Природа заикания
Почти все авторы, занимающиеся изучением заикания, относят этот вид речевой патологии к неврозам, именуя его логоневрозом, так как заикание является той формой нервного страдания, которое относится к функционально — динамическим нарушениям нервной системы.
Лишь небольшое число случаев заикания развивается на органической основе, то есть в результате поражения нервной системы каким — либо патологическим процессом ( энцефалит, эпилепсия, хорея, черепно -мозговые травмы и др. )
В допавловский период понимание невроза базировалось, в основном, на взглядах Адлера, Фрейда и других ученых, являвшихся представителями идеалистической психологии и потому далеких от подлинно научной трактовки невроза.
Такое понимание скрывало истинный механизм нарушения функции речи при заикании.
Большинство авторов второй половины XIX века относили заикание к неврозам, само же понятие невроза было весьма многозначным.
Роль психотерапии в лечении заикания
Прерывание речевого потока, мышечные спазмы, волнение, покраснение лица, попытки повторить одно и то же слово – все это признаки заикания, которое в психотерапевтической практике называется логоневроз. Чтобы лечить речевой дефект, нужно обратиться к психотерапевту. Чем раньше начато лечение патологии в детском возрасте, тем благоприятнее прогноз и меньше риск психологических травм.
Своевременное и адекватное психотерапевтическое лечение заикания способствует избавлению от проблемы как у детей, так и у взрослых. Методы и способы терапии подбираются строго в индивидуальном порядке. Это не значит, что ребенок или взрослый человек обязательно будет подвергнут гипнотическому воздействию или программированию. В настоящее время разработаны эффективные методики, которые предполагают активное участие в лечебном процессе самого пациента.
Помимо психотерапевта, потребуется помощь логопеда, лучше всего – получившего медицинское образование. Отмечено, что прохождение лечения одновременно у двух специалистов приводит к нормализации речи ребенка уже через месяц.
Виды нарушений речи у детей
Основные расстройства речи:
- Алалия – полное отсутствие или серьезное недоразвитие речи. Возникает из-за поражения речевых центров головного мозга, которое произошло внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. В случае недоразвития речи отмечается позднее начало разговора, скудность словарного запаса, сложности в построении предложений, нарушение фонематических процессов.
- Ринолалия – нарушение голосообразования и артикуляции, которое вызывается патологией строения и функционирования речевого аппарата. Среди симптомов: проблемы с лексикой и грамматикой речи, искажения звукопроизношения, проблемы с письменной речью, нарушение фонематических процессов.
- Афазия – патология формирования, воспроизведения или восприятия речи. Ребенок утрачивает способность понимать чужую речь или пользоваться собственной. При этом органы слуха и мышцы артикуляционного аппарата сохранны. Расстройство возникает из-за органического поражения центров восприятия или формирования речи.
- Дизартрия – расстройство произношения отдельных слов, звуков или слогов. Вызвано патологией мышц, задействованных в акте речи, и центрального отдела речедвигательного анализатора. Дизартрия включает проблемы звукопроизношения, речевого дыхания, речевой моторики.
- Заикание – судороги гортанной и артикуляционной мускулатуры, из-за которых ребенок задерживаться на каком-либо звуке, часто повторяет звуки, слоги, слова. Речь может полностью останавливаться на моменте заикания или разрывать плавность разговора, его ритмику.
Как бороться с заиканием у взрослого и ребенка
Основная трудность, с которой придется встретиться в борьбе с заиканием взрослому человеку, состоит в уже сформировавшихся представлениях о жизни и установках на внешние отношения с миром. Необходимо твердо уяснить, что детские проблемы и страхи остались позади, и в настоящий момент смотреть на мир нужно реально. Какие подходы можно для этого использовать?
- Обеспечить исполнение детских желаний. Например, если ребенку не разрешали заниматься пением, фигурным катанием или игрой на музыкальном инструменте, сейчас самое время реализовать несбывшиеся мечты.
- Взращивать в себе ощущение взрослого и самодостаточного человека. Необходимо понять, что никто не может запретить высказывать свое мнение и действовать в выбранном направлении. Взрослый человек сам решает, куда и с кем ему идти, на какую работу устраиваться, с кем жить и так далее. Нужно избавиться от страха сделать что-то не так, ошибиться.
- Научиться говорить «нет». Обязательным пунктом в лечении заикания является научение возражению. Отказы сложно даются людям, воспитанным в авторитарном режиме под давлением родителей и других лиц. Необходимо научиться твердо проявлять свою позицию, без возврата назад. Такой подход применим к ситуациям, когда человек рад бы отказать, но не может. Если уступки идут от души, и внутреннего конфликта не возникает, возражать специально не требуется.
В борьбе с заиканием у ребенка основная роль отводится родителям. Доброе отношение, проявление любви и внимания к его проблемам и желаниям, поддержка в любых начинаниях или неудачах – залог быстрого восстановления речевой функции. Следует наладить сон ребенка, вместе посещать психолога, разнообразить его досуг (например, записать его в спортивную секцию), оградить от стрессовых ситуаций.
Как проявляется заикание у детей?
Главными симптомами заикания являются запинки в речи как результат судорог речевого аппарата или речевого дыхания, попытки избежать произнесения отдельных слов, либо вообще страх общения и отказ разговаривать. Проявляться в речи это может как повторением или затягиванием отдельных согласных или гласных звуков, отдельных слогов, тоническими паузами в отдельных словах. Дыхание отличается нарушением ритма и поверхностностью, ребенку часто не хватает воздуха для произнесения фразы. Заикающихся часто начинают применять разнообразные уловки: покашливание, зевание, улыбку, дополнительные слова-паразиты: «это», «вот», «там», «ну» и другие. Все это неловкие попытки скрыть проблему, сделать запинку незаметнее для окружающих.
В некоторых случаях заикание провоцирует повышенное потоотделение, бледность или покраснение кожи, перебои сердечного ритма. Дополнительно появляются лишние движения туловища или отдельных частей тела, частое моргание, судороги мышц лица или даже гримасы.
Нормы речевого развития
Прежде чем переходить к изучению отклонений, необходимо знать нормальное развитие речевого онтогенеза
Родителям стоит обращать внимание еще в первые месяцы жизни малыша на его поведение и любые проявления вербальных реакций. В этот период он взаимодействует с окружающими при помощи крика
В норме крик имеет чистое звучание, достаточно громкий и интонационно окрашенный.
К 2-3 месяцам появляется гуление. Оно состоит из гласных звуков и некоторых согласных. Малыш может гулить один, но когда появляется взрослый, гуление становится интонационно окрашенным. Это первое подобие диалога между ним и другими людьми.
К 6 месяцам стадия гуления сменяется лепетом. Малыш начинает произносить первые слоги, принимаемые большинством родителей за первые слова. Лепетные слова сначала произносятся кратко и случайно. Затем малыш лепечет все чаще, и появляются уже лепетные цепочки. Такая речь не является содержательной, но именно она становится основой для дальнейшего гармоничного речевого развития.
Первые слова появляются к 1-1,5 годам
В этот период взрослым очень важно поддерживать своего малыша в его стремлении к освоению языка. К 2 годам малыш общается с окружающими простыми фразами, а к 3 – его предложения становятся все распространеннее
В период с 2 до 3 лет происходит резкое увеличение словарного запаса, потому ребенок начинает все активнее познавать окружающий мир. Окружающие люди лучше понимают детскую речь, хотя малыш еще не овладел правильным произношением всех звуков. У детей в этом возрасте отмечаются еще нарушения слоговой структуры, потому что они только начинают осваивать произношение трудных и длинных слов.
К 4 годам должно быть сформировано произношение всех звуков, исключением является сонорная группа. Ребенок общается распространенными предложениями, в своей речи чаще использует притяжательные прилагательные и местоимения. Происходит освоение простых грамматических категорий, он согласовывает слова в предложении, образует новые при помощи суффиксального способа. В этом возрасте нарушений слоговой структуры не наблюдается.
К 5-6 годам дети осваивают произношение сонорных звуков. Они уже умеют составлять логические цепочки, учатся приводить доводы, сравнивают и анализируют свойства предметов. Речь становится все более выразительной, дети учатся управлять своим голосом. Они могут пересказывать короткие сказки, самостоятельно или с небольшой помощью взрослых составлять краткий рассказ.
К 6-7 годам детская речь практически ничем не отличается от разговора взрослого. Ребенок активно использует наречия, числительные. Составляет предложения с использованием предлогов и союзов. Также происходит усвоение рассказов-описаний. В этот период детей начинают готовить к школе, чтобы они полностью освоили фонетическую и грамматическую составляющую родного языка.
Нормы психофизического развития
До 1 года ведущая деятельность малыша – эмоциональное общение. Поэтому в этот период мама должна много и эмоционально общаться с ребенком. К 2 месяцам появляется комплекс оживления на появление родных: появляются двигательные реакции, улыбка. В 6 месяцев малыш выделяет маму среди других людей.
Кроме эмоционального общения, взрослые занимаются развитием моторной сферы малыша. В этот период у него особенно разит хватательный рефлекс. Задача взрослых – вызвать у малыша интерес к выполнению действий с игрушками.
В период от 1 до 3 лет ведущая деятельность ребенка – предметно-манипулятивная. Малыш овладевает навыками самообслуживания, учится держать карандаш, вырезать простые фигуры из бумаги. Ребенок активнее взаимодействует с окружающими людьми. Особенность его общения в этот период – это связь с предметной деятельностью.
В возрасте 3-х лет ребенок начинает осознавать себя как личность, сравнивает с другими. Малыш стремится все делать самостоятельно, задает больше вопросов об окружающем мире. Он уже умеет считать (минимум до 3-х), знает названия простых геометрических фигур, учится сравнивать и анализировать предметы.
К 4 годам дети овладевают более сложными дифференцированными движениями пальцев рук (застегивают пуговицы, завязывают шнурки и т. д.). Ребенок активнее взаимодействует со сверстниками, в общении уже проявляется социальная направленность. Объем памяти увеличивается, поэтому в этом возрасте с ним нужно разучивать стихотворения.
Пятилетние дети помогают взрослым, начинают играть в сюжетно-ролевые игры. В этом возрасте уже можно ставить театрализованные представления. К 6-7 годам у ребенка должна быть хорошо развита моторная сфера, а именно – координация движений; он легко ориентируется в пространстве. В данный период дети должны уметь оценивать свои поступки и окружающих. Концентрация внимания увеличивается; они могут запоминать достаточно большой поток информации; становятся усидчивее.
Индивидуальный подход к заикающемуся школьнику
Чтобы этого не произошло, учитель всем своим поведением, манерой говорить должен способствовать преодолению импульсивности, неорганизованности речи учащихся.
И здесь большую роль играет система вопросов учителя, четкость и логичность речи в любой реплике.
Не менее важно при этом постоянное соблюдение педагогического такта по отношению к заикающимся учащимся. Совершенно недопустимо, например, делать замечания по поводу речи заикающегося ученика в присутствии всего класса
Никогда нельзя забывать, что усиление или ослабление заикания зависит от очень многих, иногда неприметных факторов
Совершенно недопустимо, например, делать замечания по поводу речи заикающегося ученика в присутствии всего класса. Никогда нельзя забывать, что усиление или ослабление заикания зависит от очень многих, иногда неприметных факторов.
На речь влияет:
- эмоциональное состояние ученика ( заикающийся напряжен, спокоен или ждет порицания и т. д.);
- отношение учащегося к учебному предмету;
- форма ответа ( чтение, пересказ, обобщение, вывод и т. д.). Нет ни одного заикающегося, который бы всегда, везде и со всеми говорил одинаково. У одного и того же ребенка в течение дня речь может быть разной — от совершенно свободной до практически невозможной.
Особенности заикающихся подростков
Ученые отмечают, что примерно каждый четвертый заикающийся подросток резко отстает в своем эмоционально-волевом развитии.
У подростков с заиканием оно протекает в целом тяжело, при этом можно обнаружить признаки патологического формирования личности тормозимого типа (другие клинические варианты приобретенной патологии характера не встречались). Для таких детей было присуще невротическое формирование личности.
Подростковый возраст и его особенности накладывают соответствующий отпечаток на личность ребенка. Только часть из детей имеют проявления, которые свойственны для этого возраста. Они включают:
- Психическую анорексию,
- Синдром ускоренного полового созревания,
- Метафизическую интоксикацию.
В ходе экспериментов на уровне очерченных констелляций не было найдено ни одной специфической особенности личности. Как правило, у пациентов преобладающими являются тормозимые свойства характера, которые обладают разным происхождением, степенью выраженности и разным клиническим содержанием.
Личностные особенности подростков с заиканием должны быть подвержены коррекции, поскольку находятся в широком диапазоне (обычные и акцентуированные черты и даже грубые психопатологические нарушения).
Динамику заикания в подростковом возрасте изучали очень мало. Есть авторы единичных работ, которые исследовали отдаленный катамнез больных заиканием. Они не дифференцировали различные виды заикания, признавая, что прогноз в общем хороший: у большей части больных оно пропадает полностью.
В данном процессе большое значение имеет воздействие психических и соматических факторов в проявлении рецидивов. Общим для всех подростков чаще всего является социальная и интеллектуальная ограниченность, низкий уровень общей культуры.
Личностные особенности, включая инфантильность, слабоволие, легкомыслие, отсутствие переживания своего дефекта, отсутствие способности и желания выполнять рекомендации врачей, могут сыграть большую роль в возникновении рецидива, чем определенное внешнее воздействие. Это подтверждают не только родители подростков с заиканием, но и сами пациенты, у которых в катамнезе заикание еще сохраняется.
Чем больше близкие люди дома контролировали выполнение бывшими пациентами врачебных и логопедических рекомендаций, тем большей стойкостью обладала ремиссия. Все это отражает потребность в объединении усилий врачей, логопедов и родителей, которые смогут вместе корректировать заикание.
Различия в личностных особенностях подростков с заиканием можно определить не только тяжестью речевого дефекта, но и степенью эмоциональной, социальной зрелости и общей интеллигентности.
Личностные особенности заикающегося школьника
Возникающая при заикании затрудненность речевого общения не проходит бесследно для формирования личности ребенка, его поведения.
Физиологические и психологические основы заикливой речи в детском возрасте существенно отличаются от тех же основ в более позднем возрасте.
Так, в логопедической практике имеется мнение, что в раннем школьном возрасте отсутствуют вторичные патологические условнорефлекторные связи и менее выражены закрепившиеся по типу условного рефлекса вегетативные сдвиги в организме.
Считается, что у детей младшего школьного возраста чаще наблюдаются нарушения преимущественно моторной стороны речи. Однако отсутствие патопсихологических наслоений свойственно не всем детям младшего возраста.
Отсутствие у этих детей патопсихологических наслоений объясняется тем, что у них по сути дела чаще нет синдрома заикания как судорожной формы речи. Нередко здесь имеет место так называемая итерация, сущность которой проявляется в виде повторения слогов, слов, что некоторые авторы рассматривают как физиологическое явление ( М. Зееман и др. ), возникающее на первых этапах становления речи. Это состояние при известных условиях может перейти в заикание. Однако это не является обязательным.
Патопсихологические особенности, возникающие в эмоционально -волевой сфере и характере ребенка усиливаются или ярче проявляются ( по моим наблюдениям) в более старшем школьном возрасте.
Заикающийся ребенок обычно сам чувствует неправильность своей речи и часто жалуется на это. Он боится говорить или говорит шепотом. В основном ограничивается короткими ответами, иногда предпочитает молчать и в общении с окружающими пользоваться жестами.
Заикание резко меняет поведение ребенка. Он становится раздражительным, озлобленным, застенчивым, пугливым. Не имея возможности свободно говорить, ребенок сторонится детей, предпочитает одиночество.
Часто дети передразнивают заикающегося ребенка, смеются над ним. В связи с этим ребенок все более осознает свой недостаток, что приводит к дальнейшему ухудшению состояния его речи.
Чем больше заикающийся ребенок стремится избежать затруднений в речи, тем меньше это ему удается и он тяжело переживает свой недостаток.
Изменение личностных особенностей ребёнка в условиях школьного обучения.
Личностные качества школьника подвергаются значительным изменениям в связи с новой обстановкой: попадая в школу из домашней среды, где его дефект чаще встречал сочувствие и ласку, или из детского сада, где маленькие дети вообще мало обращали внимания на его дефект, первое с чем встречается школьник , это то, что его дефект обращает на себя внимание учеников. Неблагоприятная обстановка вызывает острое переживание у такого ребенка и, если прежде он особенно не тяготился своим дефектом, то сейчас он начинает сознавать, что он не такой как все, начинает следить за своей речью, стараясь избежать судорожного спазма и это, как правило, ухудшает ее
Неблагоприятная обстановка вызывает острое переживание у такого ребенка и, если прежде он особенно не тяготился своим дефектом, то сейчас он начинает сознавать, что он не такой как все, начинает следить за своей речью, стараясь избежать судорожного спазма и это, как правило, ухудшает ее.
Невротические явления нарастают и на фоне их, возникает ряд специфических психологических симптомов, характерных для заикающихся, усиление спазмов, возникновение страха перед речью и даже перед произнесением отдельных звуков.
Сам процесс обучения, необходимость отвечать урок перед всем классом, перед учителем — все это сверхраздражители для заикающегося.
В книге А. В.Ястребовой «Учителю о детях с нарушениями речи» в главе «Преодоление заикания в процессе учебной деятельности» читаем:
Требования быстрого ответа, возможные насмешки товарищей во время классных занятий тяжело травмируют ребенка, значительно усугубляя дефект его речи: в эти моменты появляется нередко судорожность, граничащая нередко с полной немотой.
Заикающийся ребенок, с возрастом все больше и больше чувствуя недостатки своей речи, начинает постепенно понимать, что данный дефект невыгодно выделяет его среди нормально говорящих сверстников.
В книге Е. Н. Винарской «Задержки и дисгармония развития при воспитании детей методами силового принуждения» читаем «Адаптация ребенка к внешнесредовым условиям жизни в обществе обуславливает собой ряд субъективно ценностных перестроек, каждая из которых проявляется и закрепляется в определенных знаниях, умениях и навыках».
Факторы, способствующие усилению заикания в школьных условиях.
Именно в такой ситуации и возникает, как правило, усиление заикания
Заикание также усиливается, если устное общение проходит в условиях, отличных от привычных для детей, когда изменяется форма опроса, когда учащемуся предлагается внезапный вопрос, к ответу на который он не успел подготовиться, когда в ходе урока имеет место длительное ожидание вызова к доске, а также при недостаточно корректном отношении учителя к заикающемуся.
Иногда учителя забывают, что речь ребенка с момента поступления в школу становится в иные условия, к ней предъявляются повышенные требования.
Публичность речи, необходимость говорить в условиях направленного внимания учителя и класса — вызывает волнение ученика, он начинает с тревогой и опасением следить за своей речью, стараясь преодолеть спазмы дополнительным напряжением речевой мускулатуры.
Однако эти действия только ухудшают его речь, вызывая усиление заикания.
Учителю необходимо знать, что в таком состоянии теряется способность умело пользоваться уже приобретенными речевыми навыками. Требование быстрого ответа, возможные насмешки товарищей во время классных занятий тяжело травмируют ребенка, значительно усугубляя дефект его речи: в эти моменты появляется нередко судорожность, граничащая с полной немотой.
Иногда учитель спрашивает учеников только письменно. Такая форма опроса также отрицательно сказывается на речи и психике заикающихся.
Не менее травмирует школьников и усиливает проявление заикания и неправильная организация их устных ответов, когда учитель сбивает заикающихся учащихся с взятого ими темпа речи, нарушает последовательность высказываний, торопя их без особой надобности.
Недостаточная корректность учителя особенно отрицательно сказывается в тех случаях, когда заикание сопровождается отклонениями речевого развития у детей.
Полагая, что причиной неуспеваемости такого ученика является заикание, учитель, щадя его, старается как можно реже спрашивать и невольно уделяет ему меньше внимания.
Постепенно у такого ученика образуются пробелы в знаниях программного материала, и он попадает в число второгодников, а иногда его даже переводят во вспомогательную школу.
Нарушения в развитии речи детей дошкольного возраста.
Выделяют такие основные причины речевого повреждения:
- Наследственность;
- Поражение головного мозга плода в период беременности и осложненная родовая деятельность;
- Нарушение работы артикуляционного аппарата;
- Задержка психического и физического развития;
- Повреждение слуховых органов;
- Социальный фактор (отсутствие речевого общения родителей с ребенком);
- Тяжелые формы заболевания в раннем возрасте;
- Отсутствие полноценного питания.
Логопед, психолог и педагог — квалифицированная помощь этих специалистов незаменима в решении проблем, связанных с особенностями развития детей, имеющих речевые нарушения.
Как помочь ребенку справиться с заиканием?
Работу с детьми с заиканием по коррекции проблемы стоит начинать под руководством опытного логопеда, который предложит комплексный подход к исправлению ситуации. В общем случае корректирующие мероприятия будут включать как лечебно-оздоровительные процедуры, так и психологическую помощь. Первая часть процедур будет включать работу по нивелированию или уменьшению проявления судорог и других отклонений физиологического плана. Вторая — будет воздействовать на личность ребенка и поможет скорректировать его поведение.
Лечебно-оздоровительные процедуры предполагают:
- ЛФК, включая упражнения в бассейне;
- физиотерапию;
- массаж;
- дыхательную и артикуляционную гимнастику.
Важно организовать поэтапный и систематический подход к процессу, доброжелательная атмосфера. В специальных центрах организуются дополнительные занятия по ручному труду: рисованию, лепке, играм
Естественно, основной частью являются речевые упражнения по формированию ритмической речи, включая диалоги, разговор шепотом с соблюдением грамматики, лексики, фонетики и многое другое. Занятия проводятся индивидуально и в группах, поэтому ребенок одновременно преодолевает социальные комплексы и получает возможность полноценно общаться со сверстниками.
Практика показывает, что большинство детей полностью избавляются от проблемы. Необходимо понимать, что чем дольше период с начала возникновения симптомов до начала лечения, тем тяжелее гарантировать полное избавление от заикания. Во избежание рецидива следует соблюдать все рекомендации специалиста и обеспечить гармоничное развитие личности ребенка.
Бесплатная диагностика с логопедом
Педагог проверит, какие проблемы с речью есть у ребёнка, и предложит индивидуальный план занятий
Запишитесь на бесплатный пробный урок
Выберите удобное время. Сразу после записи встреча появится в календаре ученика
Какие психологические факторы усиливают проявления заикания?
Первопричины появления заикания до конца не выяснены. Было замечено, что способствуют возникновению и развитию недуга ранняя попытка заставить ребенка говорить и ускоренное пополнение словарного запаса или, наоборот, замедленное развитие речи, недостатки общего развития. Если не рассматривать случаи патологий, то многое зависит от подхода в семье: излишние требования и давление на ребенка или недостаток времени на занятия с ребенком, это же происходит при нарушениях в семейных ролях и нервной обстановке в семье.
Множество учёных пытались разобраться в этом вопросе. Большинство сходятся во мнении, что причина лежит в сфере психологии. Отдельные личностные особенности человека будут способствовать развитию заикания:
- неуверенность в себе, боязнь общения с окружающими, обидчивость;
- эмоциональность, склонность к резким переменам настроения и повышенная тревожность;
- склонность к фантазированию;
- низкая сила воли.
Это проявляется в самых разных формах. Особенности детей с заиканием 2-4 лет, и даже старше: может боятся темноты вплоть до недержания, с трудом приспосабливаются к новой обстановке, например, при переезде или необходимости посещать детский сад.
Внешние психологические факторы не менее важны: чрезмерная строгость со стороны родителей, длительная напряжённая обстановка в семье, включая периодические конфликты, одномоментные психологические факторы: испуг или наоборот яркое радостное событие. Психологическая травма бывает способствует появлению мутизма, то есть полному исчезновению речи на несколько часов или дней. А также другие дефекты речи, такие как дислалия, тахилалия, дизартрия, ринолалия, алалия или афазия, будут способствовать появлению заикания.
Проявившийся дефект речи чаще всего будет способствовать развитию нервозности, проявлению упрямства и грубости, капризам ребенка. Некоторых детей пугает этот дефект речи настолько, что они пытаются закрыть рот рукой или вовсе отказываются говорить совсем сознательно, чтобы не совершать ошибок.
Необходимо понимать, что насмешки сверстников и нетерпение со стороны взрослых с каждым днём будут усугублять проблему. Поэтому, чем быстрее вы обратитесь к специалистам, тем легче будет справиться с проблемой.
Психосоматическая природа заикания
Психосоматика представляет собой медицинскую отрасль, смежную с психологией, деятельность которой состоит в изучении, выявлении и устранении соматических болезней, возникших под действием психологических факторов. Большинство специалистов относят заикание именно к таким патологиям. Считается, что оно развивается, когда получаемая эмоциональная и психическая информация не соответствует возможностям и желаниям человека.
Среди основных психосоматических обоснований, приводящих к речевому расстройству, можно выделить следующие:
- Боязнь открыто высказываться. Если ребенка постоянно прерывают, перебивают, не выслушивают его мнения и желания, то постепенно у него формируется рефлекторная остановка своей речи на фоне попыток что-то сказать. Энергетически слова «хотят» выйти наружу, но установка на запрет не позволяет этого сделать.
- Чувство неправоты. Заикаться ребенок начинает, когда любая его активность подвергается осмеянию, критике.
- Боязнь возразить. Жесткий авторитарный режим воспитания часто ведет к подавлению любого собственного мнения у ребенка. Девиз такого подхода – «взрослый (старший, посторонний и так далее) всегда прав». Это приводит к развитию чувства неполноценности, ощущению себя маленьким, глупым, не способным рассуждать и мыслить. В результате развивается боязнь высказать свое мнение по какому-либо вопросу и заикание при попытке это сделать.
Ощущение страха быть осмеянным, непонятым, выглядеть глупо со временем сказывается на поведении ребенка и отношениях с окружающими людьми. Даже мыслительный процесс начинает происходить по-другому. Речь, обращение к кому-либо превращаются для человека в стрессовую ситуацию. Более того, подсознательно формируется агрессия, злость на собеседника, что еще больше препятствует нормальному проговариванию слов.
https://youtube.com/watch?v=T36n5CmieZM
Заключение
Известно, что интенсивность судорожных проявлений заикания тесно связана с эмоциональным состоянием больного ребенка.
Чем грубее судороги, тем больше больной переживает и травмируется ими.
Чем интенсивнее переживания и эмоциональные реакции больного, тем резче судорожность.
Таким образом, формируется «порочный круг» или «порочная спираль», описанные В. Н. Мясищевым и характерные для системных неврозов к которым можно отнести большинство случаев заикания.
Сказанное обусловливает доминирующую роль психотерапии в комплексном лечении заикания у детей.
Эта работа предъявляет определенные требования к профессиональной подготовке и личности врача и логопеда.
Возвращение радости речевого общения со сверстниками, школьная реабилитация, создание оптимистической обстановки вокруг заикающегося -это немаловажное условие успешного лечения