Слайд 12Ведущую роль в развитии движений у детей с церебральным параличом играют
лечебная физкультура (ЛФК) и массаж. Для каждого ребенка подбирается индивидуальный комплекс лечебной физкультуры и массажа, в зависимости от формы заболевания и возраста. Основными задачами лечебной физкультуры являются торможение патологической тонической рефлекторной активности, нормализация на этой основе мышечного тонуса и облегчение произвольных движений, тренировка последовательного развития двигательных навыков ребенка. Наряду с ЛФК широко применяется лечебный и точечный массаж
Это способствует расслаблению спастичных мышц и укрепляет, стимулирует функционирование ослабленных мышц.Важной задачей физического воспитания при ДЦП является укрепление общего здоровья ребенка. Наибольшее значение при этом имеет соблюдение режима, нормализация жизненно важных функций организма- питания и сна, закаливание, способствующее повышению устойчивости к простудным заболеваниям
Важно соблюдать общий двигательный режим.Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук — еще одна из важнейших задач, тесно связанная с формированием общей моторики. Тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук улучшает не только общую моторику ребенка, но и развитие психики и речи. В свою очередь, формирование движений кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия, различных видов чувствительности, гнозиса, праксиса, пространственной ориентации, координации движений. При лечебно-педагогической работе учитываются функциональные этапы становления моторики кисти и пальцев рук.
Слайд 13Принципы физкультурно-оздоровительной и лечебной работы с детьми, страдающими церебральными параличами, рассмотренные
в книге И. Ю. Левченко и О. Г. Приходько, являются универсальными и широко используются в коррекционной работе с другими категориями детей, имеющими отклонения в развитии. Это объясняется тем, что при любом отклонении в развитии у детей встречаются те или иные двигательные нарушения. Поэтому, учитывая место двигательных нарушений в структуре дефекта, необходимо проводить все описанные выше мероприятия для нормализации и развития не только моторных, но и всех психических функций ребенка.В системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи также большое значение придается моторному развитию ребенка. Поскольку группа детей с нарушениями речи очень неоднородна по своему составу, то и двигательное и психомоторное развитие детей этой категории варьируется в достаточно широких рамках. Так, у детей с дислалией, как правило, не наблюдается серьезных нарушений общей моторики, отмечаются лишь незначительные нарушения тонкой моторики рук и пальцев. При ринолалии наблюдаются значительные нарушения общей, тонкой произвольной, лицевой и речевой моторики. У этих детей отмечается астенизация организма, вялость, сниженный мышечный тонус, нарушения координации, плавности движений. У детей с дизартрией встречаются разной степени выраженности нарушения мышечного тонуса, гиперкинезы, стертые парезы, приводящие к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости. При разных формах заикания отмечается разное состояние моторной функции. У части заикающихся наблюдается опережение моторного развития, у других — отставание в развитии моторных функций. Движения этих детей характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, неуверенностью; выявляются затруднения в точном удержании позы, темповые расстройства, слабое развитие чувства ритма, нарушения одновременности движений, страдает выразительность движений, быстрота двигательной реакции; имеют место неточность, суетливость при выполнении мелких движений, патологические движения, синкинезии (Г. А. Волкова, 1985).
Особенности психического развития.
По сравнению со здоровыми сверстниками хронологическое развитие психики аномальных детей происходит с задержкой. На этом фоне выявляются различные нарушения прежде всего познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, формирования личности, связанные с действием многих факторов: вынужденной изоляции, ограниченными контактами со здоровыми сверстниками и взрослыми людьми, затруднениями предметно-практической деятельности, двигательными и сенсорными расстройствами.
Типичные двигательные расстройства, характерные в разной степени для всех нозологических групп детей:
* сниженная двигательная активность, обусловленная тяжестью первичного дефекта и его негативными последствиями;
* нарушение физического развития, диспропорции телосложения, деформации стоп и позвоночника, ослабленный мышечный «корсет», снижение вегетативных функций, обеспечивающих движение;
* нарушение координационных способностей: быстроты реакции, точности, темпа, ритма движений, согласованности микро- и макромоторики, дифференцировки усилий, времени и пространства, устойчивости к вестибулярным раздражениям, ориентировки в пространстве, расслабления;
* сниженный уровень всехжизненно важных физических способностей — силовых, скоростных, выносливости, гибкости и др.;
* нарушение локомоторной деятельности — ходьбы, бега (особенно при нарушении опороспособности), а также лазания, ползания, прыжков, метания, упражнений с предметами, т. е. движений, составляющих основу жизнедеятельности ребенка.
От своих здоровых сверстников по уровню физического развития и физической подготовленности они отстают на 1—3 года и больше.
СЕМИНАР
лекции |
семинары |
Самостоятельная работа |
Тема 1: Особенности моторного развития детей с проблемами в развитии |
||
План:
2 часа |
Изучаемые вопросы:
2 часа |
|
Моторное развитие ребенка до 1 года
Раннее развитие ребенка играет ключевую роль в его общем физическом и психологическом развитии. В первый год жизни происходит закладка фундамента его дальнейшего развития и здоровья. Физика и психика малыша претерпевает значительные изменения. Именно с рождения до года ребенок делает огромный скачок в моторном развитии.
Если вы понимаете, какие этапы развития предстоят ребенку до первого дня рождения, вы сможете поддержать детское развитие и даже простимулировать. например, способствовать тому, чтобы он быстрее сел, встал, пошел и т.д.
Процесс развития моторики начинается с первых дней жизни младенца. В первые месяцы жизни ребенок учится держать голову. Сначала он может это контролировать совсем недолго, но затем постепенно укрепляет шею и начинает уверенно удерживать голову в вертикальном положении. Родители могут помочь малышу в этом процессе, проводя специальные упражнения для развития мышц шеи и спины.
В возрасте от 3 до 6 месяцев ребенок начинает активно использовать руки и ноги. Он может сжимать предметы, касаться своих ног, а также переворачиваться с живота на спину и наоборот. Поддерживать это развитие можно, предлагая малышу игрушки различных форм и текстур, а также поощряя его к движению.
С 6 месяцев и старше ребенок активно изучает окружающий мир через движение. Он может ползать, сидеть без поддержки, а затем и становиться на ноги
Важно создавать безопасное пространство для исследований и движений ребенка, а также поощрять его к самостоятельным попыткам стоять и ходить. Но ни в коем случае не ставить на ноги неокрепшее дитя — он должен сделать это сам, когда будет готов физически!
Успешное моторное развитие способствует формированию уверенности в себе, самостоятельности и адаптации к новым ситуациям. Поэтому стимуляция моторики должна сочетаться с положительным эмоциональным контактом. Разговаривайте ребенка, носите на руках, улыбайтесь ему!
Важно не сравнивать малышей между собой, ведь все детки разные и темпы развития у каждого свои. Не гонитесь за стандартами развития
К примеру, многие дети начинают ходить в возрасте 10-12 месяцев, но есть детки, которые осваивают навык самостоятельной ходьбы немного позже — до полутора лет. Если ребенку уже 1,2 и он еще не ходит, не бейте тревогу, а поддерживайте ребенка и старайтесь аккуратно помочь ему.
Тяжесть и структура основного дефекта и его влияние на уровень построения движений.
Нарушение двигательной функции у детей с сенсорными поражениями, умственной отсталостью и церебральными параличами имеют разные причины, а следовательно, и разные способы коррекции.
У детей с умственной отсталостью— это локализация органических поражений в ЦНС, которая приводит к недоразвитию моторики. Поэтому в наибольшей степени оказываются нарушенными не элементарные движения, а слож-нокоординационные двигательные действия, требующие осмысления, словесного опосредования и регуляции со стороны коркового уровня (Вайзман Н. П.)
У детей с сенсорными аномалиями причиной двигательных нарушений является отсутствие или ограничение полноценной сенсор ной афферентации, оказывающей влияние настановление пространственного анализа и синтеза, кинестетического, зрительного, слухового, тактильного восприятия движений, схемы тела.
У детей с ДЦПпричинами двигательных нарушений являются полиморфные органические поражения головного и спинного мозга и проводящих путей. Характерны расстройства схем произвольных движений: неуверенная неустойчивая ходьба, патологические позы тела и конечностей, нарушение мышечного тонуса, манипулятивных действий, равновесия и координации (Левченко И. Ю., Приходько О. Г.)
2. Раннее начало двигательной активности.
Чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация, тем она более эффективна. Развивающийся, формирующийся организм более пластичен и чувствителен к воздействию физических упражнений, коррекции и компенсации двигательных и психических нарушений
Слайд 16У детей с задержкой психического развития, как правило, не наблюдается тяжелых двигательных расстройств.
Однако, при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность двигательных качеств, несовершенство мелкой моторики рук. Поэтому практически во всех научных работах, посвященных проблеме задержки психического развития, в программах обучения и воспитания детей с ЗГТР, методических рекомендациях к проведению коррекционной работы с этими детьми, — везде указывается на необходимость проводить специальные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья, коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, развитие зрительно — моторной координации, графомоторных навыков детей с ЗПР. Однако ни в одной публикации нет описания сколько ни будь стройной, последовательной системы физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы с данной категорией детей, особенно дошкольного возраста.Так в системе коррекционной работы с детьми данной категории, предложенной Э. Я
Пекелис (1972), определенное внимание, наряду с другими сторонами, было направлено на совершенствование моторики детей. В результате двух-трехлетнего посещения детьми групповых занятий с одновременным обучением в школе заметно организовалось их поведение, улучшилось внимание, целенаправленность деятельности, появилось чувство ответственности, сформировались школьные интересы.В своих исследованиях У
В. Ульенкова (1980,1994) говорит о том, что в системе коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ЗПР значительная роль принадлежит физкультурным занятиям, корригирующей гимнастике, занятиям ритмикой, лечебной физкультурой. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Такая система работы в большинстве случаев способствует значительному продвижению детей.
Какая коррекционная работа проводится
Коррекционная программа основана на особенностях эмоциональной и познавательной активности ребенка, включает в себя организацию практических, музыкально-ритмических занятий, конструирование, различные игры и упражнения. Логопеды и психологи нашей клиники используют различные методики для стимуляции речевой активности и навыков межличностного общения, заключающиеся в воздействии на слуховой, зрительный и тактильный анализаторы, связанные с двигательным, речевым и другими областями центральной нервной системы.
Логопедическая коррекция
Включает в себя специальные занятия, направленные на развитие артикуляции, слухового восприятия, понимания речи и активного общения
Рукам, как первичным органам осязания, отводится первостепенное внимание и для разработки мелкой моторики в нашей клинике разработаны следующие упражнения:
- рисование пальцем или «кисточкой» из бумаги;
- лепка из пластилина или глины;
- собирание пазлов;
- игры с конструкторами;
- сортировка мелких пуговиц, камешков, бусин и т. д.
- самомассаж кистей и гимнастика пальцев.
Для активизации эмоционально-волевой сферы используются следующие методы:
- арт-терапия;
- сказкотерапия;
- игровая терапия.
Физическая реабилитация
Программа включает в себя специально разработанные упражнения и тренировки, направленные на развитие моторики, координации движений и силы мышц, проводятся под наблюдением специалистов и адаптируются к конкретным потребностям каждого ребенка.
Психологическая коррекция
Психологическая поддержка и специальные техники помогают ребенку развивать эмоциональную стабильность, улучшать самооценку и совершенствовать навыки социальной адаптации.
Наряду со всем перечисленным, в рамках коррекции необходимо осуществлять регулярный медицинский контроль. Систематические консультации и согласованная работа помогут ребенку преодолеть проблемы и достичь полноценного развития. Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашей клиники процессов, которые вызвали и мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, сформировали мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.
Что указывает на задержку развития психомоторики
Психомоторика является основой для успешного выполнения многих повседневных задач, таких как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, а также для профессиональной деятельности в таких отраслях, как спорт, музыка, танцы и др. А задержка психомоторного развития — это признак, который фокусируется в первую очередь на эмоционально-когнитивной сфере и относится к ментальной области
Для того чтобы наверняка убедиться, что малыш развивается с задержкой, родителям рекомендуется обратить внимание на следующие признаки:
- медленное достижение определенных моторных навыков: ребенок намного позже, чем его сверстники, начинает садиться, ползать, ходить или развивать другие двигательные навыки;
- затруднения в мелкой моторике: проявляется с выполнением мелких движений, таких как пользование ложкой, застегивание пуговиц, обувание и др.;
- психомоторика умственно отсталых детей: связано с отставанием в когнитивном развитии, когда некоторым детям сложно сосредоточиться, следовать инструкциям, обрабатывать информацию во время выполнения задачи, требующей сбалансированных движений;
- проблемы с балансом и координацией: трудности с поддержанием равновесия и координацией движений, свидетельствует о проблемах в развитии нервной системы и мускулатуры;
- поведенческие проблемы: трудности с контролем своих эмоций и движений, проявление агрессии (вне зависимости от возрастных особенностей);
- понимание обращенной речи.
Родители и учителя — первые, кто обнаруживают признаки задержки развития психомоторики у детей. Если они замечают подобные проблемы, нужно обратиться к педиатру или детскому психологу для оценки и поддержки ребенка. Раннее выявление задержки развития психомоторики поможет детям быстрее преодолеть эти трудности.
Слайд 10Для более эффективной работы по преодолению недостатков двигательного развития и по
формированию звукопроизношения у слабослышащих детей в системе коррекционной работы используют фонетическую ритмику. Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики; способствовать формированию у слабослышащих детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной; развивать слуховое восприятие учащихся и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков. Содержание и цели работы над произносительной стороной речи слабослышащих учащихся с использованием метода фонетической ритмики рассмотрены в работах Власовой Т. М. и Пфафенродт А.Н. (1996). Авторы разработали систему, включающую несколько разделов: музыкально-ритмические стимуляции (только движения, без проговаривания), направленные на нормализацию дыхания, развитие чувства ритма, развитие движений; работа над звуками речи и их сочетаниями; ритмом и темпом; речевым дыханием и слитностью; голосом и интонацией. Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно взаимосвязаны между собой.
Слайд 3Особенности коррекции недостатков физического развития и психомоторики детей с нарушениями развитияНеобходимость
коррекции недостатков моторной сферы детей с нарушениями развития и положительное влияние такой работы на формирование психики детей отмечалось многими исследователями.При организации коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения развития, огромное значение имеет целенаправленное преодоление недостатков моторики, развитие движений, охрана и укрепление здоровья детей. Конечно же, подходы к организации физического воспитания детей с разными отклонениями в развитии неодинаковы. Они учитывают структуру дефекта, степень выраженности нарушений, состояние здоровья детей и многое другое
Однако всегда физическое воспитание является важной частью общей системы обучения, воспитания и лечения детей с нарушениями развития.
Слайд 2Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и
поведении — сложная социально-педагогическая проблема.
Патофизиология- наука о закономерностях возникновения, развития и исхода патологических (болезненных) процессов. Патологическая физиология — медицинская наука о закономерностях возникновения, развития и исхода патологических процессов, «физиология больного организма». Она разделяется на общую и частную патологическую физиологию.
Общая включает в себя учение о болезни, общие вопросы этиологии а также общие типовые реакции организма: воспаление, лихорадку и т. д. Предметом исследования частной патологической физиологии являются общие закономерности нарушений функции различных органов и систем.
Основные понятия в оценке развития ребенка
Важнейшими понятиями при оценке развития ребенка являются ОНТОГЕНЕЗ и ДИЗОНТОГЕНЕЗ. Онтогенез — постепенное, протекающее этапами в виде количественных и качественных сдвигов изменение организма от менее к более совершенному его строению и функционированию. Дизонтогенез — это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза. Психический дизонтогенез — патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций.
Развитие речи ребёнка
Самым первым средством выражения желаний ребенка и привлечения внимания к своим потребностям является крик. Развитие речи ребенка проходит несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. Ко второму месяцу жизни малыши начинают активно гулить – то есть произносить отдельные звуки. Изначально этот процесс носит кратковременный характер, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Такие проявления говорят о том, что ребенок хорошо себя чувствует и испытывает положительные эмоции. Постепенно увеличивается количество произносимых ребенком звуков, появляется умение использовать всевозможные интонации. В этот период, как и на протяжении всего первого года жизни ребенка, важную роль играет возможность взаимодействия со взрослыми. Многие замечают, что ребенок гулит даже тогда, когда остается в помещении один или не видит никого из родных, однако при появлении в поле зрения близких людей, его эмоции проявляются более ярко и отчетливо.
С течением времени гуление ребенка заменяется на лепет. Примерно в 6-7 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги.
В семь-восемь месяцев появляется способность понимать некоторые элементы речи взрослых и устанавливать связь между услышанным словом и конкретным образом. Проявляется это поворотом головы в нужную сторону при задаваемых вопросах. Так выражается поисковая зрительная реакция. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, ребенок пытается подражать услышанным звукам, он часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.
Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннадцать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов или упрощенных звуковых подражаний.
К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова «надо» и «нельзя».
Слайд 5Наиболее полно современный подход к физическому воспитанию умственно отсталых детей представлен
в работе В. М. Мозгового «Развитие двигательных возможностей учащихся с нарушениями интеллекта в процессе физического воспитания» (2001). Физическое воспитание рассматривается им как решающий фактор повышения двигательных возможностей детей с нарушениями интеллекта, исправления нарушений моторики и физического развития, формирования двигательных умений и навыков и как результат всего этого — развития личностных качеств и познавательной деятельности ребенка. Коррекционная направленность физического воспитания обеспечивается за счет учета следующих факторов:– уровня развития интеллекта каждого ребенка;– клинической картины слабоумия;– состояния моторных функций, уровня развития двигательных возможностей;– наличия у ученика сопутствующих дефектов развития, соматических заболеваний;– уровня физического развития и подготовленности;– индивидуальных и возрастных показателей при выполнении упражнений различного характера (циклические, ациклические). Такой подход к физическому воспитанию помогает выбрать самые эффективные средства развития и коррекции психофизических недостатков учащихся вспомогательной школы, подготовить их к практической деятельности.