Проблема периодизации возрастного развития

Проблема периодизации психического развития в зарубежных и отечественных концепциях - периодизация выготского возрастные кризисы

Введение

Основные теории психического
развития получили своё оформление в психологии ХХ века, что напрямую связано с
методологическим кризисом психологии в начале того столетия. Поиск объективных
методов исследования обнажил проблему конечной цели психологических исследований.
Научные дискуссии выявили разницу в понимании психического развития, а также
закономерностей и условий его протекания. Различие подходов породило построение
разных концепций о роли биологического и социального факторов, о значении
наследственности и среды в развитии личности. Вместе с тем, становление
различных научных школ в психологии развития способствовало дальнейшему
накоплению и систематизации эмпирических данных о развитии человека в разные
периоды жизни. Построение теорий психического развития позволяло объяснять
особенности поведения, выявлять механизмы формирования тех или иных психических
качеств личности.

В западной психологии
традиционно рассматривают психическое развитие человека в русле сложившихся
школ психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, генетической и
гуманистической психологии.

Список литературы

1. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов.2-е изд. — М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005. — 256 с.

2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: в 6 т. — М., 1984. Т.4

3. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. общие основы психологии. — 3-е издание. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997.

4. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. — СПб.: Питер, 2006. — 208 с.

5. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопр. психол. 1971. № 4. С.6-20.

Возрастная психология. Учебное пособие для вузов. 2-е изд. – М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005. – С. 50

Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. общие основы психологии. — 3-е издание. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 124

Выготский Л.С. Проблема возраста// Собр.соч.: в 6 т. М., 1984. Т.4 — С.244-268.

Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопр. психол. 1971. № 4. С. 6—20.

Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2006. – С. 26-27

Периодизация Выготского возрастные кризисы

Л.С. Выготский предложил собственную периодизацию, основанную на диалектической модели развития и идее скачков — переходов в новое качество. Он выделил стабильные и критические возрасты (периоды) в развитии. В стабильные периоды происходит медленное и устойчивое накопление мельчайших количественных изменений в развитии, а в критические периоды эти изменения проявляются в виде скачков необратимых новообразований. Согласно Л.С. Выготскому, в развитии чередуются стабильные и критические периоды: 1) кризис новорожденности, 2) стабильное младенчество, 3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство, 5) кризис третьего года жизни, 6) стабильный дошкольный возраст, 7) кризис седьмого года жизни, 8) стабильные школьные годы, 9) пубертатный кризис, 10) стабильный подростковый возраст, 11) кризис семнадцатого года жизни и т.д.

Необходимым условием дальнейшего развития, причиной возникновения новых формаций являются кризисы, и они случаются в каждом возрасте:

1.кризис нового рождения — происходят резкие изменения в условиях жизни. До рождения плод находится в достаточно комфортных условиях: необходимая температура, давление, питание. В момент рождения все условия резко меняются: резкие звуки, яркий свет, ребенка пеленают, кладут на весы…».

2-й кризис одного года — возникает потребность в новых впечатлениях, в общении, а возможности ограничены — способности ходить отсутствуют, ребенок еще не умеет говорить. Л.С. Выготский связывал кризисное переживание 1-го года жизни с тремя моментами: Ходьба, речь, аффект и воля.

3.кризис трех лет — проявляется стремление к самостоятельности, ребенок впервые говорит «Я сам!», происходит первое рождение личности. В ходе этого кризиса можно выделить две линии — 1) кризис независимости: негативизм, упрямство, агрессивность, или 2) кризис зависимости: плаксивость, застенчивость, стремление к тесным эмоциональным связям.

4.кризис шести-семи лет — появление собственной активности, неустойчивость воли и настроения, утрата детской непосредственности, появляется осмысленная ориентация в переживаниях, связанных с реализацией новой позиции, стремление стать школьником, но сохраняется отношение к дошкольнику.

5.кризис подросткового возраста — кризис характера и установок, претензии на взрослость, независимость, но нет возможности их реализовать. Промежуточное положение — психические и социальные изменения на фоне быстрой физиологической перестройки.

6-й кризис подросткового возраста 16-18 лет — впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, появляются вопросы о смысле и цели жизни, планировании дальнейшей карьеры и жизни.

Кризисы также сопровождают взрослую жизнь человека. Существует кризис молодости с 23-26 лет, кризис 30-35 лет, кризис средней жизни с 40-45 лет, кризис пожилого возраста с 55-60 лет, кризис старости.

От стратегии констатации хода развития к социальному конструированию детства

Современная психология развития и возрастная психология давно преодолели барьер внедрения научных достижений в практику обучения и социализации ребенка. Ярким примером могут стать образовательные и социальные проекты, реализация которых существенна для определения содержания и динамики психического развития ребенка различного масштаба: от модернизации институтов социализации, проектирования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – до практики возрастно-психологического консультирования. Социальное конструирование детства, все более отчетливо осознаваемое обществом как цель, результат и течение социальных процессов и явлений различных уровней, порождает новый образ будущего детства в нашем обществе, в его преемственности и инновациях.

Методологической основой перехода к стратегии социального конструирования детства является культурно-деятельностная теория развития ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин), обеспечивающая переход от констатации стихийного характера психического развития ребенка к целенаправленному конструированию детства и компенсации рисков его развития. Для реализации новой стратегии необходимо последовательное решение взаимосвязанных задач:

  1. Определение ценностно-целевых социальных установок в отношении детства, другими словами, определение того, каким общество хочет видеть детство и ребенка.
  2. Составление прогноза развития детства как необходимого условия его конструирования с учетом социальных требований и внутренней логики онтогенетического развития ребенка. Прогноз развития детства должен быть условно-вариантным, учитывающим связь ресурсного обеспечения условий развития и его вариантов.
  3. Создание условий, обеспечивающих структуру и содержание детства, отвечающего целевым и ценностным установкам общества. Такими условиями становится создание оптимальной социальной ситуации развития как источника развития с учетом специфической роли каждого из ее контекстов (семьи, школы, группы сверстников) и возрастной стадии; новых форм сообществ и социальных практик для выстраивания связи и преемственности между миром взрослых и миром детей; проектирование и организация различных видов деятельности ребенка, форм посредничества, сотрудничества и совместности, в которых автономия / самостоятельность и свобода выбора согласуются с руководством, направленным на инициирование и реализацию общения и сотрудничества ребенка со сверстниками.

Анальная стадия (от 18 месяцев до 3 лет жизни)

В этом возрасте ребенок начинает учиться управлять своим телом. По утверждению Фрейда, ребенок получает большое удовольствие от процесса дефекации, так как это единственное, что на данный момент зависит только от него и родители не могут на это повлиять. На этой стадии начинается приучение ребенка к туалету, и ограничение требований «Ида» социальными требованиями. То есть, именно на этом этапе развития начинают развитие самоконтроль и саморегуляция.

На основе анальной стадии различаются такие типы личности, как анально-удерживающий (упрямая, педантичная личность) и анально-выталкивающий (вклонная к разрушению, жестокая личность). Такие типы личности могут развиться на основе неправильного приучения ребенка к туалету — например, если ребенка ругают за несвовеременную дефекацию. Чтобы обеспечить нормальное развитие творческой личности, необходимо хвалить детей за регулярные походы в тулает.

Периодизация по Фрейду и Пиаже

Зигмунд Фрейд считал, что главным источником, двигателем человеческого поведения является бессознательное, которое насыщено сексуальной энергией. Под инфантильной сексуальностью 3-й Фрейд понимает в самом широком смысле все, что приносит физическое удовольствие — поглаживание, сосание, облегчение кишечника и т.д.
Оральная стадия от 0 до 1 года (эрогенная зона — слизистая оболочка рта и губы). Малыш любит сосать молоко, а при отсутствии пищи — собственный палец или какой-либо предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, могут сформироваться обжорство и жадность. В дополнение к бессознательному «оно», формируется «я» ).

1 — 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается на слизистую оболочку кишечника). Формируется порядок, чистота, скрытность, агрессивность. Формируется множество требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция — «суперэго» как воплощение социальных норм, внутренней цензуры, совести).

3 — 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Гениталии становятся ведущей эрогенной зоной. Если раньше инфантильная сексуальность была направлена на себя, то теперь дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым: мальчики — к матери (Эдипов комплекс), девочки — к отцу (комплекс Электры). Это время строжайших запретов и интенсивного формирования «сверх-Я».

5 — 12 лет латентная стадия, как будто сексуальное развитие ребенка временно прервано. Побуждения, исходящие от «эго», хорошо контролируются. Сексуальный опыт ребенка подавляется, а интересы ребенка сосредоточены на общении с друзьями, школе и т.д.

12 — 18 лет, генитальная стадия соответствует собственному сексуальному развитию ребенка. Все эрогенные зоны объединяются, и возникает желание нормального полового акта.

Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.
Процесс развития интеллекта представлен чередованием трех основных периодов, в течение которых формируются три основные интеллектуальные структуры (см. упрощенную схему в таблице). Сначала формируются сенсомоторные структуры — системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем идут структуры конкретных операций — системы действий, выполняемых в голове, но с обращением к внешним, визуальным данным. Еще позже происходит формирование формальных логических операций.
Главный критерий — интеллект.

  • От 0 до 1,5-2 лет — сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отличать себя от внешнего мира, появляется понимание постоянства, стабильности внешних объектов. На этой стадии язык и идеи еще не развиты, а поведение основано на координации восприятия и движения (отсюда название «сенсомоторный»).
  • С 2 до 7 лет предоперационная стадия — мышление с помощью представлений. Сильный образный подход при недостаточном развитии вербального мышления приводит к своеобразной детской логике. На стадии дооперациональных представлений ребенок не способен приводить доказательства, аргументировать. Мышление сосредоточено на внешних признаках объекта. Ребенок не видит вещи в их внутреннем контексте, он рассматривает их так, как они даны в непосредственном восприятии. (Он думает, что ветер дует, потому что деревья качаются).
  • От 7 до 12 — этап конкретных операций — зарождение элементарного логического мышления.
  • С 12 лет — этап формальных операций — формирование способности логически мыслить, использовать абстрактные понятия, выполнять операции в голове.

Основные типы периодизаций отечественных и зарубежных авторов

Когда в отечественной психологии возникла проблема периодизации психического развития, Л.С. Выготским были проанализированы существующие на тот момент периодизации, разработанные различными отечественными и зарубежными авторами, и разделил их на три основные группы:

  1. Периодизации психического развития, основанные на аналогии с поэтапным формированием и развитием иных процессов развития:

    К данному типу периодизаций, относится периодизация, разработанная С. Холлом.

    Периодизация С. Холла – создана по аналогии с развитием общества, в основе заложена теория рекапитуляции, а онтогенез представлен как повторение филогенеза.

  2. Периодизации психического развития, в основе которых заложен какой-то один определенный признак.

    К данному типу периодизаций относятся:

    • Периодизация З. Фрейда – в основе заложен способ удовлетворения своего либидо, который меняется в зависимости от его психического развития (периоды: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная).
    • Периодизация психического развития Ж. Пиаже – в основе периодизация находится развитие интеллекта и последовательность формирования психических операций (периоды: сенсомоторный интеллект, дооперационный, конкретные операции и формальные операции).
    • Периодизация психического развития П.П. Блонского – в качестве основы используется дентиция (периоды: беззубое детство, молочнозубое детство, прорезывание клыков и премоляров, постояннозубое детство).
    • Периодизация Ш. Бюллера – основной является интенциональность, то есть формирование целеполагания, намерений и планирования (периоды: нет точной цели, юность и отрочество, зрелость, солидный возраст и старческий возраст).
    • Периодизация Л. Колберга – основой является становление морального сознания личности (периоды: доморальный, конвенциональный, автономный).
  3. Периодизации психического возраста, в основе которых находится совокупность критериев.

    К данным периодизациям относятся:

    • Периодизация Э. Эриксона, в основе которой заложено три критерия: «соматическое Я», «сознательное Я», «социальное развитие». Психическое развитие осуществляется последовательно и проходит 8-мь периодов, в каждом из которых имеется центральное новообразование. На каждом периоде развитие может пойти как по положительному, так и по отрицательному пути.
    • Периодизация Л.С. Выготского, в основе которой заложено чередование стабильных и кризисных периодов (периоды: младенчество, раннее детство, дошкольный и школьный возраст, пубертатный период).
    • Периодизация Д.Б. Эльконина – основана на соотношении сферы интеллекта и сферы аффекта. Данная периодизация несколько перекликается периодизацией Ж. Пиаже, который ставил акцент на развитии интеллекта. Д.Б. Эльконин несколько сместил акценты и в соответствии с этим выделил три эпохи: ранее детство, детство и подростковый период.
    • Периодизация А.В. Петровского – опирается на логику вхождения человека в социальную группу (эпохи: детство, отрочество, юность).
    • Периодизация В.И. Слободчикова – основана на развитии у индивида субъективности, формируется посредством изменения форм взаимодействия индивида с окружающим миром (ступени развития: оживление, одушевление, персонализация, индивидуализация, универсализация) Каждая ступень представляет собой завершенный цикл, который включает в себя два периода: период становления событийности и период реализации событийности. В свою очередь каждый период состоит из кризиса и литической стадии.

Таким образом, проблема периодизации психического развития по-разному решается и отечественными и зарубежными психологами. В настоящее время нет общепризнанной периодизации психического развития, каждая из рассмотренных, имеет свои преимущества и недостатки. Все они в равной степени используются в психологии.

Периодизация Эльконина

А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин продолжили линию Л.С. Выготского в современной российской психологии.

В отечественной психологии принята периодизация Д.Б. Эльконина, который предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев: 1) социальная ситуация развития как система отношений, в которые вступает ребенок, и способы ориентации в этих отношениях; 2) основной (ведущий) тип деятельности; 3) основное новообразование развития; 4) кризис.

Периодизация Д.Б. Эльконина интегрирует теорию деятельности А.Н. Леонтьева, концепцию развития личности Л.И. Божович и основные положения Л.С. Выготского о структуре и динамике психологического возраста.

Согласно Л. С. Выготскому, возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития — совершенно своеобразным, специфическим для данного возраста, исключительным, единственным и неповторимым отношением ребенка к окружающей, прежде всего, социальной действительности. Возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития.

В структуру психологического возраста входит и такой компонент, как ведущая деятельность. Другие виды деятельности ребенка развиваются через ведущую деятельность и обеспечивают появление психологических новообразований. Возрастные новообразования — это новый тип структуры личности и деятельности, психологические и социальные изменения, которые впервые возникают в определенном возрасте и определяют сознание ребенка, его отношение к окружающей среде, внутренней и внешней жизни, а также весь ход развития в определенный период времени.

В процессе своего развития ребенок взаимодействует с окружающими его предметами и взрослыми. Использование ведущей деятельности в качестве критерия периодизации позволяет выделить две системы деятельности: «ребенок — социальный объект» и «ребенок — социальный взрослый». Физические свойства объектов не содержат информации о социальном происхождении объектов, о выработанных способах действия с ними. Для того чтобы понять способы действия с социальным объектом, воспроизвести социальный опыт, физические свойства вещи служат лишь ориентирами, а носителем этих способов действия является взрослый. В процессе усвоения социально приобретенных способов действия с вещами происходит всестороннее интеллектуальное развитие ребенка и его становление как члена общества. Взрослый предстает перед ребенком не со стороны случайных и индивидуальных качеств, а как носитель определенных видов социальной деятельности, выполняющий определенные задачи и подчиняющийся определенным правилам. В этом процессе его задачи и мотивы не вытекают из внешних характеристик деятельности взрослых: она воспринимается ребенком как преобразование или производство предметов. «Поэтому становится необходимым особый процесс интернализации задач и мотивов человеческой деятельности и норм отношений, в которые вступают люди в процессе ее осуществления».

В соответствии с этими двумя системами («ребенок — социальный объект» и «ребенок — социальный взрослый») Эльконин выделяет 2 линии развития ребенка: операционально-техническую и мотивационно-потребностную. Корреляция динамики развития каждой из этих линий лежит в основе выделения возрастных периодов.

Таким образом, каждый возраст в периодизации Д.Б. Эльконина может быть описан ситуацией общественного развития, ведущей деятельностью и новыми образованиями.

Согласно D. Б. Эльконин все детство делит на 3 эпохи: Раннее детство (0-3 года); Младенчество (3-11 лет); Подростковый возраст (12-17 лет) Переход от одной эпохи к другой является результатом кризиса, в котором разрешается подвижное противоречие между уровнем развития двух сфер: развитые операциональные и технические способности не совпадают с настоящим мотивационным миром ребенка. Каждая эпоха состоит из двух периодов, которые отличаются тем, какая система преобладает: первый период внутри каждой эпохи связан с развитием мотивационно-демократической сферы, а второй — операционно-технической. Кризис при переходе от одного периода к другому внутри эпохи связан с несоответствием между сформированными мотивами и потребностями и возможностями реализации деятельности, которые есть у ребенка. В более мелких единицах — фазах — можно выделить периоды.

Краткая характеристика направления

Представители психоаналитического направления: З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и др.

Разумеется, характер здесь рассматривается с точки зрения бессознательных влечений. Другими словами, происходит борьба Ид (Оно, бессознательное) с Супер-Эго (Сверх-Я, сверхсознание) через Я (сознание). То есть примитивные инстинкты (Ид) пытаются вырваться на поверхность, но сдерживаются моральными инстанциями (Супер-Эго), создавая таким образом особенности сознания (Я).

Данная схема показана на рисунке 1 в виде айсберга так как это, на наш взгляд, способствует лучшему восприятию данной структуры. Примечание: сверхсознание – Superego, internalized ideals; сознание — Ego, executive mediator; бессознательное – Id, unconscious psychic energy.

Рисунок 1. «Структура личности по З. Фрейду»

Оральная стадия (от рождения до 18 месяцев)

Ребенок полностью зависит от родителей. И так как основными желаниями ребенка является еда и сон, то рот — его основной источник получения удовольствия, удовлетворения потребностей

Когда ребенка перестают кормить грудью, оральная фаза заканчивается, тем не менее, по мнению Фрейда, рот остается важной эрогенной зоной на протяжении все жизни. Исходя из этого, Фрейд выделил два типа личности: орально-пассивный — доверчивая, оптимистичная личность, которая нуждается в «материнской» опеке; орально-агрессивный — пессимистичная, цинничная личность, стремящаяся к спорам и конфликтам, такая личность стремиться командовать людьми, использовать их в своих интересах

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Теория Фрейда

В ходе взросления у ребенка вырабатываются предпочтения, которые связанны с его сексуальной направленностью и поведением. Это и есть психосексуальное развитие, формирующее половую роль, самосознание и сексуальную ориентацию. На него оказывает непосредственное влияние такие факторы, как:

  • половое воспитание;
  • принятые в обществе нормы морали;
  • ранние эксперименты в сексе и возраст их проведения;
  • определение ролей мужчины и женщины, супругов;
  • особенности деятельности человека и его взаимоотношения с другими людьми;
  • обучение.

Существует несколько теорий психосексуального развития, из которых самой популярной (что не значит верной) является психодинамическая. Ее выдвинул основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд. Согласно его концепции, либидо, то есть сексуальное влечение – это основа психики человека.  

Данная теория подразумевает, что ребенок обладает сексуальной энергией с момента рождения и ее можно направить в любую сторону. То есть, младенцы, по мнению Фрейда, не относятся к какой-либо половой группе, они полиморфны. Кроме того, он утверждал, что у ребенка изначально есть тяга к кровосмешению и он должен это использовать: переработать (сублимировать) эту энергию в полезные действия – для развития взрослой сексуальности.

Психиатр считал, что у сексуальности есть не только психологическая сторона, но и физиологическая, проявляющаяся в реакциях тела и поведения.

До состояния зрелости сексуальности нужно пройти несколько этапов, занимающих определенное время. Это считается Фрейдом догенитальным развитием, то есть, у ребенка центром психосексуального переживания являются не гениталии, а что-то другое. При взрослении либидо ребенка локализуется в разных зонах тела, а все заканчивается ее его концентрацией в зоне половых органов.

Все этапы должны быть пройдены полностью и в положенное для них время. Несоблюдение таких условий чревато так называемым застреванием (фиксацией) и вытекающими из этого обстоятельства проблемами и отклонениями.

Каждый этап формирует определенную черту личности, характер которой будет проявляться в дальнейшем в зависимости, насколько благополучно была пройдена такая стадия. Ее течение во многом связано с родителями, их отношением к ребенку.

Если происходит упомянутая задержка (застревание), то у ребенка в бессознательном остается память о приведшей к этому психической травме или о целом периоде. Когда он станет взрослым, похожая психотравмирующая ситуация возвратит к неприятным переживаниям.

Стоит отметить, что научно подтверждающих теорию «отца» психодинамики данных не существует. А вот заключения исследований, указывающих на наличие фальсификаций в утверждении обязательности прохождения упомянутых фаз, имеются. Мы все же их рассмотрим, чтобы иметь представление.

Стадии развития

  1. Оральная стадия (от рождения до года). Здесь источником удовольствия выступает рот. Результаты данной стадии:
  • Оптимистичное мировоззрение, независимость;
  • Пессимистичное мировоззрение, жадность, требовательность, неудовлетворенность, зависимость.

Анальная стадия (от одного года до трех лет). В этой стадии отмечаются первые формы саморегуляции (приучение к туалету). Результаты данной стадии:

  • Аккуратность, великодушие, гибкость мышления;
  • Негативизм, анархичность в поведении, зацикленность на гигиене.

Фаллическая (от трех до пяти лет). Основой данного стадии является конфликт «Эдипова комплекса» или «комплекса Электры». На фаллической стадии психосексуального развития ребенок часто рассматривает и исследует свои половые органы, проявляет интерес к вопросам, связанным с появлением детей и половыми отношениями.

Латентная (от пяти до двенадцати лет). Период сексуального затишья. Запас энергии направляется на несексуальные цели и занятия — учебу, спорт, познание, дружбу со сверстниками, в основном своего пола. Фрейд особо подчеркивал значение этого перерыва в сексуальном становлении человека как условия для развития высшей человеческой культуры.

Генитальная (от двенадцати до восемнадцати лет). Происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом уровне. Аутоэротизм исчезает, ему на смену приходит интерес к другому сексуальному объекту, партнеру противоположного пола. В норме в юности происходит поиск места в обществе, выбор брачного партнера, создание семьи. Одна из самых значительных задач этой стадии — освобождение от авторитета родителей, от привязанности к ним, что обеспечивает нужную для культурного процесса противоположность старого и нового поколений.

Рисунок 3. «Стадии психосексуального развития»

Заключение

В своей теории Д.Б. Эльконин основывался на социально-исторических условиях развития ребенка. Каждый период истории, каждая культура формирует свои собственные законы развития детской психики в зависимости от требований, предъявляемых обществом.

В основе возрастной периодизации Д.Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.

Подход к возрастной периодизации Д.Б. Эльконина интересен тем, что представляет процесс развития как идущий по восходящей спирали, а не как линейный; позволяет показать противоречивое единство мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон развития личности; установить значение каждого отдельного периода для последующего; выстроить периодизацию по эпохам и стадиям на основе внутренних законов развития.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: