Как понять, что ваш ребёнок агрессивно себя ведёт: симптомы и признаки, диагностика
Photographee.eu/Shutterstock.com
На что же следует обратить внимание родителей в поведении ребёнка:
- ребёнок не может контролировать свои слова, действия, эмоции, поведение в целом. В редких случаях может пытаться взять под контроль своё поведение, но, ничего из этого не выходит;
- ребёнок часто ругается с ровесниками и взрослыми, целенаправленно вступает с ними в споры и выясняет отношения;
- ломает игрушки, рушит строения, выполненные другими; любит портить вещи других и при этом получает явное удовольствие;
- не реагирует на просьбы, указания и нарушает установленные правила;
- намеренно совершает «плохие» поступки, чтобы вызвать негативную реакцию;
- помнит об обиде и обидчике, зачастую хочет отомстить обидчику;
- не может признавать свои ошибки, всегда пытается оправдаться или обвинить другого.
- грубо относится к животным;
- проявляет физическое насилие в адрес своих близких и сверстников.
Для детей, особенно дошкольного возраста, свойственно непослушание. Если на это есть серьёзная причина (несправедливое наказание, обида), то злость ребёнка и его агрессия вполне оправданы и в таких случаях считаются абсолютно нормальной реакцией ребёнка.
Родителям стоит принимать меры только в том случае, если они замечают у своего ребёнка как минимум несколько признаков из вышеперечисленных регулярно (от шести месяцев).
Диагностика
Studio Romantic/Shutterstock.com
При возникновении сомнения относительно уровня агрессии ребёнка родителям следует обратить особое внимание на его рисунки, ведь они могут быть очень информативными. Возможно, пришло время обратиться за помощью в случаях, если ребёнок:
- изображает себя в виде маленькой фигуры (относительно других объектов, находящихся на рисунке);
- рисует себя в «закрытой» позой (вытянутая, угловатая фигура с прижатыми к телу или спрятанными за спину руками);
- рисует себя с большими глазами, с чётко прорисованными зрачками;
- чётко прорисовывает зубы и ногти;
- рисует оружие;
- пожар;
- огромные руки, кулаки;
- регулярно «забывает» нарисовать кого-то из членов семьи или оставляет эту фигуру не раскрашенной.
А также:
- если на рисунке много исправлений;
- линии рисунка слабые или нет чётких контуров.
Для более старших детей можно использовать опросник Басса-Дарки на определение уровня агрессивности и враждебности. А. Басс и А. Дарки разработали методику, которая позволяет определить у людей старше 14 лет более точную структуру агрессивного поведения, для этого они оценивают сразу 8 способов реагирования на сложные ситуации.
Ещё одна методика, позволяющая определить склонность человека проявлять враждебность и скрытую агрессию, — шкала Кука-Медлей. Её можно использовать для подростков с 13 лет. Шкала позволяет оценить уровень цинизма (демонстративное отвержение и пренебрежение к нормам морали, принятым в обществе), уровень агрессии (устойчивая характеристика, отражающая предрасположенность к нанесению вреда другим людям) и уровень враждебности (внутренние негативные переживания по отношению к другим людям: гнев, отвращение, неприязнь, обида, неприятие).
Поняв особенности агрессивного поведения ребёнка или подростка, можно выстроить необходимую психокоррекционную работу.
Проблема агрессивного поведения подростков
Проблема агрессивного поведения подростков сегодня, как никогда ранее, актуальна. Психологи отмечают, что последние годы существенно возрос уровень агрессии среди подростков, при чем, как развивающихся, так и развитых, благополучных стран.
Первопричиной является неблагоприятная атмосфера в семье, которая навязывает ребенку антинормы общественного поведения.
Засилье насилия и жесткости в СМИ и кинематографе приводят к тому, что агрессивное поведение воспринимается подростками как норма. С помощью агрессии они пытаются утвердиться в коллективе, достичь желаемого.
На развитие агрессивности влияет множество факторов, как биологических (наследственность, заболевания), так и психологических.
Агрессивное поведение подростков — диплом на эту тему выбирают все большее количество выпускников ВУЗов психологического направления. Агрессивное поведение подростков, их диагностика и корректировка сейчас, как никогда ранее, актуальны и востребованы.
Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции
Учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 96 с.
В пособии раскрывается сложная психолого-педагогическая проблема агрессивного поведения подростков и вычленяются условия, возможности его коррекции.
Книга рассчитана на психологов-практиков, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности.
Агрессивность детей подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема. Проблема агрессивности и ее решение в психологической науке. Проявление агрессивности в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста. Методики изучения агрессивности подростков. Характер агрессивного поведения современных подростков. Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста. Половозрастные и индивидуальные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста. Типология агрессивного поведения современных подростков. Психологические условия коррегирования агрессивного поведения подростков. Пути и формы вовлечения агрессивных подростков в систему социально признаваемой и социально одобряемой деятельности. Психологические возможности социально одобряемой деятельности подростков как средства нивели рования их агрессивного поведения.
Агрессия у детей и подростков, учебное пособие, Платонова Н.М., 2006
Агрессия у детей и подростков, учебное пособие, Платонова Н.М., 2006.
Данное учебное пособие посвящено изучению форм и методов профилактики агрессивного поведения детей и подростков. Агрессивное поведение анализируется на основе социальной диагностики, выделяется его структура, формы и виды проявления
Особое внимание отводится анализу саморазрушительного поведения у детей и подростков, причин и факторов риска суицидального поведения. Широко представлены технологии консультирования и техники коррекции агрессивных проявлений у детей и подростков
Психокоррекция агрессивного поведения детей представлена методами индивидуальной рациональной психотерапии, технологиями групповой работы. Рассматриваются вопросы семейной терапии, а также психолого-социальной работы в детских учреждениях с детьми и подростками, склонными к агрессии. Материалы направлены на повышение эффективности работы специалистов с детьми и подростками по предупреждению детской и подростковой агрессии.
ПРИРОДА АГРЕССИИ.
Различными исследователями предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным. Во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер (Bender L, 1963) говорит об агрессин как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан (Allan F., 1964) описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам.
Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например, X. Дельгадо (Delgado П.. 1963) утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу». В то же время многие авторы разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека.
ОГЛАВЛЕНИЕВведениеГлава 1. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ1.1. Природа агрессии1.2. Специфика агрессивного поведения1.3. Агрессивное поведение как проявление психологической зашитыГлава 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ2.1. Возрастные особенности агрессивного поведения2.2. Причины непатологической агрессии детей и подростков 2.3. Роль семьи в проявлении агрессивности у детей и подростков2.4. Биологические факторы предрасположенности к агрессивному поведению2.5. Индивидуально-типологические характеристик агрессивного поведения детей и подростков2.6. Агрессия и девиантное поведениеГлава 3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТБМИ И ПОДРОСТКАМИ3.1.Диагностика предрасположенности к развитию агрессивного поведения у детей и подростков3.2. Экспресс-диагностика агрессивных состояний детей и подростков как направление профилактической работы3.3. Методы психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками3.4. Технология индивидуальной психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками3.5. Технологии групповой терапевтической работы с агрессивными детьми и подростками3.6. Технология семейной терапии детей и подростков, склонных к агрессии3.7. Профилактика патологических форм агрессивного поведения детей и подростков3.8. Особенности социальной профилактики различных форм отклоняющего поведения детей и подростковГлава 4. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К АГРЕССИИ4.1. Профилактика саморазрушительного поведения у детей и подростков в опыте работы телефона доверия4.2. Опыт повышения квалификации персонала детских домов, работающих с детьми и подростками, склонными к агрессивному поведению4.3. Активные методы работы с агрессивными детьми и подростками, используемые в различных типах специализированных учреждений 4.4. Профилактика агрессин в детских учреждениях у детей и подростков с ММДСписок использованной литературы
Скачать pdf Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности
Содержание. Агрессия. Понятие и виды. Определение понятия «Агрессия». Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности. Классификация агрессии. Патологические формы агрессивного поведения.
Особенности проявления детской агрессивности. Формирование детской агрессивности. Варианты проявления детской агрессивности. Возрастные различия в проявлении детской агрессивности. Различия в проявлении агрессивности мальчиков и девочек.
Индивидуальная работа. Направления коррекционной работы с агрессивными детьми. Отношения между специалистом и пациентом. Организация индивидуальной психокоррекционной работы. Рациональная психотерапия. Применение рисуночных техник. Игровая терапия. Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.
Семейная терапия детей и подростков. Типы «трудных» родителей. Семейные обсуждения. Совместная терапия ребенка и родителей.
Групповая работа с детьми и подростками. Цели и задачи групповой работы с агрессивными детьми. Показания к терапии и условия работы группы. Организация групповой работы. Динамика группы. Поведение групповой терапии с младшими детьми. Алгоритм групповой работы с подростками. Проблемные ситуации, возникающие в группе.
Стоимость данного файла составляет 5 баллов
Агрессия у детей и подростков учебное пособие
ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
1. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа»
В книге представлена программа работы с агрессивными, гиперактивными, тревожными и аутичными детьми: особенности личности и поведения таких детей, подробная программа тренинга, большой обзор игр.
2. «Агрессия у детей и подростков»
Учебное пособие посвящено изучению форм и методов профилактики агрессивного поведения детей и подростков. Агрессивное поведение анализируется на основе социальной диагностики, выделяется его структура, формы и виды проявления
Особое внимание отводится анализу саморазрушительного поведения у детей и подростков, причин и факторов риска суицидального поведения
Широко представлены технологии консультирования и техники коррекции агрессивных проявлений у детей и подростков. Психокоррекция агрессивного поведения детей представлена методами индивидуальной рациональной психотерапии, технологиями групповой работы. Рассматриваются вопросы семейной терапии, а также психолого-социальной работы в детских учреждениях с детьми и подростками, склонными к агрессии.
3. «Психологическая коррекция агрессивного поведения детей»
Практическое руководство посвящено проблеме агрессивного поведения детей (в возрасте от 5 до 12—14 лет). В книге приводится анализ характерологических особенностей агрессивных детей и их семей, представлен комплекс направлений коррекционной работы, позволяющий осуществить системный подход к существующей проблеме. Выделены направления коррекционной работы с агрессивными детьми. Каждое направление содержит набор психологических приемов, методов, упражнений и техник. В работе рассматриваются факторы воспитания и стиля общения взрослых, которые способствуют агрессивному поведению детей. Подробно описаны обучающие приемы конструктивного общения с детьми.
4. «Жить с агрессивными детьми»
Проблема роста детской агрессивности все более активно обсуждается в семье, школе, обществе. Где истоки детской агрессивности? Каковы педагогические и психологические приемы ее профилактики и коррекции? В данной монографии использованы новые экспериментальные данные, описаны эпизоды повседневной жизни, анализируются пути преодоления детской агрессивности, возможности мирного завершения конфликтных ситуаций.
5. «Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь»,
«Трудный» характер — распространенное явление в подростковом возрасте. Чаще всего воспитатели встречаются с так называемыми акцентуациями либо в виде акцентуированных черт характера — ярких и устойчивых проявлений личности, которые затрудняют общение с окружающими, либо в виде акцентуированных типов характеров, когда личностные особенности определяют весь стиль поведения человека, при этом возникают особые коммуникативные сложности. В работе использованы труды отечественных и зарубежных ученых, а по многим аспектам выражается авторская позиция.
6. Игровая терапия: искусство отношений
В книге Г. Л. Лэндрета описывается история развития игровой терапии, теория психического развития ребенка, а также теоретические основы игровой терапии. Его книга — практическое руководство для занятий игровой терапией с детьми и в то же время неторопливый философский трактат о ребенке, его жизни и душе. Книга рассчитана на педагогов, социальных работников, психологов и, конечно же, родителей.
7. Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми
Книга поможет воспитателям и учителям научиться понимать `сложных` детей выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними. Авторы предлагают конкретные рекомендации по выявлению симптомов гиперактивности агрессивности тревожности, аутизма у детей. В книге содержится подробное описание практических приемов, игр и упражнений, способствующих адаптации таких `проблемных` детей, а также советы родителям.
Для психологов, воспитателей, учителей младших классов, студентов психологических и педагогических факультетов.
Источник
Профилактика агрессивного поведения подростков
На агрессивное поведение подростка может влиять множество факторов – сложная ситуация в семье, отсутствие элементарных норм воспитания, переходной возраст, социальные и поведенческие факторы.
Профилактика агрессивного поведения подростков, как ни странно, должна начинаться еще в детстве и проводится родителями. В два-три года все дети проявляют агрессию, но те, поведение которых не было откорректировано, начинают считать, что агрессивное поведение помогает достичь желаемого.
Психологи отмечают, что профилактика агрессивного поведения подростков идет по следующей схеме — определение факторов, которые повлияли на развитие агрессивности у подростка, разработка мер ( как психологических, так и медикаментозных) по уменьшению агрессивности.
Программа профилактики агрессивного поведения подростков
Программа профилактики агрессивного поведения подростков должна быть утверждена на уровне Министерства здравоохранения и Министерства образования.
Своевременная профилактика, диагностика и лечение агрессии среди подростков позволит в будущем существенно снизить уровень криминогенной обстановки в обществе. Тем более, что психологи и психотерапевты успешно справляются с подростковой агрессией, но при своевременной диагностике.
Подростковая агрессивность
Агрессивность подростков занимает особое место и рассматривается учеными как сплошной многолетний возрастной кризис, длящийся с 13 до 16 лет.
В этом возрасте взрослеющие юноши и девушки сталкиваются с соперничающими влечениями – потребностью в близости и принадлежности другому и стремлением сохранить и утвердить собственную идентичность.
Появляются экзистенциальные переживания – чувство одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие идеалам своего реального Я.
У подростков возникает желание оборвать свою зависимость от родителей, совершать самостоятельные поступки, сформировать свои взгляды на мир.
Этот период в жизни семьи и самого подростка является очень сложным.
Чтобы приобрести коммуникативные навыки подросток должен большую часть времени находиться среди своих сверстников, и родители должны это понимать.
Реальные ситуации учат справляться с жизненными трудностями – решать психологические проблемы, преодолевать страх, враждебность, ревность, формировать моральные представления, конструктивно выяснять отношения.
Родители при этом остаются добрыми советчиками и надежным тылом.
Реализовать свою агрессию современные подростки могут двумя способами:
- способ открытого проявления, когда он либо добивается престижа и самореализации, либо ломается, спивается, попадает в тюрьму или кончает жизнь самоубийством;
- способ прятать и подавлять свою энергию, быть послушным и ничего в жизни не добиться, подавленная энергия при этом, будет искать выход наружу в виде невроза или психосоматического заболевания.
Росту агрессивности у подростков способствуют такие факторы – резкое возрастание половых гормонов, особенно тестостерона у мальчиков, способствующих росту агрессии, а также эндокринный взрыв.
Росту агрессии способствуют органические поражения головного мозга – травмы, перенесенные менингиты, а также отношения взрослых, особенно родителей.
Родители могут способствовать агрессии у подростка эмоциональным отвержением. Отвержение чаще всего происходит со стороны отца, страдающего повышенной тревожностью и неуверенностью в себе, переживаниями по поводу своей маскулинности и сексуальных возможностей.
Агрессия у подростков может появиться в результате ужесточения контроля, особенно со стороны мамы и бабушки, напуганных ростом подростковой преступности, наркоманией, развратом.
Молодые люди превращаются в бунтарей, потому что им не дают превратиться в самостоятельную личность.
Поскольку в этом возрасте недостаточно ещё ума и опыта, молодые люди совершают асоциальные или абсурдные поступки. Свою агрессивность молодежь переносит на тех, кто их окружает – врачей, учителей, психологов, своих сверстников, поведение которых, по их мнению, имеют сходство с поведением взрослых.
Чаще всего агрессивными среди мальчиков вырастают «кумиры семьи», выросшие в женском окружении без отцов.
Мальчики, выросшие с авторитарным жестким отцом и мягкой непоследовательной матерью, вырастают жесткими и авторитарными.
Девочки, выросшие с жесткой и авторитарной матерью при мягком и уступчивом отце, будут идентифицированы с матерью. Наконец, если девочки, предоставлены сами себе – то, в этом случае их агрессивность будет механизмом выживания.
Особенности агрессивного поведения подростков
Особенности агрессивного поведения подростков во многом зависят от гендерного признака. Если девушки предпочитают вербально проявлять агрессивность, то молодые люди – применять физическую силу.
Психологи отмечают такие виды агрессивного поведения подростков – физическая агрессия, косвенная агрессия (сплетни, топанье ногами, хлопанье дверьми), вербальная агрессия ( крики, вопли, ссоры, угрозы, проклятья), негативизм, обида, подозрительность.
Согласно статистическим данным, мальчики проявляют агрессию больше и чаще, нежели девочки. И их агрессивное поведение сложнее поддается корректировке.
Исследования показывают, что основной причиной проявления агрессии в подростковом возрасте является отсутствие родительской любви и заботы. «Недолюбленным» детям, в семьях которых царит атмосфера недоверия, насилия и оскорблений, сложнее адаптироваться в учебных заведениях, так как они несут подобную схему общения в общество.
Агрессивное поведение в подростковом возрасте, прежде всего, вызвано недопониманием в семьей. Дальше следуют возрастные кризисы, влияние СМИ и кинематографа, употребления алкоголя и наркотиков, проблемы с учебой и сверстниками, а также наследственные заболевания.
Для мальчиков характерная физическая форма агрессии, для девочек – вербальная. Резкое различие агрессивности по гендерному признаку наступает в возрасте 14-15 лет.
[], [], [], [], [], [], []
Психологические особенности агрессивного поведения подростков
В подростковом возрасте происходит половое созревание и психологическое взросление, желание конфликтовать со всем миром, и особенно – учителями и родителями, ограничивающими жизнь. Этот период наиболее сложный и противоречивый для любого подростка. Психологические особенности агрессивного поведения подростков зависят от их места в обществе, социального уровня. Между агрессией и агрессивностью существует разница. Агрессивность – это черта характера, а агрессия – эмоциональное состояние, которое поддается корректировке при правильно выбранном способе.
Коррекционная работа с агрессивными детьми
Психокоррекция с агрессивными детьми направлена на то, чтобы оказать комплексное психологическое воздействие на ребенка с целью изменения его жизненных установок, взглядов, навыков поведения.
Насколько эффективна коррекционная работа определяется с помощью таких факторов, как:
- установка на помощь специалиста;
- клинические особенности заболевания;
- особенности ребенка, возможность эмоционального обыгрывания агрессивных реакций, возможность перестройки неадаптивного поведения, приобретение навыков адаптивного общения.
Психокоррекция агрессивного поведения проводится с использованием разных методов.
Направления психокоррекции:
- игра, с помощью которой происходит изъятие из привычного окружения и помещение в коррегирующую среду;
- творческое самовыражение рисованием, конструированием, музыкальными занятиями;
- сублимирование агрессии в такие виды спорта, как футбол, баскетбол, требующие навыков сотрудничества, а индивидуальные высокоагрессивные виды спорта – карате, бокс нежелательны.
Коррекционная работа с агрессивными подростками включает комплекс упражнений, формирующих позитивную самооценку. Чаще всего среди таких детей встречается заниженная самооценка «Я – плохой».
Чтобы сформировать позитивное самовосприятие и снизить уровень агрессивности используются упражнения «Ассоциации», «Я горжусь тем, что я…», «Я – очень хороший» и др.
Замечание 2
Довольно часто агрессивное поведение подростков рассматривается как временное, имеющее связь с возрастными кризисами, но, если ничего не предпринимать, то такое поведение закрепится как установившийся поведенческий стереотип, изменить который будет уже сложно.
Диагностика агрессивного поведения подростков
Диагностика агрессивного поведения подростков проводится специалистами – психологами, психотерапевтами. Для этого разработано ряд программ и тестов, которые за пару минут позволяют определить, должна ли агрессивность данного подростка подвергаться корректировке, или же у него просто сегодня плохое настроение.
Зачастую подростки отказываются признать агрессивность своего поведения, не хотят общаться с психологами, проходить тесты. Убедить их в необходимости диагностики – задача родителей и психолога.
Презентация агрессивное поведение подростков включает в себя диагностику агрессивности, правильный подбор методов коррекции агрессивного поведения.
В подростковом возрасте впервые происходит отрицание общепризнанной морали, желание идти всем и всему наперекор, создать собственную систему ценностей. Если пытаться влиять на подростка силой, скорее всего, это ни к чему не приведет. Именно по этой причине конфликт подросток+учитель тяжелее всего поддается корректировке, так как педагоги действуют по правилам, не желая уступать, пытаться понять агрессивного подростка, причину его агрессии.
Причины агрессии
Коррекция агрессивного поведения подростков
Коррекция агрессивного поведения подростков изначально проводится специалистами – психотерапевтами или психологами, в том числе и школьными. Ведь зачастую школьный психолог лучше родителей знает, с какими проблемами сталкивается их ребенок ежедневно. Для этого существует ряд методик. Для начала нужно провести тщательную диагностику, исключить гормональные и наследственные заболевания.
Коррекция агрессивного поведения подростков – это совместный труд родителей, учителей и, конечно, самого «больного»
Среди рекомендаций, в том числе и для профилактики агрессивного поведения, важное место занимает пункт активного и интересного досуга школьника. Очень хорошо влияют на детей всех возрастов занятия в спортивных секциях
[], [], [], [],
Методы коррекции агрессивного поведения подростков
Методы коррекции агрессивного поведения подростков зависят от причины агрессивного поведения. Если она психологическая, то корректироваться агрессия будет посредством психологических бесед, тестов, программ, игр (как групповых, так и индивидуальных).
Медикаментозный метод корректировки агрессивного поведения применяется, если заболевание вызвано биологическим фактором, то есть, наследственностью, злоупотреблением наркотиками, алкоголем, антидепрессантами. Также агрессивное поведение может быть вызвано нарушением гормонального фона, инфекционными заболеваниями.
Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков
Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков проводится школьными психологами или сотрудниками специализированных медицинских учреждений. Психологическая коррекция включается в себя как профилактические беседы, так и игры (индивидуальные и групповые), живопись, музыка, общения с природой, животным миро (нередко, общение с лошадьми и дельфинами преображают даже самых агрессивных детей, стандартные методы лечения на которых не действовали).
Программа коррекции агрессивного поведения подростков
Программа коррекции агрессивного поведения подростков включает в себя много пунктов, выбор которых зависит от степени агрессивности подроста, а также ее причин. Если это биологические факторы, такие как наследственность, злоупотребление алкоголем и наркотиками, антидепрессантами, гормональные нарушения – то агрессивное поведение корректируется медикаментозно, нередко, в условиях стационарного лечения.