Слайд 2Предмет сурдопсихологии — изучение своеобразия психического развития людей с недостатками
слуховой функции и установление возможности и путей компенсации нарушения слуха
различной сложности.Задачи сурдопсихологии: 1) выявить закономерности психического развития людей с нарушенным слухом как общие, свойственные также и людям, имеющим сохранный слух, так и специфические; 2) изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности людей с нарушенным слухом; 3) изучить закономерности развития их личности; 4) разработать методы диагностики и психологической коррекции нарушений психического развития людей с недостатками слуха; 5) дать психологическое обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на детей и взрослых с нарушенным слухом, изучить психологические проблемы интегрированного обучения и интеграции людей с нарушенным слухом в общество.
Слайд 14Определенное своеобразие обнаруживается в развитии образной памяти у глухих детей.
Они с большим трудом, чем слышащие, запечатлевают образы предметов во
всем их своеобразии. Они склонны либо упрощать внешнюю структуру воспринятого предмета, уподоблять его ранее сложившемуся, привычному представлению, либо чрезмерно подчеркивать его отличительные черты. Аналогичные изменения образов предметов наблюдаются и при кинестетическом их восприятии.Давно усвоенные представления могут уподобляться у глухих новым, плохо используют прием сравнения, еще хуже запоминают объекты по частям, не целиком, не могут передать своими словами прочитанный текст.Относительно более успешно запоминают отдельные слова, чем целые предложения, и хуже всего связные тексты. Объем кратковременной памяти глухих младших школьников на слова заметно уступает соответствующим показателям у слышащих сверстников. При запоминании глухие дети в меньшей степени, чем слышащие, пользуются приемом группировки слов по их значению или по какому-либо другому принципу.
Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте Память
Слайд 13Нарушение слуха снижает полноту зрительного восприятия, затрудняет развитие кинестетической чувствительности,
и особенно кинестезий речевых органов.При зрительном восприятии глухие дети обращают
большее внимание на признаки предметов, отчетливо выделяющиеся, яркие, контрастные, и затрудняются в вычленении существенных признаков, особенно если они малозаметны. При полном выключении слухового анализатора тактильно-вибрационная чувствительность резко обостряется.Замедлена скорость зрительного восприятия
Испытывают трудности в опознании предмета по контуру наблюдаются при осязательном восприятии. Вместе с тем исследователи установили, что на протяжении школьного возраста зрительное и осязательное восприятие у глухих детей значительно развивается, при этом происходит сближение показателей развития восприятия в норме и при нарушении слуха.-
Ощущение и восприятие.
Ощущение и восприятие
Слайд 15 При анализе и сравнении предметов глухие младшие школьники легче
выделяют признаки, «бросающиеся в глаза», чем существенные, но малозаметные. Глухие
дети позднее, чем слышащие, научаются выделять в предметах не только различия, но и сходство
Заметно труднее для глухих, чем для слышащих, сравнивать предметы не на основе их непосредственного восприятия, а по представлению.Долгое время преобладает наглядно-образное мышление, возникают проблемы при анализе текста, не акцентируют внимание на важных деталях, говорят о различиях, чем сходствах.Имеется некоторое отставание в решении сложных наглядно-действенных задач по сравнению со слышащими сверстниками.Решение зрительно-пространственных задач усложняется из-за того, что дети недостаточно владеют значениями слов, выражающими пространственные отношения, — под, над, напротив, слева, справа и т.д.Отстают в словесно-логическом мышлении.Позднее, чем у слышащих (с отставанием на 3—4 года и более), формируется понятийный подход к решению задач.С трудом овладевают логическими связями и отношениями между явлениями, событиями и поступками людей, не умеют выявлять скрытые причины каких-либо явлений, событий
Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте Мышление
Слайд 18ЛичностьХарактеристика психического развития глухих детей в школьном возрастеМногие глухие школьники
10—12 лет не понимают, как повлияет отсутствие у них слуха
на выбор их будущей профессии, не осознают, что выбор профессии ограничен В 13—15 лет глухие школьники нередко начинают болезненно осознавать свой дефект и последствия нарушенного слуха — неразборчивость речи, неумение общаться с окружающими. Для школьников 16—18 лет характерна активная позиция в отношении к жизни, начинают больше читать, интересуясь разными областями знаний, обращаются к взрослым за помощью, чтобы разобраться в сложных для них вопросах.Самооценка глухих детей 7—11 лет очень неустойчива, зависит от ситуации, от оценок их учебной деятельности и отдельных поступков учителями и воспитателями.глухим подросткам более свойственна переоценка своих возможностей, чем недооценка.У глухих детей младшего школьного возраста (7—11 лет) отношение к другим людям носит ситуативный характер.к началу среднего школьного возраста (11—12 годам) начинают зарождаться товарищеские отношенияВ младшем школьном возрасте у глухих детей наибольшие интересы и склонности обнаруживаются к спортивным занятиям.В среднем школьном возрасте, кроме этого, возникает интерес к посещениям кино, театра, к рисованию, танцам, обнаруживается дифференцированное отношение к учебным предметам.В старших классах растет интерес к литературе, географии и биологии и снижается — к математическим наукам.
Слайд 10Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте Речь К началу
школьного обучения (к 7 годам)При благоприятных условиях обучения и развития
могут выражать свои мысли и желания, пользуясь простыми распространенными предложениями.активно используют в речи обозначения предметов ближайшего окружения, знакомых действий, некоторых признаков предметов, пространственных и временных отношений. Много аграмматизмов (ошибки согласования и управления, неверное использование вида и времени глаголов и др.). Нередко наблюдается неправомерное сужение или, напротив, расширение значения слова. Общее развитие речи уступает речевому развитию их слышащих сверстников по богатству словаря, по владению грамматическим строем, по построению фраз и более сложных связных высказываний.
Слайд 8Особенности психического развития глухого ребенка в первые годы жизниВ первые
месяцы жизни глухой ребенок мало отличается от детей с сохранным
слухом. Комплекс оживления, возникающий на третьем месяце жизни ребенка, может быть достаточно богат своими проявлениями или мало заметен. Глухие дети гулят в те же сроки, как и слышащие, но постепенно замолкают, и лепет у них не возникает, если взрослые специально его не вызывают. начинают ходить в те же сроки. ребенок к трехлетнему возрасту по развитию предметно-практической деятельности, в которой проявляются его познавательные и практические умения, может находиться на том же уровне, что и слышащие дети. очень отличается от слышащих по развитию речи (лепетные слова, отдельные слова для общения, жестовая речь)Развитие психики детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте существенно зависит от того, какую сурдопедагогическую помощь они получают.
Слайд 6 Виды недостаточности слуховой функцииГлухие дети — это дети с
полным выпадением слуха, который не может быть ими самостоятельно использован
для накопления речевого запаса. При этом сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки и некоторые речевые звуки на близком расстоянии. Различают ранооглохших и позднооглохших детей. Слабослышащие (тугоухие) дети имеют частичную слуховую недостаточность, затрудняющую речевое развитие, но сохраняющую возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. Устная речь у таких детей может успешно развиваться только в условиях специального обучения. Позднооглохшие — это дети, потерявшие слух вследствие какой-либо болезни или травмы после того, как они овладели речью, т.е. в 2—3- летнем и более позднем возрасте.
Слайд 20Особенности речи слабослышащих детейОчень медленно, даже в условиях специального обучения,
идет обогащение словарного запаса у слабослышащих детей. Дети с
большим трудом осваивают такую особенность слова, как многозначность, например «тяжелый чемодан» и «тяжелый характер», с трудом понимают, что однокоренные слова связаны общностью значения. В речи слабослышащих детей не сразу появляются слова с приставками и суффиксами, дети затрудняются в понимании их значений. С трудом осваиваются навыки употребления наречий, союзов и особенно сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, выражающих целевые, причинно-следственные и другие логические зависимости.