Элементарные и высшие психические функции у человека

Любая психическая функция представляющая собой сложную сознательную форму психической деятельности обладает определенными структурными и динамическими характеристиками

Принципы и методы логопсихологии

Методология — система принципов, способов формирования, построения практической и теоретической деятельности. Принципы логопсихологии созданы в рамках общей психологии и включают в себя:

Принцип детерминизма. Психические процессы преломляются сквозь призму внешних воздействий, отражаясь в нашей психике

Важно отметить, что одна и та же внешняя стимуляция может вызывать разные реакции в зависимости от внутренних условий.
Принцип отражательности. Психические процессы являются высшей формой отражения внешнего мира через образы, понятия и переживания

Ключевыми характеристиками психического отражения являются субъектность, активность, избирательность и целенаправленность. Именно поэтому нарушения в способности отображать реальность считаются отклонениями в общем психическом развитии. Эти отклонения могут быть связаны как с развитием образного отражения, так и с понятийным отражением.
Принцип единства психики и деятельности. Психика постепенно развивается и проявляется через взаимодействие с внешним миром. Внешняя деятельность, связанная с конкретными предметами и объектами, стимулирует внутреннюю психическую активность. Если сократить содержание связи между психикой и деятельностью до минимума, то можно сказать, что точность и глубина осознания окружающего мира непосредственно влияют на гибкость поведения человека и эффективность его деятельности. Обратно сказанное также верно: чем более активным является человек в своих действиях, тем более точными становятся его представления о происходящих событиях.
Генетический принцип. Всякий умственный процесс следует изучать исключительно с учетом его динамики, то есть в процессе эволюции и формирования психики, в рамках внутренних механизмов ее развития. Отклонение в развитии представляет собой достаточно сложный феномен: одни аспекты развивающейся психики могут оставаться относительно непоколебимыми, в то время как другие проявляют признаки нарушений.

Главным методологическим направлением считается системный подход. Он подразумевает исследование явлений, объектов, как одно целое, выявление горизонтальных и вертикальных структур, открытие устойчивых связей, которые образуют структуру системы.

Наиболее эффективными способами и приемами в логопсихологии являются:

  1. Опросный метод. Сюда входят интервьюирование, анкетирование.
  2. Эксперимент. Метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность человека с целью создания оптимальных условий в изучении психологических явлений.
  3. Наблюдение. Изучается нормальное, естественное поведение. Виды наблюдения могут варьироваться и зависят от места нахождения пациента.
  4. Тесты. Испытания, которые ограничены по времени. Они необходимы для выявления различий в каком-то психологическом свойстве.

В современной психологии существует ряд методов, которые помогают исследователям и практикам получить ценную информацию о людях и их поведении. Один из таких методов — социометрический метод, который позволяет определить степень социальной связанности между индивидами. Этот метод основан на анализе взаимодействия и коммуникации в группе людей и позволяет выявить лидеров, аутсайдеров и другие социальные роли.

Еще одним методом является беседа, которая позволяет исследователю получить детальную информацию о мыслях, чувствах и мотивах человека. В ходе беседы можно выявить ключевые проблемы и потребности субъекта и определить пути их решения.

Обратите внимание! Логопсихология является неотъемлемым инструментом для развития коммуникативных навыков. Она помогает выявить и лечить различные речевые и коммуникативные нарушения, такие как алалия, заикание, афазия и другие

Логопсихологические методы и техники позволяют укрепить и улучшить навыки взаимодействия у людей всех возрастных групп.

Общая информация

Своим содержанием логопсихология обязана лингвистике

Важное практическое значение в этой науке играет понимание функций языка, его сущности, структуры. Для правильного формирования высших психических функций язык необходим

Любые отклонения провоцируют цепочку нарушений, связанных с дальнейшей социализацией индивида.

Логопедия и логопсихология развивались одновременно и тесно взаимодействуют друг с другом. Сначала накапливались симптоматические проявления у лиц с нарушением речи. Данные собирались, в том числе, при оказании психологической помощи пациентам. Например, аккумулировались сведения о когнитивных функциях у людей с речевыми отклонениями, их особенностях. Затем на основании исследований предлагались методы коррекции патологий.

Фото: Задачи логопсихологии

Задачи и цели

Предмет логопсихологии — психические особенности людей с речевыми патологиями, методы коррекции, терапии. Объект логопсихологии — анализ закономерностей и механизмов функционирования пациентов с нарушениями речи. Цель науки — оказание помощи людям с речевыми нарушениями.

Задачами логопсихологии могут быть:

Теоретические


Практические

Изучение индивидуального развития людей с отклонениями в речи в социуме

Диагностика когнитивной сферы ребенка

Исследование регулярности развития познавательной деятельности при речевых отклонениях

Психологическая коррекция отклонений в познавательной области, социальном, личностном развитии

Применение, формирование логопсиходиагностики

Профилактика вторичных отклонений в психическом развитии

Обоснование, с точки зрения психологии, эффективности методов коррекции, терапии

Диагностика концепции социально-личностного развития детей

В задачи также входят совершенствование методов психологической профилактики речевых нарушений, дифференциальная диагностика с похожими отклонениями.

Монахова Альбина Петровна

клинический психолог • Стаж 17 лет

Обратитесь к нашим психологам, если вам требуется психологическая помощь. Дистанционно наши специалисты проработают комплексы, установят причины речевых нарушений, если они связаны с психическими отклонениями, помогут справиться с неуверенностью, низкой самооценкой.

Слайд 34фактор, лежащий в основе дефекта той или другой функции, не всегда

сводится к первичному нарушению собственной функции пострадавшего участка мозга. Если поражение мозга произошло на другом уровне в его строении (первичное, вторичное или третичное поле и др.), то и фактор будет иметь другое проявление на каждом уровне. не обязательно фактор ведет к выпадению функции пострадавшего участка мозга, а может привести к ее ослаблению, что проявится в локальных поражениях мозга. Особенно часто такую форму нарушения фактора и ВПФ можно наблюдать у детей с задержкой анатомического созревания мозга. не всегда фактор может иметь топическое значение и может выступить как нарушение общей нейродинамики мозговых процессов и протекания ВПФ.

Слайд 384,5) Несформированность или нарушение объема вербалъно-акустического восприятия и слухоречевой памяти.Наблюдается у

детей старшего дошкольного возраста.Эти два фактора лежат в основе задержки формирования и развития импрессивной (воспринимающей) и устной экспрессивной речи.Ведут к появлению в речи вербальных парафазий, к трудностям запоминания, воспроизведения и понимания речи. Нарушено: Эти факторы возникают при незрелости или дисфункции (или поражении) второй височной извилины коры левого полушария. Эти факторы у детей старшего дошкольного возраста идут, как правило, в системе с дефектом вычленения существенных признаков предметов в процессе их зрительного восприятия, опознания и называния.

Организация логопедической помощи в россии

Логопедическую помощь оказывают в учреждениях системы просвещения и системы здравоохранения. В любом возрасте оказывается логопедическая помощь.

Учреждения системы просвещения:

  1. Детские сады.

Существуют логопедические группы в массовых детских садах, также существуют специальные детские сады.

— В речевые группы принимаются дети, у которых только речевое

нарушение, которым нужна помощь логопеда.

— В речевые детские сады принимаются дети с речевыми

нарушениями, которые требуют комплексной коррекции.

С этими детьми работают: специальный психолог, специальный

педагог, детей наблюдает психоневролог, организуются

специальные кабинеты массажа, физиотерапия. Для таких детей

организуется специальный режим: речевой, охранительный. С

этими детьми помимо коррекционной работы проводится

25 стр., 12096 слов

Психолого-педагогические основы коррекции заикания детей дошкольного возраста

… Знание законов развития речи детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи и выбора соответствующей коррекционно-воспитательной работы по преодолению данной речевой патологии. Исследователь выделяет … заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, …

воспитательная и образовательная работы.

2. Школа.

  • Специальные логопедические кабинеты или пункты при массовых школах. В этом кабинете работает только логопед.
  • В речевые школы принимаются дети с таким нарушением речи, которое мешает овладеть школьной программой в обычных условиях обучения. В эти школы принимаются с тяжелым нарушением речи, они нуждаются в комплексной коррекционной помощи (логопеды, психологи).

    Дети обучаются по программе массовой школы, но программа адаптирована, видоизменена. Логопед сам обучает детей.

Учреждения здравоохранения:

— Поликлиника: логопедические кабинеты

— Речевые стационары и полустационары психоневрологической

клиники. Поступают лица с речевой патологией, которым необходима

сложная диагностика, которым необходимо лечение.

Задача психолога с разными возрастными группами:

  1. дошкольники – методика исследования: выбор и адаптация методик.

— изучение особенностей психического развития детей с речевой патологией, первичный или вторичный дефект, спонтанное и направленное развитие, разработать методики психокоррекционной работы.

  1. школьники:
  • определение готовности к школьному обучению (ведущие слабые анализаторы, разработать индивидуальный план обучения, программы обучения).
  • Профилактическая работа, которую необходимо проводить в период возрастных кризисов.
  • Развитие деятельности, общения
  • При необходимости логопедической помощи направить к логопеду.
  1. подростковый возраст:
  • профилактика рецидивов, обострений.
  • Следить за развитием личности и своевременно проводить психокоррекционную работу.
  • Помощь в профориентации подростка.
  1. взрослые:

восстановление нарушенных психических функций и социальная реабилитация больного.

Соотношение обучения и развития

Развитие – это процесс количественных и качественных изменений организма, нервной системы, психики, личности. Обучение – это процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков.

Выготский выделил и обобщил следующие наиболее широко распространенные точки зрения на вопрос о соотношении обучения и развития:

  1. Обучение и развитие – два независимых друг от друга процесса. Развитие рассматривается как процесс, протекающий по типу созревания, а обучение — как чисто внешнее использование возможностей развития. Обучение надстраивается над развитием и ничего не меняет в нем по существу. При анализе умственного развития стараются разделить то, что идет от развития, и то, что идет от обучения.
  2. Обучение и развитие – два тождественных процесса. Шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Ребенок развит настолько, насколько обучен.
  3. Обучение и развитие – тесно связанные между собой процессы. Развитие понимается дуалистически: есть развитие как созревание и есть развитие как обучение. С одной стороны, развитие мыслится как процесс, не зависимый от обучения. С другой стороны, обучение, в ходе которого ребенок приобретает новые формы поведения, отождествляется с развитием. Развитие (созревание) подготавливает и делает возможным процесс обучения, а обучение как бы стимулирует процесс развития (созревания). Процессы обучения и развития разводятся, и одновременно устанавливается их взаимосвязь.

Этим теориям Выготский противопоставляет свою, согласно которой обучение и развитие — не два независимых процесса или один и тот же процесс; существует «единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития «. По мнению Выготского, неверно ни отождествлять процессы обучения и развития, ни предполагать, что процесс развития совершается независимо от процесса обучения. Он утверждает, что между обучением и развитием существуют сложные отношения.

Слайд 12 Нарушение ВПФ может иметь различные проявления: в форме грубого

расстройства функции, в виде ее патологического ослабления или снижения уровня выполнения функции. Основная классификация нейропсихологических синдромов построена по топическому принципу, т. е. на выделении области поражения мозга. Их делят на синдромы поражения корковых отделов и синдромы поражения подкорки. 
Корковые нейропсихологические синдромы возникают при поражении вторичных и третичных полей коры больших полушарий. В свою очередь их можно разделить на две категории: — синдромы, возникающие при поражении задних отделов мозга, — синдромы, связанные с поражением передних отделов больших полушарий. 

Виды речевых нарушений по психолого-педагогической классификации

Создана для нужд просвещения, для того, чтобы можно было комплектовать группы. В каждой речевой патологии выделили основные симптомы, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. На основе общности симптомов нарушения были выделены группы детей с речевыми расстройствами. В эти группы принимаются с разной речевой патологией, у которых ведущие симптомы схожи.

14 стр., 6822 слов

Нарушение связной речи у дошкольников с задержкой психического развития

… из задач профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников с ЗПР, ввиду того что у всех отмечается системное недоразвитие речи различной степени. Все выше сказанное, … готовность Заключение Список литературы Введение Речь — это форма общения, которая включает процессы построения и понимание высказывания. Речь ребенка рассматривается как специфическая, иерархически организованная …

Выделяется 3 группы детей с речевыми нарушениями:

  1. фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение произношения звуков. Сюда входят дети с дислалией, дизартрией, ринолалией.
  2. Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, симптомокомплекс нарушений; представляет собой расстройство лексики, расстройство грамматики, нарушение произносительной системы. Т.е. представляет собой недоразвитие или патологическое развитие системы языка. Сюда относятся дети с алалией, дизартрией, ринолалией, с задержкой развития речи (из-за ослабленного организма), дети с интеллектуальной недостаточностью, реже с сенсорной недостаточностью.
  3. Группа детей с заиканиями.

Особенности психики и ее функций

Внутренний мир человека заключается в его психической жизни, которая состоит в образах, мыслях, чувствах, стремлениях, потребностях и др. Она включает всю совокупность психического отражения действительности.

Психика — это внутренний мир человека, возникший на самой высокой ступени развития материального мира. Ее нет у растений и предметов неживой природы. Она способна отражать окружающую действительность с помощью психического отражения реальности, когда человек познает ее и так или иначе воздействует на окружающее пространство.

Психика считается особенным свойством высокоорганизованной материи. Оно состоит в отражении объективного мира и представляет собой общее понятие, способное объединить большую часть субъективных явлений, которые изучает психология как наука.

Существует два разных философских подхода к пониманию природы и проявления психики: материалистический подход и идеалистический подход. В соответствии с первым из них психическое явление — это свойство высокоорганизованной живой материи, предназначенное для самоуправления развитием и самопознанием (рефлексия).

Зависимость психических процессов от личности в качестве индивидуальности может выражаться через следующие составляющие:

  • Индивидуальные различия;
  • Зависимость от общего развития;
  • Превращение в сознательно регулируемые действия (операцию).

Высшие и низшие психические функции. Развитие высших психических функций в онтогенезе. Интериоризация.

Разработавшего учение о высших психических функциях. Л.С.Выготский предположил существование двух линий развития психики: натуральной, культурно опосредствованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции

Примерами низших, или естественных, психический функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось

Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере – произвольное внимание и произвольная память). Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурных характер. Роль знаковых систем в становлении и функционировании психики человека, безусловно, принципиально – оно определяет качественно новый этап и качественно иную форму существования психики.

Высшие психические функции-сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего существования (произвольные процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, воли, осознания себя и своих действий). Важнейшей характеристикой высших психических функций является их опосредственность различными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредствование высшие психические функции представляет собой наиболее универсальный способ и формирование. Основные характеристики высших психических функций – опосредственность, осознанность, произвольность – представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции как «психологически системы». Закономерностью формирования высших психических функций является то, что первоначально она существует как форм взаимодействия между людьми (т.е как интерпсихологический процесс) и лишь позже – как полностью внутренний (интерпсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренний психологические носит название интериоризации. Другая важнейшая черта, характеризующая логику развития высших психических функций,- их постепенное «свертывание», автоматизация. На первых этапах формирования высшей психической функции представляет собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарное сенсорные и моторные процессы; затем эти действия процессы свертываются, приобретают характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура высших психических функций.

Психофизиологической основой высшей психической функцией является сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную и горизонтальную организацию. Часть звеньев функциональной системы «жестко закреплена» за определенными участками мозга, остальные — обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в постройке функциональных систем в целом. Таким образом, высшие психические функции не связаны с работой одного «мозгового центра» или всего мозга как однородного и эквипотенциального целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговой структурой принимают дифференцированное участие.

В психологии интериоризацией называют формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве. Возможно, животные такой способностью не обладают и не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой — речевое действие.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Слайд 9Синдромный анализ опирается на следующие положения:необходимость качественной квалификации возникших нарушений психических

функций. Предполагает ответ на вопрос — какой характер носит дефект и почему он появился;необходимость анализа и сопоставления первичных дефектов, непосредственно связанных с нарушенным фактором, и вторичных расстройств, которые возникают по законам системной организации функций. Это сопоставление позволяет уяснить структуру нейропсихологического синдрома в целом и поставить топический диагноз;необходимость изучения состава не только нарушенных, но и сохранных ВПФ, поскольку при любом органическом корковом очаге поражения одни функции нарушаются, а другие остаются сохранными.

Частые вопросы

Что является предметом изучения в логопсихологии?

+

Эта наука изучает нарушения речи и языка, а также их психологические и нейрофизиологические основы. Логопсихология исследует различные аспекты речевого развития, включая фонетику, фонологию, морфологию, синтаксис, семантику и прагматику.

Какая научно-теоретическая основа логопсихологии?

+

Она включает в себя различные подходы и теории, которые объясняют речевое развитие и нарушения речи, например, теории психолингвистики, коммуникативного подхода, развития речи, психосоциального подхода.

Какие методы используются в логопсихологии для диагностики речевых нарушений?

+

Для диагностики речевых нарушений применяются различные методы, включая анамнез, наблюдение, тестирование и оценку речи.

Слайд 15Компоненты функциональной системы:1. полезный приспособительный результат – то, ради чего создается

функциональная система;2. аппарат контроля (акцептор результата) – группу нервных клеток, в которых формируется модель будущего результата;3. обратную афферентацию (поставляет информацию от рецептора в центральное звено функциональной системы) – вторичные афферентные нервные импульсы, которые идут в акцептор результата действия для оценки конечного результата;4. аппарат управления (центральное звено) – функциональное объединение нервных центров с эндокринной системой;5. исполнительные компоненты (аппарат реакции) – это органы и физиологические системы организма.Состоит из четырех компонентов: а) внутренних органов; б) желез внутренней секреции; в) скелетных мышц; г) поведенческих реакций.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: