Как помочь развитию речи детей раннего возраста
Даже если младенец не произносит слова, родителям надо продолжать с ним говорить. Таким образом, ребенок получает ежедневно «порцию» языкового опыта, необходимого для дальнейшего развития.
Младенец издает лепет, состоящий из звуков, похожих на звуки родного языка. Затем соединяет звуки и формирует первые слоги
В этот период ребенок уже начинает уделять повышенное внимание выражению лица. Взрослым надо смотреть на ребенка с улыбкой, доброжелательно, комментировать то, с чем играет ребенок
Между 6-м и 9-м месяцами жизни звуковой «репертуар» младенца расширяется. Появляется понимание слова, например, названия игрушки. Если родитель продемонстрирует радость, услышав первое слово ребенка, то он может повторить на «бис». В этом возрасте подражание и повторение играет в общении с малышом первостепенную роль.
Обычно к окончанию первого года жизни дети активно произносят первые слова, расширяют их запас. Темпы овладения речью могут сильно различаться. Например, одни дети произносят первые слова в 9 месяцев, другие могут прожить «молчком» до 2,5 лет. Большинство малышей начинают говорить в возрасте 12–18 месяцев.
Трудно переоценить важность мелкой моторики для общего развития ребенка. Умение хватать предметы, манипулировать ими под контролем зрения создает базу для развития восприятия, мышления, речи
Тактильные ощущения малышей должны быть разнообразными.
Дают ребенку для игр и занятий резиновые мячики разного размера, с шипами, деревянные кубики, разноцветную фасоль в коробочках. Хорошими тренажерами становятся пуговицы, прищепки, бусы на шнурах. Речь нужно развивать целенаправленно и последовательно с помощью самых разнообразных упражнений.
Как формируется речь ребенка до года
Языковое развитие — часть развития восприятия, интеллекта. Процесс протекает с разной скоростью. Заранее нельзя сказать, когда начнет говорить конкретный ребенок.
Нормы развития речи у детей до года
Некоторые младенцы произносят первое слово в возрасте 8 месяцев, другие — после 1 года. Психологи отмечают такую особенность: у одних детей быстрее формируются речевые навыки, у других — двигательные способности.
Этапы речевого развития представлены в таблице:
Возраст | Развитие языка | |
1–2 месяца | Крики младенца становятся дифференцированными: выражают голод, усталость или боль. Первый смех. | |
3–5 месяцев | Гуление, громкий смех. | |
6 месяцев | Повторение слогов («ба-ба-ба»). | |
7–9 месяцев | Новые звуки, новые повторения слогов, двойные слоги («га-га»). Первые слова (в основном названия игрушек). | |
10–12 месяцев | Слова «мама», «папа», «биби (для автомобиля). Развивается понимание слов. |
Первые слова малыша обычно тесно связаны с повседневной жизнью. Ребенок называет людей из своего непосредственного окружения: «мама», «папа», имя брата или сестры. Малыш произносит «дай», «пока», «привет», «мяч», описывает словами процессы, с которыми сталкивается ежедневно («спать», «кушать», «бегать»).
После фазы начальных реакций на голоса младенцы произносят свои первые звуки, возможно, первые слова. За год отдельные малыши осваивают около 50 слов. Затем развитие языка быстро прогрессирует. В возрасте до года полезно использование развивающего влияния мелкой моторики. Развитие речи детей происходит быстрее при ежедневных 5-минутных занятиях пальчиковыми играми.
Лечение
Лечение ЗПРР – сложный процесс, требующий комплексного подхода. Однако, при слаженных действиях врачебного персонала и родителей возможно полное исправление нарушений. Рассмотрим существующие подходы более детально.
Медикаменты
Одной из важнейших составляющих борьбы с ЗПРР у детей является медикаментозное лечение. Не отказывайтесь от назначенных врачами лекарственных средств, но и не пытайтесь экспериментировать с ними самостоятельно.
Могут быть назначены:
- Магне B6 или другие магнийсодержащие лекарства
- Когитум
- Мексидол
- Винпоцетин
- Церебролизин
- Глицин
- Фенибут
Данный перечень не является полным. Возможно применение средств с аналогичными действующими веществами или схожим воздействием. Выбор зависит от персональных показаний вашего малыша.
Коррекция
Коррекционная работа производится как дома с мамой, так и с профессионалами. Выбор доктора зависит от возраста.
- Двухлетки занимаются c дефектологом. Основная цель – не запустить отставание в мыслительной деятельности, встав на один уровень владения основными навыками со сверстниками.
- В четыре года наступает пора работы c логопедом. Чтобы сформировать верное произношение, проводится артикуляционная гимнастика и укрепляющий массаж лицевой зоны.
- Занятия с психологом станут подспорьем в тех случаях, когда этиология заболевания связана с эмоциональными потрясениями. Травмированная психика и зажатость мешают спокойному выражению своих переживаний, в этом случае способен помочь только квалифицированный психолог.
В домашних условиях
Занятия на развитие мелкой моторики:
Пальчиковые игры:
Квиллинг
Лепка из пластилина:
Игры с вырезанием и одеванием бумажных кукол
На улучшение памяти и внимательности:
- Чтение
- Игра в города, предметы
- Поиск отличий
- Квесты с поиском клада
- Заучивание и повторение скороговорок – также поможет улучшению артикуляции.
Прочие методы
- Остеопатия
- Иглорефлексотерапия
- Электрорефлексотерапия
- Магнитотерапия
- Иппотерапия
- Дельфинотеапия
Остеопатия и иглорефлексотерапия воздействуют на определенные точки на теле человека, оказывая вспомогательный эффект: расслабляя и поддерживая работу нервной системы.
Электрорефлексотерапия и магнитотерапия точечно воздействуют на поврежденные отделы головного мозга, активизируя их.
Иппотерапия и дельфинотерапия делают кроху более открытым, заряжают позитивными эмоциями, которыми он наверняка захочет поделиться с окружающими.
ЗПРР и приучение к горшку
Одной из сопутствующих проблем задержки психоречевого развития у ребенка – отказ от присаживаний на горшок. Дети будто бы не могут на нем усидеть – кричат, вырываются, уползают. Порой мамочки и папочки отчаиваются, решая — ЗПРР и горшок несовместимы. Но есть перечень советов, которые помогут приучить маленького упрямца делать свои дела на горшочек:
- Откажитесь от подгузников. Мокрые трусики отлично мотивируют непоседу проситься в туалет.
Не бегите моментально стаскивать влажное белье. В детской голове должно закрепиться правило: сходил в туалет куда надо – после было тепло и сухо. Решил повредничать – стало неприятно. - Заразительный пример. Более умелые в туалетных делах сверстники, персонажи мультиков – все средства хороши. Посадите на горшочек любимую игрушку – уж если любимый медвежонок делает пи-пи в это странное местечко, кроха точно последует его примеру.
- Не ругайте за «аварию». Покажите, что вы расстроены, объясняйте, что ходить с мокрыми штанишками – не здорово.
- Если в какой-то момент все получилось – не скупитесь на похвалу.
- Если дело не сдвигается с мертвой точки – не стоит страдать и превозмогать. Возможно, через неделю-другую появится положительная динамика.
Главное в коррекционных процедурах – регулярность и добровольность.
ЗРР и ЗПРР в разных возрастных группах
Уже к 2 годам отдельные слова и сочетания звуков становятся одним из средств общения крохи. В полтора года словарный запас составляет порядка 20 слов, а к 3 годам расширяется до 300. Заподозрить нарушения речевого развития можно уже в раннем детском возрасте:
- отсутствие гуления на первом году жизни;
- отсутствие первых слов;
- неспособность понимать часто употребляемые слова (в 1 год);
- средством привлечения внимания к себе выступает только плач.
Симптомами нарушений речевых навыков в 2 года выступают:
- интереса к речи взрослых не наблюдается;
- запас слов не растет;
- ребенок не умеет строить фразы и не понимает простейших вопросов.
В 3 года заподозрить отставание развития речи можно по таким признакам:
- собственная осмысленная речь отсутствует;
- способность произносить только заученные фразы (из мультфильмов или разговоров родителей);
- скудный запас слов.
В 4 года настороженность должны вызывать такие явления:
- малыш не обращается ко взрослым с просьбами или вопросами;
- не может говорить предложениями;
- не может назвать известные для него предметы и ответить на простые вопросы.
На что обратить внимание
Мамы и папы должны помнить, что свои первые слова дети произносят в разном возрасте. Приведенные выше этапы языкового развития должны служить лишь общим ориентиром. По ним можно определять, правильно ли овладевает речью, конкретный ребенок, нет ли большого отставания от сверстников.
Интенсивное общение родителей с малышом — наиболее важный вклад в его речевое развитие. Младенцам больше нравится звук голоса мамы, чем музыка из телевизора или компьютера. Очень полезно менять интонации: понижать высоту голоса и говорить мягче, когда ребенка надо успокоить, или говорить громче, чтобы предупредить об опасности.
Методы диагностики ЗРР у ребенка
Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка
Желание видеть своего малыша самым умным и развитым есть у многих мам и пап. Одни родители требуют невозможного от младенца, который еще не созрел для выполнения многих упражнений. Также распространенной ошибкой можно считать сравнивание детей в одной семье или с малышами в других семьях («Саша уже стишки рассказывает, а наш Миша даже простых слов не знает»).
Развитие у каждого ребенка протекает в индивидуальном темпе, на который влияют очень многие факторы. Все приводимые возрастные данные по овладению моторными и речевыми навыками в различных пособиях по психологии — ориентировочные.
Как правильно формировать речь
Языковое развитие следует начинать с первых месяцев жизни младенца. Родители способствуют формированию речи тогда, когда отзываются на гуление и лепет, подражают его звукам.
Рекомендации:
Говорите с младенцем, когда пеленаете, кормите, купаете его, гуляете с ним
Желательно разговаривать с ребенком все время, что он бодрствует.
Читайте малышу и вместе рассматривайте яркие книжки, комментируйте изображения.
Рассказывайте короткие стишки, потешки, сказки, пойте колыбельные.
Называете близких людей по именам при ребенке, повторяйте названия игрушек, окружающих вещей.
Обращайте внимание малыша на объекты, издающие разные звуки (животных, транспорт).
Проговаривайте для ребенка все ситуации, в которых оказались вместе с ним.
Обеспечьте обилие звуковых впечатлений — давайте послушать детские песни, сказки в профессиональном исполнении.
Тактично исправляйте ошибки в речи малыша.
Поощряйте попытки ребенка высказаться.
Играйте с малышом, это его основная деятельность до 6–7 лет. Игры на развитие речи — пальчиковые, с предметами или без.
Задавайте ребенку вопросы, стимулирующие его умственную деятельность, побуждающие к высказываниям.
Обсуждайте с малышом те события, которые произошли с ним вне дома, например, в детском саду.
Вспоминайте с ребенком интересные события.
Хвалите малыша, поддерживайте в полезных начинаниях.
Важно сохранять в общении с детьми позитивный настрой, что бывает сложно при нынешнем темпе жизни и загруженности родителей. Возможно, по этой причине все больше детей идет в школу с речевыми нарушениями
Когда нужно обратиться к логопеду
Нарушениями речевого развития считаются такие, при которых наблюдаются задержки отдельных фаз (более 6 месяцев)
Родителям следует обратить внимание на отклонения, которые могут стать поводом для обращения к педиатру, логопеду
- Ребенок не улыбается и не гулит в 3–4 месяца;
- младенец не прислушивается к музыке в 5–6 месяцев;
- не узнает голоса близких людей в 7–8 месяцев;
- нет лепета, повторений за взрослыми звуков в 9–10 месяцев;
- ребенок к 1 году не произносить ни одного слова, не выполняет просьбы «помаши ручкой», «принеси», «покажи»;
- малыш не называет родителей мамой и папой в 1 год 4 месяца;
- не произносит 5–10 осмысленных слов к 2 годам;
- не может выполнить просьбы из двух действий, не пересказывает короткие стихи, не называет свои имя и фамилию, говорит очень быстро и непонятно в 3 года.
Если отмечаются перечисленные нарушения, то надо поговорить с педиатром и логопедом, не откладывая. Можно обратиться к другим специалистам: неврологу, психологу, окулисту, ЛОР-врачу.
Раннее детство и развитие речи
В психологии младенчеством считают первые 12–18 месяцев жизни. Этот период характеризуется, в первую очередь, физическими изменениями (ростом), приобретением и совершенствованием двигательных навыков, улучшением восприятия.
В первые недели жизни крик ребенка — наиболее важный способ его общения с окружающими. Постепенно появляются различия в плаче: младенец по-разному подает сигналы о голоде, усталости. Родители с первых дней говорят с ребенком, хотя новорожденные не понимают значение слов. Дети, еще не умея говорить, любят человеческие голоса, реагируют на тон голоса.
На первом году жизни речь пассивная: ребенок понимает интонацию, усваивает часто повторяющиеся конструкции. В этот период малыш произносит отдельные звуки, слова или еще сам не говорит. Стремление детей установить контакт со взрослыми проявляется гулением, лепетом, жестами.
Раннее детство (возраст 1–3 года) — период интенсивного развития моторики и речи детей. Ребенок, научившись ходить, освобождает руки для предметной деятельности. Нервная система получает многочисленные сигналы от органов чувств.
Как происходит формирование моторики и развитие речи детей, раннего, возраста:
- Появляются новые ощущения, формируется способность захватывать мелкие предметы большим и указательным пальцами руки.
- Стимулируют развитие речи младенца в этот период интенсивные движения рук, пальцев, мимических мышц.
- На рубеже младенчества и раннего возраста у детей от 1 года до 3 лет закладываются основы речевых навыков на базе развития моторики.
- Около года длится период, когда пассивная речь намного опережает активную. Произношение слов ребенком не совпадает с речью взрослых артикуляционно, фонетически, по значению. Понимают этот «шифр» далеко не все люди.
- Активная речь формируется к 18–24 месяцам, у девочек раньше, чем у мальчиков. Преобладают слова-действия, подкрепляемые жестами («дай!»).
- К концу периода раннего детства (к 3 годам) большинство детей проделывают 90% работы по усвоению языка.
Трехлетний малыш использует местоимение «я», знает свое имя, пол, мальчик или девочка. Словарный запас в возрасте 1 год обычно составляет около 10–50 слов, в 2 года — 200, в 3 года примерно 900–1000 слов.
Какие факторы влияют на развитие речи
Важные предпосылки — нормальное функционирование органа слуха, наличие орально-двигательных навыков. Это означает, что мышцы рта, губ, неба, челюсти, лица должны быть развиты.
Родители, воспитатели могут помочь малышу до года и старше овладеть активной речью с помощью развития мелкой моторики. Во время занятий, упражнений, игр взрослый должен говорить с ребенком громко, четко, передавать навыки правильной речи. Основа таких занятий — показывание и называние предметов, рассказывание коротких стишков, сказок, потешек.
Способствуют языковому развитию в раннем возрасте:
- реакции взрослых на издаваемые малышом звуки (чихание, кашель, крики, гуление и др.), что побуждает его повторять, экспериментировать с голосом;
- ритмические детские мелодии, песенки, стишки, пальчиковые игры для развития моторики рук и речи, соответствующие возрасту;
- использование игрушек и книжек с картинками для упражнений («как собака делает?»);
- смена внимания между объектами во время общения, игр, занятий;
- проведение ритуалов, например, «где ушки?», «где нога?».
Кроме перечисленных компонентов, могут быть использованы и другие для развития моторики рук и речи детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет). Отрицательно влияет на этот процесс отсутствие полноценного общения родителей с малышом. Он научится правильно говорить, если сможет постоянно подражать, слышать наименования, комментарии, доступные пониманию.
Признаки ЗПР у детей
Как проявляется ЗПР в раннем возрасте? У малыша до 3-х лет можно заподозрить задержку психологического развития на основании ряда признаков. У детей наблюдают отставание в формировании речи, они позже других начинают гулить, лепетать. У них не вызывают интерес игры по возрасту, прослушивание сказок, стихов, просмотр мультиков
Внимание концентрируют на очень короткое время. Проблемы с моторикой могут проявляться поздним началом ползания, ходьбы, прыжков и бега
Малыши эмоционально лабильны, нередко раздражительны, капризны, плаксивы, плохо идут на контакт с окружающими. Они не могут выполнять просьбы, состоящие из нескольких действий, например, пойти в другую комнату, открыть шкаф и взять определенный предмет.
Однако основные симптомы ЗПР проявляются трудностями в обучении у детей в более старшем возрасте. К особенностям развития детей с ЗПР после 4 лет можно отнести следующие нарушения:
Внимание — кратковременное, поверхностное, при обучении ребенок постоянно отвлекается, не может выполнять несколько задач одновременно.
Восприятие — возникают сложности при формировании мыслительных образов, поэтому в процессе обучения лучше использовать наглядные пособия, могут появиться трудности с ориентацией в пространстве, с узнаванием предметов в незнакомой обстановке.
Память — избирательна, мозаична, зрительные образы запоминаются гораздо лучше, чем слуховые.
Мышление — при ЗПР наблюдаются сложности со сравнением, логикой, анализом и обобщением фактов.
Моторика — характерна неуклюжесть, маленькие пациенты испытывают трудности с координацией движений, часто выявляют тики и гиперкинезы.
Речь — задержка психоречевого развития проявляется искажением произношения звуков, снижением словарного запаса, речь простая, с множеством грамматических и лексических ошибок.
Эмоциональная сфера — выявляется склонность к частой смене настроения, иногда дети агрессивны, конфликтны, тревожны, часто безинициативны, легко внушаемы.
ЗПР у подростков имеет те же клинические проявления, что и у детей начального школьного возраста. Для подросткового периода чаще применяют термин конституциональный инфальтилизм или другие адекватные формулировки.
Кто быстрее мальчики или девочки
Между младенцами и малышами женского и мужского пола больше сходства, чем различий. Однако педиатры констатируют, что мальчики рождаются более крупными: у них больше голова и масса тела. Ходить младенцы мужского пола начинают позже на 2–3 месяца, чем девочки.
Все малыши проходят сходные этапы развития языка только с разной скоростью. Обычно мальчики начинают говорить на несколько месяцев позже. На этот же срок сдвигаются этапы речевого развития, начиная с 4–5 месяцев.
В освоении двигательных навыков имеются различия. Мальчикам больше удаются упражнения, требующие силы, сноровки, выносливости. Девочки лучше справляются с заданиями, к которых надо проявить координацию, интуицию.
Какая связь между мелкой моторикой и развитием речи
Младенческий возраст (2–12 месяцев) характеризуется бурным двигательным развитием детей. Многочисленные врожденные рефлексы (крик, хватание, ползание) постепенно вытесняются целенаправленными движениями.
Первые месяцы жизни
Важное значение для первой фазы моторного (двигательного) развития приобретает умение поднимать голову. Младенцу легче визуально воспринимать свое окружение, искать глазами предметы, источники шума
Управление движениями головы, совершенствование органа равновесия во внутреннем ухе способствуют развитию крупной моторики. К концу второго месяца жизни младенец способен зрительно сосредоточиться на предмете. Бинокулярное зрение, как у взрослых, формируется на третьем месяце.
3 месяца
Младенец начинает усиленно использовать пальцы и руки в качестве «инструмента» восприятия. Однако в этот период развитие мелкой моторики и речи у детей до года тормозит неумение координировать глаза и руки для точных движений.
4–5 месяцев
Ребенок получает представление о положении кистей и пальцев в пространстве. Младенец все чаще повторяет удавшиеся движения, например, пытается воссоздать шум погремушками, который произвел случайно. В последующий период зрительные, оральные и тактильные контакты с предметами совершенствуются, что дает новый толчок к моторному и речевому развитию.
5–6 месяцев
Младенец опирается на предплечья и руки, чтобы лучше рассмотреть свое ближайшее окружение. Некоторые дети уже могут опираться только на одну руку, а другой тянутся и хватают предметы. Случайное захватывание игрушек к концу первого полугодия превращается в намеренное движение.
Возможность целенаправленно захватывать предметы появляется благодаря улучшению координации глаз и рук. Это существенный элемент развития познавательных способностей и речи манипулирования предметами характерно их использование не по назначению.
7–10 месяцев
После освоения основных форм передвижения ребенок исследует ближайшее пространство, что приносит ему массу впечатлений, дает ощущение самостоятельности. На этом двигательном этапе развития координированные и быстрые движения позволяют собирать больше информации из своего окружения.
Младенец более интенсивно занимается интересными для него предметами:
- учится движениям рук;
- манипулирует игрушками;
- сознательно захватывает предметы пальцами и отпускает из рук;
- радуется удавшимся движениям.
Способ обращения с предметами младенцу заранее не известен. Он осваивает назначения и способы действий по примеру взрослых, получает информацию о мире от собственных органов чувств и случайных движений.
Заключение
Развитие речи начинается задолго до того, как ребенок произнесет первое слова. Все этапы языкового развития важны, но наиболее существенные изменения происходят в возрасте от 0 до 3 лет. Дети овладевают родной речью с помощью и при активном участии взрослых.
Мамы и папы могут содействовать лучшему языковому развитию своего малыша. Для этого надо играть с малышом, постоянно говорить с ним, разучивать стишки и песенки, читать вслух.
Точные движения пальцев рук, восприятие и речь тесно взаимосвязаны. Современный подход к развитию речи детей раннего возраста — через развитие мелкой моторики, пальчиковые игры. Заниматься такой интересной и полезной деятельностью можно ежедневно в течение 5 минут. Пальчиковые игры не отменяют общения и других занятий с малышом, которые направлены на его всестороннее развитие.