Стили воспитания детей в семье: таблица, плюсы и минусы

Особенности восприятия разных поколений

Родители сегодняшних детей и подростков – это дети конца существования Советского Союза и начала перестройки. Условия, ценности и мировоззрение тогда и сегодня кардинально отличаются.

Родители-миллениалы

Родители из поколения миллениалов выросли в очень непростое время. Разрушилась одна большая страна, началась непонятная перестройка, войны. В то же время, они застали развитие информационных технологий. Именно при них впервые интернет, сотовые телефоны, планшеты впервые прочно вошли в нашу жизнь.

Эти дети росли по-другому в отличие от их родителей, воспитывавшихся в советское время. Зависимость от информации сделала их менее коммуникабельными и более социально уязвимыми.

Понятно, что черпать гигабайты информации из интернета и легче, и безопаснее. Отсюда меньше живых социальных контактов, позднее взросление, позднее вступление в брак и нежелание сразу рожать детей.

Нельзя сказать, что их совсем не заботит продолжение рода, но все же сначала они выбирают комфорт, развитие. Это связано, в первую очередь, с тем, что на их долю выпали различные экономические и политические потрясения. Отсюда желание безопасности, комфорта и неуверенности в завтрашнем дне.

Еще одной особенностью родителей-миллениалов является «продленная молодость». Часто живут с родителями и за их счет, не хотят брать ответственность. В том числе и за детей.

Дети-альфа

Дети, которые с самого рождения живут в мире информационных технологий. Они словно родились обученными во всемирной паутине.

Организованные в стране органы опеки и строгое надзирательство государства за действиями родителей освободили современных детей от рукоприкладства со стороны родителей.

Отсюда в таких детях меньше страхов, больше достоинства. Они относятся к родителям (и другим взрослым) как к равным.

Эти дети еще более зависимы от родителей, беспомощны и несамостоятельны.

Проблемы

Из-за разности восприятия мира родителям сложно понять своего ребенка. Если прошлые поколения родителей воспитывали детей, в основном, с помощью страха, то с детьми-альфа этот способ не всегда проходит.

Их нужно учиться понимать и договариваться. А это крайне сложно, затратно и по времени, и эмоционально. Их родители, так стремящиеся к комфорту, часто раздражаются, если ребенок не слушается и выдвигает требования.

Социальная напряженность общества, небезопасность выработали у родителей привычку всюду сопровождать своих детей. Даже во двор теперь одних играть не отпускают.

Изобилие игрушек и вещей также создает проблему для детей: им моментально всё надоедает. А их родители не видели такого разнообразия и потому из кажущейся любви стараются удовлетворить все потребности. К сожалению, это создает еще большИе проблемы.

Аспекты воспитания и поддержания психологического здоровья детей

Родители стараются развить в своих детях доброту, толерантность, сочувствие, сопереживание к ближнему, выбирая, как им кажется, правильные методы воспитания. На самом деле психологические аспекты воспитания детей знакомы немногим родителям, почти все взрослые допускают серьезных ошибок в воспитательном процессе.

Формирование детского сознания напрямую зависит от среды, в которой живет и воспитывается малыш. Важная роль также отводится и наследственности, однако, психологи уверяют, что правильное психологическое воспитание наследственный фактор может свести к минимуму.

Очень важно создать для малыша такие условия, чтобы в случае промаха в поведении, он самостоятельно захотел исправиться. Например, не стоит ругать сына или дочку за поломанную игрушку, лучше сначала немного пристыдить малыша, а затем предложить вместе починить ее

Многим родителям и всем педагогам известно, что дети лучше всего учатся на чужих примерах, когда наблюдают за другими со стороны. Прежде всего, таким примером служат сами родители. Если отец говорит сыну или дочке, что перед едой нужно всегда мыть руки, но сам этого не делает, ребенок не будет вести себя так, как того ожидают взрослые. В этом случае психологи указывают на возникновение конфликта в воспитании – несоответствие требуемого и действительного.

Конкуренция или сотрудничество

Тема конкуренции в семьях очень злободневна и распространена. Хотя в большинстве члены семьи конкурируют бессознательно, тем не менее, это мешает подлинным отношениям.

Итак, родители бессознательно конкурируют с детьми. Конкуренция создает проблемы в воспитании. Это не способ вырасти здоровой личностью. Как происходит в жизни?

Что это? Комплексы отца и непроработанные травмы не должны ведь вредить ребенку. Какое он к ним имеет отношение? Но на деле всё происходит наоборот. Так как для сына отец – Бог и безусловный авторитет (даже если они конфликтуют), он, конечно, поверит не себе, а тем извращенным словам отца.

Отцу невыносимо пережить успех сына, когда он сам себя внутри ощущает ничтожеством.

Бывает и обратное

Отец мечтал стать военным, но родители не позволили и потому он не смог пойти против них. В результате поступил в ненавистный политехнический. Когда у него появился сын, он сразу себе сказал, что вырастит из него военного.

Но сына-то об этом забыл спросить. То есть, поступал с ним точно также, как и его родители. В результате сломанная жизнь у обоих.

Еще пример

Мать всегда себя считала некрасивой. Стеснялась своего вида, не любила смотреть на себя в зеркало. И когда однажды ее взрослая дочь сказала: «Я красивая», мать настолько сильно впала в ярость, что в гневе прокричала: «Это ты-то красивая? Никакая ты не красивая!»

Как может допустить мать, которая себя считает некрасивой, красоту дочери? Ей же тогда будет еще хуже!

В результате такой конкуренции отношения между родителями и детьми не ладятся, часто бывают конфликты, ссоры. Между ними идет скрытая вражда.

Технологический прогресс

Еще одной проблемой современного семейного воспитания является технологический прогресс, который внес в жизнь общества разнообразные гаджеты. Зачастую ноутбуки, планшеты, компьютеры и сотовые телефоны заменяют детям «живое» общение со сверстниками и родителями. Однако главной проблемой является – зависимость от гаджетов.

Проблема возникает в тот момент, когда родители впервые дают ребенку гаджет, чтобы он им не мешал. Это конечно значительно решает вопрос о свободном времени родителей, но отрицательно сказывается на воспитании, обучении и развитии ребенка. Гаджеты не учат детей правильному взаимодействию с окружающим людьми, а оказываемая нагрузка на психику ребенка столь велика, что не все дети ее выдерживают.

Замечание 2

Зависимость современных детей от гаджетов очень велика, поэтому одной из задач современных родителей является своевременное принятие соответствующих мер. Необходимо заинтересовать ребенка таким видом деятельности, который будет не только более привлекательным, чем компьютерные игры, но и окажет положительный эффект на воспитание и развитие ребенка.

Одним из наиболее эффективных средств сплочения семьи и увлечение ребенка, является семейная традиция или традиции. Например, еженедельные совместные походы на выходных. Это не только способствует сплочению семьи, но и оказывает положительный воспитательный эффект на детей.

Семейные ценности в современных реалиях

Для детей семья – это то место, где развивается характер, закладываются жизненные принципы, основы физического, эмоционального, интеллектуального развития. Семья для каждого из ее членов может выступать как положительным, так и отрицательным фактором. Ребенок нигде не получит столько заботы и внимания. Одновременно с тем, ни один иной социальный институт не способен нанести столько вреда.

Еще сто лет назад благополучие семьи подкреплялось традициями, церковью, законом. В современной семье произошли значительные изменения, она находится в менее защищенном положении, многие можно назвать «трудными».

Из-за тяжелого прессинга экономических и политических проблем, снижения уровня жизни отцовские и материнские роли перераспределились. Урбанизированный образ жизни придает семье новый характер, эмоциональный контакт между младшими и старшими нарушается. Внутрисемейные отношения характеризуются повышенной конфликтностью, следствием чего является высокий уровень разводов.

Важно
Культура семейной жизни «варваризируется», разводы приводят к тому, что дети остаются с одним из родителей, перегруженным работой. На нравственном развитии ребенка сказывается отсутствие опеки отца или матери, образцов их позитивного поведения.. Распространенные причины кризиса – алкоголизм, противоправные действия супругов, сопутствующий этому низкий культурный уровень, что негативно отражается на воспитательном потенциале семьи

Раннее вступление молодых людей в брак, проблемы с жильем, нехватка денег, нежелательные дети делают положение семьи неустойчивым. Около трети новорожденных в стране появляются на свет в неполных семьях, большой процент детей имеет врожденную умственную, физическую патологию

Распространенные причины кризиса – алкоголизм, противоправные действия супругов, сопутствующий этому низкий культурный уровень, что негативно отражается на воспитательном потенциале семьи. Раннее вступление молодых людей в брак, проблемы с жильем, нехватка денег, нежелательные дети делают положение семьи неустойчивым. Около трети новорожденных в стране появляются на свет в неполных семьях, большой процент детей имеет врожденную умственную, физическую патологию.



Времени нет!

Как ни крути, но в нашей стране жизнь можно разделить на «до и после развала СССР». Это две разные страны.

После крушения советской системы начался резкий процесс урбанизации. Сельская местность всё больше становилась непригодной для полноценной и качественной жизни. Сейчас это касается и небольших городов и даже столиц регионов.

К этому еще добавилась идеология дикого капитализма, когда за всё нужно платить. В результате оказалось так, что именно молодые люди (и они же – молодые родители) вынуждены много работать, чтобы хоть как-то жить.

Постоянные пробки, дальние расстояния и сама работа сжирают время. Вместе с родителями страдают и дети. Вставать спозоранку и возвращаться за полночь – норма для крупных городов.

А где взять время, чтобы не торопясь обсудить вопросы с детьми, провести с ними свободный час или два? В конце концов, просто выслушать ребенка?

Времени не хватает даже на сон – что тут ребенок. Это раньше детей воспитывало старшее поколение, а теперь бабушки и дедушки сами вынуждены работать, чтобы выжить.

Жизнь наспех, постоянная гонка создает очень сильное внутреннее напряжение, которое можно сбросить только там и на тех, с кем безопасно. Это, как правило, дом и близкие. Часто под раздачу попадают дети.

Из-за нехватки времени у родителей формируется чувство вины перед ребёнком и тогда, чтобы хоть как-то ее уменьшить, они сублимируют вину в покупки для детей. А проблема-то ведь остается.

Детям крайне важно проводить время с родителями. И это не банальный ежегодный отпуск, а ежедневное качественно проведенное время

Есть еще одна проблема со временем. У современных детей тоже не остается времени на игры и свободу. Многие родители загружают детей до такой степени, что со временем ребенок просто-напросто теряет интерес вообще ко всему. Апатия, безразличие, равнодушие возникают от колоссальной нагрузки на детей, у которых не остается времени расслабиться и просто побездельничать, побегать, поиграть.

Трудно, очень трудно молодым родителям и их детям сегодня. Гораздо труднее, чем было советским родителям.

Самый ответственный период

Воспитание ребенка до года. Как воспитывать ребенка до года нужно знать еще до его рождения, это поможет избежать многих ошибок

До года основное внимание обращают на физическое воспитание малыша. Происходит очень быстрая перестройка организма

Месячный младенец учится поднимать и держать головку.

В первый месяц жизни новорожденный еще не умеет управлять своими конечностями, часто плачет по непонятной причине. В два месяца малыш немного осваивается и даже начинает улыбаться маме.

На третий месяц он уже хорошо держит головку и пытается повернуться набок или со спины на живот. В четыре месяца, освоив навык поворота, младенец пытается сесть, но чаще всего это происходит в пять или шесть месяцев. На этом этапе торопить малыша нельзя. Не нужно сажать его, если сам он еще сидеть не умеет.

Для ребенка в 8 месяцев открывается большой мир комнаты, благодаря умению ползать или передвигаться в ходунках. В восемь месяцев детки встают на ножки, но ходить еще не пытаются. Годовалый малыш чаще всего пробует ходить самостоятельно, используя предметы или руки родителей, как поддержку.

Воспитание малыша в один месяц не менее важно, чем от 1 до 2 лет. Укрепить здоровье помогут ежедневные гигиенические процедуры: лечебный массаж, купание с отварами трав, гимнастика

Водные процедуры желательно начинать, когда заживет пупок. Необходимо выкладывать малыша на живот перед едой, чтобы он учился держать головку, и для предотвращения срыгивания и колик.

Возраст до трех месяцев – это время когда нервная, дыхательная и пищеварительная система младенца адаптируется к новому, незнакомому миру. Малыш нуждается в пристальном внимании и заботе, чтобы его пожалели, носили на ручках. Не нужно ему в этом отказывать. Воспитание ребенка в три месяца сводится к кормлению, массажу, гимнастике, вечерней ванне и утреннему умыванию, к прогулкам, рассматриванию окружающего мира и активной речи со стороны мамы.

Воспитание детей 4 месяцев предполагает более интенсивные физические упражнения.

Можно использовать в качестве снаряда фитбол или мамины (папины) руки. Не забывают о полноценном питании и своевременном введении прикорма.

Важно много разговаривать с малышом, если он не будет слышать постоянно обращенную к нему речь, может поздно заговорить и отставать в интеллектуальном развитии от сверстников. Маленьких детей укачивают под колыбельную песню, рассказывают им детские стишки и сказки

Если они еще не могут ответить, это не значит, что не понимают. Понимание в детях заложено с самого рождения.

Восьмой месяц, помимо физического развития, предполагает начало творческих занятий. Можно рисовать съедобными красками или лепить из теста. Для развития мелкой моторики пальчиков, можно дать бумагу, которую карапуз с наслаждением начнет рвать. Некоторые родители начинают занятия по кубикам Зайцева или по карточкам с изображениями букв, цифр, животных и предметов.

Успешное воспитание до года всегда дает хорошие результаты. При постоянных занятиях с грудничком, он рано начнет ходить, говорить, будет реже болеть. У такого малыша есть больше шансов регулярно посещать ясельную группу, освобождая маме и папе время для работы. Поэтому мамины усилия и труд будут являться прочным фундаментом детского благополучия. Говоря откровенно, очень жаль детишек, которые целые дни проводят в детском саду.

Детям необходимо детское общество, но еще больше нужна мамина забота и внимание. Поэтому имея возможность работать на дому и уделять больше внимания детям, используйте ее обязательно

Как воспитывать ребенка в 1 год? Воспитание ребенка от 1 года отличается расширением возможностей для обучения и формированием характера малыша.

Проблемы родителей порождают проблемы семейного воспитания детей

Самая сложная и важная проблема в воспитании детей.

Известно, что травмированные родители не могут дать детям полноценных отношений, потому что сами находятся вне контакта с собой.

Кроме этого, травмы родителей передаются детям. Дети как губка впитывают всё то, что исходит от родителей и запечатлевают такое поведение на всю жизнь.

Пока не захотят обратиться к специалисту и проработать свои травмы и родительские установки.

Психические проблемы родителей не дают установить контакт с собственным ребенком.

Лучше всего это понять на примере

Мать развелась с мужем. Затаила на него обиду и многие годы носит её в себе. Не простила, не поняла его хотя бы ради себя. Замкнулась, закрылась. Живет в депрессивном состоянии.

Ребенок от бывшего мужа хочет контакта и с матерью, и с отцом. Но мать запретила видеться с ним. А сама не может дать контакта ребенку, потому что чувства обиды, печали и боли закрыли ее не только от мира, но и от себя самой.

Такое самонаказание и самоистязание устроила она себе. А ребенок это видит и впитывает. Для него страдать – это норма, потому что он вырос в атмосфере тяжелого страдания матери.

И отцы, и матери должны сегодня усвоить принцип, что если они не проработают свои травмы, они тем самым не смогут выстроить здоровых и любящих отношений с детьми.

Культура психического здоровья, в первую очередь, должна стать общегосударственной.

Роль семьи в воспитании дошкольника

Каждый член семьи влияет на процесс воспитания, как родитель, так и старшее поколение, родственники, братья/сестры. Семья ― маленький мир, уменьшенная копия окружающего. Педагогика и психология выделяют этот институт воспитания, как фундаментальный. Он первый, с которым сталкивается ребенок. В его условиях проходит начальные этапы жизни. Знания, полученные дома, подготавливают ребенка к жизни в обществе. Дети наблюдательны и растут на примере родителей. Они исходят из их взаимоотношений, манерам общения, умений регулировать конфликты, принципов

Поэтому, взрослым важно контролировать свое поведение. То, чему родитель может не придать значения, становится мелкой деталью, которая формирует восприятие мира и поведения ребенка

Даже незначительная фраза, брошенная вскользь, может повлиять на дошкольника. От полученных знаний, ребенок отталкивается в будущем. О ситуации в семье можно судить по тому, как ребенок «дружит»с окружающим миром. Особенно показательно то, как решает сложные ситуации или не допускает их.

Проблема отсутствия одного из родителей в воспитании

Частые вопросы, на тему семейного воспитания детей дошкольного возраста, касаются безучастности члена семьи. Например, безразличие отца семейства к развитию и воспитанию ребенка. Кажется, особого вреда от этого нет: ни плохо, ни хорошо. На деле, игнорирование откладывается в памяти и воспринимается, как метод воспитания. Эта модель скорее всего будет оцениваться ребенком, как норма. Создав свою семью, он будет придерживаться аналогичной позиции

Ребенок должен чувствовать внимание домочадцев, их участие в жизни

Ошибки семейного воспитания – причины проблем

Специального кодекса, помогающего воспитать идеального ребенка, не существует, но можно выделить типичные ошибки, ведущие к проблемам в воспитании.

Непонимание

Родители предъявляют к отпрыску требования, которые не согласуются с его характером, «давят» на ребенка, заставляя соответствовать каким-то своим представлениям. Это вызывает упрямство, способствует развитию замкнутости, отстраненности.

Ожидания родителей должны отвечать возможностям ребенка. Он не должен заниматься музыкой или усиленно изучать английский только потому, что этого хотят амбициозные родители.

Неприятие

Может происходить из-за несвоевременной беременности или потому, что родители хотели мальчика, а родилась девочка. Неприятие может появиться на фоне раннего отлучения от груди, когда малыша отдают в ясли или поручают няне

У него снижается жизненный тонус, возникают страхи, если с ним строги не по возрасту, проявляют недостаточно ласки и нежности, в общении акцентируют внимание на отрицательных чертах, не замечают положительных качеств

Отсутствие гибкости

Часто наблюдается у родителей авторитарного склада. Они предвзяты по отношению к ребенку, навязывают свое мнение, не допускают альтернативных решений.

Непоследовательность

Встречается между родителями, когда требования отца и матери не совпадают или родители наказывают, а бабушка с дедом жалеют и попустительствуют. Непоследовательным может быть поведение одного взрослого, когда в обращении с детьми допускаются крайности: обещания и их невыполнение, тотальный контроль и полное безразличие.

Чрезмерная эмоциональность

Недовольство родителей обрушивается на ребенка, что в дальнейшем приводит к возбудимости или наоборот, к заторможенности. Излишне тревожные родители паникуют по любому поводу, страдают навязчивыми страхами, опекают, вмешиваются с советами и предостережениями.

Доминантность

Властные родители требуют безоговорочного подчинения, категоричны, не приемлют самостоятельности, все контролируют, применяют физические наказания. Такая тактика не приводит к порядку, лишь к усталости, грозит нервными срывами.

Гиперсоциальность

Отношения в семье испытывают дефицит тепла, эмоциональности. Ребенка боятся испортить, поэтому выдвигают множество требований, которым он должен соответствовать. Ему не прощают слабости и оплошностей, детская жизнь лишена непосредственности, веселья. Все идет по плану, расписано до мелочей, подвергается тщательному анализу.

Влияние семейного воспитания на ребенка

Определение 1

Семейное воспитание – это совокупность процессов воздействия на ребенка со стороны родителей и других членов семьи с целью его социализации.

Семья, с точки зрения психологии, обуславливает первичную социализацию ребенка, а вторичной социализацией занимаются детский сад, школа, высшее учебное заведение. Безусловно, что первичная социализация будет важнее.

Первичная социализация предполагает освоение языка и эмоционального строя, освоение ценностных норм и содержательных представлений общества. Первичная социализация формирует у ребенка социальную ответственность и умение подчинять свое индивидуальное общему.

В формировании личности ребенка семья играет определяющую роль, причем на каждом возрастном этапе эта роль меняется и имеет специфические особенности.

Характер общения ребенок усваивает в семье, поэтому ответственность за воспитание способности к человеческому общению лежит на родителях. Заботу друг о друге, навык решения семейного конфликта, нравственное воспитание, ребенок может приобрести только в здоровой семье. Успешность воспитания подростка в семье во многом зависит и от включение подростка в хозяйственную деятельность.

Когда родители со своими правами и обязанностями не справляются, в семье возникает дисгармония, приводящая к дисфункциональности. В результате возникает дезадаптация ребенка, следствием которой является десоциализация, что характерно для современного общества. Родители, понимающие, что от них зависит формирование личности ребенка, что их поступки и поведение способствуют этому формированию, будут вести себя соответственно.

Структура личности формируется в процессе взаимоотношений с родителями и близкими родственниками с первых дней жизни ребенка, входя в мир своих родных, он перенимает их нормы поведения. Родители закладывают фундамент первых контактов, на который надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие подростка.

Замечание 1

Таким образом, можно сказать, что главнейшая функция семьи состоит в создании условий для развития личностей ее членов.

Семья для ребенка – это первая педагогическая система, в которую он попадает и находится в ней постоянно, а это значит, что любое действие родителей имеет воспитательное значение. Семейное воспитание по своей сути уникально, что проявляется в его непрерывности, продолжительности, эмоциональном характере и устойчивом влиянии. Однако сегодня в мире воспитательный потенциал семьи снижается, что можно объяснить целым рядом причин:

  • трудовая занятость родителей и, как следствие, нехватка времени на воспитание;
  • отсутствие времени на общение и совместное времяпрепровождение;
  • отчуждение между поколениями, что является следствием ценностных различий;
  • растущее влияние внешних факторов на микроклимат семьи.

Значительное влияние имеют и личностные особенности родителей, такие как противоречивость личности, неадекватная самооценка, неуверенность, эгоцентризм, негибкость мышления и др.

Замечание 2

От того, как родители относятся к ребенку, будет зависеть отношение ребенка к самому себе в будущем.

Особенности семейного воспитания

Одной из ключевых особенностей семейного воспитания является естественное включение ребенка во все аспекты жизни: профессиональные, социальные, ценностно ориентированные, креативные, игровые и коммуникабельные. Этот процесс охватывает все этапы развития, начиная с простых взаимодействий и заканчивая сложными формирующими личность формами поведения.

Суть особенностей семейного воспитания – в эмоциональной сфере. Семья обычно основана на любви, которая определяет моральную атмосферу, стиль и качество взаимоотношений между ее членами: это выражение нежности, заботы, благосклонности, благородства, умение прощать, чувство ответственности.

В первую очередь родительское воспитание опирается на безусловную привязанность к ребенку и наоборот. Кроме того, в семье оно характеризуется персональным подходом и индивидуальным выбором принципов. При этом количество детей не играет роли. Фокус процесса всегда смещен на конкретного малыша с учетом его уникальных качеств и особенностей.

В отличие от обучения в школе, процесс воспитания в семье происходит ежедневно в ходе общих занятий, игр и диалогов с ребенком. В этом процессе активное участие принимают все близкие, создавая обстановку, посредством которой малыш погружается в мир ценностей, норм и отношений.

При анализе воспитательного потенциала семьи ученые выделяют несколько ключевых аспектов, включая динамику отношений внутри одной ячейки общества, вид общения между ее членами, культуру и передаваемые из поколения в поколение традиции.

Ключевыми в семейном воспитании являются взаимоотношения между членами семьи, особенно между родителями и детьми. Открытость, честность и взаимопонимание, основанные на уважении к индивидуальности каждого родственника, поддержка его стремлений и помощь в решении проблем являются важными составляющими эффективного семейного воспитания.

Важность коммуникации с родными особенно актуальна для младенцев и детей дошкольного возраста. С четырех месяцев до трех лет ребенок нуждается не только в активном взаимодействии с взрослыми, но и в постоянном и эмоционально насыщенном контакте с определенным человеком: мамой или бабушкой

Прерывание этого союза на длительный срок может негативно сказаться на естественном развитии многих аспектов личности малыша.

Основные цели воспитания ребенка в семье

father and daughters

Воспитание подразумевает реализацию таких целей:

  • создание благоприятных условий для проживания и развития;
  • формирование основ культуры общения;
  • разностороннее психическое и физическое развитие согласно возрасту, индивидуальных особенностей;
  • подготовка к жизни в социуме;
  • формирования уважительного отношения к прошлому, традициям семьи, народа, города, страны;
  • привить навыки самообслуживания, самостоятельности, гигиены;
  • формирование основ безопасности;
  • развитие интеллекта, реализация познавательно-исследовательской деятельности;
  • приобщить к социокультурным ценностям;
  • ознакомить с миром природы;
  • развивать художественный вкус, приобщать к искусству.

Цели постепенно расширяются в зависимости от возраста ребенка. Так, первый год жизни – это знакомство с окружающим миром и родители должны разрешать ему это делать, проявлять положительные эмоции. Затем постепенно малыша знакомят с книгой, читают сказки, рассказы, вовлекают в игру. Дети в дошкольный период познают все через игру, отец с матерью должны активно включиться в этот процесс, став партнером ролевых развлечений. В это же время ребенка можно знакомить с искусством, продолжая эстетическое воспитание в школьном возрасте

Очень важно не потерять доверие в переходный (пубертатный) период, когда подросток впервые влюбляется, испытывает изменения в физическом и психологическом плане. Здесь взрослым необходимо проявить мудрость, принимать, понимать чувства ребенка, что в будущем станет основой для создания семьи

В старших классах чаду необходимо помочь выбрать профессию, дать советы, ни в коем случае не навязывать свое мнение.

Практически все цели показываются личным примером. Ребенок смотрит на то, какие есть традиции в семье (совместные ужины, праздники), видит, что все решается вместе на семейных советах, в которых они тоже принимают участие. Благодаря таким незначительным на первый взгляд событиям дети учатся ответственности, сопереживают родным. Трудовое воспитание реализуется с домашних обязанностей еще в малом возрасте (сложить игрушки на свои места), которые постепенно добавляются новыми. Взрослые учат детей ограничивать свои желания, когда это требуют определенные обстоятельства. Родители приходят на помощь, подбадривают того, кому плохо, тем самым ребенок учится сопереживать, заботиться.

Цели воспитания зависят, меняются от возраста ребенка. Личный пример влияет на воспитание подрастающего поколения.

Особенности семейного воспитания

Итак, каковы же особенности воспитания ребенка в семье?

Казалось бы ничего особенного — то в этом и нет. Ребенок родился и растет себе с мамой и папой в кругу братьев и сестер. Родители уходят на работу. Ребенка оставляют с бабушками и дедушками, или приводят в дом чужую тетю, которая будет на протяжении некоторого времени присматривать за малышом.

Или же оформляют ребенка в детское заведение на весь день. А некоторые даже на круглосуточное проживание с тем, чтобы забрать малыша в семью лишь на выходные дни.

Такое воспитание детей дошкольного возраста в семье и воспитанием — то назвать сложно. Даже не знаю, какую цель преследовали родители, когда планировали рождение ребенка.

Конечно, ситуаций бывает в жизни много. Иногда ребенок рождается «нечаянно». Но во многих семьях дети желанны по-настоящему. И тем не менее и про такие семьи можно говорить, что «родили и сдали».

Воспитание детей в семье должно стать главной задачей в оспитании детей молодых родителей, да и не молодых тоже, которые получили самый драгоценный дар в виде малыша.

Особенности воспитания ребенка в семье в том и состоят, что родителям следует относиться к данному процессу как к подарку. Воспитание детей дошкольного возраста в семье ответственное дело, и каждая семья подходит к этому по-разному.

Как же воспитывают детей в разных семьях?

Принципы, задачи семейного воспитания

Воспитание в семье является сложной системой принципов и методик. Здесь проявляется влияние наследственности, природного здоровья ребенка и родителей, материального положения, жизненного уклада, количества детей, места жительства, отношения к малышу. Все эти факторы, переплетаясь, создают уникальную для конкретной семьи атмосферу, климат общения.

Основными функциями семьи являются:

  • создание оптимальных или лучших условий для развития малыша;
  • предоставление ему социально-экономической, психологической защиты;
  • передача опыта, как создать, сохранить семью, как воспитывать детей и относиться к старшим, сверстникам, младшим;
  • обучение детей полезным прикладным навыкам, умению обслужить себя, помочь близким людям;
  • воспитание чувства достоинства.

Что относится к важнейшим принципам семейного воспитания? Перечислим основные:

  • принцип открытости и доверия детям;
  • вовлечения их в жизнедеятельность семьи;
  • гуманности, милосердия;
  • последовательности требований к детям (не требовать невозможного или противоположного);
  • оптимизма в семейных отношениях;
  • взаимопомощи, заботы;
  • готовности отвечать на его вопросы.

Помимо общих принципов существуют и частные, на которых основывается развитие в семье. Это может быть запрет физического наказания, запрет на чтение чужих писем, дневников, отказ от потакания или, напротив, требования мгновенно повиноваться и многое другое.

Цель семейного воспитания — сформировать у детей качества, которые далее будут помогать им достойно преодолевать трудности. Формирование нравственности, интеллекта, эмоционального уровня, творческих способностей, первичный опыт труда, физическое здоровье малыша, его благополучие — на все это влияет семья, и все это относится к функциям семейного воспитания. Первейшими воспитателями малыша, имеющими на него самое сильное действие, выступают его родители. Еще французским философом Жан-Жаком Руссо был сделан вывод, что влияние каждого последующего воспитателя меньше влияния предшествующего.

Мы сравниваем с собой

Психика устроена таким образом, когда нам кажется, что все вокруг должны думать и действовать, как мы. А иначе будет неправильно. Наше эго считает, что только наш вариант выбора верен, только наши мысли правильные.

Например, нам кажется, что постоянно хвалить ребенка – правильно, потому что нас в детстве не хвалили. И мы начинаем наверстывать упущенное. Хвалим где надо и где не надо. Это потому что сами нуждаемся в похвале.

А что получается в результате? Ребенок вырастет высокомерным, самоуверенным (обратная сторона неуверенности) и капризным. И какую мы ему службу услужили? Помогли или наоборот?

Другой пример: родитель считает, что одеваться ребенку нужно так, как выберет родитель. Пока дети маленькие – здесь понятно. Но поскольку психика ригидна, то родители вплоть до взрослости детей диктуют им свои предпочтения в одежде.

Это чревато конфликтами, проблемами с самоидентичностью подростка и неуверенностью.

Навязывая уже подросшему ребенку свои взгляды, родители рискуют не увидеть самостоятельную личность.

Приходилось вам сталкиваться со взрослыми людьми, которые не могут принять самостоятельного решения и постоянно спрашивают окружающих, как надо что-то предпринять или сделать?

Например: «Мне лучше надеть этот свитер или толстовку?», при этом ожидая ответа от находящихся рядом людей. Или: «Как думаешь, мне сегодня поехать или завтра?» И так во всём. Это называется – родители в детстве услужили.

В детстве таких детей авторитарные и опекаемые родители диктовали и контролировали каждый шаг ребенка, не давая ему возможности сделать собственный выбор. Потому что им казалось, что так будет правильно и безопасно для него. Конечно, всё это из-за собственных страхов. Родители, боясь сами, приписывают их ребенку и потому остерегают от возможных неприятностей.

Чтобы такого не было, необходимо разобраться с помощью специалистов с собственными страхами и установками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: