Задержка психического развития (зпр) с точки зрения нейропсихолога

Особенности детей с задержкой психического развития

Коррекция задержки психического развития

Методы коррекции задержки психического развития весьма разнообразны и зависят в первую очередь от причин её возникновения.

В том случае, если причины носят медицинский характер, коррекция обязательно должна проводиться под присмотром врачей. При необходимости они назначат необходимое медикаментозное лечение в соответствии с выявленными соматическими заболеваниями и нарушениями функционирования центральной нервной системы, также при необходимости врач может назначить физиотерапию. Обучение детей в таком случае обычно проходит при больнице или в санаторных условиях, чтобы обеспечить ребёнку должный медицинский уход. Если же специальный уход не требуется, то в таком случае следить за выполнением предписаний врачей приходится уже родителям.

К физически здоровым детям тоже нужен особый подход. Обычно дети с задержкой психического развития посещают специализированные дошкольные образовательные учреждения или специализированные группы при общих дошкольных образовательных учреждениях, школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ

В процессе обучения таких детей важно соблюдать некоторые особенности. В связи с тем, что их зрительное восприятие преобладает над слуховым, необходимо опираться на наглядные пособия и демонстрацию учебного материала

Кроме того, у детей с ЗПР страдает концентрация внимания и произвольность, в связи с чем учебный материал должен быть дозированным, а также важна частая смена видов деятельности. Из-за нарушений памяти при обучении таких детей важно учитывать такой аспект, как многократное повторение учебного материала, в связи с чем должно увеличиваться количество учебных часов при изучении сложных разделов программы. Обучение можно проводить в формате игры, это поможет повысить их заинтересованность в обучении и мотивацию. Только в таком случае учебный процесс у детей с задержкой психического развития пойдёт им на пользу, и учебный материал будет хорошо усвоен.

Как правило, в коррекционных классах соблюдается небольшая наполняемость классов. Это позволяет педагогу найти индивидуальный подход ко всем ученикам.

При работе с эмоциональной сферой психологи часто используют такие приёмы, как игровая терапия и различные виды арт-терапии. Это развивает творческие способности ребёнка, даёт возможность выразить чувства, повышает уровень самоконтроля и помогает облегчить процесс адаптации. Постепенно ребёнок научится управлять своим поведением, выражать свои эмоции, они станут более яркими, многоплановыми. Любая рисуночная арт-терапия также развивает воображение, художественные способности ребёнка.

При нарушениях речи проводятся коррекционные занятия с логопедом.

Если же проблемы развития ребёнка исходят из его семьи и воспитания, в таком случае консультация психолога необходима не только ребёнку, но и его родителям.

Психолог поможет выяснить причину задержки психического развития, расскажет о том, какие ошибки в воспитании были допущены и каким образом они способствовали тому, что ребёнок стал отставать в развитии. На основе этих знаний психолог вместе с родителями ребёнка разработает новую стратегию воспитания с учётом предыдущих ошибок, психолог подскажет, какие меры в таком случае родители смогут предпринять самостоятельно. Возможно, взрослым самим будет нужна психотерапия или консультации семейного психолога, чтобы решить свои внутренние и семейные проблемы и конфликты, которые в свою очередь нашли отражение в развитии ребёнка.

Виды задержки психического развития

Как помочь ребенку с ЗПР?

Дети с ЗПР нуждаются в комплексной помощи психолога, невролога, логопеда-дефектолога. Процесс коррекции длительный, сложный, прерывать его крайне нежелательно.

Обязательная часть коррекции ЗПР – медицинская помощь: прием лекарств по определенной схеме, физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, водолечение. Этим занимается детский невролог.

На развитие эмоционально-волевой сферы благотворно влияют арт-терапия, сказкотерапия, игровая терапия, которые проводит психолог. Развитием интеллектуальных способностей – памяти, внимания, мышления, а также речи занимается логопед-дефектолог.

Специалисты рекомендуют отдавать детей с тяжелыми формами ЗПР не в обычные детские сады и школы, а профильные – VII вида. Хороший вариант – обучение в коррекционном классе обычной школы, где обучение проходит по определенным принципам:

  • новый материал объясняют ребенку небольшими порциями и многократно повторяют, чтобы он смог хорошо его усвоить;
  • используется большое количество наглядного материала;
  • частая смена различных занятий, чтобы ребенок мог максимально сконцентрироваться и не терял интереса.

Почему в коррекционном классе ребенку будет лучше? Дело в том, что в обычном классе ребенок с ЗПР будет сильно отставать от остальных учеников и страдать от насмешек и статуса неудачника.

Будьте готовы к тому, что коррекция займет много времени, но у большинства детей с ЗПР прогноз благоприятный, поэтому не отчаиваться не нужно.

Почему возникает задержка психического развития?

Среди причин возникновения нарушений развития можно выделить две большие группы: биологические и социальные.

К биологическим причинам относят:

  • проблемы во время беременности и в родах (токсикоз, внутриутробные инфекции, гипоксия плода, трудные роды и т.д.);
  • наследственная предрасположенность — скорость развития и созревания (как физического, так и психического) во многом определяется генетически; если родители малыша развивались чуть медленнее сверстников, вероятность возникновения нарушений в развитии ребенка будет выше;
  • инфекционные болезни, соматические заболевания;
  • поражения нервной системы различного генеза (в результате травм, инфекций и т.д.).

В числе социальных причин задержки психического развития выделяют:

  • острые и хронические психические травмы: физическое или психологическое насилие, развод родителей, семейные конфликты и т.д.;
  • проблемы воспитания, педагогическую запущенность;
  • неблагоприятные условия жизни ребенка (например, в социально неблагополучных семьях).

Для систематизации нарушений развития современные российские психологи обычно используют классификацию Клары Самойловны Лебединской, известного детского психиатра и дефектолога, в соответствии с которой задержки психического развития подразделяются на:

  • конституциональные — обусловленные наследственностью;
  • соматогенные — возникшие в результате какой-то болезни или патологического состояния (хронической инфекции, соматического заболевания, астении, дистрофии, аллергии и т.д.);
  • церебрально-органические — обусловленные выраженными отклонениями в развитии головного мозга; чаще выявляются при осложненной беременности и трудных родах;
  • психогенные — возникшие из-за неблагоприятных социально-психологических условий (узкого круга общения, ослабления эмоциональных связей между ребенком и взрослыми, чувства отверженности и обделенности и т.д.).

Наиболее характерные отклонения в зависимости от возраста

Каждый период развития ребенка предусматривает свои нормы психического и физического развития.

Симптомы задержки психического развития у дошкольников

Период характеризуется тем, что младенцы не могут разговаривать и неопытным родителям трудно выявить характерные черты отклонения в развитии своего чада, но некоторые подсказки помогут это сделать вовремя:

ребенок в возрасте после 4 месяцев должен реагировать на появление в поле зрения своих родителей, если при этом от него не слышно никаких звуков, то следует обратиться к специалисту за помощью;
к полутора годам малыш должен понимать свое имя, произносить простые, часто повторяемые слова и понимать, когда от него требуют простых действий, отсутствие способности к таким действиям настораживает родителей;
если в два года у малыша очень скудный набор слов, он не может запомнить новых слов, не понимает побуждения к действию, такие симптомы говорят о задержке психического развития;

симптомами ЗПР считается ситуация, если к двум с половиной годам малыш не может составить простые фразы и не может показать знакомые предметы по названию;
в трехлетнем возрасте родители должны насторожиться, если малыш не составляет предложения и не может повторить только что сказанное, быстро лепечет или, наоборот, замедлено произносит слова.
в возрасте четырех лет ребенок связно не разговаривает, не различает понятия, нарушено внимание, слуховая и зрительная память отсутствует.

Отдельное внимание стоит обратить на эмоциональные проявления, обычно дошкольники подвержены гиперактивности, утомление наступает быстро, память слабая, внимание рассеяно на разные предметы. Со взрослыми и сверстниками они трудно общаются, при проведении обследования с помощью энцефалографии наблюдаются нарушения функций центральной нервной системы

Симптомы ЗПР в младшем школьном возрасте

При поступлении в первый класс специалист, проводящий тесты, в обязательном порядке обнаружит, если у ребенка есть задержка психического развития в сторону замедления. Но опытные родители могут и раньше обнаружить такие признаки:

  • если школьник с трудом совершает или у него совсем не получается самостоятельная еда, надевание одежды, застегивание и шнуровка обуви, умывание и другие процедуры личной гигиены;
  • малыш не любит участвовать в совместных играх, с настороженностью относится к другим детям, проявляет замкнутость и нежелание общаться;
  • во всех действиях ребенок проявляет нерешительность, излишнюю агрессию;
  • часто боится простых ситуаций и тревожно ведет себя.

Очень редко случаются такие ситуации, когда малыш с задержкой психического развития ничем не проявляет себя в кругу сверстников, чаще всего отставание в развитии заметно, и трудно не обратить внимания на такое обстоятельство. Но окончательный диагноз ставит специалист, самостоятельно родители не могут лечить ребенка без рекомендаций доктора.

Отличия ЗПР от умственной отсталости

Если к возрасту 10–11 лет у ребенка не проходят признаки задержки развития, то врачи настаивают на диагнозе умственной отсталости, сокращенно УО или подозревают конституциональный инфантилизм. Основными отличиями от замедленного развития являются:

  • при умственной отсталости недоразвитость физического и психического характера носит необратимое направление, если же у ребенка задержка развития, то при правильной профилактике и должном уходе все замедленные реакции постепенно приходят в норму;
  • дети с ЗПР могут адекватно реагировать на предоставленную помощь и использовать полученный опыт в решении подобных задач;
  • ребенок с диагнозом ЗПР старается понять смысл сказанного или прочитанного, чувствует удовлетворение от проделанной работы, а ребята с выявленным инфантилизмом даже не пытаются постичь новые знания.

Прогноз последствий и осложнений

Отставание в психическом плане последовательно отражается на личностном развитии малыша в дальнейших жизненных ситуациях. Вовремя не принятые меры по преодолению задержки развития оставят значимый отпечаток на существовании индивидуума в социуме.

Равнодушное отношение к корректировке развития приводит к усугублению всех проблем ребенка уже в старшем возрасте. Дети отделяются от сверстников и замыкаются в себе, иногда к ним относятся как к изгоям, что формирует неполноценность собственной личности и понижает самооценку. Совокупность событий влечет за собой трудности адаптации и невозможность общения с противоположным полом.

Классификация ЗПР

Причины развития

Остеопатическое лечение
Прием остеопата — 1 сеанс/1 час 7000
Прием остеопата Кишиневского Е.В. (заслуженный врач РФ) — 1 сеанс/1 час 10000

Множество разных факторов может привести к задержке психического развития (ЗПР) у детей дошкольного возраста. Они могут быть как биологическими, так и социальными.
Среди наиболее распространенных причин ЗПР у детей следует отметить следующие:

  • Нарушения эмбрионального развития, такие как краснуха, трепонема, токсоплазма, цитомегаловирус, листерия, герпесная инфекция и ВИЧ. Также опасны дисфункция плаценты, употребление алкоголя, наркотиков и курение. Отравление фенолом, пестицидами, свинцом и повышенный уровень радиации также могут оказать влияние.
  • Проблемы, связанные с перинатальным периодом, такие как недоношенность, гипоксия, внутричерепное кровоизлияние, нарушения обмена веществ у новорожденных, менингит, тяжелая травма мозга и энцефалит.
  • Тяжелые соматические заболевания, например, рахит, нейроинфекции, грипп и эпилепсия, также могут стать причиной ЗПР у детей.

В результате этих факторов происходит дефект нейробиологического и функционального развития мозга у ребенка.

Существует множество причин, которые могут вызвать задержку психического развития (ЗПР) у детей. Некоторые из них связаны с наследственностью, и заболевание может передаваться из поколения в поколение. Например, синдромы Патау, Эдвардса, Корнелии де Ланге и Дауна могут привести к врожденной психической задержке.
Задержка развития ребенка вторичного характера может возникнуть в связи с нарушениями зрения или слуха. Другими причинами являются дефект речи и дефицит общения и сенсорной информации.

Умственная отсталость может быть вызвана аномальным развитием головного мозга. Микроцефалия (недостаточный размер мозга), гидроцефалия (полное или частичное отсутствие полушарий головного мозга), лиссэнцефалия (недоразвитие головного мозга) и понтоцеребеллярная гипоплазия (гипоплазия мозжечка) могут быть причинами умственной отсталости или слабоумия.
Часто патогенез нарушений психического развития связан с неисправностями в обмене веществ или выработке ферментов, таких как фенилкетонурия. У новорожденных, послеродовая умственная отсталость может быть вызвана гемолитической болезнью новорожденного, что происходит в результате резус-конфликта во время беременности. Это может привести к серьезным нарушениям корковых и подкорковых нейронных узлов головного мозга.

Среди социальных факторов, которые могут способствовать ЗПР, следует выделить влияние гипо- или гиперопеки, отсутствие возможности общения с другими людьми из-за инвалидности и авторитарного воспитания, где присутствует беспрекословное подчинение. Средовые факторы, как правило, вызывают ЗПР преимущественно при наличии первичной органической основы дисфункций.

Задержка речевого развития у детей может возникать по разным причинам, включая наследственные особенности, мозговые процессы, инфекционные заболевания и другие факторы. Она проявляется в разной степени у разных детей, и может вызывать эмоциональное напряжение как у родителей, так и у самого ребенка.

Для коррекции задержки речевого развития необходимо обратиться к специалистам — логопеду, педагогу, психологу, неврологу или психиатру. Эти специалисты проводят индивидуальные занятия с ребенком, используя различные методы и материалы для обработки слов, учебных текстов и игровых процессов

Также важно работать над концентрацией и логическим мышлением.
В лечении задержки речевого развития важно учитывать возрастные особенности ребенка и его интересы. Однако, для достижения наилучшего результата, часто требуется комплексный подход, включающий в себя работу со всеми сторонами развития

Для выбора оптимального курса коррекционных занятий, можно обратиться к различным организациям и центрам, предоставляющим услуги по логопедии и психологии

Важно выбрать сертифицированный центр с лицензией на проведение реабилитации и политикой конфиденциальности

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: