Современные научные данные о психомоторных функциях детского организма
Определение 1
Психомоторика – это совокупность движений человека, которые тесно связаны с его психической деятельностью и отражают особенности его конституции.
Рисунок 1. Психомоторика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Психомоторика отражает выполнение достаточно сложных движений, носящих дифференцированный характер. Все движения организма, которые носят психомоторный характер, выполняются быстро и продуктивно, за счет того, что они контролируются психомоторикой и своевременно исправляются при неверном исполнении.
Современные научные теории, рассматривающие функционирование психомоторики детей, например, теория Н.А. Бернштейна, рассматривает моторную работу организма в качестве индикатора процессов, осуществляемых центральной нервной системой, а также реализуемых высшими психическими функциями.
Все произвольные движения организма контролируются сознанием ребенка, а проявление того или иного двигательного качества, возможно только при развитой воле. Это говорит о том, что психомоторные функции организма представляют собой комплекс психологических механизмов и физиологических возможностей управления движениями, которые проявляются в разнообразных двигательных свойствах организма. Это говорит о том, что психомоторные функции являются индивидуальной особенностью каждого человека и их развитие происходит постепенно.
До трехлетнего возраста психомоторные функции организма находятся в стадии развития. Это обусловлено неразвитостью психических процессов и физических качеств ребенка.
Функциональная роль психомоторных свойств организма сводится к выполнению ими следующих функций:
- Локомоторная функция – отражает динамику поведения и поведенческих реакций организма на внешние раздражители.
- Мышечный тонус – отражает энергетический состав двигательной активности.
- Сила мышечного напряжения – отражает общее физическое развитие и его специфику.
- Точность совершения движений руками и ногами.
- Функция статического и динамического тремора – отражает координационные возможности организма, умение ориентироваться в пространстве и сохранять координацию.
- Специфика совершения графических движений.
- Совершение мышечных усилий в статике.
Помимо этого, психомоторика оказывает важное воздействие процесс управления двигательными операциями, а также велика роль психомоторики в развитии познавательных возможностей организма. В настоящее время, психологией и педагогикой разработаны методики, позволяющие активизировать, формировать и корректировать психомоторные функции организма
Это развивает двигательные навыки организма
В настоящее время, психологией и педагогикой разработаны методики, позволяющие активизировать, формировать и корректировать психомоторные функции организма. Это развивает двигательные навыки организма.
Современные научные теории рассматривают психомоторику в качестве совокупности трех компонентов:
- Двигательный.
- Эмоциональный.
- Познавательный.
Таким образом, психомоторика отражает связь между движениями организма и его психическими функциями. Она обеспечивает наполнение движения эмоциональным составом. Любое движение будет совершаться более эффективно, если оно сопровождается проявлением какой-то эмоции.
Моторное развитие ребенка до 2-3 лет
В 2 года дети активно исследуют мир вокруг себя через движение, учатся координировать различные части своего тела и развивают мелкую моторику. Они уже могут самостоятельно ходить, бегать, прыгать и лазить. Улучшается координация движений и развиваются основные двигательные навыки.
В возрасте до 2-3 лет уделяйте внимание развитию мелкой моторики. Предлагайте ребенку играть с мелкими предметами, давайте щупать вещи разной текстуры
Рисование пальчиковыми красками, лепка из пластилина, перебирание крупы — все это пойдет на пользу.
Развитие крупной моторики в этом возрасте тоже важно. Больше гуляйте с ребенком, учите кататься на самокате и велосипеде
В этом возрасте детки уже могут начинать посещать спортивные секции и учиться владеть своим телом. Можно подключать домашние тренировку и лечебную физкультуру для укрепления мускулатуры и улучшения осанки.
Дети в этом возрасте улучшают свою способность сохранять равновесие при ходьбе, беге, прыжках и других активностях.
Понятие о психомоторике
Определение 1
Психомоторные процессы – это объективизация всех форм психического отражения определяемыми ими движениями.
В психологию данное понятие было введено И.М. Сеченовым. С помощью этого понятия ученый обозначил тот факт, что различные психические явления связаны с движениями и деятельностью человека.
Анализ психомоторных явлений дается в 3-х аспектах – моторного и сенсорного поля, а также в аспекте механизмов переработки сенсорной информации и организации моторных актов.
Замечание 1
Таким образом, психомоторика представляет собой единство органов чувств и действенной активности человека.
Человек, как и все другие живые существа с момента своего рождения имеет потребность в движении, поэтому данная потребность является врожденной. Исследования показывают, что риск соматических заболеваний снижается в два раза при занятиях спортом. Снижение физической нагрузки приводит к нарушениям в работе различных систем организма и к серьезным заболеваниям – гипертонии, атеросклерозу, кардиосклерозу и др.
Кроме этого продолжительная по времени гипокинезия способствует психическому напряжению, раздражительности, хронической усталости. Однако чрезмерные физические нагрузки для здоровья человека тоже несут в себе определенную опасность. Отсюда понятно, что только оптимальный уровень двигательной активности будет являться важным условием соматического благополучия человека.
Основная задача психомоторики заключается в объективации субъективной реальности. Благодаря психомоторным процессам происходит обмен информацией между предметом и телом.
Замечание 2
Психомоторные процессы делятся на прямые и обратные в зависимости от вектора объективности-субъективности.
Прямые процессы предполагают развитие мысли, которые вырастают из предметных движений, обратные же дают возможность мысли воплотиться в предмете через движение.
Существовать в отрыве друг от друга прямые и обратные психомоторные процессы не могут.
По степени сложности сенсомоторные реакции могут быть простыми и сложными.
Первые представляют собой очень быстрый ответ на внезапно появившийся известный сигнал, известным движением. У разных людей скорость простой реакции не одинакова и даже у одного и того же человека, в разных условиях, она будет разной. Например, в среднем реакция на свет составляет 0,2 с, а на звук – 0,15 с.
Для сложных сенсомоторных реакций ответное действие формируется в связи с выбором нужного ответа из возможных вариантов.
К более сложному варианту сенсомоторной реакции относится сенсомоторная координация, когда динамичным является и сенсомоторное поле, и реализация разнонаправленных движений.
Двигательное или психомоторное действие есть элемент психомоторной деятельности человека, которое развивается в процессе бытового или учебного упражнения – это будет психомоторный навык.
Реализация психомоторного процесса происходит в каждом рабочем движении, где выделяется механическая, физиологическая, психологическая стороны.
Колебание скорости рабочих движений происходит в очень больших пределах. Скорость может быть оптимальной, свободной и вынужденной, которая возникает в результате дефицита времени работы. Например, у человека, занимающегося распилкой древесины, скорость движения на себя будет свободной, а от себя – вынужденной.
Восприятия управляют всеми трудовыми движениями, качество которых будет зависеть от качества восприятий.
Особенности психомоторного развития грудного ребенка
Первый год жизни малыша характеризуется активным развитием его психических процессов. Постепенно формируясь, они начинают активно воздействовать на моторные функции, что приводит к развитию у ребенка разнообразных двигательных навыков.
Психомоторное развитие грудного ребенка происходит стремительно. К наступлению первого дня рождения, малыш может выполнять следующие психомоторные операции:
- Улыбка;
- Реакция на голос взрослого и иные звуки;
- Перевороты тела;
- Повороты головы в разные стороны;
- Качание головой;
- Подъем головы с ее задержкой в статике;
- Смех;
- Тяга руками к чему-либо;
- Узнавание близких людей;
- Принятие сидячего положения;
- Совершение пружинистых движений ногами;
- Ползанье;
- Подъем с опорой;
- Захват мелких объектов двумя пальцами;
- Совершение хлопков ладонями;
- Употребление пищи с ложки;
- Питье с кружки;
- Кивки головой;
- Указание пальцами на объекты;
- Совершение бросков различных предметов;
- Реагирование на обращение к себе;
- Повторять различные действия за другими;
- Слежение за действиями других;
- Голосовое, жестикуляционное либо мимическое обозначение своих желаний и потребностей.
Важно обратить внимание на то, что каждый ребенок индивидуален и его психомоторные функции разовьются тогда, когда психические процессы будут активно функционировать и построят взаимодействие с моторикой. Существуют примерные возрастные периоды развития тех или иных функций, но они могут отклоняться от нормы у разных детей, в силу особенностей функционирования их психических процессов. Один ребенок может начать подниматься с опорой в 7 месяцев, а другой только в 11
Один ребенок может начать подниматься с опорой в 7 месяцев, а другой только в 11.
Выдержка из текста
Понятие психомоторики принадлежит к числу ведущих категорий совремеʜʜοй οбщей и сᴨециальной детской психологии ᴨедагогики. Имеʜʜο оно в наиболее полной мере отражает главную осοбеʜʜοсть развития ребенка в дошкольные годы жᴎзни — его целостность, когда психика и моторика находятся в неразрывном единстве.
Н.И. Озерецкий вᴨервые в своих работах отοбразил взаимосвязь психики и моторики, которые дали начало развитию научных представлений о психомоторике и определили основные направления ее ᴎзучения. Н.И. Озерецким были разработаны ᴨервые методики диагностических исᴄᴫедований психомоторики, с помощью которых исᴄᴫедуются отдельные компоненᴛы движения такие как: статическая координация, динамическая координация, быстрота движения, ритм и т.д.. Он сфοрмулировал положение о ᴛᴏᴍ, что при тесной взаимосвязи психической и двигательной сфер актᴎʙᴎзирующее воздействие на одну сферу может οказывать положительное влияние на развитие другой. Это положение составляет основу развития совреᴍеʜных подходов к решению вопросов ᴎзучения, воспитания и οбучения детей дошкольного возраста, теории и практики психотерапии, реабилитации и коррекциоʜʜο-развᴎʙающей работы с детьми с прοблемами в развитии.
Научная новизна исследования: показано многообразие научных представлений о физическом развитии детей и подростков, а также проведено исследование физического развития детей и подростков на территории г. Нижний Новгород на базе средних общеобразовательных школ.
Исследование психомоторного развития детей раннего возраста с ЗПР
Архиповой выделяются методики, разработанные для быстрой оценки психомоторного развития малышей — «скрининг-методики» (А.Рассмотреть диагностику предметной деятельности и двигательного развития детей первых лет жизни. Рассмотреть диагностику развития игровой деятельности ребенка первых лет жизни.
Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Душа ребенка предрасположена к восприятию прекрасного, ребенок способен тонко чувствовать живопись.
Учитывая нейрофизиологические особенности развития детей дошкольного возраста, в процессе работы педагогам следует принимать во внимание взаимосвязь между состоянием речи, мышления и моторной сферой ребенка. В последнем случае имеется в виду не только степень сформированности артикуляторной моторики, но и уровень развития тонкой дифференцированной моторики кистей и пальцев рук
На современном этапе развития дошкольного образования важной задачей является формирование личности ребенка, его творческое развитие. Без воспитания эстетически образованных людей, умеющих понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление целостной, гармонично развитой и творчески активной личности.В связи с этим, перед образовательными учреждениями всех уровней стоит важная задача: способствовать тому, чтобы ребенок стал интеллектуальной, инициативной, творческой личностью
Как и когда проводится оценка психомоторного развития?
Определение уровня психомоторного развития включает в себя оценку социальной адаптации ребёнка, развитие его эмоций, речи, оценку общей моторной деятельности, активности мелкой моторики.
Психомоторное развитие детей дошкольного возраста оценивается с различной частотой в каждом из возрастных периодов. Это напрямую связано со скоростью физического и психоэмоционального развития в раннем возрасте и замедлением темпов развития в старшем возрасте. Так, оценка психомоторного развития предполагается
Оценка психомотороного развития подразумевает определение соответствия уровня развития ребёнка его возрасту, либо же констатацию факта опережения или отставания развития.
Список литературы
1.Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста.– М.:АСТ: Астрель, 2007. – 222с.
2.Баряева Л.Б. Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. – 272с.
3.Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. – 416с.
4.Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. – М.: Госмедиздат, 1930, Т.1 и 2. – 220с.
5.Дудьев В.П. Мозговая организация психомоторики. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 108с.
6.Закревская О.В. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 22с.
7.Ильин Е. П. Психомоторная организация человека. – СПб.: Питер, 2003. – 384с.
8.Кайл Р. Тайны психики ребенка. – СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2002. – 413с.
9.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973. – 144с.
10.Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. — 2-е изд. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 128 с.
11.Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. Сб. методических рекомендаций. / сост.: Л.В. Лопатина, Г.Г. Голубева, В.А. Калягин. – М.: ФОРУМ, 2006. – 272с.
12.Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2004. – 408с.
13.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2003. – 240с.
14.Озеров В.П. Психомоторные способности человека. – М.: Изд-во: Феникс +, 2005. – 320с.
15.Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972. – 216с.
16.Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004. – 164с.
17.Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240с.
список литературы
Особенности психомоторного и речевого развития ребенка
Психомоторное развитие ребёнка включает в понятие становление ряда навыков в двигательной и эмоциональной сфере, формирование основ поведенческих реакций. Пик такого развития приходится на младший возраст, а начинается от самого рождения. Несмотря на существование определённых возрастных сроков для формирования каждого из таких навыков, стоит воспринимать эти «нормы» как ориентир и оставлять место индивидуальности. Нередки переживания родителей о своевременности темпов психомоторного развития ребёнка, и любые сомнения в этом – достаточная причина для обращения к специалистам многопрофильной клиники ЦЭЛТ. Оценка комплекса навыков ребёнка, а также, дополнительное обследование помогут установить наличие или отсутствие задержки психомоторного развития у ребенка, выявить причину её появления. Такой подход позволит найти решение проблемы и направить все усилия на её устранение.
ЧТО ТАКОЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ?
Это понятие весьма сложное. Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей. Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются. Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.
Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей. Однако при этом предполагается, что на каждом последующем этапе развития ребенок планомерно углубляет и оттачивает приобретенные ранее умения
Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах
При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями. Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив
Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.
Для полноценного развития крохе важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи, его участие во всем происходящем, а не простое «отслеживание процесса»
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВРАЧЕЙ
Если родители своевременно показывают ребенка педиатру, возможные проблемы он обнаружит во время таких визитов
Важно знать, что плановое посещение педиатра до года происходит ежемесячно, от года до двух лет – раз в три месяца, до 3 лет – ежегодно
Во время таких осмотров доктор не только оценивает антропометрические изменения, но и обращает внимание на соответствие уровня психомоторного развития малыша его возрасту. Сравнивая навыки ребенка с таблицей, доктор может сделать вывод о своевременном, опережающем или отстающем развитии
Например, на первом году жизни малыша педиатр может назначить консультации других специалистов или дополнительные обследования, если у ребенка обнаружатся:
После обследований специалисты могут сделать заключение о той или иной степени задержки психомоторного развития малыша.
В зависимости от тяжести отставания будет выбрана схема дальнейшего лечения, коррекции и реабилитации ребенка. Успех этих мер во многом зависит от того, как быстро отклонения были обнаружены
Именно поэтому так важно заметить начало проблемы своевременно
Идеомоторные и эмоционально-моторные процессы
Кроме психомоторных процессов в понятие психомоторики входят идеомоторные процессы – они связывают представление о движении с выполнением самого движения. Не только замечено, но и доказано наукой, что когда человек думает об определенном движении, то воспроизводит его, не замечая этого. Это значит, что кинэстезические клетки коры головного мозга связаны со всеми клетками коры, что является физиологической основой для произвольных движений.
Довольно часто идеомоторные акты понимаются как неправильные движения, возникающие автоматически. Например, обучающийся вождению, может подумать, что сейчас наскочит на столб – и эта мысль может реализоваться в ошибочном движении. Довольно отчетливо это проявляется в разных учебных установках, имеющих двойное управление.
Проблема идеомоторики для психологии в широком понимании является связью рабочего движения с представляемым его образом. Проблема и роль образа в регуляции моторных процессов является центральной проблемой психологии правильных движений.
Нарушением нормальных психомоторных процессов, вызванных эмоциями, является напряженность, которая проявляется в скованности и неуверенности во время выполнения новых действий. Эта напряженность хорошо заметна по угловатой позе, выражению лица, замедленным или, наоборот, резким движениям, которые выполняются с излишними усилиями.
Факторы напряженности объединяются в 4-е группы:
- несоответствие знаний и навыков;
- неблагоприятные индивидуально-психологические особенности личности, низкая эмоционально-моторная устойчивость;
- подход без учета индивидуально-психологических особенностей;
- отклонения в нервно-психологическом состоянии.
В одних случаях данные факторы могут выступать как условия, а в других случаях могут стать основными причинами возникновения напряженности. Если отдельные условия, вызывающие напряженность, изменить, то картина её проявления изменится, но полностью не устранится. Напряженность может исчезнуть полностью, только при устранении причины, её вызвавшей.
Какая коррекционная работа проводится
Коррекционная программа основана на особенностях эмоциональной и познавательной активности ребенка, включает в себя организацию практических, музыкально-ритмических занятий, конструирование, различные игры и упражнения. Логопеды и психологи нашей клиники используют различные методики для стимуляции речевой активности и навыков межличностного общения, заключающиеся в воздействии на слуховой, зрительный и тактильный анализаторы, связанные с двигательным, речевым и другими областями центральной нервной системы.
Логопедическая коррекция
Включает в себя специальные занятия, направленные на развитие артикуляции, слухового восприятия, понимания речи и активного общения
Рукам, как первичным органам осязания, отводится первостепенное внимание и для разработки мелкой моторики в нашей клинике разработаны следующие упражнения:
- рисование пальцем или «кисточкой» из бумаги;
- лепка из пластилина или глины;
- собирание пазлов;
- игры с конструкторами;
- сортировка мелких пуговиц, камешков, бусин и т. д.
- самомассаж кистей и гимнастика пальцев.
Для активизации эмоционально-волевой сферы используются следующие методы:
- арт-терапия;
- сказкотерапия;
- игровая терапия.
Физическая реабилитация
Программа включает в себя специально разработанные упражнения и тренировки, направленные на развитие моторики, координации движений и силы мышц, проводятся под наблюдением специалистов и адаптируются к конкретным потребностям каждого ребенка.
Психологическая коррекция
Психологическая поддержка и специальные техники помогают ребенку развивать эмоциональную стабильность, улучшать самооценку и совершенствовать навыки социальной адаптации.
Наряду со всем перечисленным, в рамках коррекции необходимо осуществлять регулярный медицинский контроль. Систематические консультации и согласованная работа помогут ребенку преодолеть проблемы и достичь полноценного развития. Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашей клиники процессов, которые вызвали и мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, сформировали мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.
НЕТ ЛИ ОТКЛОНЕНИЙ?
В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них. Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей. Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.
Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.
Возраст | Область развития | Показатели |
1 год и 3 месяца | Пассивная речь | Быстро растет число понимаемых слов |
Активная речь | Растет словарный запас | |
Сенсорное развитие | Ребенок может отличить предметы по размеру с интервалом 3 см | |
Игры | Повторяет знакомые действия | |
Движение | Активно ходит, может приседать, пятиться назад | |
Навыки | Сам ест ложкой жидкую еду | |
1 год и 6 месяцев | Пассивная речь | Может обобщить предметы по значимым признакам |
Активная речь | Использует в общении сложные слова | |
Сенсорное развитие | Знает простые формы: шар, мяч, кубик, кирпичик | |
Игры | Копирует часто повторяемые действия взрослых | |
Движения | Может перешагивать препятствия (ступеньки) приставными шагами | |
Навыки | Может сам кушать ложкой жидкую пищу | |
1 год 9 месяцев | Пассивная речь | Воспринимает рассказ по картинке |
Активная речь | Употребляет глаголы, отвечает на простые вопросы | |
Сенсорное развитие | Различает предметы по размеру с разницей в 3 см | |
Игры | Может строить башенки, домики из кубиков | |
Движения | Может ходить по бруску шириной около 20 см, приподнятому от земли на 15–20 см | |
Навыки | Частично может надеть на себя простые предметы одежды при помощи родителей | |
2 года | Пассивная речь | Может понять простой рассказ взрослого о прошедших событиях |
Активная речь | Использует в речи глаголы, местоимения, прилагательные | |
Сенсорное развитие | Может подобрать предметы по образцу, найти похожие и отличные | |
Игры | Воспроизводит цепочку простых последовательных игровых действий | |
Движения | Преодолевает чередующимися шагами ступени высотой около 15 см | |
Навыки | Частично одевается сам, частично – с помощью родителей |
Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице. Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто. Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).
И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.