Общее недоразвитие речи (онр)

Общее недоразвитие речи

Приложение

Варианты 
пересечения психолого-педагогической
и клинико-педагогической классификации 
речевых нарушений у детей
 

Психолого-педагогическая
классификация
Клинико-педагогическая
классификация
ФНР Дислалия, дизартрия,
стертая форма дизартрии, ринодалия
НПОЗ   
ФФНР Дислалия, дизартрия,
стертая форма дизартрии, ринолалия
ЛГНР Задержка речевого
развития, задержка психического развития,
выход из алалии
ОНР Алалия, дизартрия,
стертая форма дизартрии, задержка
речевого развития, задержка психического
развития
НОНР  
Нарушение
темпа и ритма речи
Тахилалия, брадилалия,
заикание

Психолого-педагогическая характеристика детей с 2 уровнем речевого развития.

    Начатки общеупотребительной речи.

Положительные изменения в речи по сравнению с 1 уровнем речевого развития:

  1. Появляется простая фразовая речь ( «Матики датики каках — мальчики катаются на санках», » Исёк Усик иит асапи — Щенок Урзик сидит на цепи»).
  2. Расширяется объём понимания речи( расширяется пассивный словарный запас).
  3. Активно формируется активный словарный запас.Появляются слова:

      -сллова- предметы( дом,мама, кукла , хлеб и т.д.);

       -слова-действия ( иду, мою , ем и т.д.);

       -личные местоимения( я, мы);

      4.Улучшается произносительная сторона речи, но увеличивается количество неправильно произносимых звуков, т.к. увеличивается словарный запас.

    5.Улучшается произносительная сторона речи, появляются 3-4-сложные слова.

 Недостатки речевого развития со 2 уровнем развития речи:

Предложения состоят из 3-4 слов, но даже нет попыток использовать сложные конструкции.
Нарушение порядка слов в предложение — инверсия.
Наблюдаются пропуски, как главных, так и второстепенных членов предложения.
Отсутствуют навыки словообразования.
В самостоятельных высказываниях наблюдается грубый аграмматизм: отсутствуют сочетания числительных и существительных, прилагательных и существительных

Наблюдаются пропуски предлогов и существительных( при этом слова даются в начальной форме).
Страдает внимание, а также общая и мелкая моторика ребёнка.. Психолого-педагогическая характеристика детей с 3уровнем речевого развития

Психолого-педагогическая характеристика детей с 3уровнем речевого развития.

  Развёрнутая фразовая речь с выраженными элементами фонетико- фонематического и лексико -грамматического недоразвития.

Положительные изменения в речи по сравнению со 2 уровнем речевого развития:

  1. Довольно большой словарный запас.
  2. Наличие правильно построенных предложений.
  3. Меньшее количество дефектов в звукопроизношении.
  4. Нет заметных, грубо выраженных фонетико- фонематических  и лексико-грамматических нарушений.

 Недостатки речевого развития с 3 уровнем развития речи:

  1. Неточное употребление слов («Положить похлёбку , вместо «Налить похлёбку»; «длинный кувшин, вместо» высокий кувшин»).
  2. Аграмматическое построение фраз:

         опускаются предлоги;

        -неправильное согласование слов в роде ,числе и падеже («мухи кусал, журавль пришла, посадила… клетку»);

       3.Ребёнок нередко старается обойти сложные слова, пропуская их или находя им замену. При этом многих слов дети вообще не называют.

      4.Ряд предметов обозначается неверно ( вместо «гребень» у петуха говорится» грива»).

      5.На уровне развёрнутой речи у детей довольно большой глагольный словарь, но более редкие действия они называют неправильно (вместо» вырезать» бумагу -» рвёт»).

      6. В свободной речи преобладает простое предложение. Часто встречается аграмматизм:

           -неправильное употребление глаголов;

            -неправильное согласование в роде (» две ягода», » две стула» и т.д.);

           -нарушение согласования в числе (» красненький флажки»);

          -неправильное употребление падежных окончаний;

           -дети не могут образовывать форму множественного числа от единственного и наоборот.

       7.Понимание речи характерезуется тем, что дети плохо понимают значение почти всех предлогов и падежных окончаний ( трудности вызывают творительны и винительный падежи. С трудом понимают средний род у существительных и глаголов.

        8.Недостатки звукопроизношения: 

         -отсутствие звука или его замена;

         -неправильное произношение звуков( горловое , межзубное произношение свистящих и шипящих звуков):

         9.Нарушение слоговой структуры слова и его звуконаполняемости:

         -неправильное использование звуков (» телепаха-черепаха», «конвета-конфета»);

          -опускание слогов и перестановка звуков(» кобалса-колбаса», «сетка-беседка»);

          -добавление  слогов(» тырава- трава»).

 Все эти проблемы вызывают ошибки на письме и при чтении. Недостаточно развитые способности к восприятию и воспроизведению слоговой структуры слова делает невозможным для ребёнка манипуляции со словесным образом, имеющим стойкий порядок звуков.

Характеристика ОНР

В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.

Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна

Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики

У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

Характеристика ОНР

В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия , резус-конфликт , родовые травмы , асфиксия ; в раннем детстве – черепно-мозговые травмы , частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.

Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна

Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики

У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

В речи детей с ОНР 2 уровня , наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

Логопедическое обследование при ОНР

На предварительном этапе диагностического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР детским неврологом , педиатром и др. детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития ребенка.

При диагностике устной речи уточняется степень сформированности различных компонентов языковой системы. Обследование детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи — способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т. д. Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов (правильность словообразования и словоизменения; согласования частей речи; построения предложения и пр.). Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.

Дальнейший ход обследования ребенка с ОНР предполагает изучение звуковой стороны речи: строения и моторики речевого аппарата, звукопроизношения, слоговой структуры и звуконаполняемости слов, способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. У детей с ОНР необходимо проведение диагностики слухоречевой памяти и других психических процессов.

Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с моторной алалией). ОНР следует отличать от задержки речевого развития (ЗРР), при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.

Что такое дислалия?

Говоря кратко о психологических особенностях детей с нарушениями речи разного типа, сложно охарактеризовать каждую разновидность речевого дефекта

Обратим внимание на самые распространенные отклонения

Например, дислалия встречается чаще других разновидностей нарушений речи. Суть этого расстройства заключается в неверном произношении звуков, что выражается в их замене, искажении. При наличии такого дефекта ребенок не способен опознавать звуки, что приводит к неправильному восприятию слогов. Таким образом, дислалия препятствует правильному восприятию слов как самим говорящим, так и человеком, который его слушает.

Весьма распространенным является ошибочное воспроизведение звонких и шумных в качестве парных им глухих. Например, «ж» слышится как «ш», «д» – как «т», «з» – как «с» и др. Многие дети не различают свистящие и шипящие звуки, переднеязычные и заднеязычные, язычные твердые и мягкие.

Принципы работы с такими детьми

Изучение психологических особенностей детей с нарушениями речи имеет огромное значение при выполнении требований программы воспитания и обучения в общеобразовательной системе. В индивидуальный план обучения ребенка с нарушениями речи обязательно включаются упражнения, выполнение которых направлено на устранение дефектов сенсорной, интеллектуальной сферы, которые являются причинами речевых нарушений. При этом задача педагога заключается в том, чтобы направлять все свои силы на развитие и улучшение работы сохранных анализаторов.

Преподаватель или воспитатель должен создавать все необходимые условия для развития памяти, внимания, всех форм мышления

Особое внимание следует уделять развитию познавательного интереса у ребенка

С учетом психологических особенностей у детей с нарушениями речи, кратко о которых сказать достаточно сложно, в первую очередь важно сформировать познавательную активность

На фоне речевых нарушений у ребенка отсутствуют полноценные коммуникативные контакты со сверстниками, взрослыми. Отсюда вытекает еще одна задача педагога – создать благоприятную обстановку в детском коллективе, дать возможность каждому ребенку поверить в себя, минимизировать отрицательные переживания, связанные с речевыми нарушениями.

Список литературы

  1. Барменкова,
    Т. Д. Характеристика нарушений связного
    речевого высказывания у детей дошкольного 
    возраста
    с общим недоразвитием 
    речи: дисс. … канд. пед. наук / Т. Д. Барменкова.
    — М., 1995. – 176 с.
  2. Богомолова
    А.И. Логопедическое пособие для занятий
    с детьми. — СПб.:Библиопопис,1995. — 208с.
  3. Божович Л.И.
    Личность и ее формирование в детском
    возрасте.-М.:Педагогика,1968.-406с.
  4. Визель Т.Г.
    Мозговая организация речевой функции
    и ее нарушения // Логопед. — 2004. — № 6. — С.
    4-9.
  5. Власенко
    И.Т.
    Проблемы логопедии и принципы анализа
    речевых и неречевых процессов у детей
    с недоразвитие речи // Дефектология. — 
    1988. — № 4.
  6. Волкова Ю.H.
    Логопедическое обследование детей с
    общин недоразвитием речи: Из опыта работы
    // Ребенок в детском саду. — 2003.-№4.-С.75-87.
  7. Выготский
    Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1996.
  8. Выготский
    Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. — М.: Просвещение,1983.
  9. Гаркуша Ю.Ф.
    Опыт развития произвольного внимания
    у детей с моторной алалией // Дефектология.
    — 2008. — № 2.
  10. Голод В.М.,
    Власенко И.Т. Нейропсихологическое изучение
    детей // Методы выявления нарушений речи
    у детей / Под ред. Г.В. Чиркиной, И.Т. Власенко.
    — М., 2010.
  11. Горелова
    И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики:
    Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. —
    М.: Лабиринт, 2008.
  12. Дефектология:
    Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С.Стеланов;
    Под ред. Б.П. Оузанова. — М.:Новая школа,
    2006. -80с.
  13. Жинкин Н.
    И. Язык. Речь. Интеллект // Недоразвитие
    речи у дошкольников / Под ред. P.M. Беловой-Давид.
    — М., 1972.
  14. Жинкин Н.
    И. О кодовых переходах во внутренней речи
    // Вопросы языкознания. – 1964. — № 6.
  15. Соколов
    А. Н. Внутренняя речь и мышление. — М., 1968.
  16. Каше Г.А.
    Подготовка к школе детей с недостатками
    речи. — 
    М., 2005.
  17. Конюшкова
    Е.П., Ястребова А.В. Логопедическая работа
    с учащимися общеобразовательной школы,
    имеющими нарушения речи // Дефектология.
    — 2004. — № 4. — С. 43-48.
  18. Коррекционная
    педагогика: Основы обучения и воспитания
    детей с отклонениями в развитии/ Б.П.Пузанов,
    В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова;
    Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский
    центр «Академия», 2008. 
  19. Лапшин В.А.,
    Пузанов Б.П. Основы дефектологии.-М.:Педагогика,2010.-224с.
  20. Левина P.Е.
    Опыт изучения неговорящих детей (алаликов).
    — М.: Учпедгиз, 1959.
  21. Левина Р.Е.
    Принцип анализа речевых на рушений у
    детей: Труды 2-й научной сессии по дефектологии.—
    М., 1959.
  22. Левина Р.Е.,
    Никашана Н.А. Характеристика общего недоразвития
    речи у детей // Основы теории и практики
    логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной.- М., 2003.
  23. Логопедия:
    Учеб. для студентов дефектол. фак. пед.
    вузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.
    — 3-е изд. перераб. и доп. — М.:Гуманит. изд.
    центр ВЛАДОС,2008. -680с.
  24. Логопедия:
    Учеб. пособие / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева,
    Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой.
    — М.: Просвещение, 2009.
  25. Лурия А.
    Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. —
    М., 1927.
  26. Львов М.Р.
    Речевое развитие человека // Начальная
    школа.-2000.-№6.-С.98-105.
  27. Основы теории
    и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной.
    — М., 1968.
  28. Пиаже Ж.
    Речь и мышление ребенка. — СПб.: Союз,
    1997.
  29. Понятийно-терминологический
    словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова.
    — М., 2007.
  30. Правдина
    О.В. Логопедия. — М., 1973.
  31. Психологический
    словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова.-2-е
    изд.-М.:Педагогика-Пресс,2009.-440с.
  32. Расстройства
    речи у детей и подростков / Под ред. О.С.Ляпидевского.
    — М., 2009.
  33. Специальная
    педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов,
    Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой.
    – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  34. Тихеева
    Е.И. Развитие речи детей.-4-е изд.-М.:Просвещение,2001.-398с.
  35. Филичева 
    Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и
    воспитания детей с фонетико-фонематическим
    недоразвитием (старшая группа детского
    сада). — М., 1993.
  36. Филичева
    Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения
    у дошкольников. — М., 1993.
  37. Фуреева
    Е.Л., Шипилова Е.М., Филиппова О.М. Нарушения
    речи у школьников: коррекционно-педагогическая
    работа при общем недоразвитии речи в
    массовой школе. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  38. Хватцев
    М.Е. Логопедия. — М., 2005.
  39. Хрестоматия
    по логопедии (извлечения и тексты): Учеб.
    пособие для студентов высших и средних
    специальных педагогических учебных заведений:
    В 2-х т. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И.
    Селиверстова. — М.: Гуманит.-изд. центр
    ВЛАДОС, 2007.
  40. Цветкова
    Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление
    интеллектуальной деятельности. — М.: Просвещение,
    2006.

Как заниматься с детьми дошкольного возраста

Детям младше семи лет особенно интересны темы, связанные с животными, явлениями природы. Малыши учатся выделять детали, характерные для того или иного времени года. Именно поэтому для формирования их речевых навыков обязательными являются практическое взаимодействие с предметами, принятие участия в различной деятельности, наблюдения за природными явлениями.

Упражнения по развитию логики и памяти должны присутствовать в качестве тренировочных элементов в методическом блоке по каждой новой теме. Для дошкольников эффективными считаются упражнения, которые помогают научить детей правильно сравнивать предметы и выделять их общие признаки, группировать по конкретным чертам или назначению

Причем важно, чтобы в процессе ребенок учился давать точные ответы на поставленные вопросы

В основе занятий с дошкольниками лежат знания детей об окружающей среде. Среди тематик, в которых проводятся обучающие дидактические игры, стоит отметить:

  • элементы одежды;
  • названия профессий;
  • посуду и кухонные принадлежности;
  • овощи и фрукты;
  • игрушки;
  • времена года.

Значение логопедических занятий

В педагогической характеристике детей с нарушениями речи есть место для обязательного раздела по логопедической работе. Программа данного направления нацелена на преодоление общей недоразвитости речи и формирование коммуникативных навыков. Основной упор здесь делается на правильность произношения гласных и согласных звуков, слоговых структур, грамматически корректного воспроизведения услышанных фраз, предложений.

Вам будет интересно:Как влиять на людей: 10 психологических хитростей, основные приемы манипуляции

Логопед следит за динамикой речевой деятельности на каждом этапе процесса коррекционного обучения. Специалист должен наблюдать за тем, как дети проявляют себя в речи, происходят ли позитивные сдвиги: следят ли дети за собственной речью, стараются ли исправлять собственные речевые дефекты, придерживаются ли заданных грамматических форм и т. д.

С учетом педагогических особенностей детей с нарушением речи стоит отметить, насколько важно тактично указывать ребенку на его ошибки. Корректным исправление можно считать тогда, когда педагог дает правильный образец вместо повторения неверной формы или слова

Указывать на факт ошибки бессмысленно, важно другое: ребенку необходимо запоминать правильные варианты произношения и, работая над собой, достигать поставленных целей. Дети должны улавливать замечания педагога и уметь слышать, распознавать грамматические и фонетические ошибки в своей речи, стремиться к самостоятельному исправлению. С этой целью педагог должен работать над привлечением внимания ребенка к его произношению.

В процессе логопедических занятий следует учитывать индивидуальные особенности школьников с нарушениями речи. С педагогической точки зрения, дети старше 7-8 лет лучше контролируют свои эмоции, приобретают навыки самоконтроля и самокритики, поэтому прерывать речь ученика для исправления его ошибок не нужно. Более целесообразным и эффективным способом в логопедии считается метод отсроченного исправления: необходимо дать ребенку высказаться и, когда он окончит, тактично указать на допущенные недочеты.

Зная о психологических особенностях школьников с нарушениями речи, педагог должен ставить перед собой задачу стать образцом для таких детей. Его речь должна быть внятной и четкой, состоять не из сложных конструкций, вводных слов и прочих элементов, которые усложняют восприятие речи.

Характерные признаки и сопутствующие симптомы

Рассмотрим клинико-психологическую характеристику детей с нарушениями речи. Отклонения в психоэмоциональном состоянии у малышей с такими расстройствами чаще вызваны функциональными или органическими причинами. В преимущественном числе случаев дети с речевыми нарушениями имеют патологии центральной нервной системы.

Органические поражения мозга являются причиной ряда характерных особенностей в работе организма и самочувствии малышей. Большинство из них:

  • не переносит жаркую и душную погоду;
  • страдает от укачивания при езде в автомобиле, автобусе и других видах транспорта;
  • жалуется на тошноту, головные боли, головокружения.

У многих детей выявляют нарушение вестибулярного аппарата, координации и артикуляционных движений. Малыши с речевыми отклонениями быстро устают от однообразного вида деятельности. Как правило, ребенок, имеющий проблемы с речью, раздражителен, возбудим, расторможен. Обычно он не сидит долго на одном месте, постоянно что-то теребит в руках, болтает ногами.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи предполагает отсутствие эмоциональной устойчивости – настроение у них меняется за считанные минуты. Может иметь место упадническое настроение с проявлениями агрессии, тревожности, беспокойства. Заторможенность и вялость у малышей, которые имеют проблемы в общении с окружающими, встречаются редко. К концу дня симптомы расстройства центральной нервной системы усиливаются, проявляясь:

  • головными болями;
  • бессонницей или, наоборот, сонливостью;
  • отсутствием усидчивости;
  • повышением работоспособности.

Другой распространенный вид нарушения речи – дизартрия

Дизартрия – это измененное произношение, которое возникает в результате органического поражения головного мозга или периферической нервной системы. Главной отличительной особенностью дизартрии является то, что при этом нарушении страдает воспроизведение не каких-то отдельных звуков, а все произносительные функции.

Такие дети обладают ограниченной подвижностью мускулов лица. При речи и мимике лицо ребенка остается замороженным, на нем слабо отражаются эмоции, переживания, либо не отражаются вовсе. Речь у малышей с таким нарушением нечеткая, смазанная, звукопроизношение слабое, тихое. При дизартрии нарушается дыхательный ритм. Речь теряет плавность — то ускоряясь, то замедляясь.

Характерной особенностью этого отклонения является дефект звукопроизношения и голоса, который сочетается со сбоями в моторике и речевом дыхании. В сравнении с дислалией, дизартрии свойственно нарушение произношения не только согласных, но и гласных звуков. Причем гласные как будто специально удлиняются ребенком таким образом, что в итоге все они приближены по звучанию к нейтральным звукам «а» или «о». При дизартрии согласные звуки в начале или в конце слова произносятся с некоторым напряжением, иногда они слышны с призвуками. Также у детей наблюдаются мелодико-интонационные несоответствия, нарушения грамматического строя.

Заключение

Педагог, который работает с детьми, имеющими речевые дефекты, должен в своей профессиональной деятельности учитывать несколько основных моментов:

  • индивидуальные нарушения речи и коммуникабельности у каждого ученика, воспитанника;
  • физические и психологические возможности детей соответствующей возрастной категории;
  • характерологические нюансы.

В процессе осуществления коррекционной работы педагогу следует уделять повышенное внимание развитию у детей внимания и памяти, так как они тесно связаны с речевыми способностями. Для дошкольников эффективным обучение будет в том случае, если проводить его в игровой форме

Также важно включать в программу развития упражнения на развитие моторики рук и совершенствование словесно-логического мышления. Нельзя прекращать работу над оттачиванием эмоционально-волевых качеств, ведь неуверенность в себе, агрессивность, легкая возбудимость нередко являются следствием речевых нарушений

Применение психологической характеристики школьников с нарушениями речи позволяет создать максимально комфортные условия для коррекционного обучения в игровой форме с использованием специальных атрибутов, зонирования пространства и других способов работы с детьми. Для школьников игра должна носить процессуальный характер и не лишаться творческого подхода. При этом следует учитывать, что педагогу, принимающему участие в игре, желательно брать на себя исполнение второстепенных ролей, ведь дети более активно включаются в процесс, если им выпадают роли первого плана. При таком сценарии они становятся более раскованными, действуют активнее и изобретательнее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: