Тревожность возрастная
С этой тревожностью чаще всего сталкиваешься в
классах шестилеток. Новая незнакомая обстановка
пугает ребенка, он чувствует себя неуверенно, не
знает, чего ожидать, и поэтому испытывает
тревогу. Ребенок может плакать из-за
незначительных затруднений (забыл линейку,
потекла ручка, родители пришли за ним на пять
минут позже и т.д.). О таких детях учителя говорят,
что они просто еще маленькие.
И действительно, становясь старше, ребенок менее
эмоционально реагирует на трудности, набираясь
опыта, он начинает переносить его на новые
ситуации. Чувствуя себя более компетентным,
ребенок будет меньше бояться перемен и быстрее
адаптироваться к ним.
Тревожность ситуативная
Эмоциональный дискомфорт связан с какой-то
конкретной ситуацией. Например, у ребенка может
возникнуть страх перед новыми людьми, боязнь
публичных выступлений.
Часто приходится слышать от родителей младших
школьников, что их дети боятся идти в магазин,
опасаются обращаться непосредственно к
продавцу. Зная, что предстоит поход в магазин, они
заранее расстраиваются, предпочитают остаться,
например, без жевательной резинки, чем покупать
ее самостоятельно.
Школьная тревожность является разновидностью
ситуативной. Ребенка волнует и беспокоит все, что
связано со школой. Он боится контрольных работ,
боится получить двойку, отвечать у доски, боится
ошибиться. Эта тревожность часто проявляется у
детей, к которым предъявляются завышенные
требования и кого постоянно сравнивают с более
успешными братьями и сестрами. Чаще всего
психологу приходится иметь дело как раз со
школьной тревожностью.
Профилактика детской тревожности
Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче будет помочь ребенку
Обратите внимание на такие симптомы как излишняя боязливость, раздражительность, проблемы со сном или концентрацией внимания. Если вы замечаете эти признаки у своего ребенка – не игнорируйте их
Дом должен быть местом, где ребёнок чувствует себя защищенным и любимым. Открытое общение, интерес к делам и переживаниям вашего малыша помогут создать благоприятную обстановку для его эмоционального состояния.
Регулярные физические упражнения способствуют выработке эндорфинов — “гормонов счастья”, которые естественным образом борются со стрессом и плохим настроением.
Научите вашего ребёнка методам самопомощи – это хороший старт для формирования способности самостоятельно справляться со стрессом.
Уделите время развитию личных интересов ребёнка – это может быть танцами, живописью или программированием.
Общение с другими людьми может вызывать тревогу у детей. Научите свое чадо базовым этапам комфортного общения: как завязывать разговоры или находить общий язык со сверстниками.
Прежде всего помните: профилактика так же важна, как лечение! Создайте окружение без излишних стрессовых факторов, будьте терпеливы к изменениям поведения, поддерживайте его интерес к новому, разъясняйте сложные жизненные явления и находите время для объятий – это основные компоненты успешной профилактики детской тревожности.
Ответьте на вопросы теста для оценки состояния Вашего психического здоровья
Тест на оценку уровня тревожности ребенка
Данная статья проверена экспертом:
Врач — психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Тревожные признаки
Малыша с повышенной тревожностью легко заметить в детском коллективе.
- Он держится особняком, замкнуто, неуверенно, настороже, говорит очень тихо и робко.
- Постоянно ищет одобрения других людей, поскольку имеет низкую самооценку.
- Ему трудно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
- Воспринимает окружающий мир как что-то враждебное и непредсказуемое. Будущее видится ему мрачным и полным опасностей.
- Ребенок постоянно подавлен, у него практически всегда плохое настроение, редко принимает участие в играх со сверстниками.
Тревожному ребенку сложно сосредотачиваться, он плохо спит, боится нового, пасует перед трудностями и проблемами. Из-за частых переживаний его мучают головные боли, ночные кошмары, боли в животе, иногда, при очень сильном волнении, возникает сердцебиение.
Лестница тревожности
Чтобы справляться с тем, что пугает, можно попробовать не прятаться. Это не значит, что нужно срочно выбраться на крышу самого высокого здания по соседству, если вы боитесь высоты. Речь о том, чтобы разбираться со страхом медленно, постепенно. Он не должен владеть вами вечно. Вы можете стать смелее.
- Нарисуйте лестницу с шестью ступеньками. На верхней напишите свою цель.
- Подумайте, какие шаги нужно предпринять, чтобы победить страх и достичь цели. Например, если вы боитесь собак, шаги могут быть такими: просматривать сначала фотографии собак, а потом видеоролики с ними, привыкать к лаю, находиться рядом с собакой, общаться с ней и т. д.
- Поставьте каждому шагу оценку от 1 до 5, где 5 — самое страшное.
- На нижней ступеньке запишите шаг с оценкой 1, на второй — с оценкой 2, на третьей — 3, на четвертой — 4, а шаг с оценкой 5 — на предпоследней.
- Начните снизу и попытайтесь выполнить первое задание. Справившись с ним, поднимитесь на ступеньку выше, когда почувствуете готовность. Идея в том, чтобы постепенно наращивать уверенность. Отмечайте и празднуйте каждый шаг на пути, пока не доберетесь до верха лестницы.
Влияние родителей на тревожных малышей
Безусловно, степень тревожности у малыша зависит от психологического состояния, характера и поведения его родителей. Подобный подход к жизни часто перенимается от мамы или папы.
Усилению беспокойства сына или дочери способствуют следующие факторы.
- Завышенные требования взрослых, часто употребление слов «ты должен», «ты обязан» (ребёнок оказывается в ситуации хронической неуспешности).
- Частые упрёки (порождают боязнь и чувство вины перед родителями).
- Сдержанность мамы или папы в проявлении чувств (при этом присутствуют постоянные предостережения, предчувствие беды, которая может случиться с ребёнком).
- Недоверие (сыну или дочери указывают, с кем дружить, проверяют карманы и пр.).
- Отсутствие теплоты и привязанности между членами семьи (каждый имеет свои увлечения, круг интересов и пр.).
Частые упрёки со стороны родителей порождают тревожность и чувство вины
Сильным стрессом для ребёнка является развод родителей. В данной ситуации малыш, как правило, оказывается с мамой, которая сама испытывает эмоциональную перегрузку и чувство несостоятельности. Женщина часто меняется: становится возбуждённой, агрессивной, стиль воспитания становится авторитарным. У неё не хватает времени на сына или дочку, и у ребёнка закономерно возникает чувство тревоги, отверженности и одиночества.
Сопровождение адаптации первоклассников. Рекомендации учителю
Учитель должен помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Учителю следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.
Используя игровые психологические методики и психотехнические упражнения, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться. В процессе обучения ребенок постигает науку общения с другими детьми, знакомится с правилами поведения в школе, осознает необходимость следовать определенным нормам взаимоотношений со сверстниками и учителем.
Дети учатся сдерживать свои импульсивные желания, агрессивность или излишнюю активность. В то же время учитель может объяснить им, как можно «выплеснуть» избыток энергии без вреда для окружающих и как отдыхать и полностью восстанавливать силы после учебной деятельности.
Обсуждайте важные вопросы!
В первый месяц обучения в школе помимо выполнения специальных упражнений учителю следует не единожды обращаться к обсуждению с первоклассниками следующих вопросов.
- Что изменилось в твоей жизни с момента поступления в школу?
- Что значит быть школьником?
- Зачем нужно учиться?
- Что такое правила и принципы школьной жизни?
- Где в школе находятся: наш класс, столовая, библиотека, туалеты, кабинет врача и т.д.?
- Как себя вести на уроках и на переменах?
- Как готовиться к урокам?
- Как работать с учебниками?
- Каким должно быть мое рабочее место дома?
Признаки повышенной тревожности у детей
Повышенная тревожность у ребёнка проявляется в виде распространённых симптомов.
Ухудшение соматического здоровья. У таких ребят часто болит голова и живот, возникают простудные заболевания, у них может без видимой причины повышаться температура, особенно по утрам, когда нужно собираться на занятия или в детский сад.
Необычные физиологические реакции в стрессовых ситуациях. Малыш может краснеть или бледнеть, ощущать дрожь в коленках, мышечное напряжение, головокружение, тошноту и пр.
Странное поведение на занятии и отказ от выполнения заданий. Если у дошкольника или ученика что-то не получается, он может заплакать или же просто в сердцах бросить ручку, сопровождая свои действия эмоциональной репликой. На вопросы тревожный ребёнок может отвечать молчанием либо говорить наугад. Причём, такая реакция наблюдается даже если школьник выучил урок.
Рассеянность, невнимательность во время занятий в детском саду или школе
Ребёнок неспособен выделить ключевую задачу, пытается охватить вниманием сразу все элементы. Частая отвлекаемость обусловлена стремлением избежать моментов, вызывающих беспокойство
Такие ребята также могут мечтать на уроке: ведь, свои мысли не вызывают у них тревоги.
Тревожность очень часто сопровождается нарушениями сна.
Повышнная тревожность обязательно отражается на соматическом состоянии ребёнка
Психологическая характеристика тревожного ребёнка
Тревожный ребёнок отличается постоянным плохим настроением, подавленностью. Он почти никогда не улыбается либо желает это неискренне с грустным выражением глаз. Мальчик или девочка часто плачет, обижается без видимой причины. Малыш любит проводить время в одиночестве, не идёт на контакт со сверстниками. Самооценка беспокойного ребёнка, как правило, неадекватна: завышена либо занижена.
Среди тревожных детей можно выделить отдельные психологические типы:
- невротики (имеющие соматические проявления в виде заикания, тиков, энуреза и пр.);
- расторможенные (внешне активные дети с замаскированными страхами);
- застенчивые (тихие, безынициативные ребята, плачущие из-за мелочей);
- замкнутые (неприветливые, угрюмые дети, избегающие взрослых и сверстников, не интересующиеся учёбой).
Тревожный ребенок. Советы для родителей дошкольников
Рекомендации педагогам по работе с тревожными детьми
1. Хвалите ребенка даже за незначительный успех.
2. Спрашивайте ребенка в середине занятия.
3. Избегайте заданий на ограниченное время, особенно заданий с необходимостью выбирать правильный ответ из нескольких приведенных.
4. Сравнивайте результаты ребенка только с его собственными результатами (неделю, месяц назад).
5. Предъявляйте адекватные возможностям ребенка требования.
6. Используйте на занятиях визуальную поддержку.
7. Перед началом занятия выполняйте с детьми упражнения на снижение тревожности.
8. Снижайте количество замечаний.
9. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
10. Наказывая ребенка, не унижайте его.
11. Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии его одноклассников.
12. Постепенно приобщайте ребенка к новым заданиям.
13. По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.
14. Избегайте длинных нотаций!
15
Обратите внимание на ваш стиль преподавания (авторитарный стиль может усилить тревожность ребенка)
Повышение самооценки тревожного ребенка
Заниженная самооценка ребенка может выражаться в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Как правило, такой ребенок чаще других подвергается манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожный ребенок иногда любит покритиковать других.
Для того чтобы повысить самооценку ребенка, оказывайте ему поддержку, проявляйте искреннюю заботу о нем и как можно чаще давайте позитивную оценку его действиям и поступкам.
Прежде всего необходимо как можно чаще называть ребёнка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых.
Отрицательное влияние на формирование адекватной самооценки ребёнка оказывает сравнение его результатов с результатами других детей. Если вы все-таки хотите провести сравнение, то лучше сравнить результаты ребёнка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад.
При общении с ребёнком постарайтесь установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребёнка.
Рассказывайте ребёнку о своих собственных затруднениях, испытанных вами в тех или иных ситуациях (в нынешний период, в детстве), и как вы с ними справлялись. Это поможет расширению поведенческого репертуара ребёнка и осознанию того, что и у других людей существуют проблемы, сходные с его собственными.
Необходимо быть последовательными в воспитании ребенка. Повышению самооценки ребенка способствует демократический стиль воспитания. Обратного эффекта можно достичь, используя авторитарный и попустительский стили.
Общайтесь с ребенком так, как будто он лучше, чем в действительности.
Положительное влияние на самооценку ребенка оказывает большое количество приятных событий (поездки, путешествия и т. д.) и отсутствие или снижение количества отрицательных событий.
Выработке адекватной самооценки способствует хорошее физическое развитие и здоровье.
Для детей робких, замкнутых, не умеющих поддерживать отношения с другими детьми, существуют особые тренинги уверенности в себе.
Против волнения
Вот несколько приёмов, которые помогут одолеть волнение.
Зафиксируйте
Если ощущаете признаки тревожности или понимаете, что вас захватили негативные мысли, обратите на это внимание. Отметьте про себя, что с вами происходит
Вот признаки тревожности:
Остановитесь
Если понимаете, что тревожитесь, скажите себе «стоп». Попробуйте подумать о другом или заняться чем-то для переключения, например почитать или приготовить еду.
Выделите время
Решите, что каждый день будете специально тратить пять-десять минут «на переживания» — в строго отведенное время. Тревога подступает и мешает вам выполнять другие задачи? Пообещайте себе, что обязательно поволнуетесь потом, по расписанию.
Ведите внутренний диалог
Порой нас тревожат навязчивые мысли. Например, вы думаете: «Меня не примут в новой школе». В таком случае запишите идею с противоположным содержанием: «Я приятный человек и понравлюсь другим». Каждый раз, когда в голову приходит негативная мысль, в пару ей подыскивайте другую, позитивную.
Благоприятная атмосфера на уроке — средство от тревожности учеников
Задача каждого педагога, независимо от того, есть у него тревожный ребенок в классе или нет – создавать здоровый психологический климат на занятиях:
- в равной мере проявляйте уважение к каждому ученику,
- оценивайте не личность ребёнка, а его знания и результаты деятельности,
- не ругайте учеников за ошибки: задача педагога – научить ребёнка выявлять и исправлять их, а не уничтожить его самооценку;
- поддерживайте учеников,
- принимайте учеников такими, какие они есть, не пытайтесь сделать их идеальными,
- не стремитесь контролировать каждый шаг: железная дисциплина в классе часто свидетельствует о том, что дети боятся учителя,
- хвалите учеников за старания,
- создавайте ситуации успеха,
- будьте спокойны и предсказуемы: детям тяжело находиться рядом с человеком, настроение которого меняется без видимых причин.
И самое главное – учеников никогда нельзя ругать за их переживания, а тревожных – тем более. Также ни в коем случае не высмеивайте поведение ребёнка, даже если вам кажется, что вы делаете это по-доброму. Помните о том, что тревожные дети сверхчувствительны. Лучше вообще никак не комментировать эти особенности.
Обеспечьте ученикам эмоциональную поддержку, подбадривайте их, позволяйте чувствовать себя в безопасности – со временем вы обязательно увидите положительные результаты.
Повышенная тревожность у ребёнка: что делать
Если ваш ребёнок страдает от повышенной тревожности, лечение нужно начинать как можно скорее. Иначе это свойство личности, скорее всего, останется с ним на всю жизнь. Во взрослом возрасте справиться с ним будет сложнее. Мы предлагаем несколько способов, которые помогут ребёнку победить тревожность и повысить его стрессоустойчивость. Эти же советы можно использовать и для профилактики тревожного расстройства, если ваш ребёнок склонен к нему.
Научитесь контролировать свою тревожность
Повторим ещё раз: больше всего на детей влияет поведение их родителей. Поэтому работу с тревожными детьми нужно начать с победы над собственными тревогами. Если дети увидят, что взрослые спокойны, доверяют миру и не боятся идти ему навстречу, они естественным образом сами станут смелее и спокойнее.
Пересмотрите свой стиль воспитания
Прежде чем лечить своего ребёнка от тревожности, подумайте, не требуете ли вы от него слишком многого в жизни? Может быть, стоит снизить ему нагрузку. Например, разрешить не ходить в кружок, который ему не нравится. И, конечно, нельзя ругать детей за ошибки и неудачи, иначе страх будет сковывать их перед любым новым начинанием. Помогите вашему ребёнку справиться с непростой для него ситуацией, покажите, что вам можно доверять. Помните: если ребёнок воспринимает вас как источник опасности и наказаний, он будет постоянно чувствовать страх и одиночество.
Научите ребёнка самостоятельно справляться с трудностями
Не бросайтесь помогать ребёнку, пока он сам об этом не попросит, не стремитесь оградить его от всех трудностей. Дайте ему понять, что вы рядом и всегда поможете, если потребуется, но верите, что он справится самостоятельно. Так ребёнок обязательно поверит в себя и не станет пасовать перед малейшими сложностями. И, конечно, не критикуйте за неудачи: лучше похвалите за смелость и самостоятельность и предложите вместе подумать, как можно исправить ошибку. Это воспитает в ребёнке ответственность и стрессоустойчивость.
Также полезно завести домашнего питомца — например, рыбок, черепашку или аквариумных улиток — и поручить ребёнку некоторые обязанности по уходу за ним. Ребёнок будет чувствовать себя большим и сильным по сравнению со своим питомцем, это укрепит его веру в себя и ощущение собственной значимости.
Любите ребёнка таким, какой он есть
Это значит, что нужно принимать не только достоинства вашего ребёнка, но и то, что вы считаете недостатками — скорее всего, это вовсе не недостатки, а особенности личности, которые делают его непохожим на других. Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми, чаще хвалите его и говорите, что любите его в любой ситуации. Безопасная и комфортная обстановка дома, хорошие отношения с родителями снижают тревожность и повышают стрессоустойчивость детей.
Последствия заболевания
Если не лечить тревожные расстройства, то они могут стать причиной серьезных проблем со здоровьем ребенка.
- Постоянное беспокойство мешает подростку нормально жить, ведет к трудностям в учебе, отношениях с окружающими.
- У него возникают проблемы с памятью, концентрацией внимания.
- При отсутствии должной терапии повышается риск возникновения других психологических нарушений.
- Социальное тревожное расстройство способствует избеганию посещения школы. Это в свою очередь может привести к значительному количеству пропусков занятий, трудностям с переводом в следующий класс.
Подростка можно перевести на индивидуальную форму обучения. Но это не всегда приносит пользу. Тревожное расстройство иногда переходит в хроническую степень. Подросток может посчитать, что лучшим методом борьбы с тревогой будет избегание ситуаций, которые ее провоцируют. А это не приблизит излечение от патологии.
Снятие мышечного напряжения
Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела. Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старыми мамиными помадами или красками. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия. Состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц именно поэтому необходимо проводить различные игры и упражнения, способствующие расслаблению ребенка. Такие игры и упражнения могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Что такое тревожное расстройство
Ощущение тревоги в той или иной степени знакомо каждому человеку, это вполне естественная реакция нашего организма на потенциальную опасность. Однако существует чёткая грань между нормальной тревогой и тревожным расстройством. О тревожном расстройстве (а точнее, расстройствах) говорят, когда тревога не имеет никаких рационально обусловленных причин, не адекватна текущей ситуации, является слишком интенсивной или продолжительной.
Тревожные расстройства включают в себя множество разнообразных заболеваний:
- генерализованное тревожное расстройство,
- социальное тревожное расстройство,
- паническое расстройство,
- ипохондрическое расстройство,
- специфические фобии и т. д.
Качество жизни человека, страдающего тревожными расстройствами, существенно снижается.
Учёные подсчитали, что тревожные расстройства встречаются как минимум вдвое чаще, чем депрессия. Раньше считалось, что такие расстройства не лечатся, а теперь психотерапевты научились с ними работать.
Важно! Тревожное расстройство – это серьёзная проблема. Ни в коем случае не пытайтесь самостоятельно диагностировать его или лечить «в домашних условиях».
Решение проблемы — технология изменения поведения 7Spsy
Как помочь тревожному ребенку?
Ребенок постоянно испытывает беспокойство и страх, не уверен в себе, у него крайне низкая самооценка, не умеет контролировать свои эмоции. К сожалению, решить проблему повышенной тревожности невозможно, родители вместе с психологом должны работать над этим каждый день.
Поднимаем самооценку
Когда ребенок уверен в своих силах, понимает свою уникальность и ценность, он меньше страшится будущего, ведь он полностью владеет ситуацией. Чаще обращайтесь к ребенку по имени, хвалите за любые, пусть даже небольшие успехи, подчеркивайте его сильные стороны
Важно, чтобы Ваше одобрение слышали и другие люди, тогда ребенок будет чувствовать себе более значимым в обществе
- Заведите небольшой стенд дома, где вы будете отмечать достижения ребенка. Что туда можно повесить? Грамоты и медали за участие в конкурсах, контрольные работы с хорошими оценками, удачные рисунки. Проявите фантазию!
- Если ребенок чего-то достиг или где-то отличился, поделитесь историей его успеха с другими людьми, чтобы он слышал это. Делайте это искренне.
- Достижения можно отмечать специальными наклейками-звездочками. Дети любят что-нибудь собирать, и ребенок с удовольствием включится в игру.
Не говорите ребенку резких и обидных слов. Не критикуйте его при посторонних. В случае, когда ребенок совершит плохой поступок, не заставляйте его насильно извиняться, это вызовет противоположный эффект. Лучше поговорите с ним, выясните мотивы поступка, скорее всего, он сам сделает нужные выводы.
Снимаем эмоциональное напряжение
Тревожные дети хорошо реагируют на телесный контакт. Чаще обнимайте его, поглаживайте по голове, по плечу, выражая свою любовь, похвалу и поддержку. Ощущение безопасности и покоя также дает массаж.
Снять напряжение и почувствовать себя в роли сильного уверенного в себе человека помогает театр. Запишите ребенка в театральную студию, (там, кстати, его научат перевоплощаться, управлять голосом и дыханием) или устраивайте постановки любимых сказок дома, раскрашивайте лица аквагримом, придумывайте вместе костюмы. Эти занятия интересны детям, дают проявить фантазию, раскрепоститься, вылить свои переживания в творчество.
Учимся контролировать эмоции
Неумение выразить свои чувства и описать проблему, скрытность, характерны для тревожного ребенка. Сказать сквозь слезы «У меня все хорошо» – это как раз про них. Старайтесь выводить ребенка на диалог, чтобы он мог выговориться о своих переживаниях и страхах. Пусть это будет не прямой рассказ, а рисунок или сказка собственного сочинения, но в любом случае ребенку станет намного легче после такого разговора по душам. Объясните, почему бояться и беспокоиться не стоит, создайте ощущение безопасности и комфорта.
Не начинайте беседу, если вы торопитесь. Выберите свободный вечер, когда можно поговорить спокойно. Если ребенок не готов поделиться с вами, попросите провести разговор другого взрослого, с которым у него сложились доверительные отношения.
Обязательно покажите малыша детскому психологу, если состояние не улучшилось. Он подскажет, что еще можно сделать в вашей ситуации.
Чем опасно состояние тревожности для детей
Симптомы заболевания
Повышенная тревожность в подростковом возрасте проявляется особо остро. Это напрямую связано с физиологическими и психологическими особенностями ребенка в таком периоде. Опасно, что патология может закрепиться и стать устойчивой характеристикой.
К симптомам заболевания относят:
- Замкнутость подростка в себе;
- Отсутствие желания ходить на занятия;
- Снижение контактов со сверстниками;
- Частая смена настроения, преобладание угнетенного состояния.
При появлении таких признаков следует показать подростка специалистам. Разные формы тревожных расстройств возникают по различным причинам. К их лечению стоит подходить специфически. Но это не возрастное отклонение, оно не пройдет само.
Рекомендации для педагогов
Работая с тревожными детьми, педагог должен уделять им особое внимание, не допуская ошибок, которые усугубят состояние дошкольника или ученика
Воспитателю или учителю начальных классов очень важно создать в детском коллективе климат доверия и безопасности. Он должен безусловно принимать каждого ребёнка вне его способностей и успехов
В то же время следует подталкивать ученика или воспитанника к пониманию своих трудностей и дальнейшему развитию.
Замечания по отношению к ребёнку не должны быть публичными, в то время как похвалы стоит озвучивать при всём детском коллективе. Также недопустимы сравнения с другими детьми.
Тревожным ребятам очень важна стимулирующая помощь педагога — уверения в том, что у него обязательно всё получится. Мотивацией для тревожного ребёнка может стать просьба сделать педагогу приятное (например, «порадуй меня своим рисунком» или «мне нужна твоя помощь для организации выставки»).
Беспокойного дошкольника или ученика не следует торопить, при необходимости нужно повторить объяснение условий работы, акцентировать правильность выполнения отдельных деталей.