Алалия

Формы моторной алалии у детей

В зависимости от локализации повреждения головного мозга выделяют следующие виды моторной алалии: афферентная и эфферентная.

Афферентная (кинестетическая)

Эта форма обусловлена поражением участка коры, которая отвечает за кинестетический контроль речевой программы. Он находится в нижне-теменном отделе левого полушария. При этом ребенку сложно воспроизводить слова и предложения, находить артикуляционные позы. То есть малыш не знает, как располагать язык, губы, зубы во время произнесения слова.

Состояние называется орально-артикуляторная апраксия. Внешне она проявляется заменой звуков, искажением структуры слогов.

Эфферентная (кинетическая)

Эфферентная моторная алалия развивается из-за повреждения центра Брока — заднелобных участков головного мозга. Это зона отвечает за контроль над переключением артикуляционных актов. Детям с такой патологией трудно соблюдать последовательность речевых движений. В результате искажается слоговый состав слова, наблюдается замедление речи. В науке этот синдром называют кинетической апраксией.

Существуют также уровни моторной алалии. Эта классификация учитывает степени недоразвития речи. При 1 уровне малыш крайне ограничен, пользуется несколькими обиходными словами, основу речи составляют звукоподражания и лепет. 2 уровень характеризуется более широким набором слов, способностью составлять короткие предложения. 3 уровень моторной алалии отличается присутствием фразовой речи.

Моторная алалия: симптомы

Симптомы

  • вытянуть губы в трубочку;
  • высунуть язык;
  • повернуть язык или сделать другие несложные трюки.
  • запоминает новые звуки, но неправильно использует их, пытаясь выговорить слово (не исключено, что отдельные звуки произносятся правильно);
  • не запоминает и не повторяет буквы и слоги в заданной последовательности;
  • речь бессвязная, смысл слов теряется, поскольку ребенок игнорирует часть букв или изменяет конструкцию, формируя новое, трудно узнаваемое слово;
  • осмысленные фразы тоже не получаются (при условии знания слов) из-за их перестановки;
  • ребенок может «зависнуть» на одном слове, ему очень сложно произнести что-то отличающееся от только что заученного.
  • неполное (для их возраста) фонематическое восприятие и представление о структуре слов, грамматике;
  • расплывчатое восприятие обучающего материала и самостоятельно приобретенного опыта;
  • отсутствие представления о структуре слова и связях в предложении;
  • непонимание и неумение использовать грамматические средства;
  • сложности и затянутость на всех этапах обучения речевым процессам.
  • не умеет правильно склонять и согласовывать форму слова в предложении;
  • плохо запоминает новые слова и редко использует их в повседневной речи;
  • медленно продумывает, что сказать, проговаривает слова с ошибками;
  • не испытывает потребности общаться с другими людьми, используя речь (ему достаточно мимики, жестов, средств выразительности голоса без слов).

Недоразвитие ЦНС

  1. Не хочет играть, предпочитает посидеть, чем походить, ребенка сложно расшевелить. Возможно и противоположное состояние — вместо игры ломает игрушки и мебель, агрессия, ярость.
  2. Некоординированные движения иногда без попыток управлять рефлексами.
  3. Психомоторная расторможенность (лишние, неконтролируемые движения).
  4. Нарушения равновесия (не удерживается на одной ноге, падает или сворачивает, если нужно пройти по узкой тропинке или бордюру, ходит на пятках, не наступая на носок или наоборот).

Что у ребенка: аутизм или сенсомоторная алалия? Отличия

тест на аутизм

Области развития Симптомы сенсомоторной алалии Признаки аутизма
Потребность в коммуникации Ребенок демонстрирует потребность в родителях и других людях, возможно, нечасто и без проявлений симпатии Предпочитает развлекать себя сам. Лучше остаться с неразрешенным вопросом, чем добиться ответа с помощью общения. Быстро сдается, если его не понимают или исступленно капризничает
Уровень речевого развития до 3 лет Реагирует, когда другие обращаются, не против поддерживать диалог (использует вербальные сигналы) Часто говорит бессмыслицу. Общается только тогда, когда сам хочет и в самостоятельно выбранной форме
Звукопроизношение Близко к норме, но возможна скандированная речь Эмоциональная окраска, скорость произношения слов нарушены
Максимально возможная задержка психического развития Низкий уровень развития моторики и функций, необходимых для обучения Умственная отсталость, множественные когнитивные дефекты (вероятны)
Эмоции Борьба с истериками возможна, реакция на попытки окружающих как-то унять капризы присутствует Неконтролируемые истерики. В процессе плача повлиять на поведение ребенка со стороны невозможно без кардинальных мер. Истерика может начаться и закончиться исключительно по инициативе ребенка
Фобии В мягкой форме. Боязнь объектов или беспокойство в определенных ситуациях возможны и особенно распространены при сопутствующем СДВГ Ребенок может сильно испугаться, но чего именно он боится выяснить сложно (приступы неконтролируемого страха)

Симптомы сенсорной алалии

Формы заболевания

Условно различают две основные формы этой болезни:

  1. сенсорная алалия: ребенок не понимает речь, хотя может произносить слова;
  2. моторная алалия: у пациента речь отсутствует, однако он может понимать смысл речи.

При наблюдении заболевания смешанного типа присутствуют признаки обоих типов алалии. Это форма считается наиболее тяжелой — сенсомоторной.

Сенсомоторная алалия у ребенка характеризуется изолированными нарушениями в работе трех важных центров головного мозга:

  1. Центра ассоциаций. С его помощью человек может строить предложения и отдельные словосочетания.
  2. Центр Вернике. Отвечает за сенсорную зону.
  3. Центр Брока. Отвечает за речь (моторную зону).

Первые симптомы нарушения обычно видны сразу после рождения и развиваются еще в период внутриутробного созревания плода. Часто диагноз Сенсорная/моторная или Сенсомоторная алалия ставится как основной диагноз при различных степенях задержек речевого и/или психоречевого развития. Это не совсем верно так: отсутствие речи или понимания речи — это всего лишь один из симптомов задержек развития. Заподозрить алалию у ребенка может участковый педиатр или такие профильные специалисты как психолог или невролог. Пациент, имеющий тяжелую сенсомоторную форму этого заболевания, страдает задержкой развития речи. В грудном возрасте такой младенец может не произносить отдельных звуков — полностью отсутствует детский лепет или гуление. По мере взросления наблюдается отсутствие речи: ребенок не говорит отдельных фраз, не пытается произносить слова.

В зависимости от степени выраженности различают разные формы сенсомоторной алалии:

  • легкая — характеризуется наличием проблем в речевом развитии, но они небольшие;
  • тяжелая — при этой форме ребенок может не говорить вплоть до 12-ти лет.

Позднее формирование речи, трудности в говорении, небольшой словарный запас — все эти характеристики в той или иной степени могут свидетельствовать о наличии сенсомоторной алалии. Дети, страдающие смешанной формой этого заболевания, нередко начинают общаться при помощи мимики и жестов. Им тяжело воспринимать звуки на слух и любые шумы извне, поскольку обращенные к ним слова они понять не способны. Однако следует понимать, что слух при алалии не нарушается. А, значит, можно при правильной коррекции избежать снижения интеллекта в перспективе.

Симптомы сенсомоторной алалии могут быть при таких нарушениях, как РАС, аутизм, задержки речевого и психоречевого развития, тогда симптоматика сочетается со следующими симптомами:

  • стремление привязываться к отдельным предметам или вещам;
  • избегание контакта с окружающими людьми;
  • пугливость, боязнь чрезмерно громких звуков;
  • плач без видимых внешних причин;
  • повторение одних и тех же движений в навязчивой форме.

Крайне важно правильно провести диагностику, чтобы не путать симптомокомплекс расстройства аутистического спектра с тяжелой формой смешанной алалии, так как тактика лечения и педагогической коррекции будут отличаться

Лечение детской алалии

Детскую алалию любой формы лечат комплексным методом: медицинское лечение, психологическая и педагогическая коррекция. Для больных детей существуют специализированные дошкольные учреждения, стационары, коррекционные центры, санатории.

Медикаментозная терапия

Медикаментозная терапия проводится с целью стимуляции развития структур головного мозга. Показаны неотропные препараты (Энцефабол, Гаммолон, Цераксон, Когитум, Кортексин), назначающиеся как монотерапия. Оптимальная дозировка, курс лечения определяется лечащим врачом индивидуально для каждого ребенка. С первых дней используется малая доза лекарства, затем ее постепенно увеличивают. Лечение длится от одного до трех месяцев, затем через определенный интервал времени курс повторяется. Лекарственные неотропные средства обычно не имеют побочных эффектов.

Обязательно соблюдение сбалансированного разнообразного рациона детского питания. Рекомендуется употреблять пищу с достаточным количеством белков, углеводов, являющихся строительным материалом организма. Употребление витаминов, минералов способствует укреплению иммунитета. В качестве общеукрепляющей терапии прописывают прием витаминов В12, В15.

Физиотерапия

Детям с диагнозом «Общее речевое недоразвитие» рекомендуется проходить курсы физиотерапии. Хорошие результаты достигаются водолечением. Эта процедура предусматривает химическое, термическое, механическое воздействие водой на организм. Она является иммуностимулирующим, расслабляющим, тонизирующим, общеукрепляющим средством. В качестве вспомогательного лечения применяют также лазеротерапию, магнитотерапию.

Лечение алалии обоих видов рефлексотерапией подразумевает стимуляцию мозговых отделов электрическими импульсами. Процедура проводится путем раздражения рефлексогенных точек на теле. Такая манипуляция активирует рефлекторные нейро – гуморальные механизмы определенных органов.

Педагогическая коррекция

Неотъемлемым элементов для лечения алалии является работа с логопедом. К логопедическим упражнениям относят следующие способы.

  • Языковая гимнастика с неоднократным повторением звуков позволяет добиться правильной работы артикуляционного аппарата и должного воспроизведения звуков
  • Работа с картинками способствует формированию навыков соотнесения изображения с понятием. Ребенок учится называть слова, правильно озвучивать их окончания.
  • Игры по развитию мелкой моторике рекомендуются для развития речевых навыков. Одновременно с лепкой из пластилина, песка, складывания фигурок, несложных конструкций из кубиков дети обучаются новым словам.
  • Проведение логопедического массажа широко практикуется при лечении алалий. Он развивает отдельные мышцы рта, ставит навыки правильного произношения. Ребенок учится управлять мышцами с помощью вытягивания губ, удержания языка у верхнего неба, круговых движений языком.

Лечение недоразвития речи носит длительный характер и должно проводиться в системе. Тогда оно будет иметь положительный результат.

Коррекция и лечение алалии

Родители должны морально подготовиться, что лечить ребенка придется долго и тяжело. Коррекция должна быть комплексной и регулярной, она займет несколько лет. Без терапии алалия будет прогрессировать.

В коррекционных и логопедических центрах практикуют психолого-педагогические методы. Для восстановления структуры мозга требуется терапия медикаментами.

Логопед регулярно и поэтапно занимается с больным ребенком, стимулируя развитие устной речи. К следующему этапу переходит только после закрепления предыдущего.

Последовательность логопедических занятий при алалии:

  1. Стимуляция подражательной активности. Увеличение количества понимаемых слов. Обучение составлению аморфных слов (фрагментарных из детской речи).
  2. Получение навыка образования словоформ. Построение фраз из двух слов. Продолжение увеличения количества понимаемых понятий.
  3. Формирование грамматически верной фразы из 2-3 слов. Проговаривание слов из 3 слогов.
  4. Получение навыка простой связной речи. Работа над правильным проговариванием звуков. Построение фраз, в которых до 5 слов.
  5. Построение сложных многословных предложений. Обучение изменению слов.

Важное логопедическое мероприятие для лечения алалии – артикуляционный массаж. Ребенку легче даются основные коррекционные занятия, когда у него развита мускулатура органов артикуляции

Для массажа требуются логопедические зонды. Курс включает 8-10 сеансов.

Логопед может научить родителей проведению артикуляционного массажа в домашних условиях. Вместо логопедических зонтов используйте металлическую чайную ложку или пальцы. Все действия повторяйте 5 раз, перед каждым упражнением и после него поглаживайте лицо ребенка.

Массажные движения выполняйте в следующей очередности:

  • от центра лба к вискам;
  • на висках по движению стрелки;
  • вокруг век;
  • круговыми движениями на щеках;
  • между бровями;
  • нос, губы и язык.

Медикаментозная терапия – основная, ее цель – стимуляция восстановления корковых речевых центров. Применяют следующие препараты:

  1. Ноотропы. Стимулируют метаболизм в тканях головного мозга, делают нервные клетки более устойчивыми к вредным факторам. Детям наиболее часто назначают «Глицин», «Пирацетам».
  2. Антиоксиданты. Укрепляют нервные ткани, ускоряют их восстановление, повышают мозговую активность. Это «Токоферол», «Таксифолин».
  3. Препараты для улучшения циркуляции крови в мозге. Например, «Актовегин».

В действенности ноотропов и антиоксидантов при лечении алалии многие медицинские специалисты сомневаются. Зачастую улучшение речевых навыков связано с грамотной логопедической помощью и общеразвивающими занятиями, а его объясняют положительным действием вышеуказанных медикаментов. И уж точно улучшить речевые навыки ребенка не в силах витаминные комплексы и БАД.

При структурных патологиях коры головного мозга высокоэффективными оказываются физиотерапевтические мероприятия:

  • электрофорез;
  • магнитотерапия;
  • лазерная терапия;
  • дециметровая терапия;
  • иглорефлексотерапия;
  • электропунктура;
  • лечение водами.

Рассмотрим подробнее особенности логопедической терапии разных форм алалии.

Моторной

Поскольку патология системная, упражнения должны затрагивать все нюансы речевого развития. При моторном нарушении задачи логопеда:

  • стимулировать активность речи;
  • скорректировать произношение звуков;
  • развить связную фразовую речь;
  • расширить общий и повседневный словарь;
  • научить грамотному построению фраз.

Обязательные логопедические методы при моторной алалии – ритмика и массаж.

Сенсорной

При сенсорной форме алалии задачи логопеда:

  • сформировать грамматически правильную речь;
  • научить дифференциации фонем и неречевых звуков;
  • развить навык различения слов, соотнесения понятий с определенными объектами;
  • сформировать понимание словосочетаний и фраз.

При всех формах алалии при возможности не стоит затягивать с обучением ребенка письму и чтению, так ему будет легче закреплять логопедические навыки, следить за речью.

Смешанной

Поскольку смешанная форма алалии проявляется нарушением и понимания, и воспроизведения речи, то есть имеет наиболее тяжелую симптоматику, то терапия на нее почти не влияет. Несмотря на логопедические занятия и медикаментозное лечение, больной ребенок в психическом состоянии заметно отстает от сверстников.

Коррекция

Коррекционные мероприятия при моторной алалии, как и при ЗРР, начинаются после определения природы нарушения, в возрасте 3 лет, но, в отличие от ЗРР, должны обязательно включать не только логопедические занятия, но и лечение медикаментами, работу с психотерапевтом. Развитие речи осуществляется в комплексе с занятиями адаптивной физической культурой, ритмикой и логоритмикой, общеразвивающими уроками по формированию мелкой моторики, знакомству с цветом, формой, счетом, явлениями и предметами окружающего мира, с разнообразной игровой деятельностью (дидактические игры на анализ, сравнение, перестраивание, перемещение в пространстве, конструирование и др.). Школьники должны обучаться по специальной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) или в условиях стационара.

При сенсорной алалии важно ограничить звуковой режим: исключить все ненужные звуковые раздражители, чтобы у ребенка появился интерес к звучащей речи и ее пониманию. Затем проводится комплексная работа по общему развитию, формируется способность различать звуки (сначала неязыковые, потом вербальные)

Сенсорная форма в школьном возрасте проявляется специфично: младший школьник может воспринимать письменную речь, понимать целые слова, поэтому коррекцию можно организовывать на основе работы с буквенным обликом слова.

Отличия ЗРР от алалии в том, что полностью скорректировать речь дошкольника или школьника с алалией не удается даже при целенаправленной логопедической работе и медицинском воздействии. В результате коррекционных мероприятий возможно формирование речевых навыков только на элементарном уровне. Если же вовремя обнаружить ЗРР и сразу начать целенаправленную работу по преодолению этого нарушения, дошкольник вскоре догонит нормально развивающихся сверстников.

Принципы организации логопедической работы по преодолению алалии

Симптомы алалии

Рассмотрим основные симптомы алалии и их проявления.

  1. Затруднения в артикуляции.
    Одним из первых и ярких симптомов алалии являются затруднения в артикуляции. Это проявляется в трудности произношения отдельных звуков и формировании правильных звукосочетаний. Ребенок или взрослый с алалией может испытывать трудности с определенными звуками, что существенно влияет на четкость и понимание речи.
  2. Отсутствие связной речи.
    Связная речь играет важную роль в общении, и ее отсутствие становится заметным признаком алалии. Люди с этим расстройством могут испытывать трудности в формировании последовательных и логически связанных высказываний. Речь может быть дробной, лишенной логической структуры, что затрудняет понимание собеседниками.
  3. Грамматические ошибки.
    Алалия также сопровождается неправильным использованием грамматики. Это включает в себя ошибки в образовании предложений, неправильное использование временных форм, артиклей и других грамматических элементов речи. Эти ошибки могут сделать высказывание непонятным и труднопонимаемым.
  4. Неправильное трактование слов.
    При алалии люди могут сталкиваться с трудностями в выборе и использовании слов. Это может проявляться в неверном выборе синонимов, переименовании объектов и явлений, а также в образовании новых слов, которые не соответствуют стандартным нормам языка.
  5. Затруднения в понимании речи.
    Не только произношение, но и понимание речи может стать проблемой у людей с алалией. Они могут испытывать затруднения в восприятии чужой речи, особенно в условиях быстрой беседы или в шумной среде.
  6. Отклонения в психосоциальном развитии.
    Симптомы заболевания также могут оказывать воздействие на психосоциальное развитие человека. Отклонения в речи могут влиять на социальные взаимодействия, создавая трудности в установлении контактов с окружающими.
  7. Эмоциональные реакции.
    Из-за затруднений в общении и понимании, люди с алалией часто испытывают эмоциональные реакции. Это может включать в себя чувство изоляции, низкую самооценку, стресс и даже депрессию.

Симптомы, указывающие на сенсорную алалию

Причины развития алалии

Главной причиной развития алалии является травма головного мозга, которую ребенок может получить во время рождения. Предрасполагающими факторами является асфиксия, рождение недоношенного малыша, затяжные или стремительные роды, а также применение акушерских инструментов для извлечения плода из родовых путей.

Порой поражение мозга происходит еще в период перинатального развития. Чаще всего патологию провоцирует гипоксия плода, угроза выкидыша, травма живота с повреждением плода, наличие у беременной соматических болезней – гипертензии или гипотонии, легочной, сердечной или дыхательной недостаточности. Значительно увеличивает риск развития патологии внутриутробное инфицирование плода.

Реже алалия развивается в первые годы жизни ребенка (до 3 лет). Причиной этого может послужить перенесенная нейроинфекционная болезнь и другие неблагоприятные факторы. Как правило, это черепно-мозговая травма, менингит, энцефалит, гипертензия и до. Причиной алалии может послужить и перенесенные ОРВИ, рахит или пневмония с осложнениями, перенесенный наркоз. Усугубить ситуацию может и неблагоприятная социальная обстановка – недостаток общения, отсутствие должного воспитания и др. В некоторых случаях спровоцировать патологию может нарушение обменных процессов и алиментарная дистрофия.

Особенности интеллекта

Среди специалистов нет единого мнения относительно влияния алалии на уровень интеллекта ребенка. Особенности умственных способностей зависят от:

  1. вида алалии. При моторной алалии недостаток речевых навыков может быть компенсирован предметно-образным мышлением. Детям же с сенсорной и сенсомоторной алалией часто ставят ошибочные диагнозы: аутизм, тугоухость, олигофрения, дизартрия.
  2. возраста ребенка. Алалик доречевого возраста (до 3 лет) может казаться умненьким, забавным и сообразительным, т.к. на фоне отсутствия речи у него сохранен первичный интеллект. Уже к 4-5 годам становится очевидным отставание в развитии, ведь большую часть знаний о мире взрослые передают детям в вербальной форме. К школьному возрасту проблема усугбляется и может привести к диагнозу «вторичное снижение интеллекта».

Язык и мышление неразрывно связаны. Речь выполняет не только коммуникативную, но также мыслеобразующую и когнитивную функции. Без своевременной логопедической корректировки работы отставание алаликов от сверстников увеличивается с каждым годом.

Тем не менее, хотя интеллектуальное развитие ребенка с алалией лимитируется состоянием речи, это не говорит о его умственной отсталости.

С физиологической точки зрения, интеллектуальные особенности при алалии объясняются «специализацией» полушарий мозга. Зоны Брока и Вернике, расположенные в левом полушарии, отвечают за порождения и восприятия речи.

При недостаточном развитии или травме левого полушария утрачивается грамматическую правильность и плавность речи, возникают сложности с абстрактной лексикой. Правое полушарие в большей мере отвечает за наглядно-образное мышление, в отношении речи — предметные значения слов (особенно конкретных существительных).

При доминировании в работе мозга правого полушария человеку проще оперировать зрительными, пространственными, звуковыми образами.

У детей с алалией наиболее заметно отставание в сфере вербально-логических способностей. Они испытывают трудности:

в усвоении, запоминании и воспроизведении информации, передаваемой вербальным способом.

с построением развернутых словесных определений предметов и явлений;
плохо развиты слухо-речевая память и слуховое внимание.

При этом невербальные мыслительные операции выполняются на том же уровне, что и у здоровых детей. Например, у алаликов хорошо развиты:

  • количественные представления, счетные навыки;
  • логические операции сравнения и противопоставления (если они не требуют сложного грамматического оформления),
  • пространственная координация, решение задач технического характера.

Это свидетельствует о том, что отставание в умственном развитии при алалии носит вторичный характер. По мере развития речи и с помощью специальных дидактических приемов оно постепенно нивелируется.

Симптомы и признаки алалии.

Симптомы в первую очередь зависят от вида алалии.Моторная алалия имеет характерные симптомы: cлабое развитие движения рук; плохая координация; плохая работоспособность; речь может проявляться только к 4 годам; неспособность выразить свои мысли словами; замена одних слов на другие; неправильно построенные предложения; нежелание говорить; обидчивость, замкнутость, агрессивность.Сенсорная алалия имеет характерные симптомы: нарушение восприятия речи; повторение за кем-то слов; замкнутость; изменение букв в словах; слияние нескольких слов в одно; импульсивность, повышенная активность, но в то же время ребенок может быть замкнут или чем-то подавлен; отсутствие связи между предметом и словом, которое его обозначает.

Что такое алалия?

Формы алалии

Клинико–педагогическая классификация

Клинико-педагогическая классификация опирается на медицинский аспект нарушения, и на основе психолого-лингвистических критериев выделяет две группы нарушений: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

Виды нарушений устной речи

Нарушения внешнего высказывания

  • Дисфония (афония) — отсутствие голоса или расстройство речи вследствие патологических изменений голосового аппарата: голос либо совсем отсутствует (афония), либо происходят различные изменения и нарушения в силе и тембре, выражающееся в охриплости, слабости голоса, гнусавости.
  • Брадилалия — патологически медленный темп речи вследствие поражения головного мозга. При брадилалии речь сильно замедляется, становится нечеткой, теряется способность издавать расчлененные звуки, растягиваются гласные.
  • Тахилалия — патологически быстрый темп речи (около 20–30 звуков в секунду, это примерно в два раза выше нормального темпа речи), часто сопровождающийся повторением или пропуском слов, незамеченным говорящим. При тахилалии фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи не нарушаются.
  • Заикание — нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата и характеризующееся частым повторением или удлинением звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающее её ритмическое течение.
  • Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата, которое проявляется в заменах, искажениях и смешениях звуков родной речи. Это происходит по нескольким причинам: из-за несформированности правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении тех или иных звуков, из-за неправильного усвоения артикуляционных позиций, из-за дефектов самого артикуляционного аппарата.
  • Ринолалия (гнусавость) — нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата: струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. При ринолалии речь ребенка становится монотонной, невнятной, гнусавой, нарушается произнесение все без исключения звуков родной речи.
  • Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи вследствии поражения центральной нервной системы. Чаще всего дизартрия связана с ранним детским церебральным параличом, но может возникнуть у ребёнка в любом возрасте из-за перенесенных им инфекций мозга.

Нарушения внутреннего оформления высказывания

  • Алалия — полное отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии чаще всего являются органические повреждения речевых зон головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесённые ребёнком в доречевом периоде развития. Тяжелые степени алалии выражаются у детей в полном отсутствии речи или в наличии лепетных отрывков слов, в лёгких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченным словарным запасом, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.
  • Афазия — речевое расстройство (утрата) уже сформировавшейся речи. Причинами афазии у ребёнка могут быть перенесённые черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания нервной системы.

Виды нарушений письменной речи

  • Дисграфия — нарушение письма, не связанное ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма: искажение и замена букв, искажение звукослоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении. Тяжёлая форма дисграфии называется аграфией и проявляется в полной неспособности к овладению письму.
  • Дислексия — нарушение речи, вызванное поражением центральной нервной системы, при котором у ребёнка нарушается сам процесс чтения: он не может правильно опознать буквы, в результате чего неверно их воспроизводит и нарушает слоговой состав слов. Из-за этого у малыша искажается весь смысл прочитанного. Крайняя форма дислексии — алексия, неспособность к чтению.

Диагностика алалии

Диагностика алалии представляет собой сложный процесс, который требует внимательного исследования, участия специалистов и использования различных методов тестирования. 

Медицинский анамнез и клиническое исследование.
Первый шаг в диагностике алалии начинается с тщательного сбора медицинского анамнеза. Врач должен выяснить историю развития речи у пациента, возможные травмы или неврологические расстройства. Клиническое исследование включает в себя наблюдение за пациентом в процессе общения, выявление особенностей произношения и связной речи.
Основной целью медицинского анамнеза и клинического исследования является создание базового понимания степени и характера речевых трудностей пациента.

Логопедическое тестирование.
Логопедическое тестирование предоставляет более системный и структурированный метод оценки речевых способностей пациента. Врач может использовать различные тесты, направленные на выявление нарушений артикуляции, грамматики, лексики и связной речи. Такие тесты могут включать задания на повторение слов, фраз, артикуляционные упражнения и другие.
Логопедическое тестирование позволяет более детально определить характер и область нарушений в речевых навыках пациента.

Нейрологическое обследование.
Учитывая, что алалия может быть связана с неврологическими расстройствами, проведение нейрологического обследования становится важным компонентом диагностики. Это может включать в себя проверку нервной системы, рефлексов, координации движений и других неврологических параметров.
Нейрологическое обследование необходимо для исключения других возможных причин речевых трудностей и определения общего состояния здоровья пациента.

Аудиологическое тестирование.
Некоторые случаи алалии могут быть связаны с аудиологическими проблемами. Аудиологическое тестирование включает в себя проверку слуха, а также способности пациента распознавать и интерпретировать звуки и речь. Это может быть особенно важным при диагностике алалии у детей.
Аудиологическое тестирование помогает выявить, если речевые трудности связаны с аудиальными проблемами.

Рентгенография головы и шеи.
В некоторых случаях, особенно если есть подозрение на травмы головы, может быть проведена рентгенография головы и шеи. Это позволяет выявить возможные структурные изменения или повреждения, которые могут быть связаны с алалией.
Рентгенография может быть необходима для исключения органических причин речевых нарушений.

Электроэнцефалография (ЭЭГ).
ЭЭГ может использоваться для измерения электрической активности мозга

Это может быть полезным в выявлении эпилептических активностей, которые могут влиять на функцию речи.
ЭЭГ может быть проведена, если есть подозрение на эпилептическую активность, влияющую на речевые навыки.

Магнитно-резонансная томография (МРТ) или Компьютерная томография (КТ).
Исследование структуры мозга с использованием МРТ или КТ может предоставить более детальную информацию о возможных аномалиях или поражениях, которые могут быть связаны с алалией.
МРТ и КТ позволяют более глубоко изучить структуру мозга и выявить возможные изменения, связанные с речевыми трудностями.

Консультация специалистов.
Важной частью диагностики алалии является консультация различных специалистов, таких как невролог, логопед, аудиолог и психотерапевт. Их экспертные мнения и опыт существенны для создания полной картины заболевания.
Совместная работа специалистов позволяет учесть различные аспекты и предоставить комплексное лечение.

Клинические симптомы моторной алалии

Причины алалии

Специалисты по логопедии определяют алалию как системное недоразвитие речи, объясняющееся повреждением речевых центров, находящихся в коре мозга, или множественными поражениями нескольких участков в обоих полушариях головного мозга. Такие необратимые изменения в коре головного мозга могут произойти еще до рождения ребенка, когда он находился в утробе матери, или период раннего детства:

  • хроническое длительное кислородное голодание во внутриутробный период;
  • травмы черепа, дородовые или сопровождающие рождение;
  • асфиксии;
  • воспалительные процессы (энцефалитные, менингитные инфекции);
  • минимальные мозговые дисфункции, вызванные рахитами, нарушениями питания и сна в раннем детстве, частыми болезнями верхних дыхательных путей;
  • интоксикации плода и др.

В результате комплексной патологии клетки коры головного мозга созревают с запозданием или перестают развиваться вообще. ЗРР и алалия различаются тем, что при алалии вследствие органических изменений в коре головного мозга речь не может быть нормализована даже при комплексных коррекционных мероприятиях, включая лечение с помощью медикаментов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: