Публикация «Предупреждение и преодоление нарушений письменной и устной речи у учащихся с ЗПР начальных классов» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
У детей с ЗПР наблюдаются следующие виды дисграфии:
1) дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; это вид дисграфии является самым распространённым; нарушения письма связаны с несформированностью процессов звукового анализа и синтеза, нарушением анализа предложений на слова, анализа текста на составляющие его предложения;
2) дисграфия, связанная с нарушением фонематического распознавания (акустическая и артикуляторно — акустическая); в основе этого вида дисграфии лежит несформированность дифференциации фонем, у детей с задержкой психического развития, чаще всего затруднена дифференциация свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких согласных;
3) оптическая дисграфия; в основе этого вида дисграфии лежит нарушение зрительно-пространственного анализа графических образов букв, определения их сходства и различия.
Всвязи с отсуствием учителя-логопеда в образовательных организациях советую учителям работать над развитием фонематических процессов (аналаза и синтеза, а также фонематического представления,т. к. это основа грамотности.
Игра «Колокольчик»
Цель:Дифференциация звуков по звонкости-глухости.
Задача: Научить ребенка с помощью тактильных ощущений (прикладывание ладони к гортани, закрытие ушей ладонями) определять звонкий звук или глухой.
Условия игры:Предложить ребенку 2 колокольчика (1 без язычка,2 с язычком) Объяснить ребенку, что 1 колокольчик звука не издает- там живут глухие звуки,а 2 колокольчик зучит –значит там будут жить все звонкие звуки.
У детей с ЗПР в познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для детей с ЗПР характерны ограниченный запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. Такой ребенок с трудом заучивает наизусть, пересказывает прочитанное. Решить эту проблему можно используя прием мнемотехники Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Для того чтобы выработать у детей с ЗПР определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Для обучения детей с ЗПР чтению можно использовать метод глобального чтения. Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок должен научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова.
При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно с теми детьми,которым не доступно побуквенное чтение.
Обучение глобальному чтению проводят поэтапно:
Первый этап:
-читаем слова
Второй этап:
-делим слова на слоги
Третий этап:
-делим слоги на буквы
Слайд 15 III. И наконец, коррекция письменной речи:А) Виды письма в коррекционной
работе. Списывание: а) с рукописного текста, б) с печатного текста, в) осложненное заданиями логического и грамматического характера. Слуховой диктант со зрительным самоконтролем нетрадиционной формы письма под слуховую диктовку – графического диктанта. Словарные и другие виды диктантов. Б) Коррекционно-развивающие задания на уроках русского языка и во внеурочное время, с целью коррекции познавательных процессов школьников с ограниченными возможностями здоровья, задания разных уровней сложности, которые помогают формировать некоторые мыслительные умения учащихся. Одной из продуктивных форм являются дидактические игры. Индивидуальная работа по коррекции нарушений письма сочеталась с фронтальной работой и учитывала все особенности нарушения речи детей школьного возраста.
Слайд 7 Важным условием правильной организации коррекционной работы
является своевременное и тщательно проведенное психолого-педагогическое обследование ребенка. Цель обследования — определение возможных механизмов расстройства письма, выявление структуры дисграфического дефекта. Представляется оправданным некоторое расширение общепринятых схем обследования, что обусловлено сложностью структуры дисграфии у этих школьников. Изучение распределения внимания, активной работы памяти и четкой организации движений руки, позволят учителю значительно расширить информацию о ребенке. Мы использовали следующие методики для исследования психических функций:- внимания ( тест Бурдона «Корректурная проба» );- памяти (методика А.Р. Лурия «Заучивания 10 слов», методика «Метод пиктографии»); — мелкой моторики (методика Н.М. Трубниковой «Моторика пальцев и рук»,методика Н.М. Трубниковой «Двигательные функции языка»).