Движение развивает речь
Крупная моторика (бег, прыжки, перемещения в пространстве, ощущение собственного тела), мелкая моторика (мелкие точные движения) и артикуляционная моторика (речь) прочно связаны между собой. Одно тянет за собой другое, и если в каком-то из звеньев этой цепочки появились проблемы, стоит внимательно понаблюдать за малышом. Если он поздно научился переворачиваться, а потом плохо прыгает, не бегает и во всех крупных движениях отстаёт от сверстников, то с большой долей вероятности речь тоже запоздает, хотя не обязательно.
Верно и обратное: ребёнок, которого не ограничивали в движении, которому давали познавать мир и себя в нём, заговорит раньше. Хорошо развитая общая моторика поможет развитию мелкой и артикуляционной моторики. Если малыш много гуляет, прыгает, бегает, ездит на беговеле или катается с горки, то он, скорее всего, заговорит вовремя и будет развиваться сообразно возрасту.
Управляемая опасность
Конечно, маме спокойнее, когда ребёнок сидит смирно, играет на одном месте, не ползает и не прыгает. Но, как мы уже говорили, это не лучший выход. Недаром сейчас всё больше детей с речевыми проблемами. Для правильного развития нужно поощрять активные игры, чтобы позволить малышам падать, набивать шишки, справляться с трудностями, изучать пределы своих возможностей.
Пусть мы не можем отпустить малыша целый день бегать по улице и лазать по деревьям, но и в квартире есть множество способов развить общую моторику. Позвольте ребёнку самому подняться по лестнице, даже если это отнимет чуть больше времени, или скатиться с кровати на коврик — так он почувствует край матраса и поймёт, что такое высота. Дайте маленькому исследователю залезть на горку или шведскую стенку, незаметно подстраховывая его
Для ребёнка движение — естественная потребность, важное условие развития его способностей в целом и речи в частности
Связь мелкой моторики (пальчиковой гимнастики, лепки, рисования, игры с небольшими предметами) и речи давно известна
Все знают, как важно развивать мелкую моторику, особенно у плохо говорящих малышей. Но общая моторика имеет не меньшее значение
Позвольте крохе бегать, прыгать, играть в мяч. Всё это поможет малышу заговорить вовремя.
Сущность педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОНР
На сегодняшний день, в ДОУ создается особый вид службы, которая оказывает помощь и поддержку детям, у которых имеются разнообразные речевые нарушения, и семьям, их воспитывающим. Данная служба реализуют комплектную работу по оказанию семьям психолого-педагогического сопровождения.
Определение 1
Психолого-педагогическое сопровождение – это технология помощи семьям, воспитывающим детей со специфическими образовательными потребностями, особенностями развития, ориентированная на расширение их педагогической компетентности и оказание поддержки на том или ином этапе развития детей при столкновении с возникающими проблемами или в целях профилактики их появления.
Психолого-педагогическое сопровождение реализуется по следующим направлениям деятельности:
- Реализация конкретных образовательных программ.
- Разработка образовательных заведений новых типов и направлений деятельности.
- Разработка профилактических мероприятий.
- Разработка коррекционных образовательных программы и индивидуальных коррекционных образовательных маршрутов.
Что касается, педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями, то оно предполагает разностороннюю помощь педагога ДОУ, а также оказание медицинской помощи и проведение психологических консультаций. В любом случае, психолого-педагогическое сопровождение предполагает индивидуальную помощь и поддержку детям с речевыми нарушениями и семьям, их воспитывающим.
Речевые нарушения характеризуются многообразием. Они могут слабой степени выраженности, а могут представлять собой серьезную речевую патологию, являющуюся следствием наличия иной патологии. Поэтому, семьям, в которых имеются дети с ОНР, требуется обязательная помощь и сопровождение психолого-педагогического характера.
Комплексная работа с детьми и семьями является достаточно сложным и продуктивным видом реализации педагогического сопровождения. Это обусловлено многосторонностью речевых патологий.
Кроме того, эффективность коррекционной работы зависит от вовлеченности родителей в данный процесс, а следовательно, от их взаимодействия со своими детьми. Потому, требуется организация взаимодействия ДОУ с родителями, ориентированного на оказание помощи в решении семейных проблем и реализации воспитательного потенциала каждой отдельной семьи. Все это входит в комплексное педагогическое сопровождение.
Принципы организации работы с родителями
Работа с родителями дошкольников, имеющих разные речевые патологии, реализуется с опорой на следующие принципы:
- Принцип комплексности. Работа должна затрагивать все аспекты развития ребенка, включать оказание психологической, медицинской, логопедической помощи, а также привлечение дефектолога и иных специалистов, при необходимости.
- Принцип доступности. Он означает предоставление родителям информации о развитии их ребенка и его потенциальных возможностях в понятной, доступной для восприятия форме. Также, реализация коррекционной работы по конкретной должна быть доступна для отдельно взятой семьи т.е. отвечать их материальным возможностям, уровню образования, условиям жизнедеятельности.
- Принцип индивидуальности. Он предполагает учет особенностей развития каждой отдельной семьи и создание комфортных условий взаимодействия.
Индивидуальное педагогическое сопровождение каждой отдельной семьи реализуется на основании диагностики реализации ею основных функций, присущих семьям, имеющим детей с особенностями развития (реабилитационной, коррекционной, образовательной и социализирующей). Каждая семья выполняет эти функции по-разному. Часто они искажаются и реализуются родителями недостаточно (или вовсе не реализуются). Оценка уровня их реализации позволяет построить индивидуальный коррекционный маршрут для каждой семьи.
Консультации для родителей будущих первоклассников
Волевая готовность к школе
Подготовка к школе это многокомпонентная задача, которая стоит перед педагогами и родителями. И одна из важнейших ее составляющих это волевая готовность ребенка к школе
Часто родители в стремлении как можно лучше подковать свое дитя знаниями упускают важность воспитания воли и волевых качеств в ребенке.Проводя регулярные занятия по подготовке руки к письму, занятия по основам математики, развитию речи, мамы совершенно забывают про то, что знания, лишенные воли и намерения их применять и приумножать малоэффективны в школьной жизни. Как сформировать у ребенка волю к учебе?
9 шагов на пути к развитию лидерских качеств у ребенка
Все мы стараемся как можно раньше научить детей плавать, кататься на велосипеде, читать, а также приобщаем их к культуре современного общества, общепринятым правилам поведения и традициям. И хотя многие родители верят, что в раннем возрасте ребенок еще не готов к приобретению лидерских навыков, это самое подходящее время для того, чтобы начать развивать их. Чем раньше ребенок поймет, как стать настоящим лидером, тем увереннее он будет себя чувствовать, когда повзрослеет.
Мотивационная готовность детей к обучению в школе
Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Большинство детей в основном готовы к школе
Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: «я уже ученик!», готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий, иерархии дел и т.п. Несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные.Значимость мотивационного компонента в структуре готовности к обучению очень велика
От характера мотивов зависит и выбор средств достижения результатов деятельности, и характер действий, с мотивами связаны и операции контроля и оценки полученного результата деятельности.Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться.
Психологические аспекты подготовки детей к школе
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается в том, чтобы ко времени поступления в школу у него сложились психологические черты, которые присущи школьнику. Она включает в себя мотивационную, умственную, эмоциональную, волевую, социальную готовность.До поступления в школу, у ребенка должны быть сформированы знания об окружающей среде:
Психологическая готовность ребенка к школеПод психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты: 1. Личностная готовность
Тип темперамента и готовность ребенка к школеДети-холерикиГлавное в подходе к таким детям — дать полезное направление детской энергии.Они часто приступают к работе, не дослушав объяснений до конца, работают быстро, но небрежно, не замечают ошибок.Находясь в атмосфере повышенного внимания взрослых, постоянного одергивания, сдерживания желаний, ребенок становиться нервным, конфликтным.Необходимо помочь им осознать связь между излишней торопливостью и низким результатом труда («Поспешишь — людей насмешишь»). Полезно использовать прием, который ставит ребенка в позицию обучающего: «Расскажи и покажи мне …», «Научи меня …» Следует поощрять старательность, терпение.
Место эмоционально-волевой подготовки в общей готовности к школеПоступление в школу требует всесторонней готовности. Психическое развитие ребенка должно выйти на определенный уровень в отношении познавательных процессов, личностных качеств, мотивационных предпочтений. Формируется интеллектуальная и личностная готовность к обучению в школе.
Условия формирования волевого поведения в дошкольном возрасте
ебенка к школе базируется на волевом управлении действиями и формируется, в лучшем случае, в преддверии школьного обучения или уже в первом классе. Проявлению волевых качеств у дошкольника способствуют кризисы возрастного развития, и в частности кризис 7-ми лет.
Физическая культура — средство коррекции речевых нарушений
Опубликовано в рубрике Полезные статьи
При работе с детьми, имеющими речевые нарушения, наблюдается отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной координации и неточности выполнения движений, моторной неловкости, снижения темпа выполнения движений, нарушении пластичности и амплитуды в упражнениях по показу и по словесной инструкции. У таких детей, также наблюдаются трудности в овладении навыками самообслуживания, существенно страдает координация движений рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация). Также снижена двигательная память.Существует тесная взаимосвязь между состоянием двигательных функций и речи. Эта взаимосвязь изучена и подтверждена исследованиями многих крупных ученых (Леонтьев, Лурия). В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный (центр Брока) располагаются рядом, вернее один является частью другого. Поэтому развитие речи напрямую зависит от развития общей моторики ребенка. Развитие речи и движений (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушения идут «параллельно».Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода, который питает нервные клетки. Большое количество различных движений повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции.Точное, динамическое выполнение упражнений для рук, ног, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти), которые являются ведущими при формировании правильного звукопроизношения.
Действия с предметами, в отличие от упражнений без атрибутов, благодаря их наглядности и практической направленности осознаются и принимаются детьми как необходимые. В связи с этим у них повышается мотивация к таким занятиям, появляются осмысленность и целенаправленность при выполнении различных предметных манипуляций. Иными словами, работа над упражнениями с предметами приобретает для ребенка ценностно-смысловой характер, что позволяет детям в большинстве случаев достигать значительных результатов в развитии тонкой моторики рук.Ведущее место среди разнообразных и многочисленных заданий на развитие предметно-манипулятивной деятельности детей занимают упражнения с мячом.Почему с мячом?Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту ощущения формы.Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку
Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение
Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.Система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание детей с нарушениями речи“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Правильное, чистое произношение и развитая речь — заслуга прежде всего семейного воспитания
Недостаточное внимание к речи детей нередко становится главной причиной – дефектов звукопроизношения
Устранить речевые нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию Вашему ребенку помогут учитель-логопед, педагоги-специалисты, воспитатели детского сада. И все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя Вы родители.
Уважаемые родители, от вас зависит способность ребенка работать, усваивать новые знания, способность понимать то, что дают ему педагоги. От вас зависит, как скоро ликвидируется нарушение речи.
Первым и главным является то, что Вы должны внимательно присмотреться к ребенку и оценить его особенности и возможности:
• в какой мере он понимает речь;
• хорошо ли владеет речью;
• чем отличается поведение ребёнка от поведения его сверстников (застенчив, агрессивен, обидчив, тревожен);
• обратить особое внимание на ручные умения (умение одеваться, застёгивать пуговицы и т. д.);. • обратить внимание на игры ребё нка: насколько он самостоятелен в играх, проявляет ли сообразительность, находчивость, однообразны или разнообразны игры;
• обратить внимание на игры ребё нка: насколько он самостоятелен в играх, проявляет ли сообразительность, находчивость, однообразны или разнообразны игры;
• оценить степень любознательности, интереса ребёнка к новому, его эмоциональность и способность сопереживать, замечать настроение окружающих и соответствующим образом реагировать;
• выяснить, каковы особенности самооценки ребёнка (уверен ли он в своих силах);
Очень важно, уважаемые родители, быть в контакте с неврологом, который назначит медикаментозное лечение, в случае необходимости, психологом, который поможет выработать линию поведения с ребенком. ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ — НЕЛЬЗЯ, МОЖНО, НАДО
ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ — НЕЛЬЗЯ, МОЖНО, НАДО
Надо стремиться к тому, что:
• «можно» для ребенка всегда означало бы «можно»;
• «нельзя» — всегда означало бы «нельзя»;
• слово «надо» ребёнок должен научиться понимать как необходимость какого-нибудь действия.
Эти замечания кажутся на первый взгляд банальными, но они являются основными правилами воспитания ребёнка, если их соблюдают все члены семьи.
Не забывайте эти правила. Ваша чрезмерная забота о состоянии речи ребёнка может принести вред, если Вы ребёнку это показываете. Никогда не стоит подчёркивать дефект в присутствии ребёнка. Это может привести к нарушению самооценки ребёнка, о которой было сказано выше (т. е. он почувствует себя неполноценным, замкнется в себе или начинает требовать к себе особого отношения).
Желаю успеха!
Презентация на тему: » Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Известно также, что формирование движений происходит при участи.» — Транскрипт:
2
Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Известно также, что формирование движений происходит при участи речи. Она является одним из основных компонентов двигательно- пространственных упражнений. Ритм речи, прежде всего стихов, поговорок, пословиц, способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания.
3
С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая и двигательная память. Предлагаемые вашему вниманию комплексы утренней гигиенической гимнастики-разминки, сопровождающиеся речитативами, рассчитаны на детей разного возраста и различных уровней речевого развития. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая и двигательная память. Предлагаемые вашему вниманию комплексы утренней гигиенической гимнастики-разминки, сопровождающиеся речитативами, рассчитаны на детей разного возраста и различных уровней речевого развития.
4
1. Ходьба в колонне по одному 2. Ходьба в полуприседе. Чок, чок, чок, чок Наступлю на каблучок (повторить шесть-восемь раз). 3. Ходьба с высоким подниманием колена, с хлопком по бедрам. Возле дома во дворе Петушок гуляет И любимую свою Песню распевает 4. Ходьба на носках с хлопками над головой. Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку (повторить четыре раза) 5. Прыжки с продвижением вперед, руки на пояс. Скачут зайцы – Прыг да скок – На лесной опушке, А у зайчиков торчат Ушки на макушке. 6. Ходьба на внутреннем своде стопы. Я, пингвин, не один, Нас, пингвинов, стая. Мы живем среди льдин И не замерзаем. 7. Ходьба на наружном своде стопы. Три медведя шли домой, Папа был совсем большой, Мама чуть поменьше ростом, А сынок, малютка просто. 8. Легкий бег на носках (0,5 мин.) Побежали наши дети Все быстрей, все быстрей, Не догонит косолапый… Давайте, веселей! 9. Свободная ходьба.
5
1.Свободная ходьба. На огород мы наш пойдем, И овощей там наберем. Дорога коротка, узка, Идем, ступая, мы, с носка. 2. Ходьба в полуприседе. Дождик, дождик, веселей, Капа- капай, не жалей. Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи. 3. Ходьба приставным шагом вправо в полуприседе. И по бордюру мы пойдем И приседаем мы на нем, Потом обходим деревца И пробежимся мы слегка. 4. Свободная ходьба. А что в нынешнем году В нашем выросло саду? Все мы вам покажем, Обо всем расскажем.
6
1. Ходьба на носках в среднем темпе, руки за головой. Мы веселые ребята, Наше имя – медвежата. Любим лазать и метать, Любим прыгать и играть. 2. Ходьба в глубоком приседе. Мишка шел, шел, шел, Землянику он нашел, Он присел, попыхтел, Землянику всю он съел. 3. Ходьба с высоким подниманием бедра, поворотом на 360 градусов. Мишка шел, шел, шел, К тихой речке он пришел, Сделал полный порот, Через речку пошел вброд. 4. Прыжки с продвижением вперед. Мишка шел, шел, шел, На лужайку он пришел, Он попрыгал на лужайке Быстро, ловко, словно зайка. 5. Легкий бег на носках (0.5 мин.) 6. Спокойная ходьба.
7
1. Ходьба в полуприседе, хлопки по бедрам. Вышли уточки на луг Кря, кря, кря, кря. 2. Легкий бег на носках. Прилетел лохматый жук – Жу, жу, жу, жу 3. Ходьба с перекатом с пятки на носок или ходьба на носках, руки назад. Гуси шею выгибают – Га, га, га, га. 4. Прыжки с продвижением вперед. А лягушки на болоте Ква, ква, ква, ква. 5. Ходьба с высоким подниманием бедра, руки на поясе. Едем, едем, на лошадке, Цок, цок, цок, цок! По дорожке гладкой, гладкой, Цок, цок, цок, цок! В гости нас звала принцесса, Цок, цок, цок, цок! Кушать пудинг сладкий, сладкий, Цок, цок, цок, цок! 6. Бег с захлестом голени назад. Бей, бей барабан, Помоги солдату. Если лопнет барабан, Положу заплату. 7. Свободная ходьба под марш.