Характеристика детских зрительных нарушений и их отражение на качестве жизни ребенка

Дети с нарушением зрения: психология и педагогика, характеристика и особенности развития, потребности и игры, ориентировка и адаптация

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Лурия Радмила Павловна

Научный руководитель: Янковская О.В., доцент, канд. филол. наук, ФГБОУ ВО ХГУ им. Н.Ф. Катанова.

Ключевые слова: ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ; ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ; ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ; PERSONS WITH DISABILITIES; PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT; PHYSIOLOGICAL DEVELOPMENT.

Аннотация: В статье раскрываются некоторые особенности психологического и физиологического развития слепых и слабовидящих младших школьников.

Младший школьник – ребенок в возрасте от 6-7 до 9-11 лет, жизненная ситуация которого характеризуется сменой образа жизни, обусловленной началом обучения в школе

Важность данного периода в жизни каждого человека определяется, во-первых, сменой ведущего вида деятельности (с игровой на учебную), во-вторых, новой социальной ролю (ученика), в-третьих, изменением ценностей, интересов, уклада жизни, референтной группы и многого другого

Поскольку наше исследование посвящено слепым и слабовидящим детям, попытаемся систематизировать информацию об особенностях их психологического и физиологического развития.

Установлено, что все дети изучаемой группы в большей или меньшей степени отстают в физическом, «и частично в психоэмоциональном развитии на всех возрастных этапах» .

Особенностями в физическом развитии слепых и слабовидящих детей являются: отставание по антропометрическим показателям (объем грудной клетки и емкости легких, длине и массе тела и др.); плоскостопие; нарушение осанки, искривление позвоночника.

Слепота (слабовидение) сказывается и на развитии таких двигательных способностей ребенка как: выносливость и координация, чувство равновесия, сила и быстрота, и многие другие. Практически у всех детей наблюдаются проблемы с ориентированием в пространстве, а также в восприятии некоторых характеристик предметов (свет, цвет и др.) и оценке их пространственных признаков (величина, расстояние, направление, форма и т.д.).

Степень нарушения в физическом развитии у слепых и слабовидящих детей зависит от того, в каком возрасте потеряно зрение – чем раньше это случилось, тем сложнее проблемы в физическом развитии.

Эти факты в значительной степени обедняют практический чувственный опыт незрячих детей. Затруднение ориентации в пространстве, сложности, связанные с перемещением, нарушают общую гармоничность развития, в том числе влияя и на интеллектуальную составляющую. Данная категория детей зачастую имеет проблемы с формированием понятий. Такое явление носит наименование «вербализм знаний», при котором за произносимыми словами отсутствует какой-либо образ. При слабовидении имеется возможность получения информации через зрительный анализатор, что в большей степени способствует получению выше названной информации в менее формальном виде.

Понятно, что у слабовидящих детей есть намного больше возможностей для развития, нежели у слепых, хотя, если зрение снижено значительно, у ребенка замедляется процесс восприятия, характеризующийся в свою очередь снижением точности, нечеткими и неяркими (часто искаженными) зрительными представлениями. Как и у тотально слепых, у слабовидящих детей есть проблемы при ориентировании в пространстве, а при зрительной работе очень быстро наступает зрительное утомление, вызывая снижение как физической, так и умственной работоспособности. К тому же, зрительное утомление чрезвычайно вредно для слабовидящего ребенка, поскольку приводит к еще большему ухудшению зрения.

Таким образом, слепые и слабовидящие дети не имеют возможности совершенствовать свою коммуникативную деятельность «практически», т.е. через развитие невербальных средств общения.

Необходимые в данном случае коррекционные мероприятия целесообразно строить на основе игровой деятельности, предполагающей применение всех средств коммуникации.

Особенности зрительных представлений о предметном мире

Теоретическими основами констатирующего эксперимента являлись диагностические методики, разработанные Л.А. Венгером, Н.Н. Поддьяковым, Л.И. Солнцевой, Л.И. Плаксиной и другими с некоторой их модификацией. Было проведено три серии экспериментальных заданий, направленных на характеристику зрительных представлений о предметном мире, ориентировки в пространстве, представлений об окружающем мире. По содержанию задания соответствовали возрастным возможностям детей с 4-х до 5 лет, с 5 до 6 лет, с 6 до 7 лет.

Первая серия констатирующего эксперимента была нацелена на определение уровня развития зрительных представлений о предметном мире. За основу нами были взяты из программы «Развитие зрительного восприятия» Л.И. Плаксиной (1998) дидактические задания, с помощью которых устанавливали умение детей выделять форму, цвет и величину предметов. Всего было три серии заданий.

Подгруппе детей 4-5 лет в данной серии было предложено 17 заданий:

Найди две одинаковые по форме фигуры. Предлагалось по 5 больших и маленьких фигур разного цвета (квадраты, круги, треугольники, овалы и прямоугольники), покажи большой квадрат, покажи маленький треугольник, найди круги зеленого цвета и т.д.;

Подбери по цвету украшение к сарафану. К семи сарафанам основных цветов спектра предлагалось несколько украшений (бусы различных оттенков основных цветов), какого цвета этот сарафан, какое лучше подобрать для него украшение;

Найдите в группе самые высокие и самые низкие предметы, назови и покажи высокие предметы, какие предметы ты считаешь низкими и почему;

Подбери к предмету его контурное , силуэтное и наполненное изображение, назови предмет, найди его контур, силуэт, цветное изображение и т.д.;

Детям второй возрастной группы (5-6 лет) для определения уровня зрительных представлений о предметном мире было предложено 15 заданий:

Игра подбери по цвету карандаши, выбери самый светлый и самый темный из всех карандашей, разложи карандаши по насыщенности от самого светлого к самому темному.

Детей просили назвать и показать предметы по величине, высоте, ширине, толщине, длине, какая книга толще, какой стул выше, какая лента длиннее. Загадай — мы отгадаем (нахождение предметов по описанию) и придумывание своей загадки.

Составь петрушку из геометрических фигур (на определение формы, цвета, величины предмета). Для определения уровня развития зрительных представлений о предметном мире детям 6-7 лет было предъявлено 11 заданий: Назови, сколько предметов изображено на рисунке, что изображено ближе, что дальше. Выбери предметы по заданному признаку (форма, цвет, размер, материал). Посмотри внимательно и расставь предметы на столе так же, как они расположены на моем столе. Назови предметы разных геометрических форм, которые нарисованы на картине.

Вторая серия опытов была направлена на выявление уровня развития ориентировки в пространстве. Детям 4-5 лет было предложено 29 заданий:

Составь Петрушку, обозначь пространственное расположение частей тела, где правая рука, левая нога, где находится голова.

Что оденем в гости, назови одежду, ее детали и обозначь пространственными терминами. Магазин «Игрушки», определи и дай объяснение, где находится игрушка, какая игрушка справа, какая в центре.

Определи и назови форму предмета по образцу. Найди и покажи предметы, в которых ты видишь квадратную форму и так далее.

Физическое развитие детей с нарушениями зрения

Среди особенностей развития детей с различными нарушениями зрения важную роль играет физическая активность. Ученые утверждают, что у пациентов с плохим зрением обостряются слух и функции осязания

Именно поэтому очень важно уделить достаточную роль правильному физическому развитию ребенка. Благодаря развитию этих навыков малыш чувствует себя полноценным членом общества и может в полной мере познавать внешний мир

Чаще всего дети с нарушениями зрения страдают от пониженного тонуса мышечной мускулатуры. Это, в первую очередь, связано с плохой ориентацией в пространстве, из-за чего ребенок ведет малоподвижный образ жизни.

Для развития определенных навыков родителям необходимо акцентировать внимание на анализаторах слуха, тактильной чувствительности, вибрации и других функциях организма. У детей грудного возраста, страдающих нарушением зрения, наблюдается слабый хватательный рефлекс; они поздно начинают брать предметы в руки, сидеть и ходить

Из-за снижения физического развития у ребенка наблюдается и ухудшение речевого аппарата (такие дети на несколько лет отстают от своих сверстников)

У детей грудного возраста, страдающих нарушением зрения, наблюдается слабый хватательный рефлекс; они поздно начинают брать предметы в руки, сидеть и ходить. Из-за снижения физического развития у ребенка наблюдается и ухудшение речевого аппарата (такие дети на несколько лет отстают от своих сверстников).

Одной из особенностей физического развития незрячих детей является акцент на восприятие окружающего мира пальчиками. Своеобразие методик позволяет развивать пальцевое, ладонное и кистевое восприятие.

Ещё одним важным моментом остается определение уровня физической нагрузки, которую устанавливает офтальмолог, исходя из степени остроты зрения ребенка. Если данное условие не соблюдать, то повышаются шансы на дальнейшее ухудшение зрения.

Задержка физического развития приводит к ухудшению умственных способностей пациента (в результате, к незрячести прибавляются и другие проблемы)

Поэтому очень важно максимально вовлекать малыша в игры, решение бытовых дел и общение со зрячими сверстниками

Также специалисты рекомендуют подбирать специальные игрушки, которые помогают активировать функцию остаточного зрения (это будут большие, яркие и факторные предметы).

У детей с нарушениями зрения часто возникают проблемы с координацией движений. Поэтому родителям необходимо обеспечить оптимальные условия, которые позволят избежать нежелательных травм (ограничение острых углов и т.д.).

Некоторым пациентам категорически запрещается заниматься определенными видами спорта, они могут спровоцировать еще большую зрительную дисфункцию.

Виды нарушений зрения

Нарушения зрения у ребенка могут быть функционального или органического характера. Первые характеризуются преходящими изменениями, которые поддаются коррекции или могут пройти самостоятельно (пример – косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и др.). Органические же поражения имеют в основе морфологические изменения структуры глаза или других отделов зрительного анализатора (зрительные нервы, проводящие пути и др.).

По причине, вызвавшей нарушения зрения их классифицируют на:

  • Врожденные – если повреждающий фактор действовал в период внутриутробного развития плода (чаще инфекции и метаболические расстройства);
  • Наследственные – когда заболевание глаз передается из поколения в поколение (например, дальтонизм, катаракта, глаукома и др.);
  • Приобретенные – если причина действовала после рождения ребенка (инфекции, травмы и др.).

По степени снижения остроты зрения детей разделяют на слабовидящих, с остаточным зрением или тотально слепых.

Особенности развития

Дети с нарушенной зрительной функцией мир познают главным образом через осязание и слух. В результате у них формируется особое представление о мире – оно отличается от того, которое имеют зрячие детки. Например, слепые или просто слабовидящие дети узнают автомобиль не по внешнему виду, а по разнообразным звукам. Естественно, что серьезное снижение остроты зрения ограничивает процессы познания мира, негативно сказывается на развитии памяти, речи, воображения.

Залогом успешного развития слабовидящих детей является активная физическая деятельность. Сюда можно отнести подвижные игры, которые стимулируют зрение и развивают координацию движений, укрепляют мускулатуру, обучают определенным навыкам. Главное учитывать рекомендации лечащего врача-офтальмолога и конкретный диагноз, поскольку неправильный выбор нагрузок может дать противоположный желаемому эффект.


Действия обязательно описывайте словами, чтобы ребенок понял и запомнил, что и для чего именно он делает.

Что касается типа школы, то лучше отправлять ребенка со зрительными нарушениями в специализированные учебные учреждения. Дело в том, что они нуждаются в специальном подходе и особых методиках, на которые в обычных средних школах вы можете не рассчитывать. Если нарушения незначительные, можете отдать ребенка в обычное среднеобразовательное учреждение, только предупредите одноклассников и педагогов об особенностях сына или дочери, чтобы они могли учитывать их в ходе учебного процесса.

В специализированных школах учащиеся получают не только необходимые знания, но и проходят лечение. Учитываются все возможности слабовидящих, слепых детей, используются разные методики, оборудование. Тем более никто не будет дразнить вашего ребенка или издеваться над ним, поскольку в спецшколе для учащихся с проблемами со зрением все ученики имеют одно и то же заболевание.

Особенности развития детей с нарушениями зрения

Благодаря зрению человек получает до 90% информации об окружающем мире. Поэтому, когда этот орган чувств выпадает, информация к ребенку преимущественно поступает через слух и осязание. Особенностью детей с нарушением зрения является то, что у них формируются несколько иные представления об окружающем мире, чем у зрячих, так как формируются иные чувственные образы. В воспитании таких детей важную роль играет регулярное обращение внимания на все виды слышимых звуков.

Снижение остроты зрения кроме того, что ограничивает познание мира вокруг ребенка, несколько замедляет развитие речи, внимания и памяти. Слепые дети могут неправильно понимать слова, так как слабо соотносят их с реальными предметами, которые эти слова обозначают.

Огромную роль в развитии детей с нарушением зрения играет физическая активность

При воспитании особенно важно уделять больше времени подвижным играм и развлечениям, так как они развивают координацию и умение правильно ориентироваться в пространстве, мышечное чувство, обучают важным навыкам или даже стимулируют зрение. Важно учитывать рекомендации офтальмолога и конкретный диагноз при формировании вариантов двигательной активности маленьких детей

Это необходимо для того, чтобы предупредить отрицательные последствия при неправильно подобранных нагрузках.

Другой особенностью детей с нарушением зрения является то, что при обучении конкретным навыкам и действиям требуется многократное их повторение «рука об руку». Причем это необходимо повторять до тех пор, пока действие не доведется до автоматизма.

Подбирать игрушки для маленьких детей с плохим зрением нужно крупные, яркие, с фактурной поверхностью (стимулирует развитие осязания и остаточное зрение), особенно интересны им музыкальные игрушки и те, которые издают определенные звуки.

В семье слабовидящий ребенок должен быть вовлечен в процесс реализации внутрисемейных обязанностей и выполнять их по мере возможности. Не нужно ограничивать его контакты с нормально-видящими детьми.

Профилактика нарушений зрения у детей

Чтобы надолго сохранить хорошее зрение, необходима профилактика его нарушений у детей. Заниматься этим следует с первых месяцев жизни малыша. Так, первый визит к офтальмологу здоровый ребенок должен совершить вместе с мамой в возрасте 1 месяца. Врач осуществит диагностику возможных врожденных проблем с органом зрения и даст рекомендации по профилактике нарушений зрения у детей. В возрасте 2-3 лет можно уже проверить по специальным таблицам остроту зрения. Ранняя диагностика позволит избежать в будущем многих проблем с учебой в школе.

Обучение детей с нарушениями зрения должно учитывать рекомендации окулиста. Абсолютно слепые дети могут посещать специализированные детские сады и обучаться в школах-интернатах для слепых и слабовидящих. Возможно получение среднего образования на домашнем обучении. При остаточном зрении обучение детей с нарушениями может проводиться с применением специального оборудования и пособий.

Если ребенок умеет читать, он должен обязательно соблюдать правила гигиены чтения – не читать лежа, делать перерывы около 3-5 минут, выполняя специальную гимнастику для глаз. Также врачи рекомендуют ограничить просмотр телевизора и время компьютерных для игр.

Причины возникновения

Характеристика нервно-психического статуса

Для правильной организации и содержания коррекционной работы педагогам необходимо владеть основами медицинских (офтальмологических) знаний и уметь применять их в отношении каждого ребенка.

Остановимся кратко на том, что такое косоглазие и амблиопия и представим результаты обследования наших испытуемых по состоянию зрения.

Косоглазие — заболевание с нарушением бинокулярного зрения, в результате отклонения одного из глаз от общей точки фиксации. Косоглазие — это не только косметический дефект, а тяжелый функциональный недостаток. При несогласованности работы мышц глаза развивается косоглазие. Чаще всего это начинается в 2 — 3 года, когда наиболее активно формируется совместная деятельность обоих глаз. Причиной нарушения взаимодействия глаз могут быть заболевания и травмы центральной нервной системы- и органа зрения.

Анализируя состояние зрения детей с косоглазием и амблиопи-ей Э.С. Аветисов (1963), Л.А. Григорян (1978), Е.И. Ковалевский (1995), R. Sachsenweger (1959) выделили следующие клинические виды косоглазия: содружественное косоглазие; сходящееся косоглазие и амблиопия различной степени; расходящееся косоглазие с разной структурой дефекта: при нормальной остроте зрения, при гиперметропии с дальнозорким астигматизмом, при миопии, при амблиопии различной степени.

Сходящееся косоглазие развивается в раннем детстве и часто бывает не постоянным, а периодическим. Со временем косоглазие приобретает стойкий характер, так как зрительная система ребенка перестраивается и приспосабливается к ассиметричному положению глаз, нарушается бинокулярное зрение.

Расходящееся косоглазие постепенно усиливается с возрастом или остается неизменным, а возникает оно в более позднем возрасте.

Исследования показывают, что у 70% детей со сходящимся косоглазием наблюдается гиперметропия (дальнозоркость), а у 60% при расходящемся косоглазии миопия (близорукость) (В.Т. Абрамов, 1993).

При этом в зависимости от состояния аккомодационного аппарата выделены: аккомодационное косоглазие; частично-аккомодационное косоглазие; неаккомодационное косоглазие.

При косоглазии косящий глаз практически бездействует, в зрении участвует только один глаз. Постепенно это приводит к стойкому понижению зрения косящего глаза, амблиопии.

Под амблиопией понимают понижение остроты зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора, не сопровождающиеся видимыми анатомическими изменениями (Л.А. Григорян, 1978, S. Karpowiz, 1962).

Различают следующие виды амблиопии: рефракционная; дисбинокулярная; обскурационная; истерическая.

Причиной возникновения рефракционной амблиопии является длительное и постоянное проецирование на сетчатку глаза неясного изображения предметов внешнего мира при высокой дальнозорко сти и астигматизме.

Данный вид амблиопии возникает вследствие аномалии рефракции, которые в данный момент не поддаются коррекции.

При ношении правильно подобранных очков острота зрения постепенно может повыситься вплоть до нормального.

Причиной возникновения дисбинокулярной амблиопии являет-ся расстройство бинокулярного зрения. Понижение центрального зрения ведет к расстройству зрительной фиксации и появлению нецентральной фиксации. Точная оценка местоположения видимого предмета затруднена. Таким образом, дисбинокулярная амблиопия подразделяется на две группы: амблиопия с правильной фиксацией и амблиопия с неправильной фиксацией, которая встречается в 70 -75 % случаев.

Амблиопия данного вида, как правило, односторонняя и встре чается при монолатеральном косоглазии. При центральной фикса ции своевременное лечение приводит к повышению остроты зрения. При нецентральной фиксации это удается не всегда.

Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста с нарушением зрения

Исходя из принципа взаимодействия двух основополагающих факторов развития личности — биологического и социального, при подходе к изучению своеобразия детей с нарушением зрения, следует выделить зрительный дефект как биологическое неблагополучие ребенка. Недостаточность зрения как биологическое неблагополучие предопределяет процесс взаимодействия ребенка с социальной средой. Если же среда, окружающая ребенка с нарушением зрения не организовывается сообразно его возможностям, то у ребенка возникают трудности общения с окружающим миром и людьми. При резком снижении зрения или его отсутствии возникают ограничения в знакомстве с окружающим миром, ориентировке в пространстве и окружающей среде, трудности передвижения, общения и обучения.

Таким образом, нарушение зрения обусловливает весь ход психофизического развития детей с нарушением зрения. В дефектологии уже сложилось учение о первичном дефекте и вторичных отклонениях у детей с нарушением в развитии. Первичный дефект- нарушение зрения — в первую очередь предопределяет успешность развития весьма тесно связанной с ним психической функции — зрительного восприятия, которое по Л С. Выготскому называется вторичным дефектом. Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется неточностью, фрагментарностью, замедленностью.

Степень выраженности отставания в психическом развитии у слепых и слабовидящих детей зависит от причин, тяжести и времени возникновения нарушений зрения, а также от своевременного начала коррекционной работы.

Последствиями слепоты являются:

  • ограниченность двигательной сферы;
  • неполнота содержания социального опыта;
  • своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта;
  • возникновение трудностей в игровой, учебной и профессиональной деятельности;
  • неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции;
  • повышенная возбудимость, раздражительность, агрессивность и др.

Ослепшие дети обладают частично сохранившейся зрительной памятью, которую необходимо развивать.

Особенностями умственного развития детей с выраженными дефектами зрения являются ограниченность знаний и представлений об окружающем с преобладанием общих, неконкретных знаний; при достаточном формальном словарном запасе (вербализм) — недостаточная предметная соотнесенность слов. Дефекты зрения часто тормозят развитие двигательных навыков и умений и определяют малую моторную активность ребенка, общую медлительность. На этом фоне у детей нередко возникают двигательные стереотипообразные движения в виде потряхивания рук перед глазами, похлопывания и другие.

Для детей с нарушением зрения характерны также медлительность, малая психическая активность, повышенная истощаемость. Эти нарушения особенно выражены у детей с органическим поражением нервной системы.

  • < Назад
  • Вперёд >

Психофизическая характеристика детей с нарушением зрения

В развитии слепого дошкольника можно выделить 3 общие закономерности:

  • Такой ребенок несколько отстает в физическом и умственном развитии по сравнению со зрячим сверстником, так как активность в отношении освоения окружающего мира у него ниже;
  • Периоды развития слепого ребенка не совпадают с таковыми у зрячих. Это происходит до тех пор, пока другие органы чувств не выработают механизмы компенсации отсутствия нормального зрения;
  • Для развития слепого ребенка характерна диспропорциональность – одни стороны личности развиваются быстрее (речь, мышление), а другие – медленнее (овладение пространством, движения).

Важная характеристика детей с нарушениями зрения – из-за недостаточного развития координации движения слепые дошкольники неуклюжие и недостаточно уверенные. Так, при врожденной слепоте отставание в формировании навыка ходьбы может составлять 2-3 года. Импульсивность дошкольников на том же уровне, что и зрячих, но ввиду отсутствия достаточной координации импульсивность проявляется резче и ярче.

Виды нарушений

Нарушения зрения у ребенка могут носить органический или функциональный характер. Функциональные характеризуются преходящими изменениями, которые нормально поддаются коррекции и могут проходить самостоятельно – это астигматизм, дальнозоркость, косоглазие, близорукость, пр. В основе органических поражений лежат морфологические изменения в структуре глаза и других отделов зрительных анализаторов (проводящие пути, нервы, пр.).

В зависимости от причины, которая вызвала развитие патологии, проблемы со слухом делят на:

  1. Врожденные – появляются во время внутриутробного развития плода.
  2. Генетические – это заболевания, передаваемые по наследству. К таким относят амавроз Лебера, который может не проявиться у матери, но развиваться у ребенка.
  3. Приобретенные – провоцирующие факторы действуют уже после рождения ребенка (это травмы, инфекции – конъюнктивит, блефарит и т.д.).

По степени нарушения остроты зрения дети бывают слабовидящими, с остаточным зрением, тотально слепые.

Классификации заболеваний зрительной системы взрослых и детей представлены в данном материале.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: