Слайд 13III. Экспрессивная речевая деятельность в целомПервое условие сохранности экспрессивной речевой деятельности
в целом (и первый ее этап)— мотив высказывания (физиологическая основа – лобные доли). При нарушении этой функции страдает активная речь (при тяжелых нарушениях сохраняется только пассивная повторная речь при диалоге);Второе условие (и второй этап) – внутренняя речь (речевая схема). При поражении нижних заднелобных отделов левого полушария затрудняется построение линейной схемы фразы при сохранности как мотива высказывания, так и называния отдельных предметов. При такого рода речевых нарушениях больному помогает внешняя организация построения фразы (например, последовательное расположение карточек, соответствующих отдельным словам или целым смысловым блокам, из которых должна строиться фраза).
Письмо
Это процесс создания собственного письменного текста.
Таким образом создаются тексты разных функциональных стилей, в том числе разговорного.
Приведем примеры жанров, существующих в рамках этого вида речевой деятельности.
Разговорный стиль:
- дружеское письмо;
- записка.
Научный стиль:
- диссертация;
- энциклопедическая статья.
Официально-деловой стиль:
- заявление;
- акт приемки товара.
Публицистический стиль:
- очерк;
- полемическая статья.
Стиль художественной литературы:
- поэма;
- сказ.
Письменная речь характеризуется продуманностью и четкостью формулировок, а также смысловой и стилистической цельностью и композиционной организованностью.
Что мы узнали?
Выделяют четыре вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Два первых предполагают использование устной речи, два последних – письменной. Устной речи свойственны спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис. Письменной – продуманность и стилистическое единство. Существует три вида чтения: поисковое, ознакомительное, изучающее. В письменной речи тексты создаются в большом разнообразии стилей и жанров.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Слайд 11Наиболее простая форма экспрессивной речи – повторная речь. Условия ее осуществления:Фонематический
слух;Сложившаяся система артикуляций (за это отвечает постцентральная кора левого полушария); при распадении системы артикуляций возникает афферентная моторная афазия»;Возможность переключения с одной артикулемы на другую (премоторная кора левого полушария), при нарушении этой функции наблюдаются многочисленные персеверации (застревание на одной и той же артикулеме) («эфферентная моторная афазия» или «афазия Брока»).Торможение побочных альтернатив и выбор нужного слова. За это отвечают лобные доли. При нарушении этого условия непривычная или неправильно построенная фраза повторяется в более привычном для больного виде (так как привычные слова, речевые схемы не оттормаживаются).
Слайд 9Условия декодирования воспринимаемой речи:I. Выделение из речевого потока фонем (физиологической основой
являются вторичные отделы височной (слуховой) области левого полушария – зона Вернике).При поражении этих отделов возникает нарушение фонематического слуха («акустико-гностическая афазия»). Теряется способность выделения фонем из речевого потока при сохранности интеллектуальных процессов. Структура фразы, ее интонационно-мелодическая характеристика воспринимается больным на нормальном уровне и может позволить понять общий контекст обращенной речи.II. Понимания слов.При нарушении этой функции возникает явление «отчуждения смысла слов», теряется связь образа предмета и слова. Физиологические механизмы этого нарушения не ясны, есть предположение, что это результат нарушения взаимодействия слухового и зрительного анализатора.III Понимание высказыванияУдержание в памяти всех элементов высказывания (за это отвечают средние отделы левой височной области)
При нарушении этой функции больной удерживает только начало фразы («акустико-мнестическая афазия»).«Симультанный синтез» элементов высказывания (как целостности) (физиологическая основа – теменно-затылочные и височно-теменно-затылочные отделы левого полушария у правши).Активный анализ наиболее существенных элементов содержания речи, выделение существенного в высказывании, что крайне важно для понимания смысла сложного текста. За эту функцию отвечают лобные доли.
Структура речевого общения
В речевом общении есть три стороны: интерактивная, коммуникативная, перспективная. Коммуникация единица взаимного обмена информацией и воздействия собеседников друг на друга с учетом отношений между ними, все это приводит не только к движению информации, но и к уточнению и обогащению знаний, которыми обмениваются люди Средствами общения могут быть различные знаковые системы. Одним из самых древних способов является язык.
По характеру отношений между участниками различают межличностную, групповую, массовую коммуникацию; по средствам — вербальную, паралингвистическую, материально-знаковую. Межличностные отношения — это взаимная готовность партнеров по общению к определенному типу взаимодействия и общения. Готовность сопровождается эмоциональным переживанием и реализуется в поведении участников общения, и тогда устанавливаются отношения определенного типа: дружеские, напряженные. «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже наши поступки, — писал М.Д. Ушинский, — не выражает так ясно и верно нас самих и наших отношений к миру, как наши чувства; в них слышится характер не одной мысли, а всего содержания нашей души и ее устройства». Мы можем ошибаться в своих мыслях, но наши чувства скажут нам, какие мы есть: не те, какими мы хотели бы быть, а те, какие мы есть на самом деле!
Совокупность индивидуальных характеристик речевого и невербального поведения, влияющих на особенности общения — стиль общения. Существуют различные стили общения:
- Коммуникация — Ликвидация.
- Общение — флирт.
- Общение с четко определенной дистанцией.
- Общение дружелюбного отношения
- Общение — общая страсть к познавательной деятельности.
Восприятие, понимание и оценка человека — это перцептивный компонент вербальной коммуникации. Узнав других людей, можно лучше оценить перспективы совместной деятельности с ними. Эффективность общения зависит от того, насколько человек представляет себе реальные условия общения и в соответствии с ними определяет или корректирует свое речевое поведение. Как правило, человек делает это интуитивно, не задумываясь. Для того чтобы общение состоялось, собеседникам необходим канал связи — это органы речи и слуха, то есть слуховой канал, форма и содержание письма воспринимается через визуальный канал.
Стратегия речевого общения включает в себя всю сферу построения коммуникативного процесса, когда целью является достижение каких-то долгосрочных результатов. Стратегия речевого общения включает в себя ориентацию в ситуации общения, планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личности коммуникантов, а также реализацию планов, т.е. ведение разговора.
Эффективность речевой коммуникации заключается в достижении адекватного смыслового восприятия и интерпретации передаваемого сообщения.
Условиями, способствующими эффективному объему информации, являются потребность в общении, настроенность на мир собеседника, способность слушателя проникнуть в намерение, знание норм речевого этикета
Очень важно знать положительный коммуникативный климат, который помогает установить контакт и отношения в процессе общения. В процессе речевого взаимодействия недостаточно просто знать язык
Собеседники должны придерживаться определенных правил ведения беседы. Принципы речевого общения включают:
- Принцип согласованности — семантическое соответствие ответа, то есть ожидание ссылки соответствующего типа;
- Принцип предпочтительной структуры — специфика речевых фрагментов с утвердительными или отрицательными ответными репликами;
- Принцип вежливости состоит из набора максим: максимы такта, максимы великодушия и согласия, максимы согласия. Критерий правдивости и критерий искренности признаны важными критериями при составлении коммуникативного кода.
Типы и формы речи
Вслед за А. Р. Лурия можно выделить, по крайней мере, четыре психологически различных типа языка. Это, во-первых, аффективная речь. «Аффективная речь» относится к восклицаниям, междометиям или привычным высказываниям: да — да — да; да, конечно; черт возьми! На самом деле, в основе этих форм речи вообще нет никакой идеи, они выражают не мысль, а привычные внутренние аффективные состояния и отношение к ситуации. В этих элементарных формах высказывания часто используется интонация…». Аффективная речь может сохраняться у афазиков при нарушении других форм речи.
Вторая форма — устная, диалогическая речь. В нем «первоначальным предшественником или стимулом к речи является вопрос одного собеседника; из него (а не из внутренней идеи) исходит ответ второго собеседника». Это, кстати, порождает возможность наложения реплик — один собеседник еще не закончил говорить, а другой уже начал и перебивает первого. Этот тип речи по некоторым признакам очень похож на так называемый синхронный перевод.
Принцип организации диалогической речи несколько отличается от принципа организации развернутых, монологических форм речи. С самого начала в нем задействован фактор, вызывающий нарушение нормального грамматического порождения — фактор контекста (ситуации), о котором мы упоминали ранее. Анализируя различия в грамматической структуре диалогической речи, мы видим, что этот фактор в некотором смысле первичен по отношению к механизму грамматического порождения, видимо, этот фактор учитывается на этапе «зачатия», что соответствует некоторым данным, полученным современными американскими психолингвистами.
Следующий тип речи — монологическая речь, наиболее типичная, о которой психолингвисты (и лингвисты тоже) говорят 99% времени, забывая о существовании других типов устной речи. Наконец, четвертый тип — письменная монологическая речь. Он также имеет свои психологические особенности, поскольку, во-первых, максимально адиалогичен (собеседник в этом случае обычно совершенно не знаком с темой высказывания и почти произвольно отделен от пишущего в пространстве и времени); во-вторых, максимально осознан и допускает определенную работу над высказыванием, постепенное нахождение подходящей формы выражения.
Если мы называем аффективную речь, диалогическую речь и т.д
типами речи, то второй по важности классификацией является классификация типов речи по функциям. Таким образом, ученые выделяют следующие адиалогические (т.е
не обязательно реализуемые в каждом речевом акте) функции языка или речи: эстетическая, этическая (выражение определенного отношения к собеседнику), магико-мифическая и логико-алфическая (выражение мировоззрения). Р. Якобсон выделяет следующие функции в соответствии с шестью компонентами речевого акта (отправитель, адресат, контекст, код, контакт, сообщение): эмотивная (выражение чувств и воли говорящего), конативная (ориентация на модальность речи), референциальная (обозначение объектов внешнего мира), металингвистическая, фатическая (установление контакта) и поэтическая. Однако эти и другие классификации имеют прежде всего чисто лингвистическое значение, позволяя охарактеризовать с функциональной стороны типы языка, различающиеся по своей формальной организации. Только некоторые элементы этих классификаций связаны с психологическими свойствами высказывания. В частности, психологической спецификой обладают поэтическая речь (приведенная еще Д. Н. Овсянико-Куликовским в конце XIX века), магическая речь и, прежде всего, речь, соответствующая метаязыковой функции языка. Гораздо более существенным с психологической стороны является деление, сделанное К. Бюлером, на симплектическую и симфизическую речь (Male и Marks). Симплектическая речь — это речь, которая встроена в неязыковую ситуацию; симфизическая речь — это речь, которая функционирует как обозначение вещи.
Факторы, влияющие на процесс овладения грамотностью.
Если в начале периода обучения грамоте упущен благоприятный момент для предотвращения трудностей и нарушений в чтении и письме, то в конце периода обучения грамоте необходимо признать их существование, и, как показывает практика, на устранение этих первичных и вторичных нарушений уходит много месяцев. Если мы не обеспечим детям низкую грамотность, необходимые условия для успешного старта в школе, важнейшим из которых считается создание специальной программы обучения, то мы неизбежно обрекаем этих детей на дальнейшую неуспеваемость в школе, на развитие вторичных личностных изменений.
Условно все факторы, влияющие на процесс распространения грамотности, можно разделить на психологические и физиологические. Психологические факторы включают в себя такие причины, как пренебрежительное отношение к образованию, неблагоприятная языковая среда и т.д. Физиологические факторы в большей степени влияют на процесс обучения чтению и письму. Например, такой фактор, как аналитические расстройства, значительно усложняет процесс обучения грамоте, но из всех физиологических нарушений, слуховые и речевые расстройства оказывают особое влияние на обучение ребенка грамоте. Известно, что нарушения слуха приводят к нарушениям произношения речи, следовательно, речевые нарушения приводят к нарушению процесса овладения грамотой.
Исследователи обнаружили четкую связь между языковыми нарушениями и отклонениями в овладении ребенком письмом. Суть этой связи заключается в том, что успешное овладение письменностью во многом зависит от качества курса предыдущего развития языка, подготовленного им. Еще до поступления в школу, в период овладения устным языком, ребенок формирует практические обобщения о звуковом и морфологическом строении слов, которые в дальнейшем способствуют их изучению при переходе к чтению и правописанию. Таким образом, нарушения в формировании устного языка приводят к дефициту мастерства письма. Незавершенность развития языка, нарушающая правильное взаимодействие его фонетической и лексико-грамматической составляющих, приводит к аномальному ходу процесса овладения письменностью.
Процесс приобретения навыков чтения и письма представляет собой сложный психофизический процесс, который определяется наличием у ребенка некоторых особых способностей. Нарушение процесса овладения чтением и письмом может быть вызвано различными факторами, но особое влияние оказывают нарушения произносящей стороны речи, поэтому для успешной коррекции нарушений процесса овладения чтением и письмом необходимо избавиться или свести к минимуму все нарушения произносящей стороны речи.
Как связаны мышление и речь в психологии?
Мышление и речь – два важных аспекта психологии, которые тесно связаны друг с другом. Они играют важную роль в понимании того, как функционирует человеческий разум, и каким образом мы взаимодействуем с миром вокруг себя. В этом информативном тексте мы рассмотрим, как эти два феномена взаимодействуют в психологии:
- Мышление как основа речи: Мышление и речь взаимосвязаны с самого начала человеческого развития. Прежде чем человек начинает говорить, он обязательно мыслит. Мышление – это процесс формирования и обработки информации, который лежит в основе всех наших актов речи. Мы используем мышление для генерации и организации идей, которые затем выражаются в словесной форме.
- Роль языка в мышлении: Язык играет ключевую роль в мышлении. Когда мы изучаем новый язык или даже просто обсуждаем сложные понятия, наше мышление структурируется в соответствии с грамматическими и семантическими правилами языка. Каждый язык предоставляет уникальные средства для выражения идей, и это влияет на то, как мы мыслим о мире.
- Влияние мышления на речь: Мышление также оказывает влияние на нашу речь. Наши мысли формируют структуру и содержание наших высказываний. Например, когда мы рассказываем о чем-то, что мы тщательно обдумали, наши слова часто более точны и логичны. Наоборот, эмоциональное мышление может привести к эмоциональным высказываниям. Таким образом, мышление определяет, как мы используем речь для передачи своих идей.
- Язык как инструмент мышления: Язык также служит инструментом для мышления. Многие исследователи считают, что определенные языковые структуры могут способствовать развитию определенных видов мышления. Например, наличие в языке временных форм позволяет нам мыслить о прошлом, настоящем и будущем. Без таких языковых структур мы могли бы испытывать ограничения в нашем способе мышления.
- Культурное влияние: Культура также играет роль в связи между мышлением и речью. Разные культуры могут иметь различные способы выражения идей и размышлений. Это может влиять на то, как люди из разных культур мыслят и как они взаимодействуют друг с другом.
Речь в психологии
В итоге, мышление и речь в психологии считаются неразрывно связанными явлениями. Они влияют друг на друга, формируют наше понимание мира и нашу способность общения
Понимание этой связи имеет важное значение для психологов, лингвистов и других ученых, и оно может помочь нам лучше понять природу человеческого разума
Структура нарушений произношения
Речь — это язык в действии. Нарушения произношения — это отклонение речи говорящего от принятой нормы речи в данной речевой среде. Механизм речевых нарушений относится к природе отклонений в функционировании процессов и операций, вызывающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Инвалидностью речи считаются только те отклонения от языковой нормы, которые характеризуются некоторыми особенностями:
- они не совпадают с возрастом говорящего. По мнению Р.Е. Левиной, речевые нарушения следует отличать от возрастных особенностей речевого развития. Таким образом, до определенного возраста, неправильное произношение звуков, ограниченный словарный запас, неформулированные предложения представляют собой явление, сопровождающее нормальное овладение речевой функцией (физиологическое явление). Его нельзя смешивать с патологическими нарушениями в развитии речи. Человек не учится читать и писать, орфографии, овладевает письменностью вообще, сразу и не без трудностей и ошибок. Однако эти трудности следует отличать от аномального течения речи и развития письменности, которые требуют специальной логопедической терапии. Поэтому особую сложность в использовании языка можно считать языковым дефицитом только в том случае, если учитываются возрастные нормы. Однако для различных языковых процессов возрастная граница может не совпадать, что зависит от возраста, в котором языковое образование заканчивается нормальным развитием.
- языковые расстройства не включают в себя особенности иностранного языка, национального языка говорящего или особенности диалектной нормы.
- не являются проявлением языковой нормы социальной среды или выражением незнания языка.
- речевые нарушения постоянны, часто влияют на умственное развитие ребенка и формирование письменности, не исчезают сами по себе или в результате общепедагогических воздействий на речь ребенка, что требует специальной логопедической работы.
Речные расстройства могут проявляться как один или несколько симптомов нарушения различных аспектов речи. При различных речевых расстройствах в картине их проявления могут присутствовать различные симптомы и их различные комбинации, знание которых позволяет определить структуру речевого расстройства.
Презентация о структуре речевого расстройства невозможна без учета разработанной Л.С. Выготским теории о сложной структуре аномального развития ребенка с расстройством. Согласно этой теории, наличие дефекта любого анализатора или органа не приводит к потере функции, а приводит к ряду отклонений, в результате чего складывается общая картина своеобразного нетипичного развития. Сложность структуры речевого расстройства, как и других видов нарушений развития, заключается в наличии первичного дефекта и вторичных нарушений. С учетом доктрины Л.С. Выготского под первичной симптоматикой понимаются расстройства, которые возникают непосредственно в связи с биологической природой заболевания (детский церебральный паралич, врожденные или приобретенные патологии артикуляторного аппарата, органические поражения коры головного мозга и т.д.). Вторичные нарушения возникают косвенно под влиянием первичного дефекта в процессе роста и развития ребенка.
Появление речевых расстройств во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов
Для успешного проведения логопедического вмешательства и коррекции речевых нарушений в каждом отдельном случае важно определить этиологию, механизмы и симптоматику нарушения, выявить опережающие нарушения, что позволяет оценить взаимосвязь первичной и вторичной симптоматики в структуре нарушения
Слайд 12II. Называние предмета нужным словом. Условия :Четкий зрительный образ предмета (нарушение
этой функции носит название «оптической афазии»;Сохранность акустической структуры слова (левые височные области);Нахождение нужного слова и торможение побочных альтернатив (теменно-затылочные отделы); При нарушении этих двух функций возникают сходные нарушения речи (при попытке называния предмета наблюдается обилие бесконтрольно всплывающих побочных слов), однако, в случае трудности нахождения нужного слова больному помогает подсказка первых слогов, звуков.Подвижность нервных процессов (нижние отделы премоторной области левого полушария и левая лобно-височная область коры). При нарушении у больного наблюдаются трудности переключения с предыдущего названия предмета на следующее.
Слайд 2Современная психология рассматривает речь как средство общения, т.е. как сложную и
специфически организованную форму сознательной деятельности, в которой участвует субъект, формулирующий речевое высказывание, с одной стороны, и субъект, воспринимающий его, — с другой.
экспрессивная речь, начинающаяся с мотива высказывания, общей мысли, которая кодируется затем с помощью внутренней речи в речевые схемы, трансформирующиеся в развернутую речь на основе «порождающей», или «генеративной», грамматики.
импрессивная речь, проделывающая обратный путь, — от восприятия потока чужой речи и декодирования ее через анализ, выделение существенных элементов и сокращение воспринимаемого речевого высказывания до некоторой речевой схемы, трансформируемой далее посредством внутренней речи в высказывание, общую мысль, со скрытым в нем подтекстом.
Очевидно, что такая речевая деятельность (как экспрессивная, так и импрессивная) представляет собой сложнейшее психологическое образование.
Что такое речь с точки зрения психологии?
Фотограф: Kelly Sikkema
Речь – это одно из наиболее сложных и характерных проявлений человеческой деятельности. Изучение речи с точки зрения психологии представляет собой интересное и многогранное исследовательское поле
Что же такое речь с точки зрения психологии, и почему она имеет такое важное значение?
Речь – это процесс выражения и передачи мыслей, идей, чувств и информации с помощью звуков, слов и языка. С точки зрения психологии, речь является результатом сложных процессов внутри человеческого мозга.
Важно отметить, что речь не ограничивается только произнесением слов – она также включает в себя артикуляцию, понимание, социальное взаимодействие и даже эмоциональные аспекты. Психологи исследуют различные аспекты речи, включая ее развитие, нарушения, восприятие и влияние на психологический статус человека
Речь играет важную роль в жизни человека и его общественных взаимодействиях. Она является ключевым средством общения и передачи информации, позволяя людям обмениваться знаниями и идеями. Без речи, наша способность к социальной адаптации и обучению существенно ограничена.
Исследования в области психологии речи включают в себя изучение процессов усвоения языка в детском возрасте, а также анализ механизмов понимания и интерпретации речи взрослыми. Психологи также изучают языковые нарушения, такие как дислексия и афазия, и разрабатывают методы лечения и поддержки людей, страдающих от таких нарушений.
Речь также имеет сильное влияние на психологический аспект личности. Она может отражать наши убеждения, ценности и эмоциональное состояние. Психологические аспекты речи могут быть использованы для анализа личности, а также для диагностики психологических состояний, таких как депрессия, тревожность или шизофрения.
История изучения и исследователи
Считается, что первая членораздельная речь появилась около двух миллионов лет назад. Тогда у первых людей сформировался речевой аппарат.
Психолингвистика — направление психологической науки, которое сформировалось под воздействием лингвистики. Ее цель — изучение взаимосвязей между сознанием, мышлением, языком.
Термин «речь» был предложен известным американским психологом Дж. Р. Кантором. Широкое применение среди других исследователей он получил после того, как ученик Кантора Н. Г. Пронко использовал его в статье «Язык и психолингвистика».
Одна из главных гипотез, которая сыграла огромную роль в формировании, развитии психолингвистики — гипотеза лингвистической относительности. После ее издания в научном мире начал активно поднимать вопрос о взаимосвязи между мышлением, языком.
Следующим ученым, который внес огромный вклад в изучение речи, был Н. Хомский. В своих трудах он описывал работу языка при построении фраз, предложений.
Отечественный психолог, который внес большой вклад в развитие этого направление психологической науки, — Л. С. Выготский. Он сформировал последовательность действий перед воспроизведением слов. Она состоит из нескольких элементов:
- мотивации;
- формирования мысли;
- внутреннего построения предложения;
- подбор слов;
- реализация.
Концепция речи как ключевой высшей психической функции
Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Из сказанного следует, что речь не только сама является высшей психической функцией, но и способствует переходу в эту категорию других психических функций.
Согласно современным представлениям высшие психические функции — это сложные системные психические процессы (сознательные формы психической деятельности), формирующиеся в процессе развития человека под влиянием общества, связанные с употреблением знаков, обеспечивающие пластичность и адаптивность поведения.
Заслуга определения специфики речи как высшей психической функции принадлежит Л.С. Выготскому (1896—1934). М.Г. Ярошевский пишет: «Вклад Выготского в… последующий прогресс был обусловлен обращением к особому непсихологическому объекту — слову. Сквозь призму преобразованного и в силу этого запечатлевшего более высокий уровень постижения психической реальности категориального аппарата Л.С. Выготский смог прозреть в не психологическом объекте — слове — глубинные слои душевной жизни личности, ее незримую динамику». Речь, чтение, письмо, счет, рисование входят, по Л.С. Выготскому, в систему внешних высших психических функций наравне со всеми другими высшими психическими процессами. Практический интеллект, восприятие, память относятся к их внутренней «линии», представляя собой следствия культурно-исторического развития.
Речевые нарушения протекают по общим законам, которые, согласно Л.С. Выготскому, заключаются в следующем: «При распаде высших психических функций, при болезненных процессах в первую очередь уничтожается связь символических и натуральных функций, вследствие чего происходит отщепление ряда натуральных процессов, которые начинают действовать по примитивным законам, как более или менее самостоятельные психологические структуры. Таким образом, распады высших психических функций представляют собой процесс, с качественной стороны обратный их построению». Самой яркой иллюстрацией этого положения Л.С. Выготский считает распад высших психических функций при афазии. Наблюдаются не только выпадения отдельных знаковых операций, но общие и глубочайшие нарушения всех высших психических систем. Из-за снижения способности владения высшими знаковыми операциями в практических действиях страдающий афазией целиком подчинен элементарным законам оптического поля. Он теряет способность задерживать свои действия, манипулировать образами, откладывать замыслы, отвлекаться в своих рассуждениях и действиях от конкретной ситуации; для него становится характерным примитивная форма реакции на внешние воздействия — подражание.
Таким образом, речь с помощью процессов порождения и восприятия сообщений служит средством общения или средством регуляции и контроля собственной деятельности
Речь занимает ведущее место в системе высших психических функций, поскольку, перестраивая внимание, память, мышление, эмоции и другие функции, придает им большую пластичность, способствует более тонкому проявлению. Наиболее значимы те ее особенности, которые отражают структуру интегральных психических характеристик — личности, интеллекта и деятельности
Последние проявляются в речи как в знаковой системе в виде аксиологии, гносеологии и праксиологии.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.