Что нужно знать о психологической готовности ребёнка к обучению

Психологическая готовность к школе

Личностно-социальная готовность

Личностно-социальная готовность заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками.

На самом деле, современные первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом. Чаще этот симптом выражен у «домашних» детей, никогда не посещавших детский сад – у этих ребятишек минимальный опыт по разруливанию конфликтных ситуаций, принятию совместных решений.

Легко ли ваш ребенок идет на контакт с другими детьми и взрослыми? Не слишком ли часто вы берете на себя его функции? Например, когда психолог спрашивает будущего первоклассника, как его зовут, мама с готовностью отвечает: «Нас зовут Саша!».

У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.

«Домашние» дети нередко боятся большого скопления народа. По правде сказать, и не всем взрослым в толпе уютно. Но не забывайте, что малышу предстоит жить в коллективе, и поэтому постарайтесь иногда выбираться на какие-то массовые мероприятия, брать ребенка на вокзал или в аэропорт – это опыт «выживания в толпе».

Психологическая готовность

Важная составляющая готовности к школе — психологическая готовность. Понятие психологической готовности к школе включает в себя:

  • интеллектуальную;
  • личностную;
  • социальную;
  • эмоционально-волевую готовность.

Психологическая характеристика готовности к школе включает в себя также осмотр психиатром и медицинское заключение по факту осмотра. Врач проводит беседу, тестирование и заносит эти данные в медицинскую карту. Считается, что ребенок психически готов к поступлению в школу, если у него не обнаружено психических и функциональных отклонений или они незначительные, не требующие коррекции (лечения).

Интеллектуальная готовность

Будущий первоклассник должен:

  • уметь мыслить аналитически, устанавливать связи между предметами и их свойствами, причиной и следствием;
  • иметь запас знаний, необходимых для обучения в первом классе;
  • уметь ориентироваться в пространстве, знать, как возвращаться с прогулки по двору домой, как пройти в школу, до магазина.

Развитие мышления, речи и памяти должны соответствовать его возрасту. Для успешного обучения у ребенка нужно поощрять любознательность, он должен стремиться получать новые знания.

Личная и социальная готовность

Социальная и личностная готовность ребенка к школе связаны между собой. Они включают в себя:

  • понимание плохо-хорошо, нравственное развитие;
  • коммуникабельность, способность общаться со взрослыми и со сверстниками, умение решать ссоры с другими детьми без явной агрессии, понимание авторитета взрослых;
  • умение слушать преподавателя, понимание задач, которые он ставит (и принятие их без реплик «не буду, не хочу»), способность спрашивать, уточнять у учителя то, что непонятно, умение признавать свои ошибки, если они появляются;
  • умение адекватно реагировать на замечания сверстников и взрослых.

Отношение ко взрослым, самому себе и своим сверстникам, способность самостоятельно следить за своими действиями и поведением, умение оценивать свое и чужое поведение — из всего этого складывается личностная готовность к школе.

Структура

Психологическая готовность к школе включает в себя: личностную, умственную и волевую готовность.

Личностная готовность

Её составляющие:

  • Мотивационная готовность — сформированность социальных мотивов (потребность в социальном признании, стремление к приобретению социально значимого статуса), а также сформированность и доминирование учебных и познавательных мотивов;
  • Сформированность самооценки и Я-концепции — осознание ребёнком cвоих физических возможностей, умений, переживаний, а также способность оценить свои достижения и личностные качества;
  • Коммуникативная готовность — готовность ребёнка к произвольному и продуктивному общению с учителем и сверстниками, в контексте учебной деятельности, наличие коммуникативной инициативы;
  • Эмоциональная зрелость — освоение ребёнком социальных норм выражения своих чувств, отсутствие импульсивных реакций, сформированность высших чувств — эстетических(чувство прекрасного), интеллектуальных(радость познания), нравственных.

Умственная готовность

Её составляющие:

  • Познавательная готовность — переход к понятийному интеллекту, овладение основными мыслительными операциями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование), способность действовать во внутреннем плане, понимание причинности явлений, наличие определенного набора знаний, представлений и умений.
  • Речевая готовность — сформированность лексической, фонематической, грамматической, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функции речи; становление и развитие различных форм речи(монологическая — диалогическая; внешняя — внутренняя).
  • Развитость восприятия, памяти, внимания и воображения — осознанность восприятия, использование системы сенсорных эталонов и соответствующих перцептивных действий; большая опосредованность памяти и внимания; развитие сенсо-моторной координации и мелкой мотортики.

Волевая готовность

Её составляющие:

  • Готовность в сфере воли — возможность целеполагания и сохранения целей, способность к осуществлению волевого усилия, соподчинение мотивов.
  • Развитие произвольности — способность ребёнка строить свое поведение и деятельность в соответствии с установленными правилами, осуществление действий по предлагаемым образцам, их контроль и коррекция.

Если ребенок не соответствует критериям готовности

Если будущий ученик психически не готов к школе, главная задача родителей – как можно скорее выработать правильную личностную мотивацию к развитию и обучению. Это является приоритетом с точки зрения психологии. Для этого нужно объяснять дошкольнику, для чего нужна учеба, и на практике доказывать ценность образования. Также следует своевременно провести коррекцию элементов детского поведения в соответствии с критериями, принятыми в начальной школе. В среднем, на выработку нужных для школы умений и решение детских проблем уходит от трех до шести месяцев. Однако каждый конкретный случай индивидуален. Проводить консультации и тесты на психическую готовность рекомендуется примерно за год-два до предполагаемого поступления дошкольника в первый класс.

Будущий первоклассник должен знать, для чего он учится, это – главный показатель психической зрелости

Родители должны безоговорочно принимать сына или дочь со всеми его (ее) недостатками. Поэтому, даже если малыш пока еще не готов к обучению, старшие ни при каких обстоятельствах не должны давить на него, унижать и насмехаться. Решить проблему неготовности к школе довольно просто: в большинстве случаев стоит лишь немного подождать, так как эмоциональная и психологическая зрелость наступает у всех в разное время.

Характеристика основных проблем психологической готовности ребенка к школьному обучению

В настоящее время проблема готовности ребенка к школе в основном рассматривается как психологическая. Это связано с тем, что приоритет в подготовке ребенка к школьному обучению отдается развитию мотивационно-потребностной сферы, операциональных навыков, произвольности психических процессов и развитию тонкой моторики рук.

Как показывают проведенные исследования, лишь одна интеллектуальная готовность к школе не способна обеспечить ребенку успешность вхождения в учебную деятельность. Однако, на современном этапе система дошкольного образования направлена именно на овладение детьми старшего дошкольного возраста навыков чтения, счета и письма. Это связано с тем, что данные навыки до сих пор считаются основной школьного обучения. Отчасти это продиктовано теми учебными программами, которые реализуются в современных общеобразовательных школах, где отводится крайне мало времени на освоение детьми основ грамоты. Поэтому дети, которые не владеют навыками чтения, счета и письма с самых первых дней отстают от своих более развитых и продвинутых одноклассников.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста необходимой мотивации на обучение, развитие памяти, произвольности внимания, ориентировки на способ действия, словесно-логического мышления и разнообразных операциональных навыков выступает при этом как побочный продукт обучения, который должен сформироваться самостоятельно в процесс интеллектуального развития ребенка. Однако, как показали последние исследования, это вовсе не так.

Специально проведенные исследования показали, что зачастую те дети, которые достаточно хорошо подготовлены интеллектуально к обучению в общеобразовательной школе, испытывают трудности в учебе. Например, они неправильно ведут школьные тетради, работают с дидактическим материалом и т.д. Это связано с тем, что у детей не достаточно сформирована мотивационная сфера и ряд важных психических процессов, необходимых для успешного вхождения в учебный процесс.

К сожалению, большинство родителей и педагогов считают, что все необходимые умения сформируются у ребенка «сами собой» по достижению им определенного возраста. При поступлении ребенка в школу и обнаружении у него отсутствия данных качеств, взрослые начинают требовать от ребенка быть внимательным и добросовестным, при этом совершенно забывая, что эти качества необходимо развивать у ребенка на протяжении всего дошкольного детства.

Эмоционально-волевая готовность

«А не буду, потому что не интересно (слишком легко, или, наоборот, слишком трудно)!». Почему ребенок, который блестяще занимался до школы с частным преподавателем, порой получает глубокое разочарование от школы?

Конечно, здесь много зависит и от педагога, и от системы образования, которая, увы, оставляет желать лучшего и рассчитана на среднестатистического ученика. Но дело не только в этом.

Ведь занятия для дошкольников и настоящие уроки – это все-таки разные вещи. Если первые – прежде всего, игра (а иначе просто не получится, ни один нормальный дошкольник, если он, конечно, не супер-вундеркинд, не предпочтет урок игре), то вторые – именно система обучения. И далеко не всегда это обучение будет увлекательным и захватывающим. Поэтому очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.

Как ни странно, развить эти качества поможет опять-таки игра. Только игра особая – по правилам (от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат, «Мемори», домино и пр.). Ведь именно такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.

Полезно, если ребенок заранее привыкнет к смене деятельности – например, спокойная работа за столом будет чередоваться с подвижными играми (особенно важно это для возбудимых, подвижных детей). Так им будет легче сдерживать свой порыв встать и побегать посреди занятия, ведь они будут знать, что для этого есть специальное «шумное время»

Общая характеристика

Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:

  • морфологических;
  • психологических;
  • личностных.

 Степень их сформированности зависит от:

  • правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);
  • уровня развития его психических процессов;
  • социальной среды, в которой малыш воспитывался;
  • личностных качеств, которые у него выработались;
  • наличия основных универсальных учебных умений.

Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики в таблице.

Физическая

Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.

Психологическая

Интеллектуальная

Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.

Социальная

Готовность взаимодействовать с окружающим социумом.

Личностная

Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника.

Эмоционально-волевая

Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.

Специальная

Основные учебные умения

По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.

Что такое психическая готовность к школе

Психическая, или психологическая готовность к школе – это способность будущего ученика правильно воспринимать учебу как основной метод познания окружающего мира. В дошкольном возрасте главным способом знакомства с миром была игра, у младших школьников она заменяется учебой. Если ученик, поступающий в образовательное учреждение, готов к началу нового этапа в своей жизни, то он:

  • Позитивно воспринимает процесс обучения;
  • Умеет определять то, что является главным в процессе обучения;
  • С удовольствием осваивает новые навыки и умения, получает новые теоретические знания и применяет их на практике, на уроках и дома при выполнении домашних заданий;
  • Понимает, для чего нужна школа;
  • Адекватно реагирует на советы и замечания учителя, умеет строить конструктивные отношения с одноклассниками;
  • Понимает, как нужно вести себя во время урока.

Если несколько или хотя бы один из этих показателей не соответствует действительности, будущий ученик еще не готов к сознательному получению образования. Впадать в панику в этом случае не стоит, но показать ребенка специалисту нужно – своевременная помощь психолога поможет не только восполнить пробелы в знаниях, но и выработать правильную мотивацию на обучение. Работа с детьми ведется в игровой занимательной форме.

Малыш должен физически и психически «созреть» для успешного обучения

Диагностика готовности ребенка к школьному обучению

Характеристика психологическая готовности к школе включает в себя такие аспекты, как правильное восприятие учителя и сверстников, умение находить общий язык с одноклассниками, умение ставить перед собой образовательные цели и достигать их, используя полученные на уроках знания. Во время диагностики психологи используют следующие методики:

  • Тестирование на развитие логического мышления. Ученикам предлагаются несложные задачи на поиск закономерностей («продолжи ряд») или на поиск «лишнего» предмета в ряду. Психически готовый к школе ребенок должен не только справиться с заданием, но и грамотно объяснить свой выбор старшему;
  • Проверка уровня усидчивости и концентрация внимания;
  • Тесты на знание элементарных норм вежливости и корректного поведения со старшими;
  • Решение задач, требующих нестандартного мышления (так называемые «загадки с подвохом»).

Также психологи довольно часто вводят в структуру занятий метод опроса: ребенку задают несколько вопросов про школу и обучение, потом анализируют ответы в совокупности, чтобы определить готовность. Будущего первоклассника могут спросить, для чего нужно учиться; также специалист может попросить ребенка назвать то, без чего нельзя представить себе школу. О психической и социальной неготовности свидетельствует упоминание ребенком только формальных, внешних компонентов обучения (например, портфель, книги, класс). Если дошкольник хорошо представляет себе процесс обучения и готов к нему, ответы будут более продуманными и сложными: у таких детей школа часто ассоциируется с учителем, родительскими собраниями, знаниями, чтением и письмом, новыми друзьями.

Для диагностики готовности к обучению психологи используют индивидуальное и групповое тестирование

Внимание! Родители часто слишком заостряют внимание на обучении чтению, форсируя этот процесс. Поступать так – большая ошибка

Лучше, если ребенок читает медленно, по слогам, но понимает смысл прочитанного и может кратко пересказать сюжет рассказа (стихотворения). Если будущий ученик читает бегло, но не усваивает смысла, этот навык вряд ли принесет ему пользу.

Какие компоненты включает

Готовность психологическая ребенка к школе состоит из нескольких компонентов. Все они одинаково важны для будущего первоклашки. Если дошкольник психически готов идти в первый класс и учиться, то он:

Умеет слушаться старших;
Способен длительное время концентрировать внимание на выполнении какого-либо задания;
Усидчив и аккуратен;
Быстро входит в контакт со сверстниками;
Имеет развитые навыки мелкой моторики (хорошо рисует, лепит, вышивает).

Также малыш должен хорошо знать буквы и цифры и понимать, для чего они нужны. Самый важный показатель психологической готовности – умение будущего ученика выполнять какие-либо действия не по собственному желанию, а по просьбе старшего. Например, некоторые дети, психически не готовые к переходу из садика в школу, могут прямо на уроке вставать и выходить из класса, мотивируя это тем, что находиться на занятии неинтересно. Также они могут отказываться делать что-либо вместе со всеми (например, лепить или рисовать), объясняя это своим желанием делать что-либо другое. Такое поведение – характерный признак незрелой психической и эмоциональной сферы. Напротив, показателем готовности к обучению является осознанное жертвование собственными желаниями и интересами. В этом случае учащийся понимает: для того чтобы овладеть знаниями, необходимо выполнять требования учителя и делать то, чем занимаются в классе все остальные.

Многие дети на седьмом году жизни умеют читать и писать, но далеко не все, это нормально

Суть интеллектуальной готовности к школьному обучению

Многие родители уделяют пристальное внимание развитию интеллекта своего ребенка. Для этого окружают малыша соответствующими игрушками, учат анализировать и замечать признаки предметов и явлений, вовлекают его в логические рассуждения, рано обучают чтению. Всё это развивает интеллектуальные способности, входит в интеллектуальный багаж дошкольника и становится опорой ему в школьном обучении

Всё это развивает интеллектуальные способности, входит в интеллектуальный багаж дошкольника и становится опорой ему в школьном обучении.

Прослеживается важнейшая закономерность. Если ребенок уже имеет интеллектуальную подготовку, значит, это произошло благодаря возросшим возможностям его познавательных функций.

Если же познавательная сфера достигла определенного уровня, то дошкольнику по силам систематическая учебная нагрузка, которая ожидает его в школе.

С точки зрения физиологии, интеллектуальная готовность к школе является отражением функционального созревания структур головного мозга. Ребенок оперирует существенным объемом знаний, активно задействует мыслительные операции, постигает основные связи между объектами – следовательно, его мозг достиг необходимой физиологической стадии развития. И наоборот – если появился определенный уровень сформированности мозговых структур, первоклассник справится с учебной нагрузкой школьника.

В связи с вышеизложенным обоснованием можем сделать вывод, что интеллектуальная готовность ребенка к школе это необходимый уровень каждого познавательного процесса, дополненный осведомленностью об окружающем мире и способностью воспринимать и усваивать новые знания. Этот аспект развития дошкольника также называют интеллектуальной зрелостью, и он является только частью психологической готовности к школе.

Источники

  • Ormiston HE., Dixon AL., Barnett A. School Psychology Supervisors’ Perceptions of Specialist-Level Training: An Exploratory Study. // Contemp Sch Psychol — 2021 — Vol — NNULL — p.1-11; PMID:33747614
  • Martinez-Santos AE., Fernandez-De-La-Iglesia JDC., Sheaf G., Coyne I. A systematic review of the educational experiences and needs of children with cancer returning to school. // J Adv Nurs — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33598984
  • Tye SK., Kandavello G., Wan Ahmadul Badwi SA., Abdul Majid HS. Challenges for Adolescents With Congenital Heart Defects/Chronic Rheumatic Heart Disease and What They Need: Perspectives From Patients, Parents and Health Care Providers at the Institut Jantung Negara (National Heart Institute), Malaysia. // Front Psychol — 2020 — Vol11 — NNULL — p.481176; PMID:33584393
  • Mohamed NE., Shah QN., Kata HE., Sfakianos J., Given B. Dealing With the Unthinkable: Bladder and Colorectal Cancer Patients’ and Informal Caregivers’ Unmet Needs and Challenges in Life After Ostomies. // Semin Oncol Nurs — 2021 — Vol37 — N1 — p.151111; PMID:33423864
  • Roos E., Søndenaa E. Improving the transition process to independent living for adolescents with profound intellectual disabilities. Experiences of parents and employees. // BMC Health Serv Res — 2020 — Vol20 — N1 — p.1133; PMID:33298053
  • González Olivares ÁL., Navarro Ó., Sánchez-Verdejo FJ., Muelas Á. Psychological Well-Being and Intrinsic Motivation: Relationship in Students Who Begin University Studies at the School of Education in Ciudad Real. // Front Psychol — 2020 — Vol11 — NNULL — p.2054; PMID:33013520
  • Sa Y., Lin WS., Morton D., Huang C. Coronavirus disease 2019 (COVID-19): Experiences and protocols from the Department of Prosthodontics at the Wuhan University. // J Prosthet Dent — 2020 — Vol — NNULL — p.; PMID:32778470
  • AlShamlan NA., AlOmar RS., Al Shammari MA., AlShamlan RA., AlShamlan AA., Sebiany AM. Anxiety and Its Association with Preparation for Future Specialty: A Cross-Sectional Study Among Medical Students, Saudi Arabia. // J Multidiscip Healthc — 2020 — Vol13 — NNULL — p.581-591; PMID:32753877
  • Guarini A., Menabò L., Menin D., Mameli C., Skrzypiec G., Slee P., Brighi A. The P.E.A.C.E. Pack Program in Italian High Schools: An Intervention for Victims of Bullying. // Int J Environ Res Public Health — 2020 — Vol17 — N14 — p.; PMID:32708941
  • Tang ST., Chou WC., Hsieh CH., Chang WC., Chen JS., Wen FH. Terminally Ill Cancer Patients’ Emotional Preparedness for Death Is Distinct From Their Accurate Prognostic Awareness. // J Pain Symptom Manage — 2020 — Vol60 — N4 — p.774-781.e1; PMID:32360990

Составляющие элементы

Специалисты выделяют 4 вида психологической готовности к школе.

Личностно-социальная

Готовность к общению и взаимодействию. В первую очередь — со взрослыми:

  • понимать авторитет учителя, уважать его, беспрекословно слушаться;
  • не бояться;
  • принимать его как человека;
  • чувствовать и соблюдать дистанцию;
  • выполнять то, что он говорит.

Как сформировать данную готовность: расширять круг общения с незнакомыми взрослыми, прививать элементарные навыки уважения к тем, кто старше. Приглашать домой друзей, включать его в контактирование с врачом в поликлинике, с продавцом в магазине, с другими родителями на детской площадке.

Во-вторых, готовность к общению и взаимодействию со сверстниками:

  • уметь работать в группе;
  • быть доброжелательным, неконфликтным;
  • знать о взаимовыручке;
  • иметь понятие о дружбе.

Как сформировать данную готовность: не лишать детского сада, способствовать взаимодействию с другими детьми во время прогулок, приглашать маленьких друзей в гости домой, обучать ролевым играм, выводить на массовые мероприятия.

У ребёнка, посещавшего детский сад, личностно-социальная психологическая готовность к школьному обучению гораздо выше, чем у того, кто сидел дома.

Эмоционально-волевая

Готовность к выполнению учебных задач. Трудности могут испытать и те, кто активно занимались до школы с частными преподавателями и ходили в развивающие центры; и те, кого не нагружали дополнительными занятиями. Первых ждёт глубокое разочарование, так как им будет неинтересно на уроках. Вторым процесс обучения будет даваться с трудом: задания не понимаются, а высидеть 40 минут урока — и вовсе каторга.

Как организовать подготовку:

  • приучать к соблюдению режима дня;
  • прививать навык усидчивости;
  • не нагружать чрезмерными занятиями;
  • отдать в «Школу будущего первоклассника»;
  • не забывать, что ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте — игровая.

К моменту поступления в школу ребёнок должен привыкнуть к смене деятельности. 10 минут спокойной работы за столом (рисование, лепка, чтение) — полчаса подвижных игр. Такое чередование подготовит их к смене уроков и перемен.

Интеллектуальная

Готовность к интеллектуальному труду. Многие родители неправильно понимают этот момент. Он вовсе не означает умение читать и писать, говорить на английском и знать наизусть отрывок из «Евгения Онегина». Речь об умении логически размышлять — к этому времени должна быть сформирована база аналитического склада ума.

Какой может быть подготовка:

  • научить решать простейшие логические детские задачки;
  • разгадывать вместе загадки, шарады, детские кроссворды;
  • чаще задавать вопрос «почему?»;
  • играть вместе в настольные развивающие игры;
  • покупать лего, конструкторы, паззлы;
  • не прекращать развитие мелкой моторики рук (лепить, вырисовывать детали, делать поделки, ходить на занятия пескотерапии).

Проверочные тесты на IQ для шестилеток выявляют как раз интеллектуально-психологическую подготовку к школе.

Мотивационная

Один из самых важных психологических моментов подготовки к обучению. Предполагает сформированность положительного отношения к:

  • школьному процессу;
  • учителю;
  • другим детям;
  • урокам и домашним заданиям;
  • самому себе.

Как организовать подготовку: говорить об учителях только хорошее, заинтересовать процессом обучения, работать над адекватной самооценкой. Если имеются детские психотравмы и внутренние комплексы, желательно походить к психологу.

Если на момент поступления в 1 класс у ребёнка сформированы все 4 психологические готовности, проблем с адаптацией не возникнет.

Что представляет собой психологическая готовность ребенка к школе?

Ребенок должен обладать мотивацией к обучению, способностью к регуляции своего поведении, интеллектуальной готовностью, речевым развитием. Если конкретнее, то дети должны уметь заниматься монотонной деятельностью, воспринимать и обобщать знания, различать различные звуки, пополнять словарный запас. У ребенка должна быть в достаточной мере развита память, нельзя упомянуть про процесс мышления, памяти, внимательности.

Часто происходит так, после окончания детского сада ребенок совершенно не подготовлен к обучению к школе. Многие родители перекладывают ответственность за воспитание на учителей, полагая, что именно они смогут обучить дошкольника основам чтения, грамотной письменной и устной речи.

Важно отметить, что появление в нашей жизни мобильных устройств, планшетов, отсутствие полноценного общения с родителями, которые вечно заняты работой, приводит к отсутствию развития речи ребенка. Специалисты считают, что именно в игровой деятельности, в процессе общения происходит развития спонтанной речи, фантазии

Немаловажный элемент психологической готовности к школьному обучению – самооценка ребенка. Она считается и основополагающим показателем развития его личности. Именно адекватная самооценка поможет с выбором в самых разных ситуациях, отношениям с другими людьми. Он будет понимать, какие ценности и стремления являются правильными. Можно построить более гармоничные отношения с окружающими.

В процессе проведения занятий с ребенком важно учитывать принципы безоценочного восприятия, безусловного принятия, важной безопасности и поддержки. Нужно всего лишь:

Нужно всего лишь:

  1. действительно позитивное подкрепление идеи, ответов и действий самого ребенка;
  2. использование ошибок в качестве возможности для исследования чего-то нового, неожиданного взгляда на привычные вещи;
  3. максимальная адаптация к высказываниям и действиям самих детей;
  4. создание эмоционально благоприятной атмосферы;
  5. ребенок имеет право делать выбор, принимать решения с возможность своими силами производить контроль собственных успехов.

На занятиях должен учитываться повседневных опыт ребенка

Благодаря этому, дети учатся чувствовать: что с ними происходит на данный момент, по-настоящему важно. Помните, что ребенку еще трудно мыслить категориями, которые относятся к далекому будущему

Нужно ориентировать его на сегодняшний и завтрашний день. Сравнивать детей позволительно только с их прошлыми успехами. То, что осуществляется здесь и сейчас, это и есть самое важное.

Дошкольный возраст – один из самых главных, ответственных периодов жизни человека. Именно до 7-летнего возраста можно заложить в ребенке основы нравственности, выстроить доверительные отношения, которые скажутся на его поведении в подростковом возрасте

Важно упомянуть про формирование наиболее фундаментальных способностей, благодаря которым удастся определить дальнейшее развитие детей

Данный возраст считается насыщенным, благодаря существенным достижениям, которые касаются процесса социализации ребенка

Важно обучить его контролю над своими эмоциями, помочь с развитием мотивационной сферы. Дети могут понять, как овладеть действиями и поведением

Дошкольникам близка позиция «Я и все окружающие».

Интеллектуальная готовность

Речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы.

Аналитическое мышление (способность сравнивать и обобщать) начинает развиваться уже с младенческого возраста – еще с того счастливого времени, когда ваш малыш с интересом гремел разными погремушками, прислушиваясь к их звуку, а также пытался выяснить, почему мячик с горки отлично катится, а кубик почему-то отказывается это делать.

Если вы не подавляли исследовательский интерес юного естествоиспытателя, то наверняка к моменту поступления в школу ему многое удалось постичь на собственном опыте. Учите сына или дочку самому искать ответы на свои бесконечные «почему» и ««а что будет, если…», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: