Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Фернандо де Рохас
Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития ребенка в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями человека и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает ему возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Критерии психологического здоровья:
— состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
— адекватное социальное поведение;
— умение понимать себя и других;
— более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
— умение делать выбор и нести за него ответственность
Причины нарушения психического здоровья
К отклонениям в состоянии психического здоровья детей приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью:
1. Соматическое заболевания (дефекты психического развития).
2. Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику.
Психологически здоровый дошкольник — это дошкольник, у которого наблюдается сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его личности. Но когда дошкольник испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с заданиями, происходит истощение возможностей, и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроз).
Наиболее типичный невроз у детей дошкольного возраста — это неврастения.
Признаками неврастении являются:
Повышенная раздражительность
Быстрая утомляемость
Расстройство сна
Сонливость
Неустойчивое настроение
Ухудшение аппетита
При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.
Переутомление проявляется в:
- головных болях,
- слабости,
- снижении аппетита,
- нарушении сна,
- ухудшении памяти,
- рассеянности.
Переутомление приводит к нервно-психическим заболеваниям.
Что нужно сделать, чтобы личностный рост был гармоничным?
Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:
- доверие к ребенку;
- уважительное отношение к детям;
- в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;
- педагоги должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;
- детей нельзя обманывать — делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши;
- меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;
- чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);
- похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;
- помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.
При соблюдении этих правил психическое здоровье ребенка дошкольного возраста будет в полном порядке!
Как улучшить ситуацию?
Случается, что дошкольники 3-4 лет бывают слишком активны или, напротив, регулярно проявляют плаксивость, а семилетки не в состоянии организовать свой досуг и выглядят совершенно неуправляемыми. Если в какой-то момент родители сталкиваются с одной или несколькими проблема в отношении душевного равновесия своего чада, не стоит пытаться разрешить ситуацию самостоятельно.
Своевременное обращение к психологу – правильный выход.
Фото: Работа психолога с детьми
В процессе работы с дошколенком специалисты используют различные психологические воздействия, приемы и техники. Прекрасно зарекомендовала себя сказкотерапия
, подразумевающая работу над ценностным развитием. В ходе знакомства с новой сказкой, часто составленной психологом под конкретного ребенка, маленький пациент самостоятельно выбирает пути решения проблемы.
Консультационные беседы
не менее эффективны. Во время разговора с ребенком специалист диагностирует его личностные качества, таким образом устанавливая тесный контакт. Всего несколько встреч дают неплохой результат, заключающийся в спаде эмоционального напряжения.
Фото: Модель работы психолога
Случается, что проблему, с которой столкнулся дошкольник, удается решить в процессе подвижной игры с другими детьми, совместного со специалистом чтения книг и их обсуждения
. Все это позволяет эмоциональной сфере дошколенка обогатиться эмоциями
Он воспитывает волю, расширяет кругозор, внимание и мышление, тренирует память. А главное, ребенок приобщается к ценностям и нормам общества, в котором ему предстоит существовать в дальнейшем
Полезно о возрасте
К категории дошколят относят детей 3-6(7) лет
. Младшими дошколятами считаются малыши 3-4 лет, средними — 4-5 лет, старшими — 5-6(7) лет. В любом случае, это период игры, которая считается ведущей деятельностью ребенка.
При этом в младшем дошкольном возрасте очевидна нацеленность на воспроизведение предметных действий окружающих, направленных на сюжет или партнера. Средний период подразумевает игру, главной темой которой выступают межчеловеческие отношения. В это время ребенок максимально заинтересован ролевыми играми. Игра старшего дошколенка базируется на принятии правил. Ребенок не перестает увлекаться ролевыми сюжетами, но они приобретают условный характер.
Фото: Игра для детей младшего дошкольного возраста
На игре интересы не заканчиваются. Дошколенку свойственны другие формы деятельности, включая рисование, лепку и конструирование.
В этот период уже можно наблюдать стремление к учебе и труду
Если ребенок развивается гармонично, с легкостью охватит вниманием все характерные для периода сферы. А вот обеспечить его психологическое здоровье, без которого ранее указанный момент невозможен, должны взрослые
Обеспечение психологической безопасности детей
Для обеспечения психологической безопасности детей в процессе их пребывания в ДОУ необходимо предупреждение и устранение различных угроз и опасностей, которые ведут к нарушению психического здоровья и способствуют возникновению психоэмоционального напряжения. Эти факторы способны снизить уровень естественной активности и настроения.
Причины нарушений психического здоровья дошкольников включают:
- Действия педагогов, которые не имеют достаточную психологическую подготовку;
- Неподготовленность ребенка к предлагаемым физическим и учебным нагрузкам;
- Высокие ожидания со стороны взрослых в отношении ребенка;
- Негативные оценки воспитателя (например, выраженные в неконтролируемой реплике);
- Нерациональное и скудное питание, неправильная организация отдыха и сна;
- Отсутствие свободы движений и др.
Психосоматика современных детей совершенно отличается от детей прошлых поколений. Они имеют больший кругозор и словарный запас, проявляют большую эрудированность. Но эти дети могут оказаться более незащищенными и неадаптированными перед степенью быстроразвивающегося потока информации, который увеличивается и ускоряется из-за социально-экономических условий жизни.
После достижения высокого уровня, она ведет среди всего положительного к дезорганизации природной основы эффективной жизнедеятельности растущей личности ребенка. У него возникает кризис эмоциональности, и, как следствие, стресс, эмоциональная дисгармония, отчужденность и незрелость чувств. Данные проявления способны приводить к ухудшению состояния психического здоровья.
Терминология
Здоровье рассматривается в качестве комплексного феномена, объединяющего в себе множество разноплановых аспектов. Помимо медицинских показателей здоровье может быть охарактеризовано педагогическими, психологическими и другими признаками.
Ранее при изучении особенностей человеческого организма применялся механический подход, характерный для естественных наук. Выделение гуманистической психологии в отдельное направление ознаменовалось появлением термина «психологическое здоровье». Фундаментальное понятие — результат развития гуманитарной методологии, ориентирующейся на познание человека путем психологических исследований.
В словосочетании «психологическое здоровье человека» зафиксированы две категории: «психология человека» и «психология здоровья». Оба термина доказали свою перспективность в сфере расширения границ психологии, рассматриваемой в качестве научно-практической дисциплины.
Под «психическим здоровьем» понимают совокупность нормально функционирующих психических механизмов и процессов. Термин «психологическое здоровье» характеризует личность в целом и дает оценку проявлениям человеческого духа. Такой подход позволяет осуществить отделение психологического аспекта от других граней, в число которых вошли философская, социологическая и медицинская. По мнению специалистов без наличия психологического здоровья невозможно говорить о самодостаточности личности.
Факторы, сказывающиеся на психологическом здоровье дошкольников
В отнесенных к психологической литературе материалах определены факторы, воздействующие на психологическое здоровье детей. Преобладающей их части присущи социально-психологические, социально-экономические и социально-культурные черты.
К факторам социально-культурного аспекта причисляют факторы нехватки времени, ускорения темпа жизни и отсутствия условий, способствующих расслаблению и снятию эмоционального напряжения. Сверх меры загруженные родители, пребывающие в нервном напряжении, обрастают личностными проблемами, решение которых невозможно без наличия соответствующих знаний. В ходе проведенных исследований выяснилось, что многие взрослые не в состоянии справиться с внутриличностными конфликтами самостоятельно. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что большинству из них неведомы возможности психотерапевтической и психологической помощи. Пребывающие в состоянии личностной дисгармонии родители негативно влияют на неокрепшую детскую психику.
Из факторов социально-экономической направленности следует выделить те из них, которые ухудшают эмоциональный климат в семье и угнетают психику домочадцев. Помимо занятости родителей и неподходящих жилищно-бытовых условий малыши могут страдать и из-за раннего выхода мамы на работу, сопровождающегося определением ребенка в ясли или передачей крохи на попечение няни. Для не достигших трехлетнего возраста детей разлука с матерью выступает в качестве психотравмирующего события, влияние которого может ощущаться на протяжении нескольких лет.
Первые три года жизни отведены на формирование чувства собственного «Я». В этот период (при условии сохранения нормального эмоционального фона между матерью и ребенком) малыш учится осознавать себя отдельным индивидом. Глубина чувства зависимости от родителей при этом постепенно уменьшается. Возникающие в столь юном возрасте невротические реакции спровоцированы нарастанием потребности в привязанности. Они являются видимым результатом длительных систематических разлук с матерью.
Стремление к независимости демонстрируют в основном дети, переступившие трехлетний порог. Именно в этот период малыши начинают потихоньку избавляться от родительской опеки и переключают часть своего внимания на сверстников, общение с которыми проходит в рамках совместных игр. Из-за этой особенности рекомендовано отдавать детей в детский сад после празднования третьего по счету дня рождения. При таком подходе риск нанесения урона психическому здоровью крохи сведен к минимуму. Группа социально-психических факторов освещает нарушения в сфере отношений родителей и детей, изучает противоречия в семейных отношениях и несоответствия, фиксируемые в рамках семейного воспитания. Детальное рассмотрение возникающих внутри семьи разногласий позволяет определить причины и суть конфликтов, после чего можно приступать к поиску наиболее подходящего в данной ситуации коррекционного решения.
Как определить, что ребенок адаптирован?
Специалистами выделен ряд критериев, позволяющих установить адаптированность дошколенка к окружающему миру. Для начала следует взглянуть на поведение
малыша. Не характерны ли для него крайности? Если ребенок не проявляет гиперактивности, но и не выглядит слишком пассивным, беспокоиться не о чем.
Следующий критерий – отсутствие стремления возвратиться к бывшим привычкам
. Находящийся в гармонии с собой и миром ребенок не станет просить бутылочку спустя год пользования чашкой. Он спокойно кушает, прекрасно засыпает и избегает истерик, а значит, его душевный комфорт непоколебим.
Фото: Критерии адаптации ребенка к окружающему миру
Важно обратить внимание и на соответствие чада установленным нормам касательно развития. При желании родители могут ознакомиться с требованиями, выдвигаемыми к дошколенку. Таковые затрагивают физическую и интеллектуальную сферы
Если родители сомневаются касательно правильности собственной оценки, можно обратиться за помощью к психологу
Таковые затрагивают физическую и интеллектуальную сферы. Если родители сомневаются касательно правильности собственной оценки, можно обратиться за помощью к психологу.
И еще, ребенок, особенно находящийся в старшем дошкольном периоде, должен быть самостоятелен и самокритичен
. Он должен уметь давать оценку собственным поступкам и пытаться выносить из них уроки, понимать других, делать выбор и отвечать за него.
Фото: Знания ребенка старшего дошкольного возраста
Факторы, влияющие на психическое здоровье:
Семейное благополучие
Путём многочисленных исследований эксперты ВОЗ выявили, что добрая часть детей с нарушениями психического здоровья приходится на тех, кто растёт в условиях семейного разлада. Конфликты и ссоры родителей — всегда большой стресс для маленького человечка. Ребёнок переживает, волнуется, начинает чувствовать беспокойство и неуверенность в себе. Последствия такого эмоционального напряжения становятся ещё хуже, когда в свои длительные конфликты и сложные взаимоотношения сами взрослые вовлекают собственных детей, будь это осознанно или нет. Конечно, у нас, как и в любой другой семье, возникают какие-то недопонимания и разногласия, но мы стараемся не выносить их на глаза ребенка. Малышу не нужно понимать, что родители ссорятся. Уложите его спать, обнимите и поцелуйте, и обсуждайте все свои проблемы друг с другом.
Как выражается дисгармония в отношениях родители-дети?
Ребёнок, испытывающий недостаток или же полное отсутствие эмоционального контакта с родителями, как правило, страдает от навязывания взрослыми представлений о «хороших» детях. Эмоционально отверженный малыш часто окружён равнодушием, недостатком контроля, родительской ласки и теплоты. Знания в его голове появляются беспорядочно, речевой запас остаётся достаточно скудным, он не знает духовных потребностей и редко сдерживает свои чувства, любит выражать недовольство. Такие дети часто становятся участниками драк и зачинателями шумных скандалов. В основе такого воспитания часто лежит проекция на ребенка собственных нежелательных качеств
Родитель видит в подростке черты характера, свойственные самому себе, но не желает их признавать.
Излишнее внимание со стороны родителей к здоровью, успехам чада может также плохо влиять на его психоэмоциональную сферу. В основе таких взаимоотношений лежит стремление родителей замещающим образом удовлетворить собственные неудовлетворенные потребности и желание компенсировать их через своего ребенка
После того, как родители присвоили ребёнку центральное место в семье, роль «кумира», ему становится гораздо сложнее общаться со сверстниками. а отношение к нему ставится в сильную зависимость от его успехов в спорте, в искусстве и т. д.
Чересчур суровое отношение к ребёнку тоже не повлечёт за собой ничего хорошего. Бывает, детей подвергают незаслуженным оскорблениям, заставляют выполнять гору домашней работы — такую большую, что у них просто не остаётся времени на собственные потребности, свойственные его возрасту (походы в кино, прогулки, чтение книжек). Такие родители рискуют воспитать не просто нерешительного и робкого ребёнка, но и того, кто в более старшем возрасте будет с ненавистью отзываться о тех, кто их вырастил.
Важно, чтобы супружеские отношения родителей были психически здоровыми и гармоничными. Они должны основываться на любви, понимании, взаимной поддержке, терпимости друг к другу и уважении
Дабы создать благоприятный психологический климат в семье, нужно следить, чтобы каждый из членов семьи мог личностно развиваться, чтобы ничьи права и интересы не ущемлялись, а в доме царили сплочённость и доброжелательная требовательность друг к другу. Никто не должен чувствовать себя незащищённым, испытывать чувство стыда за семью. Отношения ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизни в родном доме возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми членами семьи. Будьте открытыми, обсуждайте все интересующие вас темы, выполняйте вместе домашние дела и вместе проводите досуг.
Для поддержания хороших детско-родительских отношений следуйте этим пунктам:
- С личными проблемами справляться вовремя, в семье поддерживать тёплые отношения. Счастливые родители – лучшая защита для ребенка.
- Слушать и любить детей, не игнорировать их запросы и нужды, быть отзывчивым. Если вы видите, что ваш ребенок чем-то расстроен или огорчен – обнимите его и постарайтесь выслушать. Да, возможно вам покажется, что это полнейшая глупость, но для ребенка это имеет огромное значение. Он видит, что не безразличен вам.
- В обращении с детьми оставаться простым и непосредственным.
- Расположить ребёнка к тому, чтобы он мог выражать свои чувства. Любое эмоциональное напряжение нужно вовремя стабилизировать.
- В вопросах воспитания действуйте с партнёром согласованно, ведь ребенок не может следовать одному из указаний, не ослушавшись при этом другого. Следовательно, он неизменно будет вызывать родительское неудовольствие.
Это всё составляющие налаженного эмоционального контакта между родителем и ребёнком.
Психологические аспекты здоровья дошкольников
Правильное протекание значимых для дальнейшей жизни ребенка процессов невозможно без общего психического развития, опирающегося на новую для организма систему психических функций. Из числа последних пристального внимания удостоились память и мыслительные навыки. Отныне ребенку подвластны как ориентация и осуществление важных на текущий момент действий, так и построение цепочки связей, объединяющей общие представления и понятия, выходящие за рамки личного опыта малыша.
Благодаря данной особенности мышлению удается воспарить над наглядной основой, вследствие чего становится возможным переход от наглядно-действенных рассуждений к наглядно-образным. Уникальные особенности развития памяти и мышления открывают детям доступ к новым видам деятельности, включая такие типы, как конструктивная, игровая и изобразительная. В качестве отправных точек отныне могут выступать идеи и мысли, в качестве логических завершений — воплощение и конкретные ситуации, в то время как ранее ребенок руководствовался единственной доступной для него цепочкой «ситуация — мысль».
Речь — гармоничное продолжение мыслительных процессов, пребывающих на стадии развития. До поступления ребенка в школу именно за этим навыком закреплена функция планирования и регулирования деятельности малыша. В этот период наблюдается пополнение словарного запаса и усвоение простейших принципов грамматического построения речи. От выражения обуревающих его в данную минуту желаний и комментирования конкретных событий ребенок переходит к размышлениям и беседам об окружающих людях, животных, растениях и т.д. Не последняя роль в этих мыслях отведена осознанию собственного «Я» и определению места в мире.
Сложно переоценить значимость влияния взрослых, ежедневное присутствие которых сказывается на протяжении всего развития дошкольника. Полноценное общение — залог нормального физического и психологического развития. Круг близких людей ограничен родителями, бабушками, дедушками и т.д. Именно они находятся рядом с малышом на ранней стадии жизненного пути и знакомят его с реалиями окружающего мира. Их губы произносят первые в жизни крохи слова. Под руководством родственников малыш учится взаимодействовать с предметами и овладевает навыками использования подвластных пониманию орудий деятельности. В недалеком будущем поддержка близких пригодится на этапе постижения сложной для восприятия системы человеческих взаимоотношений. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что детям, лишенным общения со взрослыми в первые годы жизни, впоследствии так и не удалось научиться ни полноценно говорить, ни полноценно мыслить. Не могла идти в подобных случаях и речь об адаптации в социальной сфере.
Аналогичные по силе яркости черты присущи феномену «госпитализации», для которого характерно ограничение взаимодействия малыша и взрослого. Формальный по своей сути уход за ребенком не предусматривает полноценного эмоционального общения.
Преобладающая часть детей не испытывает недостатка заботы и внимания со стороны взрослых. В то же время даже в числе воспитывающихся в семьях малышей фиксируется существенный процент заболеваний психической направленности. Неврозы в печальном перечне занимают одно из ведущих мест. Их проявления зачастую связаны с социальными факторами, обусловленными особенностями взаимоотношений.
Уровни психологического здоровья
При оценивании состояния психологического здоровья наиболее востребован адаптационный подход. С этой точки зрения здоровым признается индивид, обладающий навыками успешной адаптации и не испытывающий трудностей в части налаживания контактов с окружающими людьми. В рамках данного подхода психологическое здоровье ассоциируется с динамическим равновесием двух сторон: человека и среды. Для дошкольников в качестве критерия психологического здоровья выступает гармония ребенка и социума. Исходя из этого были выделены три уровня психологического здоровья:
- высший (креативный), для которого характерны устойчивая адаптация, активное творческое отношение к действительности и наличие резервных сил, расходуемых в стрессовых ситуациях;
- средний (адаптивный), предполагающий адаптацию к социуму в целом при наличии повышенной тревожности и единичных признаков дезадаптации;
- дезадаптивный, отличительная особенность которого нашла отражение в нарушении баланса «ребенок-общество» за счет присутствия сбоев в регулятивных процессах.
Дети, чье психологическое здоровье пребывает на высшем (креативном) уровне, не испытывают нужды в оказании психологической помощи. Работа с ними может быть ограничена развивающими направлениями.
С относительно «благополучными» дошкольниками, составляющими вторую группу, целесообразно систематически проводить групповые занятия, ориентированные на профилактику, развитие и укрепление психологического здоровья.
Отнесенные к третьей категории дети испытывают потребность в серьезной коррекционной работе, предполагающей индивидуальный подход. Этим учащимся присущи два типа поведения:
- Преобладание процессов аккомодации приводит к развитию приспособленческих черт. Таким дошкольникам свойственно ущемление собственных интересов и потребностей. Они ориентированы на удовлетворение требований внешнего мира. Прилежность и старания в учебном процессе, спокойное поведение — характерные черты склонных к молчанию малышей. «Удобные» практически во всех отношениях дети не только не доставляют проблем родителям, но и являются объектом их гордости.
- Аффективная капризность, обилие конфликтов со сверстниками и эпатажное поведение — наглядные признаки дезадаптации детей, для которых характерно преобладание процессов ассимиляции. Этих дошкольников обуревает желание изменения действительности. В то же время они не способны на изменение самих себя, предполагающее соответствие интересам окружающих и подчинение поступающим извне требованиям.
Методологические основы, ориентированные на поддержку психологического здоровья
В основе психологического здоровья заложены три ключевые составляющие: устойчивость к стрессам, духовность и гармония. Улучшение состояния психологического здоровья малышей является приоритетной задачей и для родителей, и для сотрудников дошкольных учреждений. Степень успешности ее выполнения зависит от эффективности задействованных методологических основ. В числе последних можно выделить:
Личностно-центрированный (личностно-ориентированный) подход, учитывающий субъективные, индивидуальные и личностные особенности ребенка
Он позволяет определить приоритетность целей, потребностей и ценностей развития личности малыша.
Проектный подход, подразумевающий организацию психологического, социального и медицинского сопровождения
Этот подход нацелен на создание подходящих условий в образовательной среде, способствующих быстрому кооперированию разрозненных субъектов в случае возникновения проблемных ситуаций, затрагивающих образовательный процесс.
Теория педагогической поддержки, акцентирующая внимание на жизненной важности процесса индивидуализации личности и расширении границ самосознания. При этом подчеркивается необходимость созданий условий, подталкивающих дошкольника к самоопределению, самоактуализации и самореализации посредством субъект-субъектных отношений
При таком подходе совместное творчество малыша и взрослого рассматривается как результат сотрудничества, базирующегося на выгодном для обоих участников обмене личностным опытом
Что интересно, доминирующая сторона выступает в качестве равноправного партнера.
После ознакомления с концепцией психологического и психического здоровья детей становится ясно, что она предполагает изучение проблем развития личности в четко обозначенных пределах конкретно избранного пространства, особенности которого сказываются на состоянии психологического здоровья личности. Психологическая профилактика продолжает оставаться наиболее востребованным средством, призванным предотвратить возникновение проблем. В качестве подручных средств используется мониторинг образовательного пространства, предусматривающий его последующую коррекцию.
Парадигма развивающего образования концентрируется на разработке системы образования, не ограничивающей свои возможности обучением детей и приобретением необходимых навыков. У вращающихся в данной среде дошкольников развиваются личностные качества. Помимо этого дети обзаводятся фундаментальными человеческими способностями. Педагогическая практика при таком подходе подвергается серьезной «психологизации».
Реализуемая в психологии и педагогике антропологическая парадигма зиждется на целостном подходе к человеку. Развитие ребенка оценивается с точки зрения целостности ситуации, предполагающей изучение отношений и связей со сверстниками, родственниками и другими людьми. Анализ отдельных свойств и функций при этом отходит на задний план. Мышлению, памяти, вниманию присваивается статус второстепенных категорий.
Эмоциональный контакт со взрослыми
Важной частью успешно установленного эмоционального контакта является вовлеченность родителя в жизнь ребенка. Внимательность к детям – серьезный аспект, который подразумевает то, что взрослый знает, чем интересуется его ребенок, о чем мечтает, что его страшит, о его отношениях со сверстниками
Отсутствие эмоционального контакта отрицательно сказывается на психическом здоровье ребенка.
Социальные отношения
Прежде чем прийти в большое общество (детский сад, площадка, школа) и начать взаимодействовать в нем, ребенок получает старт развития навыков общения еще в семье. Общительность определяется ранним жизненным опытом малыша. Если в первые месяцы жизни он получит достаточно тепла, заботы, ласки, любви, то обретет чувство доверия к миру, которое сделает его активным, смелым, общительным.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос здоровым психически и физически, то следующие рекомендации для вас:
Вы должны безусловно любить своего ребенка. Безусловная любовь означает любовь к своему близкому независимо ни от чего. Она не смотрит на существующие недостатки или достоинства, не зависит от того, что мы ожидаем от человека, которого любим и не зависит от его поведения. Самым большим испытанием любви без условий является умение отделять личность от ее поступков. Это не означает, что вы должны одобрять или соглашаться со всем, что делает ваш ребенок, но любовь продолжается даже тогда, когда вы осуждаете его действия.
Необходимо всячески его поддерживать. Поддерживать ребенка – это значит верить в него. Что же нужно сделать, чтобы поверить в своего ребенка?
- не вспоминайте о его прошлых неудачах, лучше помните о его успехах, опирайтесь на сильные стороны ребенка;
- помогите ребенку обрести уверенность в себе, вселяйте веру в то, что он справится с той ответственностью, которую вы на него возложите;
- показывайте свою любовь к ребенку, чаще обнимайте и жалейте его, шутите, смейтесь, проводите больше времени с ним.
Развивайте в себе умение требовать. Требовать – это значит следить за тем, чтобы ребенок выполнял заданные родителями правила. Но прежде эти правила должны соответствовать определенным условиям:
- их нельзя говорить со злостью, с криком, с раздражением;
- правила должны соответствовать его возможностям;
- правила должны быть разумными;
- они не должны противоречить другому распоряжению (вашему или другого родителя).
Правильно взаимодействуйте со своим ребенком.
сделайте разговоры обязательной и важной частью вашего общения с ребенком и всегда находите на это время. Говорите, задавайте вопросы, вникайте в проблемы, советуйте;
не давите на него, позволяйте ему принимать решения самостоятельно, уважайте его мнение;
относитесь к ребенку как к равноправному собеседнику и партнеру;
крик – это унижение
Исключите подобное поведение из практики воспитания;
сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь любым успехам вместе с ребенком и не требуйте от него невозможного в учении;
если сравнивать ребенка, то только с ним самим же, но менее успешным, чтобы не снижать его самооценку;
будьте внимательны к своему выражению лица, контролируйте его, когда общаетесь с ребенком. Хмурые брови, искаженное лицо, глаза, «сверкающие гневом» – все это оказывает давление на детскую психику.
Не забывайте о самом главном правиле – будущее вашего ребенка, его психическое здоровье зависит только от вас. И помните, что самое ценное для ребенка – не конфеты, игрушки или мультики, а время, проведенное с мамой и папой. Слушайте его, играйте в его игры, пытайтесь понять его детские проблемы и серьезно к ним относитесь.
Заключение
На дошкольный возраст приходится весомая доля детей, страдающих от разнообразных психологических заболеваний. Нуждающиеся в психопрофилактике дошкольники испытывают потребность в налаживании отношений с родителями. Взрослые должны стремиться понять ребенка, уметь заглянуть в его внутренний мир, знать о его переживаниях и проблемах.
Соблюдаемый в семье режим дня не должен противоречить нормам дошкольного учреждения. Укреплению психологического здоровья малыша способствуют пешие прогулки, активные игры на свежем воздухе и закаливание.
При воспитании ребенка целесообразно руководствоваться принципом «не навреди». Вбиваемые насильно знания чреваты эмоциональными перегрузками, неврозами и другими нежелательными последствиями, снижающими интерес к образовательному процессу
Основной деятельностью малыша в дошкольном возрасте должны оставаться игры, способствующие формированию навыков общения и развивающие внимание, память, мышление
Растущие в честности и терпимости дети учатся понимать других. Ненависть и замкнутость — вполне ожидаемые следствия постоянной критики и периодического высмеивания. Окружающие ребенка упреки и вражда — причины роста чувства вины и склонности к агрессии. Атмосфера понимания и дружелюбия побуждает малыша к поиску проявлений любви в окружающем мире. Родителям и педагогам следует помнить о том, что истоки веры в людей кроются в безопасности ребенка, умение ценить себя произрастает из оказанной в детстве поддержки, а благородство является следствием достаточного количества полученных в дошкольные годы похвал.