2.Личность логопеда.
Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии и структуре аномального развития, о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия.
Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения, владеть приемами и методами их устранения и коррекции, спец. методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном, так и в школьном возрасте, проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости, хорошо знать психологич. особенности детей с речевой патологией, использовать приемы и методы их воспитания, корреляции и развития у них высших корковых функций.
27 стр., 13469 слов
Условия формирования готовности детей к обучению в школе в условиях …
… Провести диагностику уровня сформированности компонентов готовности к обучению в школе у воспитанников … компонентов готовности к обучению в школе у воспитанников экспериментальной группы. 3.Апробировать диагностико-коррекционную программу Н.И. Гуткиной в работе с детьми экспериментальной группе. 4. …
Профессиональная компетентность логопеда включает знание программ, школьных учебников, пособий по логопедии.
Первостепенное значение для эффективности работы по обучению, воспитанию, коррекции и профилактике нарушений речи детей имеет личность логопеда, которая характеризуется следующими качествами:
— гуманистическая убежденность; — гражданская нравственная зрелость; — познават. и пед. направленность; — увлеченность профессией; — любовь к детям; — требовательность к себе и окружающим; — справедливость, выдержка и самокритичность; — пед. творческое воображение и наблюдательность;
Логопед должен вести поиск наилучших средств коррекции речи детей, изучая и обобщая передовой опыт.
Умения, которыми он должен обладать, широки и многообразны: учебно-познавательные (работа с литературой, наблюдения за ребенком и педагогическим процессом; моделирование педагогического процесса, выбор оптимальных путей коррекционно-воспитательного воздействия и др.); учебно-организационные (перспективное и календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий, создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия и определение в этом комплексе своего реального участия и т. д.); учебно-педагогические (анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т. п.).
Кроме того, работа логопеда должна основываться на строгом соблюдении принципов деонтологии (система взаимодействий с лицом, имеющим речевое расстройство, с его родственниками и коллегами по работе).
Работа логопеда строится с учетом заключения о ребенке врача — невропатолога или психоневролога. Совместное обсуждение с коллегами наиболее сложных видов речевых расстройств в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения создает благоприятную обстановку для проведения коррекционной работы.
Речь логопеда должна быть образцом для окружающих, не только детей, но и взрослых. Логопед обеспечивает единый речевой режим, консультирует средний и младший персонал спец. детских учреждений, а в ряде случаев и возглавляет весь учебно-воспитательный процесс, например в условиях специальных Домов ребенка.
Принцип сознательности и активности
Принцип сознательности и активности полагает наличие понятий:
о совместной деятельности логопеда и ребенка-логопата, о необходимости и формах личного активного участия ребенка в логопедических занятиях и вне их, в его познавательной и чувственно-практической деятельности;
5 стр., 2241 слов
Коррекционно-педагогическая работа при дцп
… адаптации. Принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом: 1.Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает … обучение имеет коррекционно-развивающий характер и направленно на преодоление отклонений в физическом развитии, познавательной деятельности. В учебный план подготовительного класса включаются изодеятельность, развитие речи, …
о развитии у ребенка мотивов заинтересованности в логопедических занятиях и побуждений к самостоятельным действиям, о фиксированности ребенка на его успехах и стимулирующем поощрении его удач и достижений;
о сознательном овладении ребенком навыками правильной речи и поведения, о понимании задач и полезности для себя каждого занятия, каждого упражнения в отдельности и необходимости всей логопедической работы в целом;
о формировании у ребенка навыков самоконтроля и готовности применять волевые усилия для выполнения заданий и указаний логопеда для овладения навыками правильной речи и поведения, о формировании умений и желания пользоваться логопедическими приемами не только на занятиях, но и в своей самостоятельной деятельности вне занятий, о необходимости закрепления навыков правильной речи и поведения.
Реализация дидактического принципа сознательности и активности имеет существенное и взаимосвязанное значение для успешного коррекционного обучения и для формирования у ребенка таких личностных качеств, как собранность, целенаправленность, аккуратность, дисциплинированность, старательность, вдумчивость, уверенность в своих силах, активность, работоспособность, наступательность в поведении и др.
Принцип наглядности в обучении
Принцип наглядности в обучении полагает наличие понятий:
о наглядности как средствах, образующих в процессе обучения связь между конкретным и абстрактным мышлением, между предметно-практическим и теоретическим учебным материалом;
об общепринятой в учебном процессе наглядности: словарные, натуральные, или естественные, изобразительные, объемные, условные, или символические, и технические средства;
о специфических и вспомогательных аудиовизуальных и технических средствах обучения, направленных на коррекцию неправильной речи: логопедические зонды, магнитофон, корректофон, эхо-аппарат, метроном, тонометр, лингвоаппараты индивидуального пользования для звукоусиления и звукозаглушения, массажеры, компьютерные игры и тренажеры, коррекционно-обучающие и коррекционно-развивающие компьютерные программы (“Видимая речь”, “Фонема” и др.).
Необходимо рассмотреть понятия о методах обучения: словесных (рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, внушение), наглядных (наблюдение, восприятие демонстрации общепринятых учебных пособий и технических средств) и практических (речевые упражнения в разных видах деятельности с использованием специфических аудиовизуальных и технических средств).
27 стр., 13204 слов
Подготовка к обучению письму детей с речевыми нарушениями
… процесс похож ход развития речи ребенка. Первыми развиваются тонкие движения пальцев рук, и только за ними появляется артикуляция. Все дальнейшее развитие речевых реакций стоит в прямой … анализ литературы по проблеме готовности к обучению письму детей с речевыми нарушениями. 2. Выбрать методики для проведения экспериментального обследования: устной речи и когнитивных функций, принимающих участие в …
1.Внутрисистемные связи
*пед дисциплины: _общая педагогика (учет общей теории обуч (дидактики), в том числе дидактических принципов; понятия обучение, воспитание, приемы, методы, средства); отрасли корекционной педагогики (олиго, тифл, сурдо); логопедагогика-это теория обучения и воспитания (прогр содержание, воспитание + методики по предметам) детей с НР, голосового аппарата. логоритмика; методика обуч языку; СМДошкВ (методики развития Р, сенсорное воспитание, ознакомление с окруж.: Миронова, Чевелева – работа с заикающимися).
3 стр., 1147 слов
Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием …
… Т 2. М., 1983.-51с.-320 с. 26. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. … психического развития ____________32 3.1. Состояние предикативного словаря у дошкольников с нормальным речевым развитием_______________________________________________32 3.2. Особенности предикативного словаря у дошкольников с общим недоразвитием …
Изучение онтогенеза речевой деят-ти при различных формах речевых нарушений. 2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявл. Наруш. Речи.
3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с наруш речевой деят-ти, а также характера влияния речев расстройств на формиров. их личности, на психич. развитие, на осуществление различных видов деят-ти поведения.
4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).
5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.
6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.
7. Систематизация речевых расстройств.
8. Разработка принципов, диффер-ных методов и средств устранения речевых нарушений.
9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.
10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.
5 стр., 2253 слов
Ключевые слова: афазия, нейропсихологическая реабилитация, восстановление …
… логопеда с семьей пациента, влияние микросреды на показатели восстановления речи и речевого общения, выявление и разработка наиболее эффективных форм сотрудничества. Наши наблюдения показали, что по … больного и к дезинтеграции всей психической сферы, проявляющееся прежде всего в нарушении коммуникативной функции речи . Наши наблюдения показывают, что, как правило, окружающие не знают, …
Актуальные проблемы логопедии. Перед соврем Л стоят след задачи:
-Совершенствование приёмов и методов раннего выявления нарушений ив речевой деят-ти и создание с-мы ранней коррекционно-логопедической формы.
Совершенствование методов диагностики речевых нарушений.
Совершенствование подготовки кадров для с-мы спец образования.
Улучшение методов коррекции в спец дошкольных и школьных учр образ в условиях интегрирующего обучения.
Компьютеризация коррекц-пед процесса.
Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:
1. Унификация категориального аппарата.
2. Углубленное изучение механизмов (в том числе и психолингвистических) и методов коррекции нарушений речевой деятельности.
3. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагог) подхода в логопед. теории и практике и в разработке номенклатурных документов. 4. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств. 5. Изучение особенностей РН и их устранения при осложненных дефектах развития. 6. Ранние профилактика, выявление и устранение РН.
7. Творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи и специальных детских садах и школах.
8. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений. 9. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений.
Методы логопедии как науки можно условно разделить на несколько групп.
Первая группа — организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.
Вторую группу составляют эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).
К третьей группе относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением ЭВМ.
Четвертая группа — интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.).
Связь лого с другими науками
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Дидактические принципы логопедии
Дидактические закономерности находят свое конкретное выражение в основных положениях или принципах обучения (дидактических принципах).
В современной педагогике принято выделять разные дидактические принципы, обеспечивающие успешность обучения: научности и доступности, сознательности, активности и самостоятельности, систематичности и последовательности, прочности и связи теории с практикой, индивидуального подхода в условиях коллективной работы.
В обучении (как открытой динамической системе, где не может быть конкретных указаний, как следует поступать во всех разных случаях обучения, а есть только условия возможного успешного действия) названные дидактические принципы, или принципы обучения, понимаются как главные указания или исходные положения для успешного обучения. В логопедагогической работе эти принципы приобретают некоторое своеобразие в связи со спецификой контингента детей и задачами их коррекционного обучения и воспитания.
26 стр., 12739 слов
Основы методики коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми …
… процессов, обеспечивающих их преодоление. Сущность коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР представляется как … принципах гуманистических ценностей. Благодаря изменениям государственной политики Республики Беларусь в сфере специального образования в настоящий момент дети с ТМНР имеют право на обучение … не обеспечивающих успешность их жизнедеятельности. Речь идёт о специальной организации …