Перед соревнованиями
Существует несколько законов подготовки в последние дни перед соревнованиями:
- интенсивные тренировки в последние 2 недели перед соревнованиями – сниженная интенсивность в последние 1-2 дня; неизменный распорядок дня; правильное питание и особое питание в последний день и в день соревнований; анализ возможностей конкурентов; самовнушение сформулированных тренеров рекомендаций о максимальном проявлении своих способностей, вера в свои силы и готовность признать и исправлять ошибки.
При слаженных продуманных действиях тренера, юного спортсмена и родителей подготовка ребенка к соревнованиям обязательно покажет положительные результаты.
Подготовка к школе: когда начать?
Развивать ребенка нужно всегда, начиная с самого рождения. Вряд ли с этим кто-то не согласится.
Когда же нужно заняться именно знаниями и умениями, необходимыми для школы?
Учитывая, что те самые школьные собеседования начинаются уже весной, а занятия в кружках частенько не с начала сентября, остается у нас в учебном году перед школой всего пол года. Минус любимые всеми зимние каникулы, пропущенные занятия из-за болезней и дней рождений. Что же там остается? Конечно, и за это время можно дать ребенку много полезного и нужного, это лучше, чем ничего. Но все-таки хочется более спокойно и целенаправленно подойти к этому вопросу, поэтому лучше начать готовить к школе за два года до поступления в нее. Тем более 5 лет – это отличный возраст для занятий. У детей уже начинает формироваться интерес к учебной деятельности, они быстро впитывают новые знания, интересуются окружающим, способны запомнить большой объем информации, а главное – им все это интересно и доставляет удовольствие (при правильном подходе, конечно).
Поделиться
Физическая готовность
Что касаемо физической подготовленности – это не менее важная веха при поступлении в школу. Вообще физическая готовность – это определенное состояние уровня зрелости и здоровья ребенка. В каждом возрасте определен уровень развития двигательных качеств, а также определенные упражнения. В настоящее время при усложнении умственных процессов, физическое здоровье малыша тоже должно соответствовать.
Поэтому именно на него лучше обратить внимание с самого раннего возраста. Необходимо стараться закаливать ребенка, учить играть в спортивные игры
Это нужно для того, чтобы потом в школе организм маленького школьника был способен выдержать учебную программу. Есть часть первоклассников, особенно среди шестилеток, часто болеющих первый год школы. Возможно это как раз и происходит от недостаточной закаленности малыша.
В большей части МБДОУ у дошкольников проходят занятия физкультурой 2-3 раза в неделю. Также сейчас становятся популярны праздники здоровья, спортивные семейные эстафеты. Это проводится для того, чтобы побудить ребенка к физической активности и сохранению здоровья уже в раннем возрасте. Однако, есть детские учреждения, которые не могут проводить данное физическое воспитание. Здесь, безусловно, необходимо позаботиться родителям об этом.
Рекомендация: не стоит увлекаться новомодными видами боевых искусств. Отдайте малыша просто в секцию ОФП (общая физическая подготовка). Пользы будет намного больше. И, конечно, дорогие родители, подключайтесь сами к спортивному процессу.
Начинайте тренировать у ребенка выносливость и работоспособность организма. Это очень пригодиться ему в дальнейшем, в школе. Это могут быть просто активные пешие прогулки, семейные велопрогулки, игра с мячом на свежем воздухе, пробежки и др. Вы сможете не просто сохранить здоровье своего малыша, укрепить его, но и вдохновить на новые спортивные победы.
Функции семьи при организации подготовки ребенка к школе
Замечание 1
Семья является важным социальным институтом, в котором происходит непрерывное развитие человека. На дошкольном этапе развития ребенка, семья является связующим звеном между ним и социумом.
Семья представляет собой маленький мирок, функционирующий по своим особым законам и правилам. При этом, она неразрывно связана с социумом, поскольку является его ячейкой, а значит применяет в своей деятельности его нормы и правила.
Семья воспитывает ребенка с раннего возраста. Первоначально она готовит его к встрече с дошкольным миром образовательного учреждения. При этом, в силу неразвитости большинства функций организма, ребенок воспринимает нормы поведения в обществе на основе подражания т.е. он просто копирует поведение родителей в различных ситуациях.
Семья старается наполнить жизнь ребенка различными впечатлениями, положительными эмоциями и любовью.
Языку, грамотной, культурной речи дети учатся у своих родителей. Именно семья составляет основное звено обучения ребенка. Родители общаются с детьми, слушают их рассказы и сами рассказывают им истории разного рода: поучительные, жизненные, сказочные и т.д. только родителям ребенок в полной мере доверяет. В семье, дети чувствуют себя максимально защищенными и могут открыться исследованию окружающего мира, изучить различные виды деятельности.
Замечание 2
Педагоги дошкольных образовательных организаций не способны заменить ребенку семью и исполнить ее воспитательные функции. Они могут только помочь в подготовке к обучению в школе, путем активного привлечения родителей к педагогическому процессу и консультированию их по его правильному и эффективному проведению.
Зачем нужна подготовка к школе?
Этим вопросом задаются даже любящие и ответственные родители. Казалось бы, зачем чему-то учить ребенка, если очень скоро этим займутся педагоги, не лучше ли будет продлить счастливые моменты его детства? Своя логика в этом есть, но необходимо понимать, что современные образовательные программы рассчитаны на детей с определенным уровнем подготовки. Перед зачислением в начальную школу ребенку предложат пройти тест или проведут устное «собеседование». Реалии современной жизни таковы, что большинство первоклассников переступает порог школы, уже умея читать. Вот почему, чтобы ребенок не чувствовал себя «хуже всех», не получил чрезмерную нагрузку, в 5 лет необходимо приступить к целенаправленным занятиям для дошкольников.
Ведь если окажется, что уровень знаний недостаточен для конкретной школы, могут даже отказаться в приеме, предложив посетить специальные коррекционные классы, где учатся дети, отстающие в развитии. Это, несомненно, окажет свое негативное влияние на становление детской личности.
Распространен еще один вариант – родители до последнего тянут обучение, а летом, за 3 месяца до школы, начинают активно «пичкать» ребенка знаниями, что ведет к серьезной нагрузке и утрате интереса. В таком ускоренном обучении таится опасность для нервной системы и иммунитета дошкольника.
Еще одна актуальная проблема – вечная нехватка времени у родителей. Многие мамы вынуждены выходить на работу, поэтому не имеют возможности полноценно готовить малыша к первому классу. Поэтому и нужно начинать раньше, чтобы по 10-15 минут в день уделять получению знаний и умений, имея в запасе 2-3 года на закрепление и проработку трудных моментов.
Также отметим, что подготовка в домашних условиях предусматривает не только получение знаний, но и формирование самостоятельности, ответственности, целеустремленности, интереса к учебе. Без этих важнейших моментов ребенку будет очень сложно в первом классе.
Подготовка к школе: быть или не быть?
Многие родители задумываются, важна ли подготовка к школе, нужно ли готовить ребенка к этому важному событию. Одни готовы учить свое чадо день и ночь, а другие говорят: «мы шли в школу, ничего не умея, и наши дети там всему научатся»
Так нужно или нет?
Школа – новая важная ступенька в жизни ребенка. И если раньше дошколята ждали этого момента с радостью и нетерпением, то теперь все чаще дети собираются в школу с неохотой, а родители со страхом. Почему? Да потому что современная школа предъявляет к будущему первокласснику достаточно высокие требования. И если первоклассник им не соответствует, это может значительно осложнить ему жизнь.
К сожалению, прошли те времена, когда дети приходили в первый класс в свои семь лет, не умея ни читать, ни писать. Теперь для успешного обучения уже до поступления в школу ребенок должен обладать определенными способностями и иметь за спиной немаленький багаж знаний и навыков. Те ребята, обучение которым дается не легко, которые никак не могут запомнить эти похожие друг на друга буквы и цифры, которые не понимают с одного раза, как сливается слог и почему буквы и звуки это не одно и тоже…. будут испытывать трудности с первого же дня обучения. Смогут ли они работать в том темпе, в котором работает класс? Ведь не смотря на то, что дети, поступающие в один класс, совершенно разные, требования к ним предъявляются одинаковые и критерии оценок едины для всех.
А если интеллектуальный потенциал у ребенка высокий, он все понимает с полуслова и схватывает налету? Скорее всего, он справится со свалившимся на него потоком информации, вот только если бы не это «негласное» тестирование и деление на классы.
И сколько бы мы не спорили о его правомерности и не рассуждали о том правильно это или нет, оно было, есть и будет. На этом самом тестировании учителя проверяют, умеет ли ваш ребенок читать, писать, считать, решать задачи и т.п. И по его результатам предлагают обучение по той или иной программе. И вот здесь даже самый смышленый дошкольник, который просто не успел еще получить определенные навыки, не сможет показать себя с лучшей стороны и неоправданно попадает не в тот класс, в котором бы хотели его видеть родители.
Повседневное участие в подготовке детей к обучению в школе
Безусловно, начальный багаж знаний ребенок получает от своих близких
Еще раз подчеркнем, что многие родители уделяют большое внимание развитию интеллектуальных способностей ребенка: постоянно расширяют его знания об окружающем мире, решают логические задания, учат читать и считать, поощряют рассуждения
Все это способствует развитию познавательной мотивации дошкольника. И, как правило, дети с высоким интеллектуальным уровнем хотят идти в школу учиться. Психологическая готовность к школе в большой степени опирается на интеллектуальное развитие, но не только на него.
Что касается стандартных семейных условий, то нельзя сказать, что родители уделяют пристальное внимание формированию у своих детей интереса к школьному обучению. Чаще эта задача перекладывается на сторонние плечи
Так как познавательная мотивация и интерес к школе зарождаются не в один момент, а исподволь, взрослым необходимо прикладывать хотя бы малейшие усилия.
В постоянном общении со своими детьми родители могут использовать элементарные приемы, способствующие формированию готовности к школьному обучению.
Полезно проводить занятия, задавая ребенку образец действий и ставя перед ним задачу самостоятельного выполнения. Это будет способствовать формированию произвольности поведения на любом этапе дошкольного детства. Например, выложив слово из счетных палочек, предложить ребенку повторить. Перечисляя несколько предметов, принадлежащих одной группе (фрукты, мебель, транспорт), побуждать дошкольника дополнить ряд.
Способствовать развитию внимания ребенка, применяя несложные упражнения
Приучать сосредотачивать зрительное и слуховое внимание можно и во время прогулки, и при чтении книг.
Уделять внимание развитию мелкой моторики
В школе на детские пальчики сразу же наваливается большая нагрузка – каждый день им предстоит писать буквы и цифры
Чтобы быть готовым к этой нагрузке, необходимо как можно чаще заниматься лепкой, рисованием, собирать мозаики и конструкторы с мелкими деталями.
Важно хвалить ребенка за проявление познавательного интереса, за увлечение полезным занятием.
Чего ни в коем случае нельзя допускать взрослым, хотя это нередко наблюдается в семьях:
- Не допустимо приструнивать расшалившегося малыша, не очень-то желающего заняться познавательным делом, словами «Вот пойдешь в школу, там нужно заниматься, а не бегать».
- Нельзя затягивать урок, переутомляя детскую психику и вызывая этим у дошкольника отторжение регламентированных занятий.
- Нельзя заставлять дошкольника выполнять задание, если оно вызывает отрицательные эмоции.
В основе психического развития ребенка лежит потребность в новых впечатлениях. У детей произвольные действия отличается непосредственностью и импульсивностью: появилось новое желание – оно немедленно должно быть удовлетворено. Поэтому произвольность дошкольника имеет импульсивный характер, что не сочетается с длительным удержанием внимания на каком-либо процессе. Нет вины ребенка в том, что ему еще непосильны даже 15-минутные занятия.
Если родители будут придерживаться изложенной в данной статье практики, они внесут существенный вклад в формирование психологической готовности к школьному обучению у своего ребенка. И старший дошкольник переступит порог школы с удовольствием, интересом и тягой к получению знаний.
Основные правила подготовки ребенка к школе
Школьное обучение является непростым этапом в жизни ребенка. Он может столкнуться с множеством трудностей, особенно на начальном этапе своего школьного пути. Семья должна уделить много времени и потратить много сил на подготовку ребенка к школе, чтобы этот этап прошел менее проблемно.
Родителям следует соблюдать ряд простых правил при организации подготовки ребенка к школе. К ним относятся:
Сформировать режим дня для ребенка. Ребенка нужно подготовить к режиму дня в школе. Он должен привыкнуть вставать и ложиться спать в одно и то же время, собираться и делать уроки в определенные часы, отводить время на отдых и т.д.
Акцентирование внимания на развитии нравственных и волевых качеств ребенка.
Формирование навыков самостоятельности.
Развитие умения построения коммуникативных связей. Ребенка нужно научить общаться со сверстниками и со взрослыми, обучить нормам вежливого и культурного общения.
Отправка в первый класс не должна сопровождаться началу какой-то еще новой деятельности, поскольку стресса от поступления в школу будет итак достаточно
Ребенок должен отдыхать.
Важно, проявлять любовь и заботу о ребенке, независимо от его успехов и достижений.
Нужно хвалить и поддерживать ребенка, а также помогать при неудачах и возникновении проблем.
Необходимо развивать в ребенке уверенность в себе.
Оценивать поступки ребенка в отрыве от его личности.
Важно беседовать с ребенком, узнавать о его успехах и неудачах, взаимоотношениях в коллективе.
Необходимо учитывать интересы ребенка, его права и свободы.
Поддерживать ребенка во всех его стремлениях и начинаниях.
Подготовка к школе: что важно? или Учим учиться.
Конечно, обучение чтению и письму, умению считать и решать задачи это важно. Но, несмотря на все вышесказанное, смысл обучения состоит не в заучивании конкретных сведений и не в отработке навыков (это как бы само собой разумеющееся, но не главное)
Но, несмотря на все вышесказанное, смысл обучения состоит не в заучивании конкретных сведений и не в отработке навыков (это как бы само собой разумеющееся, но не главное).
Смысл в том, что информация должна быть, не просто выучена, а понята и усвоена. Выучить правило, формулу, теорему может любой ученик, а пользоваться ими умеет далеко не каждый. Учителям хорошо знакома ситуация, когда ребенок отвечает правило и тут же пишет с ошибками, выводит формулу и не может решить задачу. Это говорит о том, что главная проблема не в памяти (хотя она тоже нужна). У ребенка должно развиваться мышление. Мы не получаем его в готовом виде при рождении. Оно развивается постепенно и к 7-8 годам может не сформироваться без целенаправленной работы. Нужно научить ребенка думать, анализировать, систематизировать, в конце концов пользоваться теми знаниями, которые у него есть.
Что еще важно при подготовке к школе?
Давайте посмотрим, что же происходит на уроке в школе? Урок на 60-70% состоит из устных рассказов учителя. Но восприятие информации на слух не является простым и автоматическим процессом. Чтобы понимать объяснения, ребенок должен:
- знать слова, которые он слышит, а следовательно иметь богатый словарный запас (что среди современных детей, к сожалению, становится редкостью)
- обладать грамматически правильной речью
- владеть хорошо развитой разговорной речью
Зачем все это нужно? Да потому что, когда мы слушаем, то мысленно как бы повторяем услышанное, но не буквально, а «своими» словами, теми, которыми владеем и смысл которых понимаем. И запоминаем мы не то, что говорит другой человек, а то, что мы повторяем за его речью.
В этом можно убедиться на собственном опыте. Попробуйте прослушать информацию на малознакомом иностранном языке. Реально вы услышите и сможете повторить только отдельные слова или словосочетания
И чем дольше вы будете слушать, не понимая, тем труднее вам будет удерживать внимание. Постепенно вы отвлечетесь, перестанете следить за речью и что-то мысленно повторять
Речь будет восприниматься, как шум.
Поэтому важно развивать речь ребенка
Итак, что у нас получилось?
Кроме определенного багажа знаний, которые помогут первокласснику влиться в учебный процесс и осилить первый класс, подготовка к школе научит его воспринимать информацию и применять ее в конкретных ситуациях. А проще говоря, нужно научить детей учиться.
Как подготовить ребенка к соревнованиям физически?
Для высоких результатов в соревнованиях необходима продуманная тактика тренировок с учетом возраста юного спортсмена, его индивидуальных особенностей и уровня подготовленности его соперников.
Мудрый тренер поступит так:
− допустит к соревнованиям только тогда, когда ребенок будет готов к ним психологически и физически;
− создаст все условия для позитивного настроя ребенка;
− разработает тактику развития специфических для конкретного вида спорта умений и навыков;
− разработает диету, способную улучшить физическую форму юного спортсмена.
Взрослые не должны допустить травмирования ребенка, его усталости от слишком большой интенсивности занятий. Исключен допуск к соревнованиям ребенка с плохим самочувствием или с признаками заболевания.
Как подготовить ребенка к соревнованиям по плаванию, карате, кикбоксингу, фигурному катанию, художественной гимнастике? Подготовка спортсменов каждого из этих видов спорта имеет свою особенность.
Для пловцов, например, очень важно психологическое равновесие: ведь из-за переживаний может сбиться дыхание, а на воде это не только вредит результату, но и опасно для жизни. Кикбоксинг, карате и другие виды борьбы во многом зависят от питания – только четкое выполнение рекомендаций тренера помогут достичь успеха в соревнованиях
Для фигуристов и гимнасток важно до последних дней подготовительного периода поддерживать форму силовую, хореографическую, техническую и психологическую.
Социально‑психологическая адаптация
Адаптация происходит не только на физическом, но и на социально‑психологическом уровне:
дети учатся новому, более «деловому» стилю взаимодействия с педагогом и одноклассниками;
учатся соблюдать распорядок и правила, у них формируется поведение;
учатся удерживать внимание, сосредотачиваться и добиваться результата;
учатся реагировать на критику и создают новый образ себя — образ ученика.
В этот момент очень важно поддержать ребёнка: хвалить за успехи, выражать уверенность в его силах («Ты справишься, у тебя получится!»). А если потребуется выразить критику — критиковать поступок или его результат, но не личность ребёнка
Тогда ребёнок научится адекватно воспринимать себя: что у него получается, а что пока нет, для чего нужно приложить усилия
А если потребуется выразить критику — критиковать поступок или его результат, но не личность ребёнка. Тогда ребёнок научится адекватно воспринимать себя: что у него получается, а что пока нет, для чего нужно приложить усилия.
Что важно знать родителям, чтобы морально подготовить ребенка к школе?
Подготовка к школе — не только покупка тетрадей и школьной формы. Ребенка ждет новый опыт, и даже если он положительный, это всегда стресс. Психолог сервиса «СберЗдоровье» Дарья Яушева рассказывает, как помочь школьнику переключиться с отдыха и что делать, если с адаптацией проблемы.
Когда лучше начинать подготовку?
Первоклассников можно начинать готовить за год, и детский сад в этом помогает. Обсуждать новый распорядок дня и особенности среды, в которую попадет ребенок, — за 1-1,5 месяца до первого учебного дня.
Детей постарше можно начинать готовить за месяц, но не нужно нагнетать: напомните ребенку, что впереди еще целый месяц отдыха, а учеба тоже бывает интересной и увлекательной.
Что должен уметь ребенок, который идет в первый класс?
Необходимые первокласснику навыки делатся на две группы:
Учебные: знание цветов, цифр, алфавита, времен года.
Социальные: знание основных правил поведения в обществе, умение слушать преподавателя.
Еще для ребенка важен эмоциональный интеллект. Он должен уметь распознавать свои эмоции управлять ими, понимать, что у окружающих тоже есть чувства, уважать чужие границы.
Как психологически подготовить ребенка к школе?
Сделайте начало учебного года праздником. Поговорите с ребенком о том, что его ждет и почему это хорошо (например, это новый этап взросления). Выберите вместе портфель и концелярские принадлежности — так ребенок будет чувствовать собственную значимость и ответственность.
Расскажите о своем опыте. Веселые истории о ваших школьных годах будут для ребенка наглядный примером, почему школа — интересно.
Предложите помощь. Покажите ребенку, что вы будете рядом и готовы поддержать его
Проговорите, что учеба — важно, но его счастье и спокойствие — важнее. Это станет профилактикой нездорового перфекционизма и укрепит ваши отношения
Как подготовка к школе зависит от темперамента ребенка?
Дети разные, и к каждому нужен свой подход. С застенчивым ребенком нужно говорить о взаимоотношениях с окружающими: обсудите сложные ситуации, с которыми он может столкнуться, и как себя вести.
Есть дети, у которых проблемы с личными границами и дисциплиной
Объясните, почему это важно не только для окружающих, но и для него. А если ребенок не любит школу, выясните, что именно ему не нравится, поддержите его и вместе придумайте, как это исправить
Как родителю понять, что адаптация к школе прошла хорошо?
Говорите с ребенком, задавайте ему вопросы и не обесценивайте его чувства. Так ребенок будет больше вам доверять и сам расскажет о том, как обстоят дела в школе.
Но если вы заметили, что эмоциональное состояние ребенка после начала учебного года ухудшилось, а он сам не говорит, почему, попробуйте поговорить с классным руководителем.
Как настроить ребенка перед соревнованиями
Дети долго занимались с тренером — пришло время показать свои силы. Обидно, если из-за волнения или неуверенности юный спортсмен растеряется, замешкается и не сможет повторить то, чему так долго учился на тренировках
Поэтому перед выступлением важно психологически подготовить ребенка и настроить его на победу в соревнованиях. Главное — не оставаться в стороне
Подготовка детей — это совместная работа тренера, родителей, а порой и психолога. К сожалению, универсального подхода не существует. Нужно отталкиваться от детского темперамента, социализации, текущей подготовленности и многих других факторов
Рассказываем о ключевых моментах, на которые следует обратить внимание. Идеальный результат подготовки — перед соревнованиями вы видите у ребенка прилив энергии, уверенность в своих силах и состояние воодушевления
С какого возраста начинать подготовку?
Родители нередко интересуются, когда можно приступать к подготовительным занятиям, чтобы не было поздно, но при этом чтобы малыш не переутомился. Однозначного ответа нет, все зависит от индивидуальной предрасположенности каждого конкретного крохи и его желания узнавать новое. В 3 годика можно считать пальцы на руках вместе с ребенком, рассказывать ему о животных, показывать картинки, фрагменты видео, находить зверей и птиц во время прогулки (например, показать крохе вживую, как выглядит голубь).
Специалисты советуют начать знакомство с буквами и цифрами в 4 года, а 5-6 лет считается наиболее удачным возрастом для обучения чтению.
Торопить малыша не следует – заставляя его заниматься насильно, можно лишь убить тягу к знаниям, поэтому родителям важно проявить хитрость: использовать игровую форму, маскировать «уроки» так, чтобы кроха даже не догадался, что его чему-то учат. Для подготовки можно использовать каждую свободную минуту
Например:
Для подготовки можно использовать каждую свободную минуту. Например:
- на прогулке находить предметы определенного цвета;
- считать, сколько вы увидели собак, автобусов;
- найти предметы, в названии которых есть звук .
Эти формы занятий интересны детям, поэтому они с удовольствием выполняют задания, не испытывая скуки.
Отметим, что если в более раннем возрасте, например в 3 года, ребенок демонстрирует интерес к буквам, цифрам, то можно познакомить его с ними в легкой ненавязчивой форме.