ДЦП у детей: симптомы
Можно ли вылечить ДЦП у ребенка?
Существует определенная «стратегия», в соответствии с которой развивается ребенок: трехмесячный малыш держит голову, четырехмесячный — переворачивается на спинку и на живот, шестимесячный — садится, годовалый — ходит и говорит простейшие слова, а в два года — строит фразы. Если что-то происходит «не по правилам», специалисты считают такие нарушения задержкой моторного развития и одним из факторов риска развития ДЦП.
Этот диагноз иногда ставят сразу после рождения, а иной раз — и в годовалом возрасте, поскольку признаки ДЦП у детей до года распознать не всегда возможно. Ведь ДЦП может скрываться под «маской» синдрома мышечного гипертонуса, дистонии, гипотонии, повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Если у малыша есть подобные заболевания, его стоит регулярно показывать неврологу, ортопеду и логопеду. Ведь чем раньше специалисты обнаружат патологии, указывающие на ДЦП, тем лучше
И очень важно не пропустить момент их формирования. Пока малыш не достиг года, невролог может простимулировать его развитие
Но если к годовалому возрасту стимуляция не дает результатов, ребенку ставят диагноз ДЦП. Это значит, что какие-то изменения в мозге уже закрепились и вылечить их не удастся. С этого момента помощь врача-невролога отходит на второй план, а на первый выходит работа ортопеда, реабилитолога, психолога и логопеда.
Комментарий специалиста:
Диагноз ДЦП у малыша до года установить сложно, но невролог с опытом уже с первых месяцев жизни новорожденного заподозрит проблемы психомоторного развития и угасания безусловных рефлексов. Если это произойдет, то в раннем возрасте малыша его родители могут получить хорошую новость: поскольку мозг ребенка еще имеет определенную пластичность, значит, компенсаторные возможности его организма можно простимулировать и избежать диагноза ДЦП. Но если время упущено и у ребенка уже начали развиваться патологические синкинезии (непроизвольные движения руками и ногами) — тогда малышу, скорее всего, будет поставлен диагноз ДЦП и назначена медикаментозная и реабилитационная терапия.
После постановки диагноза состояние ребенка будут оценивать несколько специалистов: невролог, ортопед (он осмотрит — нет ли у малыша подвывихов в тазобедренных суставах), окулист (установит ретинопатию — проблемы при кровоснабжении сетчатки глаза), педиатр (в целом посмотрит на соматическое здоровье ребенка), логопед (скажет, какие существуют задержки в познавательном и предречевом развитии). На основании оценки состояния ребенка врачи лечебной физкультуры назначат индивидуальный комплекс процедур, который ребенку с ДЦП предстоит проходить всю жизнь для того, чтобы стимулировать психическое, речевое и физиологическое развитие. Хорошо развиваться малышам с ДЦП помогает остеопатическая помощь, иглорефлексотерапия, массаж, плавание, кинезиотерапия, которую дополняют специальные упражнения для детей с ДЦП (они формируют у ребенка каждый отдельный навык движения руками и ногами). При этом снижается гипертонус, становится гораздо меньше патологических рефлексов и поз. После фиксации кинезиотейпов на теле ребенок может заниматься с мячом, валиком, на беговой дорожке, велосипеде, на специальных качелях и тренажерах.
Массаж при ДЦП у детей в современных методиках часто сочетают с парафинотерапией, электрофорезом, гальванизацией и другими физиопроцедурами, которые помогают улучшить лимфодренаж, нормализовать мышечный тонус. Для улучшения координации и интеллектуальных навыков используются методы мануальной терапии: врач воздействует на биоактивные точки и добивается хороших результатов, увеличивая объем движений ребенка, помогая улучшить речь, снять выраженность косоглазия, постепенно выработать навыки самообслуживания. При этом родителям ребенка с ДЦП необходимо быть готовыми к тому, чтобы проходить вместе с малышом весь курс 3-4-часовой реабилитации по 5 раз в неделю. Кроме того, родителей специально обучат определенным комплексам упражнений, который необходимо также выполнять с ребенком дома.
Как живут люди с ДЦП
Категории
- Анализы и диагностика(0)
- Беременность и роды(88)
- Бесплодие(3)
- Болезни сосудов(1)
- Болезни уха, горла, носа(0)
- Гастроэнтерология(1)
- Генетика и прогнозы(8)
- Гинекология(20)
- Глазные болезни(0)
- Диетология(5)
- Диетология и грудное вскармливание(49)
- Иммунология(4)
- Инфекционные болезни(1)
- Кардиология(3)
- Кожные болезни(7)
- Косметология(1)
- Красота и здоровье(0)
- Маммология(12)
- Маммология для Пап(2)
- Наркология(4)
- Нервные болезни(0)
- Онкология(10)
- Онкология для Папы(3)
- Ортопедия(3)
- Педиатрия(79)
- Первая помощь(0)
- Пластическая хирургия(4)
- Половые инфекции(4)
- Проктология(1)
- Психиатрия(0)
- Психология(16)
- Психология для Папы(6)
- Пульмонология(1)
- Ревматология(2)
- Репродуктивная система мужчины(4)
- Сексология(0)
- Спорт, Отдых, Питание(4)
- Стоматология(1)
- Счастливое детство(18)
- Урология и андрология(7)
- Хирургия(2)
- Эндокринология(1)
Ребенок с ДЦП: советы психолога по воспитанию особых детей
Март 3rd, 2016 Администратор
Умение или неумение взаимодействовать с окружающими прививается каждому ребенку – здоровому или больному – еще в раннем детстве. Конечно, что-то зависит от индивидуальных психологических особенностей малыша, что-то от стадии и выраженности основного заболевания. Но в подавляющем большинстве случаев на восприятие ребенком-инвалидом себя и своей болезни влияет отношение к нему со стороны других людей.
К сожалению, наше общество еще недостаточно готово к тому, чтобы правильно относится к детям-инвалидам
Чаще всего это отношение выражается либо в полном равнодушии, либо во внешней жалости, либо, напротив, в избыточном желании оказать одномоментную помощь, невольно акцентируя внимание на состоянии здоровья малыша, что порой причиняет еще большие страдания ему и опекающим его родителям.Не секрет, что каждый родитель, столкнувшийся с тяжелой болезнью своего чада, хочет получить максимум информации, имеющей хоть сколько-нибудь значимое отношение к проблеме. Эти знания не только помогают семье реально взглянуть на болезнь, но и дают необходимые силы для борьбы с недугом
Если говорить о детях с диагнозом ДЦП, то интеллект многих из них изначально вполне соответствует возрастным нормам, но при этом эмоциональная сфера остается несформированной. Таковы особенности данного заболевания, накладывающие отпечаток на его поведение и отношение к окружающим. В раннем возрасте эти детки оказываются неспособными к продуктивной работе в коллективе, им трудно соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент «детскости». Эта «детскость» проявляется и в более позднем, школьном возрасте: повышенный интерес к игровой деятельности, высокая внушаемость, неспособность к волевому усилию над собой. Их поведение часто сопровождается эмоциональными всплесками, излишней двигательной активностью и быстрой утомляемостью.
Какие советы можно дать родителям в этом случае?
1.Важно сосредоточивать внимание на самом ребенке, а не на его болезни. Если проявлять беспокойство по каждому поводу, ограничивать самостоятельность ребенка, то малыш непременно будет чрезмерно беспокоен и тревожен. Это правило универсально для всех детей — и больных, и здоровых
Это правило универсально для всех детей — и больных, и здоровых.
2.Усталость от переживаний за ребенка-инвалида, порой накладывает соответствующий отпечаток на внешний облик его родителей. Они выглядят несчастными. Но ведь любому малышу нужны счастливые родители, способные отдавать любовь и тепло, а не свои больные нервы. Только оптимистичный взгляд на жизнь может помочь в борьбе с коварным недугом.
3.Правильное отношение к ребенку можно выразить формулой: «Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже».
4.Нередко погоня за новыми специалистами и методами лечения заставляет нас упускать из вида личность самого малыша. А ведь попытка взглянуть на болезнь «изнутри», т.е. глазами больного ребенка, и является лучшей возможностью помочь ему в преодолении душевных и физических страданий. Не стоит упускать из виду отношение к болезни самого ребенка. Недавние исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7-8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения
В это время особенно важной является психологическая поддержка ребенка со стороны семьи
5.Необходимо как можно чаще прибегать к помощи специалистов. Например, переживания ребенка по поводу своей внешности неплохо корректируются в работе с детским психологом.
6.Важно корректировать режим дня во избежание нарушений сна, дающего полноценный отдых больному организму. Необходимо создать для ребенка спокойную обстановку, отказаться от чрезмерно активных и шумных игр перед сном, ограничить просмотр телевизора
7.Чтобы у ребенка сформировалось правильное восприятие себя и окружающих, важно отказаться от излишней опеки по отношению к нему. Родители должны воспринимать свое чадо не как безнадежного инвалида, а как человека, пусть в чем-то не похожего на других, но вполне могущего преодолеть свой недуг и ведущего активный образ жизни
Опубликовано в рубрике Родителям
Как общаться с ребенком с синдромом Дауна
Дети с этим заболеванием, напротив, обычно открытые, общительные и ласковые, за что их называют «вечными детьми» или «солнечными».
Дауны могут вести себя различно. Некоторые активны и неусидчивы, другие ведут себя вяло и апатично. Следует учесть это, пытаясь завязать с ребенком контакт, основанный на играх
При этом они хоть и обладают рассеянным вниманием и слабой памятью, но неплохо обучаются и выполняют простые задания, особенно связанные с карточками, картинками, простыми играми. Так как движения у них чаще всего неловкие, незаметно помогайте и обязательно хвалите за успехи
Артикуляционный аппарат даунов развит не очень хорошо, речь медленная и невнятная. Однако обращение к ним, они воспринимают легко и без проблем. Так как общаться при синдроме Дауна с ребенком инвалидом можно на равных, не пытайтесь растягивать слова или говорить слишком медленно.
Во время общения вы, скорее всего, обратите внимание, что ребенок-даун эмоционален. Он может остро выражать эмоции и часто заводится буквально с полоборота на грусть, радость, смех или печаль
У него легко вызвать позитивную реакцию, но также легко расстроить.
Основные правила общения с детьми-инвалидами
Окружающие не всегда понимают, что перед ними человек с особенностями развития, если нет явных визуальных признаков этого, например, инвалидной коляски. Встретив в общественном месте ребенка с неправильным, на ваш взгляд поведением, задумайтесь, возможно он болен, а не плохо воспитан.
Опытные родители применяют разговорные шаблоны или визитки, объясняющие происходящее — «Это Вася. Ему страшно ездить в автобусе и поэтому он кричит. Спасибо, за терпение»
Однако даже если нет никаких разъяснений, проявлять чрезмерное внимание к ситуации и, тем более, высказывать критические замечания, не стоит. Правильнее всего будет никак не реагировать либо предложить свою помощь
Сюсюканье и агуканье редко нравится даже младенцам. Ребенок с особенностями, в любом возрасте, также в этом не нуждается. Не стоит делать резких движений, бросаться обнимать, тискать и брать на руки чужого малыша с патологиями. Внезапный тактильный контакт с незнакомым или малознакомым человеком может его напугать.
Если вам приходится общаться с таким ребенком, делайте это спокойно, не повышая голоса, без активной жестикуляции. Формируйте предложения четко, избегая пространственных конструкций. Есть и запретные темы, например, нетактично затевать разговор о недуге, сочувствовать, оперировать опытом и определениями — «больной», «аутист», «паралитик», «а вот в нашем дворе тоже есть такая семья».
Практически нет отличий в общении со здоровым ребенком и инвалидом. Оставьте попытки обеспечить инклюзивный контакт специалистам. Стандартный этикет и адекватное обращение избавят от неловких ситуаций. А чтобы не возникло трудностей в коммуникации с детьми, имеющими конкретный диагноз, необходимо получить представление об особенностях заболевания.
Публикация «Рекомендации педагога-психолога по работе с детьми с ДЦП» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Важным фактором развития является также осознание ребенком себя как части коллектива, который делает полезное дело. Детям всегда наиболее интересны занятия, приносящие коллективу наибольшую практическую пользу. Это побуждает их к различным видам общественно полезного труда.
Дети с детским церебральным параличом очень чутко чувствуют отношение к ним окружающих и реагируют на любое изменение в их поведение. Такие дети очень впечатлительны, их легко обидеть, вызвать у них недовольство или какую-либо негативную реакцию.
Рекомендации.
1. Коррекционную работу нужно начинать как можно раньше, так как вследствие нарушения некоторых психических функций могут вторично нарушаться другие психические процессы. Коррекционные мероприятия, должны осуществляться посредством разнообразных игр, т. к. ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Игра способствует благоприятному развитию психики ребенка и его речи, приобретению им различных умений и навыков.
2
На занятия важно объединять детей с различными двигательными возможностями, т. к
это способствует выработке стремления к совершенствованию своих двигательных навыков, подражанию тем детям, у которых они более развиты.
3
Важно грамотно организовать двигательный режим в течение всего времени пребывания детей в ДОУ. Необходимо подбирать наиболее удобную для ребёнка позу во время работы за столом, игр, сна
4
Во время коррекционного занятия важно своевременно проводить равномерные включения динамических пауз (через 10 минут)
5. Длительности коррекционных занятий, усложнение заданий, увеличение амплитуды действий должно происходить постепенно с учётом индивидуальных возможности ребёнка.
6
В течение занятия важно активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать, а использование музыки, танцев благоприятно влияет на развитие моторики у таких детей
7
В процессе обучения и воспитания педагогу важно уделять внимание одобрению при неудачах, поощрение за малейший успех такого ребёнка
8. Педагогу необходимо знать положительные черты характера, на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога.
9. Развивать двигательный навык, а так же воспитывать правильное представление о нё м через ощущение движений: формирование навыка самообслуживания; развитие практической деятельности и подготовка руки к письму
Важно помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует много времени и большого терпения со стороны взрослого. Развитие двигательных навыков целесообразно использовать в виде интересных и понятных для детей игр, которые соответствуют его двигательным возможностям
10
Уделять особое внимание развитию сенсорных эталонов
11. Для коррекции нарушений кинестезии проводить игры, помогающие детям на ощупь определять предмет.
12. Ручные навыки необходимо развить поэтапно: научить произвольно брать, опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определённое место, выбирать предметы.
13. Развивать конструктивные способности в различных видах продуктивной творческой деятельности, при этом педагог работает с ребенком «рука в руке», постепенно приучая его к самостоятельному выполнению.
14
Перед тем как перейти к процессу обучения грамоте и письму, важно научить ребёнка конструировать асимметричные буквы из палочек и обведению букв с помощью карандаша
15. Учить детей пространственной ориентировке в различных направлениях и при удалённости предмета через игры, в том числе и подвижные.
16. Также необходимо включать в занятия упражнения с опорой на зрительный или зрительно – осязательный анализатор. Например, при освоении математических действий, требующих от ребёнка пересчёта использовать наглядные предметы и манипуляцию с ними.
17. Необходимо стимулировать речевую активность ребенка, с помощью описанию предметов, действий, загадыванию и отгадыванию загадок. Использовать игры и упражнения на формирование правильного речевого дыхания, сильной воздушной струи.
18. Использовать игры по звукоподражанию способствующие правильному звукопроизношению речи.
19. Необходимо воспитывать в ребенке с детским церебральным параличом полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему, как ко всем здоровым детям!
Как беременная и ее врач могут снизить риск развития ДЦП у ребенка?
- вовремя проходить лечение инфекционных заболеваний, перинатальных инфекций и сепсиса;
- соблюдать все рекомендации гинеколога, если беременность протекает с осложнениями и существует риск преждевременных родов;
- если женщина прошла процедуру искусственного оплодотворения, возможно, на сроке до 34-й недели гестации ей будет предложено уменьшить многоплодные беременности — этому не стоит сопротивляться;
- если в анамнезе у беременной уже были преждевременные роды, необходимо установить их причину и исключить риски ДЦП у последующих детей;
- если определенные риски выявлены, беременной стоит выбрать надежный (а лучше — специализированный) роддом, где новорожденному смогут оказать грамотную помощь и предотвратить необратимые патологии в случаях, если у малыша возникнут неонатальные судороги, синдром дыхательного расстройства или гипогликемия.
Общение с незрячим ребенком
Слепые познают мир вокруг тактильно, на слух и при этом практически не ограничены ничем, кроме визуального восприятия. Правил общения с ними немного.
Так, нельзя подходить к слепому слишком тихо, незаметно. Если вы планируете подойти, взять его за руку, коснуться плеча, обязательно сопровождайте свои действия речью. Помните, что он вас не видит и может испугаться.
Разговаривать с незрячим рекомендуется лицом к лицу. Обращение должно начинаться с его имени, чтобы ребенок сразу понял, с кем именно вы разговариваете. Как и с колясочниками, не используйте посредников, задавайте вопросы напрямую.
Если хотите заинтересовать слепого, пользуйтесь зрительным описанием происходящего с доступной для него визуально-тактильной средой. Например, не «У меня есть кот», а «У меня дома живет пушистый кот» или не «Таня идет», а «К нам идет Таня, слышишь, как шуршит трава под ее ногами (чувствуешь, как пахнет ее духами)?». Однако не спешите описывать все происходящее вокруг, не прыгайте с одной темы на другую.
Если гуляете с таким ребенком, не тяните его за собой, идите умеренным шагом. По ступенькам поднимайтесь строго прямо. Таким же образом преодолевайте препятствия. Во время поворотов комментируйте — «Направо», «Налево». Падение может привести к появлению недоверия, восстановить которое будет непросто.
Как общаться с детьми с аутизмом
При общении такие дети часто не смотрят в глаза собеседнику и медленно реагируют на обращенную к ним речь. Ошибочно это воспринимается как некое проявление интровертного мышления. На самом деле аутистам просто трудно заводить новые знакомства. Наладив контакт, они сильно привязываются к человеку, который им понравился.
Во время общения не следует пытаться переложить привычные ребенку вещи на другие места, насильно поправлять ему одежду, если он, например, низко надвигает кепку или выворачивает карманы. Нарушение привычного хода для аутиста вещей или того, как он видит мир, может стать причиной сильного эмоционального всплеска. Фоновый шум может вызвать у него панику, игнорирование собеседника или раздражение. Если вы действительно озабочены состоянием своего маленького друга с РАС, постарайтесь создать спокойную атмосферу для общения.
Ждать моментальной реакции от аутиста не стоит. «Поймай мяч», «пошли гулять» и тому подобные предложения могут быть проигнорированы как фоновый шум. Особенно это актуально при использовании сложных предложений с длинными конструкциями и иносказаний. Наберитесь терпения и научитесь ждать. Упростит общение использование визуальной разгрузки – дети быстрее понимают беседу с картинками и образами, чем просто разговорную. Учтите, что речь у ребенка с РАС может полностью отсутствовать, быть несвязной, ограниченной либо непонятной.
Одна из особенностей построения доверительных взаимоотношений с детьми инвалидами — создание максимально комфортных условий. Родственникам, друзьям, знакомым, к которым семья с таким ребенком собирается в гости, следует предварительно узнать, какие вещи его раздражают либо пугают и убрать их
Тоже самое относится к ценным предметам, которые могут привлечь его внимание. Имеются в виду документы, монеты, дорогие книги, украшения и так далее
Помните, что мальчику или девочке с таким диагнозом и без того сложно адаптироваться к новому месту. А негатив при строгом запрете желаемого, на котором они могут зациклиться, усугубит обстановку.
Кому помогли в «Добросердии»
У Маши Литвинюк синдром Паллистера — Киллиана. Он проявляется в моторной слабости, гипотонии мышц, тяжелым двигательным нарушениям.
Для формирования у Маши двигательных навыков, самообслуживания и частичного снятия весовой нагрузки с ухаживающих родственников девочка и ее родители проходили консультационные и практические занятия в проекте длительного сопровождения «Движение для жизни» со специалистами международной программы MOVE. Фонд предоставил Маше ортопедический велосипед, тренажер ходьбы «Рифтон» с поддержками и реабилитационный костюм «Ардос».
Благодаря участию в проекте у Маши изменились привычные стереотипы движения. Теперь она может держать собственный вес на ногах и самостоятельно разворачивать корпус вправо и влево с опорой на руки, находить опору для рук. Девочка также самостоятельно (в тренажере ходьбы, без поддержки взрослых) перемещается в пространстве в помещении и на улице, проходит до трех километров на ортопедическом велосипеде.
В результате занятий и освоения Машей новых функциональных движений удалось снизить весовую нагрузку на ее маму. Бабушка девочки, которой раньше было тяжело удерживать Машу, теперь тоже может принимать участие в уходе за внучкой. И вся семья сейчас посвящает больше времени не уходу за Машей, а общению и играм с ней.
Юлия Литвинюк
мама Маши
Наш лечащий врач наблюдает много детей с Машиным диагнозом. Почти у всех идет винтовое скручивание позвоночника и, как следствие, постоянные боли. У моей дочери этого нет. Когда врач анализировала, что уберегло нас, то сделала вывод, что это совокупность факторов: своевременное ортезирование, попеременное движение ногами на велосипеде, ходьба в тренажере с динамической функцией, ежедневная отработка навыков движений — и в результате нам удалось избежать беды.
Консультанты проекта «Движение для жизни» будут и в дальнейшем сопровождать Машу, совместно с родителями корректировать план развития ее движений и ставить новые задачи.
Кириллу Патрикееву четыре года. У малыша редкое генетическое нарушение — синдром Барттера, при котором происходит поражение скелетных мышц, гладкой мускулатуры, сердечной мышцы и нервов.
Неоднократные остановки сердца в младенчестве привели к поражению центральной нервной системы. Кириллу был поставлен диагноз «церебральный паралич в тяжелой форме». После консультации у врача-ортопеда, эксперта фонда, родители Кирилла обратились с просьбой включить их сына в проект длительного сопровождения и поддержки «Движение для жизни».
Дома у Кирилла есть все, чтобы развивать движения и самостоятельность: удобный выход на улицу, доступность кухни, спальной и игровой зон, многофункциональный тренажер ходьбы. Мама Кирилла всегда учитывала каждую мельчайшую потребность сына. Кормление, игры, прогулки — все в зависимости от желания и настроения Кирилла. Но, к сожалению, соответствующий возрасту двигательный режим для мальчика не соблюдался должным образом. Мама многое делала за Кирилла, и в итоге он почти ничего не умел.
В итоге в оценочном профиле движений Кирилла все показатели, связанные с ходьбой, были на низком уровне. Освоение мобильной вертикализации в тренажере ходьбы стало приоритетным направлением в рекомендациях родителям. В отпуск на море родители взяли с собой не только игрушки Кирилла, но и тренажер ходьбы и использовали его не менее пяти часов в день для активной и пассивной вертикализации.
Поначалу все было очень непросто: Кириллу это занятие не нравилось, он капризничал. Но родители проявили стойкость. И в результате активной вертикализации и хождения в тренажере как консультанты, так и родители смогли отметить укрепление мышц опорно-двигательного аппарата и шеи ребенка.
Спасибо, что дочитали до конца!
Псикоррекционная работа с детьми с ДЦП
Замечание 1
ДЦП – тяжелое заболевание нервной системы, часто приводящее к инвалидности.
Это заболевание у детей стало одним из самых распространенных — статистика показывает, что в среднем 6 малышей из каждой 1000 новорожденных страдают церебральным параличом.
Это заболевание является результатом повреждения мозга в раннем онтогенезе или результатом недоразвития. При этом особенно страдают большие полушария мозга, отвечающие за регуляцию произвольных движений, речи и других корковых функций.
Заболевание проявляется в виде различных психических, речевых, двигательных нарушений, которые в клинической картине являются ведущими.
Поскольку ДЦП не относится к прогрессирующим заболеваниям, то с возрастом и под действием лечения состояние ребенка улучшается.
Механизм этих специфических отклонений в психическом развитии очень сложен и определяется временем и степенью локализации мозгового поражения.
Вопросы психологической помощи детям, страдающим церебральным параличом, освещены недостаточно, хотя этой проблеме посвящено значительное количество работ.
Среди отечественных специалистов известны работы А. Данилова, И.Ю. Левченко, Е.И. Кириченко и др.
Динамика умственного и личностного развития таких детей будет положительной, если методы психологической помощи правильно подобраны с обязательным учетом индивидуально-психологических особенностей.
Специалисты делят процесс психологической диагностики детей с ДЦП на психологическую диагностику развития моторных, сенсорных, мнемических, интеллектуальных функций, особенностей мотивационно-потребностной сферы и индивидуально-личностных характеристик ребенка.
Цель психологической коррекции заключается в исправлении нарушений в психическом развитии ребенка, профилактика отклонений в развитии, гармонизация личности.
Важное значение имеет ориентация на сложные системноструктурные и онтогенетические модели их психического дизонтогенеза. Учитывая возраст ребенка с церебральным параличом, можно разработать дифференцированные методы психокоррекционных воздействий, опираясь на системнострутурные модели психического дизонтогенеза
Учитывая возраст ребенка с церебральным параличом, можно разработать дифференцированные методы психокоррекционных воздействий, опираясь на системнострутурные модели психического дизонтогенеза.
Психокоррекция идет в двух основных направлениях:
- во-первых, идет возврат к ранним онтогенетическим этапам развития познавательных процессов и их активизация;
- во-вторых, идет ориентация на уровень ближайшего развития ребенка.
Важной частью психокоррекции больных детей является работа с родителями, испытывающими эмоциональный дискомфорт в связи с тяжелой болезнью ребенка. Задача психолога – смягчить этот дискомфорт, сформировать положительные установки на помощь ребенку, найти адекватный стиль воспитания детей с ДЦП
Задача психолога – смягчить этот дискомфорт, сформировать положительные установки на помощь ребенку, найти адекватный стиль воспитания детей с ДЦП.
Психокоррекция проводится на основе доступного ребенку деятельностного подхода. При несформированной игровой деятельности психокоррекцию проводят в контексте предметно-практической деятельности.
Важным является принцип комплексного подхода к психокоррекции – это контакт с педагогом-дефектологом, логопедом, воспитателем, родителями.
Замечание 2
Психологу в процессе коррекции необходимо ориентироваться как на уровень актуального развития ребенка, так и на его потенциальные возможности – этот иерархический принцип является самым важным.
Ребенок с ДЦП: куда пойти учиться?
Дети с ДЦП — не простые личности. Они не со всяким вступают в общение, действуют и думают очень медленно. Им трудно сосредоточиться, что-то запомнить, поэтому они испытывают трудности при знакомстве и, как правило, не умеют играть. Тем не менее, они растут и развиваются. И однажды наступает момент, когда им пора идти в школу. Где же лучше учиться ребенку с ДЦП?
Чаще всего специалисты рекомендуют отправить такого ученика в специализированное заведение, где существуют необходимые условия для его обучения и содержания — пандусы, специальные дверные ручки, туалеты. Однако в российских школах такое оборудование встретишь нечасто. Кроме того, ни отечественные учителя в большинстве своем не настроены на присутствие в классе «особого ребенка», ни сами ровесники не знают, как с ним общаться. Правда, такие трудности возникают лишь в начальной школе, поскольку к 10-12 годам ребенок с ДЦП обычно достигает нормального умственного развития, а сверстники постепенно привыкают к его присутствию и даже заводят с ним дружбу.
Это факт — далеко не все общеобразовательные школы готовы принять ребенка с ДЦП. Но в некоторых из них все же существуют экспериментальные классы, где вместе с обычными школьниками обучаются инвалиды-колясочники. Как правило, это частные заведения с индивидуальными программами и небольшим количеством учеников в классе.
Но ведь и не каждый российский родитель готов к тому, чтобы до 10-12 лет сопровождать своего ребенка в обычной школе, пока тот не станет самостоятельным. По этой причине большинство детей-инвалидов заканчивают интернат по массовой программе и лишь малая их часть становится студентами. К тому же пока в России существуют лишь несколько вузов, полностью оборудованных для обучения инвалидов-колясочников.