Введение
На этапе начального обучения невозможно овладеть систематическим курсом основ наук в последующих классах, расширить и углубить познавательную деятельность, самостоятельно пополнять знания без основательного усвоения системой учебно-познавательных умений и навыков. Именно в младшем возрасте школьники легче приобретают, дольше сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки. Процесс усвоения умений и навыков всемерно содействует развитию и расширению познавательных сил и общих способностей учащихся, непрерывному их совершенствованию, успешному развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, речи, памяти, внимания, воображения, что в свою очередь приводит к овладению более сложным учебным материалом. Овладевая прочными умениями и навыками, школьники приобретают такие ценные качества, как работоспособность, сообразительность, стремление добросовестно, активно и систематически трудиться, сознательно регулировать свою учебную деятельность. Система усвоенных умений и навыков становится основой любого вида практической и творческой деятельности, активного отношения к окружающему миру (Дмитриев, 1981).
Процессы, связанные с совершенствованием структуры и содержания общего образования, обусловлены изменениями социального запроса общества на выпускника школы, обладающего не просто суммой знаний, умений и навыков, а целым рядом компетенций, в том числе естественнонаучных.
Ряд исследователей (Герд, 1953; Скаткин, 1952; Райков, 1960) определяют «Естествознание» как предмет наиболее близкий и понятный для наглядно образного мышления младшего школьника. Современные исследователи (Алексашина, 2004; Хуторской, 2003; М. Шептуховский, 2004) считают, что содержательное поле естественнонаучного образования на начальном этапе обучения должно являться базой для научного миропонимания и формирования умений и навыков познания окружающего мира, а естественнонаучные компетенции рассматривают как основу общего образования.
При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а в качестве одного из средств их достижения рассматриваются предметные знания и умения.
Не отступать
«Кроме периодической фиксации взгляда и проговаривания самой распространенной ошибкой неискушенного читателя является регрессия глаз», — говорит Юлия. Определенное время при чтении занимает «отскок» зрачков влево для того, чтобы перечитать еще раз уже пройденное слово, которое, как тебе подсознательно кажется, ты пропустил или не понял.
Пристраститься к такому способу чтения ты мог в начальных классах школы и к настоящему времени уже не осознаешь этого, как не замечаешь давно выработанные рефлексы.
Здесь тебе пригодится визитная карточка, уже два года валяющаяся на столе, которую ты время от времени машинально перечитываешь, хотя и знаешь, чем там все заканчивается. Переверни визитку обратной (пустой) стороной, чтобы тебя не отвлекали буквы. Теперь начни читать любой попавшийся текст, закрывая каждое прочитанное слово карточкой (рис. 1).
Этапы развития мышления
Швейцарский психолог Жан Пиаже считал, что интеллект — основа развития психики человека. Он предложил теорию когнитивного развития. По ней детский интеллект имеет четыре стадии развития:
- На сенсомоторной стадии (с рождения до 2 лет) дети проживают бурный период роста и развития за короткий срок. Взаимодействуя с окружающей средой, они постоянно совершают новые открытия о том, как устроен мир. Ребенок не только учится ползать и ходить, но и узнают многое о языке, на котором говорят их близкие. Раннее образное мышление возникает в заключительной части сенсомоторного этапа. Когда ребенок узнает, что объекты вокруг него существуют сами по себе, отдельно от него, он начинает давать им названия. На этой стадии он осознает, что предметы и люди продолжают существовать, даже когда он их не видит.
- Дооперациональная стадия (с 2 до 7 лет). На этом этапе дети начинают мыслить символами и играть, используя это умение: ветка — меч, карандаш — волшебная палочка. Они учатся через игру. Речь и мышление улучшаются, но ребенок все еще воспринимает окружающий мир слишком конкретно.
- На стадии конкретных операций (с 7 до 11 лет) ребенок все еще мыслит буквально, но при этом все больше использует логику. Например, он способен осознать, что количество воды в широкой и низкой чашке то же, что и в высоком узком сосуде, хоть они и выглядят по-разному. На этом этапе ребенок задумывается о том, что чувствуют и как мыслят другие люди. Также он начинает понимать, что его мысли принадлежат только ему, а все остальные могут не разделять его чувства и мнения.
- Стадия формальных операций (12 лет и старше). Эта стадия предполагает развитие логики, способность рассуждать и понимание абстрактных идей. Дети начинают видеть множество потенциальных решений одной проблемы. Ребенок задумывается о моральных, этических, философских, политических и социальных вопросах. Он рассуждает от общего к частному. Важнейшие способности, которые появляются на этом этапе — планирование будущее и рассуждение о гипотетических, абстрактных ситуациях и идеях.
Пиаже считал, что сами дети играют активную роль в процессе обучения. Они проводят эксперименты, наблюдают и познают мир. Чем больше они взаимодействуют с окружающим миром, тем больше пополняют запас имеющихся знаний, каждый раз адаптируют их к новой информации, тем самым развивая мышление.
Либерика в центре развития SMARTUM
В общеобразовательных школах прогрессивные методики повышения техники чтения применяются не всегда. Часто учителя обходятся классическими приемами, но и результаты в этом случае оставляют желать лучшего.
Можно добиться высокой скорости чтения учащихся начальных классов, пройдя специальный курс Либерики. Заниматься по программе рекомендуют с 7 лет. Уроки организуются в центрах интеллектуального развития.
Тренеры по Либерике говорят, что для освоения методики достаточно просто уметь читать. Владение навыком на оптимальном уровне, сравнимым с темпом речи, не станет помехой для освоения курса.
Как развить мышление у ребенка. 6 советов родителям
Мышление — это способность ребенка анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию и принимать решения. Мышление ребенка напрямую влияет на его успех в школе, в жизни и в будущей карьере. Вот шесть рекомендаций родителям о том, как развить мышление у ребенка.
Стимулируйте учиться через игру. Игра — это естественный для ребенка путь к обучению и развитию. Ролевые игры, пазлы, лабиринты, головоломки, настольные игры — все они требуют логического мышления.
Задавайте ребенку вопросы, которые заставят его думать и анализировать информацию. Правильный вопрос — тот, на который невозможно ответить односложно. «Как ты думаешь, почему так произошло? Как бы ты поступил в этой ситуации?» Это поможет ребенку развить навыки критического мышления и анализа.
Не решайте проблему за ребенка. Это про развитие не только мышления, но и детской самостоятельности. Когда ребенок сталкивается с трудностью, не спешите вмешиваться. Дайте ему шанс придумать выход самому. Чтобы расти и развиваться, детям необходимо сталкиваться со сложностями.
Поощряйте новые идеи. «Какой способ еще стоит попробовать? Давай придумаем все возможные решения». К одному и тому же результату можно прийти разными путями. Чем больше способов решения задачи ребенок придумает, тем активнее будет развиваться его творческое мышление.
Читайте. Чтение — это не только хорошая семейная традиция, это инструмент для развития речи и мышления. Обсуждайте сюжет, героев, финал. «Почему произошло именно так? Почему герой сделал это? Что бы ты сделал на его месте?»
Поддерживайте любопытство. Дети любознательны от природы, и могут забрасывать взрослых вопросами
Важно не игнорировать их, отвечать на эту витальную потребность, даже если вопросы кажутся глупыми или неуместными. В этом случае тяга к знаниям сохранится и в более взрослом возрасте ребенка, а значит, и мышление будет развиваться
А еще ваши отношения станут более доверительными. Важный момент — не бойтесь сказать «Я не знаю», если не знаете ответа. Поискать его можно вместе.
Развитие мышления — это процесс, требующий времени и усилий от родителей
Чтобы понять, как развить мышление у ребенка, важно развивать и свое мышление, чтобы быть примером. Развитое мышление поможет ребенку стать успешным, уверенным в себе и готовым к жизненным вызовам
Школа «Классный Проект» уделяет много внимания развитию мышления и других важных навыков. Вся образовательная программа нацелена на то, чтобы личность ребенка формировалась гармонично и всецело. Если вы хотите узнать подробнее, как устроена наша школа, запишитесь на экскурсию в форме ниже.
Ура! Нейропсихологи знают ответ!
Попробуем поискать ответ в науке – нейропсихологии.
Мы вправе гордиться тем, что родина этой молодой науки – Россия. Ее основоположник – отечественный психолог, нейропсихолог Александр Романович Лурия. До него функции человеческого мозга были одной из самых неизученных областей науки. Во время Великой Отечественной войны Александр Романович получил возможность наблюдать за психическими функциями и поведением солдат, получивших черепно- мозговые ранения. Он обнаружил, например: ранение в левый висок – страдают речевые функции, в затылок – зрительное восприятие, поражено темя – человек начинает плохо ориентироваться в пространстве, лоб — страдают регуляция и контроль любой деятельности. Им был создан известный всем клиническим психологам метод исследования функции мозга – «батарея Лурия». Мы пользуемся им и по сей день, естественно, с учетом детских возрастных нормативов и условий тестирования детей.
Учения А.Р. Лурия развивалось и в России, и за рубежом. Его последователи занялись и детской нейропсихологией, так как она очень перспективна: мозг ребенка пластичен до 12 лет, а по последним сведениям, и до 16 лет. Все можно наладить. Но прежде всего надо точно определить, какие функции головного мозга ребенка еще не созрели, и что именно мешает овладению каким – либо предметом, например письмом. Лурия писал: «…Акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого – либо одного центра; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга».
Все отделы мозга А.Р. Лурия условно разделил на три блока. Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активизацию мозга, то ребенок быстро утомляется. Это, как ни печально, часто расценивается учителем как интеллектуальная несостоятельность, лень. На самом деле такой ребенок может быть очень смышленым и сообразительным, просто его энергетического ресурса хватает ненадолго. Такой ученик может беспричинно плакать дома, часто болеть, быть раздражительным, обидчивым. На уроке такие дети зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться и мешать другим. Одним из необходимых условий повышения тонуса является обеспечение кислородом и усиление кровотока (например, дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция).
Недостаточность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентировки, а это проявляется в зеркальном написании букв и цифр, путанице букв «б» и «д», неправильном расположении в тетради записи, в ошибках при устном счете. Второй блок мозга обеспечивает также фонематический слух и зрительное восприятие.
При недостаточном развитии третьего блока – блока программирования и контроля – ученик не соблюдает правила – любые – и не может себя контролировать, даже если хочет. Во – первых, это правила учебные – он не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами. То есть правила знает, а пишет все равно с «дурацкими» ошибками. Или, например, не соблюдает общие нормы поведения. Он может встать во время урока, играть в то время, когда все остальные усердно работают, забыть поднять руку или принести необходимое.
Не «созрела» функция произвольности – ребенок не будет усваивать правила, вовремя не развились пространственные представления – будет путать буквы «б» и «д», писать зеркально. У каждой ошибки – своя причина.
«Но когда мы его отдавали в школу, то проходили тестирование, и психолог определил, что ребенок готов к школе». Да, но психолог смотрел, насколько ребенок мотивирован к занятиям в школе, то есть, хочет ли он учиться, и проверял в основном его интеллект. А интеллекту сегодняшних детей можно только позавидовать!
Если у ребенка сформирована положительная внутренняя мотивация к учебе, то есть желание учиться, то половина дела сделана. Но это только половина. Существует и вторая составляющая готовности к школе. Это – нейрофизиологическая готовность к процессу обучения. А начинаются школьные перегрузки – совсем трудно становится малышу. Отсюда и слезы, и «глупые ошибки», и плохое поведение.
Слайд 31Детство – очень важный период в жизни каждого ребенка. В этом
возрасте среди различных видов деятельности особое место занимает игра. В ней естественным для дошкольника образом происходит умственное развитие, становление личности ребенка в целом.
При организации педагогического процесса необходимо учитывать следующее: Отдавать приоритет игровой деятельности, так сказать, дать детям наиграться. Шире включать игры во все виды деятельности дошкольника. Осуществлять коррекцию умственного развития через систему специально подобранных игр. Содействовать проявлению творчества, инициативы со стороны детей в игровой деятельности. Не стоит забывать и о грамотном руководстве игрой, её обогащении со стороны педагога.Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский
Упражнения в домашних условиях
Некоторые родители задают вопрос, как увеличить скорость чтения у ребёнка дома. Для начала маме с папой нужно узнать, какая именно проблема негативно сказывается на скорости чтения их ребёнка, а потом устранить её.
Любые упражнения нужно начинать с разминки. Поэтому сначала пусть ребёнок четко и ясно проговорит гласные буквы, затем согласные, а после слоги. Например, «Аоуэи, аэиоу; ж-с-з-ш, б-п-д-т; ма-ма, по-по, лу-лу». После этого упражнения примитесь за скороговорки. Будет хорошо, если ребёнок положит в рот несколько небольших грецких орехов и будет пытаться проговорить фразы как можно четче. Такая тренировка готовит речевой аппарат ребёнка к чтению.
Проведите дыхательную гимнастику. Пускай малыш делает глубокий вдох, а на выдохе говорит любые слова. Чем больше слов – тем лучше. Если малыш справился с этим, тогда вместо слов используйте длинные фразы. Дальше сделайте артикуляционную гимнастику, подключая язык, зубы и губы.
Ещё одно упражнение для увеличения скорости чтения – это «Лесенки». Задача ребёнка – на выдохе проговаривать слова и фразы из лесенки от первой ступени до последней.
Например,
Кошка
Кошка лежит
Кошка лежит на кровати
Кошка лежит на кровати и видит сны.
Прелесть этого упражнения в том, что ребёнок может сам придумать лесенки, чтобы было интересней.
Также есть упражнение «Бросаем-засекаем!» Малыш по команде «Бросаем» начинает читать текст. Спустя некоторое время родители дают следующую команду: «Засекаем». Ребёнок закрывает глаза и держит руки на коленях. Когда снова звучит команда «Бросаем» ребёнок должен найти место в тексте, на котором он остановился. Так можно играть около 5 минут. С помощью этого упражнения ребёнок учится зрительно ориентироваться в тексте.
Упражнение «Ищем половинку» предполагает, что малыш должен в каждом столбике найти вторую половинку слова. Если ребёнок справляется с этим, то количество строк в столбце можно увеличивать.
Главное, не забывайте о том, что тренироваться надо регулярно. Иначе не будет видно результатов.
Слайд 9Игры и упражнения способствующие развитию внимания:»Да и нет не говорите. Белого
и черного не носите». Игры – головоломки, загадки «Найди отличия». «Найди два одинаковых предмета». «Будь внимателен» (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде). «Волшебное слово» (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!»). «Где что было», (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось). «Назови, что ты видишь» (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате).
Следуй за белой указкой
Несмотря на то что тебе кажется, будто твои глаза при чтении плавно движутся по строке, в действительности зрачки совершают регулярные остановки через каждые 1,5—2 слова (кажущаяся плавность достигается за счет способности глаза оставлять на сетчатке увиденный образ). Хотя эти притормаживания и кратковременны, в сумме они могут занимать до двух минут на одну страницу.
Чтобы снять глаза с тормозов, используй особенность, приобретенную глазом в процессе эволюции. Помимо всего прочего, самый первый глаз был создан много миллионов лет назад еще и для того, чтобы улавливать движение (второй глаз был создан только для симметрии). Именно в движении и заключена основная информация о происходящем вокруг.
Возьми в руку карандаш и, ведя им под строкой, начни читать текст. Глаз, уловив движение, бросится за указкой, попутно читая то, что ты ему подсунул.
Освоившись с первоначальной скоростью, каждый раз ускоряй движение указки. Постепенно глаза привыкнут к возросшей нагрузке, и скорость заметно увеличится.
Игры для развития скорости мышления
В детские годы развивать мышление ребенка очень полезно. Ведь, чем лучше развито мышление у человека, тем он легче принимает решения, находит взаимосвязи между предметами, явлениями и действиями.
Развитие мышления у детей проходит в несколько этапов. Сначала ребенок учится решать поставленную задачу, и на практике выясняет причины и следствия от действий. Далее ребенок уже может представлять, что может произойти, если он выполнит те или иные действия. Следующий этап – умение оперировать абстрактными понятиями, такими как пространство и время, а также малыш учится оперировать сложными отвлеченными понятиями.
Как быстро ребенок решает поставленную задачу – и есть скорость мышления. Скорость мышления можно развивать и повышать. Скорость мышления можно повысить регулярными тренировками
Но стоит не только уделять внимание развитию скорости мышления, но и эффективности
Скорость и эффективность мышления можно легко развивать у детей, играя в игры. Перед началом игры попробуйте фиксировать время, какое нужно ребенку для выполнения поставленной задачи.
Сравнения
В эту игру играть довольно просто. Называете ребенку знакомые предметы или животные и просите его найти, что у них общего. Например, спросите у малыша, что общего у кошки и у собаки. Что общего у воды и компота. Что общего у молотка и топора. Что общего у стола и стула. Ребенок должен научиться легко находить схожие признаки.
Отгадай слово
В этой игре вам нужно загадать слова из окружающего мира. Загадывать можно все, что окружает вас и ребенка. Ребенку вы называете только первый слог, например, те-, ко-, ди-, ок-. А ребенок должен угадать и назвать слово, которое вы загадали. Для начала можно помогать ребенку и смотреть в сторону загаданного предмета. Немного позже, наоборот, смотреть на загаданный предмет строго запрещено. В эту игру можно играть как дома, так и на улице.
Ваша задача называть предмет, а ребенок должен сказать, что будет с эти предметом через какое-то время.
Сюжетные картинки
Скорость мышления помогают развивать сюжетные картинки. Есть разные наборы таких картинок от 3 штук и до 12. Задача ребенка — разложить эти картинки по порядку и составить небольшой рассказ о том, что изображено на картинках.
Небылицы
Рассказывайте ребенку истории и сказки, и в эти истории вплетайте «небылицы». Можно начинать со знакомых сказок ребенка и вплетать в них необычные события, которые явно не вписываются в сказку. Задача ребенка — остановить вас и пояснить, что в сказке все было не так.
Ребенку также стоит рассказывать небылицы. Например: «Сегодня утром иду я на работу, мимо меня проплыл кит, а затем подъехал мой автобус, на котором я езжу на работу.
Задача ребенка — понять и объяснить вам, почему так не бывает. Вместе вы сможете составить историю о том, как все было на самом деле.
Упражнения для развития познавательных процессов в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте познавательное развитие достигается с помощью игры.
Большинство развивающих упражнений направлены одновременно на совершенствование нескольких познавательных процессов.
Для развития внимания используется упражнение «Слушать и хлопать». Детям предлагается хлопнуть в ладоши, если прозвучит название фрукта. Например: колесо, яблоко (хлопок), машина, книга, груша (хлопок), банан (хлопок) и т.д.
Развитию мышления способствуют упражнения, направленные на обобщение, выделение признаков, объединение в группы. Игра «Найди лишнее» предлагает дошкольнику объединить предметы по общему признаку, а на лишний указать. Например, в серии «собака, курица, корова, кошка» лишней будет курица, так как это птица среди животных. Игра корректируется для раннего дошкольного возраста более легкими предметами.
Для развития речи детей подходят задания-пересказы, в которых ребенок совершенствует фонематический слух и произношение. Для совместного формирования речи и воображения детям предлагают придумать собственный рассказ.
Развитию слуховой памяти способствуют упражнения, требующие запомнить слова или пары слов и воспроизвести их
Зрительная память и внимание легче всего формируются в заданиях типа: «Вот предметы. Посмотри внимательно
Старайся запомнить расположение, особенности. Закрой глаза, а я пока переставлю их местами. Теперь расставь предметы в начальном порядке».
Воображение детей развивается практически в любой деятельности: рисование, игра, занятия с пластилином. Предложение дошкольнику придумать образ или героев игры формирует произвольность воображения.
Развитие зрительного восприятия происходит в процессе установления дошкольником формы, цвета, размеров предметов. Прекрасным вариантом станут упражнения с мозаикой, паззлами, конструктором, пирамидками. Для слухового восприятия подбираются задания со звуковым сопровождением. Например, детям нужно определить, кто издает тот или иной звук.
Для начинающих читателей
Многие родители пытаются помочь своим детям научиться чтению, учат как могут. Безусловно, за основу они берут букварь или азбуку, благо, что в детских магазинах азбуки продаются во всех вариациях: кубики и таблицы с буквами, азбуки разрезные, говорящие, музыкальные.
Желание родителей понятное и похвальное, но очень важно при обучении чтению не допустить ошибок, которые потребуется потом исправлять переучиванием
Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения:
1) Изучение алфавитных названий букв
Правильно будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется: навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА Легко ли ребёнку расшифровать такое слово? Конечно же, смысл прочитанного при чтении по буквам часто остаётся для ребёнка непонятным, а сам процесс чтения утомительным и безынтересным.
2) Неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов;
Неправильный подход при обучении:
— М и А будет МА.
— побуквенное чтение: М, А, М, А.
— прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.
Правильное обучение навыкам чтения
Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго: МММА – МММА; СССОК; РРРАК.
Основной причиной возникновения нарушений чтения и письма многие исследователи считают недостатки произношения детей, которые сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования, поэтому, важно с 5 лет посещать занятия логопеда, не ждать, когда ребенок заговорит правильно. Осваивая навык чтения дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:. Осваивая навык чтения дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:
Осваивая навык чтения дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:
Овладение звуко-буквенными обозначениями
На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного буквенного текста в устную форму. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка визуальной (зрительной) и аудиальной (слуховой) памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.
Послоговое чтение
На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления).
Ступень становления синтетических приемов чтения требует от ребенка развитие психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи.
Ступень синтетического чтения – это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения). Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических процессов, а так же сформированности у ребенка расширенного поля зрения, речедвигательной системы, координации движения глаз, произвольности внимания.
Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.
Типы детского мышления
Процесс мышления представляет собой довольно-таки сложную структуру и подразделяется на четыре основных типа:
- Наглядно-действенное. Именно к людям с таким типом мышления чаще всего применяют эпитет «золотые руки». Этот тип характерен для всех детей, без исключения. Любой ребенок любит разбирать и собирать заново игрушки, исследовать и пробовать что-то новое, ими движет цель познания неизведанного.
- Образное. Данный тип мышления начинает формироваться уже в дошкольном возрасте, примерно в 5-6 лет. Дети показывают свою заинтересованность в рисовании, сборе конструктора, для них привычно играть, представляя в уме различные фигуры и образы. В этот период большую роль на ребенка оказывает именно преподаватель детского сада, на котором, в первую очередь, и лежит ответственность за развитие образного мышления. В детском саду ребенка учат придумывать различные образы, описывать их, запоминать и пересказывать различные истории, проигрывать различные жизненные ситуации.
- Логическое. При поступлении ребенка в школу начинается период развития логического мышления. Его учат мыслить в аналитическом направлении, искать главное в подаваемом для изучения материале, делать выводы. К сожалению, большинство современных школ подходят к развитию логики однобоко и шаблонно, без творческого подхода. Конечно, у редкого учителя есть возможность подходить к этому вопросу креативно в силу особой загруженности и плотности программы. В итоге ребенок сталкивается с необходимостью совершать ежедневно одни и те же задания, которые если и различаются, то в мелочах. Суть подхода остается неизменной – механическое следование определенным алгоритмам. Все это не способствует гармоничному развитию ребенка, так что в этом случае помочь ребенку способны только родители, которые поддержат его в поиске нестандартных решений классических заданий.
- Творческое. Многие задаются вопросом, как можно развить творческое мышление у ребенка. Ответ прост – общение. Именно общение с окружающими людьми поможет ему в формировании собственных точек зрения на тот или иной вопрос. Чтение и обсуждение книг, просмотр познавательной передачи – все это будет полезно в ходе обычной беседы. Не стоит отмахиваться от ребенка в его стремлении узнать что-то новое и обсудить это с вами. Именно беседа помогает ребенку развивать коммуникабельность и формировать собственное мнение.
Заключение
Стимуляция когнитивного развития у детей дошкольного возраста является ключевым аспектом их обучения и подготовки к будущему. Взрослые, будь то родители или педагоги, играют важную роль в этом процессе, предоставляя разнообразные игры, упражнения и обучающие занятия для развития их когнитивных способностей.
Часто задаваемые вопросы
1. Какие игры подходят для стимуляции когнитивного развития у дошкольников?
Различные игры, такие как игры на развитие памяти, логические головоломки, конструкторы, раскраски и т.д., способствуют стимуляции когнитивного развития у детей.
2. Какую роль играют родители в стимуляции когнитивного развития у детей дошкольного возраста?
Родители играют ключевую роль, проводя время с детьми, играя в образовательные игры, читая книги и обсуждая окружающий мир, что способствует развитию когнитивных способностей у малышей.
3. Какие преимущества имеет стимуляция когнитивного развития у дошкольников?
Стимуляция когнитивного развития способствует улучшению памяти и концентрации, развитию логического мышления и творческого подхода, а также повышению уровня уверенности и самостоятельности у детей.
4. Могут ли технологии помочь в стимуляции когнитивного развития у дошкольников?
Да, современные технологии, такие как образовательные программы и приложения, могут быть эффективным инструментом для стимуляции когнитивного развития у детей дошкольного возраста.
5. Какую роль играют упражнения для развития внимания и мышления у дошкольников?
Упражнения для развития внимания и мышления помогают укреплять когнитивные процессы у дошкольников, улучшая их способность к анализу, обработке информации и решению задач.
Эти методы стимуляции когнитивного развития представляют лишь часть широкого спектра подходов, которые могут помочь детям в их умственном развитии. Вы можете связаться с детским психологом, для получения дополнительной информации или консультации через мессенджер или по телефону.
Центр коррекции и развития «Логос+»
Адрес:г. Алматы, пр-т Алтынсарина 1/1 (угол ул. Кабдолова) (4-х этажный жилой дом)
Контактные телефоны логопедов:
WhatsApp логопедов:
WhatsApp психолога:
Skype:
Выводы
В педагогике и психологии умение рассматривается как способность и результат деятельности с одной стороны, и как способность и качество личности с другой стороны.
В работе по формированию предметных умений у первоклассников необходимо учитывать возрастные особенности детей данного возраста: преобладающее наглядно-образное мышление, низкий уровень развития произвольности внимания, памяти, обобщённое восприятие, наличие новообразований.
Умения необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с овладением знаниями и навыками, а в современных условиях – с формированием ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Умения младших школьников, формируемые в каком-то учебном предмете, можно разделить на две категории: общие и предметные. Отличительная особенность предметных умений – это то, что они формируются у учащихся только лишь в процессе обучения данному учебному предмету.
Формированию предметных умений способствуют проведение экскурсий, практических работ, включающих многократные упражнения, в процессе которых учащиеся могут успешнее овладеть необходимыми умениями.
В разных УМК указаны умения, которыми должны овладеть младшие школьники, тем самым так же определяется их важная роль для развития и дальнейшего обучения младших школьников. Все авторы предлагают по-разному решать задачи формирования предметных умений учащихся. Среди них мы отмечаем программу А. А. Плешакова и программу А. А. Вахрушева.