Психология речи

Автореферат и диссертация по медицине (14.01.11) на тему:нейропсихологические и нейрофизиологические основы речевого дизонтогенеза у детей

Логопсихология — Связь логопсихологии с другими науками

Логопсихология — часть специальной психологии, посвященная изучению причин, механизмов, симптоматики, течения, структуры психических расстройств у людей с нарушениями речи первичного характера; определению механизмов их психической адаптации, а также разработке системы психологической помощи этим людям.

Логопсихология возникла как практическая прикладная дисциплина, в связи с необходимостью оказания психологической помощи лицам, имеющим нарушения речи. Назвать время и место ее возникновения затруднительно, поскольку сведения о применении психологических знаний и интерпретаций отдельных сторон речевых расстройств можно встретить в разных странах и в разное время. Например, одним из первых в России психотерапию речевых больных стал применять. Для решения психотерапевтических задач З.Фрейд использовал психоанализ описок и оговорок, а заикание с точки зрения психоанализа предстает как символическое проявление нежелания человека вступать в речевое взаимодействие с миром, «полным опасностей». Лингвистика с момента своего поворота к психологическим проблемам речи, с момента «обнаружения» говорящего человека проявляла интерес к случаям нарушения отношений психики и речи. Известны работы в области психологии чтения, что, по-видимому, отчасти обусловлено его доступностью и возможностью объективной регистрации. Неслучайно экспериментальная психология начиналась с изучения восприятия.

Речь как высшая психическая функция. Место речи в психической деятельности человека.

В
современной психологии речь рассматривается
как особый вид деятельности как процесс
использования человеком языка для
получения, хранения и переработки
информации.

Рассматривая
речь как деятельность, обращают внимание,
прежде всего, на структуру этой
деятельности. В
речи (как и в другом виде деятельности)
выделяют её внутреннюю и внешнюю стороны

В
речи (как и в другом виде деятельности)
выделяют её внутреннюю и внешнюю стороны.

Понимание
того, что в речевой деятельности имеются
внутренняя, смысловая сторона, позволила
лучше понять структуру такого дефекта
речи как Алалия.

По
классификации Левиной нарушение внешней
стороны речи:


нарушение применения речи;


частично ФФН (а именно, трудности
организма артикуляции звуков).

Нарушение
внутренней стороны речи:

ОНР


частично ФФН (нарушение операции
моторного программирования)

Речь
является средством:


номинации (называние)


общение


мышление


регуляции поведения.

Т.е.
речь в человеческом поведении выполняет
роль средства фиксации информации и
правил поведения.

Уже
номинативная функция речи – является
сложной и абстрактной.

Слово
не просто звукопроизношение, слово
обозначает предмет и явления формируует
его в системе существующих связей.

Позднее
появление речи часто может объясняться
тем, что ребенок в умственном плане не
готов понять, что предметы и явления
могут быть обозначены словом.

Появление
слов – это символизация – абстрактное
мышление, и не все дети к 1,5 годам имеют
достаточный уровень мышления.

Общение.

Чтобы
начать использовать речь как средство
общения у ребенка должна иметься
потребность в общении.

Мышление.

Речьявляется
средством мышления
.
Вербально-логическое мышление, по сути,
является символическим и абстрактным
и предполагает не только оперирование
в уме
образами и представлениями, но также и
знаками – словами.

Речьявляется
регулятором поведения.
В современном обществе правила общежития
регламентированы с помощью речи. Во
взрослом мире
– законы и т.д., в мире
детей – правила игры.

Речь
возникает и полноценно формируется
только при наличии определенных
биологических и социальных предпосылок.

Биологические
предпосылки

это норма созревания и функционирование
ЦНС и периферического речевого аппарата.

!!!
См. Лурия «Учение о речевой функциональной
системе!!!

III передние

Но
одних биологических предпосылок
недостаточно, ребенок развивается в
общении со взрослыми, со сверстниками,
в совместной предметной и манипулятивной
деятельности.

Речь
одна из самых сложных ВПФ
.
Она является основным средством
опосредования (символизации), с помощью
речи человек символизирует окружающий
мир, и оперирует в уме не представлениями
или образами, а понятиями или даже
концептами (весь комплекс представлений
и его место в ситуации).

Появление
речи у ребенка существенно перестраивает
всю психическую сферу человека и
переводит её на более сложный абстрактный
уровень. Меняется (усложняется) характер
деятельности, восприятие окружающего
мира.

Психолингвистические основы развития речи ребенка

Вопросами развития детской речи исследователи интересовались с давних времен. Начиная с античности, появление речи у ребенка связывалось с возникновением ее в филогенезе и считалось вытекающим из внутреннего развития его способностей без влияния языковой среды (Геродот, 1972).

Первые систематические наблюдения за процессом становления речи у детей относятся к концу 18 века. Немецкий ученый Д. Тидерманн (1787) опубли ковал обзор развития речи рвоего сына. Ч. Дарвин, В. Прейер, К. и В. Штерны, А. Грегуар, И. А. Бодуэн де Куртене, Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев записывали речь своих детей, проводили исследования в области детской речи. А. Н. Гвоздев подробно осветил этапы последовательного овладения ребенком различными сторонами русского языка .

Теоретическую базу отечественной науки по детской речи составляют ра боты Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Гвоздева, И. Н. Горелова, Б. М. Гриншпуна, Н. И. Жинкина, А. В. Запорожца, И. А. Зимней, Р. Е. Леви ной, А. Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия, В. К. Орфинской, Е. Н. Тихеевой, Р. М. Фрумкиной, М. Е. Хватцева, Н. X. Швачкина, Д. Б. Эль конина. В последние десятилетия изучением речи детей занимаются И. Н. Горелов, Н. С. Жукова, Е. И. Исенина, Е. С. Кубрякова, Р. И. Лалаева, Н. И. Лепская, Е. Ю. Протасова, Т. Б. Филичева, В. К. Харченко, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович и др.

На современном этапе развития науки речь определяют как сложившуюся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форму общения, опосредованную языком. С точки зрения лингвистики, речь -это определенная последовательность языковых единиц (фонем, морфем, слов, предложений), регулируемая законами языка и работой сознания, формирующего ту или иную мысль (Ф. М. Березин, Б. Н. Головин, 1979).

В психолингвистике речь рассматривается как специфически иерархически организованная деятельность (П. П. Блонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, И. Н. Горелов, Н. И. Жинкин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов). Речевая деятельность — это совокупность речевых действий, имеющая мотив, цель, средства, способы выполнения, установки и результаты деятельности. В структуре речевой деятельности выделяют этапы, фазы и уровни (Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.). Средством или орудием речевой деятельности является язык как система знаков, ориентиров, необходимая для деятельности человека в окружающем его вещном и социальном мире. Речевая деятельность — это и специализированное употреб ление речи для общения, в котором кодируется и декодируется содержание, и процесс внутренней саморегуляции социума (А. А. Леонтьев, 1969, 1999). Язык и речевая деятельность участвуют в формировании и функционировании психического отражения реальности, опосредовании жизни людей.

Психолингвистическая теория речевой деятельности, концепции о процессах порождения и восприятия речи раскрывают структуру и особенности этих процессов, позволяют определить пути формирования основных компонентов речи и потенциальные возможности речевого развития.

Л. С. Выготский составил схему внутренней психологической организации процесса порождения речи как последовательности взаимосвязанных фаз деятельности, включающей этапы: 1) мотивация, намерение; 2) мысль — речевая интенция; 3) опосредование мысли во внутреннем слове; 4) опосредование мысли в значениях внешних слов — реализация внутренней программы; 5) опосредование мысли в словах — акустико-артикуляционная реализация речи. Мотивация является первым звеном в процессе порождения речи. От мотивации, от потребностей человека зарождается мысль как единица мышления. Единицей речевого мышления Л. С. Выготский считал значение слова. Он также выделил «внутреннюю речь» — речь «для себя». Во внутренней речи мысль превращается в слово, состоящее из предикатов, а слова переходят из замысла в значения, возникают словесные обозначения элементов смысла. Внутренняя речь реализуется впоследствии во внешней речи. Движение от мысли к слову, по Л. С. Выготскому, происходит в виде превращения личностного смысла (языка мысли) в общепонятное значение (язык слова) .

Н. И. Жинкин, продолжая работу Л. С. Выготского, предположил, что в сознании человека существует универсальный предметный код (УПК), обозначающий действительность в виде схем, чувственных образов. По Н. И. Жинкину, движение от мысли к слову во внутренней речи начинается с перекодировки внутреннего несловесного «предметно-схемного» кода на вербальный язык. Слова и высказывания синтезируются каждый раз по определенным правилам .

Неврологическое общество Индии. Неврологическое общество Индии является высшим органом, представляющим нейробиологов в Индии.

Добро пожаловать!

С момента своего основания общество играет важную роль в обучении нейрохирургии, обучении и информировании сообщества о последних разработках в этой области. Благодаря своей разнообразной образовательной деятельности NSI предоставляет платформу для инициирования взаимодействия между практикующими нейрохирургами и неврологами, а также смежными нейробиологическими сообществами. NSI приглашает всех начинающих и обученных нейробиологов стать членами общества.

Неврологические общества советуют неврологам и нейрохирургам играть в онлайн-казино после работы.

Узнать больше

Исполнительный совет 2022–2023 гг.

Я также хотел бы поблагодарить своих предшественников, которые заложили прочную основу руководящих принципов и СОП для…
Сообщение от секретаря

Д-р Криш Шридхар

29 марта 2023 г.

6 марта 2023 г.

3 марта 2023 г.

Членство в обществе

Работник, работающий полный рабочий день в области неврологии, нейрохирургии или смежных дисциплин, может подать заявку на прямое зачисление в качестве Life.

Речь и её виды

Определение 1

Речь – это форма общения людей посредством языковых конструкций.

Деятельность человека без речи невозможна, она позволяет человеку сообщать свои мысли, намерения, настроение и усваивать информацию от окружающих. Речь имеет тесную связь с мышлением. Речь присуща только человеку и изучается с самого его рождения.

Понятие речь довольно часто путают с языком, но это разные понятия и психологи выделяют несколько её трактовок:

  • речь – это умение человека говорить;
  • речь – это действие, совершаемое человеком с помощью звуков;
  • речь – это технология выражения мыслей с помощью языковых навыков.

Язык же является сложной системой знаков, благодаря которым можно письменно или устно передавать информацию.

Для речи характерны такие свойства как понятность, содержательность, выразительность. Чтобы понимать другого человека надо знать особенности темы разговора и разбираться в терминологии.

Содержательность речи показывает чувства, мысли и стремления, выраженные в разговоре.

Речь может быть не только содержательной, но и поверхностной. Содержательная речь происходит между людьми по интересующей их теме, а поверхностная речь – это просто разговор двух знакомых.

Выразительность речи связана с эмоциональной насыщенностью, поэтому может быть энергичной и яркой или пустой и бледной.

Рисунок 1.

Речь может быть письменная и устная, которая, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую, т.е. речь одного человека, плюсы которой заключаются в том, что собственную мысль можно донести до слушателей без искажений. Диалогическая же речь представляет собой разговор между двумя лицами. Диалогическая речь не требует развернутости, доказательности и продуманности фраз. Недостаток диалогической речи заключается в том, что говорящие могут высказывать свои мысли не до конца, искажать разговор, перебивать друг друга.

Письменная речь появилась значительно позже. Письменная речь требует максимально правильных формулировок, соблюдения логики и грамматики. Благодаря письму опыт, накопленный людьми, передается из поколения в поколение.

Есть ещё внутренняя речь, как бы про себя и для себя. С внутренней речью тесто связаны мышление, восприятие, память.

Речь как форма высших психических функций

Речь принимает участие во всех сложных формах психической деятельности человека, т.е. является главным фактором опосредования и выполняет две роли – как собственно психический процесс и как процесс, который организует и связывает другие психические процессы.

Речь перестраивает всю психическую сферу человека, потому что такие процессы как память, восприятие, мышление, произвольное внимание формируются только при участии речи. Речь рассматривается современной психологией не только как средство общения, но и орудие мышления, и средство организации и регуляции психических процессов

Речь рассматривается современной психологией не только как средство общения, но и орудие мышления, и средство организации и регуляции психических процессов.

Процесс речи и мышления едины, но не тождественны. Единство проявляется в значении слова, которое одновременно оказывается речевым и интеллектуальным феноменом.

Наглядное и абстрактное мышление тоже не обходится без речи, она вычленяет существенные признаки того или иного явления, действия и др.

Формой существования понятия является слово. Благодаря этому речь является не только способом общения людей, но и способом формирования и реализации мышления, познавательной деятельности.

В воображении человека слово может вызвать образ-представление зрительной, слуховой, тактильной модальности.

Речь связана и с другими психическими процессами – восприятие, например, благодаря речи является осмысленным, в двигательной сфере формируются предметные действия. Значительна роль речи в формировании личности, произвольных форм регуляции и контроля поведения.

Исходя из этих свойств, физиолог И.П. Павлов называл речь высшим регулятором поведения человека, а Л.С. Выготский рассматривал речь как основное средство развития личности.

Замечание 1

В психической сфере человека, таким образом, речь занимает определенное место, являясь средством и формой общения, орудием мышления и познавательной деятельности, средством организации и регуляции психических процессов.

Методы логопсихологии

Методы логопсихологии подразделяются на две большие группы — психодиагностика и психологическая помощь(коррекция и терапия).

Владение методами диагностики в значительной мере определяет квалификацию специалиста. Только правильное распознание имеющегося расстройства, понимание его структуры и динамики позволяют оказать наиболее качественную помощь человеку с теми или иными нарушениями, в том числе с расстройствами речи. Психологическая диагностика особенно значима для логопедии, так как речь тесно связана со всеми психическими функциями.

Психологическая диагностика лиц с речевыми расстройствами в первую очередь выявляет отклонения психических характеристик от нормы, оценивает переживания человека по поводу своего дефекта, наличие у него искажений восприятия своего состояния, дезадаптивных программ поведения и планирования.

Методы психологической диагностики могут быть описаны с помощью различных классификаций, каждая из которых полезна при решении конкретных задач.

В общем виде психодиагностические методы можно разделить по направленности, теоретическому конструкту, на котором они основаны, и форме применения.

На первый взгляд направленность кажется самым понятным критерием, однако за внешней простотой порой скрываются довольно сложные методологические вопросы. Дело в том, что сам понятийный аппарат современной психологии еще не устоялся

Существуют не только десятки определений понятия «личность», но и попытки вообще убрать из употребления такие устоявшиеся понятия, как внимание, интеллект и т.п

В данном пособии мы будем опираться на наиболее принятые понятия, к общим категориям которых относятся такие, как интеллект, личность и поведение. В рамках этих категорий с некоторой долей условности можно выделить составляющие их элементы психики, например, к категории интеллекта будет относиться восприятие, память, мышление, к категории личности — ценности, направленность, эмоции, к категории поведения — мотивация, воля, активность.

Достаточно известным является также разделение методов психодиагностики по теоретическому конструкту, на котором они основаны. Оно оказывается действенным при подборе нескольких диагностических методик для достижения их совместимости. Например, тревога одними авторами рассматривается как безадресный страх, а другие понимают страх как частное проявление экзистенциальной тревоги, т.е. в этих концепциях понятия «тревога» и «страх» выступают то как частное, то как общее. Очевидно, что методики, построенные на различных теоретических основах, не могут быть использованы в качестве взаимодополняющих. Эта классификация полезна также для демонстрации того, как «работают» психодиагностические методики.

Разделение методов диагностики по форме их применения зависит от практических потребностей специалиста, а также от технических возможностей (от наличия соответствующей аппаратуры и т.п.). К формам психодиагностики относят устную и письменную, индивидуальную и групповую, с применением бланков или компьютера и некоторые другие.

С некоторой долей условности методы могут быть расположены по степени возрастания строгости — от наблюдения до экспериментальных методов.

Наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и не включенным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное — является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное — предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном этого не требуется.

Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений, выявления причинно-следственных отношений между ними.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим, когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.

Выготский ввел понятие «зоны ближайшего развития»

В этом процессе внутренне объединены не только мысль и слово, а также мнение и движущий мотив (по терминологии Выготского — аффект).

Их интегралом является переживание, как особая целостность, которую Выготский в конце своего творческого пути назвал важнейшей «единицей» развития личности.

Он трактовал это развитие как драму, в которой есть несколько «актов», — возрастных периодов.

Научные поиски Выготского существенно расширили наглядную сферу психологии, которая появилась как система психических функций и имеет особую историю. Высший, свойственный человеку уровень развития этой системы (для которого характерны сознание, смысловая организация, произвольность) возникает в процессе вхождения личности в мир культуры.

10 стр., 4581 слов

Влияние средств массовой информации на речевое развитие детей …

… – на его речевое развитие оказывают СМИ. Телевидение и компьютеризация являются самым массовым и доступным средством информации, активно влияющим на речь детей, начиная с раннего возраста. Решению задач речевого развития дошкольников посвящены …

Слайд 6Внешняя речьВнешняя речь обращена к другим людям. Посредством ее человек передает

и воспринимает мысли.

устная

письменная

Вербальное общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях

Речь, непосредственно обращенная к кому-либо. Она выражается в звуках и воспринимается другими людьми с помощью слуха. Устная речь — самая древняя по происхождению. Дети обучаются речи также сначала устной, позже — письменной. Устная речь проявляется в монологической и диалогической формах.

Нейропсихологические основы развития речи ребенка

Проблема психического и речевого развития детей в современных психолого-педагогических, нейропсихологических, психолингвистических, физиологических исследованиях занимает одно из центральных мест. Накоплен обширный материал, раскрывающий закономерности развития речи и психики ребенка (Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. В. Запорожец и др.), роль речи в психическом развитии (Е. И. Исенина, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.), особенности становления речи и общения у детей с особыми образовательными потребностями (Е. Н. Винарская, Р. Е. Левина, М. И. Лисина, Е. М. Мастюкова, Ф. А. Сохин, Т. Н. Ушакова и др.), а также содержание, методы и приемы обучения разных категорий детей (Н. Ю. Борякова, О. Е. Громова, О. Г. Приходько, Е. А. Стребелева и др.).

Сложная структура речевых нарушений в детском возрасте вызывает необходимость междисциплинарного (психолого-медико-педагогического) подхода к их изучению. Нейро- и патопсихология, изучающие мозговые механизмы и патогенез психической и речевой деятельности, позволяют понять структуру, механизмы и клинические проявления речевых расстройств и установить наиболее эффективные пути коррекционного воздействия.

Согласно современным научным представлениям, речь — это одна из самых сложных высших психических функций, участвующих в реализации психической деятельности человека

Она организует и связывает другие психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление)

В работах Б. Г. Ананьева, П. К. Анохина, О. С. Адрианова, Н. А. Берн-штейна, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. Р. Лурия, И. П. Павлова, Э. Г. Симерницкой, А. В. Семенович, А. А. Ухтомского, Э. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Д. Б. Эльконина и др. описаны возникновение, строение, мозговая организация, особенности речи и других высших психиче гих высших психических функций, нарушения психических процессов у детей и взрослых, пути преодоления нарушений восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, произвольных движений и действий.

Результатом деятельности исследователей стала современная нейропсихо-логическая теория, общепсихологическую основу которой составляет положение о системном строении высших психических функций и их системной мозговой организации. Л. С. Выготский, П. К. Анохин, А. Н. Леонтьев и А. Р. Лурия указывали, что высшие психические функции (в том числе и речь) — результат усвоения общественно-сформированных видов деятельности. Они формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов (окружающего предметного мира и людей, с которыми ребенок вступает в определенные отношения), опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно речевой системой) и произвольны по способу осуществления .

Речь, как и все высшие психические функции, имеет системное, сложное, многоуровневое и многозвенное строение и опирается на функциональную мозговую систему — избирательное динамическое образование, состоящее из значительного числа анатомических и физиологических образований (афферентных /настраивающих/ и эфферентных /осуществляющих/ компонентов), объединенных в единую систему для достижения конечного полезного результата, и способное к пластическому изменению .

А. Р. Лурия указывал, что функциональные системы «не проявляются в готовом виде к рождению ребенка… и не созревают самостоятельно, но формируются в процессе общения и предметной деятельности ребенка… и являются материальным субстратом (психофизиологической основой) психических функций» .

П. К. Анохин писал, что «…функциональная система является избирательным интегративным образованием целого организма, подлинной единицей интеграции». Функциональная система — это, прежде всего, рабочая констелляция, союз отдельных участков головного мозга, которые территориально неза 13 висимы, объединены на основе выполнения общей задачи, которая может выполняться вариативными средствами. Каждый участок мозга выполняет свою, достаточно специфическую роль, каждая функциональная система полирецеп-торна .

И. П. Павловым и А. А. Ухтомским был сформулирован принцип динамической локализации психических функций в головном мозге. Этот принцип предусматривает не фиксированные мозговые «центры», а «динамические системы», элементы которых не теряют своей специфичности. Это учение предполагает, что речь осуществляется системой совместно работающих, но функционально высоко дифференцированных зон коры мозга, участие которых реализует ее психологическую структуру [155, 156J. Таким образом, речь — это самостоятельная функциональная система, одна из форм высших психических функций, которая имеет психофизиологическую и социальную основу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: