.

5. Постановка сказки. Обычно проходит в несколько этапов: прочтение или рассказ, изготовление кукол-персонажей, придумывание сюжета, постановка. Каждый участник может выбрать себе роль и наделить своего персонажа такими качествами, какими он захочет. Это может быть и положительный и отрицательный герой. Он может быть похож на участника, а может быть его полной противоположностью. Здесь очень важен экспромт и творческая атмосфера. Метод призван снимать напряжение и помогать раскрываться. Участники должны иметь возможность выражать свои чувства и ощущения. Результат – раскрытие потенциала каждого ребенка. Дети становятся боле общительными, более приспособленными к жизни, выходят из своей «скорлупы».

Внимание! При постановке недопустимо выучивание ролей, длительные репетиции, жесткий сценарий. Постановка сказки — это всегда экспромт.

Виды сказкотерапии, которые используются в психологической практике

Некоторые из наиболее распространенных видов сказкотерапии в психологической практике включают:

  • Рефлективная сказкотерапия. Фокусируется на исследовании собственных переживаний и опыта клиента через анализ и интерпретацию символов и сюжета сказки. Клиент рассматривает сказку в качестве зеркала, отражающего его собственные мысли, эмоции и конфликты, что позволяет ему получить глубокое самопонимание и разрешить внутренние проблемы.
  • Метафорическая сказкотерапия. Метафорическая сказкотерапия использует символы и метафоры сказок для представления и исследования различных аспектов психологического опыта клиента. Клиент рассматривает себя и свои проблемы через персонажей и события сказки, что способствует изменению перспективы, поиску новых решений и развитию личности.
  • Сказкотерапия с использованием терапевтических сказок. В этом виде сказкотерапии терапевт создает специальные терапевтические сказки, основанные на проблемах и потребностях клиента. Терапевтические сказки содержат символы и сюжетные элементы, которые помогают клиенту исследовать и преодолеть свои трудности, развить новые способы мышления и поведения.
  • Групповая сказкотерапия. Проводится в групповом формате, где участники могут делиться своими переживаниями и опытом, связанными со сказками. Групповая динамика и взаимодействие позволяют создать поддержку, понимание и сотрудничество в решении проблем. Каждый участник может найти отражение своих собственных историй и найти поддержку в других участниках группы.
  • Интерактивная сказкотерапия. Интерактивная сказкотерапия включает активное взаимодействие клиента со сказкой. Клиент может самостоятельно изменять и продолжать сюжет сказки, создавать альтернативные исходы или роли персонажей. Это позволяет клиенту ощутить свою активную роль в процессе изменения и развития.
  • Песочная сказкотерапия. Является методом психотерапии, в котором клиент использует песок, миниатюрные фигурки и другие предметы для создания мира и сюжетов в песочнице. Этот процесс позволяет клиенту выразить и исследовать свои эмоции, конфликты и внутренний мир через символические образы и метафоры. Песочная сказкотерапия может быть применена для работы с различными проблемами, включая эмоциональные травмы, стресс, отношения, самоидентификацию и саморазвитие, предоставляя клиенту пространство для самовыражения, разрешения конфликтов и поиска новых решений.
  • Сказкотерапия для детей. Является формой психотерапии, где сказки используются в качестве средства для работы с эмоциональными, поведенческими и психологическими проблемами у детей. С помощью сказок, дети могут выразить свои эмоции, осознать и преодолеть трудности, развить свою креативность и решать конфликты. Сказкотерапия для детей может применяться для лечения эмоциональных травм, проблем взаимоотношений, повышения самооценки, развития социальных навыков и стимулирования роста и развития личности. Она создает безопасное пространство, где дети могут исследовать свои чувства и мысли, находить поддержку и находить новые способы решения проблем.

Каждый из этих видов сказкотерапии имеет свои особенности и преимущества и может быть адаптирован и применен в зависимости от потребностей, целей и предпочтений клиента и терапевта.

Методы и средства сказкотерапии

К методам сказкотерапии относят:

  1. Рассказывание сказки.

  2. Совместное сочинение сказки. Участниками совместного сказкотворчества могут быть сказкотерапевт и ребенок, дети в группе, вся семья. Сочинение сказки может происходить с опорой на картинки сказочного сюжета или метафорические карты, подобранные случайным образом.

  3. Рисование сказки.

  4. Изготовление кукол для сказочного сюжета.

  5. Постановка сказки в виде действия с участием игрушек или любых предметов либо группой детей в виде ролевой игры.

Еще один метод сказкотерапии — обучение родителей созданию историй для их детей. Помимо составления сюжетов для решения текущих вопросов, родители осваивают умение сочинения сказок всей семьей, что позволяет увидеть имеющиеся скрытые конфликты, недопонимания и научиться их корректировать.

Технически средства сказкотерапии помогают развитию речи, коррекции мелкой и крупной моторики. Мелкая моторика развивается в процессе изготовления кукол, выстраивания сказочного мира в песочнице, рисования. А крупная — в театральных постановках.

Проблемы, которые решает сказкотерапия

Сказкотерапия может помочь решить широкий спектр проблем, включая:

  • Эмоциональные проблемы. Помогает детям и взрослым осознать, выразить и эффективно управлять своими эмоциями, такими как тревога, страх, гнев, горе или плохое настроение. Она способствует эмоциональному освобождению и развитию эмоционального интеллекта.
  • Поведенческие проблемы. Помогает изменить негативные поведенческие шаблоны и развить здоровые альтернативы. Она может быть эффективной при работе с проблемами агрессии, тревожности, низкой самооценки, снятии зависимостей или повышении мотивации.
  • Социальные проблемы. Способствует развитию социальных навыков и улучшению взаимодействия с другими людьми. Она помогает детям и взрослым развивать эмпатию, общительность, умение решать конфликты и устанавливать здоровые границы в отношениях.
  • Травматические проблемы. Может быть полезной при работе с эмоциональными и психологическими последствиями травмы. Она помогает детям и взрослым выразить и обработать травматический опыт, снять эмоциональные блоки и восстановить внутреннюю силу и ресурсы.
  • Развитие личности. Способствует личностному росту, самоисследованию и самопознанию. Она помогает развивать креативность, уверенность в себе, воображение и самовыражение.

Сказкотерапия является гибким и многогранным методом, который может быть адаптирован для работы с различными индивидуальными и коллективными проблемами

Важно отметить, что сказкотерапия не заменяет медицинскую или психологическую помощь, но может эффективно дополнять их и быть частью комплексного подхода к лечению и росту

  • Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Академия, 2004. — 456 с.
  • Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2000. — 310 с.
  • Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. — СПб, Питер, 2003. — 732 с.
  • Франц М. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. — СПб.: Лань, 1998.- 360 с.

Результаты сказкотерапии

Vadym Pastukh/Shutterstock.com

Если мы говорим о физически и ментально здоровом ребёнке, то сказка вряд ли нанесёт ему вред. Скорее всего, неактуальная история просто пролетит мимо его ушей

Однако важно понимать, что для каждого возраста предпочтительно отбирать соответствующий материал. Так, например, сказки-страшилки, которые любят дети в начальной школе, потому что они позволяют получить мощную эмоциональную разрядку и отработать свои страхи, могут напугать малышей дошкольного возраста

А совсем малышковые сказки будут просто неинтересны детям постарше.

Польза от сказок трудно измеряема, но она, очевидно, есть. Сказка — это древнейший способ передавать информацию подрастающему поколению, наставлять детей и напутствовать их. И, если учесть, что дети не умеют открыто рефлексировать свои состояния и переживания, восприятие нужного сюжета оказывает успокаивающий, гармонизирующих эффект.

Как понять, что сказка оказалась полезной для ребёнка?

Как и любой инструмент, сказка может принести результат, а может не сработать. Если вы заметили, что после чтения сказки и беседы о ней поведение ребёнка стало меняться в лучшую сторону, он перестал испытывать тревогу, стал спокойнее, легче переносит трудности, значит, сказка и ваша беседа после помогли.

Кому подходит сказкотерапия?

У терапии сказками нет верхних и нижних границ возрастных ограничений. Специалисты применяют методику даже при работе с малышами от 3 лет. В таком возрасте дети уже располагают базовыми представлениями о мире, обладают богатым словарным запасом и с удовольствием фантазируют. Через волшебные истории сказкотерапевт может помочь ребенку прожить и понять множество ситуаций, с которыми тот успел столкнуться в своей жизни. Взрослые в сказках видят наглядное пособие по человеческим взаимоотношениям и находят ответы на сложные вопросы.

Сказка – универсальный язык общения родителей и детей. Если взрослые сочиняют рассказы вместе со своим ребенком, они получают возможность узнать его скрытые мысли и тайные мечты, неочевидные мотивы поступков. У всех членов семьи сказка развивает чувство юмора и творческие способности.

Несмотря на востребованность и безопасность, у сказкотерапии существуют ограничения. Метод нельзя применять в случаях:

  • высокого риска развития судорожного синдрома;
  • острого психоза, при котором человеку сложно отделить реальность от собственных ложных убеждений;
  • состоянии декомпенсации при психических патологиях (при шизофрении характерно усиление бреда, при депрессии – навязчивое желание совершить самоубийство и т. д.);
  • значительных поражениях головного мозга.

Особенности метода сказкотерапии

Замечание 1

Коррекция эмоционально-психологической и поведенческой составляющей ребёнка требует сотрудничества родителей, ребёнка и специалиста.

Вследствие ограниченности своего опыта, детям трудно описывать словами свои чувства, эмоции и ощущения. Малыш имеет в своём арсенале сопротивление, агрессию, крик, плач, грусть, ревность. И такого рода реакции маленького человека настораживают его родителей, они начинают задумываться о том, что есть какая-то проблема. Одним из самых эффективных методов работы с маленькими детьми является сказкотерапия. В психологии этот приём отличается мягкостью, ненавязчивостью, тактичностью. Нередко данный терапевтический метод совмещают с творчеством, когда ребёнку предлагают рисовать или лепить из пластилина героев сказки. Пациентам младшего возраста 3–4 лет чаще выбирают сказки о животных, пациентам в возрасте от 5 до 6 лет больше понравятся рассказы о мифических персонажах – феях, волшебниках, колдунах.

Рассматриваемый нами метод психологической коррекции очень эффективен, потому что помогает ребёнку испытывать различные эмоции, открыто переживать их. Специалисты отмечают, что решение поведенческой или иной проблемы происходит внутренне. Психолог, работающий над коррекцией поведения, совместно с родителями, наблюдают за реакциями маленькой личности, и в нужный момент подталкивают малыша к осознанию слов, поступков, помогая справиться со стрессом.

С помощью метода сказкотерапии можно откорректировать или устранить следующие негативные явления:

  • недержание мочи или проблемы с дефекацией;
  • чувство ревности, вызванное появлением второго ребёнка в семье;
  • потеря или расставание с родственником, близким человеком, питомцем;
  • навязчивые состояния, различные фобии;
  • агрессия;
  • гиперактивность;
  • трудности с приёмом пищи;
  • депрессивное состояние.

Довольно часто специалисты применяют сказкотерапию, чтобы выявить уязвимое место ребёнка и наметить общие контуры коррекционной работы.

Психологи отмечают, что силовые методы воспитания не всегда оказываются действенными, и даже могут привести к ещё большим проблемам.

Это значит, что воздействовать на сознание и подсознание ребёнка нужно косвенно, демонстрируя ему примеры правильного, конструктивного поведения, которое может мирно решить проблему взаимодействия с родителями и обществом.

Рассматриваемый нами метод один из немногих, который разрешён в работе с детьми самого раннего возраста

Очень важно понимать, что маленькие пациенты осознают рассказы и истории взрослых только через определённое время. Поэтому быстрые результаты случаются редко

Ели малыш заинтересовался событиями сказки, примерил на себя поведение героев рассказа, то это можно считать удачей.

Преимущество метода заключается в том, что в его применении нет возрастных ограничений, он подходит как для детей младшего возраста, так и для подростков со сформировавшимся мироощущением. Но применяя данный терапевтический метод для пациентов разного возраста, необходимо правильно подобрать литературный жанр, это могут быть: романы, былины, детективы, притчи, сказки.

В ходе коррекционной работы ребёнок бессознательно выбирает того героя, с которым у него больше всего общего, старается осмыслить поведение близкого ему персонажа, объяснить своими словами его поступки. С помощью данного метода специалист проводит первоначальный анализ, коррекцию, профилактику мышления и поведения своего пациента.

Практика сказкотерапии в работе с детьми

Сказочная терапия имеет определенные правила, закономерности, которые соблюдаются при работе. Сюжет должен соответствовать возрасту и навыкам детей, содержать контрастные образы, иметь несколько вариантов решения проблемы. Иногда применяются авторские сказки, специально подобранные для решения определенных дидактических задач.

Чтец должен иметь навыки выразительного воспроизведения текста, поставленный голос, мимику, жестикуляцию. Только таким театральным набором можно вовлечь малышей в обсуждение, спровоцировать эмоциональный ответ

Важно избегать учительского строгого тона — психолог тем и отличается, что не учит, при этом дети меняются в лучшую сторону. Иногда приходится исправлять последствия школьного «обучения», когда подросток теряет веру в себя, собственные силы, взрослых людей

Задача психолога дать понять, что люди есть разные. Чужая безграмотность не повод обесценивать себя.

Правила построение структуры сказки:

  1. Сюжет начинается со знакомства детей с персонажами истории.
  2. Далее следует озвучить проблему — общую или индивидуальную, в зависимости от того, работает психолог с группой или одним ребенком.
  3. Поиск вариантов решения проблемы героями рассказа.
  4. Преодоление трудностей — главная цель сказки. Герой получает признание, вознаграждение.
  5. Обсуждение выводов.

Далее занятие предусматривает время для арт-терапии — рисования, лепки. Можно отобразить целую сцену с несколькими персонажами

В конце занятия важно закрепить полученные навыки обсуждением выводов

Если малыш грустит, нервничает, не может углубиться в процесс, занятие лучше отложить, дав ребенку возможность спокойно рисовать.

РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДИКИ СКАЗКОТЕРАПИИ

Работу со сказками можно совмещать с другими формами и методами арт-терапии, что поможет не только скорректировать поведение малыша, но и вызвать у него живой интерес, улучшить настроение.

Итак, прежде всего, гармонично сочетается со сказкой песочная терапия. Песок может стать своеобразной средой для воссоздания волшебного мира. Играя с песком, ребенок создает собственную реальность, в которой ему уютно и хорошо, в процессе игры благодаря так называемой «сказочной интуиции» малышу удается найти выход из сложной ситуации.

К числу методов сказкотерапии относится и рисование сказки. При помощи карандашей, красок, даже пластилина или глины ребенок выражает собственные эмоции по поводу услышанного текста. Еще одна форма работы – самостоятельное написание (сочинение) сказки, при этом ребенок может полностью придумать текст, предложить альтернативный вариант развития событий в уже готовой сказке, додумать, что происходило после заключения – например, как сложились судьбы героев «Теремка» или чем стали заниматься старик и старуха из «Сказки о золотой рыбке», вновь оказавшись «у разбитого корыта». Подобное будет интересно дошкольникам в 5-6 лет и детям старшего возраста.

Следующий вариант – драматизация, инсценировка сказок, их постановка, помогающая детям более глубоко вжиться в образ персонажа, обогатить свой эмоциональный и поведенческий опыт. При этом следует избегать нудного заучивания роли и четкого следования тексту – в подобных занятиях импровизация гораздо важнее. Именно такая форма работы поможет осознать собственные недостатки на примере изображаемого персонажа, узнать, как можно их победить, и сделать это.

Полезна и постановка кукольных спектаклей, позволяющая развить речь, воображение малыша, его коммуникативные навыки и мелкую моторику. Добиваясь «оживления» куклы ребенок со стороны наблюдает за теми или иными формами поведения, смотрит, к чему они приводят, делает свои выводы. Также в процессе куклотерапии он получает возможность проявлять те чувства и эмоции, которые недоступны ему в реальной жизни или подавляются. Детям постарше (6 или 7 лет) можно предложить самостоятельное изготовление кукол – процесс, помогающий расслабиться.

Еще одна методика – «мастер сказок», предложенный Зинкевич-Евстигнеевой. Согласно автору, существует 10 основных архетипов (например, дорога, государство, распутье), используя которые, можно создать 50 сказочных сюжетов, что и предлагается сделать ребенку. «Мастер сказок» представляет собой колоду из 50 карт, каждая из которых наделена собственным значением. Используя их, можно создавать собственные устные произведения.

Эти методы несложно использовать и в домашней работе, в этом случае зрителями «театральных» постановок или кукольного театра становятся мамы и папы, другие родственники.

Возрастные особенности

Для дошкольников

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста — обязательная часть воспитательного процесса в детском саду. Она учит разграничивать добро и зло, формирует правильные ценностные установки.

Для детей 2-3 лет

Сказки для сказкотерапии помогают им адаптироваться к детскому саду, отвыкнуть от постоянного присутствия родителей, снять эмоциональное и мышечное напряжение, снизить чувство страха и тревожности. Попутно они направлены на развитие речи, внимания, воображения и восприятия. Пример сказки — «Как слонёнок Стёпка пошел в детский сад».

Для детей 3-4 лет

Цель сказкотерапии в этом возрасте — развитие навыков полноценного общения с окружающими через совершенствование речи и умение договариваться со сверстниками и взрослыми. Детки учатся слушать, пересказывать, а самое главное — сопереживать героям, отличать плохих от хороших. Здесь можно использовать знаменитые сказки «Гуси-лебеди», «Колобок», «Репка».

Для детей 5-6 лет

В этом возрасте начинают формироваться первые комплексы и страхи. Задача сказкотерапии — справиться с ними. Попутно сказки расслабляют, позволяют ребёнку осознать, что он не один испытывает подобные проблемы, а самое главное — все они преодолимы. Пример сказки: «О Темноте-Темноте».

Для младших школьников

Сказкотерапия для детей 6-7 лет решает уже более глобальные задачи. Во-первых, нужно помочь адаптироваться к новым условиям существования в стенах школы

Во-вторых, в более игровой и близкой детям форме продолжить развивать память, речь, внимание, воображение. В-третьих, научить целеполаганию

На начальной ступени обучения всё это ещё актуально: ребята с интересом вслушиваются в авторские, незнакомые сказки и открыты для их восприятия.

Школьные психологи обязательно должны включать в работу с учениками начальных классов сказкотерапию. Причём работа может быть как коллективной (дать всем задание сочинить сказку), так и индивидуальной (с трудными детками, отличающимися девиантным поведением или плохо адаптирующимися к новым условиям).

В дальнейшем для школьников среднего звена сказкотерапия всё реже используется в качестве коллективной работы. Там психологи начинают подбирать тексты в соответствии с проблемой и личностью каждого отдельного ребёнка.

Для подростков

Подростковый возраст — это один из самых сложных и непредсказуемых периодов, когда дети пытаются найти и обрести самого себя. Суициды, анорексия, неформальные группировки, запрещённые вещества, девиантное поведение — со всем этим поможет справиться сказкотерапия. На данном этапе она способствует развитию самоинтереса, стимулированию творческого самовыражения, рефлексии.

Если подростки не захотят слушать сказку, не обязательно настаивать на этом термине. Назовите текст притчей или интересной историей. Примеры: «Фламинго, или Скала Желаний» (преодоление неуверенности), «Повесть о настоящем цвете» (избавление от суицидальных мыслей), «Щёчка» (борьба с низкой самооценкой).

Что касается сказкотерапии для взрослых, в данном направлении ведётся исключительно индивидуальная работа с узко направленным специалистом.

Направления

Работа ведется в нескольких направлениях:

  1. Развивается мышление. Наиболее подходящий возраст — 3–12 лет. Можно просить ребенка анализировать поступки героев, принимая сказанное им всерьез, поскольку его точка зрения — отображение внутреннего мира. Предлагается закончить рассказ самостоятельно, объяснив, почему сказка должна закончиться именно так.
  2. Происходит передача опыта старшим поколением младшему. Приходит первый моральный опыт, ребенок учится различать добро и зло.
  3. Обучение жизненным ситуациям, с которыми малышу придется столкнуться. Главное, чтобы он представлял, как ему выйти из сложившейся ситуации.
  4. Решение психологических задач. Сочинение собственного рассказа дает возможность специалисту определить возможные проблемы, с которыми необходимо будет работать в будущем.

В процессе работы происходит налаживание контакта, устраняются барьеры. Ребенок неосознанно демонстрирует скрытые мотивы собственного поведения, недовольства ситуацией, людьми. Негативные эмоции проявляются, когда ребенок сочиняет сказки сам, даже если эмоциональная травма спрятана глубоко в подсознании. Внутренний конфликт выходит на поверхность, заставляет задуматься.

Основная работа происходит на уровне подсознания, не вызывая у ребенка протеста. Самое интересное, что подобное воздействие сказкотерапия оказывает и на взрослых.

Как подбирать сказки для метода

Для детей детсадовского возраста подбирают сказки, где персонажами выступают животные. Младшие дошкольники сопоставляют себя с домашними питомцами, подражают им.

Дети, которые недооценивают себя как личность, с большим интересом будут слушать рассказы о волшебных превращениях

Им важно знать, как правильно перевоплотиться, чтобы принять себя в данный момент и знать дальнейшие шаги. Сформулировать проблему они не могут, поскольку не подозревают о ее существовании

Сказка о превращении лягушки в принца поможет справиться с ситуацией, когда ребенок попал в приемную семью. Вместо чтения можно смотреть мультфильмы, созданные по литературным произведениям.

Волшебные сказки помогают обрести уверенность, что в жизни могут происходить чудеса. Такой жанр подходит детям 6–7 лет.

Страшные рассказы. Воспитывают стрессоустойчивость, желание справиться с проблемой. Здесь важен контраст, выразительное чтение. Если используются народные сказки, то окончание обычно меняют на более веселое, чтобы дети от души посмеялись. Таким образом устанавливается уверенность, что все страшное заканчивается хорошо. Жанр страшилок подходит детям старше 7 лет.

Бытовые рассказы. Стимулируют мышление и смекалку, чтобы выйти из ситуации победителем. Больше подходят подросткам.

Психокоррекционные сказки. Суть их в том, чтобы проблема ребенка совпала с проблемой персонажа. Должен быть выбор вариантов, как герой решает поступить. Ребенок бессознательно выбирает свою модель поведения.

Примеры сказок

Для дошкольников и детей 7 лет подойдут такие варианты:

  • волшебные («Кот в сапогах», «Морозко»);
  • бытовой направленности («Колобок», «Каша из топора», «Курочка Ряба»);
  • героические («Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»);
  • поучительные («Золотая рыбка», «Лиса и журавль»).

Сказки могут быть как устные народные, так и авторские. Главное, чтобы они отвечали нижеследующим требованиям:

  1. Персонажи должны быть интересными и понятными.
  2. Должны быть положительные и отрицательные герои повествования. Поступки героев должны быть однозначно плохими или однозначно хорошими.
  3. Необходимо выбирать текст, соответствующий увлечениям ребёнка.
  4. Тематика повествования должна быть актуальной. Сказкотерапия проводится с определённой целью, а именно для решения конкретной проблемы маленького пациента. Материал необходимо подбирать так, чтобы освещать те аспекты, с которыми имеется проблема у ребёнка.
  5. Наличие развязки. Проблема обязательно должна быть решена, ведь только таким способом дети смогут получить конкретный алгоритм действий.

Как работает сказкотерапия?

Сказкотерапия, как мостик, соединяет сознательный разум с бессознательным, где прячутся глубинные переживания и иррациональные эмоции. Терапия позволяет заглянуть в самые потаенные места подсознания, минуя преграды, выстроенные рациональным мышлением, устоявшиеся представления человека о мире и о собственной персоне. За границами сознательного можно обнаружить ключ к пониманию тех процессов, которые происходят в жизни на текущий момент.

Если пациент застрял в какой-то проблеме, то через сказку он может прожить ситуацию, посмотреть на нее под другим углом, чтобы найти неожиданное решение. В терапевтических рассказах обыгрываются бытовые сюжеты, которые могут произойти с каждым. Персонажи наделяются узнаваемыми характеристиками, которыми обладают реально существующие люди. Жестких рекомендаций, как поступить в тех или иных обстоятельствах, слушатель никогда не получит. Истории демонстрируют лишь возможные пути решения проблемы, а окончательный выбор как каждый человек делает сам.

Сказки также ценны тем, что помогают человеку восстановить контакт с эмоциональным содержанием. Возвращение к «истокам» психики исцеляет и устраняет внутренний раскол.

Виды

Для коррекции используются разные виды сказок.

Художественные

Фольклорные, национальные, чаще всего всем известные. Универсальны. При правильном обыгрывании могут быть адаптированы специалистом буквально под любого человека. Например, «Сказка о рыбаке и рыбке» используется для коррекции ненормального поведения избалованного ребёнка, который ещё не понимает, к чему могут привести необузданные желания. Это же произведение применяется в сказкотерапии для тех взрослых, у кого материальные проблемы рушат семейную жизнь, для подкаблучников и жён, которые не могут остановиться в своих требованиях. Однако для решения глубоких проблем такие сказки неприменимы.

Психокоррекционные

Используются в педагогике для коррекции определённой черты характера: трусости, лени, капризности, агрессивности. Отличаются от художественных тем, что разрабатываются и подбираются под конкретного человека.

Психотерапевтические

Основной инструмент сказкотерапии для дошкольников. Используются для многостороннего воздействия на личность проблемного ребёнка, чтобы устранить фобии и сгладить последствия психотравмирующих факторов. Они могут быть универсальными (например, для борьбы с боязнью темноты или грозы) и индивидуальными, разработанными для отдельного случая.

Медитативные

Иногда у человека отсутствуют ярко выраженные отрицательные черты характера, комплексы или фобии. При этом ценности и приоритеты сформированы правильно. Однако постоянно возникают проблемы с социальной адаптацией, он не может преодолеть депрессивное состояние. Такое бывает и у детей, и у взрослых. Чтобы понять причину происходящего, психолог подбирает такой вид сказок. В них нет конфликтов и зла. Они философские, направлены на расслабление, в рамках которого получается раскрыть, что гнетёт пациента.

Дидактические

Являются частью учебно-воспитательной программы в детских садах и школах. Помимо выявления и решения психологических проблем, направлены на всестороннее развитие ребёнка. Могут выполнять сразу несколько задач.

На сегодняшний день разработаны десятки авторских программ по сказкотерапии — для детей, подростков, взрослых. Их используют в своей работе не только психологи. Они помогают работать в школах, детских садах, реабилитационных центрах для инвалидов и детей с дивиантным поведением, исправительных учреждениях, вузах. Самые знаменитые — Сакович, Лисиной.

Особое распространение получила программа доктора-психолога Зинкевич-Евстигнеевой под названием комплексная сказкотерапия. Была запатентована в 1998 году. Обеспечивает быструю, долгосрочную и глубокую психологическую помощь детям, подросткам и взрослым. На сегодняшний день Центры Комплексной Сказкотерапии открыты и успешно работают в Великобритании, Эстонии, Германии, Швейцарии, Китае.

Техники и методы

Лечение сказкой, как относительно новое направление в психотерапии, постоянно развивается и пополняется новыми программами и методами. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева не столь давно адресовала свой «Практикум по сказкотерапии» родителям, лингвистам, психологам и педагогам. Он позволяет взглянуть на принципы использования сказок в своей работе абсолютно со всеми возрастными категориями. А психолог О. Бланк предложила специалистам коррекционную программу с элементами сказкотерапии для младших школьников с низким уровнем самооценки.

Работа с детьми дошкольного возраста

Работая с этой возрастной категорией, специалист должен знать, что до 5 лет дети отдают предпочтение историям о животных, ассоциируя себя с ними; до 6 лет ребенку становятся ближе человеческие персонажи, познающие мир; а к 6 годам возникает интерес к волшебству.

Существуют основные методы сказкотерапии для дошкольников:

  1. Сочинение истории, позволяющее наблюдать во время повествования за спонтанными эмоциями ребенка, зачастую скрытыми в ежедневном поведении.
  2. Рисование образов из сказки после прочтения, посредством которого ребенок сможет дать выход негативным эмоциям, агрессии и тревоге.
  3. Изготовление кукол, приравнивающееся к расслабляющему процессу медитации. Отличных результатов помогают достичь задействованные здесь механизмы проекции и идентификации с персонажем.

Работа с подростками

Интересный подход в использовании исцеляющих сказок разработала Зинкевич-Евстигнеева, ссылаясь на известную концепцию Универсальных Архетипов. Методика основана на использовании архетипических карт, 50 сюжетов которых объединяют в себе 10 главных архетипов личности. Взаимодействие на занятиях по сказкотерапии строится на толковании выбранной подростком карты, на вопросах для беседы и дополнительных заданиях для клиента.

Техники сказкотерапии для взрослых

Как средство психокоррекции для взрослых особенно ценится сочинительство, то есть клиентская сказка

Важно понимать, что все люди умеют придумывать истории, а сам процесс ее создания априори обладает терапевтическим эффектом. Составление истории клиентом происходит в три этапа:

  1. Замедление. Творческий элемент для правильного эмоционального настроя на дальнейшую деятельность (рисунок, скульптура, лепка из глины и др.).
  2. Написание истории. При затруднениях помогает созданный вначале материал.
  3. Прочтение сказки, итоги. Ключевой момент взаимодействия взрослого и терапевта, когда последний знакомится с внутренним миром сказочника.

Сказкотерапия – один из самых эффективных методов современной психотерапии. Его успешно используют для работы как с малышами от 2-3, так и со взрослыми и пожилыми людьми. Специалист, работающий в этом направлении, должен разбираться в нюансах создания и интерпретирования рассказов.

Крайне важно умение ненавязчиво присоединяться к клиенту и следовать за ним в его повествовании. При этом не стоит пренебрегать одним из самых главных этических принципов психолога и психотерапевта «не навреди»

Ведь ошибочные действия способны не только не дать необходимого результата, но и усугубить проблему, заставив человека уйти в себя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: