Социализация дошкольника в обществе
Одним из самых важных показателей готовности к школе становится умение общаться, налаживать контакт со сверстниками, адаптироваться к новым условиям. Социально-психологическое развитие дошкольников заключается в базовом формировании первоначальной культуры. Это происходит в процессе общения со сверстниками и взрослыми, где усваиваются поведенческие нормы, вырабатывается способность учитывать интересы собеседника, отстаивать свою точку зрения, искать компромисс.
В дошкольном возрасте доминирует личностная форма коммуникации, возникают вопросы о жизненных моментах, появляются свои взгляды на ситуации. Дошкольник нуждается в советах, поддержке и одобрении взрослых, избирая их эталоном для формирования своего стиля поведения.
На его мировоззрение влияет социальная среда, которой становятся книги, окружение, совместная творческая деятельность, окружающая среда ДОУ, телевидение, музыка, природа. Гармоничное сочетание средств и методов социального воспитания позволяет полностью раскрыться личному потенциалу ребенка.
Также большую роль в формировании взглядов и манер поведения приобретают сюжетно – ролевые игры. Они заставляют задуматься об отношениях между людьми, понять ценность труда, примерить на себя роли взрослых.
Показателями успешного формирования социальных навыков служат свободное общение с людьми, внимательность к чувствам других, сострадание, умение ставить цели и намечать пути их достижения, ведущие к успешному вхождению в общество.
При хорошей социальной адаптации дошкольник будет уверенно себя чувствовать в коллективе, быстро примет новые условия, что станет предпосылками к успешному обучению в школе и прекрасной успеваемости.
Важность основных этапов развития
Развитие речи ребёнка
Самым первым средством выражения желаний ребенка и привлечения внимания к своим потребностям является крик. Развитие речи ребенка проходит несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. Ко второму месяцу жизни малыши начинают активно гулить – то есть произносить отдельные звуки. Изначально этот процесс носит кратковременный характер, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Такие проявления говорят о том, что ребенок хорошо себя чувствует и испытывает положительные эмоции. Постепенно увеличивается количество произносимых ребенком звуков, появляется умение использовать всевозможные интонации. В этот период, как и на протяжении всего первого года жизни ребенка, важную роль играет возможность взаимодействия со взрослыми. Многие замечают, что ребенок гулит даже тогда, когда остается в помещении один или не видит никого из родных, однако при появлении в поле зрения близких людей, его эмоции проявляются более ярко и отчетливо.
С течением времени гуление ребенка заменяется на лепет. Примерно в 6-7 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги.
В семь-восемь месяцев появляется способность понимать некоторые элементы речи взрослых и устанавливать связь между услышанным словом и конкретным образом. Проявляется это поворотом головы в нужную сторону при задаваемых вопросах. Так выражается поисковая зрительная реакция. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, ребенок пытается подражать услышанным звукам, он часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.
Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннадцать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов или упрощенных звуковых подражаний.
К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова «надо» и «нельзя».
Взаимосвязь обучения и развития
Л. С
Выготский уделил большое внимание проблеме соотношения обучения и развития. Для этого он ввел два понятия: уровень актуального развития ребенка и зона его ближайшего развития
Уровень актуального развития определяется уровнем психических функций, которые сложились у ребенка в ходе предыдущего развития. Зона ближайшего развития определяется как различие между сложностью задач, которые ребенок может решить самостоятельно и с помощью взрослых. Она позволяет описать динамическое состояние развития, помогает определить его завтрашний день. Например, два ребенка могут продемонстрировать один и тот же уровень актуального развития, но тот, кто при помощи наводящих вопросов, примеров, показа выполнит более сложные задания, в будущем покажет лучшую динамику.
О соотношении обучения и развития можно говорить, только используя понятие зоны ближайшего развития (ЗБР). Обучение, которое ориентируется на уже завершенные циклы развития, не ведет развитие за собой. Если же обучение осуществляется с учетом ЗБР, оно является полноценным двигателем развития, а точнее, воздействует на ЗБР, пробуждает и приводит в движение у ребенка ряд внутренних процессов. Первоначально эти процессы возможны только в сфере взаимоотношений с окружающими, но со временем они становятся внутренним достоянием ребенка. Таким образом, обучение не есть развитие, но, будучи правильно организованным, оно ведет за собой детское развитие, вызывает к жизни ряд процессов, которые без обучения были бы невозможны. Вот почему правомерно говорить не о тождестве обучения и развития, но о переходе одного во второе.
Важно отметить, утверждал Л. С
Выготский, что обучение и развитие не идут равномерно, параллельно друг другу. Между ними устанавливаются сложнейшие динамические зависимости. При этом каждый учебный предмет имеет свое отношение к детскому развитию, которое меняется при переходе ребенка с одной ступени на другую. Для того чтобы создать ЗБР, т.е. породить ряд процессов внутреннего развития, нужны правильно построенные процессы обучения.
Применительно к современному ребенку особенно важным представляется большое внимание, уделяемое Л. С
Выготским, к игре, поскольку многие взрослые ее сегодня недооценивают. Выготский относил игру к ЗБР дошкольника, отмечая, что в игре ребенок всегда на голову выше самого себя. Хотя игра функционирует в отсутствие прямых инструкций взрослого, в ней используются созданные культурой средства (игрушки) и часто включается проигрывание социально-культурных ролей (мать, отец, жених, невеста, водитель и т.п.).
Завершая анализ детерминант психического развития, отметим, что современная отечественная психологическая теория и педагогическая практика опираются на работы Л. С. Выготского, творчески развивая и модифицируя его положения для разных целей.
Моторное развитие ребенка до 2-3 лет
В 2 года дети активно исследуют мир вокруг себя через движение, учатся координировать различные части своего тела и развивают мелкую моторику. Они уже могут самостоятельно ходить, бегать, прыгать и лазить. Улучшается координация движений и развиваются основные двигательные навыки.
В возрасте до 2-3 лет уделяйте внимание развитию мелкой моторики. Предлагайте ребенку играть с мелкими предметами, давайте щупать вещи разной текстуры
Рисование пальчиковыми красками, лепка из пластилина, перебирание крупы — все это пойдет на пользу.
Развитие крупной моторики в этом возрасте тоже важно. Больше гуляйте с ребенком, учите кататься на самокате и велосипеде
В этом возрасте детки уже могут начинать посещать спортивные секции и учиться владеть своим телом. Можно подключать домашние тренировку и лечебную физкультуру для укрепления мускулатуры и улучшения осанки.
Дети в этом возрасте улучшают свою способность сохранять равновесие при ходьбе, беге, прыжках и других активностях.
Нет ли отклонений?
В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них. Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей. Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.
Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.
Возраст |
Область развития | Показатели |
1 год и 3 месяца | Пассивная речь | Быстро растет число понимаемых слов |
Активная речь | Растет словарный запас | |
Сенсорное развитие |
Ребенок может отличить предметы по размеру с интервалом 3 см | |
Игры | Повторяет знакомые действия | |
Движение | Активно ходит, может приседать, пятиться назад | |
Навыки | Сам ест ложкой жидкую еду | |
1 год и 6 месяцев |
Пассивная речь |
Может обобщить предметы по значимым признакам |
Активная речь | Использует в общении сложные слова | |
Сенсорное развитие |
Знает простые формы: шар, мяч, кубик, кирпичик | |
Игры |
Копирует часто повторяемые действия взрослых | |
Движения |
Может перешагивать препятствия (ступеньки) приставными шагами | |
Навыки | Может сам кушать ложкой жидкую пищу | |
1 год 9 месяцев | Пассивная речь | Воспринимает рассказ по картинке |
Активная речь |
Употребляет глаголы, отвечает на простые вопросы | |
Сенсорное развитие |
Различает предметы по размеру с разницей в 3 см | |
Игры |
Может строить башенки, домики из кубиков | |
Движения |
Может ходить по бруску шириной около 20 см, приподнятому от земли на 15–20 см | |
Навыки |
Частично может надеть на себя простые предметы одежды при помощи родителей | |
2 года |
Пассивная речь |
Может понять простой рассказ взрослого о прошедших событиях |
Активная речь |
Использует в речи глаголы, местоимения, прилагательные | |
Сенсорное развитие |
Может подобрать предметы по образцу, найти похожие и отличные | |
Игры |
Воспроизводит цепочку простых последовательных игровых действий | |
Движения |
Преодолевает чередующимися шагами ступени высотой около 15 см | |
Навыки |
Частично одевается сам, частично – с помощью родителей |
Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице. Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто. Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).
И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.
Моторное развитие ребенка до 1 года
Раннее развитие ребенка играет ключевую роль в его общем физическом и психологическом развитии. В первый год жизни происходит закладка фундамента его дальнейшего развития и здоровья. Физика и психика малыша претерпевает значительные изменения. Именно с рождения до года ребенок делает огромный скачок в моторном развитии.
Если вы понимаете, какие этапы развития предстоят ребенку до первого дня рождения, вы сможете поддержать детское развитие и даже простимулировать. например, способствовать тому, чтобы он быстрее сел, встал, пошел и т.д.
Процесс развития моторики начинается с первых дней жизни младенца. В первые месяцы жизни ребенок учится держать голову. Сначала он может это контролировать совсем недолго, но затем постепенно укрепляет шею и начинает уверенно удерживать голову в вертикальном положении. Родители могут помочь малышу в этом процессе, проводя специальные упражнения для развития мышц шеи и спины.
В возрасте от 3 до 6 месяцев ребенок начинает активно использовать руки и ноги. Он может сжимать предметы, касаться своих ног, а также переворачиваться с живота на спину и наоборот. Поддерживать это развитие можно, предлагая малышу игрушки различных форм и текстур, а также поощряя его к движению.
С 6 месяцев и старше ребенок активно изучает окружающий мир через движение. Он может ползать, сидеть без поддержки, а затем и становиться на ноги
Важно создавать безопасное пространство для исследований и движений ребенка, а также поощрять его к самостоятельным попыткам стоять и ходить. Но ни в коем случае не ставить на ноги неокрепшее дитя — он должен сделать это сам, когда будет готов физически!
Успешное моторное развитие способствует формированию уверенности в себе, самостоятельности и адаптации к новым ситуациям. Поэтому стимуляция моторики должна сочетаться с положительным эмоциональным контактом. Разговаривайте ребенка, носите на руках, улыбайтесь ему!
Важно не сравнивать малышей между собой, ведь все детки разные и темпы развития у каждого свои. Не гонитесь за стандартами развития
К примеру, многие дети начинают ходить в возрасте 10-12 месяцев, но есть детки, которые осваивают навык самостоятельной ходьбы немного позже — до полутора лет. Если ребенку уже 1,2 и он еще не ходит, не бейте тревогу, а поддерживайте ребенка и старайтесь аккуратно помочь ему.